Основные проблемы средневековой философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные проблемы средневековой философии



Коми филиал ФГБОУ ВПО

Вятская государственная сельскохозяйственная академия

 

Личное дело №__________

Регистр. №_____________

Оценка________________

зачтено, не зачтено

 

Контрольная работа №_____

 

по______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

наименование дисциплины

 

за________________курс

 

на тему _______________________________________________________________________

полное наименование темы или номер варианта

 

________________________________________________________________________________

 

студента-заочника________________________________________________________________

Ф.И.О. полностью

________________________________________________________________________________

 

 

Направление: «Экономика» профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

 

Работа поступила “_______”____________________20 __г.

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………….3

Раздел I……………………………………………………………………………………3

Раздел II…………………………………………………………………………………...4

Раздел III…………………………………………………………………………………..5

Раздел IV…………………………………………………………………………………..8

Раздел V…………………………………………………………………………………..10

Раздел VI………………………………………………………………………………….11

Раздел VII…………………………………………………………………………………12

Раздел VIII…………………………………………………………………………………13

Заключение………………………………………………………………………………...14

Список литературы………………………………………………………………………..17

Введение

Понятие «античная философия» занимает очень важное место в курсе философии. Это первооснова, начало возникновения философии. Она дала толчок для образования современной философии, для возникновения взглядов и мировоззрения людей на мир и на себя.

В принципе эта тема достаточно изучена в литературе по философии. Как об основополагающей, о ней уже очень много написано и раскрыто ее содержание, на мой взгляд, достаточно полно и образно. Хотя конечно, нет ни одной науки, а философию можно по части отнести к науке, т. к. она имеет дело с понятиями, законами, принципами и теориями, которая ответила бы полностью на все вопросы и философия не исключение.

Философия нужна людям разных специальностей. Это вызвано тем, что она дает знания по наиболее важным проблемам, стоящим перед каждым человеком, обучает правилам мышления, формирует мировоззрение, заставляет задумываться над смыслом бытия. Она помогает человеку найти свое место в жизни не столько в материальном, сколько в душевном и духовном плане, как разумному и чувствующему существу. Если не изучать философию, то человек, даже будучи, отличным специалистом в своей области, останется достаточно ограниченным, не выходящим за узкие рамки своих суждений о мире, бытие, хотя конечно кое-кому можно прожить и без нее, не задумываясь ни о чем.

Изучение философии – это трудный путь к образованности человека. Поскольку весь жизненный путь человека – это познание мира и самопознания, мучительных исканий истины, творческих удач и обретений, то без знаний, прежде всего о человеке, его месте в мире, смысле жизни и призвании, разностороннему, образованному человеку не обойтись.

Философия – это наука о всеобщем. Можно еще сказать, что философия есть наука о мире в целом. Но то целое, которым занимается философия, она видит и в просторах Вселенной, и в человеке, и в одной-единственной элементарной частице. Философия, помимо всего прочего, в отличие от духовного мира человека, отождествляет мысль, образ и действие. Человек действует, реализуя свое миропонимание. В своих действия человек символизирует философию, которая воплощается, преобразуется в объекты, в творения человека. Каждый человек, народ, цивилизация реализует свои философские ценности, например стремление к нравственности, справедливости, добру, красоте, свободе, совершенству.

Наша цивилизация является дочерней по отношению к античности. Античная философия входит в философию как историческая часть, один из этапов философии, который длился примерно с VII в. до н.э. (начиная с милетской школы) до феодальной эпохи (средневековье) V вв. н.э.

Философия выросла из мифов, которые повествовали о происхождении и творении мира, в которых широко использовались антропо- и зооморфные образы без какой-либо четкой рациональной мотивировки. По мере усиления рациональных мотивировок из мифологии стала образовываться философия. Античная философия разделяется на три периода развития: древне-греческий (VII–V вв. до н.э.), классический (со 2 пол. V в. до н.э. по IV в. до н.э.) и эллино-римский (поздняя античность: с IV в. до н.э. по V в. н.э.). В античную философию входят такие школы и учения как: Платона, Аристотеля, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм.

Цель написания данной контрольной работы – это дать представление об античной философии, некоторых ее школах и сущности их учения.

I. Античная Философия

 

Термин «античная философия» объединяет в себе философию древних греков и древних римлян, зародившуюся в VI в. н.э.

При всем разнообразии как отдельных периодов в развитии античной философии, так и школ, направлений в рамках этих периодов мы можем говорить о некотором существенном единстве античной философии как определенном историческом способе философствования.

Черты, определяющие сущность античной философии:

Во-первых, античная философия космоцентрична. Ее теоретическую основу составляет «диалектика идеи и материи, разрабатываемая в виде чувственно-материального космоса, движимого космической душой, управляемого также космическим умом и создаваемого сверхдушевным и сверхумственным первоединством».Предмет античной философии – это познание космоса, природы в ее структурности, в том числе и человека как его неотъемлемой части, при этом с самых начал греческой философии природа – предмет мысли, а не сила, тяготеющая над умом.

Во-вторых, возникновение античной философии связано с преодолением мифологии как формы родового сознания. Древнегреческая мифология как мировоззренческая форма родового общества проходит сложный путь от обряда ритуального действия и мышления через устные сказания и предания до гомеровского эпоса и гесиодовской «Теогонии»

В-третьих, вся античная философия строится на принципе объективизма. Прасимволом античной культуры, по выражению Шпенглера, является отдельное материальное тело.

В-четвертых, античная философия пантеистична. Космос для нее абсолютен, безбожественен, а отдельные боги – лишь принципы действия разнообразных сторон космоса или природы.

Мировоззренческий аспект античной философии характеризуется рядом формул.

Философия – это процесс размышления, продвижения от мысли к мысли.

Философия есть систематизированное мировоззрение.

Мировоззрение – это связное, целостное, общее воззрение на мир, историю, человека.

Философия – особая дисциплина, которая изучает общие законы природы, всего универсума и общества, стремясь показать место человека в этом мире.

Философия как феномен культуры создана гением древних греков в городах-государствах, где были достигнуты политические свободы.

 

Периоды:

  1. Натуралистический, VI-Vвв. До н.э.

Представители: ионийцы, милетцы, пифагорейцы, элеаты, плюралисты, физики-эклектики.

  1. Гуманистический – софисты, Сократ.
  2. Классический. Большой синтез Платона и Аристотеля.
  3. Эллинистических школ: киники, эпикурейцы, стоики, скептики.
  4. Религиозный. Неоплатонисты: от языческих до представления о едином благе.
  5. Период христианской мысли. Филон Александрийский, догмы зарождающейся религии.

 

Характерные черты.

  1. Синкретичность – нерасчлененность важнейших проблем.
  2. Космоцентричность – охват всего космоса и мира человека.
  3. Пантеистичность: космос – чувственное и умопостигаемое абсолютное божество. Достижение на уровне понятий.

 

Античная философия выдвинула ряд фундаментальных идей и проблем, которые не потеряли значения по сей день.

1. Проблемы бытия, небытия материи и ее форм.

2. Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми.

3. Проблема воли и свободы человека, достижения счастья.

4. Проблема отношения человека и Бога, божественной воли, строения Богом Космоса.

 

 

II. Философия средних веков

 

 

Средневековая философия принадлежит эпохе феодализма (V-XV вв.) и христианству. Проблемы философии определяются принципами откровения и единобожия, монотеизма и теоцентризма, т.е. религией. Большинство ученых – духовенство; очаги культуры, науки и образования – монастыри.

 

V. Русская философия

 

Русская философия (конец XIX –начало XX вв.) выступила с критикой понимания бытия в западноевропейской философии Нового времени. Рационализация понимания бытия, а также сведение его к формам человеческого познания и существования вызвала резкую критику со стороны русской религиозной философии.. Приговор субъективному бытию был суров: мировоззрение, в котором власть Абсолюта сменилась «властью призрачных феноменальностей», неизбежно ставит на первое место вопросы земного благоденствия. Вера в Абсолют заменяется верой в человека, в его неограниченные возможности окончательного переустройства мира в соответствии с потребностями человеческого рода. Люди впадают в соблазн считать себя творцами мира. Подобный соблазн заведет их в тупик, ибо идея земного рая – это утопия, о чем свидетельствует как Священное Писание, так и учение Отцов Церкви.

XI – XVII вв. Зарождение русской философии, обусловленное связью с эллинизмом, античной диалектикой платонизма, византийским христианством и восточной патристикой. Основные проблемы здесь – соотношение веры и разума, здравого смысла и интуиции, философии и теологии. Идеала аскетического и мирского. Это время возникновения доктрины старца Филофея «Москва – Третий Рим» и поиска культурной идентичности.

XVIII в. Философская мысль дифференцируется на антропологию, гносеологию, социальные взгляды, развиваются идеи просветительского гуманизма. Это эпоха становления русской метафизики с характерным для нее интересом к проблеме Бога, человеческой души.

XIX в. Философская культура приобретает выраженный общественный акцент: большой резонанс получает спор западников и славянофилов об исторической судьбе России; развиваются материалистические взгляды; распространяется народническая идеология. Существенный вклад в философию вносит В. С. Соловьев, труды которого легли в основание русской религиозно-философской мысли.

XX столетие обогатило отечественную философскую традицию творчеством. Наряду с классикой русской религиозной философии утверждается и развивается марксизм. Октябрьская революция становится прологом к гегемонии диалектико-материалистической философии и ее превращению в государственно-идеологическую доктрину. Это период развития секулярной, научно ориентированной мысли. Постсоветский этап в развитии философской мысли находится в состоянии становления и характеризуется активным поиском новых парадигм и расширением проблемного круга.

Перспективы развития русской философии и ее теоретическое будущее видятся современным отечественным мыслителям как путь гармонизации духовного наследия с новейшими парадигмами философского мышления. Возврат к человеку (реантропологизация), реабилитация философии истории, тенденция к интегративности, к синтезу философии с различными отраслями духовной культуры общества, сохранение как аналитических, так и метафизических ориентиров – вот, пожалуй, самый значительный результат становления русской философии.

Позитивистские и материалистические взгляды философов России XIX в. хотя и представляли собой мировоззренческий антипод религиозно-философской классике, тем не менее, подобно русской метафизике, отражали запросы русской культуры. Интегрируя элементы европейского философского мышления в отечественную традицию, они внесли существенный вклад в становление рационально-теоретического философского мышления в России.

 

 

Заключение

Понятие «философия» занимает очень важное место в жизни людей. Оно дает возможность для появления мировоззрения людей на мир и на себя самих.

Античная философия – совокупность философских учений древнегреческого и древнеримском рабовладельческих обществ, начиная с 7 в. до н.э. вплоть до начала 6 в. н.э. Она состоит из трех периодов: древнегреческого, классического и эллино-римского. В своей контрольной работе, я рассмотрела более подробно два из них, а именно классический и эллино-римский. Особенность античной философии – выстраивание в кристаллизированную форму материализма и идеализма.

Делая краткий обзор, можно выделить, пять основных идей Платона, из которых только последняя, пятая не выдержала проверки временем: 1) Идея вещи есть смысл вещи; 2) Идея вещи есть цельность всех отдельных частей и проявлений вещи; 3) Идея вещи есть общность составляющих ее особенностей и единичностей; 4) Идея вещи невещественна; 5) Идея вещи обладает своим собственным и вполне самостоятельным существованием. Платон исходил из того, что мир идей есть реальный мир.

Утопия Платона заключается в том, что, имея веру в человеческий разум, наивную убежденность о достаточности правильно созерцать идеи, уповая на всемогущую силу идеального мира, можно добиться того, что вся общественная жизнь станет идеальной. Поэтому во главу проектированного им утопического государства он ставил философов, управляющих всем государством.

Из недостатков учения Платона можно выделить рассмотрение теории идеи в отрыве от всякого их научного назначения, рассмотрение идеи как мифа, но надо различать прогрессивную и отсталую формы мифологии Платона.

Ценность учения Платона заключается в создании концепции существования, помимо чувственного мира, мира сверхчувственного; создании всеобщей закономерности вещей. На современную философию он оказал большое влияние как создатель философского направления – идеализма.

Аристотель определил направления разработки философского метода на многие века вперед. Он оказал сильное влияние на современную философию, так как он, фактический подвел итог развитию классической древнегреческой философии, создал весьма дифференцированную систему знаний, освоение которой продолжается и поныне. Даже в наше время, критикуя крайности платоновского идеализма, философия опирается на мнения Аристотеля.

Критика Аристотеля дуализма была направлена в первую очередь против односторонней вульгаризации и упрощения теории идей Платона. Идея вещи, по Аристотелю, находится внутри самой же вещи. Общность вещи обязательно существует и в каждой отдельной вещи, и существует каждый раз по-разному и потому является целостностью вещи. Целостность вещи, когда с удалением одной части вещи гибнет и вся вещь, есть организм вещи в отличие от механизма вещи, когда вещь остается целостной, несмотря ни на какое удаление отдельных ее частей и замену их другими частями.

Он изобрел четырехпринципную структура всякой вещи, понимаемой как организм. Аристотелизм был самой настоящей революцией в отношении платонизма, признававшего существование обособленного мира идей. Также Аристотель был самым глубоким и самым тонким отождествителем формы и материи, соединившим мир идеальных сущностей и вещей, считая все, находящееся за явлениями чувственного мира, за физикой – метафизикой.

Главным для Эпикура было практическое значение философии – прикладная философия. Он считал, что атомы различаются не только по вели-чине и форме, но и по весу, а также имеют части, но не делимы из-за абсолютной непроницаемости. Также полагал, что бесконечно лишь количество атомов, а не форм; он ввел понятие спонтанного «отклонения» атома от прямой линии.

Эпикур существенно преобразовал систему киренаиков. Он отдал предпочтение наслаждению покоем, считая, что динамические наслаждения несут страдания, а статические удовольствия – состояние равновесия. Он делил желания на естественные (необходимее и не необходимые) и вздорные, считая их стимулом динамических удовольствий. Эпикур задавался вопросом, а все ли желания следует исполнять. Для него чувства – источник счастья, отказавшись от критерия интенсивности при оценке удовольствия, предпочел в качестве него длительность. Считал, что стремиться надо к душевным удовольствиям, избегая душевных страданий. Принцип удовольствия, по нему, заложен в самой основе жизни, и ему нужно соответствовать. У Эпикура разум подчинен телу, а не наоборот, но, тем не менее, наибольшие удовольствия человеку доставляет то, что оправдано разумом. Принципом свободы воли Эпикур обосновал возможность независимости человека от общественных связей. Его лозунг был жить незаметно, не по законам общества, а по природе.

Главные моменты стоической картины мира: 1) Космос – это огненный организм; 2) человек существует в рамках космических законов, отсюда его фатализм, судьбоносность; 3) смысл мира и человека – лектон; 4) понимание мира неминуемо приводит к состоянию атараксии. По мнению стоиков, суть субъективного есть слово, его смысловое значение (лектон). Фактически нынешние фаталисты, сами даже того не подозревая, получается, следуют учению стоиков.

Ценность учения стоицизма в современной философии состоит в рассмотрении глубочайших философских проблем, таких как свобода человека, ограничение его. Они считали, что истинное назначение разума состоит не в том, чтобы находить «золотую середину» между противоположными чувствами, но в освобождении от страстей.

Скептицизм это – философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. Скептики отрицают возможность что-либо доказать. Главным аргументом их является существование разных точек зрения по различным вопросам, а возможность определения истинной – нереальна. Они отрицали возможность доказать предпочтительность одного мнения другому и воздерживались от суждений. Для скептиков также, как и для стоиков, важна атараксия (невозмутимость, хладнокровие, спокойствие), но ими она обретается не через знание, а через отказ от него.

Для современной философии опыт скептицизма является не бесполезным, именно в нем зародилась философия. В качестве как ценности, так и недостатка можно выделить как раз их сомнение возможности познания, а к достоинствам можно еще причислить невозмутимость.

Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию. Неоплатоники стремились дать философскую картину всего существующего, в том числе Космоса в целом. Нельзя понять жизнь субъекта вне Космоса, равно как и жизнь Космоса без субъекта. Существующее устроено иерархически: Единое-Благо, Ум, Душа, Материя. Высшее место в иерархии принадлежит Единому-Благу. Единое – это подлинно первосущее, образуя Ум, Мировой Ум. Единое существует посредством Ума. Мировой Ум включает числа и идеи в их системном взаимосвязанном виде. Эманация Ума приводит к Мировой Душе, которая выражает собой все одушевленное. Все, что движется, образует Космос, низшей формой бытия выступает материя. Основная задача человека состоит в том, чтобы глубоко продумать свое место в структурной иерархии бытия. Добро (Благо) идет сверху, от Единого, зло – снизу, от материи. Лестнице нематериального: Душа – Ум – Единое соответствует последовательность: чувство – мысль – экстаз.

Неоплатоники везде видят гармонию и красоту, за них фактически ответственно Единое-Благо. Неоплатонизм сумел дать синтетическую картину современного ему античного общества. Это был последний расцвет античной философии.

В принципе, проанализировав учения эпикурейцев, стоиков, скептиков и неоплатоников можно сделать вывод, что не только в античности люди задавались такими философскими вопросами и жили в соответствии с той философией, которая была присуща им, но и в настоящее, современное время люди живут по разным учениям философии. Кто-то берет от жизни удовольствия, не желая брать страдания, кто-то подчиняется слепо (или не совсем) судьбе, фатально идет по жизни, кто-то относится к жизни с большей или меньшей мерой скептицизма, а кто-то как неоплатоники везде видят гармонию и красоту. Люди, как были, так и остаются разными, и все они видят мир и живут в этом мире по-своему, в меньшей или большей степени уважая нормы и морали общепринятые. А значит так или иначе, все они принадлежат какому-нибудь философскому течению, даже не осознавая это.

В этом плане философию, в частности, античную, конечно необходимо изучать, для познавания мира и для изучения мировоззрения окружающих нас людей. С другой стороны есть необходимость поиска каких-то новых, более лучших (объясняющих или подходящих), подходов к пониманию смысла жизни, бытия, Космоса, общего и частного, всех граней жизни материальной и духовной.

Постоянно проверяясь практикой, теории усовершенствуются, а иногда от них приходится отказываться. Как любая теоретическая наука, философия не обладает абсолютной точностью, от нее нельзя требовать ответов на все вопросы, так как факты всегда шире и богаче теории. Однако она очень нужна тем, кто хочет поближе познакомиться и понять современную (и не только) жизнь.

 

Список литературы

 

1. Аристотель. Метафизика // Соч.: в 4 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1975.

2. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998

3. Горелов А.А. Основы философии: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004

4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1996

5. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон и Аристотель. – М.: «Молодая гвардия», 1993

6. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 1995

7. Философия. Основные идеи и принципы: Попул. очерк / Под общ. ред. А.И. Ракитова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1990

8. Философия: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Л. Калашникова. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

9. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. Изд. 5. – М.: Изд-во политической литературы, 1987

10. Хрестоматия по истории философии. Ч. 1. – М.: Наука, 1994

Коми филиал ФГБОУ ВПО

Вятская государственная сельскохозяйственная академия

 

Личное дело №__________

Регистр. №_____________

Оценка________________

зачтено, не зачтено

 

Контрольная работа №_____

 

по______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

наименование дисциплины

 

за________________курс

 

на тему _______________________________________________________________________

полное наименование темы или номер варианта

 

________________________________________________________________________________

 

студента-заочника________________________________________________________________

Ф.И.О. полностью

________________________________________________________________________________

 

 

Направление: «Экономика» профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

 

Работа поступила “_______”____________________20 __г.

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………….3

Раздел I……………………………………………………………………………………3

Раздел II…………………………………………………………………………………...4

Раздел III…………………………………………………………………………………..5

Раздел IV…………………………………………………………………………………..8

Раздел V…………………………………………………………………………………..10

Раздел VI………………………………………………………………………………….11

Раздел VII…………………………………………………………………………………12

Раздел VIII…………………………………………………………………………………13

Заключение………………………………………………………………………………...14

Список литературы………………………………………………………………………..17

Введение

Понятие «античная философия» занимает очень важное место в курсе философии. Это первооснова, начало возникновения философии. Она дала толчок для образования современной философии, для возникновения взглядов и мировоззрения людей на мир и на себя.

В принципе эта тема достаточно изучена в литературе по философии. Как об основополагающей, о ней уже очень много написано и раскрыто ее содержание, на мой взгляд, достаточно полно и образно. Хотя конечно, нет ни одной науки, а философию можно по части отнести к науке, т. к. она имеет дело с понятиями, законами, принципами и теориями, которая ответила бы полностью на все вопросы и философия не исключение.

Философия нужна людям разных специальностей. Это вызвано тем, что она дает знания по наиболее важным проблемам, стоящим перед каждым человеком, обучает правилам мышления, формирует мировоззрение, заставляет задумываться над смыслом бытия. Она помогает человеку найти свое место в жизни не столько в материальном, сколько в душевном и духовном плане, как разумному и чувствующему существу. Если не изучать философию, то человек, даже будучи, отличным специалистом в своей области, останется достаточно ограниченным, не выходящим за узкие рамки своих суждений о мире, бытие, хотя конечно кое-кому можно прожить и без нее, не задумываясь ни о чем.

Изучение философии – это трудный путь к образованности человека. Поскольку весь жизненный путь человека – это познание мира и самопознания, мучительных исканий истины, творческих удач и обретений, то без знаний, прежде всего о человеке, его месте в мире, смысле жизни и призвании, разностороннему, образованному человеку не обойтись.

Философия – это наука о всеобщем. Можно еще сказать, что философия есть наука о мире в целом. Но то целое, которым занимается философия, она видит и в просторах Вселенной, и в человеке, и в одной-единственной элементарной частице. Философия, помимо всего прочего, в отличие от духовного мира человека, отождествляет мысль, образ и действие. Человек действует, реализуя свое миропонимание. В своих действия человек символизирует философию, которая воплощается, преобразуется в объекты, в творения человека. Каждый человек, народ, цивилизация реализует свои философские ценности, например стремление к нравственности, справедливости, добру, красоте, свободе, совершенству.

Наша цивилизация является дочерней по отношению к античности. Античная философия входит в философию как историческая часть, один из этапов философии, который длился примерно с VII в. до н.э. (начиная с милетской школы) до феодальной эпохи (средневековье) V вв. н.э.

Философия выросла из мифов, которые повествовали о происхождении и творении мира, в которых широко использовались антропо- и зооморфные образы без какой-либо четкой рациональной мотивировки. По мере усиления рациональных мотивировок из мифологии стала образовываться философия. Античная философия разделяется на три периода развития: древне-греческий (VII–V вв. до н.э.), классический (со 2 пол. V в. до н.э. по IV в. до н.э.) и эллино-римский (поздняя античность: с IV в. до н.э. по V в. н.э.). В античную философию входят такие школы и учения как: Платона, Аристотеля, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм.

Цель написания данной контрольной работы – это дать представление об античной философии, некоторых ее школах и сущности их учения.

I. Античная Философия

 

Термин «античная философия» объединяет в себе философию древних греков и древних римлян, зародившуюся в VI в. н.э.

При всем разнообразии как отдельных периодов в развитии античной философии, так и школ, направлений в рамках этих периодов мы можем говорить о некотором существенном единстве античной философии как определенном историческом способе философствования.

Черты, определяющие сущность античной философии:

Во-первых, античная философия космоцентрична. Ее теоретическую основу составляет «диалектика идеи и материи, разрабатываемая в виде чувственно-материального космоса, движимого космической душой, управляемого также космическим умом и создаваемого сверхдушевным и сверхумственным первоединством».Предмет античной философии – это познание космоса, природы в ее структурности, в том числе и человека как его неотъемлемой части, при этом с самых начал греческой философии природа – предмет мысли, а не сила, тяготеющая над умом.

Во-вторых, возникновение античной философии связано с преодолением мифологии как формы родового сознания. Древнегреческая мифология как мировоззренческая форма родового общества проходит сложный путь от обряда ритуального действия и мышления через устные сказания и предания до гомеровского эпоса и гесиодовской «Теогонии»

В-третьих, вся античная философия строится на принципе объективизма. Прасимволом античной культуры, по выражению Шпенглера, является отдельное материальное тело.

В-четвертых, античная философия пантеистична. Космос для нее абсолютен, безбожественен, а отдельные боги – лишь принципы действия разнообразных сторон космоса или природы.

Мировоззренческий аспект античной философии характеризуется рядом формул.

Философия – это процесс размышления, продвижения от мысли к мысли.

Философия есть систематизированное мировоззрение.

Мировоззрение – это связное, целостное, общее воззрение на мир, историю, человека.

Философия – особая дисциплина, которая изучает общие законы природы, всего универсума и общества, стремясь показать место человека в этом мире.

Философия как феномен культуры создана гением древних греков в городах-государствах, где были достигнуты политические свободы.

 

Периоды:

  1. Натуралистический, VI-Vвв. До н.э.

Представители: ионийцы, милетцы, пифагорейцы, элеаты, плюралисты, физики-эклектики.

  1. Гуманистический – софисты, Сократ.
  2. Классический. Большой синтез Платона и Аристотеля.
  3. Эллинистических школ: киники, эпикурейцы, стоики, скептики.
  4. Религиозный. Неоплатонисты: от языческих до представления о едином благе.
  5. Период христианской мысли. Филон Александрийский, догмы зарождающейся религии.

 

Характерные черты.

  1. Синкретичность – нерасчлененность важнейших проблем.
  2. Космоцентричность – охват всего космоса и мира человека.
  3. Пантеистичность: космос – чувственное и умопостигаемое абсолютное божество. Достижение на уровне понятий.

 

Античная философия выдвинула ряд фундаментальных идей и проблем, которые не потеряли значения по сей день.

1. Проблемы бытия, небытия материи и ее форм.

2. Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми.

3. Проблема воли и свободы человека, достижения счастья.

4. Проблема отношения человека и Бога, божественной воли, строения Богом Космоса.

 

 

II. Философия средних веков

 

 

Средневековая философия принадлежит эпохе феодализма (V-XV вв.) и христианству. Проблемы философии определяются принципами откровения и единобожия, монотеизма и теоцентризма, т.е. религией. Большинство ученых – духовенство; очаги культуры, науки и образования – монастыри.

 

Основные проблемы средневековой философии

1. Мир сотворен Богом или существует от века.

2. Постижимы ли воля Бога и сотворенный им мир.

3. Каковы место человека в мире и его роль в истории сквозь призму спасения души.

4. Как сочетаются свобода воли человека и Божественная необходимость.

5. Что есть общее, единоличное и отдельное в учении о триединстве.

6. Если Бог – истина, добро и красота, откуда зло, и почему Бог его терпит.

7. Соотношение истин откровения в Библии и истин человеческого разума.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.107 с.)