Подходы к проблеме изменения поведения личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходы к проблеме изменения поведения личности



В процессе СБКТ

В терапии речь идет, в конечном счете, об изменении; терапевтическая помощь клиенту есть ориентированная на изменение помощь. Терапия в этих рамках понимается как временем ограниченный, проблемно- и цель-ориентированный процесс научения (процесс изменения), осуществляемый по идеально типическим фазам и ориентированный на модели-решения проблем и теории изменения.

Бек указывал так же на то, что нужно понимать, что значит получить доступ к изменениям, что должно изменяться.

В то же время, как справедливо отмечает Д. Хейли (1998. С. 72), «…у нас нет ни одной теории, занимающейся изменениями: Психодинамическая теория посвящена вовсе не тому, как изменить кого-то; она – о том, что с пациентом происходит и что привело его к болезненному состоянию; суть обучающей теории также не в изменениях, а в определении истоков отклоняющегося поведения; системная теория семейной терапии трактует не об изменениях, а о том, что управляемая система является устойчивой».

Перре и Бауман считают, что они обеспечивают «процессы психических изменений, инициированные специалистами-психологами при использовании психологических средств, сопровождаемые психодиагностикой и оценкой, направлены на изменение психических функций, реорганизацию сложных паттернов функционирования или нарушенных межличностных систем». Здесь же они обсуждают вопрос об «основных механизмах изменения в психотерапии, общие для всех школ», ссылаясь на Граве (Grawe, 1997), который различает четыре основных механизма изменения, всегда участвующие в психотерапевтическом научении («компетентность в совладании», «прояснение и коррекция значений», актуализация проблемы», «активация ресурсов»), а также на Прохазку и др., которые различают уже десять общих длявсех школ основополагающих процессов изменения («самоэксплорация/саморефлексия», «самопереоценка», «самоосвобождение», «контробусловливание», «стимульный контроль», «процедура подкрепления», «отношения помощи», «облегчение выражения эмоций», «социальное освобождение»).

  1. ФФП.

Проблемы эффективности психотерапии самым тесным образом связаны с категорией фиксированных форм поведения (и механизмами, которые за ними скрываются) в нескольких планах и во всей ее динамике – от этапа анализа поведения и формулировки проблемы, поведенческо-когнитивной диагностики до профессионального поведения психотерапевта и клиент-терапевт отношений. ФФП - Ядро психотерапевтического мероприятия.

Под фиксированными формами поведения понимается широкий спектр форм поведения человека или группы людей, которые биосоциально, в плане культурных норм, принятых в данном обществе для лиц определенного возраста, пола и статуса стали уже неадекватными, но повторяются и в ситуациях, объективно требующих их изменения; при этом уровень и степень осознания и принятия необходимости этого изменения могут быть разными (Залевский, 2004).

Лучшей демонстрацией того, что представляют собой фиксированные формы поведения, причем как на уровне отдельного человека (индивидуальной системы), так и на уровне микро- и макрогрупп людей – являются ситуации социальных изменений, катаклизмов – революций, перестроек и т.п.

Спектр фиксированных форм поведения очень широк. Вся наша жизнь проходит в двух видах активности – изменяемых и неизменяемых (или трудноизменяемых), т.е. фиксированных формах поведения, застывших, косных или ригидных стереотипов. Их взаимоотношения является одной из кардинальных проблем биологии и психологии, а также родственных им наук: физиологии, общей и социальной психологии, психологии личности и психопатологии.

На сегодняшний день можно выделить следующие объяснительные модели природы и сути фиксированных форм поведения (ФФП):

1. Нейродинамическая модель ФФП связывает их природу и причины проявления с инертностью нервных процессов, особенно с ее ростом в силу разных причин – астенизации (утомления, нервного истощения), патологизации (в результате мозговых нарушений) и т.д. Но выявленные много-многозначные связи между особенностями нервных процессов и психологическими/личностными особенностями человека (В.С. Мерлин, В.М. Русалов) позволяют говорить лишь о большем или меньшем косвенном обусловливании и непрямых корреляциях. Так, например, при персеверациях, как одной из фиксированных форм поведения, наличие выраженной или патологической инертности нервных процессов, как правило, опосредствуется ослаблением или расстройством функции произвольного внимания и «представления о цели действия» (Э. Крепелин).

2. Энергетическая модель ФФП (стереотипы, привычки, установки, рутина и т.п.), которая встречается уже в работах В.М. Бехтерева, исходит из общего принципа экономии энергии. Установка, получив соответствующую объективным обстоятельствам организацию и возможности, включает в себя готовые, приобретенные опытом схемы, и, соблюдая принцип экономии, обеспечивает удовлетворение потребности. Но, как известно, фиксированная установка, соблюдая тот же принцип экономии, не приводит к удовлетворению потребности. Известный русский ученый А.А. Ухтомский, разработавший учение о доминанте, очень ярко демонстрирует примерами из науки, как принцип экономии, заложенный в самой сути доминанты, хорошо работающий в условиях стереотипных, привычных, обусловливает фиксированные формы поведения в условиях новых, «не совпадающих с доминантой».

3. Филогенетическая модель ФФП в чем-то, несомненно, близка «энергетической». Наблюдения этологов и эксперименты зоопсихологов свидетельствуют о том, что фиксированные формы поведения проявляют и животные. И чем ниже на филогенетической лестнице находятся живые существа, тем вероятнее проявление ими таких форм поведения.

4. ФФП как «нарушение личностно-средовой взаимосвязи». Из высказывания Сеченова, а также из концепций, выдвинутых значительно позже Бернаром («в постоянстве внутренней среды»), Кэнноном («о гомеостазисе»), Павловым («об уравновешивании») проводится мысль о гармонии внутренних состояний и внешних воздействий и о том, что эта гармония обеспечивается лишь в том случае, если жизнедеятельность и поведение человека детерминированы внешним постоянно изменяющимся воздействием среды. В случае фиксированных форм поведения имеет место нарушение этой гармонии, вследствие того что поведение детерминируется только внутренним состоянием без учета объективных требований внешней ситуации. Особенно ослабляется и даже полностью исчезает детерминация психической деятельности и поведения человека внешним миром, по мнению целого ряда авторов, при нервно-психических расстройствах.

5. Диспозиционная модель ФФП. Как известно, в основу диспозиционного направления в изучении личности положена идея о том, что «личность – это то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивидуума», что «черта личности является движущим или, по крайней мере, определяющим элементом поведения» (Allport, 1966). В целом ряде исследований показано, что определяющим личностным элементом фиксированных форм поведения является психическая ригидность. Кеттелл даже выделил особый ее вид – «диспозиционную ригидность».

6. Стрессогенная модель ФФП. Психологи разных направлений отмечают, что причиной фиксированных форм поведения могут быть связанные с тревогой, страхом, фрустрацией, шоком напряжения (стрессы), вызванные сильно и кратко либо слабо и длительно действующими стрессорами. Последние оказываются теми особыми причинами, под влиянием которых привычное, известное, так бережно и упорно охраняется, что к новому, к изменениям проявляется недоброжелательность.

7. Патогенетическая модель ФФП.

Психодинамические модели ФФП. Чаще всего в рамках этих схем фиксированные формы поведения выступают при неврозах как проявление защитных механизмов. «Невротик защищается формируя фиксированные привычки, ведущие к предпочтению определенных способов решения личных проблем». Согласно Адлеру, невротик, защищаясь, формирует ригидный стиль жизни с ложной ее схемой.

Научения (бихевиорально-когнитивная модель ФФП). Сторонники этого подхода придерживаются того мнения, что фиксированные формы поведения (философия долженствования и иррациональные мысли, неадекватные когнитивные схемы и ошибочные суждения, неадекватные установки, плохие и вредные привычки, страхи и депрессии, выученная беспомощность) – есть результат «неправильного научения/воспитания» в том числе и социального, хотя конкретные механизмы этого научения могут быть самыми разными.

8. Акциональная структурно-уровневая модель ФФП. Многолетние экспериментально-психологические исследования личности в норме и патологии позволили предложить оригинальную психологическую концепцию фиксированных форм поведения, интегрирующую, как мне кажется, и некоторые другие подходы к ним. Я ее обозначил как акциональная структурно-уровневая концепция. Идеи данного подхода к ФФП восходят, прежде всего, к трудам П. Жане (Janet P., 1929) и М.С. Роговина (1969, 1977, 1988).

В первом случае неадекватное средство (как материальное, так и идеальное) сливается/сращивается с целью, делая акцию неадаптивной, а личность функционирующей на более низком акциональном уровне. Во втором – неадекватная цель становится самоцелью, сращиваясь со средством, делает акцию тоже неадекватной, а личность функционирующей на более низком акциональном уровне.

9. Системная модель ФФП. Фиксированные формы поведения могут проявляться как на уровне индивида, личности, т.е. индивидуальных систем, так и на уровне микро- и макрогрупп людей (семьи, производственных и общественных организаций, этноса, общества и государства в целом), т.е. на уровне групповых систем.

Определяя любую систему как «комплекс элементов, находящихся во взаимодействии», еще Берталанфи (Bertalanffy, 1968) различал «открытые» и «закрытые» системы: в первых возможен лишь обмен энергией, а во-вторых – обмен энергией и веществом. Интересна в обсуждаемом контексте и его мысль о том, что «необходимым условием устойчивости органических систем является постоянное обновление их элементов». Можно предположить, что в «закрытых системах», не только органических, но и социальных, скорее всего, отсутствует это «постоянное обновление элементов» как внутри них, так и во взаимодействии с другими системами. Это происходит, на мой взгляд, потому, что любая система, стремясь к устойчивости, в силу нарушения, прежде всего, обратной связи, «проскакивает» оптимально необходимую меру устойчивости и устремляется к гиперустойчивости, иначе говоря, ригидизируется (коснеет, застывает), становится закрытой, о чем свидетельствует нарастание числа фиксированных форм поведения и рост их интенсивности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.011 с.)