Методика изучения культуры общения современного педагога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика изучения культуры общения современного педагога



 

Практическая часть констатирующего эксперимента выполнялась на базе МДОУ №141 и МДОУ №128, г. Иркутска. В исследовании приняли участие 20 педагогов, из них в контрольной группе – 10 человек (МДОУ №141, г. Иркутск) в экспериментальной – 10 человек (МДОУ №128, г. Иркутск).

Цель констатирующего эксперимента - выявить уровень культуры общения современных педагогов.

В соответствии с целью выделены следующие задачи: определить критерии и уровни культуры общения современных педагогов; выявить исходный уровень культуры общения современных педагогов.

Для решения перечисленных задач нами использовались следующие методы исследования:

1. Педагогический эксперимент.

2. Методы математической статистики.

3. Тест Ряховского, на определения уровня общительности [31].

4. Опросник Юсупова на выявление уровня эмпатийных тенденций [32].

5. Тест Бочарова на выявление тенденций к стилям педагогического общения [35, c. 196-197].

6. Диагностика Манулова на выявление доминирующие стратегии конфликтного поведения [35, c. 152-153].

На первом этапе констатирующего эксперимента мы определили критерии и уровни культуры общения современных педагогов (см. табл. 2.1.).

Таблица 2.1.

Критерии и уровни культуры общения современного педагога

  Показатель Уровни
Высокий Средний Низкий
1. Общительность Ясность в выражение мыслей, проявление активного интереса к Терпимость в общение, принятие чужой точки зрения не происходит без убежден-   Замкнутость, сумбурность в выражение мыслей, нежелание идти на контакт

Продолжение табл. 2.1.

  Показатель Уровни
Высокий Средний Низкий
1. Общительность к знакомству с новыми людьми, активное участие в дискуссиях, умение увлечь собеседника (воспитанника), отзывчивость, умение располагать к общению. Способность адекватно реагировать на критику и положительно относится к ней.   ия в правоте своего мнения; затруднения при общение с детьми или коллегами, выраженное в застенчивости; неясность в аргументации, но способность отстоять свою точку зрения; ограниченность в использование вербальных и невербальных средств общения, но настойчивость.   грубое или невежливое отношение к коллегам и воспитанникам. Неумение через общение вызвать интерес к работе у детей; затруднения в установке контакта с людьми, эмоциональные проявления лишены искренности, отчужденность, болезненные перенос критики в свой адрес и бурная, негативная реакция на нее. Конфликтность и раздражительность в процессе общения с человеком, не являющимся авторитетом.
2. Эмпатия     Доброжелательное отношение, сопровождающееся искренними эмоциональными откликами к пробле- Сохранение эмпатийного нейтралитета. способность проявлять искрение эмоции, однако они сопровождаются неже- Отчужденность, безразличие к личности, тревожность, агресивность, пассивность, поверхностные и скептические

Продолжение табл. 2.1

  Показатель Уровни
Высокий Средний Низкий
2. Эмпатия ме реебнка. Отсутствует тревожность в общение и обсуждение мотивов поведения ребенка в той или иной ситуации. Принятие человека как личности. Отсутствует агрессивность, пассивность, скептицизм по отношению к ребенку. ланием уделить время на преодоления трудностей у ребенка. словами, можно сказать, что чувство эмпатии затуплено. взгляды на партнера по общению, нежелание слушать и слышать проблемы других, нежелание понять истинных причин. Педагог не может поставить себя на место другого человека
3. Стили педагогического общения     Выражается в стиле «Союз», который характеризуется полным и дружеским взаимодействие и дружеским сотрудничеством с детьми, коллегами, родителями, с широким использованием вербальных и невербальных средств воздействия на них. Выражается в стиле «Робот», «Гамлет» который характеризуется дистанцией в отношениях с детьми, коллегами, родителями. Однако, материал подается грамотно, но не учитываются стихийные ситуации и эмоциональное состояние детей. Кроме этого, педагог имеет трудности в поведение.   Выражается в стиле «Монблант», «Китайская стена», «Локатор», «Тетерев». Они характеризуются устрашением, ложным авторитетом при работе педагога с детьми, слабым контактом со всеми участника педагогического процесса. Кроме этого, педагог не учитывает индивидуальный подход.

Продолжение табл. 2.1

  Показатель Уровень
Высокий Средний Низкий
4. Конструктивное поведение в конфликтных ситуациях Выражается в стратегии «Сова» и «Лиса» и характеризуется умением разрешать конфликты, примерять стороны, находить компромиссы, урегулировать разногласия. В таких стратегиях важны и цели и взаимодействие. Выражается в стратегии «Акула» и характеризуется сохранение нейтралитета. Важны цели, но не взаимодействие. Выражается в стратегии «Медвежонок», где важны взаимодействия, но нет цели.   Выражается в стратегии «Черепаха» и характеризуется уходом и избеганием конфликтных ситуаций, отсутствием инициативы в поиске успешных стратегий поведения в конфликте  

 

Из таблицы 2.1. видно, что к высокому уровню культуры общения современного педагога мы отнесли педагогов, способных искренне интересоваться личностью собеседника, его потребностями, испытывать эмоционально-положительное отношение к детям, выстраивать свое руководство так, как требует ситуация и находить корректные пути решения педагогических конфликтов.

На первом этапе констатирующего эксперимента мы определили исходный уровень культуры общения современного педагога.

Исследование общительности с помощью теста Ряховского позволяет определить уровень коммуникативности человека. Тест состоит из 16 вопросов, на которые можно дать ответы либо «да» - 2, либо «нет» - 0, либо «иногда» - 1 (полный текст опросника см. приложение 1). Результаты теста представлены нами в табл. 2.2.

 

Таблица 2.2.

Выявление уровня общительности педагогов

Критерий Группа Уровень
Высокий Средний Низкий
Общительность Контрольная 1 (10%) 8 (80%) 1 (10%)
Экспериментальная 1 (10%) 7 (70%) 2 (20%)

 

Анализ таблицы 2.2. позволяет сделать вывод, что высокий уровень общительности зафиксирован у одного (10%) педагога как из экспериментальной, так и контрольной группы, когда как средний уровень общительности зафиксирован у 80% педагогов из контрольной, и 70% педагогов из экспериментальной группы, а низкий уровень зафиксирован у 10% педагогов из контрольной и у 20% - экспериментальной группы.

Опросник Юсупова на выявление уровня эмпатийных тенденций используется для исследования эмпатии, т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Он состоит из 36 утверждений, с приписыванием ответам следующие числа: если вы ответили «не знаю» – 0, «нет, никогда» – 1, «иногда» – 2, «часто» – 3, «почти всегда» – 4, и ответу «да, всегда» – 5 (полный тест опросника смотри в приложение 2).

Таблица 2.3.

Выявление уровня эмпатийных тенденций педагогов

Критерий Группа Уровень
Высокий Средний Низкий
Эмпатия Контрольная 1 (10%) 7 (70%) 2 (20%)
Экспериментальная 2 (20%) 6 (60%) 2 (20%)

 


Из таблицы 2.3. видно, что высокий уровень развития эмпатии наблюдается у 10% педагогов из контрольной, и у 20% педагогов из экспериментальной группы, средний уровень развития эмпатии – у 70 % педагогов из контрольной, и у 60% педагогов из экспериментальной группы, и низкий уровень эмпатии показали 20% педагогов из контрольной и 20% из экспериментальной группы.

Диагностика склонности к определенному стилю общения представляет собой тест, с помощью которого можно узнать о склонности субъекта к тому или иному стилю педагогического общения (текст методики смотри в приложение 4). Результаты представлены в табл. 2.4.

Таблица 2.4.

Выявление индивидуального стиля педагогического общения

Критерий Группа Уровень
Высокий Средний Низкий
Стили педагогического общения Контрольная 2 (20%) 6 (60%) 2 (20%)
Экспериментальная 4 (40%) 5 (50%) 1 (10%)

 

Результаты диагностики представлены нами в табл. 2.4 позволяют сделать вывод, что, что 20% педагогов контрольной группы, и 40% педагогов экспериментальной оперируют адекватным и эффективным стилем общения (высокий уровень). 60% педагогов контрольной группы и 50% педагогов экспериментальной группы имеют некоторые проблемы в поведение при общение (средний уровень). 20% педагогов контрольной группы и 10% педагогов экспериментальной группы имеют не выгодный, с точки зрения обучения и воспитания детей, стиль общения (низкий уровень).

Диагностика доминирующей стратегии поведения в конфликтной ситуации (метафоричный вариант) используется в форме метафор (поговорки, устоявшиеся истины) нацелено на снижение стереотипов, самоидеализации, квазиответов. Данная методика ориентирована на выявление наиболее распространенных стратегий в конфликтных ситуациях (текст методики смотри в приложение 3). Результаты рассмотрены нами в табл. 2.5.

Таблица 2.5.

Выявление уровня развития способности конструктивно решать конфликтные

ситуации

Критерий Группа Уровень
Высокий Средний Низкий
Способность к конструктивному решению педагогических конфликтов Контрольная 2 (20%) 7 (70%) 1 (10%)
Экспериментальная 1 (10%) 5 (50%) 4 (40%)

 

Анализ таблицы 2.5. позволяет нам сделать вывод, что 20% педагогов контрольной группы и 10% педагогов экспериментальной группы имеют высокий уровень развития способности находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях. 70% педагогов контрольной группы и 50% педагогов экспериментальной группы имеют средний уровень данной способности, когда как 10% педагогов контрольной группы и 40% педагогов экспериментальной группы показали низкий уровень.

На основе полученных результатов мы смогли определить общий, исходный уровень культуры общения педагогов (см. табл. 2.6.).

Таблица 2.6.

Исходный уровень культуры общения современных педагогов

Уровни Культура общения
экспериментальная группа контрольная группа
абс % абс %
  Высокий уровень        

 

Продолжение табл. 2.6.

Исходный уровень культуры общения современных педагогов

Уровни Культура общения
экспериментальная группа контрольная группа
абс % абс %
  Средний уровень        
  Низкий уровень        

 

Анализ таблицы 2.6. позволяет сделать вывод, что высокий уровень культуры общения педагогов имеют только 1 (10%) педагога в экспериментальной группе и 2 (20%) педагогов в контрольной группе; 7 (70%) педагогов обоих групп имеют средний уровень; 2 (20%) педагогов экспериментальной и 1 (10%) педагогов контрольной группы имеют низкий уровень культуры общения.

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что необходима специальная работа, направленная на повышение культуры общения современных педагогов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.013 с.)