Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восточная церковь и христианский Восток
Шестой Вселенский собор 680-681 гг. подвел итог основным богословским спорам в то время, когда в Восточном Средиземноморье прочно утвердилась новая историческая сила — ислам, вышедший из глубин Аравийского полуострова. Мусульмане видели в христианах и евреях «людей писания» (арабск. ахлалкитаб), получивших откровение от Бога и коренным образом отличавшихся от многобожников-язычников. Договор, заключенный на заре арабских завоеваний Пророком Мухаммадом с епископом города Эйлат, стал прообразом будущих мирных соглашений между мусульманами и христианами. «Людям писания», не оказавшим вооруженного сопротивления воинам ислама, обещалось покровительство (арабск. зимма), дававшее право на безопасность и свободу богослужения в обмен на выплату подушной подати (джизйа). Наиболее известный из таких договоров приписывается халифу Омару (правил в 634-644 гг.). Покровительствуемые должны были соблюдать шесть обязательных условий, нарушение которых расторгало договор: не хулить Коран, не клеветать на Пророка, не поносить ислам, не прелюбодействовать, не жениться на мусульманках, не заниматься прозелитизмом (обращением в свою веру) среди мусульман и не оказывать помощь врагам ислама. Им также рекомендовалось носить отличительные знаки, строить дома не выше мусульманских, не бить в била во время своих религиозных церемоний, не молиться громко при мусульманах, не пить вино в публичных местах, не держать на виду кресты и свиней, не устраивать роскошных похорон, не ездить на породистых верховых животных. Религиозный глава общины наделялся и определенной светской властью: собирал налоги, разрешал внутренние споры. Христианскую ойкумену, перекроенную Исламом, ожидал новый раскол, или Великая Схизма, между греческой и латинской церквами. Расхождения между ними, наглядно проявившиеся еще на Шестом Вселенском соборе 680-681 гг., привели к первому серьезному разрыву в 863-870 гг., когда римский папа Николай объявил незаконным избрание на константинопольский патриарший престол «новообращенного мирянина» Фотия. Тот в ответ обвинил папу в отступлении от Никео-Константинопольского Символа веры, так как на Западе считали, что Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но «и от Сына» (лат. филиокве). Дискуссия закончилась взаимным отлучением от церкви — анафематствованием (греч. анафема — проклятие). Но датой окончательного разделения церквей обычно называют 1054 г., когда посланцы римского папы Льва IX во главе с кардиналом Гумбертом и константинопольский патриарх Михаил Керулларий предали друг друга анафеме. Взаимные проклятья были сняты только в XX в. римским папой Павлом VI и константинопольским вселенским патриархом Афинагором, подписавшими в 1965 г. совместную декларацию о примирении церквей с сохранением догматических и обрядовых особенностей.
Окончательный удар по идее христианского единства нанес IV крестовый поход (1202-1204 гг.), в ходе которого французские, итальянские и немецкие крестоносцы захватили и разграбили Константинополь, создав по обе стороны Босфора эфемерную Латинскую империю (1204-1261 гг.). Планы VI-го и последнего крестового похода по захвату Египта также провалились, но в это время у мусульман появился новый грозный враг – монголы. Попытки христиан Востока и Запада влиять на монголов и заручиться их военной поддержкой заканчиваются тем, что потомки Хулагу-хана принимают ислам и начинают гонения на христиан Великой степи и Персии. Огромным потрясением для Восточной церкви явилось падение Константинополя, захваченного в 1453 г. турками-османами. Византийская империя прекратила свое существование, а на роль защиты и оплота Православия начала претендовать Русь, самодержцы которой титуловались помазанниками Божьими. Константинополь, переименованный в Стамбул, стал столицей Османской империи, ее султаны приняли титул халифа — преемника Пророка Мухаммада, или главы всех мусульман-суннитов. Отказавшись от политики крестовых походов, католическая церковь с XVI в. развернула активную миссионерскую деятельность среди немусульман Османской империи. Клиру и пастве восточнохристианских церквей предлагалась уния с сохранением традиционной восточной обрядности. Успехи распространения католичества в Восточном Средиземноморье во многом объяснялись социально-экономическими и политическими причинами: системой налоговых льгот и правовых гарантий, вытекавших из капитуляций (глав, параграфов) — соглашений, облегчавших европейским странам торговлю в Османской империи.
Борьба греков и других христианских народов Балкан за независимость, поддержанная Россией, не могла не сказаться на положении немусульман Османской империи. Реформистская политика османских властей, поощряемая европейскими державами, вселяла надежду в сердца восточных христиан, вызывая резкое недовольство у мусульманских радикалов. Межконфессиональная напряженность взрывалась погромами и резней — в Халабе, Дамаске, на Ливане, в Стамбуле. Это приводило к новому вмешательству европейских держав, к новым административным реформам и новому витку насилия. Вступление Турции в Первую мировую войну осложнило положение восточных христиан, среди которых распространялись националистические и национально-освободительные идеи. Многие арабы-христиане стали горячими приверженцами арабского национализма как учения, способного объединить всех арабов независимо от религиозной принадлежности и страны проживания. После ликвидации колониальной системы и изменения политической карты современного мира независимые государства Азии и Африки унаследовали старые социальные проблемы, чреватые этнокультурными и конфессиональными конфликтами. После отказа от идеологии государственного атеизма в странах бывшего социалистического лагеря восстанавливаются религиозные институты, прежде всего, православной церкви. Однако за исключением ряда стран Восточной Европы и Закавказья, христианский Восток сегодня — это пестрая мозаика этноконфессиональных меньшинств, фрагменты которой связаны весьма непрочными контактами.
Основные положения ислама Мусульмане, или приверженцы ислама, — вторая по численности конфессиональная общность в современном мире. Ислам — самая молодая из мировых религий. Ее основал Мухаммад (570-632), выходец из аравийского племени курайш, уроженец Мекки, возвестивший о своей пророческой миссии в 610 г. Мекка с давних пор была торговым и духовным центром Западной Аравии. Среди мекканских мест поклонения — Кааба, служившая в доисламские времена хранилищем племенных идолов и договоров; к ней на ежегодное паломничество собирались оседлые и кочевники. Мусульманская традиция утверждает: получив первое откровение от архангела Джибрила (Гавриила), Мухаммад поведал своим близким о всемогуществе Господа, призвал каждого из них подчиниться воле Божией, т. е. принять ислам. Первой новую веру приняла его жена Хадиджа, затем — усыновленный им вольноотпущенник Зайд и маленький Али, двоюродный брат Мухаммада. И до Мухаммада Аравия знала праведников — ханифов, которые отвергали племенных богов и их идолов, верили в Единого Бога, но не считали себя ни христианами, ни иудеями. Мусульмане называют первым ханифом пророка Ибрахима — библейского Авраама. Мухаммад стремился восстановить древний завет Авраама среди аравитян. Своими единомышленниками он поначалу считал иудеев и христиан, поскольку они верят в единого Бога, признают божественное откровение, ниспосылаемое через пророков, отвергают идолопоклонничество и знают о грехе и о воздаянии в День Суда. Ислам видит в Мухаммаде последнее звено в цепи пророков, начинающейся с первочеловека Адама. Считается, что древних пророков было не менее ста тысяч, хотя в Коране упомянуто лишь двадцать восемь. Из них девять пророков причислены к «стойким». Обращение к ним показывает, насколько тесно мусульманская пророческая традиция связана с библейской. Первый из стойких пророков — Нух (Ной). Вторым был пророк Ибрахим, друг Аллаха, провозвестник единобожия, получивший от Бога свитки Писания. От невольницы Хаджар (Агарь) у Ибрахима родился сын Исмаил, предок арабских племен, а от старой жены Сары — Исхак (Исаак), предок евреев. Когда жена изгнала Хаджар и ее младенца, Ибрахим перевез их в мекканское ущелье, где вместе с сыном восстановил Каабу, разрушенную потопом. Ибрахим боролся с Дьяволом и принес в жертву Богу ягненка вместо собственного сына, достойно выдержав страшное испытание.
Третьим был Дауд (Давид), получивший от Бога Священное Писание — Забур, или Псалмы, а также власть, красноречие и мудрость. Дауд первым научился плавить железо и ковать кольчуги. Он воспевал Аллаха в псалмах. Дауд боролся с нечестивым царем Джалутом (Голиафом), вместе с сыном своим Сулайманом (Соломоном) вершил праведный суд. Далее следует Иакуб (Иаков), или Исраил, отец следующего стойкого пророка Иусуфа, или Иосифа Прекрасного. Аллах благословил в лице Иакуба-Исраила всех наследников Ибрахима, пожаловав ему благочестивый нрав и пророческий дар. Шестым обычно называется Аййуб, библейский Иов, чью стойкость Бог решил испытать, отдав его Дьяволу. Однако Аййуб безропотно претерпел все испытания, и Господь вернул ему здоровье, семью и благополучие. Муса (Моисей) получил в качестве Писания Тауру (Библию). Господь воззвал к нему из огненного куста и повелел ему вместе с братом его Харуном (Аароном) проповедовать единобожие и вывести потомков Исраила из Египта. Муса исполнил свою миссию, и даже царь египетский Фираун (Фараон) перед смертью признал его правоту и покаялся. Иса (Иисус) сын Марйам (Марии), посланник Божий — восьмой из стойких пророков. Из Писаний Бог открыл ему Инджил, или Евангелие. Иса подобен Адаму, ибо создан непосредственно самим Творцом. Дух святой, или ангел Джибрил, возвестил непорочной деве Марйам, что у нее родится чистый младенец. С самого рождения он умел говорить, объявил матери о том, что Аллах дал ему Писание, сделал пророком и уготовил ему воскресение после смерти. Иса с детства свершал многие чудеса: лепил птиц из глины и вдыхал в них жизнь. По исламскому преданию, Он не был распят врагами, но взят на небеса живым. Перед Судным днем Иса сокрушит Супостата-Даджжала и вместе с Мессией-Махди установит на всей земле справедливость. Иса называл себя Словом от Аллаха, но отнюдь не сыном Божьим. Он отрицал Троицу и предрекал явление грядущего посланника по имени Ахмад. С Ахмадом отождествлял себя девятый из стойких пророков — Мухаммад, получивший от Бога Коран.
Исламские пророки — это люди, через которых вещает Господь. Высшие из них — посланники, которых насчитывается триста тринадцать. Им Бог ниспослал Писание, а их череду замыкает Мухаммад — Печать Пророков. Ислам рассматривает Мухаммада как совершеннейшего человека. Его биография — предмет тщательного изучения, высший образец для всех мусульман. Слова Мухаммада были приняты с доверием домашними его, признавшими в нем Посланника Божиего. Вскоре в истории первоначального ислама произошло важное событие: после того, как собрания мусульман были перенесены из дома Мухаммада в дом одного из сподвижников Пророка, новая вера начала приобретать гласный характер. Собрания продолжались несколько лет, пока со склона горы ас-Сафа Мухаммад не обратился к мекканцам с первой открытой проповедью. Объявив себя Посланником Божиим, Мухаммад призвал к почитанию Единого Бога — Аллаха, ар-Рахмана (Милостивого), ар-Рахима (Милосердного). Он описывал райские блаженства, ожидающие праведников: покой тенистых садов, реки чистой воды, молока и вина, вечно молодые супруги на вечном пиру. Он говорил о печальной судьбе тех, кто не внял увещеваниям стойких пророков. Настороженность язычников к проповедям Мухаммада сменилась прямой враждебностью, когда он объявил, что их общие предки, жившие в эпоху джахилийи (т. е. неведения исламских пророчеств), пребывают в адском огне. Прежде чем покинуть родной город, Мухаммад испытал одно из сильнейших переживаний как человек и как Пророк — чудесное ночное путешествие и вознесение (ал-исравал-мирадж). Крылатый скакун по имени Бурак перенес Мухаммада в далекую Палестину к гробницам Ибрахима и Дауда, а от них — «к отдаленнейшей мечети», т. е. к будущей мечети ал-Харам аш-Шариф в Иерусалиме. На горе Мориа Мухаммад молился с Ибрахимом, Мусой и Исой, а затем вознесся на семь ярусов небосклона, на каждом их которых его приветствовали пророки. Он увидел мировое древо Сидр и небесную Каабу и предстал перед Аллахом. В Раю он наблюдал блаженство праведных, в Аду — муки грешных. Вернувшись к земной Каабе, Пророк обнаружил, что постель его еще не остыла, а из опрокинутого кувшина не успела вытечь вода. Мекканцы встретили его рассказ насмешками. Окончательный разрыв с язычниками был предрешен. Мухаджиры построили первую мечеть. Предстоятелем на молитве, или имамом, в ней был Мухаммад. Первым муаззином, возглашавшим молитвенный призыв, — бывший раб, эфиоп Билал. День общей мусульманской молитвы — пятница. Изменилось и направление молитвы — кибла. Теперь молящийся обращался к мекканской Каабе, а не на Восток или Иерусалим, как раньше. Паломничество к Каабе объявлялось долгом для каждого трудоспособного мусульманина. Окончательно утвердились обряды омовения, поста, благотворительных сборов. Были уточнены законы наследования, раздела имущества, бракосочетания. Наложены запреты на вино, свинину, азартные игры. Мухаммад в Медине стал не только судьей и духовным руководителем рождающейся мусульманской уммы, или общины верующих. Борьба с язычниками сделала его также предводителем воинства, постепенно подчинившего исламу всю Аравию.
В 625 году были введены законы о наследовании: женщине причиталась половина от доли мужчины, а также давалось право раздельного владения и самостоятельного распоряжения имуществом. Закон о браке ограничивал круг брачующихся, вводил строгие меры против прелюбодеяния, нарушения супружеской чести и разрешал мусульманину иметь четырех жен при условии их справедливого содержания. У Посланника же Божиего было одинадцать жен.
Мусульманское предание утверждает, что примерно в 628 году Мухаммад отправил послания византийскому императору, иранскому шаху, эфиопскому негусу, арабскому вассалу Византии, наместнику Египта, а также правителям Омана, Йемена, Бахрейна. Всех их, исповедовавших православие, зороастризм, различные толки монофизитского христианства и язычество, Пророк властно призывал обратиться в ислам. Никто из мирских властителей не внял призыву Мухаммада; однако именно в это время ислам начал превращаться из локальной религии в мировую. Считается, что Мухаммад умер 8 июля 632 года после полуденной молитвы (часть паломничества). Его могилу в Медине, в ограде Мечети Пророка, посещают мусульмане со всех концов земли. Он не оставил распоряжений о своем преемнике. Наследственная передача власти исключалась, ибо у него не было прямых потомков по мужской линии, а последний сын Мухаммада умер во младенчестве незадолго до смерти самого отца. Смерть Пророка стала историческим рубежом, завершившим эпоху первоначального ислама. С этого дня, по преданию, прекратилось непосредственное вмешательство Бога в жизнь общины верующих. Четыре праведных халифа Безвременная кончина Пророка стала трудным испытанием для ислама. В племенах оживились те, кого мусульманская традиция называет лжепророками. Первым халифом, или «заместителем Посланника Аллаха», стал Абу Бакр (годы правления 632-634), прозванный ас-Сиддик, или Правдивейший. Спутник Мухаммада по хиджре, отец его любимой жены Аиши, он стал первым из четырех халифов, которых называют праведными. Абу Бакр сумел усмирить отступников от ислама и пресечь смуту лжепророков. После смерти Абу Бакра его сменил Умар ибн ал-Хаттаб (634-644). При Умаре началось стремительное расширение мусульманской державы, вышедшей за пределы Аравийского полуострова. После безвременной кончины Умара, смертельно раненного в мечети персидским рабом, третим халифом был избран Усман ибн Аффан (644-656 гг.), купец из курайшитского рода Умаййа, зять и тесть Мухаммада. При нем государство ислама продолжало расширять свои границы. На Средиземном море за считанные месяцы был создан военный флот Халифата, успешно действовавший против Византии. Пала империя Сасанидов. Мусульмане закрепились в Северной Африке вплоть до Туниса, а также в Закавказье. В правление Усмана произошло чрезвычайно важное для ислама событие: был утвержден общепринятый текст Корана. Последним, четвертым, из праведных халифов стал Али ибн Абу Талиб (656-661 гг.). Погиб на войне.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.012 с.) |