Государственное управление информационными ресурсами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное управление информационными ресурсами



Под управлением информационными ресурсами обычно понимается управление созданием и использованием информационных ресурсов.

Правительство должно считаться с тем что ее информация и ее использование имеет определенную стоимость, таким образом информационные ресурсы долдны управляться профессионально, так же., как человеческие или финансовые ресурсы.

Следует выделить гос. управление государственными информационными ресурсами и управление информационными ресурсами на предприятие, фирме, работающих на коммерческой основе.

Для достижения гос.управления должны приниматься решения по следующим основным направлениям:

- владение и распоряжение информационными ресурсами

-Формирование инфор. ресурсов

-использование инфор. ресурсов, предоставление их в доступ пользователю, защита прав граждан на доступ к инфор.ресурсов

- защита и сохранность ресурсов

- защита прав граждан в области создания и использования ресурсов, содержащих персональные данные

- защита от распространения вредоносной информации

- гос. надзор за деятельностью в области инфор. Ресурсов

 

Управление информационными ресурсами гос. организаций государство осуществляет в полном объеме, а управление инфор. Ресурсами коммерческих организаций-с помощью норматично-правовых актов.

Главным законом является федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»». В соответствие с этим законом инфор.ресурсы делиться на государственные и негосударственные. Собственниками государственными является РФ и субъекты РФ.

 

 

Этапы развития мирового рынка информации

Пользователям — специалистам в различных областях науки и техники — предоставлялась библиография, реферативная и аналитическая информация. Пользователь мог обратиться за информацией в библиотеку либо по запросу получить копию первоисточника. Обслуживание производилось, как правило, на некоммерческой основе.

Первые автоматизированные информационные системы получили название «Информационно-поисковые системы» (ИПС). В связи с крайне ограниченными возможностями первых ЭВМ — малый объем памяти, последовательный просмотр записей на магнитных лентах — в ИПС хранились вторичные документы — поисковые образцы документов. Первичные документы хранились по-прежнему в библиотеках и архивах. Такие системы работали в двух режимах: избирательного распространения информации и ретроспективного поиска. При избирательном распространении информации обеспечивались периодические поиски в массиве новых поступлений в соответствии с постоянно действующими запросами и оповещение пользователя о найденных документах. При ретроспективном поиске осуществлялся просмотр всего массива по разовому запросу.

Следующим шагом, который стал возможным в связи с развитием вычислительной техники, ростом объемов памяти и быстродействия, явилось возникновение фактографических информационных систем. Эти системы содержали уже формализованную информацию в виде значений свойств различных объектов (лиц, организаций, событий и т. д.).

Пользователь таких систем мог получить ответ на свой вопрос, не обращаясь к первоисточникам. Информация в фактографических системах организовывалась в виде баз данных. В этих базах могли храниться также библиографические описания документов и рефератов.

Фактографические системы позволили производить обработку информации по указанию пользователя.

Становление рынка электронной информации сопровождалось также специализацией (разделением труда) организаций, занимающихся информационным обслуживанием. Сформировалось три группы информационных служб:

♦ центры-генераторы (производители информации) — специализируются на добыче информации, формировании баз данных и поддержании их в актуальном состоянии;

♦ центры распределения (поставщики информации, так называемые вендоры) — занимаются информационным обслуживанием пользователей на основе баз данных, поставляемых им на коммерческой основе центрами-генераторами;

♦ информационные агентства — помимо функции сбора информации, формирования и ведения баз данных осуществляют и функции обслуживания пользователей.

Большое влияние на развитие сферы информационных услуг оказало создание национальных и мировых сетей передачи данных. Это обстоятельство, наряду с ростом возможностей вычислительной техники, породило возникновение принципиально новых информационных технологий, что в свою очередь обеспечило коренное улучшение качества информационного обслуживания. Одно из главных достижений в этой сфере — появление возможности диалогового доступа пользователей к удаленным базам данных (режим on-line). Новейшие информационные технологии и расширение номенклатуры и качества информационных услуг повысили производительность труда в информационной сфере. Переход к применению компьютеров при подготовке печатных изданий позволил резко сократить затраты на формирование баз данных с использованием этих источников.

первопричиной скачка в развитии сферы информационного обслуживания явился резкий рост потребностей пользователей, связанный с ростом производства и развитием науки и техники.

 

Профессиональные базы

Бизнес-справка — содержит необходимые сведения о финансовом положении потенциальных партнеров (заемщиков), а также сведения о степени коммерческого риска при ведении дел с ними.

В состав бизнес-справки входят:

♦ общая информация о фирме (адресные реквизиты фирмы, форма собственности, краткая история создания и деятельности фирмы, виды деятельности (выпускаемая продукция и услуги), сведения о владельцах и руководителях фирмы, сведения о филиалах и отделениях, дочерних и материнских фирмах);

♦ специальный рейтинг, отражающий финансовое положение фирмы и степень коммерческого риска, связанного с ведением дел с данной фирмой;

♦ перечень банков, клиентом которых является данная фирма;

♦ отдельные события, факты, характеризующие данную фирму, в том числе участие в судебных разбирательствах;

♦ последняя финансовая информация (данные баланса, отчет о прибылях и убытках);

♦ информация о практике и сроках исполнения платежей данной фирмой, полученная на основе анализа предыдущей деятельности фирмы.

Указанная информация дает пользователю возможность:

♦ обоснованно и оперативно принять решение о целесообразности и условиях взаимоотношений с партнерами;

♦ избежать выдачи денежных ссуд и кредитов под контракты с ненадежными партнерами;

♦ оценить степень финансового риска участия в совместных проектах;

♦ правильно строить взаимоотношения с уже имеющимися партнерами

Кредитно-аналитическая справка. Это аналитический документ, характеризующий финансовые показатели фирмы за период до трех лет в сравнении с данными по отрасли, к которой относится данная фирма. Кредитно-аналитическая справка содержит более детальную по сравнению с бизнес-справкой информацию о финансовом положении интересующей вас фирмы.

Состав кредитно-аналитической справки:

■ сравнение финансовых показателей фирмы и отрасли, к которой относится данная фирма. Изменения в сравнительных характеристиках по сравнению с предыдущим годом;

■ 20 показателей, характеризующих сравнительные данные по фирме и отрасли по группам:

■ ликвидность фирмы, способность ее выполнять свои обязательства;

■ эффективность использования фирмой наемного труда;

■ рентабельность фирмы.

■ Получение указанной информации обеспечивает следующие возможности:

■ сократить время на изучение финансовой отчетности и ее анализ;

■ определить максимальный размер кредита путем сопоставления уровня ликвидности и усредненных показателей по отрасли;

■ при проведении маркетинговых исследований более детально изучить покупателей, поставщиков и конкурентов.

Платежно-аналитическая справка. Данный аналитический документ характеризует практику и сроки исполнения платежей интересующим вас партнером.

Состав платежно-аналитической справки:

♦ общие сведения о фирме (адрес, телефон, факс, фамилии руководителей, оборот, год начала деятельности, виды деятельности, код по промышленному классификатору);

♦ показатель надежности исполнения платежа (индекс исполнения платежей) и его динамика за последние два года. Индекс исполнения платежей — это двузначное число, которое рассчитывается на основе практики исполнения платежей данной фирмой. Пересчет показателя производится при получении новых сведений. Чем быстрее исполняются платежи, тем выше показатель;

♦ характеристика практики и сроков исполнения платежей за последний год, включая сумму предоставленных кредитов, число проведенных коммерческих операций, сроки оплаты, а также данные о недобросовестном исполнении фирмой своих обязательств.

Получение указанной информации позволяет:

♦ обоснованно регулировать кредитные отношения с фирмой или вообще отказать в предоставлении кредита или ссуды;

♦ выбрать оптимальные условия кредитования, регулировать сроки и условия оплаты в каждом конкретном случае;

♦ прогнозировать сроки исполнения платежей;

♦ прогнозировать приближение несостоятельности фирмы по возврату средств и принять соответствующие решения до того, как аналогичные требования будут предъявлены фирме другими кредиторами.

Деловая справочная литература. Компания «Дан энд Брэдстрит» выпускает ежегодные справочники для самостоятельного поиска партнеров в различных странах мира.

Справочники содержат следующую информацию:

♦ алфавитный указатель фирм данной страны (название фирмы, телефон, факс, телекс, регистрационный номер, год начала деятельности, сфера деятельности, рынки, владельцы фирм, объем продаж, прибыли и убытки, количество сотрудников, банки, аудиторы);

♦ классификатор по профилю деятельности;

♦ классификатор по городам и регионам;

♦ классификатор по наименованиям;

♦ классификатор по экспортным рынкам.

Корпорация выпускает ежемесячный бюллетень «Международный обзор коммерческих рисков и платежей». Обзор содержит сжатую информацию о текущей экономической ситуации в различных странах мира. Указанную информацию целесообразно использовать при принятии долгосрочных стратегических решений.

Бюллетень включает следующие данные:

♦ индикатор общей экономической ситуации в данной стране;

♦ факторы риска (краткий обзор политико-экономической ситуации) в различных странах мира;

♦ краткую информацию о платежных обычаях страны;

♦ краткие рекомендации относительно выбора взаимоотношений и форм расчетов с фирмами данной страны.

Информационные обзоры по отдельным странам содержат общую и детальную информацию по отдельным странам, а также сведения о факторах риска в этих странах, в частности:

♦ оценку политической стабильности в данной стране;

♦ анализ экономической ситуации, макроэкономических параметров и внешнеторговой статистики в стране;

♦ подробный анализ инструментов валютного, таможенного и налогового регулирования;

♦ обзор внешнеторговой практики, экспортно-импортного регулирования и ограничений по внешнеэкономической деятельности;

♦ обзор практики исполнения платежей.

Каждый раздел помимо обзорной и аналитической частей содержит конкретные рекомендации по минимизации рисков. В обзоре содержится перечень специфических рисков для каждой страны и рекомендации по способам их устранения.

Сопоставительные обзоры по отраслям, выпускаемые корпорацией, включают:

♦ отчет о нормативных показателях по отраслям (средние, верхние и нижние);

♦ выборочные нормативные показатели — отчет о показателях по выбранной заказчиком отрасли;

♦ основные относительные показатели (ежегодно изучаются 370 различных показателей для промышленности).

компанией «Дан энд Брэдстрит», Информационная корпорация «Диалог» и компания Data-Star,

 

 

Деловые ресурсы Интернета

 

Источники информации в Интернете могут быть классифицированы по разным основаниям. По способам представления информации можно выделить следующие виды:

1) Веб-страницы- наиболее распространено использованы из информационных ресурсов,представляющий собой страницы гепер текста

2) Файловые-серверы- это реализация в интеренете традиционного способа представления информации

3) 3)телеконференции могут является важным истоником информации

4) БД могут быть доступны через сеть интерент,седержать виды текстовой и другие виды информации

Инфор.ресурсы так же могут быть разделены по языковому признаку. Практически все основыне языки представлены в сети интерент,однако галвным языком является английский. Ряд сайтов представляет информацию на разных языках.

В инетрнете имеет место классификация и по территориальному признаку.

 

13. Виды информации в Интернете и профессио­нальных базах

Информация о предметной области, то есть об объектах и их связях, может быть представлена в двух видах: формализованном и в виде текста на естественном языке.

Формализованное описание конкретного объекта включает имя свойства (характеристики) и значение этого свойства для данного объекта. Имя свойства отражает ту грамматическую роль, которую играет значение этого свойства по отношению к данному классу объектов. Значение свойства (характеристики) может задаваться нормированным словарем или произвольно

Названия классов объектов, свойств и областей возможных значений этих свойств (характеристик), то есть язык формализованного описания для каждой предметной области, разрабатывают квалифицированные специалисты данного вида деятельности. С помощью отдельных свойств устанавливаются связи между объектами. Так, например, если описаны два объекта: фирма и товар, — то между ними устанавливается связь — отношение, указывающее, что данная фирма выпускает этот товар. Описание такого формализованного языка после согласования с источниками и потребителями информации в данной предметной области издается в виде нормативного документа, и на основе его создаются базы данных формализованной информации. Описание информации в таких базах в максимальной степени приближено к представлению специалиста о предметной области, в которой он работает. Формализованный язык описания предметной области выполняет следующие основные функции:

♦ позволяет источнику отбирать лишь ту информацию и описывать ее так, как это необходимо потребителю;

♦ позволяет в базах данных отражать информацию в том же виде, в каком она отражена в сознании специалиста в данной предметной области;

♦ позволяет в информационных системах по указанию потребителя производить автоматическую обработку формализованной информации;

♦ существенно облегчает поиск необходимой информации в базах данных.

Другим видом информации о предметной области является информация, представленная в виде текста на естественном языке.

в какой степени информация на естественном языке, накапливаемая в информационных системах, подходит для удовлетворения информационных потребностей пользователя. Индивидуальное знание предметной области источником и потребителем информации складывается из совокупности представлений и понятий [10].

Представления — это чувственно наглядные образы объектов реального мира. Источником формирования представлений являются психологические процессы ощущения и восприятия, а также информация, получаемая от других членов общества в процессе общения. В результате создаются представления об объектах реального мира. Представления носят субъективный характер, который определяется внутренним психологическим миром данного человека. Понятия образуются в результате логического осмысления представлений об объектах реального мира и являются формой абстрактного мышления, отражающей и фиксирующей существенные признаки данных объектов. Понятия более объективны и в большей степени отражают коллективный опыт. Понятия и представления тесно связаны друг с другом и являются формой отражения реальной действительности в мышлении.

Язык — это средство, с помощью которого люди передают друг другу информацию о реальном мире. Словарные выражения являются материальной формой понятий и представлений. Естественный язык сформировался в результате длительного развития общества. общими недостатками естественного языка с позиций оценки эффективности поиска являются избыточность и недостаточность.

Избыточность проявляется в следующем:

1) активную роль в процессе передачи содержания текста играют только некоторые слова или словосочетания, так называемые ключевые слова. Другие можно отбросить практически без ущерба для понимания смысла;

2) в естественном языке используются синонимы, то есть слова, различающиеся по звучанию и написанию, но тождественные или близкие по смыслу;

3) имеет место неоднозначность выражения, то есть возможность выразить одну и ту же мысль словами, не являющимися синонимами (например, «уменьшение сопротивления» — «увеличение проводимости»).

Недостаточность выражения на естественном языке проявляется в следующем:

1) многозначность отдельных слов — омонимия (совпадение по звучанию и написанию разных по значению слов). Например, «ключ» (для двери), «ключ» (источник);

2) эллипсность естественного языка. Под эллипсностью понимается пропуск в тексте подразумеваемых слов.

потребитель информации, пользователь нуждается в получении информации о предметной области в соответствии со своими представлениями об объектах, свойствах и отношениях в этой области. Свой запрос он также формулирует на уровне плана выражения.

в самой информационной системе, содержащей тексты на естественном языке, мы имеем массив планов выражения источников на естественном языке, а на входе информационной системы мы имеем множество запросов в виде планов выражения, сформулированных потребителями информации.

Из-за недостатков естественного языка, отмеченных выше, документальные информационные системы не дают ответа на вопрос потребителя, а выдают ему документы, в которых может содержаться ответ на его запрос, предоставляя потребителю самому выявить смысловое содержание этих документов. Вопросы оценки эффективности поиска информации в документальных информационных системах будут рассмотрены ниже.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.056 с.)