Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок 3 Деревья – долгожители
Задачи развития универсальных учебных действий второклассников: Учить оценивать выразительность необычных природных форм. Высказывать суждения о деревьях-великанах. Использовать сравнение, как средство выражения своего отношение к большим размерам дерева: большой - маленький. Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика. Выполнять иллюстрацию, используя выразительные возможности художественных материалов. Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию. Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов. Оцениватьвыразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. Этот урок лучше всего провести на природе, нацелив детей на внимательное рассматривание деревьев и рисование их «по поводу натуры». Если есть возможность, то поделать наброски деревьев из окна классной комнаты или коридора. Можно принести, сломанные ветром ветки деревьев (дуба, берёзы или др.) и сделать с них наброски на 5-10 мин. Ученики могут делать зарисовки простым карандашом, углем или сангиной в альбоме или блокноте, на листе 6 листе Творческой папки. Если нет возможности делать наброски на пленэре или с живой натуры, то показ различных деревьев организуется с помощью слайдов или рассматривания репродукций учебника с. 12-15. Для усиления эмоциональности восприятия в качестве фона может звучать музыка. Рассматривая вместе с детьми деревья различных пород, следует обратить внимание на то, что они, как и люди, бывают маленькие, худенькие, гибкие, тоненькие, большие, толстые, неуклюжие, громадные. Одни деревья своей кроной имеют устрашающий вид: деревья-драконы, деревья-великаны и т.п. (см.кую папку 6 лист)), другие — олицетворяют кротость или хрупкость (деревья-карлики, деревья-плаксы, склоняющие свои ветви, словно от тяжести, до самой земли и т.п.). После просмотра слайдов или репродукций учитель рисует на доске мелом (или на ватмане углем) деревья различных пород, наделяя их при этом образными характеристиками. Он может комментировать рисунок в стиле сказки: «Однажды художник отправился в далекое путешествие мир посмотреть да себя показать. Долго ли коротко ли шел художник и наконец дошёл до царства, где жили одни Деревья. В царстве Деревьев художника встретили три богатыря — три дерева с прямыми как стрела стволами (педагог рисует на доске эти деревья). Они были крепкими и сильными (см. учебник с.14). Вдруг деревья заговорили человеческим голосом:
— Зачем ты пожаловал к нам, художник? — Мир посмотреть да поучиться уму-разуму, — ответил он. — Давно человеческая нога не ступала в наше царство. Коль с миром пришел, проходи. Раздвинули деревья-великаны свои ветви, художник вошел в лес и увидел на высоком холме старого дуба (с.12 учебника): Дерево смолистое, Ветвистое, стволистое, Пятнисто-густолистое, Ветвями в небо взвитое... (Югославская песня «Дерево») Рисуя дуб на доске, учитель может читать стихотворение Н.Заболокого «Одинокий дуб» (с. 15 учебника). …Нарисовал его художник и пошёл дальше. А в лесу деревьев видимо-невидимо, и каждое норовит с художником познакомиться. Хочется им, чтобы художник их нарисовал. Березка-красавица распустила свои косы, стоит перед художником и красотою похваляется: «Я ль на свете всех милее, всех белее и стройнее...» (педагог на доске изображает березу). А вот там, вдали, ивушка, словно спрятавшись от всех, стоит над рекой склонившись и о чем-то с ней разговаривает (педагог изображает иву небольшого размера, поясняя, что она вдалеке, и поэтому кажется меньше тех деревьев, которые стоят вблизи). Тут мохнатый можжевельник засуетился, закряхтел, зашуршал, как ежик, своими иголками: «Меня-то художник не будет рисовать, такого колючего и неуклюжего», — прошипел он. Но художник с большим интересом нарисовал пушистого, мохнатого можжевельника, внимательно рассматривал и рисовал другие деревья, которые встречались ему на пути (далее можно в образной форме описать и нарисовать любые деревья, которые произрастают в ваших климатической зоне). Скоро у него появилась целая серия рисунков-портретов, портретов деревьев, разных по характеру. Во время описания образов деревьев учитель может попросить детей перевоплотиться в то или иное дерево, пластически обыграв этот образ: «я — стройная красавица-березка», «я — дуб ветвистый, корявый», «я — клён со сломанной веткой», «я — маленькая пушистая ёлочка», «я — плакучая ива, до самой земли склонившая свои ветки-руки», «Я – баобаб – долгожитель с корявыми ветками» и т.п. Ребята обычно всегда с интересом выполняют это задание пластическими движениями собственного тела и выразительно передают образы деревьев (в таком игровом плане можно провести физкультминутку).
Создав на доске галерею графических изображений деревьев, педагог может пригласить к доске учеников для того, чтобы они рядом нарисовали своидеревья (большие или маленькие, толстые или тонкие, старые или молодые или деревья-долгожители т.п.). Царство деревьев рекомендуется выполнять углем или сангиной на листе не менее альбомного формата (см. 7 лист Творческой папки). Дети изображают любой утолок леса, в котором растут разные по характеру и внешнему облику деревья, придумывают к своим работам названия. Одновременно учитель обращает внимание детей на художественный материал, которым он рисовал на доске, и поясняет, что уголь сделан из обожженной веточки дерева, а сангина из земляных глин; показывает приёмы работы — торцом и плашмя, ритмично изображая тонкие и толстые стволы деревьев (см. детский рисунок на с.15 учебника). Это задание ученики могут выполнять на цветных листах бумаги, используя цветной фон в качестве эмоционально-образного фона (Дерево на закате, Дерево под дождем, Дерево и тучи, Семья деревьев радуется и т.п.). По мере завершения работы рисунки оформляются на классной доске. Педагог отмечает наиболее выразительные композиции, привлекает к оценочному анализу детей: - Какая работа вам больше всего понравилась? - На каком рисунке изображены деревья — стражи леса? На каком слабенькие, хилые? - Как называется художественный материал, которым вы работаете? Говоря о домашнем задании, педагог просит ребят выполнить наброски деревьев с натуры (см. лист 6 Творческой папки) или нарисовать с натуры комнатные цветы, используя любой художественный материал. Урок 4 Необычные цветы Задачи развития универсальных учебных действий второклассников: Учить оценивать выразительность необычных природных форм. Использовать сравнение, как средство выражения образного смысла сказок о маленьких человечках. Выполнять иллюстрацию, используя выразительные возможности художественных материалов. Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.
На урок педагог приносит букет цветов и устанавливает его в вазу. Это могут быть любые цветы, которые цветут осенью: гладиолусы, розы, ромашки, хризантемы или другие. Держа в руках цветок, учитель обращает внимание детей на его красоту, на приятный запах, который от него исходит. Если ученики принесли домашние рисунки с изображениями комнатных цветов, то учитель обязательно обращает на них внимание, отмечает выразительные работы и отмечает похвалой, поощрительными призами или медалями (см. Творческая папка 1лист). Затем учитель предлагает второклассникам представить, что они, благодаря машине-времени оказались в доисторические времена. Возможно, именно тогда на нашей планете появились цветы-гиганты, которые больше человеческого роста.
Необычные цветы громадных размеров и сегодня можно встретить в Индонезии на острове Суматра. Глядя на фотографию цветка на 16 странице учебника, учитель вместе с детьми читает информацию о «тёплом цветке» на 16-17 станицах. Сравнивает его с еще одним гигантом – цветком, которого называют «красной чашей» (17 страница учебника). Затем, обращая внимание учеников на детские рисунки, помещенные на 18 станице, задает вопрос, представленный в рубрике «Подумай и ответь» (18 страница): - В каких сказках человек меньше ростом, чем растения и цветы? Для этого урока учитель оформляет выставку детских книг: Ханса Кристиана Андерсена «Дюймовочка», Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес», Шарля Перро «Мальчик-спальчик» или другие, оформленных разными художниками, или рассматривает с детьми иллюстрации в Творческой папке (см. лист 10 Творческой папки). По мере того, как дети называют известное им произведение, учитель показывает обложку книжки и некоторые иллюстрации, отражающие содержание книги. Обращает внимание на принцип сравнения, который используют художники, изображая человека маленьким, а цветы и окружающий человека растительный мир – большим. Перед практической работой покажите на доске приёмы изображения человека: способом «от одежды». Сначала рисуется голова, шея, затем – кофта, брюки или юбка, завершает рисунок изображение кистей рук и ступней ног. Если позволяет время (2-3 мин.), можно попросить второклассников, продвинутых в творческом плане, на доске мелом по-своему нарисовать маленького человечка и сравнить его с рядом растущим крупным цветком или травой, грибами или ягодами (свой рисунок одаренный ученик может создавать на доске параллельно с учительским). Такие «рисующие» дети, как правило, будут создавать образ человека, используя приём «непрерывного рисования линией», который применяют многие профессиональные художники. Во время работы у доски учитель напоминает, что голова человека укладывается в фигуре человека 6-7 раз. Второклассники выбирают формат для рисования, художественный материал и приступают к работе: иллюстрируют любую сказку, в которой человек с дюйм – 2см. 54 мм., или с пальчик – 3-5 см., поэтому он на рисунке должен быть меньше, чем головка цветка (см. лист 10 Творческой папки).
Опыт работы с второклассниками показывает, что для творческого рисования на уроке остаётся 20-30 мин. Если ученики первоначальный рисунок выполняют простым карандашом, то потом им не хватает времени, чтобы обвести карандашный рисунок и его расцветить. Поэтому рекомендуйте детям сразу начинать контурный рисунок в материале. Если это восковые мелки или масляная пастель, то ребенок выбирает предпочтительный цвет и создаёт им контурный рисунок. Как это сделал Акопян Аветис (18 страница учебника). Он выбрал охристый цвет мелка и нарисовал им всю композицию, а затем расцветил рисунок. При работе с пастелью или восковыми мелками формат листа может быть покрупнее (альбомный лист и более, см. лист 10 Творческой папки). Если же ученик выбирает фломастеры, то контурный рисунок лучше всего выполнять коричневым или чёрным цветом, а затем расцвечивать его цветными карандашами. Как это сделала Лыженкова Аня (рисунок на странице 18 слева). Свой рисунок она выполнила на половине альбомного листа. Если же учитель решит выполнить эту работу с детьми красками, то для создания завершённого образа детям понадобится два урока. Рекомендуется выполнить это задание чёрной гелевой ручкой (см. 9 лист Творческой папки). Если остается время рисунок можно расцветить цветными карандашами или золотой и серебряной гелевыми ручками. По ходу выполнения практической работы педагог отмечает удачные начинания и поощряет (похвалой, оценкой или медалью). Просит учеников задавать ему вопросы, если они затрудняются с изображением какого-нибудь объекта. По окончании работы из выразительных композиций составляется выставка (дети сами прикрепляют рисунки к магнитной доске, на которой они экспонируются до следующего урока). Во внеурочное время второклассникам предлагается выполнить задание № 12 Творческой папки: в технике оригами смастерить цветок.
Урок 5 Камни-самоцветы Задачи развития универсальных учебных действий второклассников: Учить оценивать выразительность уральских самоцветных камней. Различать тёплые и холодные цвета, светлые и тёмные оттенки одного цвета. Получать разные оттенки цвета в технике акварели по-сырому или в результате смешения разных цветов пластилина. Выполнять симметричное изображение вазы. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.
Урок можно начать с анализа принесенных детьми домашних работ. На специальной подставке учитель готовит экспозицию детских книг по сказам Павла Бажова с выразительными обложками. Особенное место занимают иллюстрации к сказке «Каменный цветок». Вместе с детьми читаются и рассматриваются 19-21 страницы учебника. Если есть возможность, учитель приносит на занятие камни-самоцветы и изделия из них или останавливает внимание детей на репродукциях 20 страницы, где можно познакомиться с изделиями из малахита, который имеет разные оттенки: светло-зелёные, тёмно-зелёные, тускло-зелёные, нежно-зелёные и другие.
Учитель обращает внимание на, то, что зелёный цвет имеет разные оттенки. Он просит их ответить на вопрос (20 страница): Какие слова можно подобрать, чтобы охарактеризовать оттенки зеленого цвета? Показывая цветные эталоны с зелёными красками, педагогом произносятся названия красок: травяная зелень, изумрудная зелень, хром-кобальт светло-зелёный и другие. Далее учитель предлагает детям согнуть два белых листа бумаги пополам (один по горизонтали, другой по вертикали) и простым карандашом нарисовать фигурный контур и вырезать симметричное изображение ваз. После чего, учитель напоминает, что зелёный цвет можно получить разными способами: если смешать жёлтую краску и синюю, или жёлтую и чёрную, свои слова подкрепляет практическим показом на доске: смешивая на листе акварельные или гуашевые краски. Содержание творческого задания, обозначенного на 22 странице, учитель также раскрывает личным показом. В технике по-сырому он изображает малахитовые переливы цвета, получает тёплые, а затем холодные оттенки зелёного. Получившиеся ещё влажные изображения учитель посыпает каменной солью, соль собирает вокруг себя краску и создаёт своеобразные изображения цветов. Второклассники выполняют упражнения, нанося краску в технике по-сырому сначала на одну, а затем и на другую бумажную заготовку вазы и экспериментируют с солью. Дома педагог предлагает детям выполнить декоративную вазу, используя стеклянную или пластмассовую баночку и пластилин. Глядя на 23 страницу учебника, учитель объясняет второклассникам этапы выполнения задания, и предлагает им принести на следующее задание созданные ими во внеурочное время вазы, обращает внимание на то, что миниатюрную (маленького размера) «малахитовую вазу» можно вылепить из пластилина, без стеклянной основы.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.03 с.) |