Восточная церковь и христианский Восток 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восточная церковь и христианский Восток



Шестой Вселенский собор 680-681 гг. подвел итог основным богословским спорам в то время, когда в Восточном Средиземноморье прочно утвердилась новая историческая сила — ислам, вышедший из глубин Аравийского полуострова. Мусульмане видели в христианах и евреях «людей писания» (арабск. ахлалкитаб), получивших откровение от Бога и коренным образом отличавшихся от многобожников-язычников. Договор, заключенный на заре арабских завоеваний Пророком Мухаммадом с епископом города Эйлат, стал прообразом будущих мирных соглашений между мусульманами и христианами. «Людям писания», не оказавшим вооруженного сопротивления воинам ислама, обещалось покровительство (арабск. зимма), дававшее право на безопасность и свободу богослужения в обмен на выплату подушной подати (джизйа). Наиболее известный из таких договоров приписывается халифу Омару (правил в 634-644 гг.).

Покровительствуемые должны были соблюдать шесть обязательных условий, нарушение которых расторгало договор: не хулить Коран, не клеветать на Пророка, не поносить ислам, не прелюбодействовать, не жениться на мусульманках, не заниматься прозелитизмом (обращением в свою веру) среди мусульман и не оказывать помощь врагам ислама. Им также рекомендовалось носить отличительные знаки, строить дома не выше мусульманских, не бить в била во время своих религиозных церемоний, не молиться громко при мусульманах, не пить вино в публичных местах, не держать на виду кресты и свиней, не устраивать роскошных похорон, не ездить на породистых верховых животных. Религиозный глава общины наделялся и определенной светской властью: собирал налоги, разрешал внутренние споры.

Христианскую ойкумену, перекроенную Исламом, ожидал новый раскол, или Великая Схизма, между греческой и латинской церквами. Расхождения между ними, наглядно проявившиеся еще на Шестом Вселенском соборе 680-681 гг., привели к первому серьезному разрыву в 863-870 гг., когда римский папа Николай объявил незаконным избрание на константинопольский патриарший престол «новообращенного мирянина» Фотия. Тот в ответ обвинил папу в отступлении от Никео-Константинопольского Символа веры, так как на Западе считали, что Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но «и от Сына» (лат. филиокве). Дискуссия закончилась взаимным отлучением от церкви — анафематствованием (греч. анафема — проклятие). Но датой окончательного разделения церквей обычно называют 1054 г., когда посланцы римского папы Льва IX во главе с кардиналом Гумбертом и константинопольский патриарх Михаил Керулларий предали друг друга анафеме. Взаимные проклятья были сняты только в XX в. римским папой Павлом VI и константинопольским вселенским патриархом Афинагором, подписавшими в 1965 г. совместную декларацию о примирении церквей с сохранением догматических и обрядовых особенностей.

Окончательный удар по идее христианского единства нанес IV крестовый поход (1202-1204 гг.), в ходе которого французские, итальянские и немецкие крестоносцы захватили и разграбили Константинополь, создав по обе стороны Босфора эфемерную Латинскую империю (1204-1261 гг.). Планы VI-го и последнего крестового похода по захвату Египта также провалились, но в это время у мусульман появился новый грозный враг – монголы.

Попытки христиан Востока и Запада влиять на монголов и заручиться их военной поддержкой заканчиваются тем, что потомки Хулагу-хана принимают ислам и начинают гонения на христиан Великой степи и Персии.

Огромным потрясением для Восточной церкви явилось падение Константинополя, захваченного в 1453 г. турками-османами. Византийская империя прекратила свое существование, а на роль защиты и оплота Православия начала претендовать Русь, самодержцы которой титуловались помазанниками Божьими. Константинополь, переименованный в Стамбул, стал столицей Османской империи, ее султаны приняли титул халифа — преемника Пророка Мухаммада, или главы всех мусульман-суннитов.

Отказавшись от политики крестовых походов, католическая церковь с XVI в. развернула активную миссионерскую деятельность среди немусульман Османской империи. Клиру и пастве восточнохристианских церквей предлагалась уния с сохранением традиционной восточной обрядности.

Успехи распространения католичества в Восточном Средиземноморье во многом объяснялись социально-экономическими и политическими причинами: системой налоговых льгот и правовых гарантий, вытекавших из капитуляций (глав, параграфов) — соглашений, облегчавших европейским странам торговлю в Османской империи.

Борьба греков и других христианских народов Балкан за независимость, поддержанная Россией, не могла не сказаться на положении немусульман Османской империи.

Реформистская политика османских властей, поощряемая европейскими державами, вселяла надежду в сердца восточных христиан, вызывая резкое недовольство у мусульманских радикалов. Межконфессиональная напряженность взрывалась погромами и резней — в Халабе, Дамаске, на Ливане, в Стамбуле. Это приводило к новому вмешательству европейских держав, к новым административным реформам и новому витку насилия. Вступление Турции в Первую мировую войну осложнило положение восточных христиан, среди которых распространялись националистические и национально-освободительные идеи. Многие арабы-христиане стали горячими приверженцами арабского национализма как учения, способного объединить всех арабов независимо от религиозной принадлежности и страны проживания.

После ликвидации колониальной системы и изменения политической карты современного мира независимые государства Азии и Африки унаследовали старые социальные проблемы, чреватые этнокультурными и конфессиональными конфликтами. После отказа от идеологии государственного атеизма в странах бывшего социалистического лагеря восстанавливаются религиозные институты, прежде всего, православной церкви. Однако за исключением ряда стран Восточной Европы и Закавказья, христианский Восток сегодня — это пестрая мозаика этноконфессиональных меньшинств, фрагменты которой связаны весьма непрочными контактами.

 

Основные положения ислама

Мусульмане, или приверженцы ислама, — вторая по численности конфессиональная общность в современном мире.

Ислам — самая молодая из мировых религий. Ее основал Мухаммад (570-632), выходец из аравийского племени курайш, уроженец Мекки, возвестивший о своей пророческой миссии в 610 г. Мекка с давних пор была торговым и духовным центром Западной Аравии. Среди мекканских мест поклонения — Кааба, служившая в доисламские времена хранилищем племенных идолов и договоров; к ней на ежегодное паломничество собирались оседлые и кочевники. Мусульманская традиция утверждает: получив первое откровение от архангела Джибрила (Гавриила), Мухаммад поведал своим близким о всемогуществе Господа, призвал каждого из них подчиниться воле Божией, т. е. принять ислам. Первой новую веру приняла его жена Хадиджа, затем — усыновленный им вольноотпущенник Зайд и маленький Али, двоюродный брат Мухаммада. И до Мухаммада Аравия знала праведников — ханифов, которые отвергали племенных богов и их идолов, верили в Единого Бога, но не считали себя ни христианами, ни иудеями. Мусульмане называют первым ханифом пророка Ибрахима — библейского Авраама. Мухаммад стремился восстановить древний завет Авраама среди аравитян. Своими единомышленниками он поначалу считал иудеев и христиан, поскольку они верят в единого Бога, признают божественное откровение, ниспосылаемое через пророков, отвергают идолопоклонничество и знают о грехе и о воздаянии в День Суда.

Ислам видит в Мухаммаде последнее звено в цепи пророков, начинающейся с первочеловека Адама. Считается, что древних пророков было не менее ста тысяч, хотя в Коране упомянуто лишь двадцать восемь. Из них девять пророков причислены к «стойким». Обращение к ним показывает, насколько тесно мусульманская пророческая традиция связана с библейской. Первый из стойких пророков — Нух (Ной). Вторым был пророк Ибрахим, друг Аллаха, провозвестник единобожия, получивший от Бога свитки Писания. От невольницы Хаджар (Агарь) у Ибрахима родился сын Исмаил, предок арабских племен, а от старой жены Сары — Исхак (Исаак), предок евреев. Когда жена изгнала Хаджар и ее младенца, Ибрахим перевез их в мекканское ущелье, где вместе с сыном восстановил Каабу, разрушенную потопом. Ибрахим боролся с Дьяволом и принес в жертву Богу ягненка вместо собственного сына, достойно выдержав страшное испытание.

Третьим был Дауд (Давид), получивший от Бога Священное Писание — Забур, или Псалмы, а также власть, красноречие и мудрость. Дауд первым научился плавить железо и ковать кольчуги. Он воспевал Аллаха в псалмах. Дауд боролся с нечестивым царем Джалутом (Голиафом), вместе с сыном своим Сулайманом (Соломоном) вершил праведный суд. Далее следует Иакуб (Иаков), или Исраил, отец следующего стойкого пророка Иусуфа, или Иосифа Прекрасного. Аллах благословил в лице Иакуба-Исраила всех наследников Ибрахима, пожаловав ему благочестивый нрав и пророческий дар. Шестым обычно называется Аййуб, библейский Иов, чью стойкость Бог решил испытать, отдав его Дьяволу. Однако Аййуб безропотно претерпел все испытания, и Господь вернул ему здоровье, семью и благополучие.

Муса (Моисей) получил в качестве Писания Тауру (Библию). Господь воззвал к нему из огненного куста и повелел ему вместе с братом его Харуном (Аароном) проповедовать единобожие и вывести потомков Исраила из Египта. Муса исполнил свою миссию, и даже царь египетский Фираун (Фараон) перед смертью признал его правоту и покаялся.

Иса (Иисус) сын Марйам (Марии), посланник Божий — восьмой из стойких пророков. Из Писаний Бог открыл ему Инджил, или Евангелие. Иса подобен Адаму, ибо создан непосредственно самим Творцом. Дух святой, или ангел Джибрил, возвестил непорочной деве Марйам, что у нее родится чистый младенец. С самого рождения он умел говорить, объявил матери о том, что Аллах дал ему Писание, сделал пророком и уготовил ему воскресение после смерти. Иса с детства свершал многие чудеса: лепил птиц из глины и вдыхал в них жизнь. По исламскому преданию, Он не был распят врагами, но взят на небеса живым. Перед Судным днем Иса сокрушит Супостата-Даджжала и вместе с Мессией-Махди установит на всей земле справедливость. Иса называл себя Словом от Аллаха, но отнюдь не сыном Божьим. Он отрицал Троицу и предрекал явление грядущего посланника по имени Ахмад. С Ахмадом отождествлял себя девятый из стойких пророков — Мухаммад, получивший от Бога Коран.

Исламские пророки — это люди, через которых вещает Господь. Высшие из них — посланники, которых насчитывается триста тринадцать. Им Бог ниспослал Писание, а их череду замыкает Мухаммад — Печать Пророков. Ислам рассматривает Мухаммада как совершеннейшего человека. Его биография — предмет тщательного изучения, высший образец для всех мусульман.

Слова Мухаммада были приняты с доверием домашними его, признавшими в нем Посланника Божиего. Вскоре в истории первоначального ислама произошло важное событие: после того, как собрания мусульман были перенесены из дома Мухаммада в дом одного из сподвижников Пророка, новая вера начала приобретать гласный характер. Собрания продолжались несколько лет, пока со склона горы ас-Сафа Мухаммад не обратился к мекканцам с первой открытой проповедью. Объявив себя Посланником Божиим, Мухаммад призвал к почитанию Единого Бога — Аллаха, ар-Рахмана (Милостивого), ар-Рахима (Милосердного). Он описывал райские блаженства, ожидающие праведников: покой тенистых садов, реки чистой воды, молока и вина, вечно молодые супруги на вечном пиру. Он говорил о печальной судьбе тех, кто не внял увещеваниям стойких пророков. Настороженность язычников к проповедям Мухаммада сменилась прямой враждебностью, когда он объявил, что их общие предки, жившие в эпоху джахилийи (т. е. неведения исламских пророчеств), пребывают в адском огне.

Прежде чем покинуть родной город, Мухаммад испытал одно из сильнейших переживаний как человек и как Пророк — чудесное ночное путешествие и вознесение (ал-исравал-мирадж). Крылатый скакун по имени Бурак перенес Мухаммада в далекую Палестину к гробницам Ибрахима и Дауда, а от них — «к отдаленнейшей мечети», т. е. к будущей мечети ал-Харам аш-Шариф в Иерусалиме. На горе Мориа Мухаммад молился с Ибрахимом, Мусой и Исой, а затем вознесся на семь ярусов небосклона, на каждом их которых его приветствовали пророки. Он увидел мировое древо Сидр и небесную Каабу и предстал перед Аллахом. В Раю он наблюдал блаженство праведных, в Аду — муки грешных. Вернувшись к земной Каабе, Пророк обнаружил, что постель его еще не остыла, а из опрокинутого кувшина не успела вытечь вода. Мекканцы встретили его рассказ насмешками. Окончательный разрыв с язычниками был предрешен.

Мухаджиры построили первую мечеть. Предстоятелем на молитве, или имамом, в ней был Мухаммад. Первым муаззином, возглашавшим молитвенный призыв, — бывший раб, эфиоп Билал. День общей мусульманской молитвы — пятница. Изменилось и направление молитвы — кибла. Теперь молящийся обращался к мекканской Каабе, а не на Восток или Иерусалим, как раньше. Паломничество к Каабе объявлялось долгом для каждого трудоспособного мусульманина. Окончательно утвердились обряды омовения, поста, благотворительных сборов. Были уточнены законы наследования, раздела имущества, бракосочетания. Наложены запреты на вино, свинину, азартные игры. Мухаммад в Медине стал не только судьей и духовным руководителем рождающейся мусульманской уммы, или общины верующих. Борьба с язычниками сделала его также предводителем воинства, постепенно подчинившего исламу всю Аравию.

В 625 году были введены законы о наследовании: женщине причиталась половина от доли мужчины, а также давалось право раздельного владения и самостоятельного распоряжения имуществом. Закон о браке ограничивал круг брачующихся, вводил строгие меры против прелюбодеяния, нарушения супружеской чести и разрешал мусульманину иметь четырех жен при условии их справедливого содержания. У Посланника же Божиего было одинадцать жен.

 

Мусульманское предание утверждает, что примерно в 628 году Мухаммад отправил послания византийскому императору, иранскому шаху, эфиопскому негусу, арабскому вассалу Византии, наместнику Египта, а также правителям Омана, Йемена, Бахрейна. Всех их, исповедовавших православие, зороастризм, различные толки монофизитского христианства и язычество, Пророк властно призывал обратиться в ислам. Никто из мирских властителей не внял призыву Мухаммада; однако именно в это время ислам начал превращаться из локальной религии в мировую.

Считается, что Мухаммад умер 8 июля 632 года после полуденной молитвы (часть паломничества).

Его могилу в Медине, в ограде Мечети Пророка, посещают мусульмане со всех концов земли. Он не оставил распоряжений о своем преемнике. Наследственная передача власти исключалась, ибо у него не было прямых потомков по мужской линии, а последний сын Мухаммада умер во младенчестве незадолго до смерти самого отца. Смерть Пророка стала историческим рубежом, завершившим эпоху первоначального ислама. С этого дня, по преданию, прекратилось непосредственное вмешательство Бога в жизнь общины верующих.

Четыре праведных халифа

Безвременная кончина Пророка стала трудным испытанием для ислама. В племенах оживились те, кого мусульманская традиция называет лжепророками. Первым халифом, или «заместителем Посланника Аллаха», стал Абу Бакр (годы правления 632-634), прозванный ас-Сиддик, или Правдивейший. Спутник Мухаммада по хиджре, отец его любимой жены Аиши, он стал первым из четырех халифов, которых называют праведными. Абу Бакр сумел усмирить отступников от ислама и пресечь смуту лжепророков. После смерти Абу Бакра его сменил Умар ибн ал-Хаттаб (634-644). При Умаре началось стремительное расширение мусульманской державы, вышедшей за пределы Аравийского полуострова. После безвременной кончины Умара, смертельно раненного в мечети персидским рабом, третим халифом был избран Усман ибн Аффан (644-656 гг.), купец из курайшитского рода Умаййа, зять и тесть Мухаммада. При нем государство ислама продолжало расширять свои границы. На Средиземном море за считанные месяцы был создан военный флот Халифата, успешно действовавший против Византии. Пала империя Сасанидов. Мусульмане закрепились в Северной Африке вплоть до Туниса, а также в Закавказье. В правление Усмана произошло чрезвычайно важное для ислама событие: был утвержден общепринятый текст Корана. Последним, четвертым, из праведных халифов стал Али ибн Абу Талиб (656-661 гг.). Погиб на войне.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.012 с.)