Внутрикорпоративная торговля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутрикорпоративная торговля.



Характерной чертой развития ТНК является развитие внутрифирменных отношений, то есть отношений между различными подразделениями ТНК, расположенными в различных странах. Внутрикорпоративный торговый обмен между различными подразделениями ТНК в значительной степени ограждает их от влияния международной конкуренции. Внутрифирменный обмен позволяет ТНК избегать тарифных барьеров при импорте товаров в страну своего базирования, в том числе ТНК нередко освобождаются от уплаты пошлин на ранее вывезенные материалы. ТНК получают немалые преимущества от того, что во внутрикорпоративной торговле используются трансфертные цены. Внутрикорпоративные трансфертные цены – это цены, которые используются ТНК при обмене товаров и услуг между своими подразделениями. Как правило, трансфертные цены существенно ниже обычных мировых цен на подобные товары. ТНК используют эти цены для расчёта издержек производства и других экономических показателей, которые позволяют минимизировать доходы, с которых приходится выплачивать налоги, а также финансировать деятельность одних подразделений ТНК за счет других. Следовательно, трансфертные цены в конечном итоге позволяют увеличивать прибыль ТНК и их позиции на мировом рынке.

 

Методы международной торговли

Под методом международной торговли следует понимать организационную форму и порядок осуществления внешнеторговой операции.

Все многочисленные методы организации внешнеторговой деятельности объединяются в две больших группы.

Первую из этих групп (прямой метод) образуют те формы, которые реализуются самими компаниями и предприятиями, которые обычно имеют достаточный уровень финансовых активов для создания и содержания собственного внешнеторгового аппарата, который состоит из специализированных служб и органов, исполняющих организационные, кредитно-расчетные, транспортные, рекламные, аналитические и другие внешнеторговые функции. Такие компании реализуют свою продукцию на внешние рынках через созданные там филиалы и дочерние фирмы, которые на мировом рынке имеют статус оптовых или розничных предприятий, а их функциональные задания, права и обязанности определяются по договоренности с основателями.

Ко второй группе методов (непрямая торговля, или непрямой метод) входит:

- торговля через посредников (торговые компании и другие посреднические фирмы);

- торговля через организованные товарные рынки, то есть через международные товарные биржи, тендеры (торги), аукционы и выставки/ярмарки.

 

Система регулирования международной торговли.

Одной из важных черт современной международной торговли является её регулирование как со стороны национальных правительств, так и со стороны международных организаций.

Внешнеторговая политика государства. Ее основные формы и инструменты

Внешнеторговая политика государства - это комплекс мер правового, организационного и экономического характера, направленных на регулирование экспорта и импорта товаров и услуг.

Человечеству известны две формы внешнеторговой политики государства:

Протекционизм.

2. Фритредерство (свободная торговля)

Протекционизм – это политика ограничения свободы передвижения товаров и услуг через границы государств; это политика, направленная на ограждение внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поддержку своего отечественного производителя.

Фритредерство – это внешнеторговая политика, при которой снимаются все барьеры на пути движения товаров и услуг через границы, а, следовательно, это и политика невмешательства государства в частно хозяйственную деятельность, связанную с экспортом и импортом.

Ориентация государства на применение той или иной формы внешнеторговой политики не случайна. Это зависит от ряда факторов:

а) уровня экономического развития страны;

б) степени конкурентоспособности товара;

в) внешнеэкономической стратегии государства.

Как правило, политики фритредерства придерживаются государства-лидеры мирового хозяйства, а, следовательно, государства с высоким экспортным потенциалом. Именно на применение такой политики ориентировалась Англия на этапе промышленного переворота. В современных условиях к такой политике в большей степени тяготеют США, не опасаясь вступать в открытую конкурентную борьбу как на внешнем рынке, так и на своём внутреннем рынке. В свою очередь политики протекционизма по преимуществу придерживаются развивающиеся страны. Его необходимость объясняется рядом обстоятельств.

Во-первых, протекционизм используется для защиты стратегически важных отраслей народного хозяйства, а, следовательно, для обеспечения экономической и военной безопасности (сельское хозяйство, добывающие отрасли, военно-промышленный комплекс, металлургия).

Во-вторых, протекционизм важен для защиты молодых развивающихся отраслей экономики, чтобы дать им время для налаживания выпуска конкурентоспособной продукции.

В-третьих, протекционизм имеет значение для защиты работников тех или иных отраслей народного хозяйства, ибо в противном случае они могли бы потерять свои рабочие места.

В современных условиях кроме протекционизма, используемого отдельными государствами, имеет место, так называемый, региональный протекционизм. Региональный протекционизм связан с функционированием интеграционных группировок. В данном случае внутри интеграционной группировки проповедуется свободная торговля, а в отношении стран, не входящих в данную интеграционную группировку, возводятся протекционистские барьеры.

Жёсткий протекционизм, проводимый на длительном отрезке времени, несёт негативные последствия, так как может привести к ликвидации конкуренции со стороны иностранных товаров, к расширению монополизма внутри страны, а, следовательно, к застою в отечественном производстве. Поэтому протекционистские меры следует применять очень сдержанно.

Протекционистские меры выражаются в тарифном и нетарифном регулировании экспорта и импорта.

Тарифное регулирование предполагает использование таможенных тарифов как систематизированного перечня экспортируемых и импортируемых товаров с указанием ставок таможенных пошлин на них.

Таможенные пошлины – это вид косвенного налога на провозимые через границу товары, который прямо поступает в доход государства.

Бывают импортные, экспортные и транзитные пошлины. Прежде всего, как инструмент протекционизма используют импортные пошлины, ибо их введение или увеличение приводит к удорожанию импортного товара, что, следовательно, может повысить конкурентоспособность аналогичного товара собственного отечественного производства.

Прослеживаются следующие зависимости:

1. Чем выше уровень экономического развития страны, тем ниже уровень импортных пошлин. Уровень импортных пошлин развитых стран в среднем меньше, чем развивающихся.

2. Чем меньше уровень обработки тех или иных товаров, тем меньше уровень таможенных пошлин. Сырьё облагается в среднем самыми низкими импортными пошлинами. Это объясняется тем обстоятельством, что если бы на импортируемые сырьевые и энергетические товары вводились существенные импортные пошлины, то сдерживалось бы развитие отечественного производства, использующего импортное сырьё и топливно-энергетические ресурсы. Это приводило бы к удорожанию конечных товаров и при определённых условиях сдерживало бы экспортные возможности данной страны. В целом импортные пошлины очень сильно колеблются, как по странам, так и по разным видам товаров.

Выделяют следующие виды таможенных импортных пошлин:

1) адвалорные (ставка импортной пошлины не изменяется при изменении цены импортируемого товара; пошлина устанавливается в процентном отношении от цены импортируемого товара, заявленной на таможне).

2) прогрессивные (ставка импортной пошлины растёт по мере роста цены импортируемого товара).

3) преференциальные (ставки импортных пошлин существенно занижаются для определенных видов товаров, ввозимых из определенных стран).

Значительная часть авторов, анализируя значение импортных пошлин, приходит к выводу, что плюсы от их применения перечёркиваются отрицательными последствиями от увеличения цен на импортные товары, сдерживая удовлетворение потребностей покупателей в товарах потребительского назначения и сдерживая экономический рост при импорте товаров производственного назначения. К тому же, как правило, при удорожании импортного товара в результате введения импортной пошлины отечественные производители аналогичного товара в свою очередь также взвинчивают цены.

В настоящее время величина импортных пошлин по преимуществу регулируется международными соглашениями, прежде всего ВТО. За последние десятилетия уровень таможенных пошлин существенно сократился. В 1945-1947 годах средняя величина таможенных пошлин в развитых странах составляла 40 - 60%, а по некоторым товарам (например, химическим) достигала 70 - 90%. К концу 80-х годов их величина сократилась в среднем до 5%, а к концу 90-х годов – до 4%.

В последние годы важное место во внешнеторговой политике государств занимают меры нетарифного регулирования.

К инструментам нетарифного регулирования относят:

а) экспортные и импортные квоты (и связанное с ними лицензирование);

б) антидемпинговые правила;

в) дополнительные стандарты;

г) экспортные субсидии и другие.

а) Экспортные и импортные квоты – это количественные ограничения на экспорт и импорт тех или иных товаров. Они представляют собой максимальные параметры товаров, которые можно ввезти в страну или вывезти из страны (устанавливаются либо в абсолютном выражении, либо относительно масштабов национального производства). Правительство пересматривает эти количественные ограничения ежегодно. В рамках этих квот выдаются лицензии на осуществление экспортно-импортных операций. Импортная квота ограничивает ввоз товара и, следовательно, является защитной мерой для аналогичного товара отечественного производства. Экспортная квота может преследовать несколько целей: во-первых, ограничение экспорта может проводиться для защиты природных ресурсов от чрезмерного хищнического их использования и вывоза за границу; во-вторых, квотирование экспорта может использоваться для приоритетного снабжения ресурсами и товарами собственных отечественных производителей и населения; в-третьих, если экспортёр является стратегическим поставщиком данных товаров на мировом рынке, то экспортная квота может существенно повлиять на уровень мировых цен (повышение экспортной квоты является фактором понижения мировой цены и наоборот).

б ) Демпинг – это один из способов проникновения фирм на рынки других стран, когда фирма – экспортёр существенно занижает цену на свой товар по сравнению с ценой, которую она использует на других рынках (как правило, на своём отечественном рынке).

Демпинг – это международная дискриминация в ценах. Если демпинг доказан, то государство-импортёр имеет право вводить антидемпинговые пошлины и тем самым защищать своего отечественного производителя аналогичного товара.

Антидемпинговые пошлины, как правило, устанавливаются в размере разницы между средней ценой мирового рынка по данному товару и демпинговой ценой фирмы-экспортёра. Следовательно, при введении антидемпинговых пошлин фирма, которая применяет демпинг, теряет преимущества от использования заниженных цен.

в) Дополнительные стандарты.

В каждой стране функционируют свои национальные стандарты, либо государство придерживается международных стандартов. В ряде случаев правительства тех или иных стран вводят дополнительные стандарты по качеству, по экологической чистоте продукта, предъявляют дополнительные требования к маркировке импортируемого товара, что служит средством ограничения импорта, а, следовательно, и защиты отечественного производителя.

г) Экспортные субсидии – это одна из мер финансового поощрения экспорта. Используя экспортные субсидии, правительство поддерживает свои отечественные фирмы – экспортёры, ставя их в привилегированные условия по сравнению с конкурентами на мировом рынке. Поэтому в настоящее время ВТО рассматривает экспортные субсидии как форму нечестной конкуренции и требует от государств, которые являются её членами, их отмены и разрешает стране – импортёру вводить компенсационные пошлины.

Как правило, ни одно государство мира не использует протекционизм или фритредерство в качестве формы внешнеторговой политики в «чистом виде». Процесс постепенного уменьшения протекционистских барьеров со стороны государства получил название «либерализация внешнеторговой политики». Именно к проведению государствами либеральной внешнеторговой политики, которая содействует развитию международной торговли, побуждает сегодня Всемирная Торговая Организация.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.014 с.)