Техника спонтанного расслабления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техника спонтанного расслабления.



Если наш организм был уже потревожен негативными мыслями, то имеет смысл иметь наготове стратегию отбоя. Простой путь достижения – это техника спонтанного расслабления, которая работает через целенаправленное дыхание. Через целенаправленное дыхание можно сознательно вызвать чувство расслабления и контролировать негативное напряжение и чувство страха.

Инструкция к технике спонтанного расслабления. Вдохните несколько глубже, чем вы обычно это делаете. Затем, не задерживая дыхания, выдохните. При выдохе задержите дыхание, приблизительно на 6–10 секунд. Сами определите, какое время для вас является наиболее приемлемым. Считайте мысленно от тысячи до тысячи шести, тысячи десяти, (одна тысяча один, одна тысяча два и т.д.). После того, как вы задержали дыхание, вдохните опять, выдохните и опять задержите дыхание, приблизительно на 6–10 секунд.

Повторяйте это упражнение на дыхание две–три минуты или так долго, пока вы не испытаете ощутимо спокойствие и комфорт. Эта техника дыхания имеет свое преимущество, поскольку она функционирует без особого тренинга. Тем самым вы снизите поступление кислорода, и вашему организму будет меньше требоваться энергии для напряжения. Кроме того, вы сможете, благодаря нейтральному счету, отвлечься от ваших катастрофических мыслей.

Релаксация по Джекобсону (прогрессивная мышечная релаксация) — метод релаксации разработанный американским врачом Эдмундом Джекобсоном в 1930 году.

Со снижением мышечного тонуса наступает чувство глубокого расслабления при условии, что пациент/клиент обучается различать напряжение и расслабление. Цель метода в пошаговом усвоении все более совершенного контроля над напряжением и расслаблением определенных мышечных групп.

Подготовка. На этом этапе клиент знакомится с принципами метода, целью которого является снижение мышечного напряжения ниже уровня обычного напряжения. Клиент/пациент в процессе тренинга узнает, что при расслаблении он будет все более отдаляться от состояния, обычно испытываемого ежедневно, он овладеет способностью все большую группу мышц расслаблять одновременно, что будет сопровождаться чувством покоя и беспечности.

В процессе расслабления:

1) Концентрация на соответствующих мышцах при напряжении и расслаблении!

2) Напряжение сильное, но не до судорог, особенно при напряжении мышц ног!

3) Концентрация на ощущениях в момент напряжения и расслабления.

4) Давать сигнал психотерапевту, например, «подняв мизинец», когда наступает чувство полного расслабления.

5) Фаза расслабления длится 30–40 секунд.

6) Обратите внимание на различия в ощущениях при напряжении и расслаблении.

7) Начинать с доминирующих рук и ног.

Инструкция по проведению прогрессивного мышечного расслабления.

Найдите для себя 20–30 минут и какое-то спокойное помещение, где вам никто не будет мешать. В положении лежа или удобного сидения делать упражнения на расслабление. Пригасите немножко свет. Вдохните и выдохните несколько раз и приведите ваше тело в состояние расслабления и приятной тяжести. Напрягите одну за другой мышцы вашего тела приблизительно на 5 секунд настолько, чтобы вы чувствовали легкое напряжение, это не должно переходить в судороги. Расслабьтесь опять, не делая для этого много каких-то движений. Почувствуйте расслабление в течение 10 секунд. Повторите это «напряжение – расслабление», если вы не сразу получите ощущение расслабления. В то время, когда вы какие-то мышцы напрягаете, постарайтесь, чтобы остальные мышцы были расслаблены.

1. Сожмите ваш правый кулак (для левшей левый). Считайте медленно от 1 до 5. Затем разожмите кулак. Наслаждайтесь чувством расслабления (10 секунд).

2. Сожмите левый кулак. Считайте медленно от 1 до 5 и затем отпустите.

3. Теперь напрягите верхние части рук (бицепсы). При этом согните нижние части рук так, чтобы образовался прямой угол к верхним частям. Затем опять расслабьтесь.

4. Напрягите мышцы нижних частей рук, нажимая при этом ладонями на то, что находится под руками, затем опять расслабьтесь.

5. Соберите морщины на лбу. Откройте как можно шире глаза. Поднимите как можно выше брови так, чтобы на лбу образовались складки, затем расслабьтесь.

6. Соберите брови вместе так, чтобы образовалась вертикальная складка, идущая через нос, а затем расслабьтесь, расправив морщины на лбу.

7. Закройте очень сильно глаза. Считайте медленно от 1 до 5, затем расслабьтесь.

8. Сожмите губы вместе, не сжимая зубы.

9. Как можно сильнее надавите языком на нёбо, затем расслабьте язык.

10. Сожмите зубы как можно сильнее, затем расслабьтесь.

11. Надавите как можно сильнее затылком на спинку кресла или просто наклонитесь назад и расслабьтесь.

12. Надавите сильно подбородком на грудь, затем расслабьтесь.

13. Подтяните как можно выше ваши плечи до ушей, затем расслабьтесь.

14. Нажмите вашими лопатками назад на позвоночник, затем расслабьтесь.

15. Теперь вдохните как можно глубже, так чтобы ваша грудная клетка округлилась. Подержите ее так и продолжайте неглубоко дышать. Затем опустите грудную клетку, расслабьтесь.

16. Постарайтесь ваш живот сделать большим и так подержать некоторое время, продолжая дышать. Затем втяните живот и расслабьтесь.

17. Если вы находитесь в позиции лежа, поднимите заднюю часть, и сделайте прогибание. Напрягите мышцы задней части тела, затем расслабьтесь.

18. Напрягите ваши лодыжки таким образом, как будто вы хотите вашими коленями что-то отодвинуть. Если вы лежите, то ноги вначале подтяните, потом выпрямите, а затем расслабьтесь.

19. Напрягите нижнюю часть ваших ног, при этом поставьте ноги на подставку, нажмите сильно, а затем расслабьтесь.

20. Напрягите нижнюю часть ног, поднимая их и опуская.

Выполняя упражнение, вы дышите глубоко, медленно, равномерно.

Думайте в конце упражнения при вдохе слово «совершенно», при выдохе «спокойно». Мешающие вам мысли постарайтесь пропустить мимо себя, при этом концентрируясь на расслаблении. Позже, после упражнения на расслабление, вы сможете ими еще заняться.

 

11. Модельное научение (Бандура).

К когнитивно-социальным концепциям следует, прежде всего, отнести теорию научения Бандура, поскольку он для объяснения обучения новому поведению и преобразованию старых стереотипов поведения использовал понятие когнитивных схем, центральное для когнитивных психотерапевтов, а также учитывал социальные условия, в которых происходит научение. Методы научения по модели связаны, в большей степени, с именем А. Бандура. Они, скорее всего, занимают промежуточное положение между классическими и когнитивными теориями научения.

Пере и Збинден определяют обучение по образцу (модели) как процесс, при котором вероятность появления определенных форм поведения человека повышается, если он соответствующее поведение наблюдает у другого человека (образец, модель). Райнекер под модельным научением понимает такое научение, когда человек свое поведение изменяет на основании поведения другого человека (модели) в направлении этого модельного поведения. Модельное поведение может быть представлено непосредственно, а также через фильм или описание. Имеются эмпирические данные, что модельное научение может играть роль и в развитии психических расстройств.

Так, исследователи в лабораторных условиях дали возможность взрослым обезьянам наблюдать за поведением своих соплеменников, которые страхом реагировали на игрушечных змей. Лабораторные животные, которые до этого не проявляли страха в отношении игрушечных змей и которые еще не видели настоящую змею, демонстрировали после наблюдений сравнительно сильную и стабильную реакцию страха. Модельное научение может быть использовано и психотерапевтически, например, при тренинге социальной компетентности, при котором другие участники или психотерапевты демонстрируют благоприятное вербальное или невербальное поведение в ролевой игре. В терапии страха нередко психотерапевт выступает в качестве модели, чтобы мотивировать пациента к конфронтации с вызывающими страх ситуациями и тем самым ускорить терапию.

Пример. Так, терапевт в рамках программы терапии страха перед животными демонстрирует, как можно общаться с животным (например, он позволял ползти по своей руке пауку), прежде чем привлекал к этому пациента. Таким образом, можно в трехчасовом сеансе провести пролонгировано эффективную терапию.

 

Метод стимульного контроля.

О стимульном контроле говорят тогда, когда клиент /пациент усваивает, что за определенным поведением последует (негативное) последствие, в то время как за другим поведением ничто не последует или последует позитивный стимул. Стимульный контроль может: стимулировать прицельно желательное поведение, создавая при этом ситуативные условия, при которых проявляется только желательное поведение, или - нежелательное поведение ослаблять, устраняя для этого ситуативные условия его появления.

Используется, когда нужно человека избавить от кого-то или чего-то, чтобы человек не оказался в этой ситуации с этим предметом. Т.е., по сути, данный метод помогает лишить клиента/пациента возможности взаимодействовать со стимулом, который поддерживает зависимость. Это чаще всего относится к зависимостям, но не только химическим (Залевский).

Примером ослабления нежелательного поведения является программа стимульного контроля за снижением веса: С пациентом с излишним весом можно применить, наряду с другими терапевтическими приемами, следующие договоренности: Должны быть осуществлены покупки продуктов только для употребления на следующий день; продукты должны храниться только в определенном месте, а не где попало и быть легко доступными, чтобы тяга к приему пищи не стимулировалась вокруг лежащими продуктами. Стимульный контроль состоит здесь в том, что могут быть устранены те стимулы (направляющие раздражители), которые проблемное поведение сообусловливают и облегчают.

 

РЭТ (Эллис).

РЭТ это единство рационально-эмотивной теории, практики и философии:

Философия:

1. Эпистемология (теория познания) - лучшим способом получения знаний о себе, других и мире является научный метод. В то время как, например, религия признает наиболее важным способом познания веру, озарение и святое вдохновение, РЭТ отстаивает научное мышление. На любое суждение пациента/клиента РЭТ имеет хороший вопрос: «Где доказательства верности вашего мнения?».

2. Диалектика (искусство аргументации). Предполагает владение искусством логического мышления. Большинство людей выглядят специалистами как раз по нелогичности. Вот типичный пример такой нелогичности: Я должен быть совершенным.

3. Аксиология (система ценностей). Согласно философии РЭТ большинство людей ориентируется на две ясные ценности, хотя и не всегда говорят о них вслух. Этими главными ценностями являются: сохранение жизни и получение удовольствия. Все, что способствует поддержанию жизни и получению удовольствия (счастья), можно определить как рациональное. Все, что направлено против выживания и счастья, является иррациональным.

4. Этика (нравственные принципы). РЭТ-философия утверждает, что построить справедливые отношения с окружающими можно на основе человеческого благоразумия и предвидения последствий наших действий. Что нравственно, а что нет, решается в каждой конкретной ситуации; абсолютно правых и неправых не бывает. «Поступай так, как хотел бы, чтобы поступали другие».

5. Этический гуманизм – не обязательно отказываться от религиозных убеждений, хотя полезно отказаться от крайних форм религиозной ортодоксальности для того, чтобы получать больше удовольствия от жизни, чтобы стать более терпимым к себе и окружающим.

Цели РЭТ философии -сформировать убеждения и привычки, способствующие достижению следующих целей: сохранения жизни (здоровья), достижения удовлетворения жизнью, умение ладить с людьми, поддержание теплых отношений с близкими людьми, стремление реализовать себя как личность.

А. Эллис считает, что каждый человек рождается с определенным потенциалом, и этот потенциал имеет две стороны: рациональную и иррациональную; конструктивную и деструктивную и т.д. Источник психологических нарушений - это система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усвоенная, как правило, в детстве от значимых взрослых. Эти нарушения А. Эллис назвал иррациональными установками. С точки зрения А. Эллиса, это жесткие связи между дескриптивными и оценочными когнициями типа предписания, требования, обязательного приказа, не имеющего исключений, и они носят абсолютистский характер. Поэтому иррациональные установки не соответствуют реальности как по силе, так и по качеству этого предписания. Если иррациональные установки не реализуются, они приводят к длительным, неадекватным ситуации эмоциям, затрудняют деятельность индивида. Сердцевиной же эмоциональных нарушений, по мнению Эллиса, является самообвинение.

В основу практики рационально-эмотивной терапии А. Эллис положил разработанную им АВС-модель, где

А – это актуальное событие или ситуация, с которой столкнулся клиент/пациент, что приводит к определенным последствиям (конзеквенциям)

С – эмоциям и поведению, но не напрямую, а в результате восприятия и оценки клиентом данной ситуации, которые Эллисом обозначены как В (убеждения, мысли, когниции).

Отсюда следует, что какие когниции, такие, в конечном итоге, эмоции и поведение: ситуация оценивается позитивно – это ведет к позитивным чувствам (радости, любви), ситуация оценивается негативно – это ведет к негативным эмоциям и чувствам (печали, страху, злости, депрессии), а если когниции нейтральны, то и чувства, соответственно, носят нейтральный характер (спокойствие, безразличие).

Пример. Ситуация А: Уже поздний вечер, 23 часа, а мужа все еще нет с работы, может быть воспринята и оценена по-разному. А потому может быть и разная эмоциональная реакция на нее.

Жена Т. разозленная сильно (С). Она думает (В): «Что он только со мной ни делает, Гуляет себе, а я здесь сижу дома. Ах, какой негодяй!» (негативная оценка).

Жена К. нервничает и испытывает тревогу (С). Она думает (В): «Где он может быть? Надеюсь, что с ним ничего не случилось» (негативная оценка).

Жена Н. Чувствует себя очень хорошо, даже счастливо (С). Она думает (В): «Наконец хоть один свободный вечер, когда я могу время посвятить себе» (позитивная оценка).

Жена М. Спокойна (С). Она думает (В): «Да уже поздно. Посмотрим, как он сегодня провел вечер. Возможно, у него еще какое-то совещание» (нейтральная оценка).

Жена В. в депрессии (С). Она думает (В): «Все остальные для него важнее меня. Никто не хочет быть со мной вместе. Возможно даже, что у него есть подруга» (негативная оценка). (Wolf D., 1989. S. 25).

Мысли, которые ведут к негативным эмоциям и поведению, в большинстве случаев, считает А. Эллис (1999. С. 33-44), являются иррациональными или ненаучными. Надо освоить так называемые правила научно-исследовательского мышления и ими руководствоваться. Упражнения в рамках РЭТ и направлены на тренировку такого научного мышления, формулировку рациональных когниций, которые отвечают действительности и помогают человеку себя чувствовать и вести себя, как бы ему этого хотелось.

Возьмем, например, иррациональную мысль: «Я должен действовать компетентно, потому что мне это нравится» и проведем научный анализ (применим правила научного мышления):

1-е правило: Основано ли данное утверждение на реальности и фактах? Очевидно, нет. Поскольку я – человек, который обладает некоторой свободой выбора, я не обязан всегда действовать компетентно, я могу в некоторых случаях делать что-то и плохо. Мне, как любому человеку, свойственно ошибаться.

2-е правило: Есть ли в этом утверждении логика? Нет, поскольку в этом противоречивом утверждении от человека требуют, чтобы он был безупречным буквально всегда. Но из того факта, что мне нравится быть компетентным, логически никак не следует, что я обязан всегда быть компетентным.

3-е правило: Является ли данное утверждение флексибильным (гибким)? Нет. Оно гласит, что я должен быть компетентным при любых обстоятельствах и в любых условиях. Возможно ли это?

4-е правило: Можно ли фальсифицировать данное утверждение? Да, можно. Можно доказать, что я не обязан быть верхом совершенства, иначе я должен был бы быть не человеком, а Богом, обладающий абсолютной властью и возможностями.

5-е правило: Можно ли доказать справедливость или ложность данного утверждения? Нет, так как эта идея относится к тем идеям, которые ни доказать, ни опровергнуть невозможно.

6-е правило: Означает ли это утверждение, что если я всегда буду придерживаться его, то во всех случаях буду поступать хорошо и получать хорошие результаты? Конечно, нет! Не всегда, поскольку есть люди, которые мне завидуют, не любят меня, которых я раздражаю, а поэтому могут вставлять мне палки в колеса и т.д.

Возможностей для упражнений такого типа очень много, поскольку иррациональных мыслей, требующих научного анализа и замены их на рациональные, тоже очень много. Результатом таких упражнений должно быть автоматическое появление на месте иррациональных мыслей мыслей рациональных, ведущих к позитивным последствиям.

Упражнение: Обратите внимание на те характерные способы, с помощью которых вы (а также ваши родственники и знакомые) отрицаете правила научного мышления.

Нереалистичное мышление, отрицающее реально существующие жизненные факты. Примеры: «Если я отношусь к людям хорошо, то они тоже должны любить меня и относиться ко мне хорошо»; «Если я не сдам этого экзамена, я никогда не смогу закончить школу и в итоге стану никому не нужным человеком».

Нелогичные и противоречивые представления. Примеры: «Поскольку я очень хочу, чтобы ты любил меня, ты должен любить меня». «Если я провалюсь на собеседовании, то это значит, что я ни на что не годен и никогда не получу хорошей работы», «Люди должны относиться ко мне хорошо, даже если я сам к ним так и не отношусь».

Представления, которые невозможно доказать или опровергнуть. Примеры: «Я обречен на вечные неудачи, так как неудачник», «Я – особенный человек, и я всегда буду лучшим из лучших», «Я чувствую, что ты меня ненавидишь, значит ты меня действительно ненавидишь».

Вера в воздание по заслугам. Примеры: «Я хороший человек, а потому заслуживаю успеха и самой хорошей жизни», «Я не сделал того, что __ CЈrъC__должен был сделать, а потому обречен на страдания и неудачи на всю оставшуюся жизнь».

Предположение, что ваша сильная вера (и те чувства, которые она за собой влечет) даст вам блага, комфорт и счастье. Примеры: «Ты поступил по отношению ко мне плохо, хотя не должен был так поступать. Я сержусь на тебя, и это заставит тебя вести себя лучше», «Если я себя осужу за плохой поступок, то следующий раз я не поступлю плохо» (А. Эллис, 1999. С. 43).

В Институте рационально-эмотивной терапии в Нью-Йорке под руководством А. Эллиса разработана «Анкета самопомощи», структура которой определяется ABCDE-парадигмой/моделью.

АНКЕТА САМОПОМОЩИ

(А) Активизирующее событие __________________________________________

(С) Последствия (чувства и поведение) ___________________________________

Основы современной бихевиорально-когнитивной терапии

(В) Когниции (мысли) (D) Диспут (Е) Эффективные

рациональные мысли

Иррациональные, не помогающие мне мысли, а скорее ведущие к негативным последствиям

Оспаривание иррациоанальных мыслей Пример: «Где написано, что я плохой человек?»

Пример: «Я человек, который сделал что-то плохо, но вовсе не плохой человек» 1. Я должен делать все хорошо Почему я должен? Нет причин! Хотя мне действительно хотелось бы делать все хорошо

2. Если я что-то сделал плохо, значит я плохой человек.

3. Люди обязаны относиться ко мне хорошо и давать мне то, что мне нужно.

Список иррациональных когниций можно продолжить!

4.

5.

И т.д.

 

РЭТ теория (GABCDE-модель).

У людей есть определенные цели, к которым они всегда стремятся (G – goals). Целью человека обычно является получение удовлетворения: от общения с самим собой; от общения с другими людьми; от общения с близкими/избранными; в работе и финансах; в других видах деятельности (занятии искусством, литературой, спортом, играх и т.д.).

На пути к осуществлению этих целей встают препятствия, которые в РЭТ называются Негативными Активизирующими Событиями (A – activating events). При этой встрече у человека есть выбор между адекватной и неадекватной эмоциональной реакцией и соответствующим поведением. Эти эмоциональные реакции и поведение называются Следствиями (C – consequences).

В большинстве случаев люди адекватно реагируют на A. Основным источником адекватных или неадекватных чувств и поведения являются не активизирующие события (А), а рациональные/реалистичные или иррациональные/нереалистичные Убеждения (B – beliefs).

В одном случае – это: «Я недоволен тем, что у меня в этот раз ничего не вышло (не сдал экзамен, не получил работу, не познакомился или кто-то покинул и т.п.). Надеюсь, в следующий раз я добьюсь успеха, добьюсь своего. Да, я предпочитаю получать одобрение значимых для меня людей, Но если они отвергают меня, то это еще не конец света – я постараюсь получить их одобрение в следующий раз». В другом случае – «Я не должен был потерпеть поражение и оказаться отверженным. Это ужасно. Я не могу этого вынести. Я ничтожество, я заслуженно наказан. Я останусь навсегда неудачником и ко мне всегда будут плохо относиться!».

Иррациональные убеждения (когниции) являются чаще всего реакциями на неблагоприятные Активизирующие События, имевшие место как в детстве, так и в более позднем возрасте. Но, воспроизведенные и повторенные много раз, они превращаются в Базовую философию (базовые убеждения или дисфункциональные личностные конструкты по Д. Келли), которая представляется и ощущается как абсолютно верная и оказывает на характер производных убеждений. Из своей большой коллекции базовых убеждений, составляющих базовую философию – философию долженствования («должномании, или обязумия») – А. Эллис выделил три, посчитав, что все остальные являются их вариантами (1998, С. 202):

– «Я должен добиваться успеха и получать одобрение значимых других, а если я не делаю того, что должен и обязан, значит, со мной что-то не в порядке. Это ужасно, и я полное ничтожество».

– «Вы – люди, с которыми я общаюсь, мои родители, моя семья, мои родственники и сотрудники – должны относиться ко мне хорошо и быть справедливыми! Просто ужасно, что вы этого не делаете – гореть вам за это в адском огне!».

– «Условия, в которых я живу – окружающая среда, общественные отношения, политическая обстановка, – должны быть устроены так, чтобы я с легкостью, не прилагая усилий, получал все, что мне необходимо. Разве не кошмар, что эти условия трудны и причиняют мне огорчения! Я никак не могу быть счастливым; я или навсегда останусь несчастным, или убью себя!».

Почему людям часто бывает так трудно отказаться от тех «должен» и «обязан», которые они сами себе навязывают и наносят тем самым себе иные, эмотивные и поведенческие элементы теснейшим образом взаимосвязаны (Там же. С. 233).

За выявлением сути B (базовых убеждений, дисфункциональных личностных конструктов, дисфункциональных установок и производных от них убеждений или когниций) следует дискуссия, диспут (D – disputing) по поводу иррациональных убеждений обоих уровней, в результате чего клиент/пациент вырабатывает для себя новую эффективную философию, т.е. систему рациональных, здоровых убеждений (Е – Effective New Philosophy – эффективную новую философию).

Например, «Я предпочел бы преуспевать, быть перфектным и любимым, но это не значит должно и обязательно!»; «Мне бы хотелось, чтобы окружающие были внимательны и заботливы по отношению ко мне, но они вовсе не обязаны быть такими!»; «Мне бы хотелось жить в покое и довольстве, но это не значит, что кто-то должен мне это, а для меня это является обязательным!».

 

15. Уровни иррациональных когниций и определение проблемы клиента/пациента (Эллис). + 16

В РЭТ выделяется три ведущих психологических аспекта функционирования человека: мысли (когниции), чувства и поведение. А. Эллис выделял два типа когниций: дескриптивные и оценочные.

Дескриптивные когниции содержат информацию о реальности, о том, что человек воспринял в мире, это "чистая" информация о реальности.

Оценочные когниции отражают отношение человека к этой реальности. Дескриптивные когниции обязательно соединены с оценочными связями разной степени жесткости.

Необъективные события сами по себе вызывают у нас позитивные или негативные эмоции, а наше внутреннее восприятие этих событий - их оценку. Мы чувствуем то, что думаем по поводу воспринятого. Расстройства в эмоциональной сфере являются результатом нарушений в когнитивной сфере (таких как сверхгенерализация, ложные выводы и жесткие установки).

Источник психологических нарушений - это система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усвоенная, как правило, в детстве от значимых взрослых. Эти нарушения А. Эллис назвал иррациональными установками. С точки зрения А. Эллиса, это жесткие связи между дескриптивными и оценочными когнициями типа предписания, требования, обязательного приказа, не имеющего исключений, и они носят абсолютистский характер. Поэтому иррациональные установки не соответствуют реальности как по силе, так и по качеству этого предписания. Если иррациональные установки не реализуются, они приводят к длительным, неадекватным ситуации эмоциям, затрудняют деятельность индивида. Сердцевиной же эмоциональных нарушений, по мнению Эллиса, является самообвинение.

Важным в РЭТ является понятие "ловушка", т.е. все те когнитивные образования, которые создают необоснованную невротическую тревогу. У нормально функционирующего человека имеется рациональная система оценочных когниции, которая представляет собой систему гибких связей между дескриптивными и оценочными когнициями. Она носит вероятностный характер, выражает скорее пожелание, предпочтение определенного развития событий, поэтому приводит к умеренным эмоциям, хотя иногда они и могут носить интенсивный характер, однако не захватывают индивида надолго и поэтому не блокируют его деятельность, не препятствуют достижению целей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.063 с.)