Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зависимость и культ наслаждения
Наркотическая зависимость может начаться и из-за культа наслаждения, который усиленно насаждается через средства массовой информации. «Бери от жизни все», «Не дай себе засохнуть» – вот лозунги, которые из-за частоты повторения впитываются душою ребенка. А если цель жизни в том, чтобы, как говорят наркозависимые, «оторваться», «оттянуться», «расслабиться», развлечься, насладиться, то это прямой путь к закабалению души. Любое наслаждение не может быть вечным. Человеческая психика устроена так, что ко всему привыкает. Чтобы достигнуть цели, надо увеличивать дозу – дозу развлечений, дозу наслаждения, придумывать что-то новенькое и неожиданное, чтобы вновь пощекотало нервы и усладило чувства. Получается, что культ наслаждений – это просто еще одна сторона той же проблемы, проблемы ухода из этого реального мира. Мир в глазах искателя наслаждений сам по себе не представляет ценности. Он скучен и сер, поэтому искатель приключений хочет «оторваться»; мир полон проблем, поэтому искатель легкой жизни хочет расслабиться. Реальный мир не интересен, и только другой мир, мир наслаждений и развлечений, манит к себе молодого человека. Откуда же начинается тяга человека к получению наслаждения? Уверен, что с самого раннего возраста. Можно разделить два понятия: радость и удовольствие (или наслаждение). Радость – это удовлетворенность человека от добрых дел, от активных действий. Человек нарисовал прекрасную картину, или посадил дерево, или пошел играть со своими друзьями в футбол, или пообщался с дорогим ему человеком, или помог кому-нибудь в трудном деле – все это вызывает радость. Эту радость вызывает доброе дело. Человек чувствует в себе потребность в каких-либо добрых благородных действиях и чувствует радость от удовлетворения этой потребности. Кстати, даже просто общение с живым человеком или даже животным – это тоже очень активное действие, ибо заставляет работать душу. Но кроме радости есть еще и понятие «удовольствие». Удовольствие – это удовлетворенность человека от внешних источников. Человек сел в кресло перед телевизором, положил ноги на табурет, достал чипсы и начал смотреть боевик, или сел за компьютер и начал нажимать кнопки, играя в какие-нибудь стрелялки или догонялки, или налил стакан водки и выпил, или укололся и забылся. То есть человек своими руками ничего не делает, физически не напрягается, в окружающем мире ничего не меняет, ни с кем не общается, никому не помогает, но получает дозу впечатлений, которые и удовлетворяют его потребности.
К чему приучен ребенок: получать радость от активных действий или удовольствие от пассивных впечатлений? – это во многом определяет психологический тип человека, то, к чему он будет стремиться всю жизнь. Ребенок надоел маме тем, что крутится под ногами, она посадила его перед телевизором и пошла мыть посуду, убираться по дому и стирать. Ребенок широко открытыми глазами смотрит на мелькающие образы и не мешает маме выполнять свои домашние дела. Но даже если ребенок смотрит только хорошие, проверенные временем мультфильмы, и мама спокойна, что ребенок не получит вредных образов, надо быть крайне осторожным. Если доля бесплатного удовольствия в общем потоке жизни ребенка будет занимать слишком много места, то может произойти некая деформация личности. Ребенок переориентируется на получения удовольствия, а не радости. А это прямой путь к наркомании. Как помочь на первом этапе? Первое, чем мы можем помочь человеку не окунуться в виртуальный мир грез и галлюцинаций (или вернуться в этот реальный мир), – это создать такую картину мира (или разрушить старую), чтобы человек поверил в этот мир, поверил, что он полон добра, что здесь есть любящие люди, что этот мир ст о ит того, чтобы в нем жить. Но чтобы помочь человеку поверить в этот мир, сначала надо нам поверить в этого человека. Приведу пример из своей семьи. Старший ребенок пошел в первый класс. Начинаются мучительные ежедневные прописи. Руки ребенка не слушаются, сам он отвлекается, родители раздражаются. Начинаю покрикивать на ребенка, надеясь, что сейчас пристрожу ребенка, и он станет внимательнее. Но чем больше повышаешь голос на ребенка, чем больше его ругаешь, тем медленнее идет работа. Во время очередного занятия, когда обстановка достаточно накалилась, ребенок совсем остановился и не мог написать ни буквы. Начинаю понимать ошибочность выбранной тактики. Начинаю менять свое поведение. Вот ребенок написал десять корявых букв. Вместо того, чтобы ругать, нахожу одну более менее приличную и говорю: «Ну, смотри, молодец, ведь можешь же. Эта буковка совсем как у учительницы. Теперь давай еще несколько таких нарисуй». И ребенок, окрыленный похвалой, высунув язык, старается выводить следующую строчку. В той, следующей, будет из десяти буковок уже две более-менее приемлемые. И вот в чем главный вопрос: что будет видеть родитель, восемь еще корявых букв, или две уже нормальные? К сожалению, мы чаще видим восемь плохих (буковок, поступков или еще что-нибудь), и не замечаем хороших. Начинаем ругать ребенка, да еще оправдываем себя, что, мол, две против восьми это очень мало. Мало еще добра в ребенке, за что его хвалить-то?
А хвалить есть за что! Ведь мы часто смотрим на все со своей колокольни. Мы уже давно умеем писать и нам трудно понять, как это может не получаться. А, оказывается, может. Оказывается, могут не получаться самые простейшие вещи. Я решил с собой провести эксперимент. Правой рукой я писать умею, а левой нет, поэтому думаю: «Дай попробую пописать левой». Я думаю, что любому родителю первоклассника тоже надо перед занятием или тут же вместе с ребенком минут десять посидеть и пописать буквы левой рукой. Вообще, чтобы лучше понимать ребенка, полезно почаще примерять на себе те положения, в которых оказывается он. Вспомним, что нам хочется делать, когда нас ругают, пусть даже заслуженно. Хочется убежать, хлопнуть дверью, запереться, кричать, что нас никто не понимает, и т. д. Если у взрослых и вполне психически полноценных людей возникает такое желание, то каково ребенку? У него психика еще только формируется, у него еще не развито чувство ответственности и самостоятельность. Поэтому надо как можно меньше обращать внимания на плохие стороны в юном человеке, но находить все лучшее и помогать ребенку двигаться в этом направлении. А если нам удастся убедить ребенка, что он тупой и глупый, то он точно таким станет. У психологов И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой в упомянутой выше книге есть целая глава, посвященная этой теме. Она называется «Лавры в кредит». Похвали ребенка за смелость, хотя он еще трус, и он захочет оправдать эти похвалы (лавры), данные ему заранее (в кредит). Он поймет, что от него ждут, на что надеются, он поймет, в каком направлении ему двигаться. А если родители начнут звать сына хулиганом, значит, от него именно такого поведения и ждут, и действительно скоро дождутся. Всем нам, особенно родителям, надо больше быть оптимистами и самим с радостью смотреть на мир, видя в нем больше света. Ведь именно черные краски, живущие в душе родителей, еще больше сгущаются в душе ребенка. Надо и себя спрашивать: а кто я – оптимист или пессимист? Вот стоит на столе полстакана воды. Оптимист скажет: «Во, целых полстакана стоит!», а пессимист скажет: «У-у, всего полстакана стоит». А пессимизм, это не что иное, как уныние, а уныние – это смертельный грех, с которым надо вести непримиримую борьбу. Иначе своим унылым духом повредишь и своей душе, и заразишь всех окружающих. Как помочь на втором этапе? Как избежать наркотической запрограммированности? Программируют своих детей, прежде всего, сами родители, ну, и, конечно же, окружающие люди. Если ребенок видит, как у папы загораются глаза при разговоре о предстоящей выпивке, и как повышается его настроение, то значит, что программирование уже пошло. Тем более, не должно быть никаких выпивок «для сугрева», никакого курения «для успокоения». Родители должны сами не пить и не курить и не мириться с этим злом в семье, тогда ребенок легко впитывает правильные установки по отношению к курению и алкоголю.
Если же из членов семьи кто-то курит или пьет, то у него должно быть достаточно смелости сказать своему ребенку, что он слаб и не может справиться с этим злом, а не придумывать для себя оправдания и причины для курения и выпивки. К сожалению, наркотическую запрограммированность человека мы видим только после того, как он уже попробовал наркотик, и уже оказался его рабом. Но можно остановить подростка и на втором этапе, когда он уже запрограммирован, но еще не пробовал реально наркотик. Чтобы уловить червоточину, которая уже сидит в сознании человека, достаточно внимательного взгляда любящего родительского сердца. Настроенность на получение удовольствия от жизни, желание показать свою «крутость», тяга к «крутым» молодежным лидерам и множество, казалось бы, незначительных черт в поведении подростка могут подсказать родителям, что уже пора бить тревогу. В подростковом возрасте можно помочь ребенку тем, что поощрять настоящую взрослую, ответственную самостоятельность подростка. Если подросток умеет самостоятельно мыслить, не поддается полностью чужому влиянию и может ответственно принимать решения, то он сможет дать правильную оценку действиям наркотиков и не станет зависимым от них, даже если, например, он его попробует.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.008 с.) |