Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знание и его формы. Чувственное и рациональное в познании.

Поиск

знание -идеальный образ бытия.Данное определение слишком широкое, поскольку относится к любым результатам познания - как истинным, так и ложным. Больше того, образ бытия включает в себя знаниеи незнание, истину и заблуждение. И это вполне оправданно, поскольку незнание и заблуждения противостоят успокоенности и самоуверенности, они выступают как элемент беспокойства, побуждающий углублять и совершенствовать наше знание. Знание не существует вне оппозиции «знание - незнание», поскольку развитие познания невозможно без знания о том, чего мы не знаем.Субъективно главным отличительным признаком знания является его истинность

Классификация видов знаний.

А. По характеру познавательных способностей человека, участвующих в познании, можно выделить перцептивное, рациональное, предметно-практическое, знание-умение.

Перцептивное знание основывается на непосредственном контакте органов чувств человека и чувственно воспринимаемых объектов: предметов природы, знаковых систем различных языков -науки, искусства, межличностного общения. На их основе складываются знания-представления, которые могут быть вербализованы, т.е. выражены в речи. Перцептивное знание - результат избирательного восприятия, которое обусловлено влиянием предшествующего чувственного опыта, потребностями субъекта и его установками.

Рациональное знание -опосредованное, отвлеченное, обобщенное знание. Оно опосредовано чувственным знанием и накопленным практическим опытом

Предметно-практическое знание связано с задачей жизнеобеспечения человека, продолжения его рода. Труд, быт, семейно-брачные отношения -первые объекты практического знания. Оно содержит сведения о приемах трудовой деятельности: обработка металла, строительство, земледелие и т. д. Значительное место в нем занимает быт (убранство жилища, приготовление пищи, гигиенические навыки и т. д.), а также обычаи и обряды, в которых сконцентрирован многовековой опыт регулирования отношений и поведения людей в наиболее важные моменты их жизни (рождение, смерть, свадьба и т. п.)

Особый класс знаний составляют знания-умения. Британский ученый Майкл Полани дает следующую характеристику такого знания: Существуют вещи, о которых мы знаем, но не можем сказать.Это относится прежде всего к нашему знанию, воплощенному в навыках. Я могу сказать, что умею кататься на велосипеде, но это вовсе не означает, что я могу сказать, как мне удается сохранить равновесие на велосипеде или держаться на плаву.

Б. Существует классификация, разделяющая весь массив знания в соответствии с критерием способов постижения реальности:мифологическое, религиозное, художественное, философское, научное.

В мифологическом познании формой представления знания являются сказание, притча, легенда, сказка, былина и т.п.

Религиозное познание опирается на фундаментальные тексты, в которых изложены основные мировоззренческие представления и нормативные требования, в которых закреплен опыт человечества (Библия, Евангелие, Коран и т. д.), а также жизнеописания святых и труды религиозных теоретиков-теологов.

Художественное и философское познание реализуется путем создания произведений искусства и философии, в которых завершается процесс познания и творчества.

В. По доле обьективной истины:Научное и ненаучное.

чувственное и рациональное познание.

Рациональное познание

Чувственный и рациональный уровни познания имеют свои формы. Сначала разберем формы рационального познания:

Мышление преобразует чувственный опыт и предоставляет возможность получить определенные знания о таких отношениях, которые недоступны одному лишь чувственному познанию.

Сравнение позволяет выделить общие существенные черты, в результате чего формируется правильное понятие.

Понятие является формой мышления, которая отражает предметы или явления в их существенных признаках.

Суждение является формой мысли, в которой можно что-то утвердить или отрицать через связь определенных понятий.

Умозаключением называют форму мышления, при помощи которой можно получить новое суждение на основании других.

Чувственное познание

Этот вид также имеет свои формы:

Ощущения являются прямым воздействием на органы чувств. Они отражают ситуации и предметы при воздействии на зрение, обоняние, осязание, слух, вкус и прочие органы чувств.

Восприятие воздействует на органы чувств целостным образом предмета. Оно связано с активным обнаружением, а также различением и анализом свойств, предметов при помощи наших рук, глаз, ушей и т.д.

Представление является чувственным образом предметов и ситуаций, которые сохраняются в сознании без их непосредственного воздействия. Представление позволяет формировать образы предметов на основе воспоминаний или продуктивного воображения.

Для лучшего понимания давайте рассмотрим примеры рационального и чувственного познания. Рациональное познание происходит когда:

· вы читаете научную статью;

· проводите эксперимент;

· выдвигаете теорию;

· доказываете теорему;

· проводите социологический опрос и т.д.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств, когда вы:

· пробуете вкусную пищу;

· наблюдаете прекрасный пейзаж;

· занимаетесь любовью;

· слушаете музыку;

· наслаждаетесь ароматом чудесных духов и т.д.

 

42.Обьяснение и понимание. Познание и преобразование действительности.

Понимание – универсальная операция мышления, представляющая собой оценку объекта(текста, поведения человека, явления природы) на основе некоторого образца, стандарта, нормы, принципа и т.п. Понимание предполагает усвоение нового содержания и включение его в систему устоявшихся идей и представлений.ример понимания: "Всякий ученый должен быть критичным. Ньютон – ученый. Значит, Ньютон должен быть критичным". В этом умозаключении первая посылка является общей оценкой, вторая – утверждением о начальных условиях.

Объяснение – рассуждение, посылки которого содержат информацию, достаточную для выведения из нее описания объясняемого явления. Объяснение представляет собой ответ на вопрос "Почему данное явление происходит?" Имеются два типа объяснения. Первый тип представляет собой подведение объясняемого явления под известное общее положение, функционирующее как описание. Объяснение второго типа опирается не на общее утверждение, а на утверждение о каузальной связи. Оба типа объяснения являются дедуктивными (необходимыми) умозаключениями.

Познание и преобразование действительности.

Принято считать, что исследование окружающего мира охватывает два уровня научного познания: 1)эмпирический и 2) теоретический. Соответственно и методы научного исследования составляют две группы: 1) научные методы, которые применяются на эмпирическом уровне, — это наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент; 2) научные методы, которые применяются на теоретическом уровне, — это анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, абстрагирование, идеализация, формализация, исторический и логический методы, аксиоматический метод, восхождение от абстрактного к конкретному. Кроме того, в последние десятилетия большое значение в познании приобрели моделирование, системный подход и синергетика.

Наблюдение – целенаправленный и активный познавательный процесс, который опирается в первую очередь на восприятия органов чувств человека и его предметно-чувственную деятельность.

Сравнение– установление сходства и различия между предметами и явлениями действительности.

Измерение – это определение тех или иных сравнимых характеристик материальных объектов с помощью измерительных приборов. Измерение широко применялось в научных исследованиях в прошлом, особое значение оно приобрело в современном мире. Для измерения сравнимых характеристик людьми придумано большое количество приборов. Перечислять их здесь нет никакой необходимости – человек с рождения сталкивается с метрическими и другими системами измерения.

Эксперимент– это такой метод познания исследуемого объекта, который позволяет исследователю активно воздействовать на него путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ожидаемых им результатов. Эксперимент наиболее сложный и результативный метод исследования эмпирического уровня.

Анализ – это метод познания, содержанием которого является совокупность приемов расчленения предмета исследования на составляющие его части. Анализ в большинстве случаев завершается синтезом, чаще и проводится с этой целью.

Синтез – это метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета исследования в единое целое.Если анализ – начало исследования, то синтез его конец или же начало следующего этапа анализа.

Индукция – это метод, когда мысль исследователя движется от отдельных фактов к общим выводам о них.

Дедукция – это метод, когда мысль человека движется от общих положений теоретического порядка к частным выводам из них.

Аналогия – это метод, основанный на движении мысли от частного к частному, при котором учитывается их сходство в некоторых признаках.

Абстрагирование – это метод, сущность которого состоит в том, что исследователь мысленно отвлекается от несущественных свойств изучаемого предмета и одновременно выделяет одну или несколько интересующих его сторон предмета.Результатом такого отвлечения является абстракция – образ, который охватывает только существенные в данном отношении стороны изучаемого предмета.

Идеализация – метод, основанный на мыслительном акте, приводящем к созданию абстрактных объектов, принципиально неосуществимых в опыте и не существующих в действительности, однако необходимых для понимания сущности изучаемого объекта.

Формализация – метод познания сущности изучаемых объектов путем отображения их содержания и структуры при помощи «искусственных» языков – математики, математической логики, химических формул и знаков, радиотехнических схем и т. д.

Исторический и логический метод применяются тогда, когда необходимо изучить сложный развивающийся объект, т. е. когда предметом исследования становится история объекта.

И с т о р и ч е с к и й метод – это метод, который позволяет воспроизводить историю изучаемого объекта такой, какой она предстает перед исследователем во всей своей многогранности, со всеми возможными подробностями с учетом мельчайших зигзагов и случайностей, возникающих при его развитии и вызванных необходимостью. Так изучают историю человечества или отдельной страны историки-ученые.

Л о г и ч е с к и й метод – метод, позволяющий найти в истории объекта существенное, необходимое, закономерное, определяющее, что возможно лишь при отвлечении от всех исторических случайностей, зигзагов, попятных движений, вызванных теми или иными событиями. Именно таким путем К. Маркс и Ф. Энгельс, изучая капиталистическое общество, пришли к пониманию общественно-экономических формаций как больших исторических этапов в развитии человечества.

Под аксиоматическим методом понимают такое построение научной теории, когда ряд утверждений, называемых аксиомами (постулатами), принимается без доказательств, исходя только из их очевидности, а все остальное выводится из них по определенным логическим правилам. Ярким примером этого метода является геометрия Евклида, которая в своей основе имеет всего пять аксиом.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному.Прежде чем перейти к характеристике указанного метода, определим понятия, его составляющие. Под абстрактным понимается неполное, одностороннее знание, которое указывает на те или иные стороны сущности изучаемого объекта. Те связи и отношения объекта, на которые указывает абстрактное, объективны, они существуют реально. Понятие «конкретное» в философии выступает в двух основных смыслах. Во-первых, конкретное – это сама действительность. Во-вторых, конкретное – это многогранное, по возможности полное, систематическое знание об изучаемом объекте; в данном случае «конкретное» представляет собой всестороннее знание в противоположность знанию абстрактному, бедному по содержанию.

Моделирование – метод познания на моделях. Модель – условный образ (образец, изображение, знак, схема, формула, копия и т. п.) какого-либо объекта или процесса.

Модели подразделяются на следующие виды: 1) физические (вещественные); 2) знаковые (карта, схема, уравнения и т. п.).

В зависимости от роли в познании модели относят к следующим группам: 1) демонстрационные; 2) эвристические. Д е м о н с т р а ц и о н н ы е моделив основном используются на учебных занятиях. Э в р и с т и ч е с к и е модели создаются с целью открытия новых свойств и тенденций развития в исследуемых объектах и процессах.

 

Системный подход – это метод исследования объектов как систем. Системный подход ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта. В результате такого изучения многообразные типы связей и отношений сложного объекта сводятся в единую теоретическую картину.

Системный подход выявляет более широкую картину действительности по сравнению с предшествующими методами, которые могли дать приблизительный образ изучаемого объекта только в своей совокупности. Системный подход служит объединяющим началом в применении других методов при изучении сложных объектов. Так, например, понятия «биосфера» и «ноосфера» в концепции В. И. Вернадского раскрывают свою сущность только при применении системного подхода.

Синергетический подход применяется для исследования нелинейных процессов. Синергетика (от греч. – совместный, согласованно действующий) – наука о самоорганизации, которая учитывает в этом процессе, прежде всего, случайности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.235.104 (0.008 с.)