Правовой режим иной охраняемой законом тайны. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовой режим иной охраняемой законом тайны.



 

Четкого определения служебной тайны в действующем законодательстве не существует, но ссылки на нее во многих нормативных правовых актах дают возможность выделить некоторые признаки отнесения информации к служебной тайне. Так, в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 в Перечне сведений конфиденциального характера служебной тайной считаются сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с федеральным законодательством. Также к служебной тайне относятся сведения, конфиденциальность которых диктуется служебной необходимостью.

Служебная тайна – это защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах государственного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости.

Информация является служебной тайной, если она отвечает следующим критериям:

- отнесена федеральным законом к служебной информации;

- является конфиденциальной информацией третьих лиц (банковская, профессиональная тайна и др.);

- не является государственной тайной и не относится к перечню сведений, доступ к которым не может быть ограничен.

Определенные категории работников (банковские служащие, работники связи, страховые агенты) обязаны сохранять в тайне сведения, к которым они имеют доступ в связи с выполняемой работой.

В соответствии со ст. 57 ТК РФ при заключении трудового договора могут быть предусмотрены условия о неразглашении охраняемой законом служебной тайны.

ТК РФ предусматривает наложение дисциплинарных взысканий (в том числе увольнение работника в случае разглашения охраняемой законом служебной тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей согласно подп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) аналогично ситуации о разглашении коммерческой тайны.

Угрозы служебной тайне

Отталкиваясь от принятого нами условного понятия служебной тайны, попытаемся выяснить, какие же угрозы существуют для данного вида информации и как от них защищаться.

Хакеры? Ну куда же без них! Хакеры или в целом внешние злоумышленники действительно могут взломать сеть организации и добраться до информации, составляющей служебную тайну.

Тем не менее гораздо более реалистичным представляется другой вариант. Как часто мы слышим в последнее время о хакерах? Достаточно часто. Однако кто же оказывается этими "хакерами" наделе? Подростки, которые залезли в Интернет под чужим аккаунтом, или юноши, наткнувшиеся в школьной сети на базу данных одноклассников. Опасность хакеров сегодня преувеличена. Особенно это касается американских СМИ, регулярно поднимающих истерию по поводу происков китайских и российских "сетевых злодеев".

Даже не сбрасывая хакеров со счета, служебная тайна в ведомственных организациях может и не храниться в локальной сети, откуда есть доступ в Интернет. Для повышения защищенности, скорее всего, будут использоваться несколько не связанных между собой сегментов. И получить доступ к секретной информации можно только изнутри самой организации. А в этом случае на сцену выходят уже инсайдеры. Разумеется, отлаженный режим в подобного рода организациях позволяет до некоторой степени снизить и угрозу компрометации данных изнутри. Персонал проходит регулярные инструктажи по работе со служебной тайной, сами сотрудники достаточно лояльны, доступ в Интернет ограничен. Однако помимо халатности не стоит исключать и злого умысла.

Защита служебной тайны

Можно сколько угодно упражняться в риторике, выясняя, какую же информацию следует отнести к служебной тайне, а какую, например, к коммерческой (с последней, к счастью, уже разобрались, - что такое коммерческая тайна, прописано в Федеральном законе Российской Федерации от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ "О коммерческой тайне"). Но разве это действительно важно?

Не в понятиях дело. Комплексная система защиты информации должна защищать не один определенный класс информации (например, персональные данные), а все корпоративные документы в целом. Да, безусловно, чтобы защита была наиболее эффективной, система должна знать, какая информация является конфиденциальной и кто к ней имеет доступ. Однако в данном случае правильнее будет говорить о классификации как таковой.

Когда в какой-либо организации начинается процесс полноценной классификации, выясняется, что сущность информации гораздо более многолика, чем набор привычных категорий "Коммерческая тайна", "Служебная тайна", "Государственная тайна". Не совсем подходят и понятия "публичная информация", "для внутреннего использования", "совершенно секретно". Оказывается, информация может делиться, например, по географическому или функциональному признаку. Таким образом, классифицированный набор данных будет иметь сразу несколько категорий, например "персональные данные" - "сведения о зарплате" - "Челябинская область". Если какую-то из этих категорий убрать, то описание содержания информационного массива будет уже искажено.

Правовой режим профессиональной тайны (банковской и др.), пока он существует как отдельное явление правовой действительности, не может трансформироваться в служебную тайну-обязанность (в том числе и в налоговую тайну). Правовой режим служебной тайны-обязанности дополняет, а не заменяет собой режим профессиональной тайны.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что реализация правовой охраны информации ограниченного доступа зачастую характеризуется множественностью правоотношений. В реальной жизни во многих случаях реализация правовой охраны тайны-объекта характеризуется множественностью правоотношений: основное абсолютное правоотношение с необходимостью дополняется, обеспечивается относительным правоотношением, иногда даже несколькими. Причем частноправовое абсолютное отношение может быть одновременно обеспечиваемо как частным правоотношением (профессиональная тайна), так и публичным правоотношением (служебная тайна-обязанность). Весь этот комплекс правоотношений имеет единую цель -поддерживать статичность распределения информации в обществе (у ограниченного круга лиц), не допустить незаконного социального движения информации, а следовательно, обеспечить реализацию абсолютного права на информацию.

Существование этой сложной конструкции обусловливается самой природой информации, поскольку при постоянно протекающих в обществе информационных обменах информацию невозможно естественным, внеправовым образом локализовать только у ее законного обладателя, она неизбежно распределяется в обществе.

Здесь следует оговориться, что некоторые вспомогательные правоотношения не являются в полном смысле правоотношениями. В ряде случаев более точно говорить об элементах юридического содержания правоотношения — обеспечительных обязанностях не разглашать информацию, существующих в сложном «неинформационном» правоотношении.

Причем указанные правоотношения находятся в сложном взаимном сочетании друг с другом. Множественность правоотношений может быть организована по простой или сложной схеме. Простая схема строится на основе двух правоотношений: абсолютное + относительное. Сложная схема включает в себя более чем два правоотношения: абсолютное + 1-е относительное + 2-е относительное +... + N-e относительное правоотношение.

Нередко обеспечительную функцию для абсолютного правоотношения по поводу тайны-объекта выполняет не только частноправовое отношение, где реализуется режим профессиональной тайны, но и публично-правовое отношение. Речь идет о служебной тайне-обязанности. Причем такое публично-правовое отношение может существовать как в качестве обеспечительного правоотношения первого порядка (коммерческую тайну гарантирует служебная тайна-обязанность), так и в качестве обеспечительного правоотношения второго порядка:

в случае, коммерческую тайну обеспечивает профессиональная (скажем, банковская) тайна;

в случае, если информация, составляющая банковскую тайну, была получена налоговым органом; в силу этого охрану банковской тайны, в свою очередь, гарантирует налоговая тайна.

№4)

Правовой режим банковской тайны определен ст. 857 ГК РФ и ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности". В соответствии со ст. 857 ГК банки гарантируют тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Статья 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" определяет объем информации, охраняемой банковской тайной, несколько шире. Так, кредитная организация гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов, а так же об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией. Можно представить это в виде следующей таблицы:

Рассмотрим более подробно, что понимать под «иными сведениями».

Иные сведения, устанавливаемые кредитной организацией

Вопрос о том, что российский законодатель имел в виду под «иными сведениями, устанавливаемыми кредитной организацией», входящими в объем банковской тайны не получил однозначного разрешения в литературе.

Большинство специалистов согласны с утверждением, что сведения, в отношении которых действует режим банковской тайны, должны касаться непосредственно клиентов кредитной организации. Возникает вопрос, какие дополнительные («иные») сведения подлежат охране в режиме банковской тайны. Законодательством не предусмотрены ни порядок, ни основания отнесения банком сведений к банковской тайне. Распространение на банковскую тайну норм, регулирующих коммерческую тайну, не представляется возможным ввиду существенных различий между этими видами конфиденциальной информации. При установлении перечня кредитная организация должна исходить исключительно из интересов клиента и необходимости предотвращения возможности причинения ущерба клиенту.

№5)

1. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 02.01.2000 N 13-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

(исключен. - Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ);

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

2. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 02.01.2000 N 13-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

3. Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 02.01.2000 N 13-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

4. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Понятие налоговой тайны

Легальное определение понятие «налоговая тайна» дано в п. 1 ст. 102 НК РФ, согласно которому: «Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: (см. п. 1 ст. 102 НК РФ)».

По поводу информации, составляющей налоговую тайну, могут складываться различные правоотношения, связанные со сбором, получением, хранением, распространением, защитой такой информации, а также ответственностью за неправомерное ее разглашение и использование. Институт налоговой тайны является комплексным, включающим в себя нормы не только налогового, но и информационного, административного, уголовного и других отраслей права.

Содержание налоговой тайны

Согласно ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике. Из установленного ст. 102 НК РФ положения, следует, что сведения могут быть, прежде всего, любыми по форме – это может быть любая письменная (электронная) информация о налогоплательщике, ставшая известной должностному лицу налогового органа при исполнении им законных полномочий: документ, магнитный диск, видеозапись, фото-кино съемка (ст. 92 НК РФ). По своему содержанию сведения так же могут быть любыми, то есть включать в себя не только сведения, непосредственно связанные с вопросами налогообложения, но и иную информацию, правовая охрана которой предусмотрена различными нормативно-правовыми актами (например, личная, семейная, коммерческая тайны).

Одним из важнейших признаков объекта налоговой тайны является то, что сведения, ее составляющие, являются только сведения о лице (налогоплательщике), т.е. это может быть любая информация, относящаяся к конкретному лицу. В литературе приводится классификация конфиденциальных сведений по субъекту ими обладающему на «свои» тайны и «чужие» тайны. «Свои» тайны представляют собой сведения, относящиеся к конкретному лицу, под «чужими» же тайнами понимают сведения, доверенные лицам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности (такими лицами могут быть, например, врачи, адвокаты, аудиторы). Налоговую тайну по смыслу ст. 102 НК РФ составляют лишь сведения, относящиеся к конкретному налогоплательщику, которому и предоставляется право требовать соблюдения тайны в отношении этих сведений (ст. 21 НК РФ). Другим лицам такое право не предоставляется. Следовательно, «чужие» тайны объектом налоговой тайной быть не могут, сохранность такой информации обеспечивается в режиме иных тайн, предусмотренных законодательством, в частности в режиме профессиональной тайны. Гарантией сохранности такой информации в налоговом законодательстве выступает норма, предусмотренная ст. 82 НК РФ, в соответствии с которой при осуществлении налогового контроля сбор, хранение, использование и распространение налоговыми органами информации о налогоплательщике составляющей профессиональную тайну, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну, признается недопустимым.

Основным признаком сведений, составляющих налоговую тайну, отличающим ее от других видов тайн, является то, что сведения о налогоплательщике должны быть получены налоговым органом при исполнении своих полномочий. Сведения о налогоплательщике, полученные должностным лицом не в связи с осуществлением им своих полномочий, налоговой тайной не являются. В этом случае отсутствует само основание отнесения сведений к налоговой тайне, так как любое третье лицо тем же способом может получить такую информацию о налогоплательщике без каких-либо препятствий.

Получение налоговым органом информации о налогоплательщике осуществляется в рамках правоотношений, возникающих в силу НК РФ, имеющих публично-правовой характер и основанных на властном подчинении одной стороны другой. В этих правоотношениях налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие истребовать необходимую информацию (ст. 31 НК РФ), а налогоплательщику – обязанность ее предоставить (ст. 23 НК РФ).

Значение института налоговой тайны

Правовое значение налоговой тайны состоит в том, что она обеспечивает защиту прав и законных интересов налогоплательщиков в отношении информации, отнесенной законодательством к налоговой тайне.

Данный правовой институт тесно пересекается с институтом банковской тайны, что влечет за собой как определенные плюсы для налогоплательщика – так как финансовые учреждения не спешат расставаться с принадлежащей им информацией, так и определенные минусы – законные основания у налоговых органов для истребования определенной доли информации у банков все-таки есть.

№6)

1. Понятие персональных данных

В соответствии со ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Совокупность правовых норм, закрепленных в главе 14 ТК РФ, впервые регулирует отношения по сбору, обработке, хранению, использованию и передаче персональных данных работника.

Среди локальных нормативных правовых актов следует выделить положение о персонале, разрабатываемое работодателем, которое распространяется на сотрудников конкретной организации, положение о порядке обработки персональных данных организации и др.

Под персональными данными работника понимается информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Персональные данные работника относятся к категории документированной информа-ции, т. е. к информации, зафиксированной на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Кроме того, персональные данные работника представляют собой сведения, носящие конфиденциальный характер.

Круг сведений и вид информации, которые составляют персональные данные работника, должны быть закреплены в локальном акте организации.

К числу сведений, составляющих информацию о работнике, относятся:

1) сведения, представляемые работником при приеме на работу, предусмотренные в ст. 65 ТК РФ (сведения, содержащиеся в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность работника; сведения, имеющиеся в трудовой книжке; сведения об образовании, квалификации; сведения, содержащиеся в документах медицинского освидетельствования работника, и др.);

2) сведения, создаваемые и получаемые работодателем в период трудовой деятельности работника (сведения, содержащиеся в личном деле работника, в приказах, распоряжениях, характеристиках, аттестационных материалах, и др.);

3) сведения о работнике, хранящиеся у работодателя после прекращения с ним трудовых отношений (все персональные данные работника, имеющиеся в архиве организации).

Персональные данные работников могут быть двух видов:

— данные, представляющие собой факты, которые не подлежат субъективной оценке, например специальность работника, приобретенная им в результате окончания какого-либо учебного заведения;

— данные оценочного характера, которые могут, в частности, содержаться в характеристике, заключении аттестационной комиссии, и др.

2.Обработка персональных данных

Под обработкой персональных данных работника понимается совокупность отношений, возникающих в процессе: формирования информационных ресурсов на основе получения, хранения, комбинирования, документирования информации о конкретном работнике в порядке, предусмотренном ст. 86 ТК РФ; использования отдельных документов, а также иной информации, составляющей персональные данные работника, хранящейся у работодателя.

Субъектами таких отношений выступают работник, его представитель, работодатель, должностные лица, осуществляющие обработку персональных данных работника, а также третьи лица, получающие (или представляющие) информацию о работнике.

Целями обработки персональных данных работника являются:

— обеспечение соблюдения законов и иных нормативных правовых актов;

— содействие работнику в трудоустройстве, обучении, продвижении по службе;

— обеспечение его личной безопасности;

— контроль за количеством и качеством выполняемой работы и обеспечение сохранности имущества.

Процедура обработки персональных данных работника не закреплена в законе. Статья 86 ТК РФ содержит только перечень общих требований, предъявляемых к обработке таких данных в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Среди них следует выделить следующие:

1) обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в указанных выше целях;

2) при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией РФ и иными федеральными законами;

3) все персональные данные работника следует получать у него самого. Получение персональных данных у третьих лиц возможно только с письменного согласия работника;

4) работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни. В случаях, непосредственно связанных с вопросами трудовых правоотношений, работодатель вправе получать и обрабатывать их с письменного согласия работника;

5) работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или участии в профсоюзной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

6) при принятии решений, затрагивающих интересы работника, работодатель не имеет права основываться на персональных данных работника, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного получения;

7) защита персональных данных работника от неправомерного использования или утраты должна быть обеспечена работодателем за счет его средств в порядке, установленном федеральным законом;

8) работники и их представители должны быть ознакомлены под расписку с документами организации, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области;

9) работники не должны отказываться от своих прав на сохранение и защиту тайны;

10) работодатели, работники и их представители должны совместно вырабатывать меры защиты персональных данных работников

Сформулированные в ТК РФ общие требования, предъявляемые к обработке персональных данных работника, основаны на принципах законности, добровольности, обеспечения равенства возможностей работника без всякой дискриминации в сфере труда. Требования к обработке персональных данных работников и формы их защиты должны быть закреплены в локальных нормативных правовых актах конкретной организации с учетом особенностей и видов ее деятельности, нормы которых не должны ухудшать положение работника в сравнении с ТК РФ и иными федеральными законами.

 

Защита персональных данных.

Защита персональных данных граждан Российской Федерации задача весьма насущная. В случае если персональные данные используются произвольно и становятся доступными лицам, которым они не должны быть известны, гражданам наносится моральный вред и материальный ущерб.

В настоящее время, характеризуемое бурным развитием информационных технологий, на первый план встает вопрос защиты персональных данных при их накоплении, обработке и передаче с использованием средств информатизации. Для регулирования информационных правоотношений в области персональных данных законодателем установлен целый ряд нормативно-правовых актов. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что анализ правового регулирования персональных данных в системе информации довольно актуален.

Цель данной работы рассмотреть основные нормативно-правовые акты, которые используются в сфере персональных данных для определения их правового статуса. Эта цель достигается за счет решения следующих задач: определения понятия персональных данных и их особенностей в нормативно-правовых актах, выделения основных источников законодательства, включающего в себя нормы права в области персональных данных.

Материалами для этой работы послужили учебные пособия и публикации таких авторов как Бачило И.Л., Городов О.А., Лютов Н.Л., Шалыгина Л.С.

Введенные в правовой оборот Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» и получившие значительное распространение в связи с принятием нового Трудового кодекса РФ персональные данные постепенно становятся неотъемлемой частью информационных процессов, связанных с обработкой, использованием и защитой сведений конфиденциального характера.

Персональные данные по смыслу Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» представляются в качестве информации, неразрывно связанной с личностью ее обладателя. Определяя персональные данные в качестве открытого перечня сведений, независимо от формы их представления (ст. 2 ФЗ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации), законодатель тем самым сохранил возможность их расширения по мере того, как будет меняться социальный статус их обладателя на конкретном этапе его жизненного пути. В основу такого рода системы по смыслу ст. 2 положены: фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы физического лица. В состав персональных данных подлежат включению также сведения, связанные с поступлением на работу (службу), ее прохождением и увольнением; данные о супруге, детях и иных членах семьи обладателя, данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации гражданского служащего, а также его супруги (ее супруга), детей и иных членов его семьи, данные, позволяющие определить местонахождение объектов недвижимости, принадлежащих гражданскому служащему на праве собственности или находящихся в его пользовании, сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, владение языками (родной язык, русский язык, другой язык или другие языки), образование общее (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее) и профессиональное (начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское профессиональное), жилищные условия (тип жилого помещения, время постройки дома, размер общей и жилой площади, количество жилых комнат, виды благоустройства жилого помещения), источники средств к существованию (доход от трудовой деятельности или иного занятия, пенсия, в том числе пенсия по инвалидности, стипендия, пособие, другой вид государственного обеспечения, иной источник средств к существованию).[1]

Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации, предполагающей отсутствие свободного доступа к ней и наличие эффективной системы ее защиты. Включение персональных данных в разряд конфиденциальных сведений направлено на предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации, предотвращение других форм незаконного вмешательства в личную жизнь гражданина.

Действующие в отношении них ограничения снимаются при наличии согласия обладателя персональных данных. Последнее предполагается также и в том случае, когда субъект выполняет ряд возложенных на него обязанностей, например при оформлении паспорта, регистрации актов гражданского состояния и т.п.

Представленные в качестве динамичной монолитной категории, персональные имеют достаточно четкое внутреннее структурирование. Формирование в их составе ряда самостоятельных групп сведений обусловлено необходимостью их повышенной правовой защиты. В этой связи принято различать:

1) общедоступные персональные данные, доступ к которым неограниченного круга лиц предоставлен с согласия субъекта персональных данных или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности.

К разряду общедоступных персональных данных могут быть отнесены: фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии субъекта персональных данных. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

Федеральный закон «О персональных данных» предусматривает, что требование о конфиденциальности информации не распространяется применительно к персональным данным в случаях, прямо оговоренных федеральным законом. Следует отметить, что в настоящее время ни один из действующих федеральных законов не содержит прямого указания на возможность свободного использования конфиденциальной информации;

2) биометрические персональные данные, характеризующие физиологические особенности человека и на основе которых можно установить его личность;

3) персональные данные специальной категории, включающие в свой состав данные, касающиеся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни лица.

При этом следует отметить, что Федеральный закон «О персональных данных» не проводит принципиальных различий относительно внутреннего содержания персональных данных, представляя последние в качестве единого самостоятельного объекта правовой защиты. Подход такого рода вполне объясним целями, сформулированными разработчиками рассматриваемого нормативного акта, - обеспечением защиты конфиденциальности всего массива персональных данных без учета их содержания и степени относимости к личности обладателя.[2]

Следует отметить, что распределение персональных данных по самостоятельным категориям имеет место в большинстве иных законодательных и подзаконных нормативных правовых актах.[3] В основу существующей категоризации положен критерий их целевого использования. В частности, нормами Трудового кодекса РФ предусмотрено, что персональные данные работника представляют собой обобщенные данные последнего, необходимые работодателю в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества (п. 1 ст. 86 ТК РФ). По смыслу последнего к их числу относятся: фамилия, имя, отчество работника, сведения о предшествующей трудовой деятельности, отношение к воинской обязанности, образование или уровень квалификации. Все персональные данные работника следует получать у него самого. Если персональные данные работника возможно получить только у третьей стороны, то работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение. Работодателю категорически запрещается получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни.[4]

В целях получения допуска по соответствующей форме к сведениям, составляющим государственную тайну, в состав предоставляемых персональных данных по смыслу Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» в обязательном порядке относятся: фамилия, имя, отчество оформляемого, дата и место его рождения, сведения об образовании - специальность и квалификация по диплому; гражданская принадлежность, наличие ученой степени или ученого звания, владение иностранными языками и соответствующий уровень, сведения о судимости как его самого, так и его родственников, пребывании за границей, наличии за границей родственников, отношении к воинской обязанности, наличии загранпаспорта, семейном положении, место регистрации и жительства. Работники кадрового аппарата в ходе беседы с оформляемым на работу (службу) гражданином сверяют указанные в анкете данные с его личными документами (паспорт, военный билет, трудовая книжка, диплом об образовании, свидетельство о рождении и т.д.), уточняют отдельные вопросы анкеты, выявляют представляющие интерес сведения, не предусмотренные вопросами анкеты, выясняют у гражданина, имел ли он за последний год отношение к секретным работам, документам и изделиям, давал ли он обязательство по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну, работал ли (служил) на режимных объектах, запрашивают необходимые справки и документы, знакомят гражданина с содержанием договора (контракта) об оформлении допуска к государственной тайне.

Необходимость защиты персональных данных работников базируется на одном из фундаментальных прав человека, не относящихся исключительно к предмету трудового права: защите от вмешательства в личную жизнь. В статье 12 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. указывается:

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Это право воспроизводится и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Россией. Кроме того, в Европейской конвенции говорится о том, что не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случая, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.072 с.)