Урок 6 Бусы из ягод и гирлянды цветов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 6 Бусы из ягод и гирлянды цветов



Задачи развития универсальных учебных действий второклассников:

Учить различать тёплые и холодные цвета.

Создавать ритмично организованную композицию.

Вычленять своеобразие образного языка декоративно-прикладного искусства (стилизация, ритм, симметрия, цветовая гармония).

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Отличать предметы, созданные художником-ювелиром, от произведений живописи и графики

 

Урок можно начать с обсуждения принесённых детьми домашних поделок. Учитель характеризует выразительные достоинства пластилиновых «малахитовых» ваз, поощряет детей (похвалой или и вручает ученикам медальки: разноцветные бумажные или картонные квадраты или круги, которые дети сделали сами или которые они вырезали в процессе задания №1 Творческой папки).

Награждая медалями, педагог обращает внимание детей на их цветное многообразие (цвета цветового круга). И предлагает детям, глядя на 29 страницу учебника (или на наглядное пособие «Цветовой круг»), используя 12 оттенков цвета медалей, которые хранятся в конвертиках, выложить на столах двенадцати ступенчатый цветовой круг. Тем ученикам, которые быстрее других справились с этим заданием, учитель вручает медаль.

Затем педагог просит ребят посмотреть на репродукции ягод крыжовника и смородины, помещённые на странице 25 учебника, и среди 12 цветов цветового круга найти тот цвет, который максимально близок цвету крыжовника (жёлто-зелёный), потом – цвету смородины (красно-оранжевый). Дети сигнализируют цветными карточками учителю, поднимая их вверх.

Затем учитель интересуется у детей, собирали ли они ягоды, делали ли они из них бусы, нанизывая на нитку или травинку, плели ли венки из земляники и цветов. Выслушав детские ответы, учитель обращает внимание второклассников на репродукциях на 26 и 27 страницах учебника.

Цветы, плоду и ягоды с древних времён в разных странах мира олицетворяли богатство земли-прародительницы. Многие праздники: день рождение, день свадьбы, весенние, летние и осенние праздники сопровождают букеты, венки или гирлянды из цветов, трав или ягод. В Индии есть традиция надевать гирлянду из цветов на шею почётному гостю. В некоторых африканских племенах цветные обручи, сделанные из разноцветных семян и плодов, являются украшением и оберегом. Оберег – это то, что охраняет человека от несчастья и болезней. Поэтому, когда человеку дарили декоративное украшение в виде венка, гирлянд, колец, браслетов или бус, то предполагалось, что это украшение будет выполнять функцию охраны, оберега.

Художники, которые делают декоративные украшения, называются ювелирами. Вместо ягод и цветов они используют драгоценные и полудрагоценные камни, металлы, цветное стекло, пластмассу и др.

Далее учитель просит учеников внимательно рассмотреть «Портрет неизвестной в русском костюме», созданный Иваном Аргуновым. Красивая женщина в русском костюме смотрит куда-то вдаль. Обращают на cебя внимание серьги, похожие на грозди белой смородины, разузоренный золотыми цветами и листьями головной убор – кокошник, красный сарафан расшит растительными орнаментами, простая белая рубаха, словно белый туман обволакивает её тело, и скромные красно-ягодные бусы, украшающие её шею: всё это составляет образ русской женщины, которая готова к праздничным гуляниям.

Красные бусы являются частью общей композиции: одна бусинка идет за другой. Если убрать хотя бы одну бусинку, то нарушится порядок всей картины – её композиция.

Бусы – традиционное женское украшение. Их простота и скромное цветовое убранство органично дополняет образ народного праздничного костюма, указывает на органичную связь женщины с природой.

Педагог просит учеников посмотреть ряды бус, которые размещены на странице 28, обращает их внимание на то, что ритмическое соединение бусин (чередование бусин) может быть разнообразным, например, одна маленькая, за ней большая и опять – маленькая. Или три маленькие, затем одна большая, и опять – три маленькие. Бусины могут быть разными по форме и величине. По возможности учитель показывает оригинальные бусы, сделанные из малахита или бирюзы, янтаря или жемчуга, пластика или стекла, глины или дерева или др.

Рассмотрев приёмы изготовления бус из пластилина (или цветного пластика), которые показаны на 28-29 странице, учитель предлагает детям сочинить свои бусы для мамы (сестры, бабушки или подруги), используя холодную, тёплую или смешанную (контрастную теплую и холодную) гамму цветов. Важным этапом в изготовлении бус является замысел, выраженный в названии. Учитель просит ребят придумать задуманному образу название, например, «Холодные краски утра», «Горячие солнечные цветы», «Цветовой круг радости», «Мамина улыбка», «Солнечный день» и т.п.

Детям раздаются прямоугольные или круглые белые, серые, черные или цветные картонки (размером приблизительно ½ альбомного листа) и дети начинают на низ лепку.

По мере выполнения работы, учитель отмечает удачные начинания, напоминает детям о том, чтобы они подбирали такое цветовое оформление бусин, которое бы соответствовало замыслу. Чтобы по необходимости они смешивали цвета пластилинов. Например, для того, чтобы сделать цвет более нежным, его нужно смешать с белым пластилином.

Учитель просит некоторых ребят огласить название своего ювелирного украшения. По желанию и в случае, если осталось свободное время, ученикам предлагается выполнить ювелирный комплект, состоящий из бус, браслета, сережек и кольца.

После урока в специальной застекленной нише детские поделки вставляются для всеобщего обозрения. Такие выставки обычно пользуются популярностью у школьников. Важно, чтобы все детские работы имели этикетаж: фамилия, имя ученика, возраст, класс, название работы. Интересные и оригинальные названия также вызывают особую реакцию со стороны зрителей: родителей, школьников и педагогов.

Дома детям предлагается выполнить задания 14 и 15 Творческой папки или изготовить бусы из разных подручных материалов: пуговиц, бусин, бисера, деревянных палочек, скрученных треугольных листов, вырезанных из журнальных страниц, из склеенной в шарики мятой разноцветной бумаги и др. или изготовить гирлянды из осенних листьев, желудей, ягод боярышника, шиповника, семян фасоли или других природных материалов, свои поделки принести на следующее занятие.

Во внеурочное время изготовить цветные кубики (см. Творческая папка лист 16, 16А, 17, 18) и принести их на следующее занятие. Если у педагога позволяет время, то цветные кубики можно сконструировать с детьми на уроке и выполнить задание №18 Творческой папки.

Урок 7 День и ночь

Задачи развития универсальных учебных действий второклассников:

Учить в ысказывать эмоциональные суждения о красоте ночного пейзажа.

Выполнять графическую композицию, используя выразительность чёрно-белого контраста.

Отражать состояние природы (грусть, радость, тревога), используя выразительные возможности графических материалов: точку, линию, штрих, пятно.

Оценивать выразительные качества чёрно-белых изображений, придумывать оригинальные названия своим рисункам.

Отличать произведения графики от живописных.

 

Урок лучше всего начать с обсуждения принесённых учениками домашних поделок. Если дети выставили много работ, то учитель останавливает внимание на наиболее выразительных. Важно поощрить всех юных художников, кто принес самостоятельные домашние работы, похвалой или медалями или другими поощрительными призами: например, открытками с произведениями изобразительного искусства, книжными закладками, маленькими календарями и т.п., желательно, чтобы все эти призы изготовили сами дети на уроках технологии, изобразительного искусства, или во внеурочное время.

Погружение в тему урока «День и ночь» можно начать с игровых моментов. Например, затемнить комнату и осветить стеклянный шар, так чтобы на потолке и стенах заиграли огоньки-звёзды. Этот световой эффект настроит ребят на восприятие ночи, как таинственного и загадочного времени суток. Дальнейшее восприятие и обсуждение иллюстраций в учебнике на 30-33 страницах пройдёт живее.

Детям можно задать следующие вопросы:

- Почему художник Константин Богаевский изобразил свечение луны таким необычным образом (с.30 учебника)?

- В каком виде искусства: живописи или графике, выполнены работы К. Богаевского и Ф.Мазереля? (графика, с.30,31 учебника).

- Почему художники не стали вводить цвет в свои композиции?

- Какие средства художественного выражения: точку, линию, штрих, пятно использовал К.Богаевкий в рисунке «Сияющий город», а Ф.Мазерель – в гравюрах из серии «Ночь»?

Педагог выразительно читает стихотворение К. Бальмонта «Новолуние», а затем просит второклассников рассмотреть детские рисунки на 32-33 страницах учебника и определить:

- Как они понимают слово «новолуние»?

- Какие рисунки более всего отражают содержание стихотворения?

В результате обсуждения окажется, что не один рисунок не отражает полностью строки этого стихотворения. Каждый человек по-своему видит ночь – то загадочное время суток: кто-то иносказательно, в виде портрета прекрасной девушки, кто-то изображает ночь в городе, кто-то видит ночной пейзаж с образом одинокого зверя, который воет, глядя на луну и т.п.

Особое внимание второклассников привлечёт «философский» рисунок Тимошенковой Ани на 33 странице учебника. В своем графическом листе она одновременно изобразила сразу и ночь и день.

Перед практической работой можно выполнить задание 19 Творческой папки.

Детям заранее раздаются белые и чёрные листы бумаги, белые и чёрные гелевые ручки (возможно, белая и чёрная гуашевые краски или уголь и мел). Технология работы детям понятна: чтобы изобразить на чёрном фоне изображения нужно работать белым цветом, а на белом фоне – чёрным (см. лист 21 Творческой папки).

Юные рисовальщики задумывают идею рисунка (замысел) и могут её проговорить вслух: Я буду рисовать царицу Ночь чёрным цветом на белом фоне. Я нарисую День и Ночь: с одной стороны солнце и цветы, а на дугой стороне – луну и деревья. Я нарисую белым цветом День в виде принца с короной, которая будет сиять, как солнце. Я нарисую шахматное королевство Белого и Чёрного короля – Короля Ночи и Короля Дня и т.п.

После обсуждения замыслом ученики приступают к практической работе (см. 19 лист Творческой папки). Учитель должен помнить, что большой формат требует и большего времени. Если дети работают гелевыми ручками и тушью с пером-палочкой, то формат рисунка не должен быть дольше половины альбомного листа (см. лист 10 Творческой папки). Если гуашевыми красками или углем и мелом – то альбомного. Например, рисунок Павликовой Олеси «Красавица Ночь», помещенный в учебнике на странице 33 воспроизведен в натуральную величину (1/4 альбомного листа). В своих рисунках ребёнок стремится видеть завершённость. Поэтому на практическую часть учитель должен отводить не менее 20-30 минут, а по возможности и больше.

За пять-десять минут до конца урока педагог выставляет оценки. Называя фамилию ребенка, просит его показать свою работу учителю и ребятам. Оценка должна быть справедливой, если ученик ещё не завершил образ, то учитель говорит, что ставит оценку за этап работы и что в конце занятия может поставить вторую оценку за итог. Отдельно или в совокупности учитель может поставить оценку за замысел. Тогда он просит ребенка огласить название рисунка.

Важно, чтобы оценка была позитивной и нацеливала второклассника на целостное завершение изобразительного образа: в целом хорошо, но следует доделать звездное небо; отлично, но можно аккуратнее сделать ресницы и узоры на платье; пять с минусом, пустоват правый угол рисунка, может быть там разместить луну или облако; хорошо, но у деревьев не хватает на ветках маленьких сучков и т.п.

По завершении работы рисунки экспонируются в «Выставочном уголке»: самостоятельно крепятся детьми магнитами на магнитную доску.

Во внеурочное время учитель предлагает детям нарисовать композицию на тему «День», если они рисовали «Ночь», а тем, кто рисовал «Ночь» – изобразить «День». Если они работали на уроке над композицией «День и Ночь», то дома подумать и изобразить образ «Вечера» или «Утра» или выполнить задание №20 Творческой папки. Свои рисунки принести на следующее занятие.

Хотя внеурочное задание не является обязательным, периодическое обращение и внимание к домашнему творчеству стимулирует большую часть детей к изобразительной деятельности. Самостоятельное рисование, как известно, развивает креативную сноровку, а та, в свою очередь, способствует развитию умственных способностей организма, формированию универсальных учебных действий второклассников: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.017 с.)