ТОП 10:

Особенности Восточной Азии как историко-культурного региона




Восточная Азия — это не просто восточная часть Азии. Данное название может приобретать различный смысл в зависимости от того, в каком контексте и кто его употребляет. С точки зрения востоковедения, в историко-культурный регион Восточная Азия входят Китай с островом Тайвань, Японию, КНДР и Республику Корея. На протяжении долгого времени к Восточной Азии относили Вьетнам, однако в ХХ в. в силу объективных геополитических, экономических и социально-политических процессов эта страна все более тяготеет к историко-культурному региону Юго-Восточная Азия. В то же время, в историко-культурном отношении к странам Восточной Азии, несмотря на относительную географическую удаленность, тяготеет Сингапур, более 76% населения которого составляют этнические китайцы.

Восточная Азия является самым густонаселенным регионом нашей планеты. В настоящее время там проживает более полутора миллиардов человек, то есть почти одна четверть населения всей Земли и 45% населения Азии. Здесь расположена страна, занимающая первое место в мире по численности населения — Китай (1 миллиард 322 миллиона жителей — по данным на июль 2007 г.). Население других государств региона также значительно. В Японии живут 127 миллионов 433 тысяч чел. (10-еместо в мире), в Республике Корея — 49 миллионов, в КНДР — более 23 миллионов. Плотность населения на большей части региона также очень велика. Восточная Азия наряду со Средиземноморьем и Южно азиатским историко-культурным регионом является одним из древнейших очагов мировой цивилизации. По утверждениям китайских ученых, история цивилизации в Китае насчитывает 5 тысяч лет, при этом три с половиной из них освещены в имеющихся письменных источниках.

В историко-хозяйственном отношении отличительной чертой Восточной Азии стала развившаяся здесь культура рисосеяния, требующая тяжелого систематического коллективного труда, тщательности обработки почвы и создания масштабных ирригационных систем.

Многие исследователи отмечают определенную культурно-историческую изолированность Восточной Азии от других регионов. И хотя это верно лишь отчасти, но определенные основания для подобных утверждений все-таки существуют.

Япония — островное государство, что серьезным образом повлияло на сохранение и даже консервацию самобытных черт ее культуры. Своеобразное географическое положение также стало гарантией политической и военной безопасности страны — Япония ни разу в своей истории не была завоевана внешними агрессорами (попытки захвата Японии монголами с использованием китайского флота в 1274 и 1281 гг. потерпели неудачу, а американские войска в 1945 г. не решились на высадку, применив вместо этого массированные авиа налеты и ядерную бомбардировку японских городов).

Корея, географически являясь полуостровом, в культурно-историческом отношении также оказалась на положении своеобразного «острова». С трех сторон она окружена морями, а с четвертой на протяжении почти всей своей истории имела границу только с одним государством — Китаем, что предопределило ее включение в сферу политического и культурного притяжения великого соседа.

Китай, благодаря своим масштабам и древности культурных традиций, выступал

В данном историко-культурном регионе источником практически всех культурных, научных и технических инноваций. Основные философские и религиозные системы попадали в другие страны Восточной Азии из Китая либо через него. Китай на протяжении большей части своей истории противостоял кочевому окружению — Великой Степи, защищая основополагающие ценности земледельческой цивилизации. Великая Китайская стена как символ уникальной культуры Японии. Одной из главных особенностей и в то же время важнейшей характеристикой Восточноазиатского историко-культурного региона является использование иероглифической письменности. Ни в одной другой части мира не сохранилось такой (на первый взгляд — архаичной) системы письма. Иероглифы в Китае и Японии, оставаясь символом многовековой традиции, продолжают жить насыщенной современной жизнью, обеспечивая духовное единство данного историко-культурного пространства. В прошлом даже существовало выражение: «Общение при помощи кисти» В настоящее время иероглифы способствуют общению жителей разных провинций Китая, говорящих на различных языках и диалектах. Их непохожесть настолько велика, что китайцы из иной провинции, когда их не понимают местные жители, пишут иероглифы на листочке бумаги или прямо у себя на ладони. На сегодняшний день иероглификой продолжают пользоваться в Китае (включая Тайвань, где сохранилось старые, более сложные, формы написания иероглифов), Японии, Сингапуре, а также в многомиллионных китайских общинах Азии, Европы, Америки. В Корее и Вьетнаме уже достаточно давно произошел переход на алфавитное письмо, однако в Южной Корее иероглифы не были отменены и до сих пор (например, на вывесках и в заголовках газет) сочетаются с национальным корейским алфавитом. И даже во Вьетнаме после перехода на латинское письмо, активно внедрявшееся французскими колониальными властями, иероглифы сохраняют значение медиатора между современностью и классической культурой вьетнамского народа.

Таким образом, на протяжении многих тысячелетий именно иероглифика служила основой культурного единства народов данного региона, и не случайно Восточную Азию часто называют «сферой иероглифической культуры»







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.84.130.252 (0.004 с.)