Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уровни когнитивных ошибок и определение проблем пациента/клиента (Бек).
Когнитивные изменения происходят на трех уровнях: 1) в произвольном мышлении; 2) в непрерывном, или автоматическом мышлении; 3) в предположениях (убеждениях). Каждый уровень отличается от предыдущего своей доступностью для анализа и стабильностью. Наиболее доступны для анализа и наименее стабильны — произвольные мысли, потому что их можно вызвать по желанию, и они временны. На следующем уровне — автоматические мысли, которые появляются спонтанно и предшествуют эмоциональным и поведенческим реакциям. Эти автоматические мысли более стабильны и менее доступны, чем произвольные мысли, но можно научить пациентов распознавать их и контролировать. Автоматические мысли возникают на основе предположений (убеждений), который составляют третий уровень. Убеждения могут быть очень стабильными и не осознаваться пациентами. Терапия стремится к идентификации этих предположений и противодействию их эффектам. Автоматические мысли — это мысли, которые появляются спонтанно и приводятся в движение обстоятельствами. Эти мысли выступают между событием или стимулом и эмоциональными и поведенческими реакциями индивида. Автоматические мысли воспринимаются как правдоподобные. Предположения, или убеждения. Автоматические мысли, как отмечалось, возникают на основе предположений, или убеждений. Бек называет эти когниции также «правилами». В качестве синонимов он употребляет также такие определения, как «позиции», «идеи», «концепции» и «конструкции». Можно выделить три основные группы дисфункциональных убеждений: Ø в первую группу входят убеждения, связанные с принятием (например, «У меня есть изъян, поэтому я нежеланный»); Ø во вторую группу входят убеждения, связанные с компетентностью (например, «Я — неполноценный»); Ø в третью группу входят убеждения, связанные с контролем (например, «Я не могу осуществлять контроль»). Когнитивные искажения — это систематические ошибки в суждениях. Они возникают на основе дисфункциональных убеждений, внедренных в когнитивные схемы, и легко обнаруживаются при анализе автоматических мыслей. Когнитивные схемы – когнитивные структуры, которые организуют опыт клиента, и могут формировать у него когнитивные ошибки.
А. Бек (A. Beck, 1976. Р. 315) указывает на ряд когнитивных ошибок, т.е. ошибок в структурировании ситуаций, неадекватного отражения объективной реальности, не позволяющие человеку чувствовать и вести себя так, как бы это ему хотелось. 1. Произвольные (негативные) выводы, несмотря на явный недостаток фактов и доказательств или наличие противоречащих им фактов и доказательств (например: «Поскольку коллега со мной не поздоровался, значит, он на меня сердится».) 2. Селективное восприятие, внимание, обобщение: ситуация оценивается на основании вырванной из взаимосвязи детали при игнорировании более существенных характеристик ситуации; отсюда, односторонность и, чаще всего, негативность суждений. Пациент, страдающий депрессией, обращает внимание только на негативные аспекты происходящего, тревожный человек обращает внимание прежде всего на признаки опасностей, а больной паранойей выбирает из своего опыта те случаи, когда с ним плохо обращались. 3. Сверхгенерализация: на основе одного факта или многих отдельных фактов (например, что-то не удалось достигнуть: сдать экзамен, устроиться на работу, критика шефа, обидное слово близкого человека и т.п.) делаются далеко идущие заключения и выводы, выводятся общие правила, которые переносятся на многие другие ситуации (например: «Я всегда буду неуспешным», «Меня вообще не любят» и т.д.). 4. Максимизация и минимизация (преувеличение и преуменьшение): значение определенных событий и переживаний оценивается искаженно не в пользу чувства собственного достоинства; значение негативного экстремально преувеличивается, а положительного – преуменьшается. Так, например, клиент может свой неправильный ответ в обычной ситуации обучения возвести в большое негативное событие (преувеличение), в то время как блестящий ответ в неординарной ситуации считать случайным, а высокая оценка – незаслуженной (преуменьшение). 5. Персонализация: склонность, относить внешние события к самому себе, даже если нет никаких оснований для установления таких взаимосвязей. Клиент/пациент считает себя ответственным за какое-то событие без серьезных на то оснований. Например, за то, что после многих лет болезни, несмотря на заботу о матери, мать умирает от рака.
6. Дихотомическое мышление: тенденция видеть мир «черно-белым», замечать только полярные качества без промежуточных оттенков; весь опыт видится разделенным как бы на две исключающие друг друга части, например, либо он безупречен, либо недостаточен; поступки – чистыми либо грязными, святыми или грешными. Сексуальные отношения – дух захватывающими либо скучными; идеи – гениальными либо тривиальными и т.д. При описании самого себя клиент/пациент использует экстремально негативные категории.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.129 (0.005 с.) |