Урок 6 Художник рисует высоких людей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 6 Художник рисует высоких людей



Задачи развития универсальных учебных действий второклассников:

Учить обсуждать иллюстраций к известным литературным произведениям.

Выражать своё отношение к трудовой деятельности людей высокого роста (баскетболист, волейболист и т.п.).

Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами (фломастерами, маркерами, углем или др.) для передачи замысла в процессе иллюстрация литературного произведения: Дядя Стёпа-милиционер, Дядя Стёпа достаёт воздушного змея, Дядя Стёпа у врача, Гулливер в окружении маленьких человечков или др.

Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Выделяют книжную иллюстрацию среди других видов изображения.

 

По традиции педагог может начать урок с просмотра домашнего задания. Если дети принесут много «Родовых деревьев», то учитель поощряет каждую работу медалями (или иными формами поддержки детской инициативы), а обсуждению «Древа жизни» посвящает отдельный классный час или праздник.

Проблема занятия: изображение человека во весь рост. Известное детям произведение Сергея Михалкова «Дядя Стёпа» становится тем источником, который вызовет у детей дополнительный интерес к теме урока. Читая фрагменты этого произведения (106-107 страницы учебника), учитель нацеливает деятельность второклассников на создание иллюстрации к нему.

Внимательное рассматривание детских рисунков на 108-109 страницах учебника, позволит ученикам ответить на вопрос:

- Каким образом зритель догадывается, что на рисунках изображены люди высокого роста – великаны?

Второклассники самостоятельно приходят к выводу о том, что использование метода сравнения большого с маленьким, изображение того, что в жизни большое, маленьким по сравнению с человеком, создает необходимый изобразительный контраст и восприятие нарисованного человека большим великаном.

Иллюстрации к стихотворению «Дядя Степа» ученики обычно выполняют с удовольствием (см. задание 47 Творческой папки). Перед практической работой необходимо напомнить детям о том, что при рисовании человека нужно учитывать пропорции его фигуры. Педагог обращает внимание второклассников на пропорциональные особенности изображения человека: голова укладывается в фигуре человека 5-6 раз. Для убедительности нужно вызвать любого ученика к доске и, взяв за основу высоту головы, отсчитать («отметить» руками, линейкой или другой меткой) 5-6 раз на детской фигуре.

Ошибочна методика, которая предлагает педагогу рисовать на доске «симметричную» фигуру человека и делить её на 5-7 одинаковых частей или использовать статичные схемы человеческой фигуры с таким делением. Дети этого возраста ещё не понимают условности этих делений. Чтобы детский рисунок оставался «живым» и пластичным, не нужно стимулировать появление схематических построений. Ребёнок 7-8 лет воспринимает фигуру человека целостно, поэтому и рисовать её должен целостно. Учитель может создать на доске фрагмент или целый рисунок человека, изображая его линейно и, желательно, не в статичной, а динамичной позе. Важно, чтобы юный рисовальщик видел движение вашей руки (руки художника), создающей рисунок, и изобразительный след пластичного, а не схематичного изображения.

Только для тех детей, которые отстают от сверстников в общем и художественном развитии следует показать приёмы изображения фигуры человека «от одежды»: сначала – голову и шею, затем – рубашку, потом – брюки, ботинки, «руки-перчатки» и т.д.

Дети этого возраста, по преимуществу, рисуя человека, изображают голову крупно. Изображая «большеголовиков», они выделяют главное размером, показывая значимость головы, и, неосознанно нарушают пропорции человеческой фигуры. Педагогу нужно обладать терпением и тактом, чтобы указывая ученикам на непропорциональное изображение, всё же основное внимание уделять замыслу и выразительности рисунка, а не пропорциям.

В оформлении замысла будущего рисунка не последнюю роль играет чтение стихотворных текстов из «Дяди Степы» С.Михалкова. Многие дети наизусть знают это произведение. Чтение и осмысление его содержания, помогает детям «насытить» графический образ важными «говорящими» деталями: «… Без особенных трудов / Он снимал ребятам змея / С телефонных проводов».

На этом уроке учитель может создать игровую ситуацию и попросить детей представить себя великаном. Глядя на рисунок Бекетовой Дианы на 109 странице учебника, второклассники могут силой своего воображения нарисовать любую бытовую ситуацию, в которой бы они, как великаны, были бы выше жилых домов, башен, гор, здания школы или магазина, мимо которых дети каждый день проходят.

В процессе выполнения самостоятельной работы покажите всему классу удачные начинания. Это важная часть урока. Ученики видят, как их товарищи создают свой рисунок, как «рождается» композиция на листе. Наиболее выразительные и «умелые» композиции по ходу урока отмечаются медалями. Так постепенно, в сознании учеников формируется установка на неспешное и осмысленное рисование.

Выставление отметок в журнал может проходить по любой схеме. Учитель, проходя по классу, вычленяет рисунки, за которые можно поставить 5. Как правило, это не большое количество работ, так как человек – одна их самых трудных тем изобразительного искусства. В журнале выставляются отличные оценки.

За 5-7 минут до конца урока можно выборочно пригласить к доске 3-5 учеников и организовать мини-выставку их рисунков, организуя позитивный анализ иллюстраций, с указанием достоинств композиций и тактичным обращением внимания на недостатки. За участие в мини-выставке второклассники получают награды (медали или другие поощрительные призы).

Во внеурочное время юным художникам предлагается выполнить задания 46, 46А Творческой папки «Жанры изобразительного искусства», посмотреть книги о чудесах света древнего и современного мира. По возможности, принести эти книги на следующее занятие.

 

Урок 7 Чудеса света

Задачи развития универсальных учебных действий второклассников:

Учить высказывать суждения о чудесах света, как о значительных достижениях человечества.

Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство.

Выражать своё отношение к необычной постройке или скульптуре, подчёркивая её значительность.

Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла («Величественный храм Василия Блаженного», «Красный мост», «Пагода» или др.).

Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

 

Урок можно начать с разгадывания кроссворда, отгадав который, дети узнают об одном из семи чудес света древнего мира, сохранившееся до наших дней: пирамида.

Тема этого урока, обычно вызывает интерес у второклассников. Чудеса света, созданные человечеством в древние времена, поражают своей необычностью, масштабностью и грандиозностью замыслов художников, будь-то Мавзолей в Галикарнасе, Висячие сады Семирамиды, Александрийский маяк или др. (см. с. 110-111 учебника, 2 класс).

Разгадывание кроссворда осуществляется индивидуально на листочке в клеточку или на 48 листе Творческой папки или коллективно на школьной доске.

 

1 Пейзаж

2 дИнозавр

3 натюРморт

4 кАрандашь

5 флоМастер

6 мИхалков

7 рембранДт

8 гуАшь

 

1. Жанр изобразительного искусства, картина, на которой изображена природа.

2. Доисторические, вымершие животные.

3. Жанр изобразительного искусства, картина, на которой изображены предметы быта, фрукты, овощи или др.

4. Художественный графический материал в деревянной оправе.

5. Художественный графический материал в пластмассовой оправе.

6. Писатель, автор произведения «Дядя Стёпа»

7. Художник, автор произведений «Портрет старика в красном»

8. Художественный цветной материал, краска, в составе которой есть белила.

 

Ученикам, принимавшим активное участие в разгадывании кроссворда, педагог вручает поощрительные призы (медали или др.). Рассматривая репродукции на 110-111 страницах учебника, ребята узнают о семи чудесах древнего мира, и пытаются ответь на вопросы:

- Какие сооружения можно считать восьмым чудом света?

- Есть ли в нашей стране восьмое чудо света?

Второклассники вместе с педагогом знакомятся с содержанием текста и рассматривают Чудеса света Древнего мира, а затем их внимание переключается на Чудеса, которые есть на всех континентах. Почти в каждой стране мира люди вычленяют тот или иной памятник искусства и называют его «восьмым чудом света», подчеркивая его уникальность и необычность.

Глядя на 112-113 страницы учебника, педагог обращает взгляды учеников на чудо архитектурной мысли и замысла художников-архитекторов, которые придумали удивительные сооружения: пирамиду Солнца (Америка), самый длинный мост (Китай), здание оперы (Австралия), деревянная церковь в Кижах.

Обращая внимание учеников на самую длинную железную дорогу мира, которая соединяет Европу и Азию, наставник выказывает чувство гордости за наше отечество, ведь эта дорога построена в нашей стране.

Поезд, вагоны, железная дорога вызывают стремление к путешествию. Учитель может поинтересоваться у детей:

- Какое чудо света им понравилось больше всего?

- Какое чудо света: древнее или современное дети бы хотели посмотреть?

Итогом практической работы должен стать рисунок с изображением любого чуда света. Его второклассники могу создать с опорой на восприятие репродукций учебника. Рисунки могут быть небольшого размера (1/2 или ¼ альбомного листа), так как времени на практическую часть при разгадывании кроссворда остается немного (не более 20 мин.). Миниатюрную композицию можно выполнить цветными фломастерами. Композиция будет выглядеть более гармоничной, если ученики её каркасный рисунок создадут каким-нибудь одним цветом. Например, Ангелина Вишневская (рисунок воспроизведен на 115 странице учебника), свою композицию она выполнила на зеленоватом фоне синим фломастером. Гармонично будет выглядеть рисунок, который создан двумя цветными фломастерами. Ученикам предлагается из набора выбрать предпочтительный фломастер, которым будет выполняться рисунок, а для подцветки берет из набора второй фломастер, на свое усмотрение.

Графический рисунок, выполненный с использование двух цветов: коричневым и желтым, серым и черным, серым и синим, зеленым и желтым или др. обычно воспринимается более цельным, нежели рисунки, которые выполнены с использованием всей палитры цветов, имеющихся в наборе фломастеров.

Оценивая работу учеников на уроке, наставник должен учитывать как теоретические познания учеников (разгадывание кроссворда, анализ репродукций учебника, активность во внеурочной деятельности и др.), так и выразительность рисунков, созданных на уроке. Особо отмечаются те работы, которые созданы учениками с использованием ограниченного количества цвета.

Во внеурочное время детям предлагается сочинить свой кроссворд, при этом обращается внимание на то, что он должен состоять из слов, относящихся к изобразительному искусству. Ключом кроссворда может стать любое слово, относящееся к видам и жанрам изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, живопись, графика, архитектура, скульптура или др. (см. задание 49 Творческой папки). К следующему уроку педагог просит учеников принести сочиненные ими кроссворды, а также пластиковую или стеклянную баночку или деревянный цилиндрический брусок. Детям нужно объяснить, что цилиндрические предметы им будут нужны для создания скульптуры (см. с. 121 учебника).

Урок 8 Необычные скульптуры

Задачи развития универсальных учебных действий второклассников:

Учить осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Различать основные виды изобразительного искусства: скульптуру, живопись, графику.

Выражать своё отношение к монументальной скульптуре, олицетворяющей победу, свободу или др.

Использовать приёмы работы пластилином для изготовления скульптурного изображения с применением пластиковой бутылки.

Использовать выразительные свойства объёма для передачи замысла (радость, восторг или др.).

Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры в объёме.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

 

Урок можно начать с разгадывания кроссворда, в основе которого лежит слово «скульптура».

1 фломаСтер

2 аКварель

3 гУашь

4 угоЛь

5 живоПисЬ

6 порТрет

7архитектУра

8 гРафика

9 пейзАж

 

1. Художественный материал, в пластмассовой оправе.

2. Художественный материал, краска, которая разводится водой.

3. Художественный материал, краска.

4. Графический художественный материал, обожженное дерево.

5. Вид изобразительного искусства, произведение, написанное красками.

6. Жанр изобразительного искусства, картина, на которой изображен человек.

7. Вид изобразительного искусства, постройка.

8. Вид изобразительного искусства, «Искусство чёрно-белого».

9. Жанр изобразительного искусства, картина, на которой изображена природа.

 

Кроссворд разгадывается детьми самостоятельно на листах Творческой папки (см. 51 задание) или коллективно – на доске. Отгадывание и сочинение кроссвордов на 2-3 занятиях подряд, будет формировать в детях навык самостоятельного их составления. Искомые слова загадок должны быть понятны детям, их смысл ученики должны знать: это виды изобразительного искусства (живопись, графика, архитектура, скульптура, дизайн) и основные его жанры (пейзаж, портрет, натюрморт и др.), а также художественные материалы (гуашь, акварель, карандаш, фломастер, маркер, уголь, бумага, кисть, клей, пластилин и др.). В начальной школе у ребят, имеющих разные интеллектуальные и творческие способности важно развивать интерес к самостоятельному составлению кроссвордов на основе этих терминов. В конце каждого учебника имеется словарь. Слова, смысл которых расшифровывается в словарях, так же могут быть использованы в создаваемых детьми кроссвордах.

За познавательную активность учитель вручает ученикам медали (или иные поощрительные призы).

Скульптура – это вид изобразительного искусства. Педагог может спросить у ребят:

- Какими скульптурными художественными материалами работает скульптор? (камень, гипс, стекло, цемент, мрамор, медь, глина, пластилин и др.).

- Какой(ие) скульптурный(ые) памятник(и) есть в нашем городе (селении)? Из какого материала он(и) сделан(ы)?

Рассматривание репродукций скульптуры, воспроизведенных в учебнике на 116-119 станицах, призвано расширить представления младших школьников о видах скульптуры. Помимо камерной (небольшой) станковой скульптуры, существует монументальная (больших размеров) скульптура.

Глядя на фоторепродукции учебника, ученики могут самостоятельно поразмышлять над следующими вопросами:

- Почему художники создают громадные произведения?

- Какое произведение вам понравилось? Почему?

- В чём сходство и в чём различие трёх монументальных скульптур, которые изображены на 116-117 страницах учебника?

Главный вывод, который нужно сделать в результате восприятия монументальной скульптуры: высота и большой размер скульптуры позволяют увидеть её издалека, подчеркивают её значимость и важность для общества.

Поскольку внутри каждой скульптуры есть каркас – основа, на которую монтируются громадные детали, то использование в качестве «каркаса» какого- нибудь бытового предмета очень желательно. Если дети принесли пластиковые бутылки, то глядя на «подсказку», раскрывающую этапы работы на странице 121 учебника, юным скульпторам не трудно будет создать свой объёмный образ сказочного или мифологического героя, например, образ славянского Ярилы-Солнца. Эту работу можно выполнить индивидуально или коллективно, или в группе.

Если же ученики по каким-либо причинам не принесли пластиковые или иные бутылки, то работу можно вылепить из пластилина, скатав два иди три бруска из набора цветного пластилина в единый цилиндр, и стекой вырезав изображение глаз, носа, губ, бороды, короны и др., по аналогии с тем, как скульптор вырезает резцом по дереву. Глядя скульптурный образ Ярилы, который художник вырезал из бревна, на 120 странице учебника, второклассники обычно ловко справляются с поставленной задачей.

Перед практической работой попросите учеников вслух проговорить свой замысел: Я буду лепить Ярилу, который поднял одну руку и держит шар-солнце. Я слеплю образ сказочной Весны с венком на голове, а в руках она будет держать птицу. Я буду лепить по-своему маяк – Колосс Родосский и т.п. Особо оригинальные замыслы можно отметить призами. В процессе практической работы учитель поощряет удачные начинания. В журнал выставляются отметки за умение пользоваться скульптурными материалами. В конце урока некоторым ученикам выставляется отметка за конечный результат. Таким образом, учитель одним второклассникам ставит в журнал оценки за замысел, другим – за удачное протекание процесса лепки, а третьим – за конечный результат.

Во внеурочной деятельности педагог просит учеников сочинить свой кроссворд на листочке в клеточку или в Творческой папке (см. 52 задание). В качестве ключевого слова предлагает использовать слово «башня».

 

Урок 9 Башня до небес

Задачи развития универсальных учебных действий второклассников:

Учить обсуждать значимые темы в искусстве: понимать суть библейской истории о Вавилонской башне.

Выражать основную мысль через композицию, состоящую из двух и более планов (главное впереди, второстепенное – на дальнем плане).

Использовать выразительные возможности вертикального узкого формата.

Выбирать и использовать способы работы графическими материалами (маркер, фломастер, уголь, сангина или др.) для передачи замысла («Высокая башня», «Величественная башня», «Телевизионная башня» или др.).

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников

 

Этот урок лучше всего начать с разгадывания кроссворда. Если кто-нибудь из учеников дома сочинил свой кроссворд, и он составлен на основе известных второклассникам терминов, то его можно разгадывать коллективно всем классом. Кроссворды, ключевое слово которых имеет небольшое количество букв, предпочтительны. Так как их разгадывание не займет более 10 минут урочного времени и у детей останется достаточно времени на выполнение практического задания. Если же никто из второклассников дома не сочинил кроссворд, то разгадывается кроссворд из Творческой папки к этому уроку (см. 53 задание).

 

1 ремБрандт

2 пизАнская

3 гуаШь

4 Натюрморт

5 Ярило

 

1. Художник, автор картины «Портрет старушки».

2. Падающая башня, находится в итальянском городе Пиза.

3. Художественный материал, краска.

4. Жанр изобразительного искусства, картина, на которой изображены предметы была, овощи, фрукты и др.

5. Древнеславянское божество Солнца?

 

После того, как разгадано ключевое слово кроссворда «башня», уместно задать вопрос:

- Какие высотные сооружения вам известны?

- Как называется телевизионная башня в г.Москве?

Рассматривание репродукций на 122-123 страницах учебника, поможет ученикам ответить на поставленные вопросы. Обычно кто-нибудь из учеников второго класса вспомнит Ветхозаветную притчу о Вавилонской башне. Её содержание описано на 122 странице учебника.

Сравнивая Древнеримское сооружение Колизей и живописную картину «Вавилонская башня», созданную П.Брейгелем, не трудно сделать вывод о том, что Брейгель, создал образ Вавилонской башни, основываясь на архитектурных особенностях Колизея, – места проведения городских праздников, гладиаторских боев и цирковых представлений.

Варианты изображения «башни до небес» воспроизведены на 124 странице учебника. Небоскрёб в Дубае (ОАЭ) имеет 828 метров, его вершина находится выше облаков. Известно, что в других странах, например в Китае, строятся подобные высокие сооружения.

Ученикам предлагается во время практической работы создать свой образ «башни до небес», используя графические материалы: фломастеры или маркеры. Будет ли это образ Вавилонской башни, рисунок, иллюстрирующий ветхозаветную притчу, или это будет образ фантастической башни, или проект башни телевизионной, решать детям. Каждый создает рисунок-проект, исходя из собственного замысла.

В процессе выполнения самостоятельной работы, учитель отмечает наиболее удачные начинания, за оригинальный замысел ставит оценки в журнал, отмечает работы некоторых учеников медалями (или иными поощрительными призами). Поскольку темп выполнения у разных детей разный: одни ученики быстро достигают результата, другие – медленнее, то по мере выполнения рисунка второклассники показывают свои «башни до небес» учителю, и он оценивает их работу. Тем ученикам, которые раньше других выполнили рисунок, а до конца урока осталось ещё минут 5, педагог даёт дополнительное задание: расцветить свой графический рисунок цветными карандашами или фломастерами.

Во время внеурочной деятельности и дома ученикам предлагается сходить вместе с родителями в местный краеведческий музей. Если в школе есть краеведческий или этнографический музей, то учитель организует туда экскурсию. Опыт восприятий, которые второклассники получат в результате этих экскурсий, пригодится им для осмысления образовательной проблемы следующего урока «Каждый народ – художник».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.081 с.)