Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности сбкт и ее отличия от других психотерапий

Поиск

Что такое современная СКБТ

Современная бихевиорально-когнитивная терапия (СБКТ) - это одно из современных направлений психотерапии и психологического консультирования. За почти пять десятилетий в рамках этого направления было разработано много разных приемов, методик и методов, которые открыли новые возможности психотерапии и психологического консультирования.

Бихевиоральная/поведенческая терапия возникла в результате применения экспериментально-психологических принципов в решении клинических проблем. Ее развитие тесно связано со становлением клинической психологии как теоретической и прикладной науки. Особо бурный характер оно приняло в середине двадцатого столетия, когда для этого встретились два важных условия, а именно:

Во-первых, показали себя исключительно продуктивными в объяснении клинических феноменов психологические теории научения (например, классического обусловливания И.П. Павлова; оперантного обусловливания Скиннера). Результаты этих исследований требовали перевода их в практику и проверки практикой.

Во-вторых, нельзя было пройти мимо раздававшейся критики относительно малой эффективности уже существующих к тому времени психотерапевтических методов (прежде всего, в широком смысле глубинно психологических) и недостаточной эмпирической их базы.

Такая фундаментальная критика, разумеется, вызвала к жизни вопрос об альтернативах, которые, в свою очередь, тоже должны были подвергнуться жесткой критике и особенному вниманию. Именно в это время поступили сообщения от разных исследовательских групп из Южной Африки, Англии и США, вначале совершенно независимо друг от друга, о больших успехах в преодолении страхов и других проблем с помощью методов, основанных на психологических теориях научения.

Вместе с двумя выше обозначенными факторами эти, вызвавшие такое всеобщее внимание, успехи новых, вначале экспериментальных методов, послужили толчком к развитию, широта и динамика которого не знает параллелей в области психотерапии. В то время как Англия и США все еще считаются местом рождения поведенческой терапии, недооценивается в связи с этим значение Южной Африки. И это при том, что многие из ее основателей начинали свою карьеру именно в этой стране. И первое употребление термина «бихевиоральная/поведенческая терапия» («behaviour therapy») имело место в «South African Medical Journal» – «Южноафриканский медицинский журнал» (Lazarus, 1958).

Современная бихевиоральная (бихевиорально-когнитивная) терапия в созвучии с научной психологией, исходит из того, что у человека в любой жизненной ситуации лидируют три важные системы, а именно:

· Телесно-эмоциональная система: в организме человека протекают сложные процессы (например, ускоряется или замедляется работа сердца), которые имеют большое значение при психических проблемах, поскольку являются важной составной частью наших чувств и эмоций.

· Мыслительная или когнитивная система: мы постоянно оцениваем ситуацию, в которой находимся, связываем ее с некоторыми воспоминаниями о прошлых событиях, с ожиданиями, которые ориентированы на будущее. При этом у нас есть принципы, нормы, установки, которые тоже играют важную роль и обусловливают наше поведение.

· Двигательная система: мы двигаемся, реагируем, действуем, предпринимаем что-то или ведем беседу с кем-то.

Под поведением понимается постоянная совместная игра этих систем в конкретных жизненных обстоятельствах. У человека все три системы активны одновременно, хотя, в зависимости от ситуации, случается, что какая-то из них оказывается на переднем плане.

При таком взгляде понятие «поведения» охватывает все аспекты душевного процесса: человек думает, чувствует, действует. В совместном влиянии этих моментов и состоит полнота его жизни. Если одна или больше из этих систем нарушается или их совместная игра плохо функционирует, тогда возникают душевные проблемы или психические расстройства. Такое понимание поведения, где не разрывается «внутреннее» и «внешнее», личность и ее поведение, мы находим уже у Janet P. (1929), когда он пишет, что «для него акт - это и мысль, и чувство, и отношение, и собственно действие». В согласии с приведенным выше пониманием поведения, я определяю поведение как психологическую реальность, которая, как мостик, связывает, выражаясь терминологией Л.С. Выготского, «тело организма» с «телом культуры». Личность же в этой связи и в моем понимании, - это человек, способный к неограниченному инстинктами поведению.

Завершая свое понимание термина современная бихевиорально-когнитивная терапия, отмечу, что определение в нем «современная» означает мое представление о ней как о бихевиорально-когнитивной терапии сегодня. Кстати, о современной бихевиорально-когнитивной (бихевиоральной) терапии говорит и K.Grawe, хотя и берет слово "moderne" в кавычки (1997).

 

Метод стимульного контроля.

О стимульном контроле говорят тогда, когда клиент /пациент усваивает, что за определенным поведением последует (негативное) последствие, в то время как за другим поведением ничто не последует или последует позитивный стимул. Стимульный контроль может: стимулировать прицельно желательное поведение, создавая при этом ситуативные условия, при которых проявляется только желательное поведение, или - нежелательное поведение ослаблять, устраняя для этого ситуативные условия его появления.

Используется, когда нужно человека избавить от кого-то или чего-то, чтобы человек не оказался в этой ситуации с этим предметом. Т.е., по сути, данный метод помогает лишить клиента/пациента возможности взаимодействовать со стимулом, который поддерживает зависимость. Это чаще всего относится к зависимостям, но не только химическим (Залевский).

Примером ослабления нежелательного поведения является программа стимульного контроля за снижением веса: С пациентом с излишним весом можно применить, наряду с другими терапевтическими приемами, следующие договоренности: Должны быть осуществлены покупки продуктов только для употребления на следующий день; продукты должны храниться только в определенном месте, а не где попало и быть легко доступными, чтобы тяга к приему пищи не стимулировалась вокруг лежащими продуктами. Стимульный контроль состоит здесь в том, что могут быть устранены те стимулы (направляющие раздражители), которые проблемное поведение сообусловливают и облегчают.

 

РЭТ (Эллис).

РЭТ это единство рационально-эмотивной теории, практики и философии:

Философия:

1. Эпистемология (теория познания) - лучшим способом получения знаний о себе, других и мире является научный метод. В то время как, например, религия признает наиболее важным способом познания веру, озарение и святое вдохновение, РЭТ отстаивает научное мышление. На любое суждение пациента/клиента РЭТ имеет хороший вопрос: «Где доказательства верности вашего мнения?».

2. Диалектика (искусство аргументации). Предполагает владение искусством логического мышления. Большинство людей выглядят специалистами как раз по нелогичности. Вот типичный пример такой нелогичности: Я должен быть совершенным.

3. Аксиология (система ценностей). Согласно философии РЭТ большинство людей ориентируется на две ясные ценности, хотя и не всегда говорят о них вслух. Этими главными ценностями являются: сохранение жизни и получение удовольствия. Все, что способствует поддержанию жизни и получению удовольствия (счастья), можно определить как рациональное. Все, что направлено против выживания и счастья, является иррациональным.

4. Этика (нравственные принципы). РЭТ-философия утверждает, что построить справедливые отношения с окружающими можно на основе человеческого благоразумия и предвидения последствий наших действий. Что нравственно, а что нет, решается в каждой конкретной ситуации; абсолютно правых и неправых не бывает. «Поступай так, как хотел бы, чтобы поступали другие».

5. Этический гуманизм – не обязательно отказываться от религиозных убеждений, хотя полезно отказаться от крайних форм религиозной ортодоксальности для того, чтобы получать больше удовольствия от жизни, чтобы стать более терпимым к себе и окружающим.

Цели РЭТ философии -сформировать убеждения и привычки, способствующие достижению следующих целей: сохранения жизни (здоровья), достижения удовлетворения жизнью, умение ладить с людьми, поддержание теплых отношений с близкими людьми, стремление реализовать себя как личность.

А. Эллис считает, что каждый человек рождается с определенным потенциалом, и этот потенциал имеет две стороны: рациональную и иррациональную; конструктивную и деструктивную и т.д. Источник психологических нарушений - это система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усвоенная, как правило, в детстве от значимых взрослых. Эти нарушения А. Эллис назвал иррациональными установками. С точки зрения А. Эллиса, это жесткие связи между дескриптивными и оценочными когнициями типа предписания, требования, обязательного приказа, не имеющего исключений, и они носят абсолютистский характер. Поэтому иррациональные установки не соответствуют реальности как по силе, так и по качеству этого предписания. Если иррациональные установки не реализуются, они приводят к длительным, неадекватным ситуации эмоциям, затрудняют деятельность индивида. Сердцевиной же эмоциональных нарушений, по мнению Эллиса, является самообвинение.

В основу практики рационально-эмотивной терапии А. Эллис положил разработанную им АВС-модель, где

А – это актуальное событие или ситуация, с которой столкнулся клиент/пациент, что приводит к определенным последствиям (конзеквенциям)

С – эмоциям и поведению, но не напрямую, а в результате восприятия и оценки клиентом данной ситуации, которые Эллисом обозначены как В (убеждения, мысли, когниции).

Отсюда следует, что какие когниции, такие, в конечном итоге, эмоции и поведение: ситуация оценивается позитивно – это ведет к позитивным чувствам (радости, любви), ситуация оценивается негативно – это ведет к негативным эмоциям и чувствам (печали, страху, злости, депрессии), а если когниции нейтральны, то и чувства, соответственно, носят нейтральный характер (спокойствие, безразличие).

Пример. Ситуация А: Уже поздний вечер, 23 часа, а мужа все еще нет с работы, может быть воспринята и оценена по-разному. А потому может быть и разная эмоциональная реакция на нее.

Жена Т. разозленная сильно (С). Она думает (В): «Что он только со мной ни делает, Гуляет себе, а я здесь сижу дома. Ах, какой негодяй!» (негативная оценка).

Жена К. нервничает и испытывает тревогу (С). Она думает (В): «Где он может быть? Надеюсь, что с ним ничего не случилось» (негативная оценка).

Жена Н. Чувствует себя очень хорошо, даже счастливо (С). Она думает (В): «Наконец хоть один свободный вечер, когда я могу время посвятить себе» (позитивная оценка).

Жена М. Спокойна (С). Она думает (В): «Да уже поздно. Посмотрим, как он сегодня провел вечер. Возможно, у него еще какое-то совещание» (нейтральная оценка).

Жена В. в депрессии (С). Она думает (В): «Все остальные для него важнее меня. Никто не хочет быть со мной вместе. Возможно даже, что у него есть подруга» (негативная оценка). (Wolf D., 1989. S. 25).

Мысли, которые ведут к негативным эмоциям и поведению, в большинстве случаев, считает А. Эллис (1999. С. 33-44), являются иррациональными или ненаучными. Надо освоить так называемые правила научно-исследовательского мышления и ими руководствоваться. Упражнения в рамках РЭТ и направлены на тренировку такого научного мышления, формулировку рациональных когниций, которые отвечают действительности и помогают человеку себя чувствовать и вести себя, как бы ему этого хотелось.

Возьмем, например, иррациональную мысль: «Я должен действовать компетентно, потому что мне это нравится» и проведем научный анализ (применим правила научного мышления):

1-е правило: Основано ли данное утверждение на реальности и фактах? Очевидно, нет. Поскольку я – человек, который обладает некоторой свободой выбора, я не обязан всегда действовать компетентно, я могу в некоторых случаях делать что-то и плохо. Мне, как любому человеку, свойственно ошибаться.

2-е правило: Есть ли в этом утверждении логика? Нет, поскольку в этом противоречивом утверждении от человека требуют, чтобы он был безупречным буквально всегда. Но из того факта, что мне нравится быть компетентным, логически никак не следует, что я обязан всегда быть компетентным.

3-е правило: Является ли данное утверждение флексибильным (гибким)? Нет. Оно гласит, что я должен быть компетентным при любых обстоятельствах и в любых условиях. Возможно ли это?

4-е правило: Можно ли фальсифицировать данное утверждение? Да, можно. Можно доказать, что я не обязан быть верхом совершенства, иначе я должен был бы быть не человеком, а Богом, обладающий абсолютной властью и возможностями.

5-е правило: Можно ли доказать справедливость или ложность данного утверждения? Нет, так как эта идея относится к тем идеям, которые ни доказать, ни опровергнуть невозможно.

6-е правило: Означает ли это утверждение, что если я всегда буду придерживаться его, то во всех случаях буду поступать хорошо и получать хорошие результаты? Конечно, нет! Не всегда, поскольку есть люди, которые мне завидуют, не любят меня, которых я раздражаю, а поэтому могут вставлять мне палки в колеса и т.д.

Возможностей для упражнений такого типа очень много, поскольку иррациональных мыслей, требующих научного анализа и замены их на рациональные, тоже очень много. Результатом таких упражнений должно быть автоматическое появление на месте иррациональных мыслей мыслей рациональных, ведущих к позитивным последствиям.

Упражнение: Обратите внимание на те характерные способы, с помощью которых вы (а также ваши родственники и знакомые) отрицаете правила научного мышления.

Нереалистичное мышление, отрицающее реально существующие жизненные факты. Примеры: «Если я отношусь к людям хорошо, то они тоже должны любить меня и относиться ко мне хорошо»; «Если я не сдам этого экзамена, я никогда не смогу закончить школу и в итоге стану никому не нужным человеком».

Нелогичные и противоречивые представления. Примеры: «Поскольку я очень хочу, чтобы ты любил меня, ты должен любить меня». «Если я провалюсь на собеседовании, то это значит, что я ни на что не годен и никогда не получу хорошей работы», «Люди должны относиться ко мне хорошо, даже если я сам к ним так и не отношусь».

Представления, которые невозможно доказать или опровергнуть. Примеры: «Я обречен на вечные неудачи, так как неудачник», «Я – особенный человек, и я всегда буду лучшим из лучших», «Я чувствую, что ты меня ненавидишь, значит ты меня действительно ненавидишь».

Вера в воздание по заслугам. Примеры: «Я хороший человек, а потому заслуживаю успеха и самой хорошей жизни», «Я не сделал того, что __ CЈrъC__должен был сделать, а потому обречен на страдания и неудачи на всю оставшуюся жизнь».

Предположение, что ваша сильная вера (и те чувства, которые она за собой влечет) даст вам блага, комфорт и счастье. Примеры: «Ты поступил по отношению ко мне плохо, хотя не должен был так поступать. Я сержусь на тебя, и это заставит тебя вести себя лучше», «Если я себя осужу за плохой поступок, то следующий раз я не поступлю плохо» (А. Эллис, 1999. С. 43).

В Институте рационально-эмотивной терапии в Нью-Йорке под руководством А. Эллиса разработана «Анкета самопомощи», структура которой определяется ABCDE-парадигмой/моделью.

АНКЕТА САМОПОМОЩИ

(А) Активизирующее событие __________________________________________

(С) Последствия (чувства и поведение) ___________________________________

Основы современной бихевиорально-когнитивной терапии

(В) Когниции (мысли) (D) Диспут (Е) Эффективные

рациональные мысли

Иррациональные, не помогающие мне мысли, а скорее ведущие к негативным последствиям

Оспаривание иррациоанальных мыслей Пример: «Где написано, что я плохой человек?»

Пример: «Я человек, который сделал что-то плохо, но вовсе не плохой человек» 1. Я должен делать все хорошо Почему я должен? Нет причин! Хотя мне действительно хотелось бы делать все хорошо

2. Если я что-то сделал плохо, значит я плохой человек.

3. Люди обязаны относиться ко мне хорошо и давать мне то, что мне нужно.

Список иррациональных когниций можно продолжить!

4.

5.

И т.д.

 

РЭТ теория (GABCDE-модель).

У людей есть определенные цели, к которым они всегда стремятся (G – goals). Целью человека обычно является получение удовлетворения: от общения с самим собой; от общения с другими людьми; от общения с близкими/избранными; в работе и финансах; в других видах деятельности (занятии искусством, литературой, спортом, играх и т.д.).

На пути к осуществлению этих целей встают препятствия, которые в РЭТ называются Негативными Активизирующими Событиями (A – activating events). При этой встрече у человека есть выбор между адекватной и неадекватной эмоциональной реакцией и соответствующим поведением. Эти эмоциональные реакции и поведение называются Следствиями (C – consequences).

В большинстве случаев люди адекватно реагируют на A. Основным источником адекватных или неадекватных чувств и поведения являются не активизирующие события (А), а рациональные/реалистичные или иррациональные/нереалистичные Убеждения (B – beliefs).

В одном случае – это: «Я недоволен тем, что у меня в этот раз ничего не вышло (не сдал экзамен, не получил работу, не познакомился или кто-то покинул и т.п.). Надеюсь, в следующий раз я добьюсь успеха, добьюсь своего. Да, я предпочитаю получать одобрение значимых для меня людей, Но если они отвергают меня, то это еще не конец света – я постараюсь получить их одобрение в следующий раз». В другом случае – «Я не должен был потерпеть поражение и оказаться отверженным. Это ужасно. Я не могу этого вынести. Я ничтожество, я заслуженно наказан. Я останусь навсегда неудачником и ко мне всегда будут плохо относиться!».

Иррациональные убеждения (когниции) являются чаще всего реакциями на неблагоприятные Активизирующие События, имевшие место как в детстве, так и в более позднем возрасте. Но, воспроизведенные и повторенные много раз, они превращаются в Базовую философию (базовые убеждения или дисфункциональные личностные конструкты по Д. Келли), которая представляется и ощущается как абсолютно верная и оказывает на характер производных убеждений. Из своей большой коллекции базовых убеждений, составляющих базовую философию – философию долженствования («должномании, или обязумия») – А. Эллис выделил три, посчитав, что все остальные являются их вариантами (1998, С. 202):

– «Я должен добиваться успеха и получать одобрение значимых других, а если я не делаю того, что должен и обязан, значит, со мной что-то не в порядке. Это ужасно, и я полное ничтожество».

– «Вы – люди, с которыми я общаюсь, мои родители, моя семья, мои родственники и сотрудники – должны относиться ко мне хорошо и быть справедливыми! Просто ужасно, что вы этого не делаете – гореть вам за это в адском огне!».

– «Условия, в которых я живу – окружающая среда, общественные отношения, политическая обстановка, – должны быть устроены так, чтобы я с легкостью, не прилагая усилий, получал все, что мне необходимо. Разве не кошмар, что эти условия трудны и причиняют мне огорчения! Я никак не могу быть счастливым; я или навсегда останусь несчастным, или убью себя!».

Почему людям часто бывает так трудно отказаться от тех «должен» и «обязан», которые они сами себе навязывают и наносят тем самым себе иные, эмотивные и поведенческие элементы теснейшим образом взаимосвязаны (Там же. С. 233).

За выявлением сути B (базовых убеждений, дисфункциональных личностных конструктов, дисфункциональных установок и производных от них убеждений или когниций) следует дискуссия, диспут (D – disputing) по поводу иррациональных убеждений обоих уровней, в результате чего клиент/пациент вырабатывает для себя новую эффективную философию, т.е. систему рациональных, здоровых убеждений (Е – Effective New Philosophy – эффективную новую философию).

Например, «Я предпочел бы преуспевать, быть перфектным и любимым, но это не значит должно и обязательно!»; «Мне бы хотелось, чтобы окружающие были внимательны и заботливы по отношению ко мне, но они вовсе не обязаны быть такими!»; «Мне бы хотелось жить в покое и довольстве, но это не значит, что кто-то должен мне это, а для меня это является обязательным!».

 

15. Уровни иррациональных когниций и определение проблемы клиента/пациента (Эллис). + 16

В РЭТ выделяется три ведущих психологических аспекта функционирования человека: мысли (когниции), чувства и поведение. А. Эллис выделял два типа когниций: дескриптивные и оценочные.

Дескриптивные когниции содержат информацию о реальности, о том, что человек воспринял в мире, это "чистая" информация о реальности.

Оценочные когниции отражают отношение человека к этой реальности. Дескриптивные когниции обязательно соединены с оценочными связями разной степени жесткости.

Необъективные события сами по себе вызывают у нас позитивные или негативные эмоции, а наше внутреннее восприятие этих событий - их оценку. Мы чувствуем то, что думаем по поводу воспринятого. Расстройства в эмоциональной сфере являются результатом нарушений в когнитивной сфере (таких как сверхгенерализация, ложные выводы и жесткие установки).

Источник психологических нарушений - это система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усвоенная, как правило, в детстве от значимых взрослых. Эти нарушения А. Эллис назвал иррациональными установками. С точки зрения А. Эллиса, это жесткие связи между дескриптивными и оценочными когнициями типа предписания, требования, обязательного приказа, не имеющего исключений, и они носят абсолютистский характер. Поэтому иррациональные установки не соответствуют реальности как по силе, так и по качеству этого предписания. Если иррациональные установки не реализуются, они приводят к длительным, неадекватным ситуации эмоциям, затрудняют деятельность индивида. Сердцевиной же эмоциональных нарушений, по мнению Эллиса, является самообвинение.

Важным в РЭТ является понятие "ловушка", т.е. все те когнитивные образования, которые создают необоснованную невротическую тревогу. У нормально функционирующего человека имеется рациональная система оценочных когниции, которая представляет собой систему гибких связей между дескриптивными и оценочными когнициями. Она носит вероятностный характер, выражает скорее пожелание, предпочтение определенного развития событий, поэтому приводит к умеренным эмоциям, хотя иногда они и могут носить интенсивный характер, однако не захватывают индивида надолго и поэтому не блокируют его деятельность, не препятствуют достижению целей.

 

Пример

Вообразите себе ситуацию, когда точка зрения вашего собеседника совершенно не соответствует вашей и вы с ней категорически не согласны. Вы вполне себе знаете, как можно доказать свою позицию, однако любые ваши начинания либо встречают сопротивление, либо просто проходят «мимо ушей». Что же делать? Для начала нужно взять небольшую передышку, вспомнить о том, что существует метод сократического диалога и воспользоваться им.

Этап первый – согласие

Задачей этого этапа является поиск того, с чем вы можете согласиться. Поэтому нужно избавить своего оппонента от ощущения того, что на него пытаются оказать давление. Для этого нужно найти что-то, что будет вам близко, например, выделить в потоке чужих слов то, что соответствует и вашему мнению. Этим вы «убьёте двух зайцев»: общение начнётся с позитивной ноты или же перейдёт на неё, вы частично выскажете свою действительную точку зрения. Вот несколько примеров (в форме «вам говорят – вы отвечаете»):

Ты должен сделать это в первую очередь – Да, согласен, это очень важно

Принимайся за работу – Конечно, время уже подошло

На первом этапе важно сделать так, чтобы ваше согласие не было простой формальностью, а отражало действительное положение вещей.

Второй этап – сомнение

Целью второго этапа является выражение сомнений в сторону слабых аргументов собеседника. Делая это, вы склоняете собеседника к тому, чтобы он сам пресёк любое давление со своей стороны. Согласно одному тактическому военному постулату, гласящему, что для победы над противником не обязательно превосходить его во всём, всегда и везде, а достаточно лишь иметь превосходство на определённом этапе, можно сделать вывод, что не нужно опровергать все умозаключения своего оппонента, а можно подвергнуть сомнению лишь один их элемент. В любой, даже, казалось бы, самой твёрдой и чёткой позиции есть свои слабые места, на которых и следует сделать акцент. Найдите это место и усомнитесь в нём. Т.к. человек по своей природе склонен к тому, чтобы быть или казаться последовательным, сомнение в чём-то одном неизбежно повлечёт за собой целую цепочку сомнений, что заставит его оценить свою позицию критически.

Этап третий – аргументация

Данный этап рассчитан на то, чтобы вы могли донести свою мысль, при этом не испытывая никакого сопротивления со стороны собеседника. Именно на этом этапе нужно начинать обосновывать и отстаивать свою позицию, аргументируя доводы тем, что хотелось высказать изначально. Если первые два этапа были пройдены успешно, то собеседник станет более восприимчивым к тому, что вы говорите. Обратите своё внимание и на то, что если следовать первым двум этапам осознанно, а не «на автомате», то первоначальные аргументы несколько трансформируются — станут более индивидуальными, т.е. подстроенными под того человека, с которым вы ведёте беседу. А это значит, что и влияние они окажут более серьёзное.

 

Резюме.

Итак, шесть основополагающих правил современной бихевиорально-когнитивной» психотерапии позволяют, прежде всего, в короткой и запоминающейся форме уяснить; основную суть самого психотерапевтического процесса. При этом порядок предъявления и обсуждения этих правил не случаен, поскольку предыдущее правило подготавливает понимание и оценку последующего. Все правила находятся в тесной связи» с фундаментом практики. С первой до последней встречи данные правила действуют, но только при том условии, что сам психотерапевт будет выступать как бы в качестве «модели» (образца) их выполнения.

Приведенные выше примеры уже демонстрировали, что предложенные шесть правил не нацелены на решение специфических содержательных проблем клиентов. Следование этим девизам не приводит автоматически к улучшениям и успеху. Но опыт показывает, что постоянное применение правил имеет своим следствием целый ряд преимуществ, например, улучшенное активное сотрудничество и инициативу клиентов, активизирование контролируемой переработки информации, как и стимулирование флексибильного, креативного решения проблем. Более того, и самое главное, они помогают в процессе психотерапии становиться, а после ее завершения быть «самому себе психологом-психотерапевтом», т.е. взять ответственность за свою жизнь и свое здоровье на себя, что и является одной из важных задач современной бихевиорально-когнитивной психотерапии. Такую задачу, как известно, фактически не ставят и не решают другие психотерапевтические подходы.

Разумеется, что предложенные Kanfer et al. правила менеджмент-терапии в рамках СБКТ не следует считать исчерпывающими. В ходе проведения нами семинаров-тренингов по психологическому консультированию и супервизии (прежде всего, с группами психологов-практиков) в рамках СБКТ были предложены на обсуждение и некоторые другие правила, а именно: «Думать реалистично», «Думать ответственно», «Думать эмпатично» и «Думать толерантно». Скорее всего, этот список будет пополняться и дальше в результате накопления опыта работы психологов и психотерапевтов в рамках современной бихевиорально-когнитивной терапии.

Правила, которые мы с вами обсудили, полезно знать и им следовать, поскольку они, во-первых, дают представления о целом ряде принципиально важных характеристик современной бихевиорально-когнитивной психотерапии и, во-вторых, опровергают существующие и по сей день относительно нее заблуждения и предвзятости.

 

Можно ли изменить личность?

А. Эллис (1999. С. 186, 187) считает, что люди от природы склонны создавать свои эмоциональные нарушения – это для них естественно – поэтому трудно бывает добиться значительных (а тем более радикальных) личностных изменений. Более того, у большинства людей от природы существует склонность с легкостью создавать свои проблемы, но с трудом их решать, так как имеет место сопротивление, имеющее следующие проявления:

1) привычка мыслить, чувствовать и вести себя дисфункционально, от которой трудно отказаться;

2) склонность к физической, эмоциональной и интеллектуальной инерции;

3) желание получить удовольствие прямо сейчас

4) совершение некоторых действий и употребление некоторых веществ

5) чрезвычайно развитые внушаемость, доверчивость и конформизм;

6) тенденция поддаваться подозрительности и панике

7) склонность к мании величия:

8) приверженность принципу «все или ничего»;

9) нереалистичное мышление; и тд.

Несмотря на все преграды, они способны осуществлять существенные мировоззренческие перемены. Иначе в психотерапии (в том числе и в РЭТ) не было бы никакого смысла.

Диспозиционные подходы в теориях личности рассматривают ее как прочную структуру, которую характеризовать можно дименсионально (количественно). Они не дают никаких указаний на возможность изменения этой структуры.

Психодинамические подходы пытаются объяснить развитие личностной структуры, но с помощью терапевтического вмешательства при аномальных образованиях.

Теории научения, напротив, не нацелены первоначально на описание личностных форм, не представляют также какой-либо таксономической схемы личности. На первом плане, скорее, стоят возможности изменения поведения и тем самым, в широком смысле, также изменения того, что можно назвать личностью.

При использовании поведенчески-терапевтических методов действительно ли изменяется личность? Да, если «алкоголика», «хулигана» – нарушителя спокойствия в классе, сверхбоязливого, стеснительного, галлюцинирующего гомосексуала рассматривать как личностей. При привлечении таких измерительных инструментов как ММРI, TAT для оценки терапевтических успехов можно делать вывод о том, что личность изменяема.

Изменчивость человеческого поведения имеет свои пределы, благодаря наследственным сферам личности. Особенно это, видимо, действует в сфере интеллекта и в меньшей мере при остальных личностных характеристиках. Прежде всего, влияние наследственных и средовых факторов демонстрируется результатами психогенетических (генеалогических и близнецовых) исследований.

По мнению Вагнера, следует различать две основополагающие формы учета личности клиента в рамках психотерапии:

1) В первом случае осуществляется приспособление терапии к личности клиента. Терапевт пытается в большей степени с помощью диагностических методов заглянуть в структуру личности клиента, чтобы лучше понять его интерперсональное и с собственным Я связанное поведение, а также с этим связанные личностно специфические жизненные проблемы, и согласовать оптимально свое собственное интерперсональное поведение (например, меру оценки и контроля).

2) Во втором случае – в согласии с клиентом – предпринимается попытка в рамках терапии реализовать условия, которые способствуют изменению определенных свойств личности клиента (например, укрепление автономии или уменьшение очень сильного или очень слабого контроля поведения или ослабления недоверия). Это будет показано, прежде всего, тогда, когда у клиента будут диагностироваться так называемые «личностные расстройства», или, когда клиент сам выразит желание изменить какие-либо отдельные черты личности (например, желание быть более уверенным, менее боязливым или более уравновешенным).

В плане изменяемости свойств личности следует иметь в виду, что она у взрослых довольно ограничена, поскольку черты личности содетерминируются не только генетически, но позволяют себя интерпретировать и как относительно стабильные благоприобретенные формы адаптации индивида к окружающей его среде на фоне специфической биографии. Однако даже ограниченные изменения свойств личности могут существенно улучшить в «правильном» направлении адаптацию индивида, его самочувствие и его способности к преодолению (о значении изменения свойств личности – например, укрепления доверия к себе или автономии – как критерии успеха психотерапии с позиции клиента – Connolly, Strupp, 1996).

В процессе СБКТ

В терапии речь идет, в конечном счете, об изменении; терапевтическая помощь клиенту есть ориентированная на изменение помощь. Терапия в этих рамках понимается как временем ограниченный, проблемно- и цель-ориентированный процесс научения (процесс изменения), осуществляемый по идеально типическим фазам и ориентированный на модели-решения проблем и теории изменения.

Бек указывал так же на то, что нужно понимать, что значит получить доступ к изменениям, что должно изменяться.

В то же время, как справедливо отмечает Д. Хейли (1998. С. 72), «…у нас нет ни одной теории, занимающейся изменениями: Психодинамическая теория посвящена вовсе не тому, как изменить кого-то; она – о том, что с пациентом происходит и что привело его к болезненному состоянию; суть обучающей теории также не в изменениях, а в определении истоков отклоняющегося поведения; системная теория семейной терапии трактует не об изменениях, а о том, что управляемая система является устойчивой».

Перре и Бауман считают, что они обеспечивают «процессы психических изменений, инициированные специалистами-психологами при использовании психологических средств, сопровождаемые психодиагностикой и оценкой, направлены на изменение психических функций, реорганизацию сложных паттернов функционирования или нарушенных межличностных систем». Здесь же они обсуждают вопрос об «основных механизмах изменения в психотерапии, общие для всех школ», ссылаясь на Граве (Grawe, 1997), который различает четыре основных механизма изменения, всегда участвующие в психотерапевтическом научении («компетентность в совладании», «прояснение и коррекция значений», актуализация проблемы», «активация ресурсов»), а также на Прохазку и др., которые различают уже десять общих длявсех школ основополагающих процессов изменения («самоэксплорация/саморефлексия», «самопереоценка», «самоосвобождение», «контробусловливание», «стимульный контроль», «процедура подкрепления», «отношения помощи», «облегчение выражения эмоций», «социальное освобождение»).

  1. ФФП.

Проблемы эффективности психотерапии самым тесным образом связаны с категорией фиксированных форм поведения (и механизмами, которые за ними скрываются) в нескольких планах и во всей ее динамике – от этапа анализа поведения и формулировки проблемы, поведенческо-когнитивной диагностики до профессионального поведения психотерапевта и клиент-терапевт отношений. ФФП - Ядро психотерапевтического мероприятия.

Под фиксированными формами поведения понимается широкий спектр форм поведения человека или группы людей, которые биосоциально, в плане культурных норм, принятых в данном обществе для лиц определенного возраста, пола и статуса стали уже неадекватными,



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.77.244 (0.018 с.)