Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Самый страшный грех в глазах мусульман это — ширк, или придание богу соучастников, ведь аллах не рожден и не рождал, у него нет сыновей или дочерей и не может быть сотоварищей.
К пяти столпам веры прямо непосредственно примыкает важная обязанность, называемая джихад — «усилие», или борьба [за веру]. В эпоху мусульманских завоеваний идея джихада получили развитие. Весь мир был разделен на три сферы: 1) область ислама, страны, исповедующие ислам и находящиеся под властью мусульманских правителей и мусульманского права; 2) область мирного договора, бласти, подчинившиеся мусульманам путем договора, немусульманское население которых находится под покровительством ислама и платит за это подушную подать; 3) область войны, немусульманские страны, не имеющие мирного договора с мусульманами, находящиеся с исламом в состоянии вечной войны. Законники-факихи подразделяли джихад на несколько видов: «джихад сердца» (борьба со своими собственными недостатками), «джихад языка» (разрешение одобряемого и запрет порицаемого), «джихад руки» (наказание преступивших закон и нравственные нормы) и «джихад меча» (вооруженная борьба с неверными, падшие в которой обретают вечное блаженство). Последний вид джихада называют также газават (от газва — «набег») или фатх («завоевание», «победа»). В такой войне запрещается убивать женщин, детей, стариков и невооруженных священнослужителей любого вероисповедания. Из прочих обрядовых установлений ислама: - обрезание (хитан) для мальчиков и в ряде мусульманских стран (Египет, Судан, Йемен, Оман и проч.) также для девочек; - бракосочетание — завадж: супруг может иметь одновременно не более четырех жен, к которым обязан относиться одинаково справедливо и выделить каждой при заключении брака особое имущество — махр; причем процедура развода довольно проста для мужа (талак) и для жены; - погребение (дафн, джаназа) в день смерти или на следующий день: труп обмывают, завертывают в саван—кафан и в таком виде (обычно без гроба) кладут в могилу лицом к Мекке; читается особая молитва и суры из Корана; траур подобает соблюдать без чрезмерных выражений горя; - пищевые запреты касаются вина, свинины, мяса хищных птиц, мертвечины, крови и всякого животного, заколотого не во имя Аллаха, т. е. не по мусульманскому обычаю. Мусульманское право Представление об исламском образе жизни формировалось учением о «правильном пути» (шариат), питаемым такими корнями, как Коран и сунна. Но конкретную социально-нормативную регламентацию общим положениям шариата дает фикх — мусульманское право в широком смысле слова.
В ходе споров VIII-IX вв. между рационалистами («сторонники умозрения») и традиционалистами («сторонники предания») в исламе сложилось несколько религиозно-правовых школ или толков. Из них до наших дней сохранилось пять мазхабов. Назовем их в хронологическом порядке 1. Ханафиты — последователи Абу Ханифы (699—763). В этом мазхабе сунна признается независимым источником лишь после строгого отбора хадисов. Как вспомогательный источник привлекается обычное право (урф), что делает этот мазхаб относительно терпимым к локальным традициям. Распространен в Турции, на Балканах, на Кавказе (кроме Азербайджана), в Поволжье, на большей части Средней Азии, в Афганистане, Индостане, Индонезии. В Османской империи духовные судьи (кади) и шариатские советники (муфти) могли принадлежать к любому из мазхабов, но судить и давать правовые заключения (фатва) должны были только по ханафитскому праву. 2. Маликиты — последователи Малика ибн Анаса (713—795). Малик рассматривал Коран и сунну как единый источник, подчеркивая в предании коллективный опыт ранней мединской общины. Для решения вопросов, не соотносимых с нассом и коллективным опытом, используется рационалистический прием ис-тислах, или стремление к пользе, причем решение не должно касаться религии, противоречить шариату и нассу, а польза от него должна быть очевидной, необходимой и существенной. Этот мазхаб распространен в Ливии, Тунисе, Алжире, Марокко, Западной Африке, Кувейте, на Бахрейне, частично в Египте и Судане. В мусульманской Испании был государственным. 3. Шафииты — последователи Мухаммада аш-Шафии (767-820), объединившего положения двух предшествующих мазхабов. Отвергая ханафитский принцип истихсана, аш-Шафии выдвинул метод установления связи с уже известным: любое правило действует до тех пор, пока не доказано, что ситуация изменилась. Ориентация на общественную пользу дает возможность приверженцам шафиитского мазхаба опираться на прямую аналогию, здравый смысл и принятую практику без сложных логических построений ханафитов и постоянного обращения к опыту мединской общины, принятого у маликитов. Распространен в Сирии, Ливане, Палестине, Иордании, у суннитов Йемена и Ирана, частично в Ираке, Восточной Африке, Пакистане, Индии, Малайзии, Индонезии.
4. Ханбалиты. Основателем мазхаба считается Ахмад ибн Ханбал (780-855), учившийся почти у всех видных факихов-традиционалистов своего времени, включая аш-Шафию. Выступая против сторонников рационалистического богословия (калам), нечестивых новшеств и особенно против идей мутазилитов, ханбалиты стремились очистить ислам через сунну, в которой видели комментарий к Корану. Ибн Ханбал отрицал буквалистское или аллегорическое толкования священного предания, утверждая его восприятие через веру (иман). Ханбалитские редакции хадисов, общих и частных основ веры и права, а также истории мусульманской общины изложены ясно, доходчиво и обращены к самому широкому читателю. Сегодня ханбалитство бытует в Саудовской Аравии, популярно среди мусульманских фундаменталистов во всех концах исламского мира. Все четыре мазхаба — суннитские; они считают, что с XI века закончена разработка основных принципов ислама в догматике, обрядах, этике и общественных устоях. Несколько подругому трактует эти вопросы пятый, джафаритский, мазхаб. 5. Джафариты — последователи Джафара ас-Садика (около 700- 765), шестого имама шиитов-имамитов. Мазхаб, окончательно сформировавшийся через много лет после смерти Джафара, выражает взгляды шиитских рационалистов-усулитов, установивших четыре корня права: Коран, ахбар («предание»), иджма и акл («разум»). Джафариты видят в вере следствие доказательств, а не подражания (та-клид). Ими сформулирован принцип «правления факиха», послуживший теоретическим обоснованием для власти айатоллы Хомейни в Исламской Республике Иран. Сунниты признают джафарит-ский толк. С XVIII в. его приверженцам отведено место в ограде Каабы наряду с последователями прочих мазхабов. Преобладает в Иране и принят в других областях, где проживают имамиты (Ирак, Ливан, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, Иордания, Афганистан и др.). В поисках знания Напряженные споры в первые века ислама велись также о предопределении. Несмотря на то, что ислам часто обвиняют в фатализме, идею безусловного предопределения защищало только одно течение — джабариты, считавшие, что из-за всесилия Господа человек не свободен в своих поступках. Им возражали кадариты, утверждавшие свободу воли человека и его ответственность за свои поступки. Компромиссную позицию занимали мурджииты, суждения о человеке до Судного дня и ставившие веру выше поступков. Используя идеи кадаритов и джабаритов, мусульманский ученый ал-Ашари (873-935) опирался на принцип «присвоения» (касб), согласно которому действия человека творятся Аллахом, но присваиваются и выбираются человеком. По имени этого ученого была названа ашаритская школа спекулятивной исламской дисциплины (калам), истолковывавшей положения веры с помощью разума, а не с помощью подражания-таклида. Величайший Учитель суфизма Ибн Араби (1165-1240), тщательно разработал суфийскую космогонию, учение о человеке как малом мире, Божием образе и причине творения, дополнил теорию стоянок и состояний, через которые должен пройти мистик на пути к слиянию с Богом. Суфизм изначально был ориентирован на человека, на его помыслы, намерения и восприятия. Он впитал шиитский эзотеризм, алегоризм, элементы оккультных знаний (алхимии, физиогномики, науки о символике букв и цифр). Знание передавалось от наставника ученику. С XII в. стали формироваться суфийские братства-ордены.
Среди исторических вех ислама — падение Багдада и Аббасидского халифата в 1258 г., когда монголы убили последнего аббасидского халифа. Потом был стремительный взлет и долгое падение Османской империи, споры мусульманских модернистов и фундаменталистов и новый подъем ислама. Отечественное исламоведение Для России ислам — неотъемлемая часть культуры. В России ислам исповедуют, по разным оценкам, от 10 до 15% населения. Исламоведческая традиция восходит в России к XVI в., когда при царе Иване Грозном в Посольском приказе оказалась рукопись Корана, на которой приводили к присяге мусульман, используя для этого термин «шерть», т. е. арабское слово шарт, «условие». Войны Петра Великого с Османской империей и вызвали у монарха интерес к исламу, арабской культуре и языку. Он приказывает перевести Коран с французского перевода, составить изложение Корана и биографию Мухаммада. В 1785 г. при Екатерине Великой в России начинает печататься полный арабский текст Корана. Непосредственно с арабского подлинника были сделаны переводы Д. Н. Богуславским (1826-1893) и Г. С. Саблуковым (1804-1880). Читая Коран со студентами, И. Ю. Крачковский (1883-1951) подготовил свой учебный перевод, который был опубликован только в 1963 г. Несмотря на появление в последние годы новых прозаических и стихотворных переводов, он остается лучшим в России.
Основные положения буддизма
Сначала несколько слов о терминологии и используемой для ее передачи транскрипции. Канон буддизма «Трипитака» («Типитака») написан на пали — среднеиндийском языке, хотя многие буддийские сочинения, главным образом принадлежащие махаянистскому направлению, известны и на санскрите. В мировой и отечественной литературе одни буддийские термины более принято давать в санскритской форме, например дхарма (пал. дхамма), нирвана (пал. ниббана), другие — в палийской, например анатта (скр. анатман); некоторые употребляются в обеих разновидностях. Буддизм возник в Древней Индии в VI-V вв. до н. э. Его основателем был сын раджи (царя) Капилавасту — небольшого полиса, расположенного у отрогов Гималаев (в районе Лумбини современного Непала), по имени Судходана. Имя царевича было Сиддхартха Гаутама. Его родом был клан шакьев, отсюда еще одно, позднейшее, имя — Шакьямуни, т. е. «муни (мудрец, отшельник) из рода шакьев».
Будда, скорее всего, жил в 623-544 гг. Его мать Майа зачала его, когда белый слон (в предыдущем перерождении принц Вессантара), коснувшись ее правого бедра, вошел в ее чрево. Радже было предсказано, что его сын станет Властелином Мира — буддой или же монархом Вселенной. В возрасте 29 лет, будучи потрясен зрелищем встретившихся ему старика, больного и покойника, Будда покинул дом отца и после 7-летних скитаний, когда он пытался умерщвлять плоть, чтобы добиться святости, осознал тщету этого пути, посредством углубленной медитации достиг просветления (будда и значит «просветленный») — и стал основателем нового вероучения. Основа буддизма — «четыре благородные истины»: существует страдание, причина страдания, освобождение от страдания (нирвана) и путь, ведущий к нирване. Учение Будды есть дхарма — Закон. Страдание возникает как результат трыгины — привязанности к жизни, к существованию. Именно эта привязанность заставляет живое существо постоянно перерождаться, переходя после смерти из одного состояния в другое. Этот мир длящегося круга перерождений называется сансара. «Качество» каждого последующего перерождения определяется кармой — морально-этическим эквивалентом суммы добродетельных и недобродетельных деяний, которые были совершены данным человеком (или другим живым существом), а также его «предшественниками» по перерождениям. При «хорошей» карме человек может получить перерождение, например, в обители богов, где ему уготованы райские наслаждения, при «плохой» — например, в качестве крысы. Но даже самое благоприятное перерождение не может считаться для буддиста конечной целью. Конечная цель — разорвать цепь перерождений, выйти из круга сансарического бытия — достичь нирваны. Достижение нирваны и означает конец перерождений, т. е. конец страданию. Буддизм, как можно видеть в наибольшей степени озабочен вопросами «терапии», причем не социальной, а индивидуальной: Будда учит, каким образом каждый человек может индивидуально, т. е. путем собственных сознательных усилий, избегая крайностей, постоянно улучшая свою карму, освободиться от всего, что, связывая с сансарическим миром, служит источником страдания. В буддизме различают два основных течения Хинаяна (букв. Малая Колесница), и Махаяна (букв. Большая Колесница). В данном разделе основное внимание уделяется первому из них (представленному в странах Юго-Восточной Азии и на Шри Ланке); лишь некоторые сведения даются о Махаяне (представленной, в ряде разновидностей, в Китае, включая Тибет, Японии и других странах и областях). По мнению большинства буддологов, именно Хинаяна выступает как наиболее древнее, ортодоксальное течение буддизма.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 786; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.009 с.) |