Электронный документооборот, правовое регулирование в сфере его организации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Электронный документооборот, правовое регулирование в сфере его организации.



 

1.Электронный документ может использоваться во всех сферах деятельности, где применяются программные и технические средства, необходимые для создания, обработки, хранения, передачи и приема информации. с помощью электронных документов могут совершаться сделки (заключаться договоры), могут производиться расчеты, осуществляться переписка и передача документов и т.д.

Документ – письменный акт, установленной или общепринятой формы, составленный определенными и компетентными учреждениями, организациями, их должностными лицами, а также гражданами для изложений сведений о фактах или удостоверении фактов, имеющих юридическое значение.

Признаки (свойства) документов:

1) информационную функцию документа выполняет не любая информация, а только сведения определенного характера

2) требование к форме, т.е. наличие реквизитов, использования бумаги с защитными знаками и т.д.

3) компетентность источника документа, т.е. документ, изданный некомпетентным органом, подписанный некомпетентным лицом либо анонимный документ не могут служить подтверждением изложенных в нем сведений.

В соответствии со ст.1 закона РБ «об электронном документе» электронный документ – информация, зафиксированная на машинном носителе. Электронный документ можно определить как набор данных, записанных в компьютерочитаемом виде.

Электронный документ должен отвечать следующим требованиям:

1) должен создаваться, обрабатываться, передаваться и храниться с помощью программных и технических средств

2) иметь структуру, установленную законом и содержать реквизиты, позволяющие ее установить

3) должен быть предоставлен в форме понятной для восприятия человека

Субъектами правоотношений в сфере обращения электронного документа являются госорганы, физические лица, в том числе и ИП, юридические лица, действующие на территории РБ.

Отношения между субъектами могут строится на основе договоров.

Электронный документ состоит из двух частей:

1) общая часть

2) особенная часть

Общая часть электронного документа состоит из информации, составляющей содержание документа (информация об адресате). Особенная часть электронного документа состоит из одной или нескольких электронно-цифровых подписей.

Электронный документ имеет формы внутреннего и внешнего представления. Форма внутреннего представления электронного документа – запись информации, составляющей электронный документ на машинном носителе. Форма внешнего представления – воспроизведение электронного документа на экране дисплея, на бумажном или ином носителе в доступном для визуального обозрения виде.

Закон «об электронном документе» определяет основные понятия, связанные с юридической силой оригинала или копии электронного документа.

Оригинал электронного документа существует только на машинном носителе. Все экземпляры электронного документа зафиксированы на машинном носителе и идентичны одни другому являются оригиналами и имеют одинаковую юридическую силу.

Копии электронного документа создаются путем удостоверения формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе.

Удостоверение формы внешнего представления на бумажном носителе может осуществляться:

1) нотариусом или иным уполномоченным лицом, имеющим право совершать нотариальные действия

2) ИП или юридическим лицом, имеющим лицензию на осуществление такой деятельности

Электронный документ на машинном носителе приравнивается к документу на бумажном носителе и имеет с ним одинаковую юридическую силу. Оригиналы электронного документа и удостоверенные нотариально их копии на бумажном носителе также имеют одинаковую юридическую силу.

В случае, когда одним лицом создается документ на бумажном носителе и электронный документ идентичные по содержанию, оба документа признаются самостоятельными документами. В этом случае документ на бумажном носителе не является копией электронного документа.

2.Неотьемлемой частью электронного документа является электронно-цифровая подпись, под которой понимается набор символов, вырабатываемых средствами электронно-цифровой подписи. Особенная часть электронного документа состоит из 1 или нескольких электронно-цифровых подписей (ЭЦП). ЭЦП используется физическими и юридическими лицами в качестве аналога собственноручной подписи для придания электронному документу юридической силы, равной юридической силе документа на бумажном носителе, подписанного собственноручно управомоченным лицом и скрепленное печатью.

Технология ЭЦП предназначена:

1) для удостоверения информации, составляющей общую часть электронного документа

2) для подтверждения подлинности и целостности электронного документа

Личный ключ подписи – набор символов, принадлежащих конкретному лицу и используемые при выработке ЭЦП.

Открытый ключ проверки подписи – набор символов, доступных для всех заинтересованных лиц и используемая при проверке ЭЦП.

Подлинность и целостность электронного документа означает, что документ в действительности создан владельцем личного ключа подписи и в данный документ не вносились изменения.

Личный ключ пользователя хранится на машинном носителе в недоступном другим лицам месте, а открытый ключ передается всем участникам обмена информацией.

При формировании и проверке ЭЦП выполняются следующие условия:

1) создание ЭЦП документа возможно только с использованием личного ключа

2) проверку действительности ЭЦП может произвести любой лицо, имеющее доступ к соответствующему открытому ключу

3) Любое изменение подписанных данных делает ЭЦП недействительным

4) ЭЦП уникальна для каждого документа и не может быть перенесена на другой документ

5) Невозможность подделки ЭЦП обеспечивается очень большим объемом математических вычислений, необходимых для ее подбора

Для распространения информации об открытых ключах ЭЦП применяются сертификаты открытых ключей, созданные удостоверяющим центром. Сертификат открытого ключа обладает следующими свойствами:

1) служит для дополнительной защиты открытого ключа (подтверждение принадлежности открытого ключа конкретному пользователю) закрытого ключа

2) в случае компрометации сертификат открывается

3) имеет срок действия, по окончании которого сертификат автоматически попадает в разряд списка недействительных (в этом случае необходимо получить новый сертификат)

3.Одной из основных целей реализации концепции информационной модели госуправления РБ является формирование единого информационного пространства, обеспечивающего создание условий для эффективного функционирования экономики и государственное управление.

В государственной программе информатизации на 2003-2005гг. и на перспективу до 2010г. «электронная Беларусь» определены следующие направления информатизации:

1) совершенствование деятельности госорганов на основе использования информационных технологий

2) Совершенствование нормативной базы и госрегулирования в области информатизации

3) совершенствование системы информационной безопасности с учетом положения концепции национальной безопасности РБ

И т.д.

Задача программы:

Создание национального портала, через который любой гражданин, предприниматель или госслужащий могут оперативно взаимодействовать как с государством, так и между собой. Определяющим или основным НПА в области электронного документооборота, а также его безопасности являются законы (об электронном документообороте, об ЭЦП, об электронных коммуникациях), стандарты, принимаемые международными организациями и национальными органами по стандартизации.

Нормативная база РБ содержит:

1) государственные стандарты РБ (СТБ №12.21 -2000- «документы электронные. Правила выполнения, обращения и хранения», СТБ «11.76.1 -99 «информационная технология, защита информации. функции хеширования»)

2) руководящие документы, регулирующие применение электронного документа и ЭЦП в финансовой сфере (формат карточки открытого ключа, технология ЭЦП, термины и определения)

3) система государственной сертификации средств защиты информации и государственного лицензирования деятельности по предоставлению услуг в области защиты информации

4) требования к криптозащите информации, налагаемые государственным центром безопасности информации

5) документы в области архивов электронного документооборота (методические рекомендации по печати каталогов, по учету и хранению электронного документооборота в учреждениях, организациях и предприятиях 2004г., методические рекомендации по передаче электронного документооборота в ведомственный архив из структурных подразделений предприятий, учреждений, организаций)

Закон РБ «об информации, информатизации и защите информации». Данный закон регулирует отношения, возникающие а процессе формирования информационных ресурсов, регулирует создание информационных технологий, информационных систем и информационных сетей, а также регулирует порядок защиты информационных ресурсов, права и обязанности участников процесса информатизации.

Закон «об электронном документообороте» регулирует правовые основы применения электронных документов. Данный закон содержит определение таких понятий как ЭЦП, средства ЭЦП, подлинность и целостность электронного документа, регулирует вопросы, связанные с распространением открытых ключей, а также сертификацией средств защиты. Данный закон изначально ориентирован на регулирование информационных технологий в финансовой сфере. Проект данного закона называется «об электронном документообороте и его применении в банковской деятельности».

Ст.11 и ст.22 закона «об электронном документообороте» уравнивают статус и юридическую силу бумажного и электронного документа, а также допускает использование электронного документа во взаимоотношениях сторон при условии заключения соответствующих договоров. Если законодательство РБ требует, чтобы договор был оформлен письменно, то электронный документ приравнивается к этой форме.

Использование электронного обмена данными вызывает следующие проблемы:

1) соблюдение сторонами письменной формы при обмене электронными сообщениями

2) идентификация инициатора сообщения в качестве лица, уполномоченного на совершение сделки

3) признание доказательной силы документов в электронной форме в суде

4) придание электронному документу сил его подлинника

4.Электронный документ используется в основном в банковской сфере, при этом для субъектов важно, чтобы соответствующие сделки были признаны заключенными или действительными и принимались судами в качестве надлежащих доказательств. Согласно ст.22 закона «об электронном документе» одним из субъектов правоотношений в сфере обращения электронного документа в банковской сфере является нацбанк, банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Отношения между субъектами в данной сфере строится на основе договоров. Порядок использования электронного документа при проведении безналичных расчетов на территории РБ устанавливается национальным банком.

 

Электронное правительство.

Электронное правительство (англ. e-Government) — способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Электронное правительство — система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки[1].

Электронное правительство является частью электронной экономики.

Электронное правительство:

1. оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

2. поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

3. рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

4. повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

5. снижение воздействия фактора географического местоположения;

Электронное правительство обеспечивает:

1. эффективное и менее затратное администрирование;

2. кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством;

3. совершенствование демократии и повышение ответственности власти перед народом.

В условиях развития информационно-коммуникационных технологий все сферы деятельности государственных органов в электронном виде являются востребованными гражданами и организациями различных форм собственности. Актуальность данного направления подчеркивается динамичностью развития таких сфер как, социальная (ФСС, Пенсионный Фонд, ФМС), юридическая (адвокатура, нотариат, судопроизводство), экономическая (бюджет, финансы, налоги), культурная (наука, образование), медицинская, муниципальная сфера (ЖКХ) и т. д.

«Проектное управление» — это разработка, формирование, внедрение, координация и реализация проектов, стратегий, программ информатизации и связи в исполнительные органы государственной власти и подведомственные им организации в целях обеспечения потребности населения, государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в доступе к услугам связи, информационным ресурсам и информационном взаимодействии.

Основные задачи менеджера проектов:

реализации программ развития информатизации и связи, в том числе системы «электронное правительство»;

координирует и продвигает работу по внедрению новейших технологий в части информатизации и связи в исполнительных органах государственной власти;

оптимизация и регламентирование процессов планирования, контроля, корректировки планов проектов;

отслеживание хода выполнения целевых программ, реализуемых Министерством;

аналитика результатов и формирование отчетности по факту реализации мероприятий в области развития информатизации и связи;

подготовка проектной документации для участия в федеральных конкурсах.

Цель

Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

В будущем электронное правительство «одного окна» станет более актуально, чем сегодня. Эта тенденция будет являться следствием развития социальных сетей web 2.0. Данные технологии существенно расширяют возможности политической коммуникации и позволяют достичь новых форм интеграции между правительством, бизнесом и гражданами[2].

В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства. Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным."[3]

Таким образом, ЭП имеет следующие основные цели:

1. оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

2. повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

3. поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

4. рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

5. снижение воздействия фактора географического местоположения.

Таким образом, создание ЭП должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

Виды взаимодействия

1. Между государством и гражданами (G2C, Government-to-Citizen);

2. Между государством и бизнесом (G2B, Government-to-Business);

3. Между различными ветвями государственной власти (G2G, Government-to-Government);

4. Между государством и государственными служащими (G2E, Government-to-Employees).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.210.43 (0.053 с.)