ТОП 10:

Антропология, социология и востоковедение.



В Западной Европе с середины XIX в. складывается понимание антропологии как научной дисциплины, занимающейся изучением архаических (традиционных, традиционалистских) обществ или даже шире — неевропейских обществ, которые в своем большинстве продолжают сохранять «архаический» социокультурный субстрат: традиционные формы корпоративности, основанные на половозрастных характеристиках и принципе родства, мировоззренческие и идеологические представления «иррационального» типа.

Закономерно, что наибольшее развитие социально-культурная антропология получала в странах, имевших богатый опыт взаимодействий с разными народами.

Сложению антропологии способствовала эпоха Великих географических открытий, в ходе которой европейцы познакомились с множеством новых «экзотических» народов. Огромную роль сыграл впоследствии колониальный опыт крупнейших европейских государств — Англии, Германии и Франции; в этих государствах поощрялись антропологические, как сегодня бы сказали, исследования, так как от знания ментальности и культур покоренных народов во многом зависела устойчивость колониальных империй

 

В России близкой проблематикой занималась этнография. Правда, этнография вплоть до конца советской эпохи оставалась преимущественно описательной наукой. Здесь не возникло значимых антропологических теорий, по-видимому оттого, что в России наука никогда не рассматривалась властью серьезно в качестве важного ресурса по оптимизации социально-управленческих практик Тем не менее отдельные наши ученые подчас в чем-то опережали западных коллег. Н. Н. Миклухо-Маклай поселился у «дикарей», применив тип исследования, который через полвека основатель Британской школы Б. Малиновский сформулирует как метод включенного наблюдения, который до сих пор является базовым для социально-культурной антропологии

Поистине настоящий бум антропология пережила в начале ХХ столетия, что объясняется возросшей колониальной активностью крупнейших европейских государств. С этого времени, благодаря антропологам Британской школы, социально-культурная антропология стала позиционировать себя как самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект исследования и обладающая собственными методами. Антропологи Британской школы дистанцировались от исследователей других школ, представителей смежных дисциплин, справедливо считая, что те сформировались при изучении европейских обществ, глубоко отличных от традиционных — объекта изучения Британской школы. Тем самым принципиально отвергался европоцентризм при исследовании иных народов и культур.

Главным методом антропологии стало считаться, как уже говорилось, включенное (участвующее) наблюдение, предполагающее устранение барьера между объектом исследования (культурой) и ученым в процессе полевой работы, по срокам достаточной для того, чтобы исследователь стал «своим» для носителей культуры, чтобы он мог, зная их язык, свободно наблюдать поведение изучаемых в повседневной жизни.

О. Конт – отец социологии. Социология - наука изучающая общество как целостную систему, состоящую из социальных институтов, социальных процессов, общностей, взаимодействий индивида с обществом. Социология - это наука о поведении масс людей и закономерностях этого поведения.Три стадии интеллектуального и социального развития по Конту: первая – теологическая, вторая – метафизическая или абстрактная (при объяснении явлений используют абстракции), третья - научная, или позитивная, когда метафизические абстракции сменяются позитивным, т. е. действительным знанием, основанным на фактах.

Антропологические методы исследования заняли главное место и в современной социологии, в которой они именуются «качественными методами». И все-таки можно провести границу между антропологией и социологией. Если последняя преимущественно ориентирована на выявление иерархии, статусов, ролей или социальных сетей, то антропология изучает формы их воплощения, т. е. Культуру. Поэтому, если для социолога главным вопросом является Почему?, то для антрополога Как?

Сближение социально-культурной антропологии с дисциплинами, от которых она ранее дистанцировалась, началось еще в60-хгг. ХХ в. Это объясняется крахом колониализма, появлением на политической карте мира вместо «туземных» территорий (колоний) новых государств современного типа. В результате в рамках антропологии сформировались субдисциплины: политическая антропология, экономическая антропология, юридическая антропология, антропология возраста, лингвистическая антропология и др. Исследуя реалии данных государств, ученые обнаружили, что под покровом внешних европейских форм может скрываться совсем иная жизнь, протекающая по неписаным законам, во многом обусловленным традициями. Без учета этого факта исследования какой-либо сферы общественной жизни оказываются мало продуктивными, т. е. научные выводы слабо отражают объективную реальность (неформальный сектор экономики в Африке в80-хгг. в ряде стран составлял до 70% (в среднем 50%). В Индии же лишь10–20%всех средств производилось в формальной экономике).

«Неформальные секторы». Фирмы не регистрируются, зарегистрированные уклоняются от налогов, большая часть капитала «черный капитал». Важную роль в «неформальных секторах» играет государство через коррумпированное чиновничество, связанное с криминалом. При этом, неформальный рыночный обмен жестко структурирован, но не на основе контрактов, а хорошо отлаженных, устойчивых социальных сетей, в которых репутация имеет первостепенное значение. Она же, как правило, базируется на традиционных статусах, определяющихся принадлежностью к определенной семейно-родственной группе, касте, общине и т. п. Ученые фиксируют тенденцию по превращению криминальных моделей поведения в норму, которой готовы следовать большинство населения. Такие же процессы происходят и в политике, где, несмотря на официально принятые демократические западные формы правления, сохраняются традиционно-политические культуры (ТПК), существуют авторитарные и восточно-деспотические режимы.

 

В настоящее время базовым понятием для социально-культурной антропологии является не «традиционное общество» или «архаические» отношения, а Культура, что объясняется, прежде всего, кризисом эволюционной теории, который возник в начале ХХ столетия и сейчас достиг своего апогея. Точнее, это произошло в 80–90-егг. прошлого столетия, когда стало очевидно, что страны, обретшие независимость в60-егг., вовсе не превратились в западные демократии, а сохранили привычные формы жизни даже вопреки официально принятым идеологиям и формам правления.

взгляд на социальную материю как абстракцию, лишенную индивидуальных (культурных) свойств, изменяющуюся во времени от простых форм к сложным (Общество), сменился в сторону признания ее уникальности, не подвластности общим законам развития (Культура)

Сначала антропология рассматривалась как «социология первобытности».

Сегодня социальная динамика в социологии рассматривается в рамках теории глобализации. Постмодернизм в социально-культурной антропологии (конец ХХ в.) ознаменовался возникновением «критической теории», провозгласившей, что все построения западной науки о странах и народах Востока не реалистичны, а только конструируют западный миф о Востоке (Э. Саид). Э. Саид обвинил ученых в намеренном европоцентризме, что, по его словам, является проявлением западного империализма.

Общество - совокупность абстрактных индивидов, образующих в процессе деятельности социальные институты

Культура - форма, в которую эта деятельность воплощена

14. Политическая антропология, антропология права и экономическая антропология как субдисциплины социально-культурной антропологии

Сближение социально-культурной антропологии с дисциплинами, от которых она ранее дистанцировалась, началось еще в60-хгг. ХХ в. Это объясняется крахом колониализма, появлением на политической карте мира вместо «туземных» территорий (колоний) новых государств современного типа. В результате в рамках антропологии сформировались субдисциплины: политическая антропология, экономическая антропология, юридическая антропология, антропология возраста, лингвистическая антропология и др. В центре внимания оказывается сфера неформальных отношений в различных областях деятельности: экономической, политической и др. Исследуя реалии данных государств, ученые обнаружили, что под покровом внешних европейских форм может скрываться совсем иная жизнь, протекающая по неписаным законам, во многом обусловленным традициями. Без учета этого факта исследования какой-либо сферы общественной жизни оказываются мало продуктивными, т. е. научные выводы слабо отражают объективную реальность (неформальный сектор экономики в Африке в80-хгг. в ряде стран составлял до 70% (в среднем 50%). В Индии же лишь 10–20% всех средств производилось в формальной экономике).

«Неформальные секторы». «Неформальная экономика»: фирмы не регистрируются, зарегистрированные уклоняются от налогов, большая часть капитала «черный капитал». В деревнях такая же картина: владения сельхозфирмами не регистрируется, налог от продажи урожая не выплачивается, урожай часто нелегально отправляют туда, где на него выше цены. Масштаб экономического предпринимательства за пределами формального сектора может быть огромен.

Важную роль в «неформальных секторах» играет государство через коррумпированное чиновничество, связанное с криминалом. При этом, неформальный рыночный обмен жестко структурирован, но не на основе контрактов, а хорошо отлаженных, устойчивых социальных сетей, в которых репутация имеет первостепенное значение. Она же, как правило, базируется на традиционных статусах, определяющихся принадлежностью к определенной семейно-родственной группе, касте, общине и т. п. Ученые фиксируют тенденцию по превращению криминальных моделей поведения в норму, которой готовы следовать большинство населения.

Такие же процессы происходят и в политике. Политические культуры данных государств демонстрируют чрезвычайную устойчивость, сохраняя свою идентичность в условиях заимствования западных политических институтов. В результате, деятельность последних часто определяется не формальными предписаниями, а традиционной политической культурой (ТПК) этнических образований, входящих в состав данного государства. ТПК представляет собой формы естественно сложившихся отношений, которые воспринимаются акторами (участниками) как данные испокон веков.Это первичные формы власти, основанные на половозрастных и родственных характеристиках, а также ранние формы политической организации – клан, племя, вождество - продолжают сохраняться в большинстве афро-азиатских государств на низших уровнях иерархии, в известной мере подчиняя себе сферу «высокой политики», формально выстроенной по западной модели. Несмотря на официально принятые демократические западные формы правления, сохраняются традиционно-политические культуры (ТПК), существуют авторитарные и восточно-деспотические режимы.

Высокий удельный вес «неформальных зон» в общественной жизни развивающихся государств обусловливает соответствующую концентрацию неофициальных юридических механизмов, осуществляющих регулирование в «зонах». Эти «механизмы» отождествляются антропологами с «обычным правом», или «неписаными законами» .

Современные же антропологи склонны понимать под обычным правом неформальные регуляторы поведения, которые возникают в устойчивых коллективах людей, будь-то традиционное общество или же современные субкультуры (этнические, молодежные, криминальные и др.), поддерживаемые не государством, а общественным мнением, харизматическими лидерами, «теневыми» структурами и т. д. Данный подход к обычному праву разрабатывается антропологией (антропологией права или юридической антропологией) в рамках концепции правового плюрализма. Сегодня антропологи в целом ориентированы на исследование универсальных механизмов возникновения обычного права, будь то в традиционном обществе или в

современном (в его субкультурах), а также на изучение общих закономерностей его функционирования и взаимодействия с государственным правом. Изучаются также религиозные системы права (мусульманское, индусское, конфуцианские правовые идеи) и формы их бытования в контексте современных политико-правовых образований.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.48.224 (0.005 с.)