Европейский банк реконструкции и развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Европейский банк реконструкции и развития.



1. Международный валютный фонд (МВФ).

В 1994 г. в городе Бреттон-Вудсе (США) состоялась международная финансовая конференция, на которой было принято решение о создании Международного валютного фонда (МВФ). Первоначально число членов составляло 35 государств, в 1993 г. их число выросло до 174. Республика Казахстан, как уже упоминалось, также является членом МВФ.

Вступая в МВФ, каждая страна вносит определенную сумму денег, называемую квотой (вклад по подписке), своего рода членский взнос. Взносы стран-членов в капитал Фонда состоят из двух частей; 1) взносы в золоте в размере либо 25% суммы квоты данной страны, либо в размере 10% ее золотых и долларовых запасов; 2) взносы в национальной валюте в объеме остальной части квоты.

Квоты имеют разнообразное значение Во-первых, они образуют объединенные денежные запасы, которыми МВФ пользуется для предоставления займов своим членам, испытывающим финансовые трудности. Во-вторых, на их основе определяется сумма, которую внесший взнос член может занять у МВФ или получить при периодическом распределении специальных активов, известных как СДР. Чем больше взнос, тем более значительные кредиты в случае необходимости может получить страна-член. В-третьих, они определяют вес голоса каждого члена. Чем богаче страна, тем больше ее квота. Размер квоты устанавливается на основе анализа благосостояния и функционирования экономики страны. Каждые пять лет размер квот пересматривается и может либо увеличиваться.

В остальное время года губернаторы высказывают пожелания своих правительств по поводу повседневной деятельности МВФ через своих представителей, из которых формируется исполнительный совет, базирующийся в штаб-квартире в Вашингтоне (США). Двадцать четыре исполнительных директора, встречающихся на официальных заседаниях три раза в неделю, контролируют осуществление тех мероприятий, которые были намечены правительствами стран-членов через совет губернаторов. В настоящее время семь исполнительных директоров представляют отдельно взятые страны Великобританию, Германию, Китай, Саудовскую Аравию, Соединенные Штаты, Францию и Японию. Остальные страны группируются и из 19 стран-членов назначают одного исполнительного директора. Всего на их долю приходится 17 директоров.

Принятие решений исполнительным советом основывается на статьях: могут давать займы только на продуктивные цели, которого, должны способствовать экономическому росту страны - члены займы должны быть гарантированы соответствующими правительствами; решение давать займы должно быть основано на экономических мотивах.

Персонал МВФ насчитывает около 2 тыс. человек и возглавляется директором-распорядителем, который является также главой исполнительного совета и назначается им же. По традиции директор-распорядитель - европеец или, по крайне мере, не американец. Интернациональный состав служащих почти из 100 стран включает в себя в основном экономистов, а также статистиков, научных работников, экспертов по государственным финансам и налогообложению. Прием на работу производится на конкурсной основе. Основной персонал находится в штаб-квартире МВФ в Вашингтоне, хотя незначительное количество служащих приписано к небольшим отделениям в Париже, Женеве и ООН в Нью-Йорке или временно представляет МВФ в странах, являющихся членами МВФ.

Вступая в члены МВФ, страна обязуется: постоянно информировать другие страны о предпринимаемых шагах по определению стоимости своих денег по отношению к деньгам других стран, отказаться от ограничений на обмен национальных денег на иностранные и следовать такой экономической политике, которая упорядоченным и конструктивным образом приведет к росту как ее национального богатства, так и всего общества Ъ целом. Члены берут на себя обязательство следовать этим нормам поведения

Первоначально при создании Международного валютного фонда перед ним в качестве основной цели была поставлена задача осуществления, контроля за состоянием платежных балансов и валютных курсов стран-членов. Это было связано с тем, что страны-члены МВФ согласились установить паритет своей валюты в золоте или в долларах США и не изменять его без согласия Фонда более чем на 10%, а при проведении текущих операций не отклоняться от этого паритета вниз или вверх более чем на 1-1,5%.

В настоящее время, после крушения Бреттон -Вудса, когда валютные курсы больше не фиксируются в МВФ, контроль за состоянием платежных балансов стран-членов и создание условий для их балансирования, в т.ч. и предоставление необходимых краткосрочных кредитов, являются основными направлениями деятельности данной международной организации.

Кредиты МНФ платными и условными. Наиболее видом кредитом, предоставляемых на цели ликвидации краткосрочных дефицитов платежных балансов, служат кредиты (стенд-бай). МВФ предоставляет также иные I кредитов: пролонгированные, расширенного доступа, на цели адаптации, компенсационные, на покрытие потерь, непредвиденными обстоятельствами. Единственным видом кредитов, который страна-член может пол-. автоматически, является кредит в рамках кредитной доли (транши). Однако доля этих кредитов весьма незначительна.

Страны-члены МВФ являются также участниками системы СДР и могут получать кредиты в этой валютной единице. СДР существуют и виде записи на текущем счете участника МВФ, но их можно разменять на любую национальную валюту. Несмотря на все старания участников МВФ, СДР не стали "валютой мира". Специальные права заимствования составляют 5-6% международных валютных резервов. На сегодня существует 21,4 млрд СДР стоимостью около 30 млрд долларов.

Так как каждый член имеет право брать кредиты у МВФ на сумму в несколько раз больше, чем выплаченная им по подписке квота, то квоты могут не обеспечивать требований своих членов в наличных средствах в период возросшего спроса на кредитные ресурсы. На случай такой возможности начиная с 1962 г. МВФ имеет кредитную линию (в настоящее время примерно на сумму 25 млрд долларов) с рядом правительств и банков по всему миру. Эта кредитная линия, называемая Общим положением о заимствовании, возобновляется теперь каждые 5 лет. МВФ платит проценты по всем взятым в соответствии с этим положением кредитам и обязуется выплатить займы через 5 лет. Однако права МВФ по осуществлению таких займов ограничены до 60% от общего объема квот.

Помимо контроля за международной валютной системой и оказания финансовой поддержки своим членам МВФ помогает им тем, что имеет учебный институт в Вашингтоне - ИЭР (институт экономического развития), где через каналы технической и образовательной помощи страны-члены МВФ получают консультации и рекомендации для создания институтов, необходимых для нормального функционирования рыночной экономики.

Оказывает помощь, направленную на урегулирование платежного баланса. Такая помощь предоставляется в соответствии с тщательно подготовленными экономическими программами, которые призваны способствовать увеличению денежных резервов. Более того, одобрение правительственной программы, высказываемое МВФ, нередко играет роль катализатора в оставлении дополнительной финансовой помощи другими унциальными инстанциями или коммерческими учреждениями., МВФ оказывает этим странам техническую помощь и проводит обучение кадров.

2. Всемирный банк

Всемирный банк (ВБ) и Международный валютный фонд (МВФ), известные под общим названием как Бреттон-Вудские, составляют двойную межправительственную опору, которая поддерживает всю структуру мирового экономического; финансового порядка. Международное сообщество сознательно постаралось осуществить разделение труда при создании этих двух организации. На первый взгляд МВФ и Всемирный банк имеют много оказанию помощи республики также странам Восточной Европы, испытательный переход от экономики с черт. Обе организации в известном смысле принадлежат и управляются в настоящее время правительствами около 180 стран, которые состоят их членами, т.е. почти все страны в мире. Оба института занимаются экономическими проблемами и концентрируют свои усилия на расширении и укреплении экономики стран, являющихся их членами. Штаб-квартира обоих учреждений находится в Вашингтоне. В течение многих лет они располагались в одном и том же здании и даже сейчас, хотя и находятся на противоположных сторонах одной улицы, имеют общую библиотеку и другие службы, регулярно обмениваются экономическими данными, иногда проводят совместные семинары и совещания, ежедневно организуют рабочие встречи. Члены банка должны быть обязательно членами МВФ.

Но, несмотря на это, Всемирный банк и МВФ имеют принципиальное различие. Оно заключается в следующем: Всемирный банк является основным институтом, занимающимся проблемами развития, в то время как МВФ - это институт сотрудничества, который старается установить упорядоченную систему платежей и денежных поступлений между странами. Эти организации имеют различные цели, различные источники финансирования и стараются достигать своих специфических целей методами, свойственными каждой из них.

В Бреттон - Вудском соглашении международное сообщество определило круг задач для Всемирного банка, которые отражены в его официальном названии - Международный банк реконструкции и развития (МБРР). При этом его основная обязанность - финансирование экономического развития, т.е. содействие восстановлению стран, подвергшихся разрушениям во время второй мировой войны, а также оказание финансовой помощи и содействие международной торговле и выравниванию платежных балансов.

Всемирный банк начал свою деятельность с 1946 г. Первые его кредиты были предоставлены для финансирования восстановления разрушенной войной экономики стран Западной Европы. С 1960 г. он помогает своими кредитами развивающимся странам, содействуя экономическому и социальному прогрессу в них.

Предложение о создании Всемирного банка исходило от США, которые в первую очередь были заинтересованы в финансировании экспорта для использования своих сильно возросших во время войны производственных мощностей. Всемирный банк имеет около 40 отделений по всему миру, хотя, работают в главной штаб-квартире в Вашингтоне банка - разнообразные специалисты: экономисты, агрономы, специалисты по телекоммуникации, по перевозкам, образованию и др. банк - инвестиционный банк, оказывающий по оказанию услуги между инвестором и получателем, занимая у} и давая взаймы другому. Владельцами банка являются правительства стран-членов, имеющих акционерный капитал в банке, стоимость которого оценивается примерно в 155 млрд долларов, финансовых средств банк использует для кредитования развития стран посредством займов на рынке, через выпуск акций (погашение гарантируется правительствами-членами); р кредиты отдельным лицам и частным организациям более чем 1 странах. MAP, занимающаяся выдачей льготных кредитов, в основном финансируется пожертвованиями стран-доноров. Всемирный банк является основным заемщиком на мировых Банках капитала. Он также берет взаймы посредством продажи облигаций и векселей напрямую правительствам, их представительствам и центральным банкам.. Поступления от продажи этих в облигаций, в свою очередь, суживаются развивающимся странам под приемлемые нормы процента для оказания помощи в финансировании тех проектов и программ по изменению политики, которые имеют шансы на успех.

В момент создания Всемирного банка его основной капитал составлял 10 млрд долларов, впоследствии он был увеличен: в 1970 г. - 27 млрд долларов, в 1980 г. - до 34 млрд СДР (в то врем ч СДР равнялся 1,317 доллара), в 1994 г. - более 140 млрд СДР каждая страна при вступлении в члены Всемирного банка могла внести только 10% своей обязательной квоты в банке, при этом 1% - в долларах или золоте, а 9% - в национальной валюте. Первая часть может использоваться банком свободно, вторая же только с разрешения данной страны. Прочие 90% капитала не оплачиваются сразу, но в любой момент могут быть востребованы, если у банка возникла необходимость погашать свои обязательства.

Всемирный банк предоставляет свои кредиты кредитоспособным правительствам развивающихся стран. Чем беднее страна, тем благоприятнее условия, на которых она может получить кредиты у банка. Те развивающиеся страны, где валовой национальный продукт (ВНП) на душу населения превышает 1200 долларов, могут получить кредиты от Международного банка реконструкции и развития. Эти кредиты выдаются под процент, немного превышающий рыночный, под который занимает сам банк, и, как правило, они должны быть выплачены в течение 12-15 лет.

MAP дает кредиты только правительствам очень бедных развивающихся стран, чей подушный ВНП составляет меньше 1200 долларов, примерно 80% всех кредитов MAP получают страны с ежегодным подушным ВНП ниже 700 долларов. По кредитам MAP проценты не выплачиваются, и срок их погашения - 35-40 лет.

Ссуды МБРР выдает при следующих условиях:

1) кредиты предоставляются только правительствам, соответственно их центральным банкам, для финансирования проектов, предназначенных для экономического развития страны и при гарантии данного правительства;

2) заемщик получает кредит, если не в состоянии получить его в другом месте на "сносных" для него условиях;

3) экспертная комиссия МБРР должна оценить проект и дать разрешение на его реализацию;

4) использование средств строго целенаправленно и производится поэтапно по мере реализации проекта.

Эти правила служат интересам МБРР и его кредиторов; нередко согласие на кредит связано с политическими и экономическими требованиями.

При предоставлении своего кредита Всемирный банк больше внимания уделяет проектам, от которых выигрывают наибеднейшие слои населения в развивающихся странах. В первую очередь он выделяет кредиты на развитие земледелия и животноводства в сельской местности, малых предприятий и городов. Он помогает им повысить их производительность и организовать доступ к

 

3. Европейский банк реконструкции и развития.

Банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан 29 мая 1990 г. как международная финансовая организация. Его учредителями стали все европейские страны, кроме США, Канады, Марокко, Мексики, Египта, Австралии, Японии, Южной Кореи. Кроме них членами стали новые государства, образованные после распада Чехословакии и Югославии. По уставу банка его членами все члены МВФ. Штаб-квартира ЕБРР находится в зоне. Он начал свою деятельность в апреле 1991 г. (как отмечено в уставе, целью ЕБРР является содействие по получению кредита и научно-технической помощью в переходе пост социалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также в развитии частной и предпринимательской инициативы, поощрении инвестиций в регионе.

Главная задача ЕБРР - содействие в создании новых экономических и социальных условий в пост социалистических странах в Период изменения их политической системы, поощрение инвестиций, приватизации, структурной перестройки, восстановление, модернизация и расширение инфраструктуры (связи, транспорта, дорог, снабжения энергией, коммуникациями, жилищного хозяйства), охрана окружающей среды и др.

Основные объекты кредитования ЕБРР - частные фирмы, вновь создаваемые рыночные структуры, приватизируемые объекты, совместные предприятия.

Осуществляя кредитную деятельность, ЕБРР использует pat однообразные инструменты для гибкого кредитования на основе общепринятых в развитых странах стандартов банковского сотрудничает с частными инвесторами, коммерческими, банками и правительствами в осуществлении долгосрочных планов развития в приоритетных отраслях экономики, структуры и области экологии. Важный аспект деятельности ЕБРР - подготовка управленческих кадров и повышение квалификации рыночных кадров на разных уровнях. По инициативе ЕБРР совместно с МВФ, Мировым банком, ЕС и другими создан Объединенный венский институт для оказания помощи постсоциалистическим странам в решении задач по подготовке банковских и хозяйственных кадров для рыночной экономики. В уставном капитале ЕБРР страны ЕС имеют квоту в размере 51%, страны Центральной и Восточной Европы, не члены ЕС -13%, остальные неевропейские страны - 24%, из них наибольшую долю имеют США (10%). Из европейских стран Италия, Германия, Великобритания и Франция имеют по 8,5% каждая. Япония тоже имеет 8,5% доли в уставном капитале ЕБРР.

По уставу банка разрешено ЕБРР выпустить акций на 10 млрд ЭКЮ, которые делятся на 1 млн акций с номиналом 10 тыс. ЭКЮ каждая.

Кредитные ресурсы ЕБРР состоят из обычных ресурсов и средств специальных фондов. Обычные ресурсы включают в себя: а) разрешенный к выпуску акционерный капитал, б) привлеченные заемные средства на мировых рынках капитала, в) средства, полученные в счет погашения займов или по гарантиям, а также выручка от реализации инвестиций в акционерный капитал, г) прочие средства и доходы ЕБРР, не являющиеся частью ресурсов специальных фондов.

Специальные фонды включают в себя средства, направленные в соответствующий специальный фонд, и доходы, полученные от инвестиций, произведенных из ресурсов специальных фондов; средства специальных фондов используются, как правило, для льготного кредитования низко рентабельных отраслей социальной инфраструктуры и оказания технической помощи.

В своей деятельности ЕБРР использует различные формы операций: предоставление кредитов предприятиям частного и приватизируемого сектора, инвестирование в капитал, размещение ценных бумаг, предоставление гарантий для доступа предприятий к кредитным рынкам, предоставление займов и оказание научно-технической помощи.

ЕБРР не выдает гарантий по экспортным кредитам и не занимается страхованием. Приоритетным направлением ЕБРР для выполнения вышеназванных операций являются энергетика, инфраструктура, транс- порт, телекоммуникация, экология, агробизнес.

По организационной структуре ЕБРР не отличается от других Международных финансовых институтов. Руководство деятельностью ЕБРР осуществляет совет управляющих, совет директоров. В совет управляющих - высший распределительный __Банк ЕБРР - входят по 2 представителя от каждого участника -I банка. На ежегодном собрании совет избирает одного из управляющих в качестве председателя.

Часть полномочий совет управляющих может делегироваться у директоров. Совет директоров - главный исполнительный 1ган, в компетенций которого находятся текущие вопросы работой ЕБРР. Он состоит из 23 членов: 11 директоров избираются стран-членов ЕС, ЕИБ и собственно ЕС; 4 директора от Стран Центральной и Восточной Европы; 4 - от остальных европейских стран и 4 - от неевропейских стран сроком на 3 года.

Президент ЕБРР избирается на 4 года советом управляющих, он управляет текущей деятельностью ЕБРР под руководством совета директоров.

 

 


Лекция 15.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.019 с.)