Использование электронных информационных ресурсов в учебном процессе



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование электронных информационных ресурсов в учебном процессе



Информационные ресурсы удаленного доступа используются в учебном процессе вузов многих стран мира. Опираясь на практический опыт в использовании информационных технологий и ресурсов в учебном процессе, можно выделить два направления: обучение информационной грамотности и обучение на базе информационных ресурсов.

Это разделение носит условный характер, так как оба направления в учебном процессе являются взаимодополняющими и провести между ними четкую границу невозможно.

Информационное обучение как новая образовательная технология позволит решить некоторые противоречия, возникающие при традиционном образовании. Среди них можно выделить:

• Высокую степень нормативности теоретического знания, потенциальную опасность формирования догматичности в суждениях и оценках, потерю гибкости мышления.

• Высокую скорость обновления предметного знания и его низкую актуализацию в практической деятельности

• Отсутствие четко определенной ориентации на творчество и инновации

Традиционное образование доказало свою эффективность в обучении фундаментальным знаниям, образующим основу профессионального развития специалиста. Развитие общества, в котором доминируют информационные технологии и информация, требует новых подходов к обучению.

По типу информационных ресурсов, используемых в учебной программе, можно условно выделить несколько образовательных технологий. В понятие традиционных информационных ресурсов входят книги, учебники и тп, электронные ресурсы – электронные учебники, обучающие компьютерные программы и тп; электронные сетевые ресурсы – профессиональные базы данных, ресурсы интернета, ресурсы удаленного доступа и тп.

Традиционно информационные ресурсы образования в форме книг, учебных пособий используются для закрепления и углублении полученного на занятиях материала, знаний. Основным элементом обучения в данном случае является знание как проверенный практикой результат познания действительности, основные характеристики которого – систематичность, непротиворечивость, объективность и независимость от желаний и воли людей.

В современном образовании информация является также основным элементом учебного процесса. В учебном процессе, построенном на электронных информационных ресурсах, повышается роль студента, так как он усваивает не готовые представления и понятия, а из множества фактов, сведений, мнений делает свои выводы. Таким образом, процесс систематизации возлагается не только на преподавателя, но и на студента.

 

Информационная грамотность.

При изучении возможностей информационного обучения, встает вопрос о возможностях студентов и преподавателей эффективно использовать различные информационные ресурсы.

Эффективность новых информационных ресурсов прямо зависит от уровня компьютерной грамотности как студентов, так и преподавателей. Но владение компьютерной грамотностью не является достаточным для эффективной работы с информационными ресурсами.

Для работы с информационными ресурсами, такими, как профессиональные базы, Интернет, необходимы специализированные знания и умения в этой области. Пользователи, не прошедшие соответствующего обучения, не могут полностью и эффективно использовать возможности информационного ресурса, базы данных. Это подтверждено исследованием, в результате которого были выявлены основные трудности, с которыми сталкиваются пользователи при работе с информационными ресурсами. Эти трудности выражаются в следующем:

• Использование ограниченного набора информационных ресурсов, несмотря на свободный доступ к другим ресурсам. Как правило, пользователи используют только хорошо знакомые им ресурсы.

• При поиске информации в интернете пользователи чаще опираются на веб-сайты, отражающие содержание печатных бумажных изданий, или на ссылки, найденные в книгах, библиотечных материалах.

• Пользователи гораздо лучше справляются с поиском информации по хорошо знакомой области знаний и испытывают значительные трудности при поиске информации по малознакомой теме.

• При решении задач пользователи пытаются получить информацию из вторичных источников информации и не прилагают никаких усилий, чтобы найти первоисточник информации.

• Пользователи испытывают трудности с построением поискового запроса, недостаточно уделяют внимания вопросу выбора информационной системы, где может находиться нужная им информация, строят запрос слишком буквально, применяя поиск по ключевым словам, имеющимся в самом запросе.

В итоге возникает неудовлетворенность пользователей от работы информационных ресурсов. На практике чаще всего отрицательный результат поиска необходимой информации не означает ее отсутствие в базе данных, а свидетельствует о неверно построенном запросе.

Перечисленные выше проблемы могут быть решены путем обучения пользователя информационной грамотности.

Понятие информационной грамотности появилось в результате быстро развивающейся информационной среды: новые технологии быстро сменяют друг друга, информация становится все более разнообразной и сложной.

Таким образом, для решения прикладных задач с использованием новых информационных ресурсов необходимо обучение информационной грамотности. Понятие информационной грамотности обсуждается в международном образовательном сообществе с начала 70х гг прошлого века. В США, Австралии, странах Западной Европы и Южной Африки обучение информационной грамотности рассматривается как необходимое условие для обеспечение экономической стабильности общества. В связи с этим происходит пересмотр учебных планов как на уровне профессионального образования, так и на уровне общего образования.

Компьютерная грамотность подразумевает наличие у пользователя знаний о компьютерном оборудовании, конкретных программных продуктах и умения работать с ними. Информационная грамотность включает в себя не только изучение каких-либо конкретных информационных технологий и ресурсов, но и обучение навыкам работы с информацией.

Информационная грамотность предполагает знания структуры мировых информационных ресурсов, стоимости информации и владении технологиями доступа к необходимым сведениям, а так же умение находит необходимую информацию, ее оценивать и использовать при решении конкретных задач.

Целью обучения информационной грамотности является приобретение пользователями знаний и навыков, позволяющих легко ориентироваться в современном потоке информации и технологий, самостоятельно обеспечивать свои информационные потребности.

Информационная грамотность становится обязательным условием для реализации возможности непрерывного обучения человека, которое сейчас во многом зависит от использования новых информационных технологий. Информационная грамотность необходима тудентам как эффективное средство профессионального развития.

Рассмотрим более детально основные требования зарубежных стандартов к знаниям в области информации:

• Знание требований к составу и содержанию информации при решении основных задач

• Знание общего состояние мирового рынка деловой информации, профессиональных баз данных (структура спроса, поставщики информации, технологии доступа, цены на услуги)

• Знание деловых ресурсов Интернета, видов услуг, технологий доступа и оценки качества информации

• Знание правовых основ информационной работы, авторских прав на интеллектуальную собственность и этических норм

• Знание методов оценки эффективности поиска информации в мировых информационных ресурсах

Основные требования зарубежных стандартов к умению в области информационной грамотности:

• Умение сформулировать информационные потребности для решения задач

• Умение предварительно оценить возможные варианты получения информации, ее качество и стоимость и уметь обосновать принимаемое решение на приобретение информации

• Умение работать с классификаторами видов деятельности продукции и услуг, отраслевыми терминологическими словарями и тезаурусами

• Умение составить запрос на получение необходимой информации к базам данных с учетом специфики работы конкретных профессиональных баз

• Владеть навыками эффективного поиска информации в Интернете (владеть языками запросов, ведущих поисковых систем и каталогов Интернета)

• Умение проверять и сравнивать информацию, полученную из различных источников, оценивать ее достоверность, полноту и точность.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.224.207 (0.013 с.)