ТОП 10:

Как можно видеть, все мировые религии возникли на Востоке. Восток же дал миру наиболее разработанные национальные религии.



Восточное христианство

Из трех авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам), восходящих к библейскому пророку Аврааму, христианство первым сумело стать по-настоящему мировой религией: преодолеть политические, языковые и этнические границы. Сегодня более 33% населения нашей планеты исповедуют христианство разных толков и течений. Как у всякой религии, у христианства есть своя конкретная история — время и место возникновения, направление и этапы развития.

Жизнь Иисуса Христа

История земной жизни Иисуса, как она изложена в Писаниях, должна быть известна людям, рожденным в христианской культуре и живущим по календарю, исчисляющему года от рождества Христова. Однако уже тут начинаются сложности, так как по расчетам ученых, Иисус родился в Палестине в семье плотника Иосифа и жены его Марии не на заре новой эры, а за несколько лет до ее начала. К тому же за 70 с лишним лет воинствующего атеизма у нас в стране укоренилось немало пропагандистских штампов, например, отрицание историчности.

Итак, Иисус появился на свет в Вифлееме, куда семья пришла для участия в общей переписи населения. Жилые дома были переполнены, поэтому местом его рождения стала пещера, служившая яслями, т. е. загоном для скота. О том, что это необычный младенец, говорили многочисленные знамения — Благовещение архангела Гавриила Марии, предсказания старца Симеона в иерусалимском Храме, где Мария совершала очистительные обряды после рождения ребенка, поклонение пастухов и чужеземных астрологов-волхвов будущему Царю Иудейскому. Опасаясь за свою власть, иудейский царь Ирод Великий приказал уничтожить в Вифлееме всех младенцев младше двух лет, но семья Иосифа бежала от смертельной опасности в Египет, вернувшись после смерти Ирода в 4 г. н. э. в Назарет, городок в Галилее на севере Палестины. Иосиф умер, когда Иисусу было около двадцати. Позднее Он крестился в реке Иордан от пророка Иоанна Крестителя, провел в пустынном уединении больше месяца; Иоанн прилюдно объявил Его Мессией (греч. Христос).

Иисус начал проповедовать близость Царства Божиего и призывать людей к покаянию. Из Своих приверженцев Он выделил двенадцать посланников (греч. апостол). Среди них уроженцы Галилеи — рыбаки Андрей Первозванный и брат его Симон-Петр, братья Иаков и Иоанн-Богослов, мытарь (сборщик налогов) из Капернаума Левий-Матфей, Фома-Близнец, Симон-Зилот и другие. Один из апостолов — Иуда, выходец из южного городка Кериот, эконом иисусовой общины, предал Учителя.

Иисус нес людям Благую весть (греч. евангелие), говоря о Боге-Отце, о любви к ближнему, воскресении мертвых и сокрушении власти зла. Народ видел в Нем прежде всего чудотворца, исцеляющего страждущих, насыщающего голодных, изгоняющего бесов, властного над жизнью и смертью. Симон первым из апостолов назвал Иисуса Христом, Сыном Бога Живого, за что Иисус и дал ему новое имя — Петр, или камень, на котором утвердится Его учение.

Последний раз Он прибыл в Иерусалим на Пасху, как считается, в начале апреля 30 г. В четверг на Пасхальной трапезе, или Тайной Вечере, Иисус объявил апостолам о том, что предает тело Свое и кровь Свою на муки ради искупления грехов человеческих. В честь этого учреждено таинство Пасхи Нового Завета — благодарение (греч. евхаристия) с причащением хлебом и вином. После ночной молитвы в Гефсиманском саду, Иисус, выданный Иудой, был схвачен стражей. Смертные приговоры в Иудее того времени могли выносить лишь римские власти, и на следующий день, в пятницу, римский прокуратор Понтий Пилат, выполняя волю обвинителей Иисуса, приговорил Его к распятию на кресте за покушение на власть кесаря — римского императора. В тот же день на холме Голгофа близ Иерусалима Иисус вместе с двумя разбойниками был распят и умер на кресте. Когда тело Его, омытое женщинами, исчезло из склепа, приверженцы Иисуса уверовали в то, что Он победил смерть и воскрес для вечной жизни. Так повествуется в четырех канонических Евангелиях от Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Матфей и Иоанн — апостолы самого Иисуса, Марк — ученик апостола Петра, а Лука, которого считают первым христианским иконописцем, — ученик апостола Павла.

После распятия Иисуса вокруг апостола Петра в Иерусалиме начала складываться община Его последователей. Постепенно число таких общин росло, распространяясь за пределы Палестины. Начиналось строительство христианской церкви (от греч. экклесия — собрание) с особым уставом, а затем и с определенной иерархией верующих. Они разделялись на прихожан и служителей общины (клир) со старейшинами пресвитерами, или епископами (дословно «блюстителями») во главе, которым подчинялись служители диаконы. Первых епископов-пресвитеров рукополагали сами апостолы, передавая им благодать (греч. харизма), полученную, согласно традиции, от самого Иисуса.

 

Массовые казни христиан, обвиненных императором Нероном в поджоге Рима (64 г.) — традиционная дата мученичества апостолов Петра и Павла. Наконец, в 313 г. был принят Миланский эдикт, который формально уравнял христианство с другими легальными культами империи, а фактически превратил христианство в официальную идеологию Рима, начиная с правления Константина. Этому не смог помешать кратковременный рецидив язычества, попытки возрождения античности при императоре Юлиане Отступнике (361-363).

В разнообразии вариантов раннехристианского вероучения сказались культурные и мировоззренческие различия между греко-римским миром Запада, с одной стороны, и миром Ближнего и Среднего Востока. Конечно, деление это условно, т. к. ни тот ни другой лагерь никогда не были однородными. Запад соединял эллинскую склонность к философствованию и диалектике споров с римской точностью юридических формулировок; Восток — иудейский культ Писания и культуру толкования текстов (экзегетику), древнюю египетскую традицию тайного знания, сирийский фольклор с его притчами и легендами.

Уже при императоре Константине велась работа по определению канона христианского Священного Писания, отсечения от него многочисленных сочинений, признанных апокрифическими (буквально «тайными»), отвергаемыми церковью. Наряду с Ветхим Заветом (христианская версия иудейской Библии) сформировался собственно христианский Новый Завет. В него включены упомянутые четыре евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), Деяния апостолов (Петра и Павла), Послания (21 послание деятелей раннего христианства) и Откровение (греч. апокалипсис) Иоанна Богослова. Хотя родным языком Иисуса и Его учеников был арамейский, все тексты Нового Завета дошли до нас на греческом.

Споры о Христе и Троице

Павел учил, что Иисус есть Христос (Мессия), умерший на кресте, воскресший и вознесенный на небо. Но как понимать термин «Богочеловек» и как соотносить три лица Троицы? Христологические диспуты оказались неотделимыми от диспутов триадологических.

Десятый догмат Символа веры говорит о таинствах, с помощью которых человек получает благодать от Святого Духа. Их в православии семь: крещение, миропомазание, покаяние, причащение (через тело и кровь Христову к вечной жизни), брак, священство (рукоположение во диакона, священника, епископа) и елеосвящение (соборование, или помазание больных освященным маслом).

Второй Вселенский собор закреплял за Константинопольским патриархатом второе место в церковной иерархии после Римского.

В 431 г. Третий Вселенский собор в Эфесе постановил признавать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным человеком, воплощением двух естеств — божеского и человеческого. Никео-Константинопольский Символ веры был утвержден окончательно, с запретом вносить в него любые изменения и дополнения.

Седьмой Вселенский собор, состоявшийся в 787 г. в Никее, осудил иконоборчество — социальное движение, поддержанное императором Львом III в 725 г. и двумя «разбойничьими» соборами 754 и 815 гг. Почитание икон было окончательно восстановлено только в 842 г. В честь этого решения в первое воскресение Великого Поста учреждался праздник Торжества православия, знаменовавший победу ортодоксии над ересью.

Православная церковь признает только семь Вселенских соборов, решения которых вместе с апостольскими правилами, актами мучеников, древними литургиями, трудами отцов церкви составляют основу Священного Предания — второго после Священного Писания источника православной веры. Западная церковь продолжила счет Вселенских соборов до двадцати одного. Каждая из сторон полагает другую отпавшей от единства Святой Кафолической (Вселенской) и Соборной Церкви.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.15.215 (0.004 с.)