Урок 10 Каждый народ – художник 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 10 Каждый народ – художник



Задачи развития универсальных учебных действий второклассников:

Учить осознавать роль музеев в жизни общества.

Участвовать в обсуждении природного своеобразия разных областей страны: северных, центральных, южных, западных, восточных.

Высказывать суждения по поводу сходства и различия (всеобщего и уникального) в образах национальных костюмов.

Выбирать и использовать способы работы художественными материалами в процессе индивидуальной и коллективной деятельности.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

 

Тема этого урока важна для осмысления национального своеобразия искусства. Каждый народ, проживая в том или ином климате и природном окружении, создаёт свой неповторимый уклад жизни, культуру и искусство.

Если второклассники побывали в краеведческом или этнографическом музее, то они могут вступить с педагогом в диалог, отвечая на следующие вопросы:

- Чем народный национальный костюм отличается от повседневного?

- Какие национальные блюда готовят в вашем доме?

- Какие национальные танцы вы знаете?

- Какие национальные праздники вы знаете, в каких – принимали участие?

Учителю должен быть известен национальный состав класса. Рассматривая с детьми 128 станицу учебника, поиинтересуйтесь у ребят:

- Какие из 180 национальностей, населяющих нашу страну, им известны?

- Почему все народы нашей страны должны жить дружно?

- Как можно назвать школьный праздник, посвященный дружбе народов? (ученики высказывают свои предложения).

Далее, глядя на 129 станицу учебника, педагог предлагает юным художникам создать коллективную композицию «Большая дружная семья народов».

Каждый ученик рисует фигурку человека в том или ином национальном костюме, а затем вырезает её. Главные художники рисуют фон, используя восковые мелки или маркеры или пастель (сухую или масляную). Фон – лист ватмана, можно украсить в технике аппликации (обрывной или разрезной).

По мере готовности индивидуальных работ – фигурок людей в национальных костюмах, учитель вместе с главными художниками приклеивает их к листу. Оформляя коллективное панно, нужно учитывать, что на первый план нужно монтировать крупные фигуры, на втором – поменьше, на третьем – самые маленькие (см. с.129 учебника второго класса).

Всем ученикам, принимавшим участие в создании коллективного панно, выставляется отличная отметка в журнал.

Во внеурочное время попросите ребят сочинить кроссворд, ключевое слово которого будет «Россия» или «Родина» (см. 55 задание Творческой папки). Если школа в этот период готовится к проведению народного праздника Масленицы, то ключевым словом может стать слово «масленица». Педагог предлагает детям дома изготовить маленькое чучело Масленицы и принести его на следующее занятие.

 

 

Урок 11 Красота вещей

Задачи развития универсальных учебных действий второклассников:

Учить осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Использовать в выразительных целях композицию: размещать предметы на листе.

Выбирать и использовать способы работы художественными материалами (фломастерами, цветными карандашами, восковыми мелками, гуашью или др.): точку, линию, штрих, пятно для передачи замысла композиции натюрморта «Традиционные национальные предметы быта».

Передавать в самом общем виде пропорции предметов.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Вычленять основные жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет

 

Это занятие можно провести в дни, когда школа готовится к проведению народного праздника (Масленица – славянский национальный праздник проводов зимы и встречи весны; Новруз – у многих народов праздник весны и весеннего
равноденствия, новогодний праздник; Ысыах – якутский национальный праздник Нового года, традиционный летний праздник народа саха в честь возрождения природы; Гербер (после плуга) – национальный удмуртский праздник, празднуется в последние дни летнего солнцестояния; Раскень Озкс (родовое моление) – мордовский национальный праздник; Сабантуй – международный татарский праздник или др.). Развитие представлений второклассников о натюрморте, как жанре изобразительного искусства, картине, на которой изображена «тихая жизнь предметов», в эти дни станет более плодотворным и содержательным.

В начале занятия разбейте детей на группы и предложите им составить два-три натюрморта из предметов национального быта. В каждом регионе России это будут свои особые вещи. Например, в средней полосе России, натюрморт может состоять из следующих предметов: лапти, керамическая крынка, жостовский поднос, каргопольская свистулька, блюдо с пасхальными яйцами или др., а на севере страны: унты, чорон (трехногий деревянный сосуд), открытый сосуд олонхо, сушёная рыба или др. При составлении натюрморта «говорящими предметами» в канун или после народных праздников, нужно использовать предметы из натурного фонда кабинета или воспользоваться фондами школьного музея народного быта.

Учитель может попросить детей, по возможности, пополнять коллекцию школьного музея предметами народного быта, старыми вещами, которые еще можно встреть в сельской глубинке, у бабушки в деревне. Возможно, устроить «Уголок народного быта» в кабинете.

Содержание составленного натюрморта может свидетельствовать об укладе жизни наших предков. Рассматривание вместе с учениками натюрмортов, созданных разными художниками (130-131 страницы учебника), позволит детям задуматься над вопросом:

- Почему художники составили свои натюрморты именно из этих предметов?

Мартирос Сарьян – армянский художник, в его картине много цветов: горные красные маки, ирисы, статуэтка слона, свидетельствуют о дальней тёплой стране – Индии.

Керамическая фигурка и изящные фарфоровые вазы, букеты флоксов в натюрморте художника А.Головина «говорят» о летней поре города средней полосы России.

В натюрмортах В. Стожарова хлеб, соль, братина, рушник (расшитое самотканое полотенце) и др. – это предметы быта, характерные для деревенского образа жизни жителей средней полосы России.

Цветовое оформление натюрмортов – колорит (тёплый, холодный, контрастный) – является главным выразительным средством, раскрывающим замысел авторов. Колорит – система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности, передающим разные состояния: покой, тишину, порядок, радость, беспорядок или др.

После анализа произведений художников, второклассники приступают к выполнению творческого задания. Примеры разных композиций можно рассмотреть на 132-133 станицах учебника.

Ученики выполняют рисунок натюрморта с натуры (или по поводу натуры). Выполнение натюрморта «по поводу натуры» допускает возможность дополнения юным художником чего-то своего, деталей, предметов, узоров или др., которых нет в натуре. Если на освоение детьми образовательной темы «Красота вещей» учитель отводит одно занятие, то практическую работу лучше выполнять на небольшом листе бумаги (½ альбомного листа) и рисовать цветными фломастерами (см. 54 задание Творческой папки). Возможно, каркас рисунка сделать одноцветным фломастером, а расцвечивать его цветными карандашами (пример выполнения такого рисунка можно увидеть на 169 странице учебника второго класса).

На 133 странице учебника второго класса показаны примеры детских рисунков, созданных «по поводу натуры» цветными маркерами и фломастерами. На такую, сложную по композиции работу, нужно отводить не менее двух занятий. Сначала рисунок создается карандашом, а затем расцвечивается.

Во время выполнения творческого задания «Красота вещей», учитель отмечает наиболее удачные начинания и поощряет детей. Выставляет в журнал отметки, как за определённый этап работы, так и за конечный результат.

Во внеурочной деятельности второклассникам предлагается поиграть вместе с друзьями или родственниками в игру художественное лото «Шедевры Государственного Эрмитажа», и выполнить 55 задание Творческой папки.

 

Тематический модуль

ХУДОЖНИК И МИР ИСКУССТВ

Урок 1 В мире книг

Задачи развития универсальных учебных действий второклассников:

Учить участвовать в обсуждении выразительных средств книжной графики.

Высказывать эмоциональные суждения о цветовом оформлении букв своего имени или фамилии.

Выбирать и использовать способы работы цветными материалами для передачи в слове-образе своего характера.

Использовать шрифтовую композицию в оформлении обложки своей творческой папки или альбома.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности.

Вычленять основные разделы макета книги: обложка, иллюстрации, буквица и др.

 

Введение в проблематику нового тематического блока «Художник и мир искусств» можно начать с рассматривания репродукций на 134-135 страницах учебника.

Диалог учителя с детьми выстраивается с опорой на следующие вопросы:

- Какое произведение искусства является скульптурой? (Микеланджело. Скорчившийся мальчик).

- Какое произведение искусства является живописью? (Леонардо да Винчи. Мадонна с младенцем; В.Стожаров. Натюрморт с рябиной).

- Какое произведение искусства является архитектурой? (Архитектурный ансамбль в Кижах. Двадцати двух купольная деревянная церковь).

- Какое произведение можно отнести в книжной графике? (В.Сутеев. Обложка книги «Русские народные сказки»).

На урок учитель приносит альбомы и книги по изобразительному искусству или рассматривает помещенные на с. 137 учебника обложки книг «Что такое искусство?» В.В. Алексеевой.

Размышление над вопросом: можно ли по обложке книги определить её содержание? – определяет проблему занятия: как может быть оформлены 1-4 страницы обложки Творческой папки (альбом), в котором хранятся детские рисунки того или иного автора?

Учитель нацеливает деятельность учеников на выполнение шрифтовой композиции, состоящей из имени автора. Рассматривает вместе с детьми с. 138-141 учебника. Обращает внимание на выразительность «весёлых букв», которые составляют название журнала «Весёлые картинки» (с. 140учебника).

Шрифтовая композиция может быть написана гелевыми ручками на небольших листах бумаги. Например, детские рисунки на с. 141 учебника имеют размер 7 см х 14 см. Миниатюрный рисунок позволяет второклассникам продумать образ каждой буквы, одухотворить (оживить) его, насытить необходимыми деталями.

Для того, чтобы буквы были разнообразными педагог на доске показывает варианты написания разных букв. Известно, что дети этого возраста будут тяготеть к скорописи, и писать буквы так, как их учат на уроке русского языка. Чтобы обогатить опыт детей разными шрифтами, учитель рисует несколько букв алфавита шрифтом «кирпичик», составляя каждую букву из прямоугольников. Затем, продолжает писать буквы алфавита «бубличным шрифтом», изображая каждую букву толстой, округлой, как бублик, фигурной формой, как хлебные кренделя. Далее учитель знакомит ребят с «палочным» шрифтом, рисуя каждую печатную букву в виде пересекающихся палочек, затем – со «стеклянным» или «хрустальным» шрифтом, буквы которого похожи на осколки сломанного стекла.

В итоге, учитель может придумать массу других образных названий для обозначения того или иного шрифта. Например, «цветочный» (буквы лепятся из бутонов цветов), «букшарик», по аналогии с известным мультфильмом «Лошарик» буквы складываются из шариков и т.п. Ученики часто сами придумывают оригинальные нестандартные названия шрифтам, например, «игрушечный», «космический», «солнечный», «лунный», «звёздный» и др.

Главный вывод, который делают дети: буквы можно изобразить, соединяя различные предметы (треугольники, ромбики, овалы, снежинки, капли, сердечки, косички и т.п.), а также нарисовать буквы, похожими на людей, птиц или животных.

Расширить детские представления о характере шрифта поможет выполнение задания 57 Творческой папки.

Ученик может украсить 2,3,4 страницу Творческой папки или альбома красивой шрифтовой композицией: написать своё имя, фамилию или инициалы (с. 138, 139, 141 учебника). Украшение букв можно осуществить цветными гелевыми ручками, как это сделали юные художницы на с. 141 учебника или цветными карандашами.

Шрифтовая композиция получится сочной по цвету, если её выполнить цветными фломастерами (размер листа не должен превышать половины альбомного листа, см. с. 139 учебника). Учителю важно помнить о том, что работу нужно успеть завершить на уроке, поэтому каждому материалу должен соответствовать определённый размер листа.

На альбомном листе за 20-25 мин. ученик успеет создать композицию, если будет работать восковыми мелками или масляной (восковой) пастелью. Сухую пастель, мел или гуашь не рекомендуется использовать на этом уроке, так как выполненная на занятии шрифтовая композиции, в дальнейшем будет приклеена к 2,3 или 4 странице обложки творческой папки (альбома) и будет часто подвергаться воздействию рук.

В процессе практической самостоятельной работы учитель отмечает оригинальные образные решения шрифтовой композиции. За наиболее выразительные ставит отметки в журнал или вручает медали (или иные поощрительные призы).

Интересной формой анализа и оценки своего собственного творчества и результатов труда других детей может стать игра «Цвет – образ». Используя грани цветных кубиков (см. задание 16А Творческой папки), ученик выставляет своей работе или работе товарища своеобразную «цветную оценку». Цвет несёт в себе тот или иной эмоциональный заряд, например, красный – энергию, радость, восторг; жёлтый – веселье, теплоту; зелёный – спокойствие, чёрный цвет – грусть,тревогу, белый – возвышенное, светлое настроение и т.п.

Например, после того, как ученики создали свои произведения, учитель просит ребят, показывая определённую грань кубика, выразить через цвет своё отношение к работе. Если юный художник показывает белую грань кубика, значит он доволен результатами работы и у него светлое, лёгкое, возвышенное настроение, если тёмно-серый - печальное, он не очень удовлетворен результатами своей работы.

Эта оценка позволяет учителю выявить степень удовлетворенности или неудовлетворенности каждого ученика класса своей работой. Бывает так, что ученик хорошо начал работу у него оригинальный замысел, но он не удовлетворен итогом своей самостоятельной деятельности. В этом случае похвала со стороны педагога просто необходимо. Бывает и наоборот, юный рисовальщик сделал работу небрежно, коряво, не выразительно, но выражает через белый свет своё позитивное отношение к результату своего труда. В этом случае, ученику нужно указать на его недочёты, но стараться и отметить достоинства рисунка.

Второклассники в основном позитивно относится с результатам своего труда и товарищей, но иногда бывают критичны. При выставлении отметки в журнал исходите из предыдущих творческих достижений ребёнка, и сравнивайте его успехи или неуспехи с его же личными достижениями, а не с достижениями других детей.

По мере завершения работы ребята приклеивают созданную ими шрифтовую композицию на одну из страниц обложки альбома или Творческой папки (на 2,3 или 4 страницу по желанию ученика).

Во внеурочное время предложите второклассникам с друзьями или родственниками поиграть в художественное лото, которое входит в комплект индивидуальной Творческой папки, по возможности, нарисовать рисунок на свободную тему и принести его на следующее занятие.

Известно увлечение многих детей музыкой. Попросите учеников принести любой музыкальный диск с тихими, спокойными, желательно классическими мелодиями, звучание которых способствует созданию творческой атмосферы занятия.

 

 

Урок 2 В мире музыки

Задачи развития универсальных учебных действий второклассников:

Учитьобсуждать выразительные музыкальные средства колыбельной песни.

Использовать способы работы в технике акварели по сырому листу для передачи «сонного» настроения.

Выражать отношение к утреннему пейзажу через цвет: тёплый или холодный колорит.

Вычленять картины, созданные в жанре пейзажа, среди портретов и натюрмортов.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности.

 

Занятие можно начать с прослушивания колыбельной песни, которая создаст умиротворенное настроение и подготовит учеников к восприятию произведений акварельной живописи в технике по-сырому. Если дети принесли музыкальные диски со спокойной музыкой, то их нужно прослушать до начала урока, выбрать одну из мелодий и прослушать в начале урока. В дальнейшем, если дети будут приносить музыкальные диски, можно рисовать под спокойную созерцательную, желательно классическую, музыку.

Обогащая зрительный материал, вывесите на доску ряд акварелей или фоторепродукций с изображением утренних туманных пейзажей и попросите детей найти то изображение, которое по характеру напоминает образы звучащей музыки.

Дети отвечают на вопросы с. 143 учебника, вспоминают выразительные особенности тёплой и холодной гаммы цветов, анализируют картину А.Иванова «Понтийские болота». Учитель обращает внимание на то, что ограничение цветовой палитры, например использование к картине А.Иванова только холодных оттенков цвета, вызывает у зрителей ощущения глубины, тишины, таинственности. А вытянутый по горизонтали формат позволяет живописцу создать панораму горного пейзажа, и вызвать у зрителей ощущение протяжно звучащей лирической музыки.

Перед практической работой учитель показывает на белом листе бумаги (желательно акварельном) приёмы работы акварельными красками беличьей (колонковой или др.) кистью по мокрому листу бумаги. Сначала выполняет цветовой подмалевок, используя холодные цвета (например, синий, фиолетовый или изумрудный), обращает внимание детей на то, что в зависимости от количества воды на кисти изображение получается бледным или плотным. Педагог рисует горы на дальнем плане бледнее, а вблизи – темнее. Не дожидаясь пока высохнет лист, по слегка подсохшему фону создаёт изображение переднего плана композиции, например, рисует деревья, травы, цветы или др.

На втором влажном листе эскизно покажите приёмы работы акварелью с использованием тёплой гаммы цветов. Например, изобразите туже композиционную зарисовку только с использованием жёлтой, красной, коричневой или др. акварели.

В процессе выполнения учениками самостоятельной работы, наставник отмечает удачные начинания. Важно помнить о том, что положительный камертон занятия будет способствовать творческой свободе детей и выполнению ими выразительных работ. Техника акварели по сырому листу «капризна». У юных художников могут не получатся желаемые результаты. Поэтому важно на занятии попробовать сделать с ними несколько эмоциональных цветных подмалевков (например, в тёплой и холодной гамме на альбомных листах), а затем выбрать наиболее предпочтительный.

Техника акварели по-сырому требует определённой твёрдости руки, которой дети ещё не обладают, поэтому урок должен иметь экспериментальный характер. Второклассники должны получить удовольствие от разливающихся по листу красок, экспериментировать, например, наклонять влажный лист, когда на него нанесена краска, чтобы заставить её растекаться по листу в определённом направлении (см. задания 59, 60 Творческой папки).

Обычно исследование возможностей техники нравятся детям, за 25-30 мин. рабочего времени они успевают выполнить два творческих подмалёвка, выбрать наиболее удачный и нарисовать первый план. Учителю в процессе самостоятельной работы учеников нужно поинтересоваться названиями их работ. Поскольку бывает так, что первоначальный замысел у ребят претерпевает изменения, то осмысление содержания получившейся в итоге композиции очень желательно.

Сушить акварельные рисунки нужно на специальной многоярусной этажерке.

Во внеурочной деятельности второклассникам предлагается закрепить полученные навыки работы акварелью в технике по-сырому и нарисовать «музыкальные картины», по возможности принести их на следующее занятие. Дома с друзьями или родственника играть в художественное лото «Шедевры Государственного Эрмитажа».

К следующему уроку учитель просит учеников принести полиэтиленовые или бумажные пакеты, нитки, кусочки ваты или губку для создания перчаточной куклы.

Урок 3 Кукольный театр

Задачи развития универсальных учебных действий второклассников:

Учить участвовать в обсуждении оригинальных кукол, хранящихся в музее С.Образцова.

Использовать приёмы изготовления куклы на основе бумажного или полиэтиленового пакета.

Выражать отношение к характеру куклы через украшение её костюма.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности.

Различать технологические особенности перчаточных, тростевых, марионеточных.кукол

 

Тема этого урока вызывает в детях неподдельный интерес. Они восторженно реагируют на появление театральных кукол, если учитель их приносит на занятие. В этой связи желательно, чтобы натурный фонд класса, в котором проходят уроки изо, имел образцы разных кукол: перчаточных, марионеточных, тростевых.

Второклассники отзывчивы на игровые ситуации с участием куклы. Они с готовностью входят с ней в диалог, отвечают ей и задают вопросы. Кукла в руках педагога становится посредником между учителем и учениками, способствует созданию на уроке эмоциональной творческой атмосферы.

На занятии познакомьте детей с кукольным театром им.С.Образцова (146 с. учебника). Диалог пройдёт увлекательно, если кукла, которую педагог сделает на глазах детей (см. 147 с. учебника), будет задавать ученикам следующие вопросы:

- Были ли вы в кукольном театре?

- Какой кукольный спектакль вы смотрели?

- Участвовали ли вы в театральной постановке?

- Изготовляли ли вы куклу для спектакля?

Выразительное прочтение стихотворения В. Берестова «Бумажный король» (с.147 учебника) настроит второклассников на рабочий лад, заинтересует технологией изготовления куклы из подручных материалов: полиэтиленового или бумажного пакета.

Для изготовления куклы на уроке не понадобится много времени. Голову куклы можно смастерить, используя разные материалы: бумагу, пакет или пластилин.

Если головку мастерить их пакета (с. 150-151 учебника), то в качестве наполнителя, создающего объём, можно использовать не только губку, но и старые тряпки, вату или мятую бумагу. Волосы изготовляются из ниток, цветной бумаги, цветного полиэтилена или ткани и приклеиваются к голове.

Если головку лепить из пластилина, то необходимо слепить шар с цилиндрической дыркой для указательного пальца, на который она будет одеваться. Глаза, нос, губы, усы и волосы или рисуются стекой, или лепятся из пластилина и прикрепляются к голове. Головные уборы: короны, платки, кепки и т.п. создаются из подручных материалов, например, косынка – из лоскутка ткани или салфетки, кепка – из пластмассовой пробки, корона – из пробки от духов, или лепятся из пластилина или др.

Сложнее всего изготовить головку куклы из бумаги (с. 149 учебника), да и по времени эта технология займёт больше времени. Сначала изготавливается цилиндр для шеи, а затем конус (или цилиндр, в зависимости от замысла) – для головы. Уши, глаза, усы и т.п. вырезаются из бумаги и приклеиваются к головке. Какие-то элементы можно раскрасить фломастерами или маркерами. Чтобы пакет закрепить на руке, нужно использовать пояс (с. 149 и 151 учебника). Дети могут изготовить не одну, а несколько кукол.

Занятие будет иметь практическую направленность, если нацелить второклассников на создание театрального кукольного представления: «Курочка ряба», «Репка», «Теремок» или др. Для изготовления декораций, афиши, пригласительных билетов можно подключить уроки технологии или внеурочное время.

Дети знают содержание известных народных сказок, каждый стремится сыграть свою роль. Поэтому прекрасным итогом урока или началом следующего может стать десятиминутная постановка кукольного спектакля в классе. В качестве ширмы можно использовать обыкновенную простынь. Спектакли, показанные ученикам других классов начальной школы во внеурочное время, будут повышать социальную уверенность второклассников в своих силах.

Дома можно предложить детям самостоятельно изготовить куклу, и по возможности, принести её на следующее занятие.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.052 с.)