Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категории доступа к информации.

Поиск

Основные понятия

Рынок информационных услуг может быть определен как совокупность экономических, правовых и информационных отношений по торговле (продаже и покупке услуг) между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями) и характеризуется определенной номенклатурой услуг, условиями и механизмами их предоставления и ценами.

Товаром на рынке информационных услуг является информация. Информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Информация, зафиксированная на материальных носителях и хранящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах), образует информационные ресурсы. Под информационной системой понимается организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Информационный ресурс может принадлежать одному человеку или группе лиц, организации, городу, региону, стране, миру. Информационный ресурс является продуктом деятельности наиболее квалифицированной части общества.

Документированная информация (документ)- зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющая ее идентифицировать.

Информационные процессы- процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.

Информация, зафиксированная на материальном носителе и хранящиеся в информационных системах(библиотеках архивов, фондах) образует информационные ресурсы.

Знания обычно подразумевает проверенный практикой результат познания действительности, вернее ее отражение в сознание человека. Знание-это совокупность все знаний - от описаний фактов (первичных знаний) до научных знаний.

Экономика знаний - это экономика при функционировании и развитии которой не соизмеримо возрастает роль знаний и информация за счет возможностей доступа к мировым ресурсам и ресурсам знаний, созданных человеком, на базе современных информационных технологий.

Информационный бизнес- это бизнес, товаром которым является информация. Бизнес в сфере информационной индустрии- это бизнес, где товаром является информация, компьютерная техника, программное обеспечение, оргтехника и др.

Способность решать задачи информационного обслуживания на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием развития вычислительно техники и связи, называемый информационным потенциалом.

Информатизация определяется как организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удоволетворения информационных потребностей и реализация прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

 

 

2. Государственные информационные ре­сурсы

Государственные информационные ресурсы [10] — это ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства. Государственные ресурсы делятся на следующие группы:

♦ федеральные ресурсы;

♦ информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ;

♦ информационные ресурсы субъектов РФ.

Государственные информационные ресурсы, являясь важнейшим фактором, влияющим на выполнение всех функций государства, обеспечивают выполнение следующих основных задач:

♦ государственного управления;

♦ обеспечения прав и безопасности граждан;

♦ поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т. д.

Ряд федеральных органов управления можно назвать чисто «информационными», поскольку их главной задачей или, по крайней мере, одной из главных задач является формирование государственных информационных ресурсов. В число этих органов входят: Министерство культуры РФ, Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат), Государственный комитет РФ но стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт), Министерство природных ресурсов РФ, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и др.

Особое место среди универсальных «информационных» ведомств занимает Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ), формирующее информационные ресурсы для высших органов власти. ФАПСИ генерирует более 40 баз данных по очень широкому тематическому спектру и на основе самых разнообразных источников, включая данные Госкомстата, СМИ, ведомственных и региональных источников, а также на основе деятельности собственных информационных служб.

Государственные информационные ресурсы могут быть разделены на две группы:

1) информационные ресурсы, предназначенные для решения задач конкретного органа управления определенного звена;

2) информационные ресурсы, ориентированные на внешнего пользователя.

Ресурсы второй группы формируются, как правило, информационными или информационно-аналитическими структурами. Если они имеют общее методическое руководство, схожие задачи, решаемые на основе единых нормативных документов, то они могут быть названы государственными информационными системами.

К таким системам, имеющим межведомственный, универсальный характер, могут быть отнесены:

♦ библиотечная сеть Российской Федерации;

♦ архивный фонд Российской Федерации;

♦ государственная система статистики;

♦ государственная система научно-технической информации.

 

3. Коммерческие информационные ре­сурсы

 

Коммерческие информационные ресурсы – ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности коммерческих организаций.

Коммерчески электронные ресурсы можно подразделить по общественному назначению на следующие типы:

• научные;

• образовательные;

• развлекательные;

• СМИ (новости);

• производственная информация;

• финансовая информация;

• электронная коммерция;

• реклама и т.д.

Электронные ресурсы подразделяются по степени доступности на следующие виды:

• бесплатные;

• условно бесплатные;

• платные;

• закрытые для публичного доступа.

Имеется несколько типов электронных ресурсов:

• полнотекстовые документы, электронные журналы с возможностями поиска и наличием гиперсвязей;

• библиографические БД (в т.ч. электронные каталоги);

• рисунки и изображения;

• аудиозаписи и музыка, видео, компьютерная анимация;

• цифровые карты и картографическая информация;

• компьютерные программы.

Можно выделить следующие основные виды информационных ресурсов:

• информация об организациях, проектах и отчетах о проделанной работе; персональная информация;

• публикации;

• описание научных результатов, патентов, технологий и уникального научного оборудования;

• информация о научных фондах, электронных библиотеках, базах данных и вычислительных ресурсах;

• различная нормативно-справочная и библиографическая информация и другие документы, относящиеся к научной и научно-организационной деятельности учреждения.

Все существующее многообразие образовательных и научных информационных ресурсов (отечественных и зарубежных) можно, разделить на группы информационных ресурсов по целевому назначению

1) Универсальные: аккумулируют электронные версии текстовых документов, относящихся к любым общественно значимым темам, обеспечивая глобальный мониторинг информационного пространства.

2) Справочные: электронные ресурсы, содержащее краткие сведения научного и прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения.

3) Правовые. Наиболее крупными компаниями в этой области являются «КонсультантПлюс», «ГАРАНТ», «Кодекс».

4) Учебные.

5) Научные: представлены библиографическими, реферативными, полнотекстовыми базами данных, содержащими различные виды документов: реферативные журналы, диссертации, книги, нормативно-техническую документацию, патентную информацию, периодику.

На рынке электронной информации можно выделить три группы информационных служб, занимающихся информационным обслуживанием:

• центры-генераторы (производители информации) — специализируются на добыче информации, формировании баз данных и поддержании их в актуальном состоянии;

• центры распределения (поставщики информации, вендоры) — занимаются информационным обслуживанием пользователей на основе баз данных, поставляемых им на коммерческой основе центрами-генераторами;

• информационные агентства — помимо функции сбора информации, формирования и ведения баз данных осуществляют и функции обслуживания пользователей.

 

 

Авторское право

 

 

Авторское право распространяется на произведение науки, литература и искусство, являющиеся результатом творческой деятельности, не зависимо от назначения и достоинства произведения, а так же от способа его выражения. К объектам авторского права так же относятся: производные произведения, сборники и др составные произведения, представляющих собой по подбору и расположению материалов резултат творческого труда. Не являются объектами авторского права:

- Официальные документы

- госудаственные символы и знаки

-произведения народного творчества

- сообщения о событиях и фактах, имеющий информационный характер

 

Использование произведения без согласия автора ии без выплаты авторского вознаграждения допускается, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования

В рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия»» (2002-2010). Запланированное мероприятее проводится по 9 направлениям:

1) Совершенствование законодательства и системы гос регулирования в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

2) Обеспечение открытости в деятельности гос власти и общедоступности гос информационных ресурсов, создание условий эффективного взаимодействия между органами гос власти и гражданами на основе использования ИКТ

3) Совершенствование деятельности органов гос власти и местного самоуправления на основе использования ИКТ

4) Совершенствование взаимодействия органов гос власти иорганов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и внедрение ИККТ в реальный сектор экономики

5) Развитие системы подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей

6) Содействие развитию независимых средств массовой информации по средствам внедрения ИККТ

7) Развитие телекоммуникационной инфраструкты и создание пунктов подключения к открытым информационным системам

8) Разработка и создание сстемы электронной торговли

9) Формирование общественной поддержки выполнения мерояприятий программы

 

Ряд государственных информационных ресурсов создается в настоящие время в соотвествие с указанной федеральной целевой программой «Электронная Россия»

К основным из них могут быть отнесены следующие:

- специализированная информационная система «Правительственный портал»

- «Российский портал развития»

- банк данных форм документов оборота для органов гос власти и местного самоуправления

- региональные подсистемы «Государственный регистр населения»

- интегрированная информационная статистическая система

- единый научно технический реестр

- порталы научной и научно-технической информации

- сводный каталог библиотек и архивов России

- единая база данных товарах и услугах

- система информационно маркетинговых центров

Необходимо отметь важность таких кадастров, создаваемых в настоящие время, как земельный кадастр, кадастр недвижимого имущества, водный, лесной, Государственный кадастр место рождений и проявлений полезных ископаемых РФ и ряд других.

 

7. Информационные потребности при плани­ровании деятельности предприятия.

 

Планирование –важнейший элемент менеджмента. Основная концептуальная цель деятельности предприятия- достигать максимальной прибыли, производя то что пользуется спросом

Возможности предприятия- это его ресурсы. К основным из них относятся:

-финансовые

-технико-технологические

- кадровые

- правовые

- интеллектуальные

- силовые

 

Глубокие знания и объективная оценка своих возможностей- важные факторы, используемые при разработки стратегии развития предприятия, фирмы. Информацией о ресурсах предприятия обычно располагает сама фирма. Это внутренняя информация. Однако для оценки имеющихся собственных ресурсов: технико-технологической базы, стоимости недвижимости и др. составляющих корпоративных ресурсов часто привлекаются внешние эксперты. Аудиторская проверка, по существу, является оценкой финансового состояния, предприятия, фирмы.

К Важнейшим составляющим внешней среды относятся:

- общее состояние мировой экономике

-общее состояние Российской экономике

-состояние отраслевых рынков

-состояние рынков отдельных видов продукции и услуг

Изучение и анализ этих элементов внешний среды проводится как маркетинговое исследование аналитическими структурами фирмы или консалтинговыми агентствами.

 

Документальным отображением предлагаемой или выбранной стратегии развития деятельности предприятия является бизнес-план или технико-экономическое обоснование. Бизнес-план выполняет ряд важнейших функций:

-- предоставляет для обоснования руководству фирмы, предприятия правильности выбранной стратегии. Принятая руководством стратегии, а следовательно, и утвержденный бизнес-план позволяет фирме осуществлять краткосрочное, тактическое планирование, то есть реализовывать выполнение конкретных задач, направленных на осуществление общего замысла бизнес стратегии развития предприятия

-- является одним из ключевых документов, на основе которого банки рассматриваю возможности выдачи кредита фирме.

-- позволяет фирме, предприятию, привлечь потенциальных партнеров, которые могут внести вклад в реализацию стратегии фирмы, предприятия

 

8. Методика решения задач кредитования в банке и выявление требований к информа­ционному обеспечению

 

Банк нуждается во всесторонней информационной поддержки. Повышенное внимание требуется уделять информационному обеспечению задач кредитования. Банку с целью снижения риска необходимо проводить проверку финансового состояния каждого заемщика и реализуемости его бизнес-плана на основе информационных ресурсов.

Кредит является основой банковского дела и базисом, по которому судят о качестве работе банка. Мировой опыт показывает, что доходы банков от кредитования составляют 80% общих доходов.

Особое внимание заслуживает процесс управления кредитами, потому что от его качества зависит успех работы банка.

Информационно-аналтическая работа, связанная с решением вопроса о выдачи кредита обычно проводится в 2 этапа:

1) Проверка финансового состояния заемщика

2) Проверка бизнес-плана

(Таблица в тетрадки)

 

При проверки бизнес-плана заемщика кредитный отдел банка уточняет достоверность исходной информации, на основе которой построен бизнес-план, и правильность обработки этой информации. Составители бизнес-плана обязаны указывать источники, из которых заимствованные исходные данные, в том случае, если он используется для получения кредита.

Обычно особое внимание банк уделяет стоянию того рынка, к которому относится заемщик. Для оценки отрасли и экономических условий большинство банков анализируют следующие критерии:

1)Состояние дел в отрасли- рост и размер рынка(прогноз развития рынка), структура отрасли (характер продукции, технологический уровень, основные поставщики),экономика бизнеса (цены, издержки, инвестиции), обзор действующего законодательства и влияния правительства на положение в отрасли

2) позиция заемщика в отрасли- основная информация для понимания конкурентоспособности и наличие потенциала для изменения стратегии. Данный критерий определяется следующий информацией: конкурентная позиция на рынке(доля на рынке, цены конкурентов), сильные и слабые стороны производимой продукции (объем и издержки производства, технологические ресурсы), потенциал для изменений (стратегия, альтернатива, достаточность финансовых ресурсов)

Можно выделить 2 основные схемы: централизованная и децентрализованная. В Централизованной схеме на 1 подразделение возлагается задача получения информации из внешних источников. Это может быть структура, обслуживающая электронный офис, на нее, как правило, возлагается также и ведение БД внутренней информации. Такое подразделение называют информационным или информационно-аналитическим. При децентрализованной структуре доступ к внешней информации организует каждое подразделение фирмы.

Обобщение требований потребителя к информации, содержащийся в МИРС на примере экономике, позволяет сформировать основные группы данных, которые должны содержаться в МИР: 1) сведения о состояние о состояние мирового и региональных финансовых рынков 2) сведения характеризующие рынки сбыта 3) сведения характеризующие возможных партнеров 4) сведения о степени коммерческих и финансовых рисков в разных странах и регионах мира 5) сведения о финансовом состояние компаний различных стран 6) сведения о продукции и услугах компаний разных стран 7) сведения о рынках недвижимости 8) сведения о потентат новейших технологиях 9) сведения о законодательстве разных стран мира 10) отчет аудиторских фирм 11) данные о внешней торговли по разным странам 12) сведения о состояние страхового рынка 13)официальное политическое и экономическая информация по странам 14) деловые новости ведущих мировых агентств.

 

Профессиональные базы

Бизнес-справка — содержит необходимые сведения о финансовом положении потенциальных партнеров (заемщиков), а также сведения о степени коммерческого риска при ведении дел с ними.

В состав бизнес-справки входят:

♦ общая информация о фирме (адресные реквизиты фирмы, форма собственности, краткая история создания и деятельности фирмы, виды деятельности (выпускаемая продукция и услуги), сведения о владельцах и руководителях фирмы, сведения о филиалах и отделениях, дочерних и материнских фирмах);

♦ специальный рейтинг, отражающий финансовое положение фирмы и степень коммерческого риска, связанного с ведением дел с данной фирмой;

♦ перечень банков, клиентом которых является данная фирма;

♦ отдельные события, факты, характеризующие данную фирму, в том числе участие в судебных разбирательствах;

♦ последняя финансовая информация (данные баланса, отчет о прибылях и убытках);

♦ информация о практике и сроках исполнения платежей данной фирмой, полученная на основе анализа предыдущей деятельности фирмы.

Указанная информация дает пользователю возможность:

♦ обоснованно и оперативно принять решение о целесообразности и условиях взаимоотношений с партнерами;

♦ избежать выдачи денежных ссуд и кредитов под контракты с ненадежными партнерами;

♦ оценить степень финансового риска участия в совместных проектах;

♦ правильно строить взаимоотношения с уже имеющимися партнерами

Кредитно-аналитическая справка. Это аналитический документ, характеризующий финансовые показатели фирмы за период до трех лет в сравнении с данными по отрасли, к которой относится данная фирма. Кредитно-аналитическая справка содержит более детальную по сравнению с бизнес-справкой информацию о финансовом положении интересующей вас фирмы.

Состав кредитно-аналитической справки:

■ сравнение финансовых показателей фирмы и отрасли, к которой относится данная фирма. Изменения в сравнительных характеристиках по сравнению с предыдущим годом;

■ 20 показателей, характеризующих сравнительные данные по фирме и отрасли по группам:

■ ликвидность фирмы, способность ее выполнять свои обязательства;

■ эффективность использования фирмой наемного труда;

■ рентабельность фирмы.

■ Получение указанной информации обеспечивает следующие возможности:

■ сократить время на изучение финансовой отчетности и ее анализ;

■ определить максимальный размер кредита путем сопоставления уровня ликвидности и усредненных показателей по отрасли;

■ при проведении маркетинговых исследований более детально изучить покупателей, поставщиков и конкурентов.

Платежно-аналитическая справка. Данный аналитический документ характеризует практику и сроки исполнения платежей интересующим вас партнером.

Состав платежно-аналитической справки:

♦ общие сведения о фирме (адрес, телефон, факс, фамилии руководителей, оборот, год начала деятельности, виды деятельности, код по промышленному классификатору);

♦ показатель надежности исполнения платежа (индекс исполнения платежей) и его динамика за последние два года. Индекс исполнения платежей — это двузначное число, которое рассчитывается на основе практики исполнения платежей данной фирмой. Пересчет показателя производится при получении новых сведений. Чем быстрее исполняются платежи, тем выше показатель;

♦ характеристика практики и сроков исполнения платежей за последний год, включая сумму предоставленных кредитов, число проведенных коммерческих операций, сроки оплаты, а также данные о недобросовестном исполнении фирмой своих обязательств.

Получение указанной информации позволяет:

♦ обоснованно регулировать кредитные отношения с фирмой или вообще отказать в предоставлении кредита или ссуды;

♦ выбрать оптимальные условия кредитования, регулировать сроки и условия оплаты в каждом конкретном случае;

♦ прогнозировать сроки исполнения платежей;

♦ прогнозировать приближение несостоятельности фирмы по возврату средств и принять соответствующие решения до того, как аналогичные требования будут предъявлены фирме другими кредиторами.

Деловая справочная литература. Компания «Дан энд Брэдстрит» выпускает ежегодные справочники для самостоятельного поиска партнеров в различных странах мира.

Справочники содержат следующую информацию:

♦ алфавитный указатель фирм данной страны (название фирмы, телефон, факс, телекс, регистрационный номер, год начала деятельности, сфера деятельности, рынки, владельцы фирм, объем продаж, прибыли и убытки, количество сотрудников, банки, аудиторы);

♦ классификатор по профилю деятельности;

♦ классификатор по городам и регионам;

♦ классификатор по наименованиям;

♦ классификатор по экспортным рынкам.

Корпорация выпускает ежемесячный бюллетень «Международный обзор коммерческих рисков и платежей». Обзор содержит сжатую информацию о текущей экономической ситуации в различных странах мира. Указанную информацию целесообразно использовать при принятии долгосрочных стратегических решений.

Бюллетень включает следующие данные:

♦ индикатор общей экономической ситуации в данной стране;

♦ факторы риска (краткий обзор политико-экономической ситуации) в различных странах мира;

♦ краткую информацию о платежных обычаях страны;

♦ краткие рекомендации относительно выбора взаимоотношений и форм расчетов с фирмами данной страны.

Информационные обзоры по отдельным странам содержат общую и детальную информацию по отдельным странам, а также сведения о факторах риска в этих странах, в частности:

♦ оценку политической стабильности в данной стране;

♦ анализ экономической ситуации, макроэкономических параметров и внешнеторговой статистики в стране;

♦ подробный анализ инструментов валютного, таможенного и налогового регулирования;

♦ обзор внешнеторговой практики, экспортно-импортного регулирования и ограничений по внешнеэкономической деятельности;

♦ обзор практики исполнения платежей.

Каждый раздел помимо обзорной и аналитической частей содержит конкретные рекомендации по минимизации рисков. В обзоре содержится перечень специфических рисков для каждой страны и рекомендации по способам их устранения.

Сопоставительные обзоры по отраслям, выпускаемые корпорацией, включают:

♦ отчет о нормативных показателях по отраслям (средние, верхние и нижние);

♦ выборочные нормативные показатели — отчет о показателях по выбранной заказчиком отрасли;

♦ основные относительные показатели (ежегодно изучаются 370 различных показателей для промышленности).

компанией «Дан энд Брэдстрит», Информационная корпорация «Диалог» и компания Data-Star,

 

 

Деловые ресурсы Интернета

 

Источники информации в Интернете могут быть классифицированы по разным основаниям. По способам представления информации можно выделить следующие виды:

1) Веб-страницы- наиболее распространено использованы из информационных ресурсов,представляющий собой страницы гепер текста

2) Файловые-серверы- это реализация в интеренете традиционного способа представления информации

3) 3)телеконференции могут является важным истоником информации

4) БД могут быть доступны через сеть интерент,седержать виды текстовой и другие виды информации

Инфор.ресурсы так же могут быть разделены по языковому признаку. Практически все основыне языки представлены в сети интерент,однако галвным языком является английский. Ряд сайтов представляет информацию на разных языках.

В инетрнете имеет место классификация и по территориальному признаку.

 

13. Виды информации в Интернете и профессио­нальных базах

Информация о предметной области, то есть об объектах и их связях, может быть представлена в двух видах: формализованном и в виде текста на естественном языке.

Формализованное описание конкретного объекта включает имя свойства (характеристики) и значение этого свойства для данного объекта. Имя свойства отражает ту грамматическую роль, которую играет значение этого свойства по отношению к данному классу объектов. Значение свойства (характеристики) может задаваться нормированным словарем или произвольно

Названия классов объектов, свойств и областей возможных значений этих свойств (характеристик), то есть язык формализованного описания для каждой предметной области, разрабатывают квалифицированные специалисты данного вида деятельности. С помощью отдельных свойств устанавливаются связи между объектами. Так, например, если описаны два объекта: фирма и товар, — то между ними устанавливается связь — отношение, указывающее, что данная фирма выпускает этот товар. Описание такого формализованного языка после согласования с источниками и потребителями информации в данной предметной области издается в виде нормативного документа, и на основе его создаются базы данных формализованной информации. Описание информации в таких базах в максимальной степени приближено к представлению специалиста о предметной области, в которой он работает. Формализованный язык описания предметной области выполняет следующие основные функции:

♦ позволяет источнику отбирать лишь ту информацию и описывать ее так, как это необходимо потребителю;

♦ позволяет в базах данных отражать информацию в том же виде, в каком она отражена в сознании специалиста в данной предметной области;

♦ позволяет в информационных системах по указанию потребителя производить автоматическую обработку формализованной информации;

♦ существенно облегчает поиск необходимой информации в базах данных.

Другим видом информации о предметной области является информация, представленная в виде текста на естественном языке.

в какой степени информация на естественном языке, накапливаемая в информационных системах, подходит для удовлетворения информационных потребностей пользователя. Индивидуальное знание предметной области источником и потребителем информации складывается из совокупности представлений и понятий [10].

Представления — это чувственно наглядные образы объектов реального мира. Источником формирования представлений являются психологические процессы ощущения и восприятия, а также информация, получаемая от других членов общества в процессе общения. В результате создаются представления об объектах реального мира. Представления носят субъективный характер, который определяется внутренним психологическим миром данного человека. Понятия образуются в результате логического осмысления представлений об объектах реального мира и являются формой абстрактного мышления, отражающей и фиксирующей существенные признаки данных объектов. Понятия более объективны и в большей степени отражают коллективный опыт. Понятия и представления тесно связаны друг с другом и являются формой отражения реальной действительности в мышлении.

Язык — это средство, с помощью которого люди передают друг другу информацию о реальном мире. Словарные выражения являются материальной формой понятий и представлений. Естественный язык сформировался в результате длительного развития общества. общими недостатками естественного языка с позиций оценки эффективности поиска являются избыточность и недостаточность.

Избыточность проявляется в следующем:

1) активную роль в процессе передачи содержания текста играют только некоторые слова или словосочетания, так называемые ключевые слова. Другие можно отбросить практически без ущерба для понимания смысла;

2) в естественном языке используются синонимы, то есть слова, различающиеся по звучанию и написанию, но тождественные или близкие по смыслу;

3) имеет место неоднозначность выражения, то есть возможность выразить одну и ту же мысль словами, не являющимися синонимами (например, «уменьшение сопротивления» — «увеличение проводимости»).

Недостаточность выражения на естественном языке проявляется в следующем:

1) многозначность отдельных слов — омонимия (совпадение по звучанию и написанию разных по значению слов). Например, «ключ» (для двери), «ключ» (источник);

2) эллипсность естественного языка. Под эллипсностью понимается пропуск в тексте подразумеваемых слов.

потребитель информации, пользователь нуждается в получении информации о предметной области в соответствии со своими представлениями об объектах, свойствах и отношениях в этой области. Свой запрос он также формулирует на уровне плана выражения.

в самой информационной системе, содержащей тексты на естественном языке, мы имеем массив планов выражения источников на естественном языке, а на входе информационной системы мы имеем множество запросов в виде планов выражения, сформулированных потребителями информации.

Из-за недостатков естественного языка, отмеченных выше, документальные информационные системы не дают ответа на вопрос потребителя, а выдают ему документы, в которых может содержаться ответ на его запрос, предоставляя потребителю самому выявить смысловое содержание этих документов. Вопросы оценки эффективности поиска информации в документальных информационных системах будут рассмотрены ниже.

 

 

Sghjghj

Ghg

Лло

Авло

Коммерческая информация

В соответствии с существующей классификацией к коммерческой информации относятся сведения о фирмах, компаниях, корпорациях, направлениях их работы, финансовом состоянии, ценах на продукцию и услуги, связях, сделках, руководителях. Наиболее крупным видом коммерческой информации являются справочники по производителям товаров и услуг — регистры предприятий. Эти справочники могут быть представлены как в печатном виде, так ив электронном. По тематике их можно разделить на следующие группы:

♦ универсальные;

♦ отраслевые;

♦ региональные.

Отраслевые и региональные справочники иногда называют специализированными. По данным опросов потребителей, информация специализированных справочников используется на 50-60 %, а информация универсальных справочников лишь на 5-7 %. Среди специализированных справочников наибольшим спросом пользуются отраслевые справочники. Такое положение объясняется тем, что, как правило, бизнес каждой конкретной организации связан с какой-то определенной отраслью или небольшой группой отраслей, являющихся для данного производителя продукции либо поставщиком сырья или комплектующих, либо потребителем продукции.

Универсальными справочниками пользуются либо крупные многопрофильные фирмы, либо банки, ведущие свою деятельность во многих отраслях и регионах.

Рассмотрим содержание информации о производителях товаров и услуг ряда наиболее крупных информационных агентств.

Национальная электронная библиотека (НЭБ)

Национальная электронная библиотека (НЭБ) представляет собой крупнейший в мире электронный архив русскоязычных открытых информационных источников.

Архив возник как внутренний проект Национальной службы новостей (НСН) в 1994 г. и по мере развития пополнялся за счет сбора текущих публикаций и покупки уже существующих информационных архивов. В фондах НЭБ собраны публикации прессы, сообщения информационных агентств, транскрипты теле- и радиопрограмм, аналитические материалы — всего более 2,5 тыс. информационных источников из Москвы, регионов РФ, стран СНГ и Балтии. Все материалы помещаются в базу в полном объеме и не редактируются. Ежедневно в НЭБ поступает свыше 10 тыс. новых документов из 400 источников. В едином поисковом пространстве находится более 6 млн. документов. Использование современных технологий дает возможность осуществлять контекстный поиск по любым словам и выражениям, а также по различным полям — автор, источник, дата публикации и т. д.

 

 

Коммерческая информация.

В соответствии с существующей классификацией к коммерческой информации относятся сведения о фирмах, компаниях, корпорациях, направлениях их работы, финансовом состоянии, ценах на продукцию и услуги, связях, сделках, руководителях. Наиболее важным видом коммерческой информации является информация о производителях товаров и услуг.

Справочники по производителям товаров и услуг называют регистрами предприятий. Эти справочники могут быть как в печатном, так ив электронном виде. По тематике их можно разделить на следующие группы:

• Универсальные

• Отраслевые

• Региональные

Отраслевые и региональные справочники иногда называют специализированными, информация эих справочников по данным опросов, используется на 50-60%, информация универсальных на 5-7%.

Основные информационные агентства: Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Федеральной службы государственной статистики (Росстата), агентство деловой информации Бизнес-Карта, агентство «АСУ-Импульс», «ИнформСистема», инфогруппа Компас и тд.

 

26.Виды информационных образовательных ресурсов.

Традиционные ресурсы: книги, учебники, методические материалы, практикумы, видеофильмы, конспекты лекций и тд.

Новые ресурсы: БД, электронные библиотеки, ресурсы Интернета, обучающие компьютерные программы.

Современные компьютерные и телекоммуникационные технологии позволили с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.195.30 (0.022 с.)