Структура и ценностные ориентиры программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и ценностные ориентиры программы



Образовательная цель программы «Природа и художник» – развитие культуры творческой личности.

Содержание программы 2 класса «Художник и природа земли в прошлом, настоящем и будущем» раскрывается через серию художественно-творческих заданий, объединённых в четыре тематических модуля:

I модуль

Художник мир природы: наблю­дение и изображение окружающей челове­ка неживой природы: неба, земли, деревьев, трав, цветов, водоемов и т.п., выраже­ние своего к ним отношения через разные виды художественной деятельности — изобразительную, декоративную, конструк­тивную.

II модуль

Художник и мир животных: наблюдение и изображение живой природы: птиц, насе­комых, рыб, зверей, домашних животных и т.д., выражение своего к ним отношения через разные виды художественной деятельности — изобразительную, декоративную, конструк­тивную.

III модуль

Художник и мир человека: наблюдение за жизнью человека и его предметным окружением; фантазирование на эти темы через разные виды художественной деятельности — изобразительную, декоративную, конструк­тивную.

IV модуль

Художник и мир искусств: рассмотрение проблемы соотношения образа реальной природы и её изображения в различных видах искусств: театре, кино, литературе, музыке, через такие виды художественной деятельности как изображение, декор, конструк­ция.


 

Краткое изложение

Тематики художественно-творческих заданий

Блочно-тематический модуль ХУДОЖНИК И МИР ПРИРОДЫ

Урок 1. Творческая папка художника

Урок 2. Лучезарное солнце

Урок 3. Деревья-долгожители

Урок 4. Необычные цветы

Урок 5. Камни-самоцветы

Урок 6. Бусы из ягод и гирлянды цветов

Урок 7. День и ночь

Урок 8. Мир природы дарит нам материалы для творчества

 

Блочно-тематический модуль ХУДОЖНИК И МИР ЖИВОТНЫХ

Урок 1. Тайны подводного царства

Урок 2. Динозавры

Урок 3. Черепахи

Урок 4. Насекомые-гиганты

Урок 5. Мамонт

Урок 6. Следы на снегу

Урок 7. Животные в зоопарке

Урок 8. Фантастические животные

Урок 9. Новогодний подарок

Блочно-тематический модуль ХУДОЖНИК И МИР ЧЕЛОВЕКА

Урок 1. Ты - художник

Урок 2. Семейный праздник

Урок 3. Портрет

Урок 4. Парный портрет

Урок 5. Портрет пожилого человека

Урок 6. Художник рисует высоких людей

Урок 7. Чудеса света

Урок 8. Необычные скульптуры

Урок 9. Башня до небес

У рок 10. Каждый народ - художник

Урок 11. Красота вещей

Блочно-тематический модуль ХУДОЖНИК И МИР ИСКУССТВ

Урок 1. В мире книг

Урок 2. В мире музыки

Урок 3. Кукольный театр

Урок 4. Музей под открытым небом

Урок 5. Санкт-Петербург – город музей

Урок 6. Государственный Эрмитаж

 


Методические рекомендации к урокам изобразительного искусства во 2 классе

ХУДОЖНИК И МИР ПРИРОДЫ

 

Урок 1 Творческая папка

Задачи развития универсальных учебных действий второклассников:

Учить различать изобразительные возможности разных художественных материалов.

Выполнять рисунок по собственному замыслу или на предложенную тему.

Выбирать элементарную композицию оформления рисунка на бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева).

Оценивать эстетическую выразительность обложки папки или альбома.

Анализировать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

 

Перед уроком учитель размещает на магнитной доске выразительные детские рисунки, которые учащиеся нарисовали в 1 классе. После приветствия, рассматривая с второклассниками эти рисунки, вспоминает с ними содержание тем уроков 1 класса. Спрашивая детей, какой урок им больше всего запомнился в первом классе?

Педагог обращает внимание учеников на «Выставочный уголок», где традиционно помещаются домашние рисунки и поделки, даёт им оценку. Вручает медали за выразительность работ. (Медали – это разноцветные цветные листы круглой или квадратной формы, во втором классе их 12, см. Творческую папку, лист 1). Медали дети могут смастерить сами дома, выбирая им произвольную форму и оформление. Медалями могут служит обычные бумажные квадратики, вырезанные педагогом из цветной бумаги или цветного картона. В Творческой папке (лист 3) помещены цветные кругу, ученик, заслуживший поощрение, вырезает цветной круг – медаль и складывает его в конверт. Конверт он может смастерить сам (см. Творческую папку, лист 2). В конце или в середине года собранные медали подсчитываются и определяются победители (первые три места).

Затем педагог просит детей открыть учебник на с.3 и знакомит ребят с содержанием вводного текста (текст учебника можно прочитать хором). Оглашает тему путешествия в мир изобразительного искусства «Художник и мир природы» (с.4-5). Учитель может использовать в качестве интригующего внимание учеников момента воображаемую ситуацию «Путешествие на машине времени (чуде-машине)». Чудо-машины дети рисовали в первом классе. Игра «Воображаемое перемещение в картину» позволит ученикам «осмотреться по сторонам» и ощутить на себе композиционные и колористические особенности произведения.

Глядя на зрительный материал разворота учебника (с. 4-5), учитель может задать детям следующие вопросы:

1. В какой картине ты бы хотел оказаться? Почему?

2. Произведение какого художника тебе нравится? Почему?

3. Какая картина самая таинственная, торжественная? Почему ты так решил?

4. Какое произведение можно отнести в графике (Ф.Мазереля)? Какое – к живописи? Почему ты так решил?

5. К какому виду искусства относятся красивые малахитовые вазы? (на этот вопрос учитель, выслушав детские высказывания, отвечает сам: декоративно-прикладному).

Затем, вместе с детьми рассмотрите детские рисунки, помещенные на с. 6-7. Предложите детям ответить на вопросы рубрики «Подумай и ответь» (с.7) и проверить свои ответы (рубрика учебника «Проверь свои знания» с.7).

Обратите внимание ребят на те художественные материалы, которыми они будут работать в этом году: простой и цветные карандаши, гелевые ручки (с черным, серебряным или золотым стержнем), ручки Пиши-стирай, цветные фломастеры, акварель, восковые мелки (или масляная пастель), белая и цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, цветной пластилин.

Важное условие успешной организации творческой деятельности учеников на уроках изобразительного искусства – равенство возможностей. Если все художественные материалы второклассники будут получать в классе и хорошего качества, то создадутся благоприятные предпосылки для самореализации каждого школьника. Благоприятная материальная среда и равенство возможностей не будут развивать в детях зависть, а у неорганизованных детей, которые склонны забывать дома художественные материалы, – неудовлетворённость от творческого процесса, от работы «чем попадя».

Поинтересуйтесь у ребят, каким графическими художественным материалом им больше всего нравиться рисовать: фломастерами или гелевыми (шариковыми) ручками. После первого класса у них уже могут сформироваться определенные предпочтения. Покажите возможности работы чёрными гелевыми ручками и ручками Пиши-стирай. Обратите внимание на то, что неудавшееся изображение можно всегда убрать «волшебными» ручками Пиши-стирай (если нет возможности, то такую ручку дети не используют).

Рассмотрите с детьми обложку Творческой папки или обложку альбома для рисования (или папки для черчения или акварели). Обратите внимание на то, что обложки всех папок (альбомов) похожи одна на другую, попросите детей подписать свою папку (альбом) и нарисовать для обложки рисунок на свободную тему или на тему «Как я провёл лето», обратите внимание на выразительность формата листа, на котором будет выполняться работа (см. Творческую папку, лист 3). Рисунок выполняется чёрной гелевой ручкой, а затем расцвечивается цветными карандашами. Практика показывает, что если в первом классе учитель в процессе анализа работ подчеркивал выразительные качества графического не цветного рисунка, то дети осознанно не раскрашивают контурный рисунок цветными карандашами, оставляя его чёрно-белым.

После того как рисунок создан, его нужно будет приклеить на обложку клеевым карандашом, и папка приобретет особый вид, станет оригинальной.

В конце урока отметьте лучшие (наиболее выразительные) рисунки и вручите медали. Так же отметьте детей, которые наиболее аккуратно приклеили рисунок.

При выполнении самостоятельного рисунка (рисунка по собственному замыслу) бывают такие ситуации, когда ребёнок не знает что рисовать. Это, как правило, те дети, которые имеют небольшой рисовальный опыт, дома они не рисуют, у них отсутствует творческая инициатива, они не привыкли сочинять что-то своё и всегда ждут педагогической подсказки. В этом случае можно порекомендовать ребёнку, глядя на произведения художников, помещенные на 4-5 с., создать композицию по мотивам любого произведения (рисование по поводу картины). Это не копия произведения, её ребёнок не может ещё создавать, но он может частично заимствовать композицию. Каркасный рисунок создаётся чёрной гелевой ручкой, а затем расцвечивается цветными карандашами. При желании он может оставить рисунок чёрно-белым. Такая интерпретация произведения в графической форме будет способствовать развитию аналитических, познавательных, да и изобразительных универсальных учебных действий, которые предусмотрены образовательным стандартом. Подписывая рисунок на обратной стороне, ученик указывает, например «по картине К. Богаевского».

Опыт работы с детьми показывает, что любой ребёнок, даже тот, который затрудняется что-то нарисовать и долго не приступает к работе, с удовольствием будет рисовать «Машину времени», на которой можно полететь как в прошлое, так и в будущее, а также в любую сказочную страну и в Мир изобразительного искусства. Обычно дети с интересом воспринимают эту тему и создают образ чудо-машины. Бывает так, что за одно занятие ученики на небольших листах бумаги (1/4 альбомного листа создают 2 рисунка: Рисунок на свободную тему и Машина-времени.) Вторую тему для рисования «Машина-времени» можно предложить детям-«быстроходам», которые рисуют быстрее других.

После анализа, созданных на занятии работ, учитель предлагает второклассникам дома вырезать из цветной бумаги 12 медалей (круглых или квадратных), по возможности повесить каждую на нитку или ленточку и положить в конверт (см. творческую папку). А также полюбоваться в солнечный день красками неба и выполнить рисунок на свободную тему.

 

 

Урок 2 Лучезарное солнце

Задачи развития универсальных учебных действий второклассников:

Учить различать изобразительные возможности разных художественных материалов.

Анализировать выразительность произведений изобразительного искусства.

Выполнять оригинальный рисунок на тему «Лучезарное солнце».

Использовать композицию рисунка в выразительных целях (солнце крупно во весь лист, лучи, напоминают волнистые или ломаные линии, точки, штрихи или др.).

Оценивать эстетическую выразительность результатов своей и чужой продуктивной деятельности.

 

В начале урока учитель анализирует принесённые детьми домашние работы. Затем просит их внимательно рассмотреть репродукции, размещенные на 8-11 страницах учебника, вместе с детьми (возможно хором) читает содержание текста, обращает внимание второклассников на то, что образ солнца каждый художник изображает по-своему.

На уроке выполняется задание 4 Творческой папки. Обращается внимание на выразительные особенности рисовального формата. Художник сначала задумывает образ, а потом воплощает свой замысел в материале.Внимательно рассматриваются произведения изобразительного искусства, помещенные на с.8-11. Обращается внимание детей на изобразительный формат, на то, как разные авторы по своему изображают лучи солнца.

Профессиональный художник может выполнять работу длительное время. В первом классе дети узнали о том, что Александр Иванов писал свое полотно более 20 лет, а его картина была больше, чем стена классной комнаты. Спросите детей, как называлась его картина, которая хранится в Третьяковской галерее.

Время на уроке ограничено. Из 40-45 минут ученик тратит на выполнение творческого задания 20-30 мин. А значит и размер его рисунка не может быть большим: на крупном формате второклассник не успеет выполнить задание, оно будет провоцировать ученика на схематичное и небрежное выполнение рисунка. В творческой папке не случайно оговариваются размеры рисунков.

Маленькие форматы – миниатюры, формируют внимательное отношение юных художников к детали, требуют неспешного выполнения задания. В Творческой папке к заданию 4 предлагается прямоугольный формат, который можно разместит вертикально или горизонтально. У учеников есть возможность выбора формата по душе в соответствии со своим замыслом и тем материалом, в котором будет выполняться задание на тему «Лучезарное солнце». Для работы с гуашевыми красками и широкими кистями нужно взять лист большого формата А 3 (это почти два альбомных листа, лист 4 Творческой папки), для работы тонком пером или шариковой ручкой – маленький (не более ¼ или ½ альбомного листа, лист 3 Творческой папки).

После того как формат и художественный материал выбран попросите ребят дать словесное описание будущей композиции. Вот некоторые из них: «Я изображу нашу дачу и солнышко, которое сидит на трубе», «Я нарисую морской пейзаж, заходящее солнце и красивый теплоход, так как летом мы были на море», «Я нарисую горы и барашка, который любуется солнцем, я видел овец у бабушки в деревне», «Я изображу птичек, летящих к солнышку, у которого лучи словно косы у девочки».

Иногда, дети, имеющие небольшой рисовальный опыт и слабое общее и художественное развитие, берутся срисовывать детские рисунки, которые помещены в учебнике. Перед выполнением творческого задания нужно оговорить некорректность этого поступка. Предупредите детей о том, что оценка за такой рисунок будет низкой. Если подражание буквально, то оценка вообще не будет ставиться. Во время практической работы учебники должны быть закрытыми. Если у второклассника не рождается замысел и он не знает что рисовать, тогда можно предложить ему попробовать «ухватить» композицию картины профессионального художника, например, К.Богаевского (с. 5 и 8 учебника) и попробовать изобразить свою композицию, глядя на эти произведения, при этом обязательно запомнить фамилию автора и название этого произведения и написать на обратной стороне рисунка надпись: по картине К.Богаевского «Горный пейзаж» («Генуэзская крепость»).

Во время практической работы учитель отмечает наиболее удачные начинания, необычные композиционные решения.

Замечено, что дети не любят, когда педагог внедряется в их рисунок и что-то в нем исправляет. Поэтому, если вы хотите показать юному рисовальщику приёмы работы, то показывайте ему на отдельном листе или на доске.

Нужно формировать в детях способность свободно общаться. Они должны без стеснения обращаться к педагогу с просьбой показать как рисовать тот или иной объект. Например, ученик может спросить, как нужно рисовать собаку, мост или корабль. Это нормально, ведь ученик приходит на урок, чтобы научится рисовать окружающие его мир. Относитесь к детским просьбам уважительно. Первое, куда нужно обращать внимание детей, чтобы подсказать им, – это на выразительные фотографии. На занятии «Лучезарное солнце» ими могут стать страницы настенных календарей с красивыми фоторепродукциями солнечного заката, восхода в разное время года и т.п. Во-вторых, обратите внимание второклассников на репродукции произведений изобразительного искусства, которые помещены в учебнике и в Творческой папке (раздел художественное лото «Государственный Эрмитаж»). Показывая картинки, скажите: «Посмотри, как нарисовал это профессиональный художник и постарайся сделать по–своему». Обычно дети удовлетворяются такими подсказками и начинают рисовать. Но если всё же затрудняются, то тогда учитель рисует им интересующий их объект по принципу схемы.

По окончании работы педагог может выставить некоторые выразительные работы для всеобщего обозрения на магнитной доске и дать им краткую характеристику. Обращая внимание на решение поставленных педагогом задач: оригинально изобразить солнечные лучи, наставник отмечает те рисунки, которые имеют не стандартную композицию и в них ярко выражена индивидуальность автора.

В конце урока учитель предлагает второклассникам во внеурочное время выполнить задание 6 Творческой папки. А также понаблюдать за осенними деревьями, по возможности принести на урок упавшие листья дуба.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.223.37.137 (0.029 с.)