Предпосылки формирования информационного права как обособленной отрасли. Понятие информации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки формирования информационного права как обособленной отрасли. Понятие информации.



Принципы правового регулирования в информационной сфере.

 

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

 

Место информационного права в системе права.

 

Рассматривая вопросы о месте информационного права в системе права, следует отметить следующее. Информационное право активно использует основные положения теории государства и права, «взаимодействует» с такими отраслями? как конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право, гражданское право, трудовое право, судоустройство, международное публичное и частное право.

Наиболее тесно информационное право взаимодействует с конституционным правом. Являясь ведущей отраслью российского права, конституционное право закрепляет основные права и свободы личности, в том числе и информационные права и свободы (права и свободы в информационной сфере), регламентирует производство таких важнейших информационных объектов, как федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Существенная связь прослеживается с гражданским правом, прежде всего при регулировании имущественных отношений и личных неимущественных отношений по поводу информации и информационных объектов в информационной сфере.

Информационное право также активно использует методы административного права в первую очередь при регулировании отношений, возникающих при осуществлении органами государственной власти и местного самоуправления обязанностей в области массовой информации, по формированию информационных ресурсов и выдачу информации из них широкому кругу потребителей.

С другой стороны, информационно-правовые нормы «проникают» практически во все отрасли права при регулировании ими отношений, возникающих при создании, преобразовании и потреблении информации. Это объясняется тем фактом, что информация является неотъемлемой составной частью деятельности человека, а потому правовые отношения по созданию, преобразованию и потреблению информации в любых отраслях и направлениях деятельности подпадают под закономерности правового регулирования информационного права.

Защита персональных данных.

Защита персональных данных граждан Российской Федерации задача весьма насущная. В случае если персональные данные используются произвольно и становятся доступными лицам, которым они не должны быть известны, гражданам наносится моральный вред и материальный ущерб.

В настоящее время, характеризуемое бурным развитием информационных технологий, на первый план встает вопрос защиты персональных данных при их накоплении, обработке и передаче с использованием средств информатизации. Для регулирования информационных правоотношений в области персональных данных законодателем установлен целый ряд нормативно-правовых актов. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что анализ правового регулирования персональных данных в системе информации довольно актуален.

Цель данной работы рассмотреть основные нормативно-правовые акты, которые используются в сфере персональных данных для определения их правового статуса. Эта цель достигается за счет решения следующих задач: определения понятия персональных данных и их особенностей в нормативно-правовых актах, выделения основных источников законодательства, включающего в себя нормы права в области персональных данных.

Материалами для этой работы послужили учебные пособия и публикации таких авторов как Бачило И.Л., Городов О.А., Лютов Н.Л., Шалыгина Л.С.

Введенные в правовой оборот Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» и получившие значительное распространение в связи с принятием нового Трудового кодекса РФ персональные данные постепенно становятся неотъемлемой частью информационных процессов, связанных с обработкой, использованием и защитой сведений конфиденциального характера.

Персональные данные по смыслу Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» представляются в качестве информации, неразрывно связанной с личностью ее обладателя. Определяя персональные данные в качестве открытого перечня сведений, независимо от формы их представления (ст. 2 ФЗ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации), законодатель тем самым сохранил возможность их расширения по мере того, как будет меняться социальный статус их обладателя на конкретном этапе его жизненного пути. В основу такого рода системы по смыслу ст. 2 положены: фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы физического лица. В состав персональных данных подлежат включению также сведения, связанные с поступлением на работу (службу), ее прохождением и увольнением; данные о супруге, детях и иных членах семьи обладателя, данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации гражданского служащего, а также его супруги (ее супруга), детей и иных членов его семьи, данные, позволяющие определить местонахождение объектов недвижимости, принадлежащих гражданскому служащему на праве собственности или находящихся в его пользовании, сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, владение языками (родной язык, русский язык, другой язык или другие языки), образование общее (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее) и профессиональное (начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское профессиональное), жилищные условия (тип жилого помещения, время постройки дома, размер общей и жилой площади, количество жилых комнат, виды благоустройства жилого помещения), источники средств к существованию (доход от трудовой деятельности или иного занятия, пенсия, в том числе пенсия по инвалидности, стипендия, пособие, другой вид государственного обеспечения, иной источник средств к существованию).[1]

Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации, предполагающей отсутствие свободного доступа к ней и наличие эффективной системы ее защиты. Включение персональных данных в разряд конфиденциальных сведений направлено на предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации, предотвращение других форм незаконного вмешательства в личную жизнь гражданина.

Действующие в отношении них ограничения снимаются при наличии согласия обладателя персональных данных. Последнее предполагается также и в том случае, когда субъект выполняет ряд возложенных на него обязанностей, например при оформлении паспорта, регистрации актов гражданского состояния и т.п.

Представленные в качестве динамичной монолитной категории, персональные имеют достаточно четкое внутреннее структурирование. Формирование в их составе ряда самостоятельных групп сведений обусловлено необходимостью их повышенной правовой защиты. В этой связи принято различать:

1) общедоступные персональные данные, доступ к которым неограниченного круга лиц предоставлен с согласия субъекта персональных данных или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности.

К разряду общедоступных персональных данных могут быть отнесены: фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии субъекта персональных данных. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

Федеральный закон «О персональных данных» предусматривает, что требование о конфиденциальности информации не распространяется применительно к персональным данным в случаях, прямо оговоренных федеральным законом. Следует отметить, что в настоящее время ни один из действующих федеральных законов не содержит прямого указания на возможность свободного использования конфиденциальной информации;

2) биометрические персональные данные, характеризующие физиологические особенности человека и на основе которых можно установить его личность;

3) персональные данные специальной категории, включающие в свой состав данные, касающиеся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни лица.

При этом следует отметить, что Федеральный закон «О персональных данных» не проводит принципиальных различий относительно внутреннего содержания персональных данных, представляя последние в качестве единого самостоятельного объекта правовой защиты. Подход такого рода вполне объясним целями, сформулированными разработчиками рассматриваемого нормативного акта, - обеспечением защиты конфиденциальности всего массива персональных данных без учета их содержания и степени относимости к личности обладателя.[2]

Следует отметить, что распределение персональных данных по самостоятельным категориям имеет место в большинстве иных законодательных и подзаконных нормативных правовых актах.[3] В основу существующей категоризации положен критерий их целевого использования. В частности, нормами Трудового кодекса РФ предусмотрено, что персональные данные работника представляют собой обобщенные данные последнего, необходимые работодателю в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества (п. 1 ст. 86 ТК РФ). По смыслу последнего к их числу относятся: фамилия, имя, отчество работника, сведения о предшествующей трудовой деятельности, отношение к воинской обязанности, образование или уровень квалификации. Все персональные данные работника следует получать у него самого. Если персональные данные работника возможно получить только у третьей стороны, то работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение. Работодателю категорически запрещается получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни.[4]

В целях получения допуска по соответствующей форме к сведениям, составляющим государственную тайну, в состав предоставляемых персональных данных по смыслу Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» в обязательном порядке относятся: фамилия, имя, отчество оформляемого, дата и место его рождения, сведения об образовании - специальность и квалификация по диплому; гражданская принадлежность, наличие ученой степени или ученого звания, владение иностранными языками и соответствующий уровень, сведения о судимости как его самого, так и его родственников, пребывании за границей, наличии за границей родственников, отношении к воинской обязанности, наличии загранпаспорта, семейном положении, место регистрации и жительства. Работники кадрового аппарата в ходе беседы с оформляемым на работу (службу) гражданином сверяют указанные в анкете данные с его личными документами (паспорт, военный билет, трудовая книжка, диплом об образовании, свидетельство о рождении и т.д.), уточняют отдельные вопросы анкеты, выявляют представляющие интерес сведения, не предусмотренные вопросами анкеты, выясняют у гражданина, имел ли он за последний год отношение к секретным работам, документам и изделиям, давал ли он обязательство по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну, работал ли (служил) на режимных объектах, запрашивают необходимые справки и документы, знакомят гражданина с содержанием договора (контракта) об оформлении допуска к государственной тайне.

Необходимость защиты персональных данных работников базируется на одном из фундаментальных прав человека, не относящихся исключительно к предмету трудового права: защите от вмешательства в личную жизнь. В статье 12 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. указывается:

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Это право воспроизводится и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Россией. Кроме того, в Европейской конвенции говорится о том, что не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случая, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Таким образом, в отличие от общих положений Всеобщей декларации 1948 г. в Европейской конвенции указывается, что право человека на невмешательство в личную жизнь не абсолютно, а может быть ограничено с учетом определенных соображений. Следует также иметь в виду, что право на невмешательство в частную жизнь тесно соприкасается с правом на свободу слова: свобода слова ограничивается положениями, защищающими частную жизнь других лиц. То есть можно утверждать, что свобода слова заканчивается там, где начинается право на невмешательство в частную жизнь.[5]

В течение достаточно долгого времени кроме общих норм, подобных процитированным выше, ни в международных актах, ни в национальном законодательстве разных государств никаких специальных правил о порядке получения, хранения, обработки и передачи персональных данных не было. Ситуация стала меняться после начала распространения компьютеров, благодаря чему у компаний и государственных органов стало скапливаться большое количество персональных данных, которые относительно легко могли быть разглашены и тем самым нанести как моральный, так иногда и материальный вред лицам, которых касаются эти данные. Поэтому начиная с 1970-х гг. в промышленно развитых странах стало появляться соответствующее законодательство.[6]

В Российской Федерации основным законом, регулирующим правоотношения в области персональных данных, стал Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». Сфера действия Федерального закона ограничивается исключительно обработкой персональных данных, подразумевая под этим, в силу буквального толкования термина, их сбор, хранение, их возможный анализ, и тем самым исключает возможность защиты индивидуальной информации при ее распространении, хотя по статистике чаще нарушение прав и законных интересов граждан и организаций является следствием незаконного распространения персональных данных.

Однако следует отметить, что в термин «обработка персональных данных» законодателем было заложено куда более расширенное содержание, чем это представляется на первый взгляд. По смыслу пп. 3 п. 1 ст. 3 настоящего Закона под «обработкой персональных данных» понимаются любые действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных (ст. 3 настоящего Закона).

Объективные сложности правового регулирования в сфере защиты персональных данных обусловлены необходимостью сбалансировать в законе противоречивые интересы, как минимум, трех групп субъектов:

1) граждан, чьи персональные данные собираются и обрабатываются (субъекты персональных данных);

2) государственных органов, обязанных обрабатывать персональные данные в связи с исполнением своих полномочий;

3) негосударственных организаций, заинтересованных в обработке персональных данных в соответствии с целями своей деятельности, в том числе в интересах бизнеса.[7]

В такого рода ситуациях действующее законодательство, а равно органы государственной власти, ответственные за его исполнение, не могут в полной мере гарантировать охрану всех персональных данных, а также установить ограничения на сбор и распространение некоторых из них (в большей части это касается персональных данных, которые их обладатель распространяет самостоятельно). Однако с их стороны требуется реальный контроль за соблюдением установленных запретов с целью обеспечения надежной охраны для законодательно установленного минимума.

Федеральный закон «О персональных данных» предусматривает случаи, на которые не распространяется его действие. К таким случаям относятся, в частности:

1) обработка персональных данных физическими лицами в личных целях при условии соблюдения прав субъектов персональных данных. Например, физическое лицо может вести домашнюю адресную книгу, где указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес, телефоны и т. д.;

2) организация хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации, содержащих персональные данные. Положения о ведении таких документов регулируются соответствии Федеральным законом от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».

3) обработка подлежащих включению в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о физических лицах, если такая обработка осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в связи с деятельностью физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из ГК РФ, Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп. от 2 июля 2005 г.) и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Порядок внесения юридических и физических лиц в Единый государственный реестр регулируется Правилами ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений (утв. постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438).

4) обработка персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну. Сведения, составляющие государственную тайну, включают в себя совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством, в частности Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне».

Цель Федерального закона «О персональных данных» заключается в обеспечении защиты прав и свобод гражданина при обработке его персональных данных в соответствии с основными правами и свободами, провозглашенными Декларацией прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., и Конституцией Российской Федерации (ст. 17).

Так, в ст. 9 Декларации провозглашается право каждого на неприкосновенность его частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. В соответствии со ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. А на основании ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается требовать от гражданина предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина, если иное не предусмотрено федеральными законами. Однако гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информацию, непосредственно затрагивающую его права и свободы (ст. 8 указанного Закона).

Необходимо также отметить, что и трудовое законодательство направлено на защиту персональных данных субъектов, состоящих в трудовых отношениях. При поступлении на работу человек сообщает о себе много различной информации. И для того, чтобы эта информация не использовалась против него, Трудовой кодекс РФ обязывает предприятие разработать специальное положение по защите персональных данных - «Положение о работе с персональными данными работников».[8]

Кроме того, в ст. 86 ТК РФ предусмотрены требования, которые необходимо соблюдать при обработке персональных данных работника и гарантии их защиты. Обработка персональных данных работника должна осуществляться исключительно в целях содействия в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества, а так же в целях выполнения требований законов.[9] Все персональные данные работника следует получать только у него самого. Если персональные данные работника возможно получить лишь у третьей стороны, то работник должен быть уведомлен об этом заранее, и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель же должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение.

Федеральной закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» дает развернутое определение персональным данным - это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Персональные данные отнесены Перечнем сведений конфиденциального характера, утвержденным Указом Президента РФ от 06.03.97 № 188, к категории конфиденциальной информации, таким образом лицо, получившее доступ к персональным данным, обязано обеспечивать конфиденциальность таких данных, соблюдать требования о недопустимости их распространения без согласия субъекта персональных данных или иного законного основания. Обеспечение конфиденциальности не требуется в следующих случаях:

· обезличивания персональных данных (совершения действий, в результате которых невозможно определить принадлежность персональных данных конкретному работнику);

· в отношении общедоступных персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия работника или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности.

Правовой статус персональных данных устанавливается международными нормативно-правовыми актами: Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, - и нормами национального законодательства Российской Федерации: Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом «О персональных данных», Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и защите информации», Законом «О государственной тайне» и другими.

 

Правовой статус СМИ.

 

Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган.

Не может выступать учредителем:

1. гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным;

2. объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которого запрещена по закону;

3. гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.

Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации.

Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности.

Редакция может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.

Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде.

Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа.

Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Журналист имеет право:

1. искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

2. посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

3. быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

4. получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

5. посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

6. проверять достоверность сообщаемой ему информации;

7. излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

8. распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

 

Электронное правительство.

Электронное правительство (англ. e-Government) — способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Электронное правительство — система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки[1].

Электронное правительство является частью электронной экономики.

Электронное правительство:

1. оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

2. поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

3. рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

4. повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

5. снижение воздействия фактора географического местоположения;

Электронное правительство обеспечивает:

1. эффективное и менее затратное администрирование;

2. кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством;

3. совершенствование демократии и повышение ответственности власти перед народом.

В условиях развития информационно-коммуникационных технологий все сферы деятельности государственных органов в электронном виде являются востребованными гражданами и организациями различных форм собственности. Актуальность данного направления подчеркивается динамичностью развития таких сфер как, социальная (ФСС, Пенсионный Фонд, ФМС), юридическая (адвокатура, нотариат, судопроизводство), экономическая (бюджет, финансы, налоги), культурная (наука, образование), медицинская, муниципальная сфера (ЖКХ) и т. д.

«Проектное управление» — это разработка, формирование, внедрение, координация и реализация проектов, стратегий, программ информатизации и связи в исполнительные органы государственной власти и подведомственные им организации в целях обеспечения потребности населения, государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в доступе к услугам связи, информационным ресурсам и информационном взаимодействии.

Основные задачи менеджера проектов:

реализации программ развития информатизации и связи, в том числе системы «электронное правительство»;

координирует и продвигает работу по внедрению новейших технологий в части информатизации и связи в исполнительных органах государственной власти;

оптимизация и регламентирование процессов планирования, контроля, корректировки планов проектов;

отслеживание хода выполнения целевых программ, реализуемых Министерством;

аналитика результатов и формирование отчетности по факту реализации мероприятий в области развития информатизации и связи;

подготовка проектной документации для участия в федеральных конкурсах.

Цель

Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

В будущем электронное правительство «одного окна» станет более актуально, чем сегодня. Эта тенденция будет являться следствием развития социальных сетей web 2.0. Данные технологии существенно расширяют возможности политической коммуникации и позволяют достичь новых форм интеграции между правительством, бизнесом и гражданами[2].

В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства. Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным."[3]

Таким образом, ЭП имеет следующие основные цели:

1. оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

2. повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

3. поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

4. рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

5. снижение воздействия фактора географического местоположения.

Таким образом, создание ЭП должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

Виды взаимодействия

1. Между государством и гражданами (G2C, Government-to-Citizen);

2. Между государством и бизнесом (G2B, Government-to-Business);

3. Между различными ветвями государственной власти (G2G, Government-to-Government);

4. Между государством и государственными служащими (G2E, Government-to-Employees).

Предпосылки формирования информационного права как обособленной отрасли. Понятие информации.

 

Право, выполняя экономические и социально-политические функции и взаимодействуя с государством в лице уполномоченных на правотворчество органов, постоянно развивается, совершенствуется и изменяется. Это связано с различными стратегическими задачами и целями, которые ставятся в тот или иной исторический период. Право как единая система правил поведения регулирует общественные отношения, различающиеся по объекту, содержанию, сущности, субъектному составу и другим критериям. Данная позиция предполагает деление системы права на отдельные отрасли и институты. Так, в недавнем прошлом при наличии объективной общественной и государственной потребности из гражданского права было выделено хозяйственное право.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.182.105 (0.099 с.)