Начало (Почему начинают пробовать?) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начало (Почему начинают пробовать?)



Сегодня мы постараемся подробнее разобраться, в каком возрасте начинают курить и почему именно в этом возрасте.

Попробуйте ответить на вопрос: правда ли, что курить начинают в одиночку и тайно? Идет подросток к ближайшему киоску, где сидит преступник-продавец. Не взирая на возраст, он продает несовершеннолетнему сигареты. Тот идет домой, дожидается, когда в доме никого не будет, и сидя у себя в комнате начинает экспериментировать. Зажигает сигарету и пытается разобраться: вкусно или противно, будут какие-то необыкновенные ощущения или нет? Так обычно происходит или иначе? Нет?! А как же?

Правильно, обычно все происходит следующим образом. Сидит компания ребят, в которой все курят, например, человек пять. Входит шестой, он не курит. Курящие начинают уговаривать. Обычно берут на «слабо», на желании подростка выглядеть взрослым перед своими сверстниками! «Ну, ты чего, маленький, что ли? Или папу боишься? Или, может быть, учительницу или директора? А мы никого не боимся». И никакому парню, а часто и девушке, не хочется выглядеть ребенком, тем более в 13–14 лет. И начинает подросток давиться и мучаться, лишь бы не показать свою «слабость». Хотя, на мой взгляд, слабость-то как раз в том, что он совершает поступок не по внутренним убеждениям и желаниям, а по чужому влиянию.

Чтобы разобраться, что такое настоящая взрослость, я вам прочитаю детский рассказ. Не думайте, что если он детский, то он обязательно примитивный. Примитивным может быть только наше восприятие, а мудрому взгляду и во внешне простом рассказе может открыться глубокий смысл. Слушайте внимательно, вы сейчас будете выступать в роли литературных критиков и будете разбирать это произведение.

 

Евгений Пермяк

КАК МАША СТАЛА БОЛЬШОЙ

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тёти Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала.

Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали: «Какая ты еще Маша маленькая».

Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:

– Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?

А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:

– Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет.

Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов.

Не они, видно, маленьких большими делают.

 

Вопрос: По какому пути пошла сначала Маша для достижения признания своей взрослости?

Маша сначала стала внешне подражать взрослым. Итак, обратите внимание. Взрослость бывает разная, внешняя и внутренняя. Маша сначала пошла по легкому пути – по пути внешней взрослости. Из этого ничего не получилось, никто ее после этого взрослой считать не стал. Более того, посмотрите, какую реакцию вызывает внешняя взрослость у самих взрослых. Взрослые только смеялись: «Какая ты еще Маша маленькая!»

Внешняя взрослость вызывает смех у настоящих взрослых. Вам сейчас 14–15 лет, а представьте себе, что вы вышли на улицу со своими друзьями, а к вам подходит девятилетний парень. Но парень не простой – с татуировками на руках, с крашеными волосами, с небольшим хвостиком из волос на загривке, с сигаретой в одной руке и бутылкой пива в другой, – и блатным, «взрослым», тоном начинает с вами разговаривать, как с равными. Что вы подумаете про этого молодого человека? Вы, скорее всего, подумаете: «Что эта мелкота из себя изображает? Ну и глуп же он, если думает, будто это все ему возраста прибавит». Да еще потом будете смеяться над ним между собой. А все потому, что вам ясно, что это – ребенок, дитя, а чего-то из себя корчит. Смех, да и только! Но все сказанное относится и к вам, подросткам, если вы тоже будете думать, что сигарета, пиво, цвет волос добавит вам хоть один год в вашем возрасте. И о вас будут думать примерно также те, кто уже стал по-настоящему взрослым. Ведь желание подражать внешнему поведению взрослых – это первый признак детства. Ребенок еще не может жить по-взрослому, но подражать и копировать – это сколько угодно. Взрослый же просто живет своей взрослой жизнью, он не думает о том, как всех убедить, что уже взрослый.

Обращаюсь особо и к девушкам. Если вы думаете, что ходить с голым пупком – это смелый поступок, который сразу сделает вас взрослыми, то вы сильно заблуждаетесь. Скорее вы услышите то же, что и Маша: «Какая ты еще Маша маленькая!» Правда, некоторые девушки начинают сразу защищаться: мол, это мода такая. Только вот почему по-настоящему взрослые женщины этой моде особо не следуют, а следуют ей только малолетние в 15–16 лет, да еще те, у кого и в 20 лет уровень взрослости застыл где-то на отметке 15 лет. Хотя про моду давайте поговорим чуть попозже.

Итак, внешняя взрослость вызывает смех у настоящих взрослых. Но посмотрим, как будет действовать внешняя взрослость на сверстников. Вспомним нашего третьеклассника, как он будет выглядеть среди своего класса? А там его все будут считать самым «крутым» парнем в классе. Кто-то его будет бояться, а кто-то уважать за его внешний вид. Поэтому, конечно, внешняя взрослость нашего героя тоже может произвести впечатление, но только на таких же маленьких и глупых, как он сам. Отсюда следует простой вывод: внешняя взрослость действует только на сверстников, у взрослых же вызывает только смех. Это то же самое, как если бы безграмотный человек принимал вид ученого. Среди ученых его засмеют, а среди таких же безграмотных, как он, его могут почитать за великого ученого.

А теперь самый сложный вопрос. Далеко не во всех классах, даже старших, быстро дают на него ответ. Почему Машу стали считать взрослой? Слушаю ваши ответы.

– От того, что перестала наряжаться.

Нет, это еще не признак взрослости, это просто признак серьезного ребенка.

– От того, что Маша подмела пол.

Нет! Она и раньше очень часто это делала.

– От того, что она впервые это сделала хорошо.

Нет! Маша была очень хорошей девочкой, и она все и всегда делала очень хорошо.

– От того, что она сама подмела.

Наконец-то, произнесен правильный ответ. Вновь читаю это место рассказа. «Один раз как-то Маша вздумала пол подметать…» Вот, оказывается, в чем секрет. Маша сама вздумала пол подметать. Она и раньше все делала и даже хорошо делала, но как? «Маша, иди, помоги мне убраться и подмети пол». – «Хорошо, мама, я иду». «Маша, иди, помоги мне посуду помыть». – «Конечно, мама». А теперь она как хозяйка (!) делает что-то по дому сама. Раньше заходила в свою комнату и не замечала грязь на полу. А вдруг взглянула и увидела, да еще и решила подмести.

Я бы выделил первый признак по-настоящему, то есть внутренне, взрослого человека – это самостоятельность. Обращу ваше внимание, не независимость, а самостоятельность. В слове «независимость» нет никакого созидательного смысла, а в слове «самостоятельность» есть этот смысл. Самостоятельный – это не тот, кто сам по себе живет от всех независимо, а тот, кто что-то сам делает. Самостоятельность только тогда и возможна, когда ты усвоил от кого-то жизненный опыт, переварил его и можешь действовать сам. Если же такого усвоения нет, то человеку придется открывать заново велосипед, совершать грубые и глупые ошибки, и в результате человек так ничего сам и не сделает хорошего, а потому и самостоятельность его очень сомнительная.

Внутренняя взрослость может никак не совпадать с внешней, и даже может не зависеть от возраста. Приведу пример. Мы каждый год летом делаем детский лагерь. Выезжаем на природу, на две недели разбиваем палаточный лагерь недалеко от одного сельского храма. Кстати, это очень эффективная форма работы с подростками. Жизнь в суровых полупоходных условиях, с одной стороны, выявляет сразу, кто есть кто, а, с другой стороны, помогает взрослеть.

В один из лагерей через неделю после открытия лагеря приезжает девятнадцатилетний парень, который несколько лет назад уже был в нашем лагере. Смотрю на него и вижу все признаки взрослого человека: волосы покрашены, джинсы художественно разорваны, серьга в ухе, знаю, что по городу и с сигаретой можно его увидеть, и с пивом. «Можно пожить у вас?» Отвечаю: «Если ты приехал отдохнуть, как на курорт, то нам курортников не надо». – «Да нет, я помню, я готов любую работу выполнять». Думаю, что раз ему уже 19 лет, можно поручить быть старшим над какой-нибудь работой. «Видишь гараж? Там стена завалилась. Завтра дадим тебе двух парней, пойди, почини». Он сходил, посмотрел на гараж, спрашивает: «А чего там делать-то?» – «Блоки разбейте, и заново с цементом выложите. Понятно?» – «Понятно». На следующий день он берет двух парней, идет к гаражу, через две минуты возвращается: «А чем разбивать-то?» – «Склад инструментов видел?» – «Видел». – «Вот и бери одну кувалду и два молотка». – «А-а-а, понятно». Через час приходит: «А дальше что?» – «Делайте раствор и заново выкладывайте блоки». – «А как раствор делать?» – «Лопату цемента, четыре лопаты песка, воду по вкусу. Понятно?» – «Понятно». Через пять минут все заново: а где цемент взять, а где песок найти, а откуда воду принести? Каждые десять-пятнадцать минут приходилось идти на помощь и решать за него какие-то проблемы. К вечеру делаю вывод: пока этого великовозрастного детину нужно записать в число обычных детей, к которым на любую работу надо давать еще и старшего. Ничего самостоятельного поручить ему пока нельзя. Не дорос еще.

Я впервые очень ясно прочувствовал, что такое настоящая самостоятельность, лет в 15. Мама попросила меня построить туалет на даче. Я сначала подумал, что это дело самое что ни на есть пустяковое, и я быстро справлюсь. Но как только принялся за дело, понял, что здесь есть определенные трудности. До этого все, что я делал своими руками, было сделано под чьим-то руководством. Мне объясняли, я делал: «Здесь отмерь, здесь отрежь, здесь забей, здесь прикрути…» А теперь я стоял в нерешительности и долго думал. У меня в голове было 33 варианта того, как можно сделать туалет: можно треугольный, а можно прямоугольный, дверь можно сделать такую, а можно другую, окошечко такое, а можно и другое. Начал делать, первая ошибка, не учел уклон земли, пришлось кое-что переделывать. Продолжаю, опять просчет, надо было скат крыши согласовать с длиной листов металла, а то придется резать так, что одни отходы. Впервые я понял, как это нелегко продумать все от самого начала до конца, все самые мелкие детали, и потом все довести до конца, чтобы все ручки, крышки, крючки и петельки были на месте, и чтобы всем было удобно. Это было первым самостоятельным делом в моей жизни. А самое главное – каждые пять минут приходилось делать самому выбор среди множества вариантов, принимать решение, если что-то не сходилось, это было совсем не похоже на работу под чьим-то руководством.

Если же человек путает самостоятельность и независимость, то есть живет по принципу: «я от бабушки ушел, я от дедушки ушел», и считает себя после этого взрослым, то он глубоко заблуждается. В одной песне группы «Воскресение» есть слова: «Я добрый, но добра не сделал никому». Можно перефразировать эти слова: «Я взрослый, но сам пока не сделал ничего». Это просто мнение о себе, как о взрослом.

 

Самостоятельность – это первый признак внутренней взрослости. Но есть еще один важный признак взрослеющего человека. Приведу пример. В класс входит учительница и видит, что около стола валяются учебники, которые были у нее на столе. Кто-то бегал по классу и уронил. «Кто это сделал, поднимите учебники». Весь класс стоит и молчит. Что можно сказать о человеке, который сбросил все на пол? Поступок совершить ума хватает, а отвечать за него ума не хватает. Он еще ребенок, и у него нет какого чувства?.. Ответственности. Итак, второй признак взрослости – ответственность.

Но ответственность бывает разная. Уметь отвечать за свои поступки – это первый низший уровень ответственности. К восьмому-девятому классу все вы уже должны приобрести эту ответственность. Но есть еще ответственность более высокая. Предположим, какой-нибудь первоклассник разбил окно в классе. Кого вызывают в школу? Конечно, родителей. Приходит, например, папа и спрашивает классного руководителя: «Зачем вызывали?» – «Ваш сын разбил в нашем классе окно». – «А так это он разбил, я-то думал, что я что-то не так сделал. Ну, если он разбил, так вы с ним и разбирайтесь, а я на работу пошел». Что можно сказать про такого папашу? Я бы сказал так: великовозрастный детина. Родить ребенка у него ума хватило, а вот отвечать за него – не хватает. Второй уровень ответственности – способность отвечать не только за себя, но и за других людей – за жену, за детей, за друзей и т. д.

К сожалению, второй уровень ответственности появляется в молодых людях все позже. Раньше, согласно церковным законам, в брак можно было вступать в 14 и 16 лет для девушек и парней соответственно. Так происходило потому, что уже в этом возрасте у молодых людей была указанная способность – отвечать за других. Девушка в 14 лет могла вступать в брак и рожать детей, и была готова стать матерью, то есть посвятить все свое время рожденному младенцу, полностью отвечать за его жизнь и здоровье. А парни в 16 готовы были быть полными хозяевами в своем доме и отвечать за все, что происходит в семье. Сейчас такое взросление наступает у девушек годам к 20–22, а у парней к 24–26. Отставание в нравственном развитии составляет около 8 лет.

 

Но давайте вновь вернемся к нашему рассказу о Маше. Если вы помните, он завершался словами: «Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов». Заметьте, что Маша сама стала считать себя взрослой, и после этого ей уже не нужны были ни прически, ни чужие платья, ни бусы, ни часы. Человек, приобретя ответственность и самостоятельность, не только считается другими взрослым. Самое главное, что он чувствует это внутри себя. Изменился он, изменилось и все его мироощущение. А пока человек не приобретет указанных свойств своей души, он никогда не почувствует себя взрослым.

Посмотрим, что происходит с парнем, который хочет доказать свою взрослость курением. Он курит, но мы знаем, что это внешняя взрослость, на взрослых она не действует, а главное, сам человек не ощущает себя внутри взрослым. Доказать свою взрослость по-настоящему пока не удается. Взрослость признают только сверстники, но этого очень мало. Внутреннее чутье подсказывает, что чего-то не хватает, надо еще что-то сделать! Что? Может быть, начать пить пиво – это еще круче. И вновь взрослые за взрослого его не считают, а главное: он сам себя не ощущает взрослым. Чего еще? Водки? Наркотиков? Пока человек не приобретет внутреннюю взрослость, он не успокоится! А когда есть внутренняя взрослость, ничего внешнего не нужно!

Свобода

Тема зависимости очень близко связана и с противоположным понятием – свободой.

Какого возраста вы все ждете? 18 лет? А почему именно 18? У вас появятся какие-то права и увеличится свобода? А кто вашу свободу сейчас ограничивает? Родители, учителя, милиционеры… Ну, что же, давайте поговорим о том, кто может ограничить вашу свободу, и что делать, чтобы ее сохранить.

Свобода, как и взрослость, бывает внешняя и внутренняя.

Приведу еще один пример, показывающий отличие свободы внешней от внутренней. Рисую на доске двух человечков. Известно, что один из них может идти, куда хочет, а другой не может идти, куда хочет. Вопрос: кто из них более свободен? Всем ясно, что первый – он идет, куда хочет, он свободен. Но немного уточним условия. Оказывается, эти два человечка стоят на крыше высотного дома. У первого человека завязаны глаза и он не знает, где он находится, а у второго они открыты, и он все прекрасно видит. Кто теперь кажется более свободным? Второй? Но смотрите: первый человек может идти, куда хочет, поскольку не видит, какая опасность стоит перед ним. Он может спокойно идти рядом с пропастью и не бояться, ведь он не видит ее. А второй? Посмотрите на его действия. Он движется медленно, боится оступиться. Он не приближается к краю крыши ближе, чем на три метра, он тщательно обходит все скользкие места. Он очень ограничен в своих действиях. Сюда нельзя, здесь опасно, там ненадежно. Он очень даже не свободен в выборе путей перемещения. Ему, например, хочется посмотреть, чего это там машины разбибикались, может быть, авария какая? Хочет взглянуть вниз, а не может!

Но, тем не менее, всем ясно, он более свободен. Почему? Первый человек с завязанными глазами может двигаться, куда хочет, но эта внешняя свобода через две минуты приводит к неловкому движению, человек поскальзывается и летит вниз. Даже если он выживет, он будет весь в гипсе, и от его свободы ничего не останется.

Внешняя свобода (по принципу: «Что хочу, то и ворочу») очень скоро приводит к потере всякой свободы. «Я взрослый человек, – заявляет 15-летний молодой человек, – я уже могу пить и курить, никто не может мне запретить!» Но к 18-ти годам он спивается. Где его свобода? «Я свободный человек, хочу – и пью, а не хочу – и не пью». Все правильно, но только он теперь всегда хочет пить. Не хотеть – он уже не может. Человек потерял свободу – он не может не хотеть! Неужели наркоман – свободный человек? Нет, конечно. Только он связан не веревками, и руки у него не в наручниках, но душа его связана греховной страстью. Все желания направлены на одну цель – найти и употребить наркотики. И эта неволя хуже всякой тюрьмы.

О внешней свободе говорить даже не интересно. Она зависит от тысячи случайностей. Я еду по дороге, машина ломается. Минуту назад я был свободен в своих действиях, а сейчас стою. Пять километров в одну сторону до ближайшего населенного пункта, пять – в другую. Ничего сделать невозможно. Была свобода, и вот ее нет. Я хочу посмотреть видеофильм, сажусь перед экраном, выбираю фильм, какой хочу, включаю экран, а в этот момент гаснет свет. Я опять не свободен в своем выборе, и приходится заниматься чем-то другим. Вот вам и вся внешняя свобода.

Свобода внешняя и свобода внутренняя, как правило, не зависят друг от друга. Например, парня берут в армию. Он лишается всякой внешней свободы. Прическу, какую хочешь, носить нельзя. Одеваться, как хочешь, нельзя. Вставать, во сколько хочешь, тоже нельзя. Почти ничего нельзя. Свободы внешней нет, но представим себе следующую ситуацию. Вызывает командир солдата и говорит: «Слушай, ты парень умный, давай договоримся, если что-то узнаешь про ребят из своего взвода подозрительное, сразу мне докладывай, а я в долгу не останусь». Может ли он заставить солдата быть доносчиком на своих друзей? Кто-то говорит, что может. Конечно, может, если человек слаб и трус. А неужели всех можно заставить? Нет, оказывается не всех. У человека есть внутренняя свобода, и его никто не может заставить стать предателем.

Или другой пример. Парень возвращается вечером, проводив свою возлюбленную домой. А на пороге стоит отец с ремнем и строго говорит: «Чтобы тотчас же выкинул из головы эту девку, и чтобы больше я тебя с ней не видел!» Может ли отец заставить человека разлюбить свою девушку? Не может. Этого не может никто.

В истории Церкви было много мучеников, ныне почитаемых святыми. Многие из них были рабами, которые не имели никакой внешней свободы и беспрекословно выполняли все, что говорил им хозяин, иначе смерть. Но вот приходят гонители христиан и говорят: «Отрекись от Христа, принеси жертву идолам, иначе умрешь». И умирали, но не теряли свою внутреннюю свободу, не теряли своей веры.

Сейчас многие православные люди знают о подвиге воина Евгения Родионова. В восемнадцать лет пошел в армию самый обычный юноша. Попадает на чеченский фронт. Вместе с другими тремя солдатами попадает в плен. На груди у него был крестик. Снять или умереть? Воин Евгений умирает мучительной смертью, ему отпилили голову, но он не отрекся от своей веры. Для спасения требовалось снять крест, произнести «Аллах акбар», отречься от своей Родины, проклясть свою мать и родных. Чеченцы, как правило, все снимали на видеокамеру. Многие не выдерживали. Есть документальный фильм «Миротворцы», где имеются жуткие кадры и о героизме наших людей, и о зверствах чеченцев, и об отречениях. Стоит русский парень, обнявшись с душманом, прославляя Аллаха, и проклиная Родину и мать. Его слова засняли, чтобы послать близким, пусть смотрят на то, как ломаются русские парни. В плену, закованный в кандалы, человек не имеет никакой внешней свободы, но внутреннюю свободу не может отнять никакой чеченец у того, кому свобода остаться самим собой дороже жизни.

А иногда бывает, что свобода внутренняя не только не зависит от свободы внешней, но еще и находится в противоречии с ней. Вот пример. Парень и девушка полюбили друг друга, вступили в брак. Родили двух милых деток. Все идет замечательно. При этом понятно, что никто не может заставить мужа разлюбить свою жену. Но вот однажды, придя с работы, муж приносит пиво. Устал, решил расслабиться. Сначала делал так раз в неделю, потом через день, потом каждый день. Отношения с женой начинают меняться. Он начинает на нее срываться из-за ее просьб бросить пить. Все чаще срывается и бьет детей. А однажды, напившись в компании друзей, изменяет своей жене. Я уже говорил, что 90% всех измен со стороны мужчин происходят в опьянении. Кто же заставил его изменить жене, если раньше даже под угрозой смерти он не совершил бы такого? Алкоголь его заставил? Но это бездушный предмет и не может никого заставить что-то сделать. Кто же? Сам и только сам! Сам растерял свою внутреннюю свободу. Защищал свою свободу делать то, что хочешь, и пить пиво столько, сколько хочешь, и тогда, когда хочешь. Эту свободу он смог отстоять, но при этом потерял другую свободу – свободу любить. Все пьяницы бьют себя в грудь, говоря, что они свободны, ведь они хотят – пьют, а не хотят – не пьют. Но на деле они всегда хотят только пить.

Итак, скажем словами апостола Павла: он не сам заставил себя, а «живущий в нем грех» (Римл. 7, 17, 20). Он стал рабом греха, рабом пристрастия к вину.

Для меня, как священника, свобода человека важна потому, что учение о богодарованной свободе человека есть неотъемлемая часть церковного учения о спасении человека. Даже Бог не может отнять у человека внутреннюю свободу. Например, многие задают вопрос: «Если Бог – благ, то откуда зло в мире? Почему Бог не прекратит все войны?» Но Бог не может не только прекратить войны, но и многое другое. Бог, например, не может заставить человека полюбить Себя. Бог не может заставить человека стать добрым. Чтобы заставить, надо прежде отнять свободу, а без свободы человек перестает быть человеком.

Тут можно задать вопрос: как это Бог не может заставить человека что-то сделать? Взял и заставил. Шел человек с пистолетом на убийство, нажимает курок, но Бог вмешивается – осечка, еще раз жмет на курок – опять осечка. Бог может Своей волей пресечь действие человеческой воли. Но посмотрите внимательно. Бог может пресечь действие, но не может заставить человека изменить свои желания, свою волю. Человек замышляет убийство, берет пистолет, жмет курок – осечка, тогда он берет нож, замахивается – но нож ломается, человек бросается на жертву – но вдруг поражается неожиданной болезнью и падает в изнеможении. Но даже когда он парализованный лежит на земле, он может не переставать хотеть смерти другому человеку. Бог не может заставить злодея полюбить свою жертву! Вот откуда на земле войны.

А теперь вернемся к тому, с чего мы начали тему о свободе. Родители, учителя, милиция какую свободу ограничивают – внешнюю или внутреннюю? Оказывается, внешнюю. То есть требования родителей приходить с гуляния в 22.00, не курить, не пить пива и не ругаться матом – это все ограничения вашей внешней свободы. Но за эту свободу бороться, честно говоря, не стоит. Уж больно она не интересная: вот она есть, и вот ее нет. Единственное на что можно и надо тратить свои душевные силы – это сохранять свободу внутреннюю. За это можно и жизнь свою положить. Вам кажется, что это унизительно для взрослого человека слушаться свою маму и папу и вовремя приходить домой? Ничего унизительного здесь нет, взрослые сплошь и рядом должны проявлять дисциплину и слушаться своего начальства. Что здесь унизительного? Настоящее унижение человеческого достоинства начинается там, где человек теряет свой человеческий образ из-за того, что человеком владеют страсти. Унизительно быть в зависимости от какой-то вонючей табачной соски, от жутко противной жидкости в бутылке, и от какого-то зелья в шприце. Помните о своем высоком призвании нести в себе образ Божий и не забывайте, что вы можете всегда быть свободными.

Мальчики и девочки

Надо отметить, что причины, по которым начинают курить парни, несколько отличаются от причин, характерных для девушек. Современная статистика показывает, что у парней два периода, в которые они пробуют курить. Среди мальчишек значительная часть приобщается к курению до 10 лет. Как правило, это мальчишки, у которых неблагополучно в семье. Не находя уюта, теплоты отцовской заботы и мужского воспитания дома, они стараются найти заботу и внимание к себе на стороне. Они либо попадают в компанию старших хулиганов, где их «учат жизни», либо сбиваются в стайки. Другая значительная часть подростков приобщается к курению в 13-14 лет. Этот период переходного возраста и попыток (часто неверных) стать взрослым мы уже обсуждали.

Девчонки пробуют курить больше всего в переходном возрасте, причем даже чаще, чем парни в этом же возрасте. Почему чаще? В этом возрасте у них больше причин попробовать «запретный плод». 22 июля 1979 года в газете «Комсомольская правда» была опубликована статья «А мальчики сказали: “Нет”», в которой приводились результаты анкетирования подростков по поводу курения. Авторы отмечали, что 60% девушек на вопрос, почему они пробовали курить отвечали, что «это модно», «это красиво», а также приводили вторую причину: «чтобы нравиться», чтобы «привлечь к себе внимание».

Рассмотрим эти две свойственные более девушкам причины приобщения к табаку.

Желание нравиться

Начну с желания нравиться мальчикам. Многие девушки думают, что курение может сделать их более привлекательными. Это большое заблуждение. Хотя курящие девушки могут сказать: «Вовсе не заблуждение! Мы же это знаем на личном опыте! Парни больше общаются с нами, да и нам так легче с ними общаться». Действительно, курящие девушки чаще обращают на себя внимание парней. Но не надо путать настоящую привлекательность с легкостью общения, ведь привлекательность бывает разная.

Первый вид привлекательности я бы назвал «доступностью». Дело в том, что парням в определенном возрасте очень хочется пообщаться с девушками. Любой парень знает, как общаться с таким же, как он, парнем. А вот опыта общения с девушками пока не хватает, потому что это совершенно другой вид общения. Но если девушка курит, она переходит в разряд тех, кого можно назвать «свой парень». Благодаря курению начинаются «запанибратские» отношения парня с девушкой. Парням так легче общаться, девушкам, быть может, тоже. Казалось бы, цель достигнута. Но все это происходит ценой потери женственности – одного из важнейших свойств души девушки, которая и является источником вдохновения мужчин на высокие чувства. Источник высоких чувств отбрасывается ради большей доступности. Но любая девушка захочет к себе не панибратского отношения, а благоговейного перед ее женственностью. Женственность всегда таинственна для мужчин и вызывает трепетно-восторженное отношение. Такой должна быть истинная привлекательность девушки – вызывать благоговение, трепет, восторг, вдохновение, поклонение. А если нет благоговения, тогда можно хлопнуть девушку по плечу и весело предложить ей сигаретку или пиво. Конечно, девушки, позволяющие такие отношения с собой, будут пользоваться большей популярностью. Но хочется спросить: «Девушки, вы хотите именно такого отношения к себе? Неужели вы думаете, что такие отношения между парнем и девушкой не будут препятствием на пути к настоящей любви? Неужели вы думаете, что из таких отношений может родиться семья?»

Но скажу больше и резче. Если девушка в глазах парня стала доступнее, то она в его глазах становится на ступеньку ниже. Девушка переходит в разряд тех, с кем можно гулять, но не заводить серьезных отношений. Более того, на таких девушках, как правило, парни учатся общаться с противоположным полом. Они что-то вроде тренажера – на одних тренируются, а с другими заводят серьезные отношения. Разве не обидно чувствовать себя чем-то вроде подопытного кролика?

Мода

Многие молодые люди совершают поступки по причине того, что «так делают все». Это говорит об определенном этапе внутреннего развития молодого человека. Такой мотив поступков характерен для периода вступления в переходный возраст и, в принципе, он должен довольно быстро пройти, хотя сейчас этот период все больше затягивается.

Можно построить такую схему. Пока мы имеем дело с ребенком, то он послушно одевается в то, что ему дают родители (капризных детей не рассматриваю). Вот начинаются первые признаки взросления. Это выражается в желании подражать взрослым. Представления о взрослой жизни начинающий взрослеть подросток часто впитывает из молодежных журналов или от своих старших товарищей. Начинаются претензии к родителям: «Я это носить не буду, сейчас это никто не носит». Подросток начинает носить то, что «носят все». Желание купить то, что купили подруге, – это первый этап взросления. Настоящее взросление начинается все же тогда, когда молодая девушка говорит себе: «Нет, я это носить не буду, потому что у моей подруги есть точно такая же вещь». Нежелание копировать другого может указывать на второй этап взросления, в который характерно появление самостоятельности в суждениях и поступках (хотя это может быть и просто желание пооригинальничать).

Нечто подобное можно сказать и о курении. Если подросток пробует курить, не желая отставать от друзей, значит, что он еще далек от истинной взрослости. Если же подросток может не зависеть от поведения окружающих, и например, не курить, несмотря на то, что все друзья курят, то перед нами явно взрослый человека.

Но чтобы разобраться в том, какую роль в нашей жизни играет мода, вышесказанного явно мало. Кроме того, что за желанием следовать моде стоят внутренние проблемы взросления человека, есть и другие причины большого внимания людей к моде. Самое главное, что современная мода – это один из мощнейших инструментов, с помощью которого можно управлять человеком. За современной модой стоят две силы, которым она выгодна. Во-первых, это производители одежды, обуви и прочих товаров. Тот, кто вам продал два года назад модный жакет, захочет, чтобы вы купили у него товар снова, но за два года жакет не может износиться. Тогда создается новая мода и почти все женщины во всем мире полностью меняют свой гардероб. Владельцы швейных фабрик при этом потирают руки от радости и с легкостью отстегивают немалые деньги на разработки новых направлений моды с главным условием, чтобы через два года выпущенное сегодня никто не мог одеть.

Вторая сила – это строители нового мирового порядка, которые заинтересованы в формировании нового человека. Этот новый человек должен быть лишен своего мнения и представлять собой обезличенный строительный материал – некое «быдло», которое можно вести, куда хочешь. Где-то кто-то нажимает какую-то волшебную кнопку и во всем мире носят обувь с тупыми носами. Через некоторое время этот некто нажимает другую кнопку и во всем мире носят обувь с острыми носами. Еще одно движением пальцем и в моде мини, еще один жест и все носят макси, еще одно мановение и все пупки торчат наружу, а штаны вот-вот обнажат то, что ниже спины. В этом потоке сменяющихся капризов моды, невольно возникает вопрос к молодому человеку, следующему за модой: «А что нравится тебе самому? А у тебя есть собственный вкус?» На самом деле с помощью моды отрабатываются механизмы управления людьми. Сейчас все чаще нажимается кнопка не ради моды, а для того, чтобы все во всем мире считали так, а потом иначе, чтобы этого человека считали гением, а этого негодяем.

Конечно, мода – это только одно из звеньев единой цепи, в которую хотят заковать душу человека, его мысли и его чувства. Возьмем любой молодежный журнал и поймем, что процесс оболванивания идет очень напористо. Набор тем в молодежных журналах однообразен и убог, и рассчитан он исключительно на умственно и эмоционально малоразвитого молодого человека – на некого «примата». Что должно интересовать читателя, по мнению авторов журналов? Только жизнь звезд (вовсе не их духовный мир, а их любовные похождения, их свежие «приколы», причем 90% всех остальных материалов также связано со звездами), моды, косметика, секс, мобильные телефоны, картинки и мелодии к ним. А если учесть, что все подается в жутко развратной манере, а фотографии поражают грубой инсценировкой с совершенно неестественно позирующими звездами, то понятно, что целью авторов журналов является желание опустить человека до уровня обезьяны. Именно такой человек, лишенный высокой цели своей жизни, нужен строителям нового мирового порядка, поскольку он легко внушаем и управляем.

В современной молодежной культуре создана мода на развратное поведение, мода на курение, на потребление пива и скрыто рекламируются наркотики. Эта мода умело поддерживается (рекламой, фильмами, молодежными СМИ) строителями нового мирового порядка, поскольку совсем превратить человека в обезьяну невозможно и он неминуемо будет ощущать в своей душе некий дискомфорт и духовный голод. И тогда надо дать человеку возможность оторваться от этих мыслей, уйти от реальных проблем.

Беседа 4

Действие алкоголя

В одной из книг, посвященной проблемам алкоголизма (Сугоняко А. П. Методические рекомендации…), сказано, что в алкоголе отмечают токсическое, наркотическое и рефлекторное действие.

Рефлекторное действие

Кратко расскажу о рефлекторном действии, а потом рассмотрим подробнее остальные два. Несколько упрощая, можно сказать, что рефлекторное действие – это то действие спирта, которое он оказывает до своего всасывания в кровь. Рефлекторное действие спирта, связанное с умеренным раздражением тканей и слизистых оболочек, может использоваться при лечении ряда болезней. Механизм рефлекторного действия алкоголя точно такой, как у горчицы, скипидара, змеиного яда и других токсических веществ. Этими веществами больные люди натираются, используют для наложения компрессов, а некоторые из них принимают внутрь для повышения аппетита и улучшения пищеварения. Само собой разумеется, что здоровым людям такие процедуры совершенно не нужны.

Например, в очень малых концентрациях спирт может несколько раздражать слизистую оболочку желудка, вызывая аппетит. Действие алкоголя в данном случае подобно действию горчицы. Капля горчицы может возбудить аппетит, а столовая ложка горчицы может вызвать отравление. Поэтому если вы когда-нибудь услышите о благотворном действии алкоголя, или даже о таком направлении медицины, как винотерапии (было такое направление, модное в 50-х годах XX века), то надо понимать, что речь идет о крайне малых дозах. Важно, что эти дозы таковы, что алкоголь практически не впитывается в кровь и не оказывает своего токсического действия, поскольку в малом количестве он не в состоянии проникнуть сквозь толщу слизи, выделяемой клетками слизистых оболочек пищеварительного тракта. Слизь защищает организм от разрушительного действия спирта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.048 с.)