Миф 11-й: зависимость начинается после первой же пробы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Миф 11-й: зависимость начинается после первой же пробы



Действительно, бывает, что зависимость появляется с первого раза. Это бывает в том случае, если человек уже имеет определенную психологическую установку на то, чтобы «оторваться», и при этом попадает в обстановку, где его учат, как это легче сделать. Но, как правило, человеку требуется несколько проб, чтобы сломать защитные механизмы своего организма и научиться ощущать некое странное удовольствие от противных вещей.

Часто главную проблему в борьбе с наркоманией видят в том, чтобы не дать человеку попробовать наркотик. Хотя и важно, чтобы наркотик не был легко доступен, но все же настоящая проблема заключается в том, чтобы человек имел правильную психологическую установку и имел силы противостоять обстановке (или избегать ее). Если подросток не имеет установки на употребление наркотиков, и если он нравственно зрелый, чтобы быть самостоятельным в принятии решений, то, даже попробовав наркотик, он сможет правильно оценить происшедшее. В большинстве случаев пока еще так и происходит. Курит подавляющее меньшинство, но пробовало курить – большинство. Попробовали и сказали себе: «Нет, мне такой дряни не надо». Также и наркоманов, севших «на иглу», гораздо меньше, чем людей, попробовавших наркотики.

Если же все силы бросать только на то, чтобы не дать попробовать наркотик человеку, то результат будет нулевым. Человека, имеющего психологическую установку «оторваться» от действительности, можно оградить от наркотика, но его уже вряд ли оградишь от пива или сигарет, с помощью которых он будет все равно «отрываться». Поэтому в борьбе с распространением наркотиков все же главный акцент должен делаться на нравственную зрелость людей.

Подытоживая, можно сформулировать так: «Нет наркотика, от которого с первого раза обязательно сядешь “на иглу”, но есть люди, которые с первого раза садятся “на иглу”, независимо от вида наркотика».

Беседа 7

Как избавиться?

Для того, чтобы говорить о том, как избавиться от наркотиков, надо вспомнить то, что мы говорили по поводу 4 этапов появления зависимости. Вспоминаем: 1-этап – внутренняя неудовлетворенность собой и миром, 2-й этап – наркотическая запрограммированность, 3-й этап – проба наркотика и достижение состояния мнимой эйфории, 4-й этап – закабаление страхом.

Лучший способ борьбы с каким-то отрицательным явлением – это пресечение его развития в самом зачаточном состоянии. Поэтому, прежде всего, поговорим о том, как пресечь наркоманию уже на первом этапе. А для этого я буду говорить с вами не как со старшеклассниками, а как с будущими родителями. Когда-нибудь вы вырастете, будете красивыми и сильными, вступите в брак, и у вас, конечно же, будут детки. И перед вами тоже встанет вопрос: как уберечь своих детей от курения, пьянства и наркотиков.

Тесты

Я хотел бы начать беседу с показа фрагмента фильма «Виртуальная реальность», который посвящен зависимости детей от компьютерных игр и телевидения. В Санкт-Петербурге психологами было проведено исследование о влиянии телевизионных образов на сознание детей. Они обошли десятки школ, провели исследование. Задавали простые вопросы: «Какие передачи смотрите? Кто из героев нравится?» Ответы не были неожиданностью: «Планета тараканов», «Диавол II», «Годзилла», «Рембо», «Терминатор». Неожиданным было другое – то, что осталось у них в сознании, или, я бы сказал, в подсознании: какая картина мира осталась в детях. Эксперимент заключался в следующем. Психологи приходили в класс и предлагали детям представить, что лист бумаги, который лежит перед ними, – это экран телевизора, и нарисовать наиболее запомнившийся им образ, любимого героя, или сцену из фильма или сказки, интересную рекламу, какой-то сюжет. «Вот этот листочек превратится на сегодня у нас с вами в волшебный экран – телевизора или компьютера, или это, может быть, будет какая-нибудь иллюстрация из книги. Используйте как можно больше красок».

Вот комментарии к некоторым рисункам.

«Мальчик первого класса на вопрос о любимом фильме сначала начал рисовать пожар: красные языки пламени, которые сжигают все вокруг. Сгорел мой дом – утверждает. – Это так на самом деле? – Нет, я так думаю. После мультфильмов мне страшно. – Тут же красное начинает зарисовывать зеленым. Это, говорит, пожар тушат. Там такое животное справа непонятное, его тоже пытаются потушить. Я спрашиваю: Все будет хорошо? – На что он отвечает: Нет. Вот, видите, черная волна? Вот это большой взрыв, который сейчас поглотит все, что было. Никого не останется. Спрашиваю: Что такое буквы FD? – Это особая армия космических пришельцев, которая пришла, чтобы убить всех землян на планете. Они очень сильные, мы с ними не справимся. Скоро мы все погибнем. Я это знаю точно».

«Здесь добро представлено в виде такого беспомощного зайчика, опустившего руки и плачущего. А рядом справа зло, оно сильное, храброе, активное. Почему такие цвета неба? Потому что это перед грозой. Может быть, есть надежда у этого зайчика спастись? Спрашиваю: может быть, ему помогут друзья? – Нет, друзей у него нет, он один. – Почему он погибает? – Потому что он добрый. Добрым быть плохо».

«Мальчик третьего класса не хотел рисовать. Сказал, что маски – из его любимых мультфильмов. Все вместе они составляют единую бригаду, очень сильную. – Зачем они объединились на твоем рисунке? – Это бригада самых крутых людей, они не показывают лица. Это люди, которые завоюют мир и поставят его на колени. – Почему у них черные маски на глазах? – Чтобы их не узнали до той поры, пока они не станут властелинами. – Ты бы себя мог причислить к ним, ты бы захотел этого? – В принципе, да. Я нахожусь среди них. Но вы меня все равно не узнаете. Скоро о нас узнает вся Земля».

«Группа мальчиков придумала для себя развлечение: нашла жертву, связала ее. Жертва стоит, ожидая своей участи, а в руках у самого первого, самого крутого мальчика особый прибор, для того, чтобы жертву сначала пощекотать, а потом особым образом ее расщепить, расчленить. На вопрос: Что делают другие, вот, например, этот в красном? – Он отвечает: Он смеется и ободряет. – Зачем они это делают? – Это прикольно».

 

Итак, мы с вами ознакомились с результатами тестирования. Тест этот относится к рисуночным тестам, ставшими уже обычными для психологов. С помощью таких тестов психологам удается заглянуть в душу человека и узнать то, что ни сам ребенок никогда бы ни сказал, поскольку этого не осознает, ни родители никогда бы не смогли поведать. Например, психологи часто прибегают к тесту «Моя семья». Ребенка просят нарисовать свою семью, и ребенок рисует психологическую картину-схему своей семьи. Например, на рисунке видим, что мама и папа в центре рисунка и изображены большими, а ребенок маленький где-то в углу рисунка. Скорее всего, этот ребенок чувствует себя в семье никчемным, его не уважают и с ним не считаются. Иногда на рисунке отсутствует кто-то из членов семьи. Скорее всего, это значит, что с этим человеком у ребенка серьезный конфликт. Ребенок может нарисовать только себя. «А где папа?» – «На работе». – «А где мама?» – «В магазине». – «А где брат?» – «В школе». Скорее всего, этот ребенок склонен к эгоизму. Идеальный рисунок должен быть светлым и ярким. Солнышко, цветочки, домик, папа и мама в центре, все детки рядом с ними, никто из людей не увеличен и не уменьшен в размере.

Даже цвета, которые ребенок использует для рисунка, имеют большое значение. Например, все чаще появляются дети, которые весь мир рисуют в черных тонах. Мне недавно попался альбом одного мальчика, которого готовили к усыновлению: мать умерла, отец попивает, бабушка уже стара. Учительница с недоумением рассказывала, что недавно в классе прошел урок с одной прихожанкой ближайшего храма, посвященный Пасхе. Детям радостно рассказывали об этом светлом дне, о Воскресении Христовом, показывали изображения ярких пасхальных яичек, красных, желтых, голубых, зеленых… В конце урока предложили всем в своих альбомах нарисовать яичко и разукрасить его. Мальчик взял темно-синюю краску и нарисовал яйцо, потом черную краску и написал «ХВ», от радости мало что осталось. И таким был весь альбом: вот женщина вся в коричневом, вот цветочки темно-синие и темно-зеленые, даже солнышко часто рисовалось темными красками. Желтых, голубых, светло-зеленых красок нет во всем альбоме. Иногда появлялась красная краска, но и она часто является символом тревожности ребенка.

Еще один способ заглянуть в душу ребенка – это посмотреть на то, как играет ребенок. Однажды я решил поиграть со своим старшим сыном, которому тогда было 5 лет, в солдатики. У него были русские богатыри и немецкие рыцари. Русских не хватало, а немецких рыцарей было больше. «Пап, надо богатырей купить!» – «Да, ничего, давай играть так. Подумаешь, богатырей мало. Это даже хорошо. Представляешь, русских было мало, а они все равно победили!» – «Нет, пап! Русских же больше!» – «Ну, сам подумай. Ведь это еще большая слава, когда их меньше, а они побеждают. Наши вон, смотри, какие богатыри: один троих сразу уложит». – «Нет, пап. Ну, как ты не понимаешь? Русских же больше!» Так мы еще минут пять пререкались, сын все равно отказывался играть в солдатиков. А до меня стало постепенно доходить, что у ребенка все правильно в голове. У него правильная картина мира – добра (то есть наших, русских) в этом мире больше, а зла (то есть немцев, врагов) в этом мире меньше. Если ребенка убедить, что зла больше, это какая же страшная картина мира получится у него в голове? Поэтому он так отчаянно бился за то, что добра в мире больше. Действительно, в детском сознании добро должно быть большим и сильным, а зло маленьким и слабым, а в русских сказках еще и смешным. Оно не может рисоваться всесильным и могущественным.

По тому, во что играют дети, каких героев они изображают с помощью игрушек, какие ситуации моделируют с ними, можно очень много узнать. Например, дети часто играют в семью. И когда увидишь, как игрушечный папа общается с игрушечными детьми, то многое узнаешь о себе, как о родителе.

Страхи

Вернемся к тесту, проведенному в Санкт-Петербурге. Оказывается, мир внутри ребенка может быть вовсе не таким светлым и безоблачным, как это должно быть, но в душе ребенка могут быть самые настоящие кошмары. И они могут мучить ребенка, если он остается один на один со своим внутренним миром. Во всех комментариях к рисункам детей звучала тема: зла в этом мире больше, чем добра. Но с такой картиной мира очень страшно жить.

Недаром некоторые психологи отмечают, что сейчас все больше детей, которых мучают ночные страхи. Кого же мучают страхи? Прежде всего, тех, чьи родители недостаточно уделяют времени детям, и те чувствуют свою незащищенность. Ребенок несколько со страхом смотрит на мир, поскольку он еще не знает его. Все незнакомое несколько страшновато. Да, возьми нас, взрослых людей, и выбрось в неизвестном месте, тоже будет не по себе. А в родном городе, любая лужа или помойка – родная. Если ребенок чувствует, что он за родителями, как за каменной стеной, то все хорошо, его мир светел и радостен. Но стоит только в этой каменной стене появиться бреши, оттуда повеет холодом и страхом.

Это вроде бы всем понятно, и не требует долгих объяснений. Но необходимо здесь немного объяснить. Дело в том, что большинство родителей думают, что к ним это не относится, и они достаточно много уделяют детям времени. Но страхи могут появиться и в семье, внешне вполне благополучной. Могу привести случай, происшедший в нашей семье. Случилось так, что был период, когда у меня не хватало времени. С издательства звонили, что нужно срочно сдавать книгу, а я никак не мог ее кончить. Днем я не мог писать, поскольку ходил с уроками по школам, а также были обязанности по храму, вечером надо было делать уроки с детьми, оставались только ночи. Обычно мы укладывали детей спать примерно так. Убираем игрушки, молимся, укладываемся в кроватки, я рассказываю сказку, и все спокойно засыпают. Но поскольку времени не хватало, я начинал всех торопить, заставлял всех убираться быстрее, чаще ругался. После молитвы стал строгим голосом говорить: «Так, поскольку вы убирались плохо, сказки вы не заслужили, сказки сегодня не будет, ложимся скорее. И если кто из вас встанет и начнет ходить-бродить, точно получит по мягкому месту». Мне казалось, что все в пределах законной с моей стороны строгости. Но вдруг через неделю начинается: «Пап, а ты дверь не закрывай. Пап, а ты свет не выключай». А через неделю еще хуже: «Пап, а ты полежи с нами, а то я боюсь, там паук сидит». И так далее. Начинаю понимать, что что-то не так. В течение недели стараюсь быть внимательным к детям, вновь рассказываю сказки, – и все как рукой сняло. В чем дело? Оказывается, дети раньше чувствовали, что всю ночь папа где-то рядом. Но потом произошел психологический разрыв, и они ощутили свою беззащитность. Теперь если даже встанешь, чтобы поплакаться и пожаловаться на свой страх, можешь еще и получить за это.

Правда есть еще одна ситуация, когда у детей могут появляться страхи. Внешне она совсем не похожа на первую. Известные психологи И. Я. Медведева и Т. Л. Шишова в своей «Книге для трудных родителей» отмечают, что ночные страхи часто появляются у избалованных детей, которых никак не назовешь лишенными внимания. Скорее всего, страхи у таких детей тоже вызваны тем, что они чувствуют себя незащищенными. Дело в том, что в своих родителях они тоже не видят каменную стену, за которой можно укрыться в случае опасности. Ведь стоит только упасть на пол, дрыгнуть ногой два раза, попищать и покричать – и родители выполнят любой каприз. Но родителей, из которых можно вить веревки, ребенок не считает сильными, ведь даже он может ими манипулировать. А ребенку так хочется быть за каменной стеной. Поэтому иногда избалованные дети прямо нарываются на наказание, чтобы хоть разочек почувствовать родительскую силу.

Зависимость и страх

Тема зависимости души от страстей напрямую связана со сказанным выше. Наркоману (алкоголику, курильщику) не уютно в этом мире. Он видит этот мир в черных красках. Возникает желание убежать из этого мира, и человек убегает – кто в наркотики, кто в компьютерные игры, кто в пиво-водку.

Откуда такая сильная зависимость от наркотиков (в т. ч. алкоголя и табака)? Неужели такова сила химии? Ничего подобного! Например, в компьютерных играх нет вовсе никакой химии, а вот желание уйти в виртуальный мир огромное. Психологи часто отмечают, что в компьютерную зависимость часто попадают парни, получившие женственное воспитание. Вот такой нерешительный паренечек чувствует себя везде неуютно – в классе он робеет, даже девчонки над ним смеются, дома мама с ним сюсюкается, а его мужское начало бунтует и не соглашается с этим, друзей у него настоящих нет, так как парни считают его за «маменькина сыночка». Но вот он садится за компьютер и попадает в виртуальный мир. А там он герой, там он всех лупит, убивает, побеждает, проходит все уровни, и все его мужское начало находит там свое применение. Но вот утро, надо идти в школу, там он будет опять недотепа, нерешительный, который ничего не может, всего стесняется. И ждет он с нетерпением, когда после школы вновь сядет за клавиатуру и начнет свой бой, начнет новые героические подвиги, где надо проявить много ловкости и смекалки. В том виртуальном мире ему хорошо, а в этом реальном ему жить тяжело.

Я думаю, что всю проблему зависимости можно описать одной русской пословицей: «Сколько волка ни корми, а он все в лес смотрит». Это точно про наркоманов и алкоголиков. Сколько его обратно в этот мир ни затаскивай, им в нем жить от этого уютно не становится. Даже, наоборот, – с каждым разом все хуже и хуже. Ведь выпивать, например, молодой человек начал в двадцать, когда он был молодой, сильный и красивый. Ему уже тогда в этом мире было не уютно. А лет через пять родственники возвращают его в нормальную жизнь, а ему еще страшнее на себя смотреть. Теперь он весь помятый и больной. И, протрезвев, взглянет он на себя в зеркало – и вновь одно желание: уколоться и забыться. В одном фильме про наркотики один из наркоманов так очень ясно и говорит: «Бросишь колоться, пройдешь по улице, встретит тебя старый знакомый, посмотрит на твой помятый вид и так небрежно бросит: Ну, ты как? Все колешься? – И от этого так тоскливо станет, что хочется убежать и опять обколоться, обкуриться, напиться».

Вот представим себе классическую ситуацию: сидят трое и соображают, соответственно тоже на троих. О чем они говорят? Что их волнует? Не даром же у всех у нас на слуху фраза алкоголика: «Слушай, ты меня уважаешь?» Вот, что, оказывается, их волнует! Вот, чего им надо, – им надо уважения! Вот они так и сидят – три уважаемых человека, – и им хорошо друг с другом. А вот один из них идет домой, переступает порог, и что он там слышит? «Ах, ты сволочь, опять пьяный пришел? Где тебя носило? Никакой пользы от тебя нет! Дом запущен, детьми не занимаешься, всем от тебя только плохо!» Какое желание возникает в человеке? В лучшем случае, уйти опять туда, где тебя уважают, в худшем – подраться.

Недавно к нам в храм пришла женщина и стала со мною советоваться, что делать ей с сыном. Хотя потом стало видно, что она не столько советовалась, сколько просто жаловалась на сына. «Он такой лентяй, ничего по дому делать не хочет, только с друзьями все свободное время проводит, все пиво с ними попивает. Дом чинить надо, я ему об этом десять раз говорила. Но теперь он так дом запустил, что придется мне самой мастеров приглашать. Он сам ничего не может, весь в отца, отец ничего делать не мог, и он ничего не умеет». Я после ее двадцатиминутного монолога попытался робко вставить слово. «Ну, а вы попробуйте попросить его сделать что-то простое, и порадуйтесь за него, похвалите его, ведь для него это будет действительно большое достижение». – «Да я же вам только что объяснила, что он ничего не умеет, он весь в отца, у него руки не из того места растут». И далее опять минут на двадцать продолжение монолога. Мне как-то стало очень жаль этого сына, в которого не верит даже собственная мать, которая его совсем не уважает. И становится понятно, почему он сразу уходит из дома, когда мать приходит домой. Не всякий выдержит такой поток негативного отношения к себе, особенно от самого близкого человека.

Вот человека осуждают, на нем ставят клеймо, и он сам начинает верить, что он плохой, что он никчемный, что у него руки растут не из того места. Вспомним: «Сколько волка ни корми, а он все в лес смотрит». Вот, оказывается, главный вопрос: а почему он себя в этом мире волком считает, или хотя бы волчонком? Кто заставляет человека осознавать себя в этом мире чужим? Как ни печально это произносить, но это – все мы, прежде всего близкие, которые должны любить человека, а вместо этого одно осуждение да упреки.

Вот многие считают, что дети алкоголиков становятся алкоголиками, потому что они к этому уже предрасположены, может быть, генетически, или еще как-то, – но все точно уверены, что эта зависимость уже заложена в организме человека. Никогда не соглашусь с этим. У пьяниц и алкоголиков очень часто рождаются здоровые дети, но почти все становятся пьяницами (если пьет и мать, и отец). Представим себе в классе ребенка, у которого мать и отец пьют. Мне с таким одним пришлось немного познакомиться. Сам не курит и не пьет, очень переживает, что родители пьют, учителя однозначно говорят, что парень очень добрый и отзывчивый. Но, тем не менее, он никак не вписывается в жизнь этого мира. Учиться он не может, он получает часто двойки, часто прогуливает. Не потому, что глупый, а потому, что никакая учеба в голову не лезет, потому что все его душевные силы уходят на то, чтобы смириться с тем, что у всех нормальные родители, а у него пьют. Ведь ему приходится любить опустившихся людей! А это нелегко! Поэтому на уроках он ведет себя плохо, часто разговаривает, переговаривается. Учителям приходится ставить его на место, чтобы создать рабочую обстановку в классе, приходится иногда выгонять его из класса. И постепенно начинается травля. «Ты двоечник, ты глупый, ты сын алкоголика, и сам сопьешься. Прямая тебе дорога либо в тюрьму, либо всю жизнь в кювете пьяному валяться». И все это произносится не только взрослыми, в это включаются и одноклассники, они тоже считают его глупым, развязным, в общем ненормальным. Уверен, что если ничего не изменится, то пройдет еще года два, исполнится ему пятнадцать, и он сорвется и пустится во все тяжкие. Потому что этот мир не принимает его. Дома ему неуютно, в школе ему тяжело, и ему от этого уже легче нарушить закон: «Вы сами назвали меня хулиганом и бандитом. И почему я должен соблюдать правила мира, в котором мне нет места? Я не из этого мира, и его законы мне не закон!» И виноваты в том, что человека затравили словно волчонка, – все вокруг. Рядом не нашлось ни одного, кто бы отогрел эту душу.

У меня перед глазами двое хороших знакомых, которые раньше сильно выпивали. В обоих случаях жены сказали своим мужьям: «Либо я, либо водка!» И они выбрали своих жен, а не водку. К сожалению, часто бывает наоборот. Но этим мужчинам повезло, жены, несмотря на то, что им страшно надоело видеть пьяные лица своих мужей, все же любили и очень уважали их. И мужья чувствовали, что жены им дороже, чем их собутыльники, что в них верят, что их уважают. Это очень важное условие для того, чтобы вырваться из того болота, куда ведут наркотики, – в этой жизни должна быть хоть какая-то зацепка, ради чего человек захочет остаться в этом мире, сбежав из мира виртуального, из мира пьяных и наркотических грез.

Одна из женщин-специалистов, работавшая в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, на одной конференции поделилась следующими своими наблюдениями. Когда в семье пьет только отец – это, как правило, еще не приводит к тому, что подростки становятся трудными. Но если в семье запивает и мать, то дети обязательно попадают в тяжелые ситуации. Почему так? Потому что внутренний мир ребенка в раннем возрасте, конечно, больше зависит от матери. Это она хранительница очага, это она может обласкать ребенка, и раскрасить мир светлыми красками, несмотря на пьяницу мужа. Но если запивает еще и мать, то кто отогреет душу ребенка? Никто! Так появляются дети «маугли», которые растут по законам человеческих джунглей, которые не вписываются в мир благополучных людей.

Человек, попавший в зависимость от наркотиков, стремится уйти в другой мир. Но может возникнуть вопрос: а к курению разве это относится? Ведь курильщик не валяется как пьяный на земле, не видит никаких галлюцинаций, как наркоман. Разве курильщик уходит в некий виртуальный мир? Но здесь еще один важный момент. Вспомним, тестирование, проведенное петербуржскими психологами. Помните, один из мальчиков нарисовал маски, – крутых людей, которые завоюют мир, и он сказал очень важные слова в ответ на вопрос: «Ты бы себя мог причислить к ним, ты бы захотел этого?» – «В принципе, да. Я нахожусь среди них. Но вы меня все равно не узнаете. Я среди них». Ребенок разделил весь мир на добро и зло. Зло ему представляется сильным и могущественным, а добро слабым. На стороне добра его родители, его учителя и многие другие. Но они не авторитет для ребенка, ибо победа за злом, и он себя мыслит среди той бригады крутых людей, которые поставят мир на колени. Вот, что страшно – ребенок ассоциирует себя со злом! Ребенок понимает, что курят и пьют хулиганы и все плохие, а не хорошие взрослые. Поэтому вопрос курения и пива – это вопрос, в каком мире ребенок хочет жить: в мире слабых родителей и учителей или в мире сильных и крутых. Если человек верит, что зло сильнее, то у него остается практически только два выбора: либо уйти из этого мира, в котором жить невозможно – тоскливо и безнадежно, либо стать на сторону зла и править миром вместе со злом. Но в обоих случаях подростка тянет к наркотикам. Курение – это символ ухода из этого мира в никуда или символ принятия другого мира, в котором торжествует зло. Многие родители удивляются, почему их милого ребенка сильно тянет во все хулиганские компании. А просто он не верит в силу добра, но чувствует силу, исходящую от хулиганов. И ему хочется подражать сильному.

Не буду утверждать, что сказанное относится ко всем курильщикам, но уверен, что – к большинству молодых курильщиков в переходном возрасте. Ведь многие начинают курить, чтобы выглядеть взрослыми, чтобы выглядеть, как все. Но эти причины суть просто варианты вышеуказанной. Ведь, курение – критерий взрослости не в мире родителей и учителей, а в том, хулиганском, мире. И если подросток думает, что курят все, значит, у него уже искаженная картина мира. Поэтому вновь повторю, что проблема зависимости души от наркотиков (в т. ч. от табака и алкоголя) напрямую связана с искаженной картиной мира, когда молодой человек смотрит на этот мир и видит его в черных красках.

Еще отмечу следующее. Я много говорил о мире добра и мире зла и выборе между ними. Но в силу отсутствия духовного воспитания, отсутствия четких представлений о добре и зле подростки делают выбор не между добрыми родителями и злыми хулиганами с улицы, они просто не мыслят в категориях добра и зла, а делают они выбор между миром «слабых и глупых взрослых» и миром «сильных и умных молодых людей». И это вина взрослых, что дети мыслят в категориях силы и слабости, а не добра и зла, что именно такую шкалу восприятия мира задали им взрослые. А если вспомним, что все чаще именно из-за поведения родителей мир взрослых не воспринимается детьми, как мир добра, полный света и в котором уютно находится, а напротив они хотят сбежать из него, то можно говорить, что это мы, взрослые, сами толкаем своих детей на выбор в пользу мира зла.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.5 (0.028 с.)