III. Философия Возрождения, Просвещения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Философия Возрождения, Просвещения



 

Эпоха Возрождения (XIV – XVII вв.) – переход от средневековья к Новому времени.

Средневековая философия оформила принцип абсолютной личности – Бога; земная жизнь человека – подготовка к загробной под руководством церкви. Переход к городскому образу жизни, развитие промышленности выявляют значимость человека, его творческую активность.

В новых воззрениях – преемственность от средневековья и античности.

Возрождение античного наследия (Н. Кузанский, М. Фичино, Л. Да Винчи, Микеланджело, Дж. Бруно).

Вершина античной философии – неоплатонизм: единое благо – Мировой Ум – Мировая Душа – Космос. В Средневековой философии это трансформировалось в: Бог-Отец – Христос – Святой Дух – все сущее. Сдвиг в сторону субъекта – абсолютной личности. В эпоху Возрождения – еще шаг в эту сторону – к анропоцентризму: в центре мироздания – человек. Теоцентризм сохраняется. Но интересует человек: его природа, самоценность, творчество, красота и самоутверждение. Образуются два центра, совместить которые не удается. Но целность философских систем интересует меньше чем человек. Философы эпохи Возрождения максимально использовали античный и средневековый неоплатонизм: от первого-понимание человека как одухотворенной личности (антропологический неоплатонизм).

Человек - творец и художник –перенимает творческую функцию Бога. Творения реализует в телесном, совершенном единении его с духовным. Совершенство – это красота.

Эстетическое – доминирующий аспект философии эпохи Возрождения, но без утраты духовного. В искусстве сюжеты из Библии, но воплощение – через изображение реальных людей, автопортреты. К знанию Библии добавляется энциклопедическая образованность. Красота должна быть математически строгой.

Гуманизм – этика нарождавшейся энергичной буржуазии. Антропоцентризм – переворот в мировоззрении. Как проявление – противостояние схоластике, ее критика, осмеяние. Право на поиск истины, критика догматизма. Основной вопрос – благородство человека. Оно – в доблести духа (не в родовитости, не в богатстве), которую человек сам в состоянии довести до совершенства через науку, искусство, труд. Тот кто трудится. Имеет право на богатство. Защита частного интереса, индивидуализм.

Утилитаризм – цель жизни и добродетель – польза. Личные интересы согласовываются с чужими, принося другим пользу и радость, что невозможно без дружбы и любви.

 

Основные идеи эпохи Возрождения:

1. Антропоцентризм.

2. Гуманизм.

3. Творческая сущность человека.

4. Личностно-материальное понимание мира.

5. Эстетическое понимание действительности.

6. Антисхоластика: развенчание авторитетов и догм, за религиозные реформы.

7. Геометрически-структурное понимание мира; соотношение бесконечно большого и малого.

8. Пантеизм: Бог – природа; в центре – героическая личность.

Философия этой эпохи столь живо связано с понятийными наработками поздней схоластики, с одной стороны, и новыми научными открытиями – с другой, что это дало основание таким крупным историкам философии. Как Г. В. Гегель и В. Виндельбанд, отказывать философии Возрождения в оригинальности и самостоятельности.

Тем не менее, можно выделить три черты, которые задают типологическое единство философии Возрождения и позволяют обосновать ее специфику и самостоятельность, - это утверждение пантеизма в качестве господствующего мировоззрения, открытие человеческой индивидуальности и эстетический характер антропоцентризма эпохи Ренессанса.

Философия Возрождения существует как бы на водоразделе двух миров, двух форм жизни – христианства и язычества.

Философия Возрождения – антропоцентрична, в отличии от космоцентризма античной и теоцентризма средневековой философии. Гуманисты Возрождения ставят человеческую индивидуальность, личность как творца собственной жизни и судьбы в центр своего мировоззрения.

В эволюции философской мысли Возрождения можно выделить три периода, во многом связанные с изменением удельного веса тех или иных разделов философского знания и трактовкой структуры мира. Первый период – гуманистический (сер. XIV – сер.XVв.) - противопоставил

Средневековому теоцентризму интерес к земному предназначению человека; социально-этическая проблематика выступила здесь на передний план. Второй период – неоплатонический (сер. XV –нач. XVI в.): онтологическая проблематика преобладает, разыскиваются новые пути синтеза аристотелизма и платонизма. Третий период – натурфилософский (сер.XVI – нач.XVII в.) – в области онтологии характеризуется полным отождествлением Бога и природы, в области антропологии, взглядом на человека как на исключительно природное существо.

Огромный прогресс культуры вызвала эпоха Возрождения. Ее хронологические рамки в разных европейских странах не совпадают. Раньше всех Возрождение началось в Италии – уже в XIV в., а закончилось в Германии.

Важнейшее учение, представление эпохи Возрождения – гуманизм, т.е. прославление человека, его огромного потенциала, его предназначения на Земле.

 

Просвещение – торжество рационализма, завершение идей Возрождения, получивших развитие в XVII –XVIII вв.

Просвещение – эпоха гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Как идейно-мировоззренческое движение достигло высшего расцвета во Франции, но распространилось по всей Европе. Следует продолжение классических идей рационализма и формулирование новых на основе критики картезианской метафизики. Критика религиозной идеологии с опорой на достижения науки и материалистическую концепцию. Во Франции Просвещение в форме материализма и атеизма подготовило почву для социалистических идей. Идеологи Просвещения ставили перед собой философские, научные и общие социокультурные проблемы: просветить народ, научить его пользоваться возможностями разума, который освободит от предрассудков, научит критически относиться к религиозным и социальным вопросам. Эти идеи развивали: Ф. Волтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Ж.де Аламбер, Д.Дибро, П. Гольбах, Ж. Ламетри, К. Гельвеций во Франции; Дж. Тойланд, А. Шефтсбери, Б. Мандевиль, Т. Рид, А. Смит в Англии; Х. Вольф, Г. Лессинг в Германии.

Установкой «имей мужество пользоваться собственным умом» утверждалась вера в человеческий разум, который наиболее полно реализуется в науке и технике. Отсюда – опора на научное знание, самоценность научного разума, подчиняемого жизни – социальным преобразованиям. Отсюда – защита естественных прав человека и гражданина, критика суеверий, религий, пропаганда идей религиозной терпимости, пантеизма и деизма.

Реализация этих идей требовала своеобразной трактовки разума: он не дает вечных и общеобязательных истин, он – возможность истины, а не обязательная способность постижения всех тайн бытия. Разум – основа деятельности – помогает установить связь между различными событиями и фактами. Основными свойствами человеческого разума являются готовность и способность искать истину.

Возвышая разум, философы Просвещения ставили его в зависимость от опыта: он контролируется опытом и потому не всемогущ. «Природа есть причина всего» (П.Гольбах), она всецело материальна и объективна. Материя – причина самой себя, состоящая из частиц. Трактовка разума основана не на философско-методологической установке, а на достижениях науки. Не может быть заранее установленных принципов, которые должны быть метафизическими указателями. Исходные принципы зависимы от опыта, данных науки. Отсюда методологическая установка: опытные данные должны быть исходными в понимании происходящих процессов, от них следует идти к истине. Это поднимает статус науки и образования в культуре: они учат анализировать, критически мыслить, не принимая ничего на веру.

Вместе с тем философы понимали несводимость человека к разуму, наличие в мире неразумного. Основная идея т том, что все, что человек делает, думает, чувствует, во что он верит, может и должно быть осмысленно разумом. Человек – существо разумное, и в нем не должно быть ничего неосмысленного. Социальный прогресс – в распространении знания, науки, образовании. Особое внимание – просвещению правителей, обладающих реальной властью.

Философией Просвещения называют философское движение, которому принадлежит ведещее положение в идейной жизни.

К основным чертам философии Просвещения можно отнести: прогрессизм. Просветительство, историзм, социальность, демократизм, эволюционизм, радикализм, антиклерикализм. В философии Просвещения в ранг высших ценностей возводится прогресс, который понимается как историческое совершенствование человеческого рода на основе расширяющегося применения разума. Философы обнаруживают, что важнейшее воздействие на состояние общества оказывает духовный климат, общественное мнение, и даже утверждают: «Мнения правят миром». Просветители считают, что главными препятствиями на пути прогресса являются невежество, заблуждения, предрассудки, а также поддерживающие их общественные установления. И прежде всего церковь. Уничтожить власть церкви над обществом, «раздавить гадину» страстно призывает Вольтер. Перестроить общественные отношения в соответсвии с требованиями разума – одна из задач Просвещения, что определяет его социальность, радикализм и антиклерикализм. Для этого необходима разработка, систематизация опытно-практических и теоретических знаний по всем областям жизни и, особенно, популяризация, распространение их, просвещение народа и воспитание его в духе нового мировоззрения. Просвещенный индивид представляется носителем прогресса, носителем духа развивающегося сообщества, в пределе – всего человечества. Опора на собственный просвещенный разум делает человека независимым и самостоятельным. Кант называет Просвещение эпохой совершеннолетия человечества, когда отдельный человек должен иметь мужество пользоваться собственным рассудком.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 2002; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.219 (0.008 с.)