Урок 1 Тайны подводного мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 1 Тайны подводного мира



Задачи развития универсальных учебных действий второклассников:

Учить оценивать необычность форм обитателей подводного мира.

Проявлять смекалку при разгадывании загадок про обитателей подводного царства.

Анализировать выразительность архитектурных построек.

Выполнять иллюстрацию, используя средства художественной выразительности: цвет, линию, ритм или др.

Оценивать выразительные качества поделки или рисунка, придумывать оригинальные названия творческим работам.

 

Урок начинается с просмотра принесённых детьми внеурочных работ на тему «Загадочный мир животных». Если дети по каким-то причинам не принесут рисунков, то педагог организует маленькую выставку из выразительных композиций прошлых лет (5-7 работ) и обращает на неё внимание. Экспозиция делается так, чтобы были представлены разные художественные материалы: уголь, восковой мелок и акварель, пастель, гуашь, пластилиновая живопись, фломастеры или др.

Учитель организует игру «Что-Чем?» и таким образом активизирует процесс восприятия произведений изобразительного искусства, помещенных на с. 40-41 учебника.

Продолжая тему предыдущего занятия «Мир природы дарит нам материалы для творчества», сфокусируйте внимание ребят на том, что художник, являясь внимательным зрителем, изучает окружающий его мир природы, наблюдает за ним и использует полученные впечатления в своём творчестве. Благодаря возможностям современных коммуникативных и информационных компьютерных технологий человек может познакомиться с жизнью подводных глубин.

На 42 и 43 страницах учебника помещены обитатели рек, морей и океанов. Восприятие репродукций может быть дополнено настоящими раковинами, которые могут храниться в классе. Если это раковина большого размера, то её можно приложить к уху 1-3 учеников, чтобы они послушали «шум моря». Прочитать загадки (с. 43 учебника), акцентировать внимание детей на прочности панциря краба и рака, на красоте и конструктивной выразительных разных по форме и цвету раковин (42 с. учебника). Любование этими формами породило множество архитектурных идей у художников.

Актуализировать проблему занятия может разгадывание кроссворда, отгадав загадки, ученики смогут прочитать по вертикали искомое слово: вид изобразительного искусства – архитектура (см. 25 лист Творческой папки).

1. гуАшь

2. акваРель

3. Художник

4. жИвопись

5. Тушь

6. пЕйзаж

7. сКульптура

8. наТюрморт

9. Уголь

10. поРтрет

11. грАфика

 

1. Художественный материал, в наборе красок которого есть белила.

2. Художественный материал, который разводится водой.

3. Человек, который любит рисовать, лепить или конструировать.

4. Вид изобразительного искусства, когда художник работает красками.

5. Графический художественный материал.

6. Жанр изобразительного искусства, картина, на которой изображена природа.

7. Вид изобразительного искусства, объемная вещь, созданная из камня, глины, пластилина.

8. Жанр изобразительного искусства, картина, на которой изображены предметы быта: ваза, яблоки, книга или другое.

9. Художественный материал, который сделан из обожжённого дерева.

10. Жанр изобразительного искусства, картина, на которой изображен человек.

11. Вид изобразительного искусства: «искусство черно-белого».

 

После того, как слово «архитектура» отгадано, учитель вручает медали (или другие поощрительные призы) отличившимся ученикам. Затем просит детей рассмотреть 44-45 страницы учебника и задаёт вопросы:

- Какое архитектурное сооружение вам больше всего нравится? Почему?

Выслушав несколько ответов, учитель оглашает содержание творческого задания (46 с. учебника), рассмотрев два детских рисунка, нацеливает ребят на создание своей оригинальной (не похожей не на какие другие) композиции подводного дворца для Русалочки.

При организации практической части педагог всегда должен соотносить оставшееся до конца урока время с предстоящим объёмом творческой работы учащихся. Если случилось так, что разгадывание кроссворда заняло больше намеченного времени, то тогда рисовальный формат уменьшается (до ¼ альбомного листа), а работа выполняется в графике (например, чёрной гелевой ручкой). Для выполнения такой миниатюры юному рисовальщику понадобится 15-20 минут рабочего времени. Если работа выполнена чуть раньше, тогда учитель может предложить детям расцветить замок Русалки золотой и серебряной гелевой ручкой или цветными карандашами (см. лист 26 Творческой папки).

В любой работе учитель просит детей работать над изобразительным образом тщательно, пририсовывать детали, обращает их внимание на природные аналоги: раковины, просит учеников какие–то элементы «брать с натуры».

Эта тема проходит наиболее продуктивно, когда делится на два занятия. На первом – дети рисуют раковины с натуры или по поводу натуры, а на втором занятии выполняют рисунок замка восковыми мелками (масляной пастелью или свечой) и затем перекрывают рисунок акварельными красками в технике по-сырому. В такой смешанной технике выполнен рисунок Бакановой Юли (с. 46 учебника).

По окончании творческой работы, если рисунки выполнены с помощью акварели или гуаши, то они сушатся в специально отведенном месте (например, на специализированной этажерке, в которой 30 полок), если - графическими материалами, то учитель может сразу поставить выборочные оценки.

При простановке оценок в журнал можно выработать определённую тактику. Отметив в журнале отсутствующих детей, можно пройти по классу и вычленить рисунки, выполненные на 4 (их получает небольшое количество детей, если это не коррекционный класс, то, как правило, 3-4 человека), поставить их в журнал, а остальным детям поставить оценку 5 за оставшееся до конца время или после уроков.

Тем ученикам, которым ставится 4, всегда нужно давать разъяснения, обращать их внимание на то, что в следующий раз им нужно будет учесть, чтобы достигнуть лучшего результата. Педагог всегда должен помнить, что оценку нужно ставить ребёнку по отношению к его предыдущим достижениям, а не сравнивать его работу с результатами других учеников.

В конце урока по традиции учитель просит детей во внеурочное время «рисовать для души». Свои рисунки в течение недели приносить в класс и самостоятельно размещать в Выставочном уголке, который представляет из себя магнитную доску или иное приспособление, например, карманы-паспорту под оргстеклом, куда второклассники легко самостоятельно могут вставить рисунки и поставить поделки. Учитель также просит ребят, по возможности, принести на следующий урок книги или рисунки про динозавров и получать наслаждение от игры в художественное лото «Шедевры Государственного Эрмитажа» (см. Творческую папку).

 

 

Урок 2 Динозавры

Задачи развития универсальных учебных действий второклассников:

Учить высказывать суждения по поводу необычного роста и внешнего вида динозавров.

Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию.

Использовать сравнение, как средство выражения образного смысла сказки «Я в царстве динозавров».

Использовать выразительные средства композиции: главный герой в центре и крупно, ближе – больше, дальше – меньше.

Оценивать результаты творческой работы на тему «У динозавров тоже есть мамы и папы», отражающей идею любви и дружбы.

 

Тема «Динозавры» так интересна и близка второклассникам, что обычно к этому уроку они приносят из своих домашних библиотек много красиво иллюстрированных книг.

Дети могут без конца рассказывать о динозаврах, знают, как они подразделяются, сколько весят и какого они роста. Все эти познания можно органично использовать на уроке при осмыслении с детьми проблем: У динозавров тоже бывают папы и мамы? Динозавры заботливые родители?

На этом занятии важно увести детей от всепоглощающих их внимание хищных динозавров, в мир жизни чудо-гигантов, которые бывают ласковыми и заботливыми родителями.

Для интриги можно создать ситуации мнимого перемещения на машине-времени в иной доисторический мир, когда людей на земле ещё не было, а по планете бродили травоядные и хищные динозавры, в небесах летали громадные ящеры.

Учитель рассматривает с учащимися 47-49 страницы учебника, и просит их продумать сюжет для будущего рисунка, который бы обязательно был связан с темой «Динозавры – заботливые родители». Проговаривание вслух сюжета, как маленького рассказа-сказки, хотя бы 2-3 детьми способствует расширению детских представлений об анализируемом событии:

«Я сел на машину времени и оказался в стране динозавров. Вдруг затряслась земля, и я увидел громадную гору, которая зашевелилась – это был диплодок. В кустах я услышал мяуканье – это был маленький диплодочек. Его большая мама наклонила голову и стала лизать и меня и своего маленького сыночка».

«Когда я на машине времени прилетел к динозаврам, то стал свидетелем рождения динозаврика из яйца. Скорлупа яйца так громко затрещала, что я подумала, что сломалось стекло витрины. Вылупившийся тиранозаврик был больше меня ростом и похож на страуса. Он положил голову на моё плечо, наверно, он подумал, что я – его брат».

Второклассников впечатляет фотография, размещенная на 48 странице учебника, где ребенок залез в яйцо диплодока – одного из самых больших динозавров, живших когда-то на Земле.

Учитель знакомит учащихся с содержанием текста учебника и возможными вариантами выполнения творческого задания.

Эта тема находит разрешение в оригинальных сюжетах детских рисунков. В зависимости от выбранного художественного материала вы можете актуализировать ту или иную образовательную задачу. Если рисунки выполняются цветными художественными материалами: гуашью, фломастерами, восковыми мелками или пастелью, то доминирующим средством художественного выражения становится цвет. Использование тёплой или холодной колористической гаммы может способствовать реализации замысла. Перед выполнением практической работы учитель вместе с детьми раскладывает на две группы цветные материалы: в одну – тёплых оттенков цвета, в другую – холодных и предлагает ученикам воспользоваться той или иной группой цветов для реализации своего замысла (см. лист 14 Творческой папки)..

Темы детских рисунков, выполненных в холодном колорите, могут быть такими: «Одинокий динозаврик ночью», «Дружная семья купается», «Мама-динозавр охраняет детей в холодной пещере», «Папа всегда начеку, хоть и ночь» и т.п. В тёплой колористической гамме – следующие темы: «Дружная семья диплодоков любуется жарким солнцем», «Папа-динозавр защищает детёныша от извержения вулкана», «Мама-динозавр спасает динозаврика от пожара» или др.

Педагог должен обратить внимание второклассников на метод графического сравнения маленького объекта с – большим. Контраст по величине, как средство художественного выражения, – обязательная образная составляющая детских композиций. Например, изображённый динозавр может быть выше дерева, яйцо – выше человека и т.п.

Другое дело, если на этом уроке дети будут выполнять работу в объёме или в технике оригами. Здесь важно организовать коллективную или групповую деятельность по созданию целого стада динозавров, где есть взрослые и дети. На 50 странице учебника показан вариант такой совместной композиции.

Работа в технике оригами или в технике объёмного конструирования из бумаги может быть полихромной (многоцветной), монохромной (одноцветной) или ахроматической (с использованием серого, белого, черного цвета бумаги). Замечено, что после того, как дети по инструкции выполнят фигурку динозавра, они с удовольствием начинают расцвечивать оригами цветными фломастерами, придумывая динозаврам самую невероятную расцветку и названия: Диплодок радужный, Динозавр шахматный, Тираннозавр белый в черный горох, Динозавр полосатый как зебра и т.п. (см. задание № 27 Творческой папки).

Если ученики лепят семью динозавров из пластилина, то здесь лучше объединить общую композицию одним цветом пластилина, например, серым, черным или коричневым (под цвет глины). Цветовое ограничение будет способствовать созданию целостной коллективной композиции, объединению разных индивидуально выполненных фигурок в общий замысел «Динозавры охраняют своих детёнышей» или др.

Педагогическая ценность объёмного решения этого задания определяется игровой ситуацией, которая неизбежно возникает в конце урока. По мере того, как второклассники изготовляют поделки, они начинают играть с фигурками динозавров, обыгрывая разные житейские ситуации, что является важным воспитательным моментом. Такие игровые ситуации способствуют зарождению коммуникативных универсальных действий учеников, их умений работать в группе.

В конце урока учитель дает общую оценку классу, по необходимости отмечает работы тех детей, которые на прошлом уроке получили 4. Часто бывает так, что те дети, которые не очень хорошо рисуют на плоском листе, создают удачные объёмные поделки. Эту особенность развития каждого ребёнка педагог должен учитывать и стараться из урока в урок менять виды художественно-творческой деятельности: то дети творят в объеме, то – на плоскости, то – в графике, то – в цвете.

Во внеурочной деятельности второклассникам предлагается в течение недели выполнять любые рисунки или поделки на свободные темы, и, по возможности, принести их на следующее занятие. Дома с родителями или друзьями продолжать играть в художественное лото, знакомясь с произведениями изобразительного искусства, хранящимися в ГТГ (см. Творческую папку, 1 класс) и Эрмитажа (см. Творческую паку, 2 класс).

 

Урок 3 Черепахи

Задачи развития универсальных учебных действий второклассников:

Учить проявлять смекалку при разгадывании загадок про черепах.

Различать основные виды художественной деятельности (графика, скульптура).

Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию.

Использовать выразительные свойства разных материалов для достижения замысла.

Оценивать основную идею композиции: черепаха – символ крепости семьи; три черепахи – три поколения или др.

 

Готовясь к занятию, педагог не должен спешить сообщать детям его тему. При проблемном методе обучения важно, чтобы ученики сами догадались о теме предстоящего урока и творческой проблеме занятия.

Урок можно начать с прочтения загадок (с. 52 учебника). Их разгадывание и определит тему. Учитель может попросить детей сочинить свою загадку.

Содержание этого урока находится в прямой зависимости от творческой идеи предыдущего занятия. Ведь черепахи – это те же динозавры, только в силу разных обстоятельств они не вымерли, а продолжают жить на нашей планете. Глядя на фоторепродукции черепах (с. 51-52 учебника), дети сами должны определить причины их земного долголетия: рептилии обладают универсальными средствами защиты, у них прочный панцирь, который бережет черепах от хищников, черепахи медленно передвигаются, их детёныши рождаются из яиц.

Рубрика учебника «Это интересно» призвана активизировать детский интерес к проблеме, раскрыть содержательную сущность образа черепахи в искусстве: и, как символа крепости родственных связей трёх поколений: старшего, среднего, младшего, и, как символа прочной основы (три слона в древних мифах стоят на панцире черепахи). Черепаха – это ещё и заботливая мама, которая зарывает глубоко свои яйца, чтобы они не достались хищникам.

Учитель может спросить второклассников о том художественном материале, в котором бы они хотели изобразить черепаху. Здесь важно услышать детские суждения по поводу выбора предпочтительного материала: Я бы слепил из пластилина, чтобы показать весомость и объёмность черепах. Я бы нарисовал образ черепахи в цвете, на фоне солнца, чтобы показать заботливую маму и теплоту семейных отношений. Я вы использовал в рисунке уголь, чтобы подчеркнуть силу черепахи и т.п.

Проговаривание вслух своего замысла в соответствии с выбранным художественным материалом (краска, уголь, пластилин) важный этап в решении творческой проблемы.

Если у педагога нет возможности организовать творческую работу второклассников в различных видах искусства (живопись, графика, скульптура), то тогда он может организовать работу только в одном виде деятельности, например, графике. Урок можно посвятить иллюстрированию загадки «Черепаха» К.Чуковского (53 страница учебника). Второклассникам предлагается выразительно её прочитать и ответить на вопрос: Почему поэт сравнивает черепаху с камнем, черепом, папахой? Эти образные сравнения могут лечь в основу изобразительного образа, который дети выполняют в классе преимущественно каким-то одним материалом, например коричневым и чёрным фломастером (см. творческое задание № 28 Творческой папки).

В учебнике предлагается также выполнить книгу-азбуку про черепах. Это может быть коллективная работа во внеклассное время или одна из форм интегрированного занятия с предметом Окружающий мир, связная с активном поиском информации о черепахах в справочной и детской литературе, в интернете.

Тема «Черепахи» поможет педагогу на уроке или во внеурочной деятельности организовать с второклассниками диалог по поводу известных им мультипликационных героев – черепашек-ниньзя: Донателло, Микеланджело и Рафаэля. Разговор о них желателен. В результате диалога учащиеся должны сделать открытие: сказочные черепашки за свою ловкость и умелость были названы в честь великих итальянских художников: живописца и скульптора Микеланджело (автора многих известных произведений, скульптуры «Скорчившийся мальчик», репродукцию которой можно посмотреть на 164 странице учебника 2 класса и знаменитой скульптуры «Давид», слепок которой находится в ГМИИ им. А.С.Пушкина (см. учебник 3 класса); художника Рафаэля, который виртуозно рисовал мадонн, его картину «Святое семейство» можно посмотреть на 165 странице учебника 2 класса, а репродукцию картины «Сикстинская Мадонна» – в учебниках изобразительного искусства 1 и 4 класса; скульптора Донателло (увидеть конную статую Гатамелата, Италия, слепок которой находится в ГМИИ им. А.С.Пушкина, можно в учебнике 3 класса),

Завершает урок по традиции выставка результатов детского изобразительного творчества. Ученикам важно услышать оценку педагога, поэтому анализ сделанных ими открытий очень желателен.

Замечено, что второклассники при оценке творчества своих сверстников стараются высказывать объективные суждения, поэтому в конце некоторых занятий можно устраивать выставку одной, двух или трёх работ, которые оценивает не педагог, а ученики. Учителю при такой форме подведения итогов нужно контролировать позитивность детских высказываний и поддерживать тон здоровой и конструктивной критики.

Во внеурочное время юным рисовальщикам предлагается выполнить рисунки по теме «Иллюстрация: сказочные лилипуты и великаны», и по возможности, принести их на следующее занятие.

 

Урок 4 Насекомые-гиганты

Задачи развития универсальных учебных действий второклассников:

Учить участвовать в обсуждении содержания литературных произведений, в которых человек меньше насекомого.

Высказывать свои суждения по поводу рассматриваемых иллюстраций.

Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия к своим рисункам.

Использовать сравнение, как средство выражения образного смысла сказки «Я в царстве динозавров».

Высказывать суждения о влиянии формы листа (круглый, квадратный, ромбовидный, треугольный или др.) на замысел рисунка.

Выполнять ажурный рисунок крыльев насекомых, используя разнохарактерные линии, точки и штрихи.

Оценивать выразительные качества детских рисунков, выполненных тушью, пером или гелевыми ручками.

 

Проблема и тема занятия могут актуализироваться в процессе анализа детских рисунков, которые будут размещены учителем или юными художниками перед уроком в выставочном уголке по теме «Иллюстрация: сказочные лилипуты и великаны» или тех, которые воспроизведены на 57-58 страницах учебника.

- Почему нарисованные насекомые больших размеров?

- Почему, изображенные в рисунках люди, меньше насекомых?

Ответы на эти вопросы и станут основой диалога, который должен помочь детям раскрыть проблему занятия: Какие изобразительные приёмы нужно использовать, чтобы нарисовать гигантского насекомого, которое больше человека?

Это занятие проходит интересно, если педагог предлагает ученикам игровую ситуацию «Путешествие во времени: встреча с гигантской стрекозой меганеврой». Предложите второклассникам представить ситуацию мнимого присутствия в том или иной литературном произведении и пережить на себе, например, бой с осами, как Гулливер, или встречу с большим муравьем, как Карик и Валя (сказка Я.Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали) и т.п.

Восприятие книжных иллюстраций, помещенных на 55-56 страницах учебника, позволит детям самостоятельно или вместе с педагогом сделать вывод: изображение крупным то, что в реальной жизни является маленьким (в нашем случае, насекомого) рядом с крохотным человеком, который в реальной жизни больше насекомых, усиливает противоречие и придаёт ситуации сказочность (нереальность). В то же самое время, этот приём способствует созданию ситуации «мнимого присутствия» ребёнка в предполагаемых обстоятельствах, и помогает ученику ощутить хрупкость мира, и зависимость наших маленьких соседей – насекомых от человека (проблема экологического воспитания).

Особое значение на этом занятии придается роли изобразительного формата, как средству художественного выражения, способствующему достижению замысла или его зарождению.

Практическую часть занятия можно начать с разговора о необычных форматах, которые использовали второклассники для своих рисунков на 58 странице учебника.

Ответ на вопрос: «Почему рисовальные форматы имеют такую странную форму: треугольник, ромб и т.п.?» будет способствовать осознанному выбору учеником того или иного нестандартного (прямоугольного, округлого, треугольного или др.) листа бумаги для своего рисунка (см. задание № 29 Творческой папки).

Тему «Насекомые» лучше всего выполнять «изящными» материалами, которые способны оставить на листе тонкую линию. Юный художник, используя гелевые ручки (или шариковые, или перо и тушь), получает возможность прорисовать ажурные перепонки на крыльях насекомых, усы-антенны, лапки и глаза.

При этом, для работы не нужно брать большие листы бумаги. Достаточно ¼ альбомного листа. Маленький размер рисовальной поверхности будет способствовать тщательной прорисовке деталей. В качестве интригующего внимание детей момента можно использовать увеличительное стекло, для рассмотрения перепонок на крыльях меганевры (56 страница учебника) или иллюстраций художника В.Сандуляк (56 страница учебника).

Во внеурочное время ученикам предлагается нарисовать иллюстрацию рассказа, в котором описывается жизнь мамонтов или слепить из пластилина или другого материала мамонта или семейство слонов.

 

Урок 5 Мамонт

Задачи развития универсальных учебных действий второклассников:

Учить участвовать в обсуждении содержания литературных произведений о мамонтах.

Выражать своё отношение к исчезающим видам животных.

Продумывать замысел, сочиняя небольшие рассказы, раскрывающие сюжет будущей композиции, или придумывая оригинальные названия к своим рисункам.

Использовать сравнение, как средство выражения образного смысла сказки «Я в царстве динозавров».

Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла рисунка (брошенный мамонтёнок, гордый вожак, заботливая мама-мамонтиха, лохматый мамонт, семья мамонтов на прогулке, мамонты купаются в реке или др.).

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

 

Актуализировать проблему занятия поможет анализ детских рисунков или поделок по теме «Мамонт», которые дети создали во внеурочное время и принесли в класс. В том случае, если ученики не принесли домашние рисунки, то начать занятие можно с чтения стихотворения «Мамонт», опубликованного на 61 странице учебника.

Дети обычно ярко реагируют на стихотворение и высказывают своё отношение к его содержанию.

Активизировать их размышления по поводу жизнедеятельности мамонта и его загадочного исчезновения помогут следующие вопросы:

- Почему слон был лохматым?

- Почему поэт Галина Дядина, описывая мамонта, применила сравнение «весь зарос, как дикий сад»?

- Что автор имела в виду, когда написала, что мамонт «исчез»?

Ученики второго класса живо интересуются жизнью мамонтов, увлеченно рассказывают известные им версии исчезновения этого животного. Глядя на детский рисунок на 61 странице, проводят параллели между современными слонами и вымершими мамонтами, находят между ними сходство и различия, отмечая тот факт, что дикие животные заботливые родители.

Особое внимание учитель обращает на размеры мамонта. На фотографиях, помещенных на 59 странице учебника, можно увидеть огромные бивни, которые хранятся в палеонтологическом музее. Сравнивая их размер с классной комнатой, педагог формирует в сознании детей представление о мамонте как о гиганте. Ученики с неподдельным интересом узнают о том, что коренной зуб мамонта весил 3 кг. (столько обычно весит портфель школьника, в котором лежат 3-4 учебника и сменная обувь). Высота зверя доходила до 6 метров (это высота двух этажного здания), а масса - до 10-12 тонн. Это означает, что мамонты были в 2 раза тяжелее самых крупных современных наземных млекопитающих – африканских слонов (можно показать репродукцию африканского слона для сравнения).

Перед выполнением практического задания учитель предлагает второклассникам описать свой будущий рисунок, будет ли он иллюстрировать услышанное на уроке стихотворение «Мамонт» или это будет другой образ, возникший в результате обсуждения проблемы занятия: Какой он мамонт?

В процессе описания своего замысла юные художники обычно сравнивают образ мамонтенка или взрослого мамонта с природными объектами, говоря, что мамонт перешагнул через дерево, словно через травинку, мамонт поднял громадный камень, как соломинку, выпил воду из ручья, как из чашечки и т.п. Использование в описании метода сравнения (большой-маленький, высокий-низкий, худой-толстый) поможет детям в их дальнейшей практической деятельности.

Самостоятельную практическую работу можно выполнить любым художественным материалом. Пластилин позволит вылепить выразительный объёмный образ животного, заросшего шерстью и сравнить его мех с садом или непролазным лесом, оставляя стеком рваные следы – лохмотья шерсти. В этой связи можно рассмотреть с учениками иллюстрации, помещенные на 60 странице учебника.

Графические материалы уголь, сангина, соусы или пастель позволят показать мягкость и пушистость шерсти мамонта. Краски (акварель, гуашь или масляная пастель) сфокусируют внимание зрителя на цветовых контрастах или нюансах. Несмотря на то, что в учебнике даются рекомендации насчёт использования того или иного художественного материала, учитель вправе выбирать тот материал, который считает наиболее предпочтительным для темы этого урока (см. задание № 30 Творческой папки второклассника).

Не забывайте о том, что придумывание и озвучивание некоторыми детьми названий своей работы, – это важный элемент урока, способствующий зарождению замыслов и обдумываний учениками композиционных особенностей рисунка: Мамонт защищает мамонтёнка. Купание мамонтёнка. Дружная семья мамонтов. Любознательный мамонтёнок и др.

Во время практической работы учитель поощряет удачные начинания, может выставить на магнитной доске два-три незавершенных рисунка и обсудить их выразительные особенности и дать мудрые советы.

За 10 минут до конца работы начинается выставление оценок в электронный или обычный журнал. Система оценивания состоит в том, что учитель может поставить отметку не за конечный результат, а за этап работы: например, за удачную композицию, за выразительный цвет, за оригинальное название, за динамичный рисунок и т.п.

Если педагог пользуется системой поощрительных медалей (которые дома дети могут нарисовать сами), то он проходит по классу, и в течение 10 минут, обойдя класс и посмотрев каждую работу, вручает медали за те или иные достоинства рисунка, а журнал выставляет отметки выборочно (4-6 ученикам).

По окончании практической работы учитель просит второклассников во внеурочное время понаблюдать картины природы и обратить внимание, как животные оставляют на снегу свои следы: голубь, ворона, собака и т.п. Дома с родителями или друзьями продолжать играть в художественное лото, знакомясь с произведениями изобразительного искусства, хранящимися в ГТГ (см. Творческую папку, 1 класс) и Эрмитажа (см. Творческую паку, 2 класс).

 

 

Урок 6 Следы на снегу

Задачи развития универсальных учебных действий второклассников:

Учить высказывать эмоциональные суждения о природных ритмах.

Использовать выразительные возможности графических материалов и ритм для достижения замысла.

Высказывать суждения о выразительности ритмически организованных композиций.

Выполнять иллюстрацию к стихотворению С.Маршака «Белая страница» или др.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Отличать графическое изображение от живописного и скульптурного.

 

Проблема этого занятия: дать представления о ритме, как средстве графического выражения, которое помогает художнику в реализации своих творческих замыслов.

Этот урок нужно провести тогда, когда выпал снег и дети уже успели насладиться отпечатками своих следов на белом снегу, и понаблюдать за тем, как оставляют следу на снегу птицы и животные. На занятии ученики выступают в роли исследователей, способных по следам на снегу определить зверя или птицу. Следы — это своеобразная загадка, разгадать ее не вся­кий сможет.

К этому уроку важно подобрать выра­зительный зрительный ряд — фотографии из больших цветных календарей-альбомов, слайды картин природы с ритмическим изображением следов на снегу и рассмотреть их, а также репродукции на 62-63 странице учебника. Ученики, глядя на них, должны увидеть разницу отпечатков, оставленных разными животными и человеком: здесь – пробежал заяц, тут – важно про­гуливалась ворона, а там – следы человека, здесь – запутанные следы лебедя, там – лисы и т.п.

Во время рассматривания репродукций педагог старается больше задавать вопросов, неже­ли давать разъяснения к ним:

— Каких зверей, живущих в наших ле­сах, вы знаете? Кого из них вы встре­чали в лесу? Видели ли вы следы в лесу? Чьи это были следы?

Кто рисует на снегу

Длинные цепочки?

Кто расставил на бегу

Крестики и точки?

(В. Кузнецов «Следы на снегу»)

Обратите внимание детей на форму за­мысловатых цепочек следов, хитро состав­ленных обитателями наших лесов — зверя­ми и птицами. Попросите детей рассказать известное им стихотворение С. Маршака «Белая страница»:

Это — снежная страница.

Вот прошла по ней лисица,

Заметая снег хвостом.

Тут вприпрыжку по странице

В ясный день гуляли птицы,

Оставляя след крестом...

Возможно, по ходу урока использовать рассказ Виталия Бианки «Снежная книга», отрывок из «Лесной газеты» и иллюстра­ции к ним разных художников-иллюстраторов.

Интересными получаются детские рисунки, которые второклассники выполняют к стихотворению, написанному их сверстницей Габович Лерой (64 страница учебника). Изображение зимнего леса с различны­ми следами на снегу нужно выполнять на листе альбомного формата (уголь или сангина, возможен рисунок пастелью). Если для работы используется тушь-перо-палочка или гелевая ручка, то формат листа не должен быть больше ½ альбомного формата. В том случае, если дети, работая чёрной гелевой ручкой, выполнят работу за 15-20 минут и у них останется 5-10 мин до конца урока, тогда им даётся гелевая ручка с золотым или серебряным стержнем, для того чтобы создать в рисунке зимнее солнечно-искрящееся настроение (см. задание № 31 Творческой папки). В соответствие с получившимся образом, все дети придумывают рисунку название: «Загадочная картина следов», «Это снежная страница, /Вот прошла по ней лисица…», «Снежная страница со следами птицы» и т.п. За самое оригинальное название учитель вручает награды – медали.

Одним из вариантов проведения этого урока является создание коллективной композиции на классной доске мелом. После рассмотрения репродукций, помещенных на 62-65 страницах учебника, учитель на доске размещает листы ватмана в разных положениях (один – вертикально, другой – горизонтально). Легким нажи­мом угля (сангины) наносит границу разде­ла неба и земли, ниже или выше середины формата (в зависимости от замысла этой линии может и не быть, белый лист — это снежное покрывало земли). Небо затемня­ет, а землю оставляет белой.

Далее вспоминается урок предыдущей четверти, когда каждое дерево наделялось образными характеристиками. Учитель начинает рисовать деревья, коммен­тируя свои действия: «Ветер, вьюга, в лесу холодно, неуютно, деревья склоняются от ветра. Метель заметает следы...» (первый замысел). На другой картине — «тишина в лесу, не шелохнется ни одна веточка, деревья стоят величествен­но и любуются белым снежным одеялом, на котором много самых различных сле­дов...» (замысел второй картины). Кто продолжит эти рисунки? Педагог просит подходить к листам по 2 человека и изображать на любом листе сцену из жизни леса. Жела­ющие ученики выходят и рисуют свое де­рево или следы зверей, затем их сменяют другие, так постепенно листы на доске заполняются изобразительными образами.

Кульминация урока – это обсуждение получившихся картин. Попросите второклассников пояснить свои ри­сунки, и они с удовольствием расскажут о них: «Это дерево маленькое, хилое, совсем замерзло», «Дерево-богатырь, расставил свои ветки-руки и никого не хочет пускать в лес», «А здесь воробей прыгал», «Тут лисица пробежала, но убежала. А у меня лисица вот она, стоит», «Здесь из-за дерева зайчик выглядывает» и т.п.

Затем педагог дает свою оценку, получившимся композициям. Особое внимание обращает на ритмических цепочках следов зверей и птиц. Если композиция получилась не целостной, обращает на это внимание детей и просит дополнить изображения. Главные художники (это дети, особо продвинутые в творческом плане, «одаренные») вносят завершение в коллективные работы.

За 10 минут до конца урока уче­никам предлагается провести сравни­тельный анализ двух коллективных работ, сделать критические замечания и, в то же время, отметить удачные композиционные находки. В процессе рефлексии (анализа) пе­дагог следит за тем, чтобы критика была конструктивной и деловой, может задать следующие вопросы:

— На каком рисунке следы получились самые замысловатые?

— Какому юному художнику удалось изобразить больше всех следов? Мо­жете ли вы по их форме узнать, ка­кие звери или птицы их оставили?

— Какая композиция вам больше всего понравилась? Почему?

— Каким художественным материалом выполнены работы? Какие у него выразительные возможности? (в технике работы сухими графическими художественными материалами уголь, сангина, мел – работа торцом, плашмя, растиркой, использование приема получения светлого изображения на темном фоне, темного – на светлом).

 

Тему урока «Следы на снегу» можно провести традиционно: каждый ученик выполняет свою работу индивидуально или в паре с товарищем (см. Творческую папку задание № 31).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.212.138 (0.66 с.)