Самый страшный грех в глазах мусульман это — ширк, или придание богу соучастников, ведь аллах не рожден и не рождал, у него нет сыновей или дочерей и не может быть сотоварищей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самый страшный грех в глазах мусульман это — ширк, или придание богу соучастников, ведь аллах не рожден и не рождал, у него нет сыновей или дочерей и не может быть сотоварищей.



К пяти столпам веры прямо непосредственно примыкает важная обязанность, называемая джихад — «усилие», или борьба [за веру]. В эпоху мусульманских завоеваний идея джихада получили развитие. Весь мир был разделен на три сферы:

1) область ислама, страны, исповедующие ислам и находящиеся под властью мусульманских правителей и мусульманского права;

2) область мирного договора, бласти, подчинившиеся мусульманам путем договора, немусульманское население которых находится под покровительством ислама и платит за это подушную подать;

3) область войны, немусульманские страны, не имеющие мирного договора с мусульманами, находящиеся с исламом в состоянии вечной войны.

Законники-факихи подразделяли джихад на несколько видов: «джихад сердца» (борьба со своими собственными недостатками), «джихад языка» (разрешение одобряемого и запрет порицаемого), «джихад руки» (наказание преступивших закон и нравственные нормы) и «джихад меча» (вооруженная борьба с неверными, падшие в которой обретают вечное блаженство). Последний вид джихада называют также газават (от газва — «набег») или фатх («завоевание», «победа»). В такой войне запрещается убивать женщин, детей, стариков и невооруженных священнослужителей любого вероисповедания.

Из прочих обрядовых установлений ислама:

- обрезание (хитан) для мальчиков и в ряде мусульманских стран (Египет, Судан, Йемен, Оман и проч.) также для девочек;

- бракосочетание — завадж: супруг может иметь одновременно не более четырех жен, к которым обязан относиться одинаково справедливо и выделить каждой при заключении брака особое имущество — махр; причем процедура развода довольно проста для мужа (талак) и для жены;

- погребение (дафн, джаназа) в день смерти или на следующий день: труп обмывают, завертывают в саван—кафан и в таком виде (обычно без гроба) кладут в могилу лицом к Мекке; читается особая молитва и суры из Корана; траур подобает соблюдать без чрезмерных выражений горя;

- пищевые запреты касаются вина, свинины, мяса хищных птиц, мертвечины, крови и всякого животного, заколотого не во имя Аллаха, т. е. не по мусульманскому обычаю.

Мусульманское право

Представление об исламском образе жизни формировалось учением о «правильном пути» (шариат), питаемым такими корнями, как Коран и сунна. Но конкретную социально-нормативную регламентацию общим положениям шариата дает фикх — мусульманское право в широком смысле слова.

В ходе споров VIII-IX вв. между рационалистами («сторонники умозрения») и традиционалистами («сторонники предания») в исламе сложилось несколько религиозно-правовых школ или толков. Из них до наших дней сохранилось пять мазхабов. Назовем их в хронологическом порядке

1. Ханафиты — последователи Абу Ханифы (699—763). В этом мазхабе сунна признается независимым источником лишь после строгого отбора хадисов. Как вспомогательный источник привлекается обычное право (урф), что делает этот мазхаб относительно терпимым к локальным традициям. Распространен в Турции, на Балканах, на Кавказе (кроме Азербайджана), в Поволжье, на большей части Средней Азии, в Афганистане, Индостане, Индонезии. В Османской империи духовные судьи (кади) и шариатские советники (муфти) могли принадлежать к любому из мазхабов, но судить и давать правовые заключения (фатва) должны были только по ханафитскому праву.

2. Маликиты — последователи Малика ибн Анаса (713—795). Малик рассматривал Коран и сунну как единый источник, подчеркивая в предании коллективный опыт ранней мединской общины. Для решения вопросов, не соотносимых с нассом и коллективным опытом, используется рационалистический прием ис-тислах, или стремление к пользе, причем решение не должно касаться религии, противоречить шариату и нассу, а польза от него должна быть очевидной, необходимой и существенной. Этот мазхаб распространен в Ливии, Тунисе, Алжире, Марокко, Западной Африке, Кувейте, на Бахрейне, частично в Египте и Судане. В мусульманской Испании был государственным.

3. Шафииты — последователи Мухаммада аш-Шафии (767-820), объединившего положения двух предшествующих мазхабов. Отвергая ханафитский принцип истихсана, аш-Шафии выдвинул метод установления связи с уже известным: любое правило действует до тех пор, пока не доказано, что ситуация изменилась. Ориентация на общественную пользу дает возможность приверженцам шафиитского мазхаба опираться на прямую аналогию, здравый смысл и принятую практику без сложных логических построений ханафитов и постоянного обращения к опыту мединской общины, принятого у маликитов. Распространен в Сирии, Ливане, Палестине, Иордании, у суннитов Йемена и Ирана, частично в Ираке, Восточной Африке, Пакистане, Индии, Малайзии, Индонезии.

4. Ханбалиты. Основателем мазхаба считается Ахмад ибн Ханбал (780-855), учившийся почти у всех видных факихов-традиционалистов своего времени, включая аш-Шафию. Выступая против сторонников рационалистического богословия (калам), нечестивых новшеств и особенно против идей мутазилитов, ханбалиты стремились очистить ислам через сунну, в которой видели комментарий к Корану. Ибн Ханбал отрицал буквалистское или аллегорическое толкования священного предания, утверждая его восприятие через веру (иман). Ханбалитские редакции хадисов, общих и частных основ веры и права, а также истории мусульманской общины изложены ясно, доходчиво и обращены к самому широкому читателю. Сегодня ханбалитство бытует в Саудовской Аравии, популярно среди мусульманских фундаменталистов во всех концах исламского мира.

Все четыре мазхаба — суннитские; они считают, что с XI века закончена разработка основных принципов ислама в догматике, обрядах, этике и общественных устоях. Несколько подругому трактует эти вопросы пятый, джафаритский, мазхаб.

5. Джафариты — последователи Джафара ас-Садика (около 700- 765), шестого имама шиитов-имамитов. Мазхаб, окончательно сформировавшийся через много лет после смерти Джафара, выражает взгляды шиитских рационалистов-усулитов, установивших четыре корня права: Коран, ахбар («предание»), иджма и акл («разум»). Джафариты видят в вере следствие доказательств, а не подражания (та-клид). Ими сформулирован принцип «правления факиха», послуживший теоретическим обоснованием для власти айатоллы Хомейни в Исламской Республике Иран. Сунниты признают джафарит-ский толк. С XVIII в. его приверженцам отведено место в ограде Каабы наряду с последователями прочих мазхабов. Преобладает в Иране и принят в других областях, где проживают имамиты (Ирак, Ливан, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, Иордания, Афганистан и др.).

В поисках знания

Напряженные споры в первые века ислама велись также о предопределении. Несмотря на то, что ислам часто обвиняют в фатализме, идею безусловного предопределения защищало только одно течение — джабариты, считавшие, что из-за всесилия Господа человек не свободен в своих поступках. Им возражали кадариты, утверждавшие свободу воли человека и его ответственность за свои поступки. Компромиссную позицию занимали мурджииты, суждения о человеке до Судного дня и ставившие веру выше поступков. Используя идеи кадаритов и джабаритов, мусульманский ученый ал-Ашари (873-935) опирался на принцип «присвоения» (касб), согласно которому действия человека творятся Аллахом, но присваиваются и выбираются человеком. По имени этого ученого была названа ашаритская школа спекулятивной исламской дисциплины (калам), истолковывавшей положения веры с помощью разума, а не с помощью подражания-таклида.

Величайший Учитель суфизма Ибн Араби (1165-1240), тщательно разработал суфийскую космогонию, учение о человеке как малом мире, Божием образе и причине творения, дополнил теорию стоянок и состояний, через которые должен пройти мистик на пути к слиянию с Богом. Суфизм изначально был ориентирован на человека, на его помыслы, намерения и восприятия. Он впитал шиитский эзотеризм, алегоризм, элементы оккультных знаний (алхимии, физиогномики, науки о символике букв и цифр). Знание передавалось от наставника ученику. С XII в. стали формироваться суфийские братства-ордены.

Среди исторических вех ислама — падение Багдада и Аббасидского халифата в 1258 г., когда монголы убили последнего аббасидского халифа. Потом был стремительный взлет и долгое падение Османской империи, споры мусульманских модернистов и фундаменталистов и новый подъем ислама.

Отечественное исламоведение

Для России ислам — неотъемлемая часть культуры. В России ислам исповедуют, по разным оценкам, от 10 до 15% населения.

Исламоведческая традиция восходит в России к XVI в., когда при царе Иване Грозном в Посольском приказе оказалась рукопись Корана, на которой приводили к присяге мусульман, используя для этого термин «шерть», т. е. арабское слово шарт, «условие». Войны Петра Великого с Османской империей и вызвали у монарха интерес к исламу, арабской культуре и языку. Он приказывает перевести Коран с французского перевода, составить изложение Корана и биографию Мухаммада. В 1785 г. при Екатерине Великой в России начинает печататься полный арабский текст Корана. Непосредственно с арабского подлинника были сделаны переводы Д. Н. Богуславским (1826-1893) и Г. С. Саблуковым (1804-1880). Читая Коран со студентами, И. Ю. Крачковский (1883-1951) подготовил свой учебный перевод, который был опубликован только в 1963 г. Несмотря на появление в последние годы новых прозаических и стихотворных переводов, он остается лучшим в России.

 

Основные положения буддизма

 

Сначала несколько слов о терминологии и используемой для ее передачи транскрипции. Канон буддизма «Трипитака» («Типитака») написан на пали — среднеиндийском языке, хотя многие буддийские сочинения, главным образом принадлежащие махаянистскому направлению, известны и на санскрите. В мировой и отечественной литературе одни буддийские термины более принято давать в санскритской форме, например дхарма (пал. дхамма), нирвана (пал. ниббана), другие — в палийской, например анатта (скр. анатман); некоторые употребляются в обеих разновидностях.

Буддизм возник в Древней Индии в VI-V вв. до н. э. Его основателем был сын раджи (царя) Капилавасту — небольшого полиса, расположенного у отрогов Гималаев (в районе Лумбини современного Непала), по имени Судходана. Имя царевича было Сиддхартха Гаутама. Его родом был клан шакьев, отсюда еще одно, позднейшее, имя — Шакьямуни, т. е. «муни (мудрец, отшельник) из рода шакьев».

Будда, скорее всего, жил в 623-544 гг. Его мать Майа зачала его, когда белый слон (в предыдущем перерождении принц Вессантара), коснувшись ее правого бедра, вошел в ее чрево. Радже было предсказано, что его сын станет Властелином Мира — буддой или же монархом Вселенной. В возрасте 29 лет, будучи потрясен зрелищем встретившихся ему старика, больного и покойника, Будда покинул дом отца и после 7-летних скитаний, когда он пытался умерщвлять плоть, чтобы добиться святости, осознал тщету этого пути, посредством углубленной медитации достиг просветления (будда и значит «просветленный») — и стал основателем нового вероучения.

Основа буддизма — «четыре благородные истины»: существует страдание, причина страдания, освобождение от страдания (нирвана) и путь, ведущий к нирване. Учение Будды есть дхарма — Закон. Страдание возникает как результат трыгины — привязанности к жизни, к существованию. Именно эта привязанность заставляет живое существо постоянно перерождаться, переходя после смерти из одного состояния в другое. Этот мир длящегося круга перерождений называется сансара. «Качество» каждого последующего перерождения определяется кармой — морально-этическим эквивалентом суммы добродетельных и недобродетельных деяний, которые были совершены данным человеком (или другим живым существом), а также его «предшественниками» по перерождениям. При «хорошей» карме человек может получить перерождение, например, в обители богов, где ему уготованы райские наслаждения, при «плохой» — например, в качестве крысы.

Но даже самое благоприятное перерождение не может считаться для буддиста конечной целью. Конечная цель — разорвать цепь перерождений, выйти из круга сансарического бытия — достичь нирваны. Достижение нирваны и означает конец перерождений, т. е. конец страданию.

Буддизм, как можно видеть в наибольшей степени озабочен вопросами «терапии», причем не социальной, а индивидуальной: Будда учит, каким образом каждый человек может индивидуально, т. е. путем собственных сознательных усилий, избегая крайностей, постоянно улучшая свою карму, освободиться от всего, что, связывая с сансарическим миром, служит источником страдания.

В буддизме различают два основных течения Хинаяна (букв. Малая Колесница), и Махаяна (букв. Большая Колесница). В данном разделе основное внимание уделяется первому из них (представленному в странах Юго-Восточной Азии и на Шри Ланке); лишь некоторые сведения даются о Махаяне (представленной, в ряде разновидностей, в Китае, включая Тибет, Японии и других странах и областях). По мнению большинства буддологов, именно Хинаяна выступает как наиболее древнее, ортодоксальное течение буддизма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 786; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.009 с.)