Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура общения современного педагога: сущность и основные показателиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На современном педагогическом этапе проблема общения является одной из самых обсуждаемых в сфере гуманитарных наук. Известно, что общение является частью культуры в целом, так как через него передается опыт предшествующего развития человечества. Общение служит базовой категорией для человеческой деятельности. И обращаясь к теме нашей дипломной работы, следует отметить, что педагог, являясь важной частью воспитания человечества, должен в полной мере освоить культуру педагогического общения. Культура педагогического общения - составляющая часть специалиста. В.А. Никитин указывает, что под педагогической культурой человека понимается «усвоенный и повседневно проявляемый уровень искусства педагога (педагогической деятельности) в отношении к себе, к другим людям, к детям. Она характеризуется уровнем усвоения специалистом педагогического опыта и его реализации в процессе профессиональной деятельности» [26, с. 183]. Н.В. Тимофеева характеризует культуру педагогического общения как «меру принятия педагогом педагогических ценностей и ориентация на свободное межличностное взаимодействие, в котором реализуются субъект-субъектные отношения, формируются и проявляются личностно-своеобразные свойства партнеров» [33, c. 92]. Основу культуры общения составляет общительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого уровня развития культуры общения, которая определяет доброжелательные и уважительные отношения между педагогом и воспитанником, и кроме этого, является основой для взаимоотношения, сотрудничества, и взаимопомощи. Однако это невозможно осуществить без высокоразвитого чувства эмпатии, которое требует вживания в мир партнера по общению, и прежде всего при обучение и воспитание детей. Педагог должен понимать, что в стилях педагогического общения отражаются и эмпатия, и то, как он общается с детьми, а способность решать конфликты разного рода является еще одним звеном, в котором можно проследить уровень развития представленных показателей [33]. Культура общения педагога может рассматривается как «совокупность свойств личности, оказывающая успешное воздействие на воспитанников и позволяющая наиболее эффективно организовать процесс обучения и воспитания и регулировать речевую деятельность в процессе решения педагогических задач» [37, c. 66].
И.А. Зимняя предложила рассматривать понятие культуры педагогического общения как комплексное, включающее, прежде всего, личностную культуру общающихся, в которой особенно важны: а) «высокий уровень общей культуры; б) культура мышления; в) культура языковых средств и способов формирования и формулирования мысли; г) культура педагогического воздействия, вызывающего адекватную ответную реакцию воспитанника; д) культура прогнозирования ответной реакции партнера по общению; е) культура слушания; ж) культура поддержания общения; з) культура исправления ошибочного действия» [11, c. 89-90]. В нашем исследовании мы придерживаемся определения, данного Н.В. Тимофеевой, который рассматривает культуру общения современного педагога как «профессионально межличностное общение педагога с другими субъектами учебно-воспитательного процесса, в котором проявляется объективное и нравственное отношение к личности человека, способствующее его развитию. Эта культура имеет свои критерии: общительность, эмпатия, стили педагогического общения и конструктивное поведение в конфликтных ситуациях» [32, c. 92]. Культура общения педагога, в свою очередь, выражается в педагогическом общение, которое А.А. Леонтьев характеризует как «профессиональное общение педагога с воспитанниками (в процессах обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива» [20, с. 34]. Чтобы в полной мере овладеть культурой общении, по мнению А.А. Бодалева, личность должна иметь следующие качества: 1) направленность на человека; 2) умение учитывать индивидуальные особенности каждого и осуществлять соответствующие способы взаимодействия; 3) высокая устойчивость внимания и умение его распределять; 4) умение выбирать адекватные и подходящие для той или иной ситуации формы поведения, проявлять творческую инициативу в выборе средств воздействия на другого;
5) наблюдательность и способность анализировать поступки человека, осознавать мотивы их осуществления; 6) умение понять внутренний мир собеседника, сопереживать его проблемам и уметь оказывать психологическую помощь; 7) воспитанность эмоциональной сферы [2]. Кроме этого, В.Н. Янушевский выделяет следующие группы профессионально-коммуникативных умений, составляющих культуру общения педагога: 1. Социально-психологические умения - это «умения располагать воспитанников к общению, производить благоприятное впечатление (самопрезентационное умение), рефлексировать, адекватно воспринимать своеобразие личности каждого ребенка, ее статусную структуру, прогнозировать развитие межсубъектных отношений, использовать психологические средства - вербальные и невербальные, механизмы коммуникативного воздействия - заражения, внушения, убеждения, идентификации и т. д.» [38, c. 121]. 2. Нравственно-эстетические умения - «умения строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, утверждать личностное достоинство каждого ученика, организовывать творческое сотрудничество с ученической группой и отдельными учениками, инициировать благоприятный нравственный климат общения» [Там же, c. 123]. 3. Эстетические умения – «способность гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически выразительным, активизировать эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение воспитанников» [Там же, c. 127]. 4. Технологические умения – «умения использовать учебно-воспитательные средства, методы, приемы, многообразие форм взаимодействия, выбирать оптимальный стиль руководства общением, соблюдать педагогический такт, органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность» [Там же, 129]. А.Ю. Вельдин и А. Дарькина и указывают, что Н.В. Клюева определила ряд предпосылок, обусловливающих успех педагога в общении: 1. Физиологические предпосылки: нормальный уровень развития органов артикуляции; подвижность, пластичность двигательных мышц, рук и мимических мышц лица; психологические предпосылки: волевые качества, интеллект, темперамент и т.д. 2. Социально-психологические предпосылки: мотивация общения и профессиональная направленность личности, статус и авторитет учителя в ученическом и педагогическом коллективе, социальный и профессиональный опыт техники педагогического общения. Совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять педагогическим процессом, является техникой общения. Сюда включены две группы компонентов. Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением (речь, мимика, выражение своих эмоций, внимание и т.п.). Вторая с умением воздействовать на личность и коллектив [5]. Очередным показателем культуры общения педагога служит способность конструктивного разрешения педагогических конфликтов. Профессия педагога по своему содержанию и функциональной нагрузке относится к наиболее напряженным в эмоциональном плане видам труда. М.Б. Калашникова и Ю.С. Широкова отмечают, «что 95% учителей считают свою работу эмоционально и интеллектуально напряжѐнной, причѐм 32% полагают, что эти перегрузки весьма значительные и постоянные; 51% учителей считают, что их профессиональная деятельность связана со значительными физическими нагрузками преимущественного статического характера, что подтверждает напряженный характер профессиональной деятельности» [14, c. 50]. Напряжѐнность профессиональной деятельности способствует возникновению конфликтных ситуаций. Разрешение педагогических конфликтов зависит от двух конфликтующих сторон, от их отношения друг к другу. Наиболее эффективными стратегиями разрешения конфликтов будут компромисс и сотрудничество, а менее эффективными – приспособление и уход» [Там же, с. 51].
Педагогическая культура общения неделимо связано и со стилями общения. Известный ученый В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения: 1. Общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. 2. Общение на основе дружеского расположения. Это тоже продуктивный стиль педагогического общения. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Дружеское расположение - важнейший регулятор общения. 3. Общение-дистанция. Суть его в том, что во взаимоотношениях педагога и учащихся постоянно обеими сторонами ощущается дистанция во всех сферах общения, в обучении - со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании - со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Этот стиль не способствует созданию творческой атмосферы. Но это не означает, что дистанция вообще не должна существовать. 4. Общение-устрашение. Это негативная форма общения. Такое общение разрушает творческую деятельность, представляет собой сугубо регламентирующую коммуникативную систему, ограничивающую творческий поиск детей. 5. Общение-заигрывание. Играет в работе с детьми не менее отрицательную роль, характерно для молодых учителей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет, что противоречит требованиям педагогической этики [13]. В свою очередь, Д. Я. Райгородским отмечается, что О.Н. Бочаров приводит и выделяет более широкую классификацию стили (модели) педагогического общения (которые будут нами исследованы в практической части дипломной работы): - Диктаторская модель «Монблан». Выражается в отстраненности от учащихся, которые для учителя представляют безликую массу слушателей. Педагогические функции сведены к информационному сообщению. Следствие такой модели – возникновение психологического дискомфорта или полное отсутствие контакта.
- Модель «Китайская стена». Выражена в слабой связи между учителем и учащимися из-за отсутствия желания сотрудничать. Контакт устанавливается для подчеркивания учителем своего статуса, поэтому у учащихся отсутствует интерес к предмету и наблюдается равнодушное отношение к личности педагога. - Модель дифференцированного внимания «Локатор». Выражается в избирательном отношении к учащимся. Учитель ориентируется на определенных учеников: талантливых, слабых и т.п. Данная модель возникает из-за неумелого сочетания индивидуального подхода с фронтальным способом обучения. Как следствие, доминанту составляет ситуативный контакт и нарушение взаимодействия в системе «учитель – ученик». - Монорефлексивная модель «Тетерев». Педагог замкнут сам на себе. Речь его монотонна, отсутствует реакция на слушателя. Слышит только себя, не позволяет учащимся вступать в дискуссию. Следствием этой модели является образование логического вакуума. Учебно-воспитательное воздействие носит формальный характер, поскольку участники общения изолированы друг от друга. - Модель гиперрефлексивная. Учителю важно, как воспринимается его информация учащимися. Межличностные отношения возводятся в абсолют, поэтому педагог постоянно сомневается в правильности своего поведения, перманентное напряжение приводит к нервному срыву, что выражается в неадекватных реакциях на действия учащихся. - Модель негибкого реагирования «Робот». Общение выстраивается по жесткому алгоритму, присутствует безупречная логика изложения материала, но при этом преподаватель не учитывает ситуацию и психическое состояние своих учащихся. - Авторитарная модель «Я сам». Учебный процесс фокусируется на преподавателе. Основу коммуникативного поведения составляет подавление, следствием становится безынициативность учащихся. - Модель активного взаимодействия «Союз». Это модель дружеского взаимодействия и мажорного настроения [24, с. 104-105]. Таким образом, анализ литературы по проблеме исследования позволяет нам сделать следующие выводы. Культура общения современного педагога – это профессионально межличностное общение педагога с другими субъектами учебно-воспитательного процесса, где главной чертой личности является общительность, которая служит основой для формирования доброжелательных и уважительных отношениях между педагогом и воспитанником, а также педагогическим коллективом. Также культура общения современного педагога зависит от того, насколько хорошо у специалиста будут развиты его интеллектуальная и нравственная сферы. Основными взаимосвязанными между собой показателями культуры общения современного педагога являются: общительность, эмпатия, личностные качества, группа профессионально-коммуникативных умений, предпосылки, обуславливающие успех педагога в общение, а также способность конструктивно разрешать педагогические конфликты и стили педагогического общения.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 792; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.79.165 (0.013 с.) |