Творческая игра – способ развития универсальных учебных действий младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творческая игра – способ развития универсальных учебных действий младших школьников



Игровая деятельность – особый пласт культуры, она разнообразит и обогащает досуг людей. Детство без игры и вне игры аномально. Лишение детей игровой практики – это лишение его детскости, лишение возможности для развития импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, активизации процессов познания окружающей действительности, науки и искусства.

«Учение с увлечением», «обучение в игре» несёт удовольствие и радость, через игру ученик становится искренним, он не скован жесткими образовательными рамками, и поэтому способен достичь больших творческих результатов. Игра создает «ситуацию свободы выбора» так необходимую в искусстве. Исследователь игр Д.Б.Эльконин так писал о значении игры в жизни личности: «Дело не только в том, что в игре развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, а в том, что коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется самый механизма возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения» (Эльконин Д.В. Психология игры». – М., 1978. – С. 282).

Игру называют «школой морали», «азбукой всякого знания», «школой поведения», «сферой социального творчества», «свободным самодеятельным раскрытием всех сил человека, его сущности», «арифметикой социальных отношений». Играть, значит взаимодействовать, вступать в диалог между партнёрами или группами играющих. Поскольку игра информативна, то она «рассказывает» самому ребенку о нём самом, избавляет его от многих личных тягот и переживаний. Игра, как специфическая форма общественного и творческого самовыражения человека, позволяет учителю познать своего ученика.

О социальной природе игры писал Д.Б. Эльконин, он отмечал, что «мир ребёнка – это прежде всего, взрослый человек как важнейшая часть окружающей ребёнка действительности, часть мира взрослых (Эльконин Д.Б. Психология игры. – С. 141). Игра позволяет реализовать первые социальные потребности маленького человека, поскольку изначально спроецирована на отражение мира взрослых.

Генезис игры доказывает, что большинство игр по природе своей имитативны и первоначально возникают как результат деятельности. Игра – форма общественного опыта ребёнка. Игровой элемент по мере становления культуры растущего человека уйдёт на задний план, уступив место труду, науке, образованию, искусству, творчеству, но сама игровая деятельность обеспечит первичное развитие личности ребёнка, выступит важнейшим способом освоения предметного мира и опыта человеческих отношений.

Одним из первых квалифицировал игру как педагогическое явление Ф.Фребель (1782-1852) – немецкий педагог и теоретик. Он вычленял дидактические игры, которые способны решать задачи обучения маленького ребёнка, давать ему представления о форме, величине, цвете, помогать овладевать культурой движения и др.

На воспитательный потенциал игры и игровых ситуаций указывали многие исследователи. Так С.А.Шмаков, говоря о психологической значимости игры, отмечал: «Игра – наиважнейшая, универсальная сфера «самости» ребёнка, в которой идут мощные процессы «само»: самоодушевления, самопроверки, самоопределения, самовыражения и, что особенно важно, самореабилитации… Это совокупность способов взаимодействия ребёнка с миром, познание и открытие его и нахождения своего места в нём» (Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М., 1994. – С. 23-24).

Недооценка развивабщего значения игры и её роли в жизни растущего человека приводит к «игровой дистрофии» (В.П.Зинченко). Дети, не доигравшие в детстве, становятся психологически ущербными, такая социальная «ущербность» по утверждению многих психологов не поддаётся коррекции.

Организация педагогом игровой деятельности в процессе освоения изобразительных материалов и техник может рассматриваться как один из механизмов формирования эстетической и художественной культуры школьника. На эту особенность игры указывал английский исследователь Г. Рид. «Игровой метод, – писал он, – если его правильно понимать, должен координировать и направлять игру в искусство. Игра есть, прежде всего, вид неформальной деятельности, способной превращаться в художественную деятельность и таким образом оказывать влияние на органическое развитие ребёнка» (Рид Г. Образование через искусство. – М.:Искусство, 1978. – С. 223).

М.С.Каган, изучая проблемы человеческой деятельности, рассматривал игру как феномен общения и как синкретически-художественную деятельность. Сюжетно-ролевые игры в художника и зрителя, подражательные игры, игры-драматизации, режиссёрские и художественные игры самым характером своей деятельности открывают эстетическому воспитанию в игре «зелёный свет». Через игру формируется воображение вообще и художественное в частности, развивается творческая фантазия, идёт активное приобщение к художественной культуре в целом.

Педагогически организованные игровые ситуации и игры «Мастерская художника», «Выставка», «Экскурсия» являются творческими, поскольку продуктивны. Маленький рисовальщик не просто берёт на себя роль «художника», но и выполняет уникальную работу, решая художественно-творческие задачи: «Создай», «Посмотри», «Вырази отношение», «Выдели главное», «Подумай и ответь» и др.

Проживая ситуацию «Я и мир природы», «Я и мир животных», «Я и мир человека», «Я и мир искусства», используя живописный, скульптурный, графический или конструктивный материал, юный художник выражает своё отношение к изображаемым предметам, объектам, явлениям. Таким образом, игра в художника способствует образному отражению учащимся 1-2 классов действительности, принятию и сохранения им художественного опыта. Играючи ребенок постигает азбуку изобразительного искусства, смешивая краски, рисуя углём или фломастером, создавая поделки из пластилина, он преодолевает сопротивление материала и создает творческий продукт, проходя путь художника.

«Роль художественных игр в эстетическом формировании личности особенно велика. Ибо они объединяют воспитательные возможности самой игры и искусства» (Праздников Г.А. Игра и эстетическая культура личности. – Л., 1976. – С. 56-57). Образование через искусство, использование театральных технологий, основ актёрского мастерства, приёмов драматизации, пантомимы, уподобление, эмпатии и др. на уроках изобразительного искусства являются действенными методами работы с детьми младшего школьного возраста.

Функция игры идёт от запросов социальной практики, от психофизиологических потребностей растущего человека. Существует игра-труд, игра-искусство, игра-досуг, игра-праздник, игра-отдых, игра-загадка, игра-упражнение, игра-тренинг, игра-развлечение, игра-общение, игра-коррекция, игра-общение, игра-воображение, игра-фантазия и др., бывают игры синтетического свойства, когда объединяют в себе разные игровые функции. В любом случае игра есть свободное проявление ребёнком разнообразных влечений.

Говоря о развивающем характере игры, Л.С.Выготский и А.С.Макаренко, А.Е.Флёрина отмечали, что в игре человек может почувствовать себя «чем-то более высоким», подняться «на голову выше самого себя», приобрести «высшие нравственные достижения, которые завтра станут его средним уровнем», его привычной моралью (Выготский Л.С.Вопросы психологии детской игры //Вопросы психологии. 1966. №6. – С.38). В игре ребенок берёт на себя роль отрицательного или положительного свойства, например, Художника и Незнайки. Задача Художника научить Незнайку рисовать. Искусствоведа и зрителя. Задача Искусствоведа рассказать о произведении непонятливому Зрителю. Ребенок, который берёт на себя роль Художника или Искусствоведа – сам тоже учится, но поставленный в ситуацию Знатока-Художника, пытается найти те слова, приёмы и способы изображения, которые будут доступны для незнающего Незнайки или непонятливого Зрителя.

Педагогическое значение игры определяется её диагностической функцией. Учитель видит, как в процессе игры школьник проявляет и познаёт себя. Игра убедительно раскрывает в юном художнике личностное, свидетельствует о том, что он неблагоразумный, шумный, озорной, конфликтный, дерзкий и т.п. или наоборот, вскрывает его общительность, рассудительность, дружественные намерения, доброту и т.п. Известно, что в игре выявляются ресурсы интеллекта, двигательный потенциал, творческие задатки и характер, качество межличностных отношений детей друг с другом (симпатии, антипатии).

Поскольку игровая деятельность представляет произвольное, обобщённое воспроизведение действительности и является внеутилитарной по своему характеру, она для ребёнка привлекательна в силу удовлетворения желаемых, а не навязанных извне действий. Например, в игре «Открой новый цвет», школьнику нужно попарно смешать три цвета: красный, синий и жёлтый, и опытным путём обнаружить нужный цвет. Игровая ситуация предполагает произвольный или осмысленный выбор цветовых пар. Ребёнок может проявить свои аналитические способности и самостоятельно выбрать те краски, которые, как ему кажется, дадут искомый цвет. Игра позволяет ученику, играючи, сделать ошибку, но продолжить поиск, достигнуть результата. Так, проверяя свои силы и возможности в свободных действиях, юный живописец самоутверждает себя.

Для учителя творческая игра – удобный метод диагностики общего и художественного развития ребёнка ещё и потому, что она является формой поисково-исследовательского поведения. «В каждой хорошей игре, - писал А.С.Макаренко – есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли … Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра… Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре» (Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей //Соч.: В.8 т. Т.4. – М., 1980. – С. 73).

Психологи рассматривают игру не только как средство познания личности ребёнка, проявления, распознавания и раскрытия её потенциальных возможностей, но и как средство коррекции правильности развития психических и нравственных качеств школьника (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.И.Захаров, А.С.Спиваковская, М.И.Чистякова и др.).

В психолого-педагогической литературе детские игры, игровые сценарии для импровизаций учащихся, игровые этюды, игровые ситуации и упражнения, нацеленные на психокоррекцию, носят названия игротерапия (С.А.Шмаков, Н.Я. Безродова); психогимнастика (М.И.Чистякова); игровая психотерапия (Дж.Морено), арттерапия и др. Названные технологии представляют собой курсы, тренинги, систему специальных занятий, упражнений, программы игр, игровых моделей, направленных на коррекцию различных сторон психики ребенка – как эмоционально-личностной сферы, так и познавательной и двигательной.

В связи с социальным напряжением в обществе, конфликтами в семье, экономическими проблемами резко возросло количество детей с задержками психологического развития, нервозами и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на грани здоровья и психической болезни (пограничные состояния). Ученики с такими нарушениями («нервные дети») все чаще появляются в общеобразовательной школе, а это значит, учитель начальных классов должен владеть приемами психопрофилактической коррекции. Это важно ещё и потому, что дидактические и психические нагрузки на детей растут, а возможностей для отдыха, эмоциональной и двигательной разгрузки становится всё меньше.

Участие в художественно организованной игре является эффективным средством творческого развития школьника. В психолого-педагогической литературе описано много игр, которые используют выразительные средства и формы изобразительного искусства в оздоровительных целях. Содержание и сюжет игры, воображаемая ситуация, правила игры и игровые действия выстраиваются на основе погружения в образный язык изобразительного искусства.

Педагог может использовать серию творчески развивающих игр и игровых ситуаций, которые можно сгруппировать по разным видам изобразительного искусства: живописи, графике, скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладному искусству. На их основе учитель начальных классов организует игровые ситуации, которые будут способствовать увлекательной организации художественно-творческого процесса по рисованию, лепке, аппликации и художественному труду.

Так творческие игры по разделу «Живопись» основывается на организации процесса восприятия и выбора цвета и цветовых комбинаций. Мнимое присутствие в стране Волшебных красок (цветов) позволяет обыграть разные эмоционально-образные ситуации по выбору цветных карточек. Перед детьми выкладывается круглые или квадратные карточки с цветами цветового круга (12 шт. цветных эталонов, см. Творческую папку), ребёнок должен выбрать предпочтительную. Так можно организовать игровые ситуации «Тихие и громкие цвета», «Весёлые и грустные», «Тёплые и холодные», «Контрасты и нюансы», «Мягкие и колючие», «Цветные и бесцветные», «Строгие и капризные», «Зимние и осенние», «Ночные и утренние» и т.п. Эти игровые ситуации развивают аналитические и ассоциативные способности детей, создают условия для процесса «любования цветом», который благоприятно влияет на развитие позитивных эмоций школьников.

Творческая игра «Цветные кубики» (см. Творческую папку второклассника) позволяет учителю на основе детских цветопредпочтений выявить степень детской тревожности и попытаться успокоить ребёнка. Каждому ученику предлагается внимательно рассмотреть грани разноцветных кубиков (все грани имеют разные цвета) и выбрать самый красивый цвет. А затем, рассматривая другие кубики подобрать этому цвету на друга. Игра «Два друга» продолжается, только теперь второкласснику нужно взять соответствующие этим цветам фломастеры и нарисовать «Вёселого сказочного человечка». Например, ребёнку нравится жёлтый цвет, по законам константного восприятия он выберет себе в друзья синий. Если ребёнку нравится красный цвет, то его другом, скорее всего, станет зелёный, если оранжевый – то сине-фиолетовый (хотя дети могут выбрать и другие цвета).

Гармония эмоциональных состояний происходит в результате любования двумя дополнительными цветами: красный-зелёный, жёлтый-синий, оранжевый-фиолетовый. Зная это, педагог организовывает практическую работу с цветом, по принципу цветового ограничения, создавая игровую ситуацию: все фломастеры ушли в гости, остались только красный и зеленый (жёлтый и синий, оранжевый и фиолетовый, красный и зелёный). Используй два фломастера и нарисуй что-нибудь красивое или на тему урока.

Ученикам предлагается изучить разные цветовые оттенки, например, восковых мелков или других цветных материалов (пастель, цветные карандаши). Дети каракульным методом на листе проверяют изобразительные возможности 6-12 цветовых оттенков и выбирают самый красивый. Затем им предлагается найти этому цвету друга. Каждый выбирает друга и, используя только два цвета, и создает ими рисунок по теме урока. Сам процесс изображения любимыми цветами вызывает у детей наслаждение и удовольствие, гармонизирует их эмоциональное состояние, уводит тревожность.

Игра «Светлые и тёмные цвета» основывается на знакомстве с выразительным звучанием чёрного цвета. Детям необходимо внимательно рассмотреть цвета цветных игровых кубиков или гуашевых (акварельных) красок и разложить их на две группы: в одну поместить друзей белой краски (светлые краски), в другую – чёрной (тёмные краски). Затем, каждый ребёнок представляет себя Художником и отбирает грани кубиков или краски на палитре для портрета сказочного героя. Например, для Мальвины – белый, голубой, синий и розовый или др. Для Карабаса Барабаса – чёрный, коричневый, синий, серый или др.

За чёрным, как самым тёмным цветом, закрепилась негативная репутация. Хотя символический смысл этого цвета не так однозначен. Бывает, что ребёнок выбирает чёрный цвет в качестве предпочтительного. Иногда это означает его повышенную тревожность. Однако чаще всего ученик руководствуется эстетическим предпочтением, говоря, что чёрный цвет самый чёткий, конкретный, самый видный, самый сильный и т.п. Поэтому работа с художественными материалами, которые имеют этот цвет, очень полезна, поскольку через чёрный цвет школьник изживает свою тревожность, страхи и приобретает уверенность. Тем более, что в искусстве чёрно-белый контраст одно из выразительных средств графики.

Создание аппозиционных изобразительных образов: добро-зло, весёлый-грустный и др. на цветных игровых кубиках будет гармонизировать психологическое состояние ребёнка. После чего можно предложить ученикам на кубиках, комбинируя 4-6 цветов, составить цветовой образ Елены Прекрасной, а потом - злой Бабы-Яги, доброго молодца, Кощея Бессмертного или др. При анализе детских комбинаторик особое внимание уделите выразительным качествам чёрного цвета, символизирующего отношение автора к отрицательному герою или к силе богатыря.

На цветных кубиках можно также поиграть в игру «Колорит». Учитель предлагает детям рассмотреть то или иное произведение живописи (например, на карточках художественного лото или в учебнике). А затем просит ребят составить из 4-12 кубиков цветную комбинаторику, которая соответствует колориту картины.

На тех занятиях, в которых цвет является главным средством выражения, например тёплые и холодные цвета, педагог может предложить ученикам выложить на кубиках предполагаемый колорит своей будущей композиции. Составляя комбинаторику из тёплых или холодных цветов, дети проведут аналитическую работу по предпочтению цвета, составленные комбинаторики позволят учителю увидеть познания детей в области цветоведения, и если даже затем в своей практической работе второклассникам не удастся следовать выбранной палитре (например, в следствие слабого навыка или по причине смены замысла), учитель может оценить первичные игровые действия учеников.

Творческие игры и игровые ситуации, объединенные в раздел «Скульптура» основываются на моделировании объёмов и создании игровых ситуаций «Ожившая скульптура», «Скульптор и глина» и др. Например, перед лепкой птиц, детям показывают две скульптуры Е. Ватагина, имеющие одинаковое название «Орёл». Один объемный образ изображает гордого орла (голова высоко поднята, грудь колесом), а другой – задумчивого (голова опущена, крылья сникли). Детям предлагается поиграть в игру «Скульптор и глина». Ребята становятся в пары и выбирают себе роли. Один будет играть роль скульптора, а второй – глины. Задача заключается в том, чтобы скульптор так слепил свою птицу или зверя, чтобы зрители догадались гордый, задумчивый, тревожный или трусливый этот зверь. Затем дети меняются ролями, тот, кто был скульптором, становится глиной. После обсуждения выразительных достоинств каждой «живой скульптуры», ребята лепят из пластилина своего зверя или птицу, стараясь передать их характер.

Игра «Ожившая скульптура» может быть коллективной. Во время восприятия скульптурных произведений учитель просит детей всего класса пластикой собственного тела показать образ рассматриваемой скульптуры. Лучшую «живую скульптуру» педагог поощряет медалью. Если произведение скульптуры многофигурное, то его показывает группа учеников. При этом дети могут использовать предметы заменители (обруч, мяч, линейка, треугольник и др.).

Творческие игры, объединенные в раздел «Архитектура», многогранен. Ребёнок пластикой собственного тела, при помощи выразительных средств пантомимы, обыгрывает образ здания или его деталей. Детям предлагается картинка, например, окно, дверь, лестница, а они её обыгрывают, при этом могут использовать предметы заменители.

Школьникам можно предложить поиграть в игру «Построй дом». Ученики делятся на пары, один играет роль архитектора, другой – постройки. Педагог показывает репродукцию с изображением русской избы, архитектор начинает её «строить» (например, поднимает руки своей «постройки», как у двускатной крыши). Затем игроки меняются ролями, и учитель показывает, например, готический храм или шатёр Шамаханской царицы, или мост. В играх можно использовать предметы-заменители: платок, шапку, пластиковую бутылку и т.п.

Затем ученики приступают к практической работе и лепят из пластилина или конструируют из бумаги образы отдельных зданий (например, Дом Снегурочки, дом Бабы Яги) или целых архитектурных ансамблей (например, Город Солнца, Горд Луны, Город Оранжевой планеты и др.).

Творческие игры по разделу «Декоративно-прикладного искусства» основываются на выразительных возможностях декоративной композиции и узора: симметрично и ассиметрично, ритмично и неритмично, тяжёлое и лёгкое, большое и маленькое, далёкое и близкое, красочное и блёклое и др. Так, говоря о симметрии, как выразительном средстве декоративной композиции, двум командам учеников предлагается найти в группе симметричные и несимметричные предметы и разложить их на два стола. Тот, кто больше найдет предметов, тот и выиграл.

Игра «Найди одинаковые узоры» заключается в поиске тарелочек, имеющих одинаковый узор. На столах лежат хохломские тарелки, украшенные характерными узорами, среди них есть две одинаковые.

Такие же игры можно организовать по поиску матрёшек: «Собери все матрешки вместе». Детям предлагается сгруппировать перемешанные между собой семёновские и полхов-майдановские матрёшки или др. Систематизация народных промыслов, например, «Найди среди глиняных игрушек дымковские» (филимоновские, каргопольские и т.п.) развивает чувство стиля, формирует «навык насмотренности» и опыт любований, которые так необходимы в практической работе.

Творческие игры в разделе «Графика» выстраивается на играх, в которых используется выразительный язык графического искусства. Игры с точками, линиями, пятнами или штрихами, а также изображение ребёнком мира при помощи этих изобразительных средств являются доступными средствами творческого развития. Игра «Дорисуй-ка» в этом смысле является эффективной формой развития детского внимания и эстетического вкуса. Школьникам показывается графическая работа, например, иллюстрация к русской народной сказке, выполненная И. Билибиным. Затем показывается эта иллюстрация, но в ней отсутствует какая-то её часть, например у Бабы Яги отсутствует метла или ступа. Детям предлагается восстановить утраченную часть. Выигрывает тот ученик, который наиболее точно воссоздал утраченный фрагмент. Творческие задания «Дорисуйка» есть в Творческой папке второклассника.

Игра «Скопируй» заключается в том, что каждому ребёнку дается какая-нибудь репродукция графического произведения, например, разные иллюстрации В. Васнецова к сказкам К. Чуковского. Ученик должен максимально точно «скопировать образ», чтобы зрители смогли его узнать. Выигрывают те дети, рисунки которых были угаданы зрителями, они были максимально похожи на оригинал.

Творческая игра «Угадай линию» заключается в том, что учащиеся сморят графические рисунки художников и находят линии, которые характерны для этих рисунков. Каждому ребёнку даётся набор карточек, на которых изображены разные по характеру линии: плавная, корявая, прерывистая, ломаная и др. Затем детям предъявляется рисунок художника, и они должны найти в наборе линий те, которые составляют основу этого рисунка. Выигрывает тот, кто разложил все свои линии.

Игра «По фрагменту угадай целое» предполагает поиск учеником то произведение, фрагмент которого ему предъявляет учитель. Эта игра формирует чувство стиля и развивает эстетический вкус учеников. Творческие задания «По фрагменту угадай целое» представлены в Творческой папке второклассника.

Игра «Я – линия» предполагает игру-пантомиму. Ученики делятся на две команды, каждая команда получает набор линий: плавная, корявая, ломаная, прерывистая. Школьники выбирают линию, которую будут показывать. Например, изображая плавную линию, дети начитают руками показывать волны, очерчивать в воздухе плавные движения. Другая команда должна догадаться, какую линию они изображают, и показать карточку с волнистой линией.

Игры «Я – линия», «Ожившая скульптура», «Главный герой произведения» и др. педагог может с успехом применяться во время физкультминутки. Учитель показывает образец, а ученики пластикой тела или руками изображают образ. Например, учитель показывает произведение изобразительного искусства со сложной композицией, а ученики должны определить главного героя и показать его мимику или пластикой обыграть характер.

Беря за основу средства художественного выражения, любой педагог может придумать разные игры и игровые ситуации.

Знаток детской игры К. Кофка истолковывал игру как мир полной детской свободы, в которой ребёнок себя перемещает из реального мира принуждения, и живёт в игре при помощи воображаемой ситуации («как будто», «если бы», «понарошку»). Такая «воображаемая правда» (К.С.Станиславский) позволяет ему стать в новое положение, подняться над собой, активизировать свои духовные, эмоциональные и физические силы, совершить поступок, выполнить творческое задание, пережить «катарсис» (очищение) и оздоровиться.

Воображение – способность фантазировать, придумывать, мысленно представлять что-либо, делать выбор – это важная эстетическая способность. Проживание воображаемой ситуации способствует накоплению художественно-творческого опыта, развитию навыков построения образа, поиска средств и моделированию конечного результата предметной игровой деятельности. Воображение – это создание программы игрового поведения, источник игры – живой интерес детей. Через игру, в форме игры и средствами игры формируется интерес к изобразительной деятельности, к созидательному процессу, который приносит ученики начальных классов удовлетворение и успех.

Состязательность, соперничество – внутренняя пружина игры. Игра стимулирует, создаёт условия для мобилизации всех потенций школьника. Целеустановки игры могут быть сделаны на победу (например, «Кто первый найдет все «тёплые цвета», тот и выиграл»), на усовершенствование тех или иных навыков (например, «Кто первый получит зёленый цвет, имея синий, жёлтый и красный цвет»), на активизацию познавательной активности (например, «Кто быстрее определит расположение семи цветов радуги, познакомившись со считалкой: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»). Однако общая мотивация игры должна быть не на выигрыш, а на то, чтобы играть и получать от этого удовольствие и позитивные эмоции.

Соперничество может являться сильным стимулирующим фактором, развивающим познавательные универсальные учебные действия. Дидактическая игра в художественное лото (см. Творческую папку, 1,2,3,4 кл.) способствует активизации познавательных процессов, играя, ученик запоминает большое количество произведений изобразительного искусства, развивает широту своих представлений о видах и жанрах искусства.

Младшие школьник с большим интересом осваивают игровые правила и стремятся победить: быстрее других закрыть карточки художественного лото, на которых помещены произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Так в процессе игры осуществляется «учение с увлечением».

Игра в художественное лото относится к интеллектуальным играм, активно развивающим познавательные универсальные учебные действия. Закрепление познаний детей в области изобразительного искусства можно осуществлять в игре «Кто-Что?» (см. задание № 35 Творческой папки второклассника). Игровая ситуация: кто больше других напишет названий произведений изобразительного искусства, тот и победит, стимулирует активность интеллекта и повышает интерес учеников к изобразительному искусству. Поскольку не все дети сильны «в руке» (я-художниик), то им нужно дать возможность проявить себя «в интеллекте» (я-знаток искусства). Ученики-интеллектуалы могут заводить собственные тетради или альбомы, в которых будут записывать известные им произведения искусства и их авторов, приклеивать открытки, маленькие календари или марки с произведениями искусства разных видов и жанров искусства, и таким образом устраивать между собой соревнование (Кто больше узнает произведений?). На уроках между интеллектуалами (детям нравится, когда их так называют) учитель иногда (1-2 раза в месяц) может устраивать соревнования. Суть игры заключается в том, что к доске по желанию выходит 2-4 человека (можно по одному ученику от ряда) и по очереди называют фамилию художника и название его произведения, можно ограничится только фамилиями художников). Тот знаток искусства, который затрудняется с ответом, выходит из игры. Побеждает тот, кто последним назовет художника. Познавательные стремления учеников на самостоятельный поиск художественной информации учитель должен всячески поощрять и награждать детей медалями или другими призами, или похвалой.

Особое значение в этой связи имеет знание детьми основных жанров изобразительного искусства: портрета, натюрморта, пейзажа, анималистического жанра и др. (см. задание № 44, 44А Творческой папки второклассника). Суть игры заключается в том, чтобы, глядя на произведение изобразительного искусства, ученик мог определить жанр, в котором он выполнен. Учитель вместе с детьми может изготовить 25 карточек или воспользоваться уже имеющимися в Творческой папке второклассника (лист 44А). На каждой карточке размером 3см х 4 см печатными буквами написан жанр: пейзаж (на 4 карточках), портрет (на 4 карточках), натюрморт (на 3 карточках), анималистический жанр (на 2 карточках), фантастический жанр (на 2 карточках), мифологический жанр(на 2 карточках), сказочный жанр (на 2 карточках), исторический жанр(на 2 карточках), бытовой жанр(на 2 карточках), батальный жанр(на 2 карточках). Имея эти карточки, ученики могут, воспользовавшись большими картами художественного лото, поиграть с товарищами на уроке или родными дома в интеллектуальную игру «Знаток жанров изобразительного искусства». Тот, кто быстрее других закрое карточками, на которых написаны жанры, произведения изобразительного искусства на карте лото, тот и выиграл.

Развитию познавательной активности учащихся начальных классов способствует разгадывание кроссвордов. Учитель может сам придумать кроссворды на разные темы, а также попросить детей сочинить мини и мега кроссворды. Известны случаи, когда второклассник на большом листе ватмана нарисовал кроссворд и загадки к нему, включающий 115 слов. В Творческой папке второклассника представлено несколько кроссвордов, по одному на каждый тематический блок (например, см. задания 48,49). Обычно школьники-интеллектуалы, разгадав кроссворд, стремятся сочинить свой.

Важная задача педагогически организованной «продуктивной» игры – художественно-творческая. Она предполагает решение проблемной ситуации: разгадать, угадать, распутать, добиться практических результатов по-своему. В этой цели заключёны способы игрового поведения и механизм влияния игры на личность ребёнка. Педагог стимулирует в ученике индивидуальный путь решения игровой ситуации в процессе практического освоения художественных материалов и техник (роль «я-художник»). Например, перед практическим заданием, в процессе игровой ситуации «Кто-Как?» учитель ставит вопрос: Какие краски необходимы для изображения, например, образа сказочного героя? Один ребёнок для образа Мальвины выберет синий и голубой цвет, а другой ученик – розовый, белый и синий, третий – голубой и белый, а чётвертый – чёрный и голубой. На вопрос: «Почему чёрный?». Ребёнок отвечает: «Мальвина расстроилась». Это словесное выражение эстетического отношения, одна из форм проявления творческого замысла.

Творческие игры и игровые ситуации в процессе практической деятельности нацеливаются на обогащение юного рисовальщика опытом освоения образного языка искусства. В соответствие с возрастными запросами детей педагог стремится помочь ребёнку, и учит его умению наблюдать, умению пользоваться различными художественными материалами, умению выражать свои мысли через изображение, «искать себя в художественном материале».

Выполнение одной и той же образной темы, например, темы «Птицы», с использованием пластилина, красок, фломастеров и в технике аппликации, будет способствовать не только формированию более чётких представлений о крылатых созданиях, но и о разных способах его изображения. В результате такого комплексного подхода к освоению учебной темы, и нацеленности на выполнение домашнего задания (на одну тему, но – в другом материале), у школьников складываются необходимые навыки и творческие предпочтения: по своей «природной сути» кто-то больше «график», кто-то «живописец», кто-то «скульптор», а кто-то «архитектор» и т.п. и, безусловно, выразит себя наиболее адекватно в предпочтительной технике исполнения.

Ученики начальных классов восприимчивы к художественной изобразительной форме, известно стремление маленьких художников быть похожими в изобразительной манере на своего педагога. Многие исследователи констатируют, что подражание в различных видах проявления, особенно в младшем школьном возрасте, - есть естественная форма познания. Однако на занятиях изобразительным искусством педагог не должен руководствоваться принципом «делай как я», а поступательно формировать в сознании детей представления о многогранности средств выражения, которые порождены историей искусств, которые всякий художник открывает для себя сам, а, следовательно, и маленький рисовальщик должен стремиться быть оригинальным, создать свою палитру изобразительно-выразительных средств.

Школьников волнуют события собственной жизни в связи с событиями других людей. В его действиях мы видим готовность на общение, на сотрудничество с взрослым. Однако познавательная деятельность ученика носит не столько репродуктивный характер, сколько продиктована необходимостью сопоставить другого с собой, иную позицию со своей и обнаружить свою позицию. Частично подражая и что-то заимствуя, ребёнок ищет свой стиль, свой почерк, он стремится найти своё индивидуальное решение изобразительных образов, быть самим собой (индивидуальностью). Нет в мире двух одинаковых художников. Когда художник что-то заимствует, говорят «работает в стиле Ван Гога», «в стиле Моне» и т.п. Поэтому репродуктивные методы обучения рисованию или лепке («сделай как я») ничего общего с творческим процессом не имеют.

Юным художникам на уроках изобразительного искусства не нужно давать готовых рецептов, а создавать предпосылки для самостоятельного поиска и решения поставленной творческой задачи. Педагог, используя игровые ситуации, лишь помогает ребятам ориентироваться в этом поиске, создавая оптимальные условия для зарождения замысла. Справедливо утверждение педагога-художника Е.К. Макаровой о том, что учитель должен развивать в себе «искусство не мешать». Не навязывать юному художнику своих взглядов, не считать свои представления единственно правильными. «Верить ребёнку, относится к нему с «понимающей» любовью, не забывая ни на минуту о том, что ещё недавно ты сам был маленьким» (Макарова Е. Г. В начале было детство.— М., 1990. – С.198).

Установка на удивление, на осмысление уже известного («феномен Робинзона») является важным компонентом личностно-ориентированного подхода к организации творческой деятельности младших школьников в игре. Применение метода парадоксов и проблемных ситуаций помогает ребёнку самостоятельно найти ответы на волнующие его вопросы. Юный художник самостоятельно конструирует всевозможные гипотезы, выдвигает невероятные предположения и догадки, вводя свою позицию в сопряжение с позицией, выработанной другими.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.0.157 (0.034 с.)