Урок 3 Деревья – долгожители 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 3 Деревья – долгожители



Задачи развития универсальных учебных действий второклассников:

Учить оценивать выразительность необычных природных форм.

Высказывать суждения о деревьях-великанах.

Использовать сравнение, как средство выражения своего отношение к большим размерам дерева: большой - маленький.

Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика.

Выполнять иллюстрацию, используя выразительные возможности художественных материалов.

Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию.

Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов.

Оцениватьвыразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Этот урок лучше всего провести на при­роде, нацелив детей на внимательное рас­сматривание деревьев и рисование их «по поводу натуры». Если есть возможность, то поделать наброски деревьев из окна классной комнаты или коридора. Можно принести, сломанные ветром ветки деревьев (дуба, берёзы или др.) и сделать с них наброски на 5-10 мин. Ученики могут делать за­рисовки простым карандашом, углем или сангиной в альбоме или блокноте, на листе 6 листе Творческой папки. Если нет воз­можности делать наброски на пленэре или с живой натуры, то по­каз различных деревьев организуется с по­мощью слайдов или рассматривания репродукций учебника с. 12-15. Для усиления эмоциональности воспри­ятия в качестве фона может звучать музы­ка.

Рассматривая вместе с детьми деревья различных пород, следует обратить внима­ние на то, что они, как и люди, бывают ма­ленькие, худенькие, гибкие, тоненькие, большие, толстые, неуклюжие, громадные. Одни деревья своей кроной имеют устрашающий вид: деревья-драконы, деревья-великаны и т.п. (см.кую папку 6 лист)), другие — олицетворяют кротость или хрупкость (деревья-карлики, деревья-плак­сы, склоняющие свои ветви, словно от тяжести, до самой земли и т.п.).

После просмотра слайдов или репродук­ций учитель рисует на доске мелом (или на ватмане углем) деревья различных пород, наделяя их при этом образными характери­стиками. Он может комментировать рису­нок в стиле сказки:

«Однажды художник отправился в дале­кое путешествие мир посмотреть да себя показать. Долго ли коротко ли шел худож­ник и наконец дошёл до царства, где жили одни Деревья. В царстве Деревьев худож­ника встретили три богатыря — три дерева с прямыми как стрела стволами (педагог рисует на доске эти деревья). Они были крепкими и сильными (см. учебник с.14). Вдруг деревья заговорили человеческим голосом:

— Зачем ты пожаловал к нам, худож­ник?

— Мир посмотреть да поучиться уму-разуму, — ответил он.

— Давно человеческая нога не ступала в наше царство. Коль с миром пришел, про­ходи.

Раздвинули деревья-великаны свои вет­ви, художник вошел в лес и увидел на вы­соком холме старого дуба (с.12 учебника):

Дерево смолистое,

Ветвистое, стволистое,

Пятнисто-густолистое,

Ветвями в небо взвитое...

(Югославская песня «Дерево»)

Рисуя дуб на доске, учитель может читать стихотворение Н.Заболокого «Одинокий дуб» (с. 15 учебника).

…Нарисовал его художник и пошёл даль­ше. А в лесу деревьев видимо-невидимо, и каждое норовит с художником познакомить­ся. Хочется им, чтобы художник их нарисо­вал. Березка-красавица распустила свои косы, стоит перед художником и красотою похваляется: «Я ль на свете всех милее, всех белее и стройнее...» (педагог на доске изображает березу). А вот там, вдали, ивушка, словно спрятавшись от всех, стоит над ре­кой склонившись и о чем-то с ней разгова­ривает (педагог изображает иву небольшо­го размера, поясняя, что она вдалеке, и по­этому кажется меньше тех деревьев, кото­рые стоят вблизи). Тут мохнатый можже­вельник засуетился, закряхтел, зашуршал, как ежик, своими иголками: «Меня-то ху­дожник не будет рисовать, такого колючего и неуклюжего», — прошипел он. Но худож­ник с большим интересом нарисовал пуши­стого, мохнатого можжевельника, внима­тельно рассматривал и рисовал другие де­ревья, которые встречались ему на пути (да­лее можно в образной форме описать и на­рисовать любые деревья, которые произрастают в ваших климатической зоне). Скоро у него по­явилась целая серия рисунков-портретов, портретов деревьев, разных по характеру.

Во время описания образов деревьев учитель может попросить детей перевопло­титься в то или иное дерево, пластически обыграв этот образ: «я — стройная краса­вица-березка», «я — дуб ветвистый, коря­вый», «я — клён со сломанной веткой», «я — маленькая пушистая ёлочка», «я — пла­кучая ива, до самой земли склонившая свои ветки-руки», «Я – баобаб – долгожитель с корявыми ветками» и т.п. Ребята обычно всегда с интересом выполняют это задание пласти­ческими движениями собственного тела и выразительно передают образы деревьев (в таком игровом плане можно провести физкультминутку).

Создав на доске галерею графических изображений деревьев, педагог может при­гласить к доске учеников для того, чтобы они рядом нарисовали своидеревья (боль­шие или маленькие, толстые или тонкие, старые или молодые или деревья-долгожители т.п.).

Царство деревьев рекомендуется вы­полнять углем или сангиной на листе не менее альбомного формата (см. 7 лист Творческой папки). Дети изобража­ют любой утолок леса, в котором растут разные по характеру и внешнему облику деревья, придумывают к своим работам на­звания. Одновременно учитель обращает внимание детей на художественный мате­риал, которым он рисовал на доске, и пояс­няет, что уголь сделан из обожженной веточки дерева, а сангина из земляных глин; показывает приёмы работы — торцом и плашмя, ритмично изображая тонкие и тол­стые стволы деревьев (см. детский рисунок на с.15 учебника).

Это задание ученики могут выполнять на цветных листах бумаги, ис­пользуя цветной фон в качестве эмоционально-образного фона (Дерево на закате, Дерево под дождем, Дерево и тучи, Семья деревьев радуется и т.п.).

По мере завершения работы рисунки оформляются на классной доске. Педагог от­мечает наиболее выразительные компози­ции, привлекает к оценочному анализу де­тей:

- Какая работа вам больше всего понра­вилась?

- На каком рисунке изображены дере­вья — стражи леса? На каком слабень­кие, хилые?

- Как называется художественный ма­териал, которым вы работаете?

Говоря о домашнем задании, педагог просит ребят выполнить наброски деревьев с натуры (см. лист 6 Творческой папки) или нарисовать с натуры комнатные цветы, используя любой художественный материал.

Урок 4 Необычные цветы

Задачи развития универсальных учебных действий второклассников:

Учить оценивать выразительность необычных природных форм.

Использовать сравнение, как средство выражения образного смысла сказок о маленьких человечках.

Выполнять иллюстрацию, используя выразительные возможности художественных материалов.

Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

 

На урок педагог приносит букет цветов и устанавливает его в вазу. Это могут быть любые цветы, которые цветут осенью: гладиолусы, розы, ромашки, хризантемы или другие. Держа в руках цветок, учитель обращает внимание детей на его красоту, на приятный запах, который от него исходит. Если ученики принесли домашние рисунки с изображениями комнатных цветов, то учитель обязательно обращает на них внимание, отмечает выразительные работы и отмечает похвалой, поощрительными призами или медалями (см. Творческая папка 1лист).

Затем учитель предлагает второклассникам представить, что они, благодаря машине-времени оказались в доисторические времена. Возможно, именно тогда на нашей планете появились цветы-гиганты, которые больше человеческого роста.

Необычные цветы громадных размеров и сегодня можно встретить в Индонезии на острове Суматра. Глядя на фотографию цветка на 16 странице учебника, учитель вместе с детьми читает информацию о «тёплом цветке» на 16-17 станицах. Сравнивает его с еще одним гигантом – цветком, которого называют «красной чашей» (17 страница учебника).

Затем, обращая внимание учеников на детские рисунки, помещенные на 18 станице, задает вопрос, представленный в рубрике «Подумай и ответь» (18 страница):

- В каких сказках человек меньше ростом, чем растения и цветы?

Для этого урока учитель оформляет выставку детских книг: Ханса Кристиана Андерсена «Дюймовочка», Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес», Шарля Перро «Мальчик-спальчик» или другие, оформленных разными художниками, или рассматривает с детьми иллюстрации в Творческой папке (см. лист 10 Творческой папки). По мере того, как дети называют известное им произведение, учитель показывает обложку книжки и некоторые иллюстрации, отражающие содержание книги. Обращает внимание на принцип сравнения, который используют художники, изображая человека маленьким, а цветы и окружающий человека растительный мир – большим.

Перед практической работой покажите на доске приёмы изображения человека: способом «от одежды». Сначала рисуется голова, шея, затем – кофта, брюки или юбка, завершает рисунок изображение кистей рук и ступней ног. Если позволяет время (2-3 мин.), можно попросить второклассников, продвинутых в творческом плане, на доске мелом по-своему нарисовать маленького человечка и сравнить его с рядом растущим крупным цветком или травой, грибами или ягодами (свой рисунок одаренный ученик может создавать на доске параллельно с учительским). Такие «рисующие» дети, как правило, будут создавать образ человека, используя приём «непрерывного рисования линией», который применяют многие профессиональные художники. Во время работы у доски учитель напоминает, что голова человека укладывается в фигуре человека 6-7 раз.

Второклассники выбирают формат для рисования, художественный материал и приступают к работе: иллюстрируют любую сказку, в которой человек с дюйм – 2см. 54 мм., или с пальчик – 3-5 см., поэтому он на рисунке должен быть меньше, чем головка цветка (см. лист 10 Творческой папки).

Опыт работы с второклассниками показывает, что для творческого рисования на уроке остаётся 20-30 мин. Если ученики первоначальный рисунок выполняют простым карандашом, то потом им не хватает времени, чтобы обвести карандашный рисунок и его расцветить. Поэтому рекомендуйте детям сразу начинать контурный рисунок в материале. Если это восковые мелки или масляная пастель, то ребенок выбирает предпочтительный цвет и создаёт им контурный рисунок. Как это сделал Акопян Аветис (18 страница учебника). Он выбрал охристый цвет мелка и нарисовал им всю композицию, а затем расцветил рисунок.

При работе с пастелью или восковыми мелками формат листа может быть покрупнее (альбомный лист и более, см. лист 10 Творческой папки). Если же ученик выбирает фломастеры, то контурный рисунок лучше всего выполнять коричневым или чёрным цветом, а затем расцвечивать его цветными карандашами. Как это сделала Лыженкова Аня (рисунок на странице 18 слева). Свой рисунок она выполнила на половине альбомного листа.

Если же учитель решит выполнить эту работу с детьми красками, то для создания завершённого образа детям понадобится два урока. Рекомендуется выполнить это задание чёрной гелевой ручкой (см. 9 лист Творческой папки). Если остается время рисунок можно расцветить цветными карандашами или золотой и серебряной гелевыми ручками.

По ходу выполнения практической работы педагог отмечает удачные начинания и поощряет (похвалой, оценкой или медалью). Просит учеников задавать ему вопросы, если они затрудняются с изображением какого-нибудь объекта.

По окончании работы из выразительных композиций составляется выставка (дети сами прикрепляют рисунки к магнитной доске, на которой они экспонируются до следующего урока).

Во внеурочное время второклассникам предлагается выполнить задание № 12 Творческой папки: в технике оригами смастерить цветок.

 

 

Урок 5 Камни-самоцветы

Задачи развития универсальных учебных действий второклассников:

Учить оценивать выразительность уральских самоцветных камней.

Различать тёплые и холодные цвета, светлые и тёмные оттенки одного цвета.

Получать разные оттенки цвета в технике акварели по-сырому или в результате смешения разных цветов пластилина.

Выполнять симметричное изображение вазы.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

 

Урок можно начать с анализа принесенных детьми домашних работ.

На специальной подставке учитель готовит экспозицию детских книг по сказам Павла Бажова с выразительными обложками. Особенное место занимают иллюстрации к сказке «Каменный цветок».

Вместе с детьми читаются и рассматриваются 19-21 страницы учебника. Если есть возможность, учитель приносит на занятие камни-самоцветы и изделия из них или останавливает внимание детей на репродукциях 20 страницы, где можно познакомиться с изделиями из малахита, который имеет разные оттенки: светло-зелёные, тёмно-зелёные, тускло-зелёные, нежно-зелёные и другие.

Учитель обращает внимание на, то, что зелёный цвет имеет разные оттенки. Он просит их ответить на вопрос (20 страница):

Какие слова можно подобрать, чтобы охарактеризовать оттенки зеленого цвета?

Показывая цветные эталоны с зелёными красками, педагогом произносятся названия красок: травяная зелень, изумрудная зелень, хром-кобальт светло-зелёный и другие.

Далее учитель предлагает детям согнуть два белых листа бумаги пополам (один по горизонтали, другой по вертикали) и простым карандашом нарисовать фигурный контур и вырезать симметричное изображение ваз.

После чего, учитель напоминает, что зелёный цвет можно получить разными способами: если смешать жёлтую краску и синюю, или жёлтую и чёрную, свои слова подкрепляет практическим показом на доске: смешивая на листе акварельные или гуашевые краски.

Содержание творческого задания, обозначенного на 22 странице, учитель также раскрывает личным показом. В технике по-сырому он изображает малахитовые переливы цвета, получает тёплые, а затем холодные оттенки зелёного. Получившиеся ещё влажные изображения учитель посыпает каменной солью, соль собирает вокруг себя краску и создаёт своеобразные изображения цветов. Второклассники выполняют упражнения, нанося краску в технике по-сырому сначала на одну, а затем и на другую бумажную заготовку вазы и экспериментируют с солью.

Дома педагог предлагает детям выполнить декоративную вазу, используя стеклянную или пластмассовую баночку и пластилин. Глядя на 23 страницу учебника, учитель объясняет второклассникам этапы выполнения задания, и предлагает им принести на следующее задание созданные ими во внеурочное время вазы, обращает внимание на то, что миниатюрную (маленького размера) «малахитовую вазу» можно вылепить из пластилина, без стеклянной основы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.03 с.)