Вопрос 2. Формы организации, независимость и функции центрального банка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Формы организации, независимость и функции центрального банка.



С точки зрения собственности на капитал, центральные банки подразделяются на:

государственные, т.е. капитал их целиком принадлежит государству (центральные банки Великобритании, Германии, Франции, Канады, России, Казахстан);

акционерные ( Федеральная резервная система США);

смешанные - акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству, а часть - иным юридическим лицам (центральные банки Японии, Бельгии).

Безусловно, правительство страны заинтересовано в надежности центрального банка в силу его особой роли в кредитной системе страны.

 

Однако тесная связь центрального банка с государством не означает безграничного влияния правительства на политику центрального банка. Независимо от принадлежности капитала, центральный банк является юридически самостоятельным и подотчетен либо законодательному органу страны, либо специальной банковской комиссии, образованной парламентом.

Независимость центрального банка является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства.

В то же время независимость центрального банка от правительства носит относительный характер, т.к. в долгосрочном плане политика центрального банка прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства.

Центральные банки развитых стран классифицируются по степени их независимости в решении вопросов денежной политики с помощью различных объективных и субъективных факторов.

К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотношения между центральным банком страны и правительством с учетом неформальных контактов руководителей.

Среди множества объективных факторов оценки независимости центральных банков можно выделить пять важнейших:

• участие государства в капитале центрального банка и в распределении прибыли;

• процедура назначения (выбора) руководства банка;

• степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;

•права государства на вмешательство в денежно-кредитную

политику;

•правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком

страны.

Что касается первого фактора оценки, то состав собственников капитала центрального банка при проведении денежно-кредитной политики существенно не влияет на его независимость.

В соответствии со вторым фактором порядок выбора (назначения) и, главным образом, отзыва руководства центрального банка страны влияет на степень политической независимости последнего от органов государственного управления.

Третий фактор определяет, с одной стороны, рамки свободы деятельности центрального банка; с другой, - его законодательно установленные полномочия. В большинстве развитых стран (Австрии, Германии, Дании, Нидерландах, России, Франции, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельности центрального банка отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности.

В ряде стран (например, в США, Швеции и Италии) формулировка задач центрального банка в законодательстве дана только в общих чертах. Тем не менее это несущественно для определения степени независимости центрального банка. Фактор подробности определения законодательством целей и задач центрального банка играет второстепенную роль и его влияние необходимо рассматривать только в совокупности с анализом традиций и условий функционирования центрального банка.

От четвертого фактора (наличия установленного законодательством права государственных органов отклонять решения руководства центрального банка, а со стороны центрального банка обязательства координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государственного регулирования) прежде всего зависит политическая независимость центрального банка.

Наиболее низкой степенью независимости от вмешательства государственных органов в денежно-кредитную политику обладают центральные банки Франции и Италии. В этих странах право определения направлений вмешательства законодательным путем передано правительству. Центральный банк выступает в роли консультанта и призван руководствоваться решениями правительства. Со времен второй мировой войны руководство Банком Франции находится под влиянием министерства финансов.

В законодательстве Великобритании, Нидерландов, Швеции и Японии четко установлена возможность государственных органов

вмешиваться в политику центрального банка, инструктировать его, отменять его решения.

Несколько на более высокой ступени независимости находятся центральные банки Австрии и Дании. Законодательство этих стран не содержит формального права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику центрального банка, однако обязывает его координировать свою стратегию с политикой правительства.

Центральные банки ФРГ и Швейцарии являются наиболее независимыми. В законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка.

Пятый фактор независимости центрального банка выражается в наличии законодательного ограничения кредитования правительства и влияет как на экономическую, так и на политическую независимость центрального банка. Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран мира. Исключение составляют США и Великобритания, где государственные займы распределяются на открытом рынке. Наиболее независимы центральные банки Австрии, Германии и Нидерландов.

Функции центрального банка

Традиционно центральный банк выполняет пять основных функций:

§ осуществляет монопольную эмиссию банкнот;

§ является «банком банков»;

§ является банкиром правительства;

§ является главным расчетным центром страны;

§ осуществляет денежно-кредитное регулирование.

1. Монопольная эмиссия банкнот. За центральным банком страны как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия в отношении банкнот, т.е. общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств. Однако необходимо иметь в виду, что банкноты в настоящее время составляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран, поэтому значение функции эмиссионной монополии центральных банков у них несколько снижена. В этих странах главной задачей денежно-кредитной политики является регулирование безналичной эмиссии, основным источником которой являются коммерческие банки.

2. «Банк банков». Центральный банк не имеет дела непосредственно с юридическими и физическими лицами, т.к. его главной клиентурой являются коммерческие банки.

В большинстве стран коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в центральном банке. Такие резервы носят характер обязательных. Центральный банк устанавливает минимальное соотношение обязательных резервов с обязательствами банков по пассивам.

В ряде стран центральные банки осуществляют надзор за деятельностью коммерческих банков и небанковских кредитных организаций либо монопольно, либо совместно с Министерством финансов или другим государственным органом.

3. Банкир правительства. В качестве банкира правительства центральный банк выступает как его кассир и кредитор, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. В большинстве стран центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета.

4. Главный расчетный центр страны. Центральный банк выступает посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов)

5. Перечисленные функции центрального банка создают объективные предпосылки для выполнения им пятой функции - регулирования всей денежно-кредитнойсистемы страны. Данная функция на современном этапе является важнейшей функцией центрального банка.

Свои функции центральный банк осуществляет через банковские операции - пассивные и активные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.12 (0.007 с.)