Регулирование международных миграционных процессов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирование международных миграционных процессов



Международное регулирование миграционных процессов осуществляется через заключение двусторонних соглашений и через деятельность международных организаций, таких как МОТ (Международная организации труда), МОМ (Международная организация по миграции) и других.

МОТ (создана в 1919 года) разработала ряд рекомендаций и конвенций о труде, которых должны придерживаться все страны, и за исполнением которых следит МОТ. К ним относятся: защита трудящихся-мигрантов, создание нормальных условий труда, равноправие граждан страны и иностранцев в области социального обеспечения, облегчение возвращения мигрантов на родину, содействие воссоединению семей.

МОМ разрабатывает программы, направленные на упорядочение миграционных потоков, и оказывает помощь национальным миграционным службам в организации миграции.

Большую работу по защите беженцев и их репатриации проводит Управление Верховного комиссара по делам беженцев при ООН. Различного рода службы по вопросам миграции имеются также в Евросоюзе и в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

 

6.Количественные показатели и масштабы трудовой миграции

Основные показатели трудовой миграции:

- масштабы выбытия – число эмигрантов, выбывших за рубеж из страны за

определенный период времени с целью трудоустройства;

- масштаб прибытия – число иммигрантов, прибывших за определенный

период времени;

- сальдо миграции – чистая миграция, или разница между числом прибытий и числом выбытий в стране за определенный период;

- валовая миграция – общая миграция, или сумма числа прибывших и числа выбывших в стране (регионе) за определенный период.

 

7.Структура международной миграции рабочей силы,

ее основные потоки

Международная трудовая миграция имеет устойчивые тенденции к возрастанию масштабов. Современная международная трудовая миграция характеризуется следующими чертами:

- Более быстрыми темпами в последние годы растет временная миграция, которая носит как межконтинентальный, так и внутриконтинентальный характер. До середины 20-го века преобладающей являлась межконтинентальная миграция (в основном из Европы в США, Канаду, Австралию). При этом миграция имела, как правило, одностороннюю направленность, а процесс реэмиграции практически отсутствовал. В последние десятилетия распространение получает внутриконтинентальная миграция, то есть миграция в пределах одного континента: из одних европейских стран в другие европейские страны; из одних американских стран в другие и т. д.

- В настоящее время массовая плохо организованная миграция неквалифицированных работников или работников низкой квалификации постепенно уступает место миграции рабочей силы по коллективным и индивидуальным договорам найма с учетом целевого назначения.

- Происходит расширение управления процессом международной трудовой миграции как со стороны национальных миграционных служб (например, в США – Служба иммиграции и натурализации), так и со стороны международных организаций, в функции которых входит учет миграционных потоков, контроль за ними и помощь мигрантам.

- В связи с переходом на рыночные принципы хозяйствования и в связи с либерализацией внешнеэкономической деятельности существенно возрос поток эмигрантов из стран бывшего социалистического лагеря.

- Усиливается миграция трудовых ресурсов в рамках ТНК, ибо это является неотъемлемым условием передачи научно-технического и управленческого опыта из одних подразделений ТНК в другие.

В современных условиях сложились несколько центров трудовой иммиграции, важнейшими из которых являются: Западная Европа, Северная Америка, нефтедобывающие страны Ближнего Востока и Австралия.

- Основным центром иммиграции является Западная Европа, где трудится более 15 млн. иммигрантов. Наибольшая доля иммигрантов среди трудящегося населения наблюдается в Люксембурге (30%), в Швейцарии (около 19%), в Германии (около 9%), во Франции (8,5%). В странах Западной Европы, относящихся к Евросоюзу, сняты все барьеры на пути передвижения трудовых ресурсов и унифицировано трудовое законодательство. При этом при найме предпочтение отдается именно гражданам других стран Западной Европы. Однако некоторые страны Западной Европы имеют давние исторические связи с теми или иными странами, в том числе теми, которые ранее являлись их колониями. Поэтому во Франции наблюдается много иммигрантов – выходцев из стран Африки (Туниса, Марокко, Алжира и других), в Великобритании – из стран Британского содружества (Индии, Шри-Ланки, Сингапура, Бахрейна и других), в Германии – из Польши, Турции и стран бывшей Югославии.

- Вторым центром иммиграции является Северная Америка в лице США (доля иммигрантов - 5%) и Канады (доля иммигрантов - 15%). В этих странах проводится политика в пользу привлечения лиц высокой квалификации. В Канаде работники-иностранцы обладают даже более высокой квалификацией, чем работники-канадцы.

В последние годы Канада повысила ежегодную квоту по иммиграции до 250 тыс. человек. В США ежегодно приезжает больше иммигрантов, чем во все остальные страны мира. Основные потоки низкоквалифицированной рабочей силы направляются в США из Латиноамериканских стран, прежде всего из Мексики и стран Карибского бассейна. Высококвалифицированные работники эмигрируют в США из разных стран, в том числе Западной Европы, России, Азии и Латинской Америки.

Доля иммигрантов среди специалистов составляет около 17%, а среди инженеров – около 40%. Большая доля иммигрантов наблюдается среди специалистов по ЭВМ, а также среди преподавателей. Примерно треть лауреатов Нобелевской премии- американцев являются выходцами из других стран. Примерно пятую часть Американской Академии наук также составляют иммигранты.

Трудовые ресурсы США исторически в значительной степени формировались именно за счет иммигрантов. В свою очередь послевоенная иммиграция США состояла из следующих этапов: Первый включал мощную иммиграцию из Европейских стран в 40-50-х годах 20-го века. До середины 60-х годов в США въехало примерно 7 млн. человек из Западной Европы. Второй этап начался с принятия закона 1965 года, создавшего особо благоприятные условия для выходцев из Азии и Латинской Америки. 1993 год стал началом третьего этапа, когда появились преимущества у иммигрантов из европейских стран, особенно из Ирландии, Великобритании, Италии, Польши, а также из Аргентины. Подобная переориентация объясняется тем, что к началу следующего десятилетия США могут стать страной, где белые американцы будут в меньшинстве в результате высокой рождаемости среди негритянского и латиноамериканского населения.

- Если первоначально центрами притяжения рабочей силы были в основном индустриальные государства Западной Европы и Северной Америки, то в 70-е годы весьма стремительно сформировался центр иммиграции в районе нефтедобывающих стран Ближнего Востока.

Общая численность иммигрантов к началу 21 века в этом регионе оценивалась в 6 млн. человек. Иммигранты прибывают в государства этого региона, как правило, из близлежащих арабских стран (Египта, Сирии, Йемена), а также из Индии, Пакистана, Бангладеш, Филиппин.

В нефтедобывающих странах Ближнего Востока отмечена самая высокая в мире доля иммигрантов в общей численности рабочей силы. Более половины трудящихся Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара, Кувейта и Омана составляют иностранные рабочие, а в некоторых из этих стран численность иммигрантов достигает более 80%.

Одновременно в соседних странах достигнут самый высокий удельный вес экономически активной части населения, работающей за рубежом: в Йемене - более 7%, Египте - более 5%, Турции и Пакистане - более 4%.

Ещё одним центром иммиграции стал Израиль, куда с 80-х годов до середины 90-х 20-го века только из бывшего СССР прибыло около 750 тыс. человек.

В Австралии используется более 200 тысяч иностранных рабочих. Предпочтение при въезде отдается специалистам и иммигрантам, осуществляющим инвестиции в экономику страны.

8.Государственное регулирование трудовой миграции

Наряду с легальными мигрантами, пользующимися возможностями, предоставленными международными рынками труда, большие масштабы приобретают и потоки нелегальных мигрантов. По оценкам экспертов, в США находится 4 млн., а в Западной Европе – около 3 млн. нелегальных иммигрантов.

Проблемы, которые несет МТМ, привели к созданию широкой системы государственного и международного регулирования. Причем приоритет в регулировании отдается национальным миграционным службам.

Государственная миграционная политика – политика государства, направленная на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из данной страны или в нее. Она может быть иммиграционной и эмиграционной.

Эмиграционная политика

Эмиграционная политика связана с регулированием оттока рабочей силы из страны. Инструменты эмиграционной политики подразделяются на инструменты прямого и косвенного воздействия на эмиграционные потоки. Прямые инструменты нацелены на регулирование объемов и структуры эмиграционных потоков. Косвенные инструменты призваны создать благоприятный эмиграционный климат.

Прямые инструменты:

- рыночные инструменты, например, введение своеобразного налога на выезд, который покрывает затраты государства на образование и социальную поддержку эмигрантов;

- ограничение выдачи заграничных паспортов;

- запрет на выезд определенных категорий работников;

- введение эмиграционных квот;

- установление определенных сроков обязательной работы в стране после

завершения процесса получения образования.

Косвенные инструменты:

- поощрение валютных переводов из-за рубежа;

- предоставление льгот по валютным вкладам;

- возможность для рабочих мигрантов приобретать ценные бумаги, не облагаемые налогами;

- таможенные льготы тем, кто возвращается после работы за рубежом.

Иммиграционная политика

Направления иммиграционной политики:

- политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в

стране, о чем они сразу же предупреждаются;

- политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи;

- политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства после определенного срока.

Основные способы государственного регулирования иммиграции:

- визовый режим,

- квота,

- временные ограничения пребывания в стране.

Модели иммиграционной политики:

- немецкая – подразумевает возврат этнических немцев, покинувших Германию, с их последующей интеграцией в немецкое общество;

- французская – проводит значительное количество мер по приему, благоустройству и конечной интеграции всех граждан различных национальностей,

 

Одной из целей иммиграционной политики является защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы.

Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень «желательных» иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:

· работники, готовые за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу (строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие);

· специалисты для новых и перспективных отраслей – программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

· представители редких профессий – огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;

· специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, ученые, врачи, спортсмены, писатели;

· крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Проблемами трудовой иммиграции занимаются государственные институты принимающих стран, действующие на основе национального законодательства, а также подписанных двусторонних и многосторонних соглашений. Обычно в разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три государственных ведомства: министерство иностранных дел (ведающее через свое консульское управление выдачей въездных виз), министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иных органов пограничного контроля (которые непосредственно исполняют определенный законом режим въезда) и министерство труда (наблюдающее за использованием иностранной рабочей силы).

В большинстве стран разрешение на въезд иммигранту выдается на основании подписанного контракта с нанимателем о его трудоустройстве и заключения министерства труда о том, что данная работа, поскольку она требует специальных навыков или по другим причинам, не может выполняться местными работниками. В некоторых странах перед выдачей разрешения на въезд потенциального иммигранта его работодатель обязан получить согласие министерства внутренних дел и профсоюзов данной отрасли.

Страны - импортеры трудовых ресурсов, которые постоянно испытывают потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-иммигрантов.

В качестве инструмента регулирования численности иммигрантов используется показатель иммиграционной квоты, которая ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортёре. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе, и в том числе по отдельным категориям привлекаемого населения. Также принимается во внимание состояние национального рынка труда, жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере. Иммиграционная квота может предусматривать определенные пропорции между различными категориями иммигрантов.

Качественный состав трудящихся - иммигрантов регулируется в принимающих странах путем использования различных методов. О высоких требованиях к качеству рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовки, а также имеющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз является одним из распространенных критериев отбора иммигрантов. Шансы получить разрешение на въезд в страну выше у более молодых претендентов. Национальность иммигранта является качественным признаком, дифференцированным в зависимости от национального состава принимающей страны.

К числу других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы, относятся: требование хорошего состояния здоровья у иммигранта (не допускаются наркоманы, психически больные и зараженные вирусом СПИДа); профессиональные дополнительные требования, которые имеют отношение к ряду специальностей или профессий; ограничения личностного и психологического плана (например, претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь «добрый характер», а в США принят ограниченный въезд для представителей партий тоталитарного типа); чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций.

Значение того или иного признака при отборе иммигрантов не является постоянным и изменяется в пользу других приоритетов. Вместе с тем по ряду важнейших характеристик (возрастной ценз, наличие трудового сертификата, овладение определенной профессией) требования достаточно устойчивы во времени.

Важное место в регулировании процессов миграции отводится эмиграционной политике. Эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению от трудящихся-эмигрантов валютных средств, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций.

Эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответственный жизненный уровень. Требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением ими в зарубежных странах профессий и образования.

Большинство стран демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на свободное перемещение. Некоторые страны проводят политику сдерживания эмиграции (особенно высококвалифицированных специалистов) при нехватке квалифицированной рабочей силы, а также при неблагоприятной демографической ситуации.

Предусматривается защита прав трудящихся-эмигрантов путем использования двусторонних соглашений и контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей. Она призвана обеспечить определённые экономические и социальные гарантии (по заработной плате, оплате проезда, жилью, медицинскому обслуживанию).

В посольствах и представительствах некоторых стран за рубежом, назначаются атташе по труду, которые обязаны обеспечить защиту прав трудящихся-эмигрантов, в том числе разрешать спорные вопросы при их размещении, вести переговоры с работодателями.

Для того, чтобы обеспечить защиту интересов граждан вводится порядок обязательного государственного лицензирования деятельности тех компаний, которые занимаются наймом граждан для работы за границей. Целью лицензирования является наделение правом посредничества для трудоустройства за границей только тех организаций, которые обладают квалифицированными специалистами, опытом работы, располагают надежными международными связями и способны нести материальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности.

 

9.Экономические эффекты миграции рабочей силы

Миграция рабочей силы оказывает серьезное воздействие на структуру трудовых ресурсов стран, задействованных в миграционных процессах, вызывает проблемы, связанные с расовыми, культурными, религиозными отличиями «легионеров» от «аборигенов».

Главными последствиями миграции для стран-реципиентов являются:

· Опережающее развитие наукоемких отраслей в результате влияния процессов «утечки умов» из стран-доноров;

· Экономия в результате той же «подпитки умами» из-за границы на инвестициях в образование собственного населения (данный эффект в перспективе может иметь и отрицательные последствия);

· Нивелирование суженого воспроизводства населения, характерного для многих высокоразвитых государств;

· Благотворное влияние на демографическую ситуацию из-за преобладания в составе иммигрантов людей среднего возраста и молодежи;

· Сложная социально-экономическая обстановка из-за того, что иммигранты конкурируют с коренным населением на рынке труда;

· Выполнение иммигрантами тяжелых, низкооплачиваемых видов работ, выполнение которых не привлекает местное население;

· Возможность структурного преобразования экономики, поскольку в разряд структурных безработных попадают, прежде всего, иностранцы.

Для стран-доноров можно выделить следующие последствия миграции рабочей силы:

· Уменьшение напряженности на национальных рынках труда;

· Отставание в научно-техническом развитии в результате безвозвратной «утечки умов»;

· Положительные эффекты в виде доходов от экспорта рабочей силы, а также денежные вливания в экономику в случае возможного возвращения эмигрантов;

· Прогрессирующая депопуляция, т.е. уменьшение населения страны, которое может привести к демографическому кризису (например, население Ирландии из-за миграции сократилось с 1841 по 1961 гг. с 6,5 до 2,8 млн. человек).

 

Можно выделить последствия миграции рабочей силы для Украины:

· Отток за границу наиболее образованных и квалифицированных кадров, в т. ч. ученых, артистов больших и малых академических театров, заслуженных деятелей искусств, спортсменов;

· Прежде всего негативные аспекты, связанные с массовой миграцией в Россию низкоквалифицированной рабочей силы с окраин экс- советской империи, чаще всего националистически настроенной и пополняющей ряды теневой сферы экономики.

Общим для всей мировой экономики положительным результатом миграции рабочей силы является усиление мобильности трудовых ресурсов, которая до сих пор находится на более низком уровне, чем, например, мобильность капитала. Свободное перемещение граждан стран-членов Европейского союза в пределах данного межгосударственного образования благотворно сказывается на состоянии национальных рынков труда и приводит к тому, что уже сейчас европейская экономика начинает на равных конкурировать с североамериканскими соединенными штатами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.037 с.)