Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восток как родина мировых религий
Среди множества религий, которые исповедуются разными обществами, принято различать религии мировые и национальные. Граница между ними не всегда проводится вполне отчетливо. Необходимо различать также национальные и государственные религии. Государственная религия обладает особым политико-правовым статусом. В качестве таковых выступают религии, которым соответствующий статус придан законодательно (обычно это оговаривается в основном законе государства — Конституции). Например, англиканская церковь в Англии является государственной. Соответственно она пользуется привилегированным положением по сравнению со всеми другими церквями, в основном финансируется государством. В то же время главой церкви считается монарх, епископы назначаются государственной властью, церковные статуты также подлежат утверждению и т. п. Для национальной религии идеализированная картина была бы, вероятно, такой: представитель этноса А всегда исповедует религию X и наоборот: приверженец религии X всегда принадлежит этносу А. Но такого идеального совпадения этничности и конфессии, скорее всего, просто не существует — по крайней мере, в настоящее время. Иудаизм дает иллюстрации и более сложных соотношений между религией и этнической принадлежностью. Исходно иудаизм был сугубо национальной религией (первоначально — даже племенной религией колена Иуды); именно с еврейским народом Бог заключает договор («Завет»). В иудаизме огромное значение придавалось «расовой чистоте», которая отождествлялась с чистотой конфессиональной — твердостью в вере. Лишь значительно позднее этническим неевреям было разрешено вступать в иудейскую общину, для этого достаточным было произвести обряд обрезания и признать авторитет Торы (Пятикнижия Моисеева). В то же время уже с самого своего возникновения иудаизм претендовал на всемирный масштаб. Таким образом, иудаизм объединяет черты национальной и мировой религии. Подобно мировым религиям, иудаизм «в пределе» стремится к всемирному распространению, но в этом процессе особую роль отводит «богоизбранному народу». Подобно национальным религиям, иудаизм не готов принять тезис о равенстве всех людей перед Богом, один из народов оказывается в более непосредственной связи с Богом, нежели все прочие.
Христианство возникло в недрах иудаизма и поначалу воспринималось как одно из течений последнего. Однако уже с самого начала христианство резко выделилось на фоне «засушливого» религиозного климата того времени своей открытостью и терпимостью. Христианство поставило крест на отождествлении этничности и конфессии. Даже семейные и клановые узы для христианства не играли роли, сравнимой с ролью приверженности истинному Богу. Для христианина братья и сестры — это братья и сестры «во Христе», а вовсе не по крови. Апофеозом этих представлений стали слова ап. Павла из его послания галатам о том, что «нет ни эллина, ни иудея». Можно сказать, что именно эта максима утвердила христианство как подлинно мировую религию. Эта наднациональность христианства сохраняет силу для всех его толков: католичества, православия и протестантства. Безусловно, мировой религией является ислам. Впитавший в себя многие положения иудаизма и христианства, ислам претендует на «восстановление» их истинных прообразов — в частности, считает уступкой язычеству и многобожию положение о Святой Троице. У ислама, относительно молодой и динамичной религии, достаточно сложные отношения с другими религиями, эти отношения изменялись на протяжении истории. С одной стороны, ислам помнит о своих истоках и признает христиан, мусульман и иудеев «людьми книги», хранителями и продолжателями авраамитской традиции. С другой стороны, мусульмане считают только себя подлинными продолжателями «дела Авраама», других же — в худшем случае заблуждающимися, в лучшем — предшественниками пророка Мухаммеда; к числу таких предшественников относят и пророка Ису (т. е. Иисуса Христа). Широкое распространение ислама отчасти объясняется тем, что эта религия не отделяет священное от мирского: она устанавливает общий свод правил, регулирующих всю жизнь мусульманина, светская и религиозная сторона жизни здесь не противопоставляются. Такая целостность бытия, когда все его сферы регламентируются одним и тем же сводом законов, привлекательна для простого верующего — члена общества. Можно сказать, что идеалом ислама выступает теократическое государство, где светские власти являются одновременно религиозными (к этому приближаются современные Саудовская Аравия и Иран). Исламу свойственны своеобразные демократические традиции, достаточно жесткие моральные установки, что также содействует постоянной экспансии этой религии.
Еще одна мировая религия, наиболее древняя — буддизм. Буддизм своеобразен своей морально-философской ориентацией. Его цель — социально-психологическая реабилитация индивидуума, примирение его с миром — неизбывным источником страдания. Избавление от страдания мыслится радикальным: каждое живое существо — звено в постоянном круге перерождений, и избавление от страданий — это прекращение перерождений, «выпадения» из круга бытия, достижение Нирваны. Учение Будды обращено к индивидууму, и уже это способствует наднациональности буддизма: буддизм «не интересуют» ни социальный статус человека, не его этническая принадлежность; перед лицом страдания все равны — и все должны пройти один и тот же путь радикального избавления от страданий. В отличие от буддизма, индуизм чаще всего относят к национальным религиям. Зародившись в Индии, буддизм был вытеснен из этой страны индуизмом; главной причиной послужили эгалитарные устремления буддизма: буддизм не склонен был относиться с пиететом к варновой системе Древней Индии, которая всю жизнь человека тщательно регламентировала в зависимости от принадлежности к варне. Можно сказать, что индуизм не был, строго говоря, общенациональной религией, поскольку его установления относились не ко всему этносу как таковому, а к его социальным подструктурам — варнам. Тем более индуизм не мог стать наднациональной — мировой религией. В течение многих веков индуистами были если не исключительно, то по преимуществу индийцы. Однако в настоящее время картина существенно изменилась. Даже отвлекаясь от того, что индуизм распространен в Непале, на о. Бали и ряде других местностях ареала, мы можем видеть возникновение многочисленных индуистских общин в Европе и Америке — причем, что очень существенно, эти общины не отторгаются индусами-индийцами. Иначе говоря, есть все основания говорить о перерастании индуизма в мировую религию. Уникальна конфессиональная ситуация в Китае, где каждый верующий китаец «триконфессионален», исповедуя одновременно конфуцианство, буддизм и даосизм. Конфуцианство и даосизм носят характер национальных систем, их особенностью можно считать то, что оба течения, строго говоря, трудно причислить к религиям в собственном смысле слова. Конфуцианство пронизывает всю жизнь верующего-китайца, определяя его положение в обществе: как он должен вести себя по отношению к родственникам и свойственникам, каковы его обязанности и права по отношению к властям всех уровней и т. п. Идеал конфуцианства — «благородный муж» (цзюнъ-цзы), который обладает пятью добродетелями (у дэ): гуманностью, благопристойностью, справедливостью, мудростью и верностью. Как можно видеть, все эти идеалы, вообще говоря, носят скорее общенравственный, нежели собственно религиозный характер. В отличие от этого, даосизм разработал свою натурфилософию, где Небо и Земля вечны, а поскольку микрокосм (человек) входит в необходимую связь с макрокосмом (Небо-Земля), то микрокосм-человек тоже (потенциально) вечен. Даосский монах поэтому стремится познать Дао (универсальный закон Мира) и обнаружить секрет вечной жизни (прибегая при этом, в частности, и к алхимическим практикам). Три конфессии Китая образуют своеобразный синкретический комплекс. Они никоим образом не конкурируют между собой — напротив, дополняют друг друга. Согласно сложившейся практике, к буддийским монахам обращаются при отправлении обрядов жизненного цикла (похороны и др.), в то время как социальные проблемы решаются с опорой на идеологию конфуцианства, а мировоззренческие представления выстраиваются по даосским лекалам. Специфична и религиозная ситуация в Японии, где буддизм сосуществует с древней местной религией синтоизмом. Синтоизм вырос из обожествления духов природы и культа предков. В определенные исторические периоды синтоизм выступал как государственная религия, где император был верховным жрецом (VII в.). В настоящее время влияние синтоизма относительно невелико, однако храмы его существует, и некоторые обряды (связанные с бракосочетанием, рождением ребенка и др.) часто совершаются именно в синтоистском храме.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 1112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.005 с.) |