Ошибка 2-я: лучше под контролем, чем в подворотне 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ошибка 2-я: лучше под контролем, чем в подворотне



Сейчас в школах практически открыто уже идет спаивание наших старшеклассников. Новый год и выпускной вечер редко обходятся без спиртного. Уже в середине учебного года родители одиннадцатиклассников начинают обсуждать, сколько и какого вина (или, о ужас, какой водки) они поставят на стол своим чадам. Учителя закрывают на это глаза: «Это же так родительский комитет решил!». И продолжают: «Мы не хотим! Но если мы не дадим, они напьются за углом!!!» – вот девиз современного спаивания молодежи. Эту мысль нам навязали с недавнего времени, а мы бездумно повторяем эту глупость. Все за угол не побегут! А поощрять остальных пить в школьных стенах – это преступно.

Известный современный психолог Ирина Яковлевна Медведева отмечает, что если чему-то плохому подростка научат друзья или хулиганы в подворотне, это, конечно, плохо. Но это не поменяет его нравственных ориентиров. Подросток будет понимать, что он делает плохо. Если же молодого человека тому же самому научат уже не хулиганы, а родители или учителя, то есть самые (!) авторитетные для него взрослые, то в его сознании произойдет страшнейший переворот. То, что было плохо, теперь станет для него нормой! Поэтому, если мы не можем пресечь какое-то явление, это не дает нам повода из запрещенного превращать его в легальное. Оно должно оставаться в разряде запрещенных.

В одной школе после третьего урока по разрешению директора открывается запасной выход и все желающие выходят покурить. Выглядит очень гуманно: «Ведь им так тяжело не курить целых шесть уроков подряд!»

Подобная легализация ничего хорошего не принесет. Напротив, если запретный плод, который был так сладок в бунтарском подростковом возрасте, вдруг не станет запретным, то он перестает быть и сладким, теперь подросток будет искать другой запретный плод, чтобы удовлетворить свое бунтарское начало. Скорее всего, это будет пиво. Надо же как-то шокировать учителей. Вот пришел на экзамен, выпив пиво по дороге, и пощекотал всем нервы. Если разрешить и это, то следующим запретным плодом будет водка и наркотики.

Всегда должны быть незыблемые границы, которые преступать нельзя. Конечно, будут люди, которые будут преступать их, но уходить от них они будут не так далеко. Покурил – и доказал всем, что ты «крутой». Если же границу постоянно отодвигать, то доказать свою крутость надо будет только сильно напившись или совершив какое-то преступление.

Некоторые удачные подходы

Наверное, самой действенной мерой в профилактике наркомании будет духовный рост подростков, способность к взрослому отношению к жизни – самостоятельному и ответственному. Способность самостоятельно разбираться в различных жизненных затруднениях и правильно оценивать их – это главная защита ребенка от тяжелых ошибок.

Пока же человек не достиг полного взросления, одною из задач работы по профилактике наркомании будет создание правильных психологических установок. Установки должна быть такими, чтобы у подростка табак, алкоголь и психоактивные вещества ассоциировались с образом человека не взрослого, а инфантильного, не цивилизованного, а неграмотного папуаса, не успешного бизнесмена, а человека, с внутренними комплексами, который ищет выхода в наркотике.

Пример с карикатурой из Интернета, когда сами подростки начали высмеивать курильщиков в классе, я уже приводил выше во вступлении. При желании в Интернете можно найти немало карикатурного материала или антирекламы против курения. Создание стендов с такими антитабачными рекламными плакатами довольно эффективно. Только они должны быть наполнены каким-то содержанием (для подросткового возраста лучше всего карикатурным), а не просто содержать фразу: «Скажи наркотику: нет!» Плакаты с подобными надписями я считаю самыми бестолковыми.

Создавать правильные психологические установки можно с помощью проведения некоторых мероприятий. Я слышал о таком опыте. С согласия родителей детей тестируют на курение (какие-то газоанализаторные трубки). Выявляется класс, где нет курильщиков. Насколько я понимаю, тест не срабатывает на тех, кто только пробует курить. Такие классы, слава Богу, находятся, обычно это один из восьмых или девятых классов. Класс-победитель награждается какой-нибудь интересной поездкой. Здесь достигается двойной эффект. Во-первых, дети сами убеждаются, что курильщиков вовсе не подавляющее большинство, а напротив, что есть класс, где вообще нет курильщиков. Во-вторых, когда какой-то класс не смог выиграть из-за одного-двух курильщиков, то они в глазах одноклассников уже не «крутые парни», а виновники их поражения. Курение становится в глазах детей невыгодным. Это и есть смена психологической установки.

Если нет возможности тестирования, то существует похожий вариант действий. Для класса организуется поездка на очень интересное мероприятие. Но ставится условие, что в поездку берутся только некурящии, поскольку поездка проводится в рамках борьбы с курением. Дети сами говорят курильщикам: «Вот мы поедем, а вас не возьмут, если не бросите». Правда, таким приемом надо пользоваться с осторожностью, дабы кто-то из учеников с уже травмированной душой не получил очередной травмы и почувствовал себя изгоем общества.

Это были примеры, как можно создавать определенные психологические установки через мероприятия. Ниже приведу несколько примеров, которые можно использовать в беседах.

Например, можно отмечать, что закуривая сигарету подросток должен помнить – теперь из его рта пахнет, как из туалета, и его любимая девушка несет героические труды, поскольку с трудом терпит этот запах.

Подросток должен выйти с бесед, понимая, что если кто-то идет с пивом на дискотеку, значит, в нем есть проблемы, что он психологически неполноценный человек, поскольку радоваться жизни сам по себе уже не может. Да и нужно ли ему вообще идти на дискотеку, где полно пьяных, и где пиво является условием веселого настроения?

Каждый подросток должен знать о Рамочной конвенции по борьбе табакокурением. Подростки должны знать, что цивилизованный мир отказывается от курения. Что табачная индустрия всю свою мощь направила на Россию, сюда стекает все то, от чего Европа и Америка отказываются. Курение должно ассоциироваться с отсталостью в развитии страны, а не с цивилизованностью.

Лучше всего запоминается не просто информация, а какой-нибудь яркий образ или пример. В одном из фильмов против наркотиков приводится такая информация. Некоторые наркотики изготавливаются из пыльцы конопли. Но как ее собирают? Для этого нанимают бомжей, которые раздетые бегают по конопляному полю, и на их вспотевшие тела прилипает пыльца, которую периодически соскабливают. Степень немытости бомжей при этом, конечно, никак не регулируется. Хотя информация о том, как добывается наркотик, и вредна, в данном случае после такой информации у подростка создается устойчивая ассоциация, вызывающая отвращение к наркотикам.

Очень хорошо запоминается рассказ об эксперименте о сравнении интеллектуальных способностях двух групп крыс, одну из которых поили простой водой, а вторую – пивом. Этот рассказ, как множество других интересных находок, можно найти в фильме-беседе профессора В. Г. Жданова «Алкогольный и наркотический террор против России».

О вреде курения знают многие, но хорошо, если ребенок увидит некоторые вещи наглядно. Многие лекторы используют наглядные опыты. Например, легко изготовить прибор, имитирующий курение. Я знаю, что в нашем районе опыты с таким прибором показывали специалисты из центра, занимающегося профилактикой наркомании, а также некоторые учителя химии. Прибор состоит из пластиковой бутылки с дыркой для сигареты. В бутылку помещаются кусочки ваты, а в дырку вставляется зажженная сигарета. Сжимая бутылку можно имитировать процесс курения и, глядя на ватку, видеть, что происходит в легких – как смолы оседают внутри, какой запах исходит из этой бутылки и т. д. Есть и другой вариант наглядного опыта, который мне показывали в одной из школ. В пробирку клали немного табака и разогревали на спиртовке. Выходящий дым пропускали с помощью трубки через ватку. Этот опыт показывал, какие жутко противные на вкус вещества синтезируются при горении табака.

В заключение замечу, что профилактическая работа должна начинаться как можно раньше. Некоторые ассоциации, которые должны появиться в сознании детей, отчасти являются неким ярлыком, который вешается на всех курильщиков, пьяниц и наркоманов. Пока ребенок сам не курит, это уберегает его от курения. Но если он сам уже вовсю курит, то половину того, что говорится подростку, будет вызывать у него чувство обиды, а не желание исправиться. Поэтому при беседах с учениками старшего возраста требуется большая рассудительность. Иногда положение помогает исправить высмеивание греха. Если ярлык вешается со злобой и издевкой, это вызывает обиду, а если с юмором, то подростки легче это воспринимают. Однажды в летний детский лагерь, организуемый нашим храмом, я привез несколько грубоватую, но довольно смешную карикатуру на курильщика, распечатанную на самоклеющейся бумаге в виде маленьких наклеечек. Показал детям, оставил на столе, разрешив брать, если кому-то понравится. Через день я увидел эти наклейки на майках некоторых ребят. Самое интересное, что их наклеили себе почти все, кто курил. В лагере был строгий запрет на курение, но некоторые ребята, приехавшие в лагерь впервые, не смогли сразу перестать курить. Некоторые ребята были застигнуты мною в этом грехе, и все однозначно говорили, что пытаются бросить, но пока никак не могут. Было видно, что они действительно борются с собой. Когда они увидели эти картиночки, то ухватились за них, поскольку они помогли им взглянуть на свою проблему с юмором, посмеяться над курильщиками, и в том числе над собой, но над собой в прошедшем времени. Это был еще один их шаг на пути избавления от зависимости, они уже перешли в лагерь тех, кто не курит. Да, у них бывают срывы, но душой они уже среди некурильщиков. Нося эту наклейку, они становились проповедниками против курения, а известно, что слова проповедника больше всего действуют на самого проповедника.

Надежные источники

Поскольку существует множество ложных установок, которые могут сделать бесплодной любую, даже бурную борьбу с курением, пьянством и наркоманией, необходимо упомянуть источники, которым можно доверять.

Выше (в ведении) приводилась цитата из книги Анатолия Павловича Сугоняко «Методические рекомендации в помощь лектору…» (http://www.miroslavie.ru/optimalist/bro3.htm). Кроме приведенной книги у этого автора есть еще одна, более поздняя книга, которая является его основным трудом в области наркологии. В этой книге описана теория нового подхода в наркологии, опубликованы открытые им причины наркозависимых болезней, новые подходы лечения и профилактики. (А. П. Сугоняко. Химиодистрессомания. Причины и последствия наркозависимых болезней и их профилактика. Издательство Красноярского университета. Красноярск, 1988. Http://www.miroslavie.ru/optimalist/books2.htm.).

Отметим также другую его работу: А. П. Сугоняко. Биопсихосоциальная теория алкоголизма в системе противоалкогольной деятельности (методические рекомендации). Красноярск, 1986 (http://www.miroslavie.ru/optimalist/bro7.htm).

На основе методики А. П. Сугоняко были разработаны лекции для более младшего возраста (начиная с 9 лет и ниже): Н. П. Жижко, Г. С. Курьянов, А. В. Попов. Уберечь детей. 2-е издание, Красноярск, 1991 (http://www.miroslavie.ru/optimalist/bro8.htm).

 

Из других авторов, прежде всего, надо отметить все книги на антиалкогольную и антитабачную тему известнейшего во всем мире хирурга академика Федора Григорьевича Углова. Он сам является ярким примером жизни без алкоголя и табака: он продолжал делать операции в 100-летнем возрасте.

Вот что писали газеты в день его 100-летия:

Хирург из Санкт-Петербурга Федор Углов, член РАМН, сегодня отмечает свой 100-летний юбилей. Он и в таком преклонном возрасте продолжает работать в операционной.

Федор Углов родился 5 октября 1904 года в деревне Чугуеве, что на великой сибирской реке Лене. Хотя его семья из восьми человек жила очень скромно, родителям удалось дать высшее образование пятерым из шести детей.

В 1929 году Углов окончил медицинский факультет Саратовского университета. В 1933 году он переехал в Ленинград. Во Вторую мировую войну Углов пережил 900-дневную блокаду. Он оперировал и во время налетов, при недостаточном освещении, на пронизывающем холоде, спасая десятки человеческих жизней.

В 1950-м его, профессора медицины, пригласили руководить кафедрой госпитальной хирургии 1-го Ленинградского медицинского института. Эту должность он занимает до сих пор.

Федор Углов считается пионером сердечной хирургии в Советском Союзе. Он первым в стране провел успешные операции при аневризме желудочка сердца, пороке сердечного клапана и воспалениях перикарда.

В 1994 году Углов был занесен в «Книгу рекордов Гиннесса» как самый пожилой оперирующий хирург на Земле. Свою последнюю операцию – удаление доброкачественной опухоли у 79-летней пациентки – он успешно провел два месяца назад.

В то время как средняя продолжительность жизни у мужчин в России составляет менее 59 лет, академик Углов представляет собой редкий феномен. Хирург уверен: это заслуга образа жизни, который ему привила мать, крестьянка, не имевшая никакого образования. Он убежденный противник курения и вот уже несколько десятков лет не употребляет алкоголь. Углов пропагандирует здоровый образ жизни по всей стране.

Последняя его книга носит название «Сто лет для человека слишком мало».

Вот некоторые из его книг на данную тему:

1) Правда и ложь об алкоголе. Методическое руководство для клубных работников. М., Министерство культуры СССР, Всесоюзный научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы, 1986.

2) В плену иллюзий. М., Молодая гвардия, 1985 (в 1986 году эта книга была переиздана под названием «Из плена иллюзий»).

3) Самоубийцы. СПб, 1995. Отчасти повторяет книгу «Правда и ложь об алкоголе».

4) Ломехузы. Ленинград, 1991.

Также Ф. Г. Углов автор многих статей, некоторые из которых можно найти в Интернете.

Он явился одним из авторов обращения ко всем патриотам России, в Правительство, в Государственную Думу, в Федеральное собрание, ко всем честным людям нашей великой Родины, ко всем русским, ко всем братским народам, населяющим нашу страну, о запрете свободной продажи алкоголя и признания его настоящим наркотиком. Это обращение подписало более полутора тысяч врачей по всей России.

Борьба за трезвость, начатая Федором Угловым, нашло много сторонников, которые объединились в «Союз борьбы за народную трезвость» (http://sbnt.ru/), который он и возглавлял долгое время. На сайте Союза собраны различные материалы, в том числе некоторые книги, главы из книг и статьи Ф. Г. Углова. Союзом выпускались газеты «Соратник», «Подспорье», и «Мы молодые», материалы которых помещены на сайте.

Интересные материалы можно найти и на сайте Общероссийской Общественной Организации «Объединение “Оптималист”» (http://www.miroslavie.ru/optimalist/index.html). Эта организация в своей борьбе с алкоголизмом опирается на метод Геннадия Андреевича Шичко, который утверждал, что только медицинскими методами справиться с алкоголизмом не возможно. Один из важных признаков алкоголизма по терминологии Г. А. Шичко – «питейная запрограммированность», то есть искаженность сознания человека. Своими беседами Г. А. Шичко старался разрушать основные ложные стереотипы по поводу потребления алкоголя.

Одним из активных членов Союза борьбы за народную трезвость можно назвать Владимира Георгиевича Жданова. Он активно выступает с лекциями перед школьниками и взрослыми. Эти лекции можно брать на вооружение при работе с подростками. В них много ярких примеров, образов, сравнений, которые легко запоминаются и надолго остаются в памяти. Я показывал видеозаписи этих бесед не только старшим школьникам, но даже и десятилетним подросткам, во всех случаях реакция было крайне положительная. Есть две видеозаписи его бесед под названием «Алкогольный и наркотический террор против России», приобрести которые можно в некоторых православных магазинах Москвы. Первый вариант этой беседы имеет продолжительность около полутора часов. Второй вариант этой беседы записан в Москве в мае 2004 года и имеет продолжительность около 3,5 часов, где по сравнению с кратким вариантом приводится много новых интересных мыслей, образов и примеров.

Уверен, что эти беседы – одни из лучших на нашу тему. Но иногда в церковной среде можно услышать неположительные отзывы о В. Г. Жданове, что он иногда «перегибает палку». Я считаю, что в его беседах есть совсем небольшой перегиб, когда он категорически утверждает, что алкоголь – всегда яд, что не существует научно обоснованной безопасной дозы алкоголя. В принципе, его позиция педагогически верна, поскольку, если оставить хоть маленькую лазейку для алкоголя, то этой лазейкой может воспользоваться слабый человек. Но для православного человека главным авторитетом является Священное Писание. В посланиях апостола Павла говорится: не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5, 18), а также говорится: Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, … ни пьяницы…– Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 9–10). И тот же апостол Павел пишет Тимофею: Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5, 23). Но самое главное свидетельство в пользу того, что о вине нельзя однозначно говорить, что оно – зло, это то, что Сам Спаситель избрал вино для таинства Причащения. Господь не мог избрать для этого просто ядовитую жидкость. Более взвешенная позиция по данному вопросу содержится в уже упомянутой книге красноярских авторов (Сугоняко А. П., Пашов В. И, Рехлова Г. П. Методические рекомендации в помощь лектору, преподавателю народного университета по проведению антиалкогольной пропаганды среди учащихся общеобразовательных школ. Красноярск, 1985). Эта позиция изложена к 5-й беседе в разделе о натуральных вине и пиве.

До меня доходили слухи, что иногда на лекциях В. Г. Жданов высказывал мнение, что, мол, Спаситель для таинства Причащения использовал виноградный сок, а не вино. С этим православный человек не сможет согласиться. Будем надеяться, что это только слухи. В записанных беседах В. Г. Жданов подобные мнения не высказывает. Поэтому если смягчить позицию В. Г. Жданова мнением его соратников в борьбе с алкоголизацией из Красноярска, то все встает на место. Я думаю, что человеку, показывающему эти беседы школьникам достаточно быть знакомым с позицией А. П. Сугоняко и его соавторов, чтобы спокойно показывать эти беседы и при необходимости прокомментировать несколько категоричное мнение лектора.

Некоторых в этих беседах смущают высказывания В. Г. Жданова о том, что спирт – это просто моча дрожжевых бактерий, а также о природе газов в шампанском. Уверен, что это просто педагогические приемы, рассчитанные на подростков. Как педагогический прием он вполне удачен, поскольку создает устойчивую ассоциацию понятия «алкоголь» с чем-то непристойным. Меня никогда это место в беседах не смущало, тем более, что я знаю, что подростки в этот момент улыбаются или смеются, и поэтому, скорее всего, эта ассоциация отпечатывается в их памяти.

В. Г. Жданов выступает также с беседами по улучшению зрения. Я слышал разные отзывы об этих беседах и не могу о них сказать ничего определенного. Никакого отношения к беседам об алкоголе они не имеют.

 

Еще одним важным источником знаний о наркотиках, и, прежде всего, о табаке, является Украинский информационный центр по проблемам алкоголя и наркотиков, директором которого является Константин Красовский. Этим центром накоплено большое количество информации о борьбе с курением во всем мире, центром подготовлено и много своих книг и брошюр. Главное, что позиция центра и методы работы очень выверены и достойны доверия.

Книги и брошюры, подготовленные этим центром, находятся по адресу: http://contact.tobinfo.org/subjects/books.htm. Приведем только список предлагаемых книг:

Андреева Т. И., Красовский К. С. Табак и здоровье. – Киев, 2004. – 224 с.

Татьяна Андреева. Смерть в колыбели... Как ее предотвратить?

Татьяна Андреева, Константин Красовский. Курение и дети: что может сделать школа.

Анна Довбах. Курение и дети: как защитить права ребенка.

Анна Довбах, Татьяна Салюк. Опыт профилактики курения: занятия, конкурсы, клубы.

Дарья Семенова. Дымные миры.

Татьяна Андреева. Курение и здоровье будущих детей.

Татьяна Андреева. Если родители курят…

Татьяна Андреева. Как помочь подросткам освободиться от курения.

Константин Красовский, Татьяна Андреева. Зачем табачные компании финансируют программы предотвращения курения среди подростков.

Константин Красовский. Политический анализ табачной рекламы в Украине.

Татьяна Андреева. Помощь подросткам в прекращении курения.

Татьяна Андреева. Если родители курят...

Татьяна Андреева, Анна Довбах, Константин Красовский. Зачем СМИ пишут об алкоголе, табаке, наркотиках. Как уменьшить ущерб от алкоголя, табака и наркотиков с помощью СМИ.

Татьяна Андреева. Помощь курильщикам в прекращении курения. Практическое руководство для работников здравоохранения. – Киев, 2002. – 150 с.

Как добиться, чтобы врачи бросили курить и повели других за собой (Перевод с английского). Американское общество [против] рака.

Как информировать общественность о том, что... Некурящие, которые вдыхают табачный дым, заболевают и умирают так же, как курящие. Перевод с английского. Американское общество [против] рака.

Разработка законодательства для контроля над табаком. Рекомендации. Сокращенный перевод с английского. Всеамериканская Организация Здравоохранения.

Константин Красовский, Татьяна Андреева, Дмитрий Крисанов, Максим Машлякивский, Галина Рудь. Экономика контроля над табаком в Украине с точки зрения общественного здоровья. – Киев, 2002.

Константин Красовский. Легкая ложь или как табачная индустрия обманывает потребителей «легких» сигарет. – Киев, 2001, 24 стр.

Константин Красовский. Как стать некурящим. – Киев, 2001, 40 стр.

Кристофер Т. Бакли. «Здесь курят». М.: Иностранка: БСГ-Пресс, 2001. – 440 с.

Константин Красовский. Мало найдется законов, которые могут спасти больше человеческих жизней, чем этот… Проблемы анти-табачного законодательства. – Киев, 2001, стр.88

Роб Каннингхэм. Дымовая завеса. Канадская табачная война. Москва, 2001. – 496 стр.

Как я бросил курить. Сборник жизненных историй. – Киев, 2000, 80 стр.

Татьяна Андреева, Константин Красовский. Курс выживания для некурящих. – Киев, 2000. 48 стр.

Подход жизненных ситуаций в профилактике табачных проблем // Под ред. Т. И. Андреевой и К. С. Красовского. – Киев, 2000.

Основные факты про табак. Второе издание. – Серия «Профилактика алкогольных, наркотических и табачных проблем». – 1999. 36 стр.

Татьяна Андреева, Константин Красовский. Как сделать эффективными школьные программы профилактики курения. – Киев, УИЦПАН, 2000. – 40 с.

Алла Гаврильченко. Если Вы решили освободиться от курения... – Серия «Профилактика алкогольных, наркотических и табачных проблем». – 1999. 24 стр.

Константин Красовский. Как я могу помочь освободиться от курения близкому мне человеку. – Серия «Профилактика алкогольных, наркотических и табачных проблем». – 1999. 40 стр.

Сдерживание эпидемии. Правительства и экономика контроля над табаком. – Публикация Европейского регионального бюро ВОЗ для Всемирного банка. – 1999.

Татьяна Андреева, Константин Красовский. Что потребляют ваши пациенты, кроме воздуха, воды и пищи. Книга для врача. – Киев, 1999, 199 стр.

Руководство по контролю и мониторингу табачной эпидемии. ВОЗ, 1998

Также хочется отметить статью Константина Красовского «Краткий очерк мифологии борьбы с наркоманией», которую можно порекомендовать любому начинающему заниматься проблемой профилактики наркозависимости.

Этот центр имеет свой сайт (http://contact.tobinfo.org/), через который можно подписаться на рассылки новой информации на тему борьбы с курением и другими наркотиками во всем мире, в странах СНГ, и многое другое. Предлагаются следующие рассылки:

1. КОНТАКТ – бюллетень для тех, кто занимается КОНтролем над Табаком и делает это АКТивно.

2. НОУСМОКИНГ – бюллетень для тех, кто не носит смокинги и не выносит табачного дыма – международные новости контроля над табаком.

3. Бюллетень Алкогольной, Наркотической, Табачной Информации (АНТИ).

4. SOBER-COOL, или Журнал тех, кто не боится быть трезвым (журнал для подростков).

5. Новости Системы Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем (СИРПАТИП).

6. Бюллетень «Табак и здоровье. Медицинские аспекты контроля над табаком».

 

Необходимо отметить статью И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой «Сага о наркотиках», опубликованной впервые, если я не ошибаюсь, в журнале «Православная беседа» (http://sbnt.ru/analitika2/saga/ или http://pms.orthodoxy.ru/strast/nark/00014.htm). Позже эта статья печаталась в различных журналах с названием «Убийца предупреждает: убийство опасно для вашего здоровья» (http://www.pravoslavie.ru/jurnal/society/ubiyca.htm), а также выходила отдельной книжицей. В статье анализируются профилактические программы по борьбе с наркотиками, которые (программы) поставляются нам с Запада или пишутся по западным образцам и финансируются самими наркоторговцами, поскольку эффект этих программ прямо противоположный: вместо профилактического – рекламный.

 

Особо хочется отметить дореволюционную книгу: Введенский И. Н. Опыт принудительной трезвости. М.: Издание Московского Столичного Попечительства о Народной Трезвости, 1915. Автор являлся заведующим лечебницей для алкоголиков и нервнобольных. В своей книге он подвел предварительные итоги введения сухого закона в 1914 году. Книга замечательна по своей наглядности того, что может сделать трезвость с обществом за считанные месяцы. В книге можно увидеть, как было встречено народом введение сухого закона, какие основные трудности встречаются на пути отрезвления народа, а также решаются многие сомнения и страхи по поводу введения сухого закона. Книга была переиздана в 1996 году издательством «Книжица» в Новосибирске очень небольшим тиражом (500 экз.), но ее текст можно найти в Интернете, например, по адресу: http://www.miroslavie.ru/optimalist/bro2.htm.

 

Сейчас в православных магазинах появляется все больше литературы и видеоматериалов православных авторов на тему наркомании. Упомяну то, что было доступно мне, с небольшими комментариями.

1) Священник Александр Захаров вел беседы на Санкт-петербургском телевидении. Эти беседы были записаны и выходили на видеокассетах под названием «Промах». Это хорошие пастырские беседы о страстях для широкого круга слушателей и зрителей.

2) Священник Алексий Мороз, Владимир Цыганков. Как победить алкоголизм. СПб, 2005.

Книга интересно написана, много полезной информации. Содержит медицинские аспекты алкоголизма, связь алкоголизма с другими грехами, целый раздел с цитатами из Священного Писания и творений святых отцов по поводу пьянства, историю трезвеннического движения. Единственное, с чем можно не согласиться с авторами, – это вопрос оценки абстинентного (похмельного) синдрома. Авторы, следуя за наркологом Д. Д. Еникеевой, чьи труды они использовали, говорят о физической потребности пить алкоголь для алкоголиков на второй стадии алкоголизма. Уверен, что в этом вопросе ближе к истине А. П. Сугоняко, который связывал дискомфорт после окончания опьянения с процессом восстановления организма после нанесенных повреждений в результате наркотического отравления. Как после операции и окончания действия наркоза начинает болеть рана, так и после принятия наркотика (табака, алкоголя и т. д.) организм человека ноет, но это боль ран при уже начавшемся процессе выздоровления, а не боль от недостатка в алкоголе, в котором организм якобы физически нуждается. Нуждается он только психологически, а физически хочется принять любое обезболивающее вещество, но не обязательно сам алкоголь.

3) Священник Алексий Мороз, Владимир Цыганков. Уроки трезвости. СПб, 2006.

Вторая книга указанных авторов содержит материал в виде конкретных 14-ти уроков в Школе трезвения с желающими вести трезвый образ. Авторы много цитируют Ф. Г. Углова, В. Г. Жданова и других авторов. Такой формат книги удобен для использования его в работе, некоторые уроки можно брать почти без изменений для занятий со школьниками. Я бы не согласился только с некоторой статистикой, которую авторы приводят во втором уроке. Цифры выглядят ужасающе, поскольку слишком завышены. О том, что реальная картина с курением не так убийственна, я могу утверждать, опираясь на собственные опросы учащихся (см. первую беседу), а также ссылаясь на исследования, проведенные в Московской области Центром мониторинга вредных привычек среди детей и подростков ФГУП «ИНИИОИЗ Росздрав» при поддержке областного центра медицинской профилактики МОКЦВМиР в 2005 году.

4) Иеромонах Анатолий (Берестов). Возвращение в жизнь. Духовные основы наркомании. Наркомания и право. М.: Издательство Душепопечительского Православного Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, 2004.

Эта и другие книги отца Анатолия в принципе интересны, но они касаются темы реабилитации наркоманов, а не ранней профилактики зависимости. Единственный профилактический метод, упоминаемый отцом Анатолием, – это духовное просвещение, поскольку, по его замечанию, почти все наркоманы вышли из глубоко бездуховной среды. Не имея никаких представлений о Боге, о святости и греховности, человек легко уводится своими страстями в бездну наркомании. Хочется отметить одну очень важную мысль, которую высказывает отец Анатолий. Все говорят о нравственной и духовной деградации личности при алкогольной и наркотической зависимости, и часто о необратимом характере этой деградации. Но отец Анатолий на основании опыта своего Душепопечительского центра говорит, что даже в случаях, когда человек опускался очень низко в результате употребления наркотиков, при воцерковлении человек подчас совершенно преображался и становился честным и порядочным человеком. Некоторые оставались работать в центре, чтобы помогать другим наркоманам избавиться от их беды. То есть процесс деградации личности на любой стадии нельзя читать необратимым.

5) Игумен Евмений. Луч надежды в наркотическом мире. Иваново: Издательство Макариев-Решемского мужского монастыря, 2001. Автор написал несколько книг о наркомании, которые составляют сборник из трех книг. Две другие книги, вошедшие в этот цикл, следующие: «Батюшка, я – наркоман», и «Собранные во Имя Мое». Мною была прочитана только первая из перечисленных книг. По большинству позиций я бы не согласился с автором этих книг. Автор очень зависит от тех источников, которые перерабатывал при написании книг. Поэтому иногда можно встретить очень интересные мысли и правильные подходы. Например, отмечается связь гедонизма и наркозависимости, интересны рассуждения о рекламе, которые психологически готовят душу человека к восприятию наркотика. Но общий взгляд на проблему наркомании все же идет в разрез с теми источниками, которые перечислялись выше. Автор повторяет несколько традиционных заблуждений, которые подробно обсуждались выше. Например, автор много говорит в самых восторженных тонах о «кайфе», и очень пугающе о ломке, много говорит о физической зависимости от наркотика. В книге излагается много лишней и даже вредной информации о самих наркотиках, тем более, что сам автор проговаривается о том, что ему некоторые рецензенты советовали убрать эту информацию. Автор ничего не говорит о курении и пиве, мало об алкоголизме. Изучающему тему наркомании я бы не советовал брать эту книгу за основу своей позиции или начинать изучать проблему зависимости с этой книги. Можно лишь использовать некоторые ее части.

5) Иеромонах Иона (Займовский). Сладкий плод горького дерева (или Еще раз об алкоголизме и наркомании). – Москва: Даниловский благовестник, 2004.

Книга посвящена опыту Содружества Анонимных Алкоголиков, их программе 12 шагов, а также отношению к ним Православной Церкви. Автор крайне положительно отзывается об эффективности групп Анонимных Алкоголиков, о том, что подобные группы активно открываются, иногда при православных храмах. Хотя известно настороженное отношение к Анонимным Алкоголикам и их программе многих православных священников. Особенно смущает их третий шаг, который предполагает, что члены группы «приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимаем». В книге отца Ионы этот шаг передается в другом варианте: «насколько мы Его понимаем», с объяснением, что так было бы точнее и ближе к варианту основателей движения Анонимных Алкоголиков. Конечно, в такой форме программа 12 шагов совершенно неприемлема для русского сознания, основанного на православных традициях. Действительно, Бога можно понимать совершенно по-разному, но только правильное познание Бога спасительно. Поэтому даже формулировка отца Ионы может подходить только для западного либерального мира.

Если ставить задачу избавиться от алкоголизма любыми методами, тогда третий шаг Анонимных алкоголиков приемлем. Но для православного сознания на первом месте должен быть поиск Истины, Которая освободит нас от любой зависимости. Такой Истиной является для нас Сам Господь Иисус Христос. Анонимные алкоголики утверждают о том, что они вне конкретной религии, здесь могут быть и мусульмане и католики и православные и атеисты и, видимо, даже сатанисты. Мне трудно представить общество трезвости, объединенных лишь общей бедой, и не объединенной общей верой.

Есть опыт работы по программе, основанной на программе 12 шагов, но православно переосмысленной. Но, к сожалению, отец Иона не столько пытается православно переосмыслить эту программу, сколько оправдать ее и принять такой, какой она есть. Не уверен, что эта позиция правильна. Более всего меня смущает активное взаимодействие отца Ионы с фондом «НАН» («Нет алкоголизму и наркомании»), который возглавляет Олег Владимирович Зыков, известный тем, что был инициатором пересмотра 228 статьи Уголовного кодекса о средних разовых дозах, которые негативно сказались на ситуации с наркоманией. Также он известен тем, что выступал за легализацию одного из наркотиков – метадона – и введения заместительных программ лечения наркомании, когда метадон принимается лечащимся наркоманом под присмотром врачей. Он открыто высказывает намерение в будущем добиваться легализации героина. Кроме того, Олег Зыков постоянно лоббирует законопроект о ювенальной юстиции, которая полностью меняет систему взаимоотношений между поколениями, и явно разрушает традиционные представления о семье.

Все сказанное выше не позволяет мне рекомендовать эту книгу как надежный источник.

Духовная сторона наркомании

(глава для тех, кого интересует вопросы духовной жизни)

Особенностью книги является и то, что она обращена, прежде всего, к нецерковному человеку, возможно и совсем неверующему. Одно из правил риторики утверждает, что обращаться к слушателям надо только с теми аргументами, которые для них являются вескими. Поэтому в этой книге практически не обсуждался вопрос употребления наркотиков с духовной точки зрения, но, прежде всего, с позиции здравого смысла, медицины и психологии. Но без этой стороны рассмотрение проблемы наркомании будет не полным.

Понятие духовности тесно связано с такими понятиями, как грех и спасение. Поэтому немного остановимся на этих понятиях. Я бы выделил в понятии греха три стороны:

1. Грех – преступление против совести и нравственных норм

2. Грех ­– поступок, разрушающий душу и тело

3. Грех – удаление от Бога и спасения

Рассмотрим эти стороны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.071 с.)