Художник и природа Земли в прошлом, настоящем и будущем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художник и природа Земли в прошлом, настоящем и будущем



Т. А. Копцева

 

 

Методические рекомендации

К учебнику для 2 класса

общеобразовательных

учреждений

Художник и природа Земли в прошлом, настоящем и будущем

Пособие для учителя

Смоленск

Ассоциация XXI век


УДК 373.167.1:689+689(075.2)

ББК 37.248я71

К65

Копцева Т. А.

Изобразительное искусство: Методические рекомендации

к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений /

Т. А. Копцева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. – с.

ISBN 978-5-418-00245-7

УДК 373.167.1:689+689(075.2)

ББК 37.248я71

ISBN 978-5-418-00245-7 © Копцева Т. А., 2012

© Издательство «Ассоциация XXI век», 2012

Все права защищены

 


 

Задачи развития

Универсальных учебных действий второклассников

Федеральным государственным стандартом начального образования в области изобразительного искусства определяется ряд образовательных задач, решение которых способствует развитию универсальные учебных действий школьников (УДД):

Познавательные УДД: Сообщать с учетом возрастных особенностей детей знаний в области изобразительного искусства, развивать представления детей о видах пластических искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство (дизайн); об основных жанрах изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр), о региональных (краеведческий, художественный) и ведущих художественных музеях страны (Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея и др.).

Регулятивные УДД: Приумножать опыт творческой деятельности, развивать умения второклассников в создании оригинальных замыслов творческой работы, в постановке целей и задач деятельности, в поиске оптимальных путей их решения, оценивать этапы и результаты творческой деятельности.

Коммуникативные УДД: Развивать умение общаться в процессе диалога; расширять навыки общения во время выполнения индивидуальных и коллективных форм деятельности, в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др.; развивать коммуникативный опыт в процессе рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека; в умении обсуждать результаты своей художественно-творческой деятельности и сверстников; развивать умения использовать возможности ИКТ и справочной литературы.

Личностные УДД: способствовать накоплению у учащегося опыта эмоционально-ценностных отношений к миру, проявлять авторский неповторимый изобразительный стиль, развивать умения использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру и др. для достижения своих творческих замыслов, развивать навыки моделирования новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка); способствовать коллекционированию творческих работ: уникальным достижением ученика является его Творческая папка (альбом), где он собирает и хранит продукты своей творческой деятельности.

Предметные УДД: Обучать изобразительным, конструктивным и декоративным видам творческой деятельности, развивать навыки работы с различными художественными материалами: гуашь, акварель, карандаш, пастель, восковые мелки, тушь, перо, гелевые (шариковые) ручки, фломастеры, маркеры, пластилин, цветная бумага и др.; развивать навыки художественного восприятия произведений изобразительного искусства различных видов пластических искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство.


I модуль

Художник мир природы: наблю­дение и изображение окружающей челове­ка неживой природы: неба, земли, деревьев, трав, цветов, водоемов и т.п., выраже­ние своего к ним отношения через разные виды художественной деятельности — изобразительную, декоративную, конструк­тивную.

II модуль

Художник и мир животных: наблюдение и изображение живой природы: птиц, насе­комых, рыб, зверей, домашних животных и т.д., выражение своего к ним отношения через разные виды художественной деятельности — изобразительную, декоративную, конструк­тивную.

III модуль

Художник и мир человека: наблюдение за жизнью человека и его предметным окружением; фантазирование на эти темы через разные виды художественной деятельности — изобразительную, декоративную, конструк­тивную.

IV модуль

Художник и мир искусств: рассмотрение проблемы соотношения образа реальной природы и её изображения в различных видах искусств: театре, кино, литературе, музыке, через такие виды художественной деятельности как изображение, декор, конструк­ция.


 

Краткое изложение

ХУДОЖНИК И МИР ПРИРОДЫ

 

Урок 1 Творческая папка

Задачи развития универсальных учебных действий второклассников:

Учить различать изобразительные возможности разных художественных материалов.

Выполнять рисунок по собственному замыслу или на предложенную тему.

Выбирать элементарную композицию оформления рисунка на бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева).

Оценивать эстетическую выразительность обложки папки или альбома.

Анализировать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

 

Перед уроком учитель размещает на магнитной доске выразительные детские рисунки, которые учащиеся нарисовали в 1 классе. После приветствия, рассматривая с второклассниками эти рисунки, вспоминает с ними содержание тем уроков 1 класса. Спрашивая детей, какой урок им больше всего запомнился в первом классе?

Педагог обращает внимание учеников на «Выставочный уголок», где традиционно помещаются домашние рисунки и поделки, даёт им оценку. Вручает медали за выразительность работ. (Медали – это разноцветные цветные листы круглой или квадратной формы, во втором классе их 12, см. Творческую папку, лист 1). Медали дети могут смастерить сами дома, выбирая им произвольную форму и оформление. Медалями могут служит обычные бумажные квадратики, вырезанные педагогом из цветной бумаги или цветного картона. В Творческой папке (лист 3) помещены цветные кругу, ученик, заслуживший поощрение, вырезает цветной круг – медаль и складывает его в конверт. Конверт он может смастерить сам (см. Творческую папку, лист 2). В конце или в середине года собранные медали подсчитываются и определяются победители (первые три места).

Затем педагог просит детей открыть учебник на с.3 и знакомит ребят с содержанием вводного текста (текст учебника можно прочитать хором). Оглашает тему путешествия в мир изобразительного искусства «Художник и мир природы» (с.4-5). Учитель может использовать в качестве интригующего внимание учеников момента воображаемую ситуацию «Путешествие на машине времени (чуде-машине)». Чудо-машины дети рисовали в первом классе. Игра «Воображаемое перемещение в картину» позволит ученикам «осмотреться по сторонам» и ощутить на себе композиционные и колористические особенности произведения.

Глядя на зрительный материал разворота учебника (с. 4-5), учитель может задать детям следующие вопросы:

1. В какой картине ты бы хотел оказаться? Почему?

2. Произведение какого художника тебе нравится? Почему?

3. Какая картина самая таинственная, торжественная? Почему ты так решил?

4. Какое произведение можно отнести в графике (Ф.Мазереля)? Какое – к живописи? Почему ты так решил?

5. К какому виду искусства относятся красивые малахитовые вазы? (на этот вопрос учитель, выслушав детские высказывания, отвечает сам: декоративно-прикладному).

Затем, вместе с детьми рассмотрите детские рисунки, помещенные на с. 6-7. Предложите детям ответить на вопросы рубрики «Подумай и ответь» (с.7) и проверить свои ответы (рубрика учебника «Проверь свои знания» с.7).

Обратите внимание ребят на те художественные материалы, которыми они будут работать в этом году: простой и цветные карандаши, гелевые ручки (с черным, серебряным или золотым стержнем), ручки Пиши-стирай, цветные фломастеры, акварель, восковые мелки (или масляная пастель), белая и цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, цветной пластилин.

Важное условие успешной организации творческой деятельности учеников на уроках изобразительного искусства – равенство возможностей. Если все художественные материалы второклассники будут получать в классе и хорошего качества, то создадутся благоприятные предпосылки для самореализации каждого школьника. Благоприятная материальная среда и равенство возможностей не будут развивать в детях зависть, а у неорганизованных детей, которые склонны забывать дома художественные материалы, – неудовлетворённость от творческого процесса, от работы «чем попадя».

Поинтересуйтесь у ребят, каким графическими художественным материалом им больше всего нравиться рисовать: фломастерами или гелевыми (шариковыми) ручками. После первого класса у них уже могут сформироваться определенные предпочтения. Покажите возможности работы чёрными гелевыми ручками и ручками Пиши-стирай. Обратите внимание на то, что неудавшееся изображение можно всегда убрать «волшебными» ручками Пиши-стирай (если нет возможности, то такую ручку дети не используют).

Рассмотрите с детьми обложку Творческой папки или обложку альбома для рисования (или папки для черчения или акварели). Обратите внимание на то, что обложки всех папок (альбомов) похожи одна на другую, попросите детей подписать свою папку (альбом) и нарисовать для обложки рисунок на свободную тему или на тему «Как я провёл лето», обратите внимание на выразительность формата листа, на котором будет выполняться работа (см. Творческую папку, лист 3). Рисунок выполняется чёрной гелевой ручкой, а затем расцвечивается цветными карандашами. Практика показывает, что если в первом классе учитель в процессе анализа работ подчеркивал выразительные качества графического не цветного рисунка, то дети осознанно не раскрашивают контурный рисунок цветными карандашами, оставляя его чёрно-белым.

После того как рисунок создан, его нужно будет приклеить на обложку клеевым карандашом, и папка приобретет особый вид, станет оригинальной.

В конце урока отметьте лучшие (наиболее выразительные) рисунки и вручите медали. Так же отметьте детей, которые наиболее аккуратно приклеили рисунок.

При выполнении самостоятельного рисунка (рисунка по собственному замыслу) бывают такие ситуации, когда ребёнок не знает что рисовать. Это, как правило, те дети, которые имеют небольшой рисовальный опыт, дома они не рисуют, у них отсутствует творческая инициатива, они не привыкли сочинять что-то своё и всегда ждут педагогической подсказки. В этом случае можно порекомендовать ребёнку, глядя на произведения художников, помещенные на 4-5 с., создать композицию по мотивам любого произведения (рисование по поводу картины). Это не копия произведения, её ребёнок не может ещё создавать, но он может частично заимствовать композицию. Каркасный рисунок создаётся чёрной гелевой ручкой, а затем расцвечивается цветными карандашами. При желании он может оставить рисунок чёрно-белым. Такая интерпретация произведения в графической форме будет способствовать развитию аналитических, познавательных, да и изобразительных универсальных учебных действий, которые предусмотрены образовательным стандартом. Подписывая рисунок на обратной стороне, ученик указывает, например «по картине К. Богаевского».

Опыт работы с детьми показывает, что любой ребёнок, даже тот, который затрудняется что-то нарисовать и долго не приступает к работе, с удовольствием будет рисовать «Машину времени», на которой можно полететь как в прошлое, так и в будущее, а также в любую сказочную страну и в Мир изобразительного искусства. Обычно дети с интересом воспринимают эту тему и создают образ чудо-машины. Бывает так, что за одно занятие ученики на небольших листах бумаги (1/4 альбомного листа создают 2 рисунка: Рисунок на свободную тему и Машина-времени.) Вторую тему для рисования «Машина-времени» можно предложить детям-«быстроходам», которые рисуют быстрее других.

После анализа, созданных на занятии работ, учитель предлагает второклассникам дома вырезать из цветной бумаги 12 медалей (круглых или квадратных), по возможности повесить каждую на нитку или ленточку и положить в конверт (см. творческую папку). А также полюбоваться в солнечный день красками неба и выполнить рисунок на свободную тему.

 

 

Урок 2 Лучезарное солнце

Задачи развития универсальных учебных действий второклассников:

Учить различать изобразительные возможности разных художественных материалов.

Анализировать выразительность произведений изобразительного искусства.

Выполнять оригинальный рисунок на тему «Лучезарное солнце».

Использовать композицию рисунка в выразительных целях (солнце крупно во весь лист, лучи, напоминают волнистые или ломаные линии, точки, штрихи или др.).

Оценивать эстетическую выразительность результатов своей и чужой продуктивной деятельности.

 

В начале урока учитель анализирует принесённые детьми домашние работы. Затем просит их внимательно рассмотреть репродукции, размещенные на 8-11 страницах учебника, вместе с детьми (возможно хором) читает содержание текста, обращает внимание второклассников на то, что образ солнца каждый художник изображает по-своему.

На уроке выполняется задание 4 Творческой папки. Обращается внимание на выразительные особенности рисовального формата. Художник сначала задумывает образ, а потом воплощает свой замысел в материале.Внимательно рассматриваются произведения изобразительного искусства, помещенные на с.8-11. Обращается внимание детей на изобразительный формат, на то, как разные авторы по своему изображают лучи солнца.

Профессиональный художник может выполнять работу длительное время. В первом классе дети узнали о том, что Александр Иванов писал свое полотно более 20 лет, а его картина была больше, чем стена классной комнаты. Спросите детей, как называлась его картина, которая хранится в Третьяковской галерее.

Время на уроке ограничено. Из 40-45 минут ученик тратит на выполнение творческого задания 20-30 мин. А значит и размер его рисунка не может быть большим: на крупном формате второклассник не успеет выполнить задание, оно будет провоцировать ученика на схематичное и небрежное выполнение рисунка. В творческой папке не случайно оговариваются размеры рисунков.

Маленькие форматы – миниатюры, формируют внимательное отношение юных художников к детали, требуют неспешного выполнения задания. В Творческой папке к заданию 4 предлагается прямоугольный формат, который можно разместит вертикально или горизонтально. У учеников есть возможность выбора формата по душе в соответствии со своим замыслом и тем материалом, в котором будет выполняться задание на тему «Лучезарное солнце». Для работы с гуашевыми красками и широкими кистями нужно взять лист большого формата А 3 (это почти два альбомных листа, лист 4 Творческой папки), для работы тонком пером или шариковой ручкой – маленький (не более ¼ или ½ альбомного листа, лист 3 Творческой папки).

После того как формат и художественный материал выбран попросите ребят дать словесное описание будущей композиции. Вот некоторые из них: «Я изображу нашу дачу и солнышко, которое сидит на трубе», «Я нарисую морской пейзаж, заходящее солнце и красивый теплоход, так как летом мы были на море», «Я нарисую горы и барашка, который любуется солнцем, я видел овец у бабушки в деревне», «Я изображу птичек, летящих к солнышку, у которого лучи словно косы у девочки».

Иногда, дети, имеющие небольшой рисовальный опыт и слабое общее и художественное развитие, берутся срисовывать детские рисунки, которые помещены в учебнике. Перед выполнением творческого задания нужно оговорить некорректность этого поступка. Предупредите детей о том, что оценка за такой рисунок будет низкой. Если подражание буквально, то оценка вообще не будет ставиться. Во время практической работы учебники должны быть закрытыми. Если у второклассника не рождается замысел и он не знает что рисовать, тогда можно предложить ему попробовать «ухватить» композицию картины профессионального художника, например, К.Богаевского (с. 5 и 8 учебника) и попробовать изобразить свою композицию, глядя на эти произведения, при этом обязательно запомнить фамилию автора и название этого произведения и написать на обратной стороне рисунка надпись: по картине К.Богаевского «Горный пейзаж» («Генуэзская крепость»).

Во время практической работы учитель отмечает наиболее удачные начинания, необычные композиционные решения.

Замечено, что дети не любят, когда педагог внедряется в их рисунок и что-то в нем исправляет. Поэтому, если вы хотите показать юному рисовальщику приёмы работы, то показывайте ему на отдельном листе или на доске.

Нужно формировать в детях способность свободно общаться. Они должны без стеснения обращаться к педагогу с просьбой показать как рисовать тот или иной объект. Например, ученик может спросить, как нужно рисовать собаку, мост или корабль. Это нормально, ведь ученик приходит на урок, чтобы научится рисовать окружающие его мир. Относитесь к детским просьбам уважительно. Первое, куда нужно обращать внимание детей, чтобы подсказать им, – это на выразительные фотографии. На занятии «Лучезарное солнце» ими могут стать страницы настенных календарей с красивыми фоторепродукциями солнечного заката, восхода в разное время года и т.п. Во-вторых, обратите внимание второклассников на репродукции произведений изобразительного искусства, которые помещены в учебнике и в Творческой папке (раздел художественное лото «Государственный Эрмитаж»). Показывая картинки, скажите: «Посмотри, как нарисовал это профессиональный художник и постарайся сделать по–своему». Обычно дети удовлетворяются такими подсказками и начинают рисовать. Но если всё же затрудняются, то тогда учитель рисует им интересующий их объект по принципу схемы.

По окончании работы педагог может выставить некоторые выразительные работы для всеобщего обозрения на магнитной доске и дать им краткую характеристику. Обращая внимание на решение поставленных педагогом задач: оригинально изобразить солнечные лучи, наставник отмечает те рисунки, которые имеют не стандартную композицию и в них ярко выражена индивидуальность автора.

В конце урока учитель предлагает второклассникам во внеурочное время выполнить задание 6 Творческой папки. А также понаблюдать за осенними деревьями, по возможности принести на урок упавшие листья дуба.

 

 

Урок 4 Необычные цветы

Задачи развития универсальных учебных действий второклассников:

Учить оценивать выразительность необычных природных форм.

Использовать сравнение, как средство выражения образного смысла сказок о маленьких человечках.

Выполнять иллюстрацию, используя выразительные возможности художественных материалов.

Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

 

На урок педагог приносит букет цветов и устанавливает его в вазу. Это могут быть любые цветы, которые цветут осенью: гладиолусы, розы, ромашки, хризантемы или другие. Держа в руках цветок, учитель обращает внимание детей на его красоту, на приятный запах, который от него исходит. Если ученики принесли домашние рисунки с изображениями комнатных цветов, то учитель обязательно обращает на них внимание, отмечает выразительные работы и отмечает похвалой, поощрительными призами или медалями (см. Творческая папка 1лист).

Затем учитель предлагает второклассникам представить, что они, благодаря машине-времени оказались в доисторические времена. Возможно, именно тогда на нашей планете появились цветы-гиганты, которые больше человеческого роста.

Необычные цветы громадных размеров и сегодня можно встретить в Индонезии на острове Суматра. Глядя на фотографию цветка на 16 странице учебника, учитель вместе с детьми читает информацию о «тёплом цветке» на 16-17 станицах. Сравнивает его с еще одним гигантом – цветком, которого называют «красной чашей» (17 страница учебника).

Затем, обращая внимание учеников на детские рисунки, помещенные на 18 станице, задает вопрос, представленный в рубрике «Подумай и ответь» (18 страница):

- В каких сказках человек меньше ростом, чем растения и цветы?

Для этого урока учитель оформляет выставку детских книг: Ханса Кристиана Андерсена «Дюймовочка», Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес», Шарля Перро «Мальчик-спальчик» или другие, оформленных разными художниками, или рассматривает с детьми иллюстрации в Творческой папке (см. лист 10 Творческой папки). По мере того, как дети называют известное им произведение, учитель показывает обложку книжки и некоторые иллюстрации, отражающие содержание книги. Обращает внимание на принцип сравнения, который используют художники, изображая человека маленьким, а цветы и окружающий человека растительный мир – большим.

Перед практической работой покажите на доске приёмы изображения человека: способом «от одежды». Сначала рисуется голова, шея, затем – кофта, брюки или юбка, завершает рисунок изображение кистей рук и ступней ног. Если позволяет время (2-3 мин.), можно попросить второклассников, продвинутых в творческом плане, на доске мелом по-своему нарисовать маленького человечка и сравнить его с рядом растущим крупным цветком или травой, грибами или ягодами (свой рисунок одаренный ученик может создавать на доске параллельно с учительским). Такие «рисующие» дети, как правило, будут создавать образ человека, используя приём «непрерывного рисования линией», который применяют многие профессиональные художники. Во время работы у доски учитель напоминает, что голова человека укладывается в фигуре человека 6-7 раз.

Второклассники выбирают формат для рисования, художественный материал и приступают к работе: иллюстрируют любую сказку, в которой человек с дюйм – 2см. 54 мм., или с пальчик – 3-5 см., поэтому он на рисунке должен быть меньше, чем головка цветка (см. лист 10 Творческой папки).

Опыт работы с второклассниками показывает, что для творческого рисования на уроке остаётся 20-30 мин. Если ученики первоначальный рисунок выполняют простым карандашом, то потом им не хватает времени, чтобы обвести карандашный рисунок и его расцветить. Поэтому рекомендуйте детям сразу начинать контурный рисунок в материале. Если это восковые мелки или масляная пастель, то ребенок выбирает предпочтительный цвет и создаёт им контурный рисунок. Как это сделал Акопян Аветис (18 страница учебника). Он выбрал охристый цвет мелка и нарисовал им всю композицию, а затем расцветил рисунок.

При работе с пастелью или восковыми мелками формат листа может быть покрупнее (альбомный лист и более, см. лист 10 Творческой папки). Если же ученик выбирает фломастеры, то контурный рисунок лучше всего выполнять коричневым или чёрным цветом, а затем расцвечивать его цветными карандашами. Как это сделала Лыженкова Аня (рисунок на странице 18 слева). Свой рисунок она выполнила на половине альбомного листа.

Если же учитель решит выполнить эту работу с детьми красками, то для создания завершённого образа детям понадобится два урока. Рекомендуется выполнить это задание чёрной гелевой ручкой (см. 9 лист Творческой папки). Если остается время рисунок можно расцветить цветными карандашами или золотой и серебряной гелевыми ручками.

По ходу выполнения практической работы педагог отмечает удачные начинания и поощряет (похвалой, оценкой или медалью). Просит учеников задавать ему вопросы, если они затрудняются с изображением какого-нибудь объекта.

По окончании работы из выразительных композиций составляется выставка (дети сами прикрепляют рисунки к магнитной доске, на которой они экспонируются до следующего урока).

Во внеурочное время второклассникам предлагается выполнить задание № 12 Творческой папки: в технике оригами смастерить цветок.

 

 

Урок 5 Камни-самоцветы

Задачи развития универсальных учебных действий второклассников:

Учить оценивать выразительность уральских самоцветных камней.

Различать тёплые и холодные цвета, светлые и тёмные оттенки одного цвета.

Получать разные оттенки цвета в технике акварели по-сырому или в результате смешения разных цветов пластилина.

Выполнять симметричное изображение вазы.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

 

Урок можно начать с анализа принесенных детьми домашних работ.

На специальной подставке учитель готовит экспозицию детских книг по сказам Павла Бажова с выразительными обложками. Особенное место занимают иллюстрации к сказке «Каменный цветок».

Вместе с детьми читаются и рассматриваются 19-21 страницы учебника. Если есть возможность, учитель приносит на занятие камни-самоцветы и изделия из них или останавливает внимание детей на репродукциях 20 страницы, где можно познакомиться с изделиями из малахита, который имеет разные оттенки: светло-зелёные, тёмно-зелёные, тускло-зелёные, нежно-зелёные и другие.

Учитель обращает внимание на, то, что зелёный цвет имеет разные оттенки. Он просит их ответить на вопрос (20 страница):

Какие слова можно подобрать, чтобы охарактеризовать оттенки зеленого цвета?

Показывая цветные эталоны с зелёными красками, педагогом произносятся названия красок: травяная зелень, изумрудная зелень, хром-кобальт светло-зелёный и другие.

Далее учитель предлагает детям согнуть два белых листа бумаги пополам (один по горизонтали, другой по вертикали) и простым карандашом нарисовать фигурный контур и вырезать симметричное изображение ваз.

После чего, учитель напоминает, что зелёный цвет можно получить разными способами: если смешать жёлтую краску и синюю, или жёлтую и чёрную, свои слова подкрепляет практическим показом на доске: смешивая на листе акварельные или гуашевые краски.

Содержание творческого задания, обозначенного на 22 странице, учитель также раскрывает личным показом. В технике по-сырому он изображает малахитовые переливы цвета, получает тёплые, а затем холодные оттенки зелёного. Получившиеся ещё влажные изображения учитель посыпает каменной солью, соль собирает вокруг себя краску и создаёт своеобразные изображения цветов. Второклассники выполняют упражнения, нанося краску в технике по-сырому сначала на одну, а затем и на другую бумажную заготовку вазы и экспериментируют с солью.

Дома педагог предлагает детям выполнить декоративную вазу, используя стеклянную или пластмассовую баночку и пластилин. Глядя на 23 страницу учебника, учитель объясняет второклассникам этапы выполнения задания, и предлагает им принести на следующее задание созданные ими во внеурочное время вазы, обращает внимание на то, что миниатюрную (маленького размера) «малахитовую вазу» можно вылепить из пластилина, без стеклянной основы.

Урок 7 День и ночь

Задачи развития универсальных учебных действий второклассников:

Учить в ысказывать эмоциональные суждения о красоте ночного пейзажа.

Выполнять графическую композицию, используя выразительность чёрно-белого контраста.

Отражать состояние природы (грусть, радость, тревога), используя выразительные возможности графических материалов: точку, линию, штрих, пятно.

Оценивать выразительные качества чёрно-белых изображений, придумывать оригинальные названия своим рисункам.

Отличать произведения графики от живописных.

 

Урок лучше всего начать с обсуждения принесённых учениками домашних поделок. Если дети выставили много работ, то учитель останавливает внимание на наиболее выразительных. Важно поощрить всех юных художников, кто принес самостоятельные домашние работы, похвалой или медалями или другими поощрительными призами: например, открытками с произведениями изобразительного искусства, книжными закладками, маленькими календарями и т.п., желательно, чтобы все эти призы изготовили сами дети на уроках технологии, изобразительного искусства, или во внеурочное время.

Погружение в тему урока «День и ночь» можно начать с игровых моментов. Например, затемнить комнату и осветить стеклянный шар, так чтобы на потолке и стенах заиграли огоньки-звёзды. Этот световой эффект настроит ребят на восприятие ночи, как таинственного и загадочного времени суток. Дальнейшее восприятие и обсуждение иллюстраций в учебнике на 30-33 страницах пройдёт живее.

Детям можно задать следующие вопросы:

- Почему художник Константин Богаевский изобразил свечение луны таким необычным образом (с.30 учебника)?

- В каком виде искусства: живописи или графике, выполнены работы К. Богаевского и Ф.Мазереля? (графика, с.30,31 учебника).

- Почему художники не стали вводить цвет в свои композиции?

- Какие средства художественного выражения: точку, линию, штрих, пятно использовал К.Богаевкий в рисунке «Сияющий город», а Ф.Мазерель – в гравюрах из серии «Ночь»?

Педагог выразительно читает стихотворение К. Бальмонта «Новолуние», а затем просит второклассников рассмотреть детские рисунки на 32-33 страницах учебника и определить:

- Как они понимают слово «новолуние»?

- Какие рисунки более всего отражают содержание стихотворения?

В результате обсуждения окажется, что не один рисунок не отражает полностью строки этого стихотворения. Каждый человек по-своему видит ночь – то загадочное время суток: кто-то иносказательно, в виде портрета прекрасной девушки, кто-то изображает ночь в городе, кто-то видит ночной пейзаж с образом одинокого зверя, который воет, глядя на луну и т.п.

Особое внимание второклассников привлечёт «философский» рисунок Тимошенковой Ани на 33 странице учебника. В своем графическом листе она одновременно изобразила сразу и ночь и день.

Перед практической работой можно выполнить задание 19 Творческой папки.

Детям заранее раздаются белые и чёрные листы бумаги, белые и чёрные гелевые ручки (возможно, белая и чёрная гуашевые краски или уголь и мел). Технология работы детям понятна: чтобы изобразить на чёрном фоне изображения нужно работать белым цветом, а на белом фоне – чёрным (см. лист 21 Творческой папки).

Юные рисовальщики задумывают идею рисунка (замысел) и могут её проговорить вслух: Я буду рисовать царицу Ночь чёрным цветом на белом фоне. Я нарисую День и Ночь: с одной стороны солнце и цветы, а на дугой стороне – луну и деревья. Я нарисую белым цветом День в виде принца с короной, которая будет сиять, как солнце. Я нарисую шахматное королевство Белого и Чёрного короля – Короля Ночи и Короля Дня и т.п.

После обсуждения замыслом ученики приступают к практической работе (см. 19 лист Творческой папки). Учитель должен помнить, что большой формат требует и большего времени. Если дети работают гелевыми ручками и тушью с пером-палочкой, то формат рисунка не должен быть дольше половины альбомного листа (см. лист 10 Творческой папки). Если гуашевыми красками или углем и мелом – то альбомного. Например, рисунок Павликовой Олеси «Красавица Ночь», помещенный в учебнике на странице 33 воспроизведен в натуральную величину (1/4 альбомного листа). В своих рисунках ребёнок стремится видеть завершённость. Поэтому на практическую часть учитель должен отводить не менее 20-30 минут, а по возможности и больше.

За пять-десять минут до конца урока педагог выставляет оценки. Называя фамилию ребенка, просит его показать свою работу учителю и ребятам. Оценка должна быть справедливой, если ученик ещё не завершил образ, то учитель говорит, что ставит оценку за этап работы и что в конце занятия может поставить вторую оценку за итог. Отдельно или в совокупности учитель может поставить оценку за замысел. Тогда он просит ребенка огласить название рисунка.

Важно, чтобы оценка была позитивной и нацеливала второклассника на целостное завершение изобразительного образа: в целом хорошо, но следует доделать звездное небо; отлично, но можно аккуратнее сделать ресницы и узоры на платье; пять с минусом, пустоват правый угол рисунка, может быть там разместить луну или облако; хорошо, но у деревьев не хватает на ветках маленьких сучков и т.п.

По завершении работы рисунки экспонируются в «Выставочном уголке»: самостоятельно крепятся детьми магнитами на магнитную доску.

Во внеурочное время учитель предлагает детям нарисовать композицию на тему «День», если они рисовали «Ночь», а тем, кто рисовал «Ночь» – изобразить «День». Если они работали на уроке над композицией «День и Ночь», то дома подумать и изобразить образ «Вечера» или «Утра» или выполнить задание №20 Творческой папки. Свои рисунки принести на следующее занятие.

Хотя внеурочное задание не является обязательным, периодическое обращение и внимание к домашнему творчеству стимулирует большую часть детей к изобразительной деятельности. Самостоятельное рисование, как известно, развивает креативную сноровку, а та, в свою очередь, способствует развитию умственных способностей организма, формированию универсальных учебных действий второклассников: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных.

 

Тематический модуль

ХУДОЖНИК И МИР ЖИВОТНЫХ

Урок 2 Динозавры

Задачи развития универсальных учебных действий второклассников:

Учить высказывать суждения по поводу необычного роста и внешнего вида динозавров.

Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию.

Использовать сравнение, как средство выражения образного смысла сказки «Я в царстве динозавров».

Использовать выразительные средства композиции: главный герой в центре и крупно, ближе – больше, дальше – меньше.

Оценивать результаты творческой работы на тему «У динозавров тоже есть мамы и папы», отражающей идею любви и дружбы.

 

Тема «Динозавры» так интересна и близка второклассникам, что обычно к этому уроку они приносят из своих домашних библиотек много красиво иллюстрированных книг.

Дети могут без конца рассказывать о динозаврах, знают, как они подразделяются, сколько весят и какого они роста. Все эти познания можно органично использовать на уроке при осмыслении с детьми проблем: У динозавров тоже бывают папы и мамы? Динозавры заботливые родители?

На этом занятии важно увести детей от всепоглощающих их внимание хищных динозавров, в мир жизни чудо-гигантов, которые бывают ласковыми и заботливыми родителями.

Для интриги можно создать ситуации мнимого перемещения на машине-времени в иной доисторический мир, когда людей на земле ещё не было, а по планете бродили травоядные и хищные динозавры, в небесах летали громадные ящеры.

Учитель рассматривает с учащимися 47-49 страницы учебника, и просит их продумать сюжет для будущего рисунка, который бы обязательно был связан с темой «Динозавры – заботливые родители». Проговаривание вслух сюжета, как маленького рассказа-сказки, хотя бы 2-3 детьми способствует расширению детских представлений об анализируемом событии:

«Я сел на машину времени и оказался в стране динозавров. Вдруг затряслась земля, и я увидел громадную гору, которая зашевелилась – это был диплодок. В кустах я услышал мяуканье – это был маленький диплодочек. Его большая мама наклонила голову и стала лизать и меня и своего маленького сыночка».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.32.213 (0.105 с.)