Индустриализация в Казахстане (1926 – 1941 гг.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индустриализация в Казахстане (1926 – 1941 гг.)



Индустриализация - это создание и развитие крупной промышленности, в первую очередь тя­желой, преобразование всего народного хозяйства на основе крупно­го промышленного производства. Индустриализация не является этапом, присущим только социалистическому строительству. Она - обя­зательное условие модернизации страны. Однако к середине 1920-х годов для СССР ее проведение становится необходимым по ряду причин. Во-первых, к 1925 году завершился восстановитель­ный период. Советская экономика по основным показателям вы­шла на довоенный уровень. Для того чтобы обеспечить рост про­мышленного производства, следовало не столько переоснащать дей­ствующие заводы, сколько строить новые современные предприя­тия. Во-вторых, более рационально предстояло решить проблемы размещения экономического потенциала страны. Страна по-пре­жнему оставалась аграрной, крестьянской. Деревня была перена­селена. В городах росла безработица, что усиливало социальную напряженность. В-третьих, стимулом для форсирования индуст­риализации стала экономическая и политическая изоляция стра­ны на международной арене. Находясь во враждебном капиталис­тическом окружении, СССР был под постоянной угрозой войны. Аграрная страна не имела шансов выстоять в случае военного стол­кновения с индустриально развитыми державами.

В 1920 году была намечена комплексная программа перевода отраслей народного хозяйства на базу машинной техники. Реше­ние о начале индустриализации было принято на XIV съезде ВКП(б) в декабре 1925 года. Сталин определил индустриализа­цию как генеральную линию партии, нацеленную на превращение СССР из страны, импортирующей машины и оборудование, в стра­ну, производящую их своими силами. Речь шла об оптимальном соотношении тяжелой и легкой промышленности, вытеснении ручного труда в городе и деревне. Решающее значение приобре­тали такие аргументы, как наличие капиталистического окру­жения и курс на построение социализма в одной, отдельно взя­той стране.

В этих условиях свертывание внутрипартийной демократии ав­томатически реанимировало, возрождало привычки и приказные методы времен «военного коммунизма». Предпочтение отдавалось рычагам не экономического, а административного воздействия.

Индустриаль­ное развитие Казахстана определялось закономерностями индуст­риализации страны в целом. Вместе с тем оно имело свои особенно­сти, обусловленные экономической отсталостью края, несмотря на существенные социально-экономические сдвиги.

Восстановление промышленности в республике в 1926 году не было завершено и отставало от общесоюзного уровня. Этот про­цесс здесь затянулся до 1927 года. Промышленность Казахстана была развита очень слабо, ведущее место в ней принадлежало производству средств потребления. Месторождения полезных ископаемых, на базе которых можно было развернуть промышленное строительство, находились в необжи­тых, пустынных районах. Освоение подземных богатств требовало всестороннего обустройства этих мест: сооружения новых желез­ных и шоссейных дорог, рабочих поселков, новых городов, изыска­ния источников водоснабжения и т.д.

В поисках средств для индустриализации государство навязыва­ло крестьянину неэквивалентный обмен, предлагая продавать сель­хозпродукцию по ценам почти наполовину ниже объективно сло­жившегося рыночного курса. Понятно, что при таких директивно заданных условиях крестьяне, имевшие запасы хлеба, утратили вся­кие стимулы к его реализации. Натолкнувшись на нежелание крес­тьянства даром сдавать сельхозпродукцию, государство поставило его в условия: либо сдача продукции в установленных объемах и ценах, либо репрессии. В результате за период с октября 1928 г. по декабрь 1929 г. к административной и уголовной ответственности было при­влечено 56 498 человек, приговорено к расстрелу 277 человек.

Главной своей целью Советское правительство считало ускоренную индустриализацию, средства для которой дол­жен был дать аграрный сектор экономики. Продажа государством продукции сельского хозяйства должна была обеспечивать прове­дение индустриализации. Традиционное хозяйство, опирающееся на частную собственность на землю и скот, не могло в короткие сроки дать необходимые средства. Поэтому в конце 1920-х годов был взят курс на коллективизацию - создание системы коллективных хо­зяйств (колхозов) с полным отчуждением крестьян от средств произ­водства и распределения результатов этого производства.

Индуст­риализация в Казахстане началась с организации и проведения пер­вых стационарных геологоразведочных работ на медном месторож­дении Жезказгана и на угольном месторождении Байконура, по­ложивших начало планомерному выявлению запасов полезных ис­копаемых во всем Жезказганско-Улытауском районе. Результаты геологических исследований в Жезказгане полностью подтверди­ли правильность главных научных критериев, положенных в ос­нову дальнейших комплексных форсированных геологоразведоч­ных работ на месторождениях. Наряду с развитием геологических исследований и промышленным освоением богатств недр Жезказ- ганско-Улытауского района началась организация поисковых и разведочных работ на всей территории Казахстана, что привело к дальнейшему становлению геологической науки в республике. Пер­спективным в этот период стало исследование Жезказганского, Карсакпайского, Атбасарского и Спасского рудных районов, Караган­динского угольного бассейна, полиметаллических месторождений Каратау. Одновременно с решением проблем, связанных с разви­тием медной промышленности, в Центральном Казахстане нача­лось изучение месторождений железа (Карсакпай), марганца (Жезды), угля (Байконур, Киякты), свинца (Коргасын).

Важное значение для индустриализации Казахстана имело и со­здание в республике многих отраслей тяжелой промышленности, а также строительство крупнейшего металлургического завода в Темиртау близ Караганды. Необходимость создания этого была обосно­вана выдающимся ученым Казахстана Канышем Имантаевичем Сатпаевым. Жезказган, Жезды, Коргасын и многие дру­гие месторождения Казахстана были подготовлены для бесперебой­ного обеспечения сырьем действующих заводов. По инициативе К. Сатпаева проводилось изучение минеральных ресурсов Мангыстау, Мугоджар и Тургая. Сатпаев был ученым широкого профиля, он являл­ся ярым противником модных теорий. Три важных результата он оставил после себя: первое - разведанное и осваиваемое Жезказганское месторождение меди, второе - созданная и руководимая им Ака­демия наук Казахстана, третье - Институт геологических наук.

Для успешного развития индус­триализации необходима была, прежде всего, развитая сеть путей со­общения в целом, и в частности, железных дорог. Самым важным объектом строительства в Казахстане в то время была Туркестано-Сибирская железная дорога, которая должна была протянуться от Алма-Аты до Семипалатинска. Без ввода этой дороги в строй не­возможно было успешное осуществление реконструкции народного хозяйства, обширнейшего района востока и юго-востока республики. Строительство Турксиба было завершено к 1931 году. Протянувшись на 1145 км по территории, где до этого совершенно отсутствовали какие-либо современные пути сообщения, Турксиб сыграл важную роль в развитии производительных сил и преобразовании экономики различных регионов страны, явился мощным фактором развития про­мышленности и сельского хозяйства в прилегающих к железной до­роге районах. Для успешного строительства этой протяженной же­лезнодорожной ветки при СНК РСФСР был создан Комитет содей­ствия строительству Турксиба под председательством заместителя председателя Совнаркома Турара Рыскулова. Стройка была объяв­лена всенародной и на помощь были отправлены рабочие из промыш­ленных центров России, Украины, Средней Азии. Поэтапный ввод в действие отдельных участков железной дороги происходил раньше намеченного срока. Большим событием был пуск первого рабочего поезда по всей магистрали 25 апреля 1930 года, поезд провел быв­ший пастух Кошкинбаев - первый машинист Казахстана. В 1927 году была построена дорога Петропавловск-Кокчетав, продолженная в 1931 году до Акмолинска. В 1939 году для вывоза сырья из Казах­стана были построены дороги Акмолинск-Караганда, Илецк- Уральск, Рубцовск-Риддер, а в 1940 году - Караганда-Жезказган.

Одновременно с этим в годы первой пятилетки (1928-1932) шла реконструкция существующих и строительство новых предприятий. Богатейшие месторождения полезных ископаемых стали основой для развития тяжелой индустрии в Казахстане, в особенности ее добыва­ющих отраслей - нефтяной, угольной, цветной металлургии. Восста­навливались Риддерский, Карсакпайский полиметаллические комби­наты, Карагандинские угольные копи. Началось строительство Шымкентского свинцового завода, Балхашского и Жезказганского меде­плавильных комбинатов, Усть-Каменогорского свинцово-цинкового комбината. Индустриализация осуществлялась в обстановке нагне­тания темпов и неоправданно завышенных планов. Уже в 1929 году было принято решение о пересмотре пятилетнего плана в сторону увеличения основных показателей.

Так индустриализация привела к колоссальным сдвигам. За годы первых пятилеток резко повысился экономический уровень СССР. Была создана современная тяжелая промышленность. Несмотря на огромные издержки, процент ежегодного прироста производ­ства в среднем составлял от 10 до 16%, что было намного выше, чем в развитых капиталистических странах. К концу 1930-х гг. СССР стал одной из немногих стран, способных производить лю­бой вид промышленной продукции, доступной в то время челове­честву. Страна действительно обрела экономическую независимость и самостоятельность.

В годы второй пятилетки (1933-1937) промышленность Ка­захстана, как и других советских республик, бывших до револю­ции отсталыми, развивалась быстрыми темпами. Казахстан вышел на 7-е место в стране по выпуску валовой продукции промышлен­ности, на 5-е место - по выработке электроэнергии, на 3-е место - по добыче каменного угля, на 3-е место - по добыче нефти и на первое место - по производству свинца. Республика давала значи­тельную часть общесоюзной добычи цветных металлов, было осво­ено производство никеля, олова, вольфрама. Урбанизация затронула практически все регионы республики.

Рост темпов промышленного строительства привел к возникновению дефицита рабочей силы. Для обеспечения строек рабочими руками и в то же время в целях экономии на обучении рабочих-казахов власти практиковали так называемые оргнаборы в охваченных безработицей западных реги­онах страны, по которым в республику в 1931-1940 гг. было при­везено 559 тыс. человек. Одним из источников пополнения рабочей силой были спецпереселенцы - раскулаченные крестьяне из цент­ральных регионов и Сибири. Смагул Садвакасов, один из видней­ших представителей казахской интеллигенции XX столетия, боль­шевик, открыто изложил свое видение процесса индустриализа­ции Казахстана в статье «О национальностях и националах» на стра­ницах журнала «Большевик» (№ 1 за 1928 год).

Один из руководителей комсомола республики Смагул Садвака­сов выступал против массового переселения в республику «свобод­ных» рабочих рук из других районов страны. Руководствовался он тем, что в Казахстане было в наличии достаточное количество ра­бочей силы, только малоквалифицированной, которую надо было лишь обучить. Также существовало значительное число рабочей силы, особенно малоквалифицированной, в основной массе своей - крестьян из разоренных коллективизацией деревень и аулов. При одинаковой квалификации местным рабочим платили меньшую зар­плату, не оказывали им медицинской помощи и т.п.

Казахстан, по замыслам мос­ковских властей, должен был стать одним из основных районов ус­коренной индустриализации. Ф. Голощекин, активно проводивший политику Центра, выступал за создание в республике добываю­щей промышленности и железнодорожного транспорта для выво­за сырья. Таким образом предусматривалось превращение Казахста­на в сырьевую базу промышленно развитых регионов СССР. Ряд мест­ных специалистов выступал против и предлагал развивать обраба­тывающую и легкую промышленность, учитывать при проведении индустриализации интересы республики, чтобы не превратить ее в колонию. Однако возобладала точка зрения Голощекина, и индустриа­лизация Казахстана приняла узкоспецифичные формы развития. Впоследствии это обернулось тем, что развитие индустриализации Казахстана стало однобоким, так как превратило его в сырьевой придаток всей страны.

Именно в этот период член бюро краевого комитета партии Смагул Садвакасов пытался предотвратить подобное явление, от­стаивая идею создания широкой сети перерабатывающих отрас­лей промышленности. Он, в частности, говорил о том, «почему т. Голощекин... не хочет идти дальше шерстомоек, как сама собой напрашивается и организация суконных фабрик. Не легче ли по железным дорогам сразу вывозить из Казахстана готовое сукно, чем два раза таскаться, то туда с вымытой шерстью, то обратно с «московским» сукном из этой шерсти?» Однако Голощекин и его ставленники рассматривали подобные воззрения как проявления местного национализма, а таких людей отстраняли от занимаемых должностей и заменяли единомышленниками сталинского типа.

В 1934 году вступили в строй обогатительная фабрика Ачисайского полиметаллического комбината, Семипала­тинский мясокомбинат, Гурьевский рыбоконсервный комбинат, Меркенский и Талды-Курганский сахарные заводы. Реконструи­ровались предприятия, производящие товары широкого потребле­ния. Строительство новых и реконструкция старых промышлен­ных предприятий сопровождались внедрением новой техники и значительным укреплением энергетической базы. К концу пяти­летки вступили в строй Семипалатинская ТЭЦ, ЦЭС Шымкентского свинцового завода, Актюбинский химкомбинат, Ачисайский по­лиметаллический комбинат, шло строительство Ульбинской ГЭС (Восточный Казахстан).

Доля легкой про­мышленности не превышала 3% в объеме технологического произ­водства. Имеющиеся в республике предприятия позволяли удовлетворять потребность в товарах первой необходимости лишь на 60%.

В 1928-1940 годах по республике перевозки осуществляли более 50 поездов, протяженность дорог составляла 1 658 км. Сибирь и Сред­нюю Азию стала связывать построенная Туркестано-Сибирская же­лезная дорога. С 1941 года в Казахстане в процессе индустриализа­ции особое внимание уделялось развитию крупного сельскохозяйствен ного производства. В республике широко развивалась угольная промышленность, в 1940 году Карагандинский угольный бассейн давал 90% угледобычи в республике. Он превратился в третью угольную базу СССР после Донбасса и Кузбасса.

По объему нефтедобычи Казахстан также вышел на третье место после России и Азербайджана. Быстрыми темпами развивалась химическая промышленность республики. Была возобновлена работа Шымкентского химико-фармацевтического завода. В конце 1939 года начал выпускать собственную продукцию Актюбинский химкомбинат. Сильно расширило выпуск продукции производственное объединение «Аралсульфат». В республике создавалась мощная энерготическая база: строились Карагандинская ТЭЦ, Ульбинская ГЭС, Бал хашский медеплавильный завод, Актюбинский химкомбинат, Ачисайский полиметаллический комбинат, снабжавшие теплом и электроэнергией многие населенные пункты. По сравнению с 1913 годом к 1940 году производство электроэнергии возросло в 486 раз. Во врем я Великой Отечественной войны Шымкентский свинцовый завод, Балхашский медеплавильный завод, Зыряновский, Лениногорский поли металлические комбинаты, шахты Ачисая, Конырата превратились и важнейшие промышленные центры СССР.

Большие успехи были достигнуты в увеличении производственных мощностей легкой и пищевой промышленности. В Алма-Ате действовали обувная и трикотажные фабрики, в Семипалатинске кожевенный и мясоперерабатывающий комбинаты, в Гурьеве (ныне Атырау) - рыбоконсервный и в Алма-Ате - плодоконсервный комбинаты, в Талды-Кургане, Мерке и Жамбыле - сахарные заводы, к Алма-Ате - табачная фабрика, а также по республике много хлебопекарных и маслодельных заводов. Благодаря индустриализации в Казахстане в годы второй пятилетки (1933-1937) промышленность в экономике стала развиваться быстрыми темпами. В 1940 году в народном хозяйстве республики доля сельскохозяйственного производства составляла 41,1%, а промышленности - 58,9%. Индустриализация, проведенная в республике в 1926-1940 годах, превратила Казахстан в крупный развивающийся промышленный край СССР. По производству цветных и черных металлов Казахстан занимал второе место в СССР. В целом индустриализация Казахстана продолжалась до Второй мировой войны. В конечном итоге во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Казахстан превратился в мощный арсенал фронта.

Итак, следует подчеркнуть, что ускоренный рост тяжелой промышленности был достигнут прежде всего за счет разрушения производительных сил деревни. Он не сопровождался модернизацией транспорта, жилищного строительства, коммунально-бытового об­служивания населения. Особенно резкими были различия в этих сферах при сравнении города и села, центра и периферии, запад­ных и восточных районов страны. За время индустриализации пе­рестали существовать многоукладность экономики, частная соб­ственность и безработица. Серьезные изменения произошли в со­циальной сфере: возросли численность и квалификация рабочего класса, возник слой новой инженерно-технической интеллигенции из рабочих и крестьян, вырос аппарат управленцев. Окончательно утвердились командно-административные методы управления на­родным хозяйством. Командно-административная система предоп­ределила место и роль богатого природными ресурсами Казахста­на в едином народнохозяйственном комплексе Союза.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 1371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.230.66.177 (0.028 с.)