Зависимость и культ наслаждения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зависимость и культ наслаждения



Наркотическая зависимость может начаться и из-за культа наслаждения, который усиленно насаждается через средства массовой информации. «Бери от жизни все», «Не дай себе засохнуть» – вот лозунги, которые из-за частоты повторения впитываются душою ребенка. А если цель жизни в том, чтобы, как говорят наркозависимые, «оторваться», «оттянуться», «расслабиться», развлечься, насладиться, то это прямой путь к закабалению души. Любое наслаждение не может быть вечным. Человеческая психика устроена так, что ко всему привыкает. Чтобы достигнуть цели, надо увеличивать дозу – дозу развлечений, дозу наслаждения, придумывать что-то новенькое и неожиданное, чтобы вновь пощекотало нервы и усладило чувства.

Получается, что культ наслаждений – это просто еще одна сторона той же проблемы, проблемы ухода из этого реального мира. Мир в глазах искателя наслаждений сам по себе не представляет ценности. Он скучен и сер, поэтому искатель приключений хочет «оторваться»; мир полон проблем, поэтому искатель легкой жизни хочет расслабиться. Реальный мир не интересен, и только другой мир, мир наслаждений и развлечений, манит к себе молодого человека.

Откуда же начинается тяга человека к получению наслаждения? Уверен, что с самого раннего возраста. Можно разделить два понятия: радость и удовольствие (или наслаждение). Радость – это удовлетворенность человека от добрых дел, от активных действий. Человек нарисовал прекрасную картину, или посадил дерево, или пошел играть со своими друзьями в футбол, или пообщался с дорогим ему человеком, или помог кому-нибудь в трудном деле – все это вызывает радость. Эту радость вызывает доброе дело. Человек чувствует в себе потребность в каких-либо добрых благородных действиях и чувствует радость от удовлетворения этой потребности. Кстати, даже просто общение с живым человеком или даже животным – это тоже очень активное действие, ибо заставляет работать душу.

Но кроме радости есть еще и понятие «удовольствие». Удовольствие – это удовлетворенность человека от внешних источников. Человек сел в кресло перед телевизором, положил ноги на табурет, достал чипсы и начал смотреть боевик, или сел за компьютер и начал нажимать кнопки, играя в какие-нибудь стрелялки или догонялки, или налил стакан водки и выпил, или укололся и забылся. То есть человек своими руками ничего не делает, физически не напрягается, в окружающем мире ничего не меняет, ни с кем не общается, никому не помогает, но получает дозу впечатлений, которые и удовлетворяют его потребности.

К чему приучен ребенок: получать радость от активных действий или удовольствие от пассивных впечатлений? – это во многом определяет психологический тип человека, то, к чему он будет стремиться всю жизнь. Ребенок надоел маме тем, что крутится под ногами, она посадила его перед телевизором и пошла мыть посуду, убираться по дому и стирать. Ребенок широко открытыми глазами смотрит на мелькающие образы и не мешает маме выполнять свои домашние дела. Но даже если ребенок смотрит только хорошие, проверенные временем мультфильмы, и мама спокойна, что ребенок не получит вредных образов, надо быть крайне осторожным. Если доля бесплатного удовольствия в общем потоке жизни ребенка будет занимать слишком много места, то может произойти некая деформация личности. Ребенок переориентируется на получения удовольствия, а не радости. А это прямой путь к наркомании.

Как помочь на первом этапе?

Первое, чем мы можем помочь человеку не окунуться в виртуальный мир грез и галлюцинаций (или вернуться в этот реальный мир), – это создать такую картину мира (или разрушить старую), чтобы человек поверил в этот мир, поверил, что он полон добра, что здесь есть любящие люди, что этот мир ст о ит того, чтобы в нем жить. Но чтобы помочь человеку поверить в этот мир, сначала надо нам поверить в этого человека.

Приведу пример из своей семьи. Старший ребенок пошел в первый класс. Начинаются мучительные ежедневные прописи. Руки ребенка не слушаются, сам он отвлекается, родители раздражаются. Начинаю покрикивать на ребенка, надеясь, что сейчас пристрожу ребенка, и он станет внимательнее. Но чем больше повышаешь голос на ребенка, чем больше его ругаешь, тем медленнее идет работа. Во время очередного занятия, когда обстановка достаточно накалилась, ребенок совсем остановился и не мог написать ни буквы. Начинаю понимать ошибочность выбранной тактики. Начинаю менять свое поведение. Вот ребенок написал десять корявых букв. Вместо того, чтобы ругать, нахожу одну более менее приличную и говорю: «Ну, смотри, молодец, ведь можешь же. Эта буковка совсем как у учительницы. Теперь давай еще несколько таких нарисуй». И ребенок, окрыленный похвалой, высунув язык, старается выводить следующую строчку. В той, следующей, будет из десяти буковок уже две более-менее приемлемые. И вот в чем главный вопрос: что будет видеть родитель, восемь еще корявых букв, или две уже нормальные? К сожалению, мы чаще видим восемь плохих (буковок, поступков или еще что-нибудь), и не замечаем хороших. Начинаем ругать ребенка, да еще оправдываем себя, что, мол, две против восьми это очень мало. Мало еще добра в ребенке, за что его хвалить-то?

А хвалить есть за что! Ведь мы часто смотрим на все со своей колокольни. Мы уже давно умеем писать и нам трудно понять, как это может не получаться. А, оказывается, может. Оказывается, могут не получаться самые простейшие вещи. Я решил с собой провести эксперимент. Правой рукой я писать умею, а левой нет, поэтому думаю: «Дай попробую пописать левой». Я думаю, что любому родителю первоклассника тоже надо перед занятием или тут же вместе с ребенком минут десять посидеть и пописать буквы левой рукой.

Вообще, чтобы лучше понимать ребенка, полезно почаще примерять на себе те положения, в которых оказывается он. Вспомним, что нам хочется делать, когда нас ругают, пусть даже заслуженно. Хочется убежать, хлопнуть дверью, запереться, кричать, что нас никто не понимает, и т. д. Если у взрослых и вполне психически полноценных людей возникает такое желание, то каково ребенку? У него психика еще только формируется, у него еще не развито чувство ответственности и самостоятельность. Поэтому надо как можно меньше обращать внимания на плохие стороны в юном человеке, но находить все лучшее и помогать ребенку двигаться в этом направлении. А если нам удастся убедить ребенка, что он тупой и глупый, то он точно таким станет. У психологов И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой в упомянутой выше книге есть целая глава, посвященная этой теме. Она называется «Лавры в кредит». Похвали ребенка за смелость, хотя он еще трус, и он захочет оправдать эти похвалы (лавры), данные ему заранее (в кредит). Он поймет, что от него ждут, на что надеются, он поймет, в каком направлении ему двигаться. А если родители начнут звать сына хулиганом, значит, от него именно такого поведения и ждут, и действительно скоро дождутся.

Всем нам, особенно родителям, надо больше быть оптимистами и самим с радостью смотреть на мир, видя в нем больше света. Ведь именно черные краски, живущие в душе родителей, еще больше сгущаются в душе ребенка. Надо и себя спрашивать: а кто я – оптимист или пессимист? Вот стоит на столе полстакана воды. Оптимист скажет: «Во, целых полстакана стоит!», а пессимист скажет: «У-у, всего полстакана стоит». А пессимизм, это не что иное, как уныние, а уныние – это смертельный грех, с которым надо вести непримиримую борьбу. Иначе своим унылым духом повредишь и своей душе, и заразишь всех окружающих.

Как помочь на втором этапе?

Как избежать наркотической запрограммированности? Программируют своих детей, прежде всего, сами родители, ну, и, конечно же, окружающие люди. Если ребенок видит, как у папы загораются глаза при разговоре о предстоящей выпивке, и как повышается его настроение, то значит, что программирование уже пошло. Тем более, не должно быть никаких выпивок «для сугрева», никакого курения «для успокоения». Родители должны сами не пить и не курить и не мириться с этим злом в семье, тогда ребенок легко впитывает правильные установки по отношению к курению и алкоголю.

Если же из членов семьи кто-то курит или пьет, то у него должно быть достаточно смелости сказать своему ребенку, что он слаб и не может справиться с этим злом, а не придумывать для себя оправдания и причины для курения и выпивки.

К сожалению, наркотическую запрограммированность человека мы видим только после того, как он уже попробовал наркотик, и уже оказался его рабом. Но можно остановить подростка и на втором этапе, когда он уже запрограммирован, но еще не пробовал реально наркотик. Чтобы уловить червоточину, которая уже сидит в сознании человека, достаточно внимательного взгляда любящего родительского сердца. Настроенность на получение удовольствия от жизни, желание показать свою «крутость», тяга к «крутым» молодежным лидерам и множество, казалось бы, незначительных черт в поведении подростка могут подсказать родителям, что уже пора бить тревогу.

В подростковом возрасте можно помочь ребенку тем, что поощрять настоящую взрослую, ответственную самостоятельность подростка. Если подросток умеет самостоятельно мыслить, не поддается полностью чужому влиянию и может ответственно принимать решения, то он сможет дать правильную оценку действиям наркотиков и не станет зависимым от них, даже если, например, он его попробует.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.008 с.)