Уровни когнитивных ошибок и определение проблем пациента/клиента (Бек). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровни когнитивных ошибок и определение проблем пациента/клиента (Бек).



Когнитивные изменения происходят на трех уровнях:

1) в произвольном мышлении;

2) в непрерывном, или автоматическом мышлении;

3) в предположениях (убеждениях).

Каждый уровень отличается от предыдущего своей доступностью для анализа и стабильностью. Наиболее доступны для анализа и наименее стабильны — произвольные мысли, потому что их можно вызвать по желанию, и они временны. На следующем уровне — автоматические мысли, которые появляются спонтанно и предшествуют эмоциональным и поведенческим реакциям. Эти автоматические мысли более стабильны и менее доступны, чем произвольные мысли, но можно научить пациентов распознавать их и контролировать. Автоматические мысли возникают на основе предположений (убеждений), который составляют третий уровень. Убеждения могут быть очень стабильными и не осознаваться пациентами. Терапия стремится к идентификации этих предположений и противодействию их эффектам.

Автоматические мысли — это мысли, которые появляются спонтанно и приводятся в движение обстоятельствами. Эти мысли выступают между событием или стимулом и эмоциональными и поведенческими реакциями индивида. Автоматические мысли воспринимаются как правдоподобные.

Предположения, или убеждения. Автоматические мысли, как отмечалось, возникают на основе предположений, или убеждений. Бек называет эти когниции также «правилами». В качестве синонимов он употребляет также такие определения, как «позиции», «идеи», «концепции» и «конструкции».

Можно выделить три основные группы дисфункциональных убеждений:

Ø в первую группу входят убеждения, связанные с принятием (например, «У меня есть изъян, поэтому я нежеланный»);

Ø во вторую группу входят убеждения, связанные с компетентностью (например, «Я — неполноценный»);

Ø в третью группу входят убеждения, связанные с контролем (например, «Я не могу осуществлять контроль»).

Когнитивные искажения — это систематические ошибки в суждениях. Они возникают на основе дисфункциональных убеждений, внедренных в когнитивные схемы, и легко обнаруживаются при анализе автоматических мыслей.

Когнитивные схемы – когнитивные структуры, которые организуют опыт клиента, и могут формировать у него когнитивные ошибки.

А. Бек (A. Beck, 1976. Р. 315) указывает на ряд когнитивных ошибок, т.е. ошибок в структурировании ситуаций, неадекватного отражения объективной реальности, не позволяющие человеку чувствовать и вести себя так, как бы это ему хотелось.

1. Произвольные (негативные) выводы, несмотря на явный недостаток фактов и доказательств или наличие противоречащих им фактов и доказательств (например: «Поскольку коллега со мной не поздоровался, значит, он на меня сердится».)

2. Селективное восприятие, внимание, обобщение: ситуация оценивается на основании вырванной из взаимосвязи детали при игнорировании более существенных характеристик ситуации; отсюда, односторонность и, чаще всего, негативность суждений. Пациент, страдающий депрессией, обращает внимание только на негативные аспекты происходящего, тревожный человек обращает внимание прежде всего на признаки опасностей, а больной паранойей выбирает из своего опыта те случаи, когда с ним плохо обращались.

3. Сверхгенерализация: на основе одного факта или многих отдельных фактов (например, что-то не удалось достигнуть: сдать экзамен, устроиться на работу, критика шефа, обидное слово близкого человека и т.п.) делаются далеко идущие заключения и выводы, выводятся общие правила, которые переносятся на многие другие ситуации (например: «Я всегда буду неуспешным», «Меня вообще не любят» и т.д.).

4. Максимизация и минимизация (преувеличение и преуменьшение): значение определенных событий и переживаний оценивается искаженно не в пользу чувства собственного достоинства; значение негативного экстремально преувеличивается, а положительного – преуменьшается. Так, например, клиент может свой неправильный ответ в обычной ситуации обучения возвести в большое негативное событие (преувеличение), в то время как блестящий ответ в неординарной ситуации считать случайным, а высокая оценка – незаслуженной (преуменьшение).

5. Персонализация: склонность, относить внешние события к самому себе, даже если нет никаких оснований для установления таких взаимосвязей. Клиент/пациент считает себя ответственным за какое-то событие без серьезных на то оснований. Например, за то, что после многих лет болезни, несмотря на заботу о матери, мать умирает от рака.

6. Дихотомическое мышление: тенденция видеть мир «черно-белым», замечать только полярные качества без промежуточных оттенков; весь опыт видится разделенным как бы на две исключающие друг друга части, например, либо он безупречен, либо недостаточен; поступки – чистыми либо грязными, святыми или грешными. Сексуальные отношения – дух захватывающими либо скучными; идеи – гениальными либо тривиальными и т.д. При описании самого себя клиент/пациент использует экстремально негативные категории.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.129 (0.005 с.)