Тема 15. Деятельность международных финансово-кредитных институтов в РК 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 15. Деятельность международных финансово-кредитных институтов в РК



1. Азиатский банк развития, функции и задачи.

2. Банк международных расчетов и его операции.

3. Деятельность международных финансово-кредитных институтов в Республике Казахстан.

 

1. Азиатский банк развития

Азиатский банк развития (АзБР) создан в 1965 г. Членами его являются не только развивающиеся страны Азии, но и такие страны, как Япония и Австралия. В 1980 г. 29 азиатских стран как региональные члены располагали 66,6% голосов на собрании членов банка, в т.ч. на Японию приходилось 26,2% голосов, на Австралию - более 11,1%. Позже членами АзБР стали 14 независимых развитых стран. Их доля голосов составляет 33,4%. Вместе с Японией и Австралией они располагают более чем 70% голосов на собрании и в совете управляющих. В соответствии с уставом АзБР средства на проекты развития предоставляются исключительно странам-членам банка. Штаб-квартира его находится в столице Филиппин Маниле.

АзБР осуществляет свои операции так же, как и ЕБРР. В 1980 г. основной его капитал составлял 9,5 млрд долларов, в т.ч подписанный-8,9 млрд. Внесенный капитал на 81% состоит, конвертируемой валюты, остальная его часть - национальные валюты.

АзБР имеет специальный фонд, состоящий из добровольных взносов стран-членов банка и отчислений от выручки по капиталовложениям. Средства спецфонда используются для льготного кредитования недостаточно рентабельных, но необходимых для комплексного развития объектов экономической и социальной инфраструктуры в наименее развитых странах.

АзБР при формировании своих обычных ресурсов рассчитывает в основном на привлечение заемных средств с мирового финансового рынка путем выпуска облигаций.

Значительный объем кредитов в качестве регулярных средств АзБР предоставил пяти странам - Индонезии, Южной Корее, Филиппинам, Пакистану, Таиланду. На начало 1980 г. им был выдан в размере 5 млрд долларов кредит по ставке 8,7% на срок 10-30 лет с началом погашения через 2-7 лет. Одну треть всех кредитов составляют льготные кредиты, которые выдаются на срок до 40 лет, а ставка по ним варьируется от 1 до 4% годовых.

Приоритетное направление кредитования - экономическая и социальная инфраструктура, агропромышленные объекты, сельское хозяйство, добывающая и обрабатывающая промышленности Кредиты банка направляются прежде всего частному сектору, приватизируемым государственным, совместным предприятиям; определенное предпочтение отдается надежным заемщикам - правительству развивающихся стран.

 

5. Исламский банк развития

Исламский банк развития начал свою деятельность с 1975 г Главный офис банка находится в Джидде (Саудовская Аравия) Три региональные офиса находятся в Рабате (Марокко), Куала- Лумпур (Малайзия) и Алматы (Казахстан). Учредителями банка являются члены-государства Организации Исламской конференции (ОИК). В настоящее время их 52. Уставный капитал банка составляет 6 млрд. исламских динар, деленный на 600 тыс. акций. Исламский динар (ИД) является учетной единицей банковского счета, она эквивалентна одному специальному векселю (SDR) МВФ. Удельный вес государств-членов банка в уставном капитале различный: например, удельный вес Саудовской Аравии составляет 16,6%, Ливии - 6,7%, Кувейта - 8,3%, а также Гамбии, Киргизии Мозамбик, Туркменистана, Таджикистана, Казахстана, Мальдивы, ('уринам, Джибути, Комар, вместе взятых, - лишь 0,4%.

Основной целью создания Исламского банка развития является оказание финансовой помощи, в соответствии с принципами Шариата, в экономическом развитии, социальному прогрессу (Стран-членов ОИК и мусульманских государств, не являющихся его членами). Но больше внимания уделяет финансированию проектов в экономически слаборазвитых мусульманских странах, являющихся его членами.

К концу 1996 г. банк финансировал более 2,0 тыс. проектов и, I т. ч. деятельность, связанную с оказанием торговой и специальной помощи на сумму 12 млрд исламских динар. В настоящее в финансирование проектов совместно с международными и региональными финансовыми учреждениями достигло 170 млн. американских долларов.

Банк, согласно исламскому Шариату, по проектам развития инфраструктуры - коммунальное хозяйство, строительство дорог, мостов, домов, коммуникаций и т. д., а также проектам социально экономического характера - строительство школ, объектов здравоохранения, культурных, образовательных и т. п. предоставляет беспроцентные кредиты.

Банк участвует в освоении сельскохозяйственных и промышленных проектов со своими кредитами в долевых отношениях; финансирует проекты, приносящие быстрый доход посредством участия в форме распределения прибыли, а также в форме лизинга, продажи в рассрочку.

Банк предоставляет государствам-членам банка техническую помощь для выполнения технико-экономических обоснований потенциальных проектов консультативных услуг, а также для приобретения оборудования для проведения исследований и обучения в период исполнительной фазы проекта.

Банк продает и покупает ликвидные ценные бумаги, в его портфель находится более 1,0 млрд долл. США таких бумаг.

Исламским банком развития руководит Правление управляющих. Все члены банка представлены в этом Правлении. Председатель Правления избирается поочередно. Правление управляющих собирается ежегодно для подведения итогов года и продвинуть направлений деятельности на предстоящий финансовый оперативного управления банком образуется Правительствами.

 

3.В целях развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства в основном после второй мировой войны созданы международные валютно-кредитные и финансовые организации. Среди них ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и группа Международного банка реконструкции и развития (МБРР) (все чаще называют Всемирный банк), организованные на основе Бреттонвудского соглашения стран-участниц международной конференции. СССР не ратифицировал этого соглашения в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом. Однако в результате реформ, направленных на переход к рыночной экономике и интеграцию в мировую экономику, Россия вступила в эти организации в 1992 г., как и ряд бывших социалистических стран и республик распавшегося СССР.

МВФ и группа МБРР имеют общие черты. Они организованы по аналогии с акционерной компанией. Поэтому доля взноса в капитал определяют возможность влияния страны на их деятельность. Принцип «взвешенных» голосов определяет количество голосов каждой страны-члена. Развитые страны (их 24), составляя 14 % количества членов МВФ, имеют почти 60 % голосов, в том числе США - 17,7 %, страны ЕС - 26,2 %. В МБРР США располагают 17 % всех голосов, т. е. столько, сколько 140 развивающихся стран в совокупности. Штаб-квартира МВФ и МБРР находится в Вашингтоне - столице страны, имеющей наибольшую квоту в их капиталах.

Формирование ресурсов МВФ и МБРР различно. Квоты стран-членов МВФ и МБРР различаются. Квоты стран-членов МВФ оплачиваются полностью (около 25 % - СДР и свободно конвертируемой валютой и 75 % - национальной валютой). Взносы в капитал МБРР оплачиваются лишь в размере 7 % подписного капитала, а 93 % служат гарантийным фондом, который используется в качестве обеспечения эмиссии облигаций Банка на мировых рынках. Размер квот определяется с учетом доли страны в мировой экономике и торговле.

В дополнение к собственному капиталу международные финансовые институты прибегают к заемным средствам.

Основные задачи МВФ заключаются в следующем:

• содействие сбалансированному росту международной торговли;

• предоставление кредитов странам-членам (сроком от трех до пяти лет) для преодоления валютных трудностей, связанных с дефицитом их платежного баланса;

• отмена валютных ограничений;

• межгосударственное валютное регулирование путем контроля за соблюдением структурных принципов мировой валютной системы, зафиксированных в Уставе фонда.

Возможность получить кредит МВФ ограничена следующими условиями:

• лимитируется размер заимствования страны в зависимости от ее квоты;

• фонд предъявляет определенные требования, иногда жесткие, к стране-заемщице, которая должна выполнить макроэкономическую стабилизационную программу. Это позволяет Фонду воздействовать на экономику стран-должников.

Новым явлением с середины 80-х гг. стал отказ МВФ и МБРР от рекомендации развивающимся странам монетаристской политики, в условиях экономического спада еще более усиливающей его. Стабилизационные программы стали базироваться также на концепции «экономики предложения» и направлены на развитие производства, проведение экономических реформ, нейтрализацию их негативных социальных последствий. Курс МВФ на ускорение приватизации, экономических реформ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности в России усилил негативные последствия шокового перехода к рыночной экономике (экономический спад, инфляция, банкротства, неплатежи и т. д.).

В отличие от МВФ большинство кредитов МБРР - долгосрочные (15-20 лет). Они обусловлены выполнением рекомендаций экономических миссий, которые предварительно обследуют экономику и финансы стран-заемщиц, нередко затрагивая их суверенитет.

МБРР, как и МВФ, предоставляют не только стабилизационные, но и структурные кредиты (на осуществление программ, направленных на структурные реформы в экономике). Их деятельность взаимно увязана, они дополняют друг друга. Причем членом МБРР может стать лишь член МВФ.

Специфика МБРР заключается в наличии у него трех филиалов:

Международная ассоциация развития (МАР создана в 1960 г.) предоставляет льготные беспроцентные кредиты на срок 35—40 лет наименее развитым странам-членам МБРР, взимает лишь комиссию в размере 34 % на покрытие административных расходов. Цель этих кредитов - поощрение экспорта товаров из развитых стран в беднейшие страны. Специфика деятельности МАР заключается в координации деятельности с МБРР и совместном кредитовании проектов. Тем самым совмещаются потоки льготных государственных кредитов как формы экономической помощи и более дорогих частных ссудных капиталов.

Международная финансовая корпорация (МФК создана в 1956 г.) стимулирует направление частных инвестиций в промышленность развивающихся стран для роста частного сектора. Кредиты предоставляются наиболее рентабельным предприятиям на срок до пятнадцати лет (в среднем от трех до семи лет). Специфика кредитов МФК заключается в отсутствии требования правительственных гарантий в отличие от МБРР и МАР, так как частный капитал стремится избежать государственного контроля. Кроме того, МФК с 1961 г. имеет право непосредственно инвестировать средства в акционерный капитал предприятий с последующей перепродажей акций частным инвесторам. В этом проявляется присущая группе МБРР тенденция сотрудничества, а не конкуренции с частными инвесторами.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ создано в 1988 г.) осуществляет страхование (сроком от пятнадцати до двадцати лет) прямых инвестиций от некоммерческих рисков, консультирует правительственные органы по вопросам иностранных инвестиций. Членами МАГИ являются только члены МБРР.

МБРР совместно с его тремя филиалами неофициально называют Всемирным или Мировым банком. Эти государственные финансовые институты играют важную роль в регулировании международных кредитных отношений. Даже их небольшие ссуды открывают стране доступ к заимствованиям в частных банках на мировом рынке ссудных капиталов. Кредиты МВФ и МБРР как бы подтверждают платежеспособность страны.

МВФ, МБРР наряду с другими международными организациями активно участвуют в урегулировании внешнего долга развивающихся стран, России, других государств СНГ, стран Вос­точной Европы.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР создан в 1990 г.), местонахождение - Лондон. Главная цель ЕБРР - спо­собствовать переходу к рыночной экономике в государствах бывшего СССР, странах Центральной и Восточной Европы. ЕБРР кредитует проекты лишь в пределах 15 — 150 млн долл.

Ресурсы ЕБРР формируются по аналогии с МБРР. Однако доля оплаченного акционерного капитала ЕБРР выше (30% по сравнению с 7 %). Неоплаченные акции могут быть при необходимости востребованы, но обычно используются как гарантия при привлечении заемных средств на мировом кредитном рынке.

ЕБРР специализируется на кредитовании производства (включая проектное финансирование), оказании технического содействия реконструкции и развитию инфраструктуры (включая экологические программы), инвестициях в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий. Преимущественные сферы деятельности ЕБРР, в том числе в России, - финансовый, банковский секторы, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт, сельское хозяйство. Большое внимание уделяется поддержке малого бизнеса. Как и другие международные финансовые институты, ЕБРР предоставляет консультативные услуги при разработке программ развития с целевыми инвестициями. Одна из стратегических задач ЕБРР - содействие приватизации, разгосударствлению предприятий, их структурной перестройке и модернизации, а также консультаций по этим вопросам.

Специфика деятельности ЕБРР в России заключается также в создании по его инициативе Российского банка проектного финансирования и прямых инвестиций в акционерный капитал Токобанка (1994 г.) впервые в истории банковской системы современной России.

Региональные банки развития созданы в 60-х гг. в Азии, Африке, Латинской Америке для решения специфических проблем и расширения сотрудничества развивающихся стран этих регионов.

Межамериканский банк развития (МаБР, Вашингтон, создан в 1959 г.), Африканский банк развития (АфБР, Абиджан, образован в 1963 г.) и Азиатский банк развития (АзБР, Манила, создан в 1965 г.) преследуют единые цели: долгосрочное кредитование проектов развития соответствующих регионов, кредитование региональных объединений. Общей чертой этих банков является существенное влияние на их деятельность развитых стран, которым принадлежит значительная часть капитала банков и они составляют примерно 1/3 их членов. В региональных банках развития установлен одинаковый принцип формирования ресурсов, привлечения заемных средств в социальные фонды, проводится кредитная политика во многом по образцу группы МБРР.

Вместе с тем существуют различия в деятельности региональных банков развития. Они определяются разным уровнем экономического, культурного развития стран трех континентов - Латинской Америки, Азии и Африки, особенностями их исторических традиций.

Региональные валютно-кредитные и финансовые организации западноевропейской интеграции представляют собой составную часть ее институциональной структуры. Они преследуют цель укрепления интеграции и создания экономического и валютного союза (ЕС) в соответствии с Маастрихтским договором 1993 г., проведение согласованной политики по отношению к развивающимся странам, ассоцированным с ЕС.

К основным региональным организациям ЕС относится:

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ, Люксембург), предоставляет кредиты на срок от семи до двадцати лет, а развивающимся странам — до сорока лет. Цель ЕИБ — развитие отсталых регионов стран ЕС, реконструкция предприятий, создание совместных хозяйственных объектов, развитие приоритетных отраслей;

Европейский фонд развития (ЕФР, 1958 г.) проводит коллективную политику ЕС по отношению к развивающимся странам, координирует двусторонние программы официальной помощи развитию этих стран;

Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (1969 г.) содействует созданию общего аграрного рынка («Зеленая Европа»);

Европейский фонд регионального развития (ЕФРР, 1975 г.) предо­ставляет кредиты за счет средств совместного бюджета ЕС с целью выравнивания региональных диспропорций в странах-членах, поскольку там насчитывается 25 беднейших районов, уровень жизни в которых в 2,5 раза ниже, чем в 25 наиболее процветающих;

Европейский валютный институт (ЕВИ, Франкфурт-на-Майне, 1994 г.) заменил Европейский фонд валютного сотрудничества, созданный в 1973 г. — это наднациональный орган в составе управляющих двенадцати центральных банков, осуществляющий координацию денежной и кредитной политики этих банков, содействовало созданию системы европейских центральных банков и переходу к единой валюте. К ЕВИ перешла функция эмиссии ЭКЮ (далее евро) и предоставления кредитов на покрытие дефицита баланса стран-членов.

Особое место среди международных валютно-кредитных организаций занимает Банк Международных расчетов (БМР, Базель, 1930 г.). По существу, это банк центральных банков (33 стран, 1995 г.). БМР содействует их сотрудничеству, принимает их депозиты и предоставляет кредиты. Специфической чертой БМР является выполнение функций банка-агента при международных расчетах по валютному клирингу (ныне клирингу по операциям частных коммерческих банков в евро) и другим расчетам стран-членов.

БМР организует также коллективную валютную интервенцию центральных банков с целью поддержания курса ведущих валют, выступает попечителем по межправительственным кредитам, наблюдает за состоянием еврорынка.

БМР – ведущий информационно – исследовательский центр.

Роль международных финансовых институтов повышается в условиях интернационализации хозяйственных связей. В их деятельности переплетаются тенденции партнерства и противоречия, характерные для всемирного хозяйства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.52.86 (0.022 с.)