Философия психоанализа З.Фрейда(1895-1982) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия психоанализа З.Фрейда(1895-1982)



Ядро психоанализа составляет представление о вечной тайной войне ме­жду скрытыми в глубинах индивида инстинктами (главными из которых яв­ляется сексуальное влечение - либидо) и необходимостью соблюдать обще­принятые нормы и правила поведения в обществе, которые осуществляют контроль инстинктов.

Главный вывод Фрейда: человек никогда не может сам себя знать до конца. Бессознательное не просвечивается светом разума. Это тёмный, бесконечно глубокий колодец, где чего только не намешано. Здесь и эдипов комплекс, доставшийся нам в наследство от нашего животного состояния, здесь всевозможные страхи и комплексы, которые мы приобрели в детстве. Любой человек напичкан разными комплексами и страхами.

Психические процессы и явления рассматриваются Фрейдом с трех ос­новных позиций:

- топической (с точки зрения строения);

- динамической (с точки зрения их проявления);

- экономической (т. е. энергетической).

Первоначально топическая система была представлена у Фрейда тремя уров­нями: бес сознательный, предсознательный. сознательный. С начала 20-х годов 20-ого века Фрейд выделяет другие уровни:

- СВЕРХ – Я или СУПЕР – ЭГО

- Я – ЭГО

- ОНО – ИД

С точки зрения Фрейда, источником энергии психических процессов яв­ляется ОНО - ИД. ИД - это сосредоточение слепых инстинктов (сексуаль­ных, агрессивных), требующих немедленного удовлетворения.

Приспособлению субъекта к реальной жизни служит Я - ЭГО (сознание), ко­торое воспринимает информацию об окружающем мире, состоянии организма и регулирует ответные действия человека в интересах его самосохранения.

СВЕРХ - Я включает моральные стандарты, нормы поведения, усвоен­ные личностью в процессе воспитания и прежде всего от родителей. Это про­является в виде совести и может вызвать чувство вины или страха. Поскольку требования к ЭГО со стороны ИД и СУПЕР - ЭГО, как правило, несовмести­мы, то человек практически постоянно находится в состоянии конфликта. Это создает невыносимое напряжение, от которого индивид спасается с по­мощью защитных механизмов,

 

25.Философская мысль средневсковой Руси(12-17вв) «Слово о законе и благодати» Илариона (ХI в). ' Повесть временных лет» Нестора. “ Поучения Владимира Мономаха»

Свои политико-правовые взгляды Иларион изложил в проповеди, которая затем была записана. Проповедь эта состоит из четырех произведений:

· собственно размышления о Законе, Благодати, истине;

· Молитва;

· Толкование символа веры и

· Запись, сделанная Иларионом по поводу его поставления митрополитом.

Переписчики объединили эти произведения под названием «Слово о Законе и Благодати». Этот трактат, по сути, - программа независимости Русского государства и русской церкви от притязаний Византии.

«Слово» условно можно разделить на три части: соотношение Закона и Благодати, характеристика Русского государства и проблемы дальнейшего развития Русского государства.

В первой части анализируется связь между понятиями «закон» и «истина» (благодать). Закон - внешне установленное предписание, регулирующее насильственными мерами поведение человека. Истина - высокое нравственное состояние человека, которое в силу своего совершенства не нуждается в законе, как регуляторе поведения. Человек не может руководствоваться в жизни только законом, т.к. закон носит преходящий характер и определяет поступки людей до момента, пока они не постигли истину. Следуя закону, человек рабски исполняет внешние предписания, познание же истины предоставляет человеку свободу в выборе поведения. Достигнув внутреннего совершенства на основе истины, христианин не нуждается в законе.

В своем труде Иларион проводит идею о равноправии всех христианских народов, подчеркивая, что время богоизбранности одного народа (период подчинения Закону) прошло и наступил другой период (период Благодати), когда христианство стало достоянием всех народов. Этим утверждением отвергаются притязания Византии на гегемонию в христианском мире.

Во второй части трактата Иларион обращается к вопросам происхождения, сущности русского государства. Сущность государства – божественная воля. Глава государства – князь – «наследник» небесного царства, поэтому происхождение власти – наследственное, т.е. трон занимается по наследству. Государственная власть суверенна на всей территории и основана на законе. Высшая цель государства – обеспечение интересов всех подданных. Великий князь должен неустанно «творить милостыню»: заботиться о болящих, вдовах и сиротах, а также о церквах и монастырях. Иларион впервые в русской политической мысли говорит (правда в общих чертах) об ответственности князя перед подданными: князь обязан «без блазна (искушения) же перед Богом данные ему люди управившу».

Правосудие необходимо совершать по закону, но вместе с тем милостиво. Кроме суровых мер, Иларион советует применять моральное воздействие в форме помилования, так как суровое наказание противно самой природе человека.

Третья часть «Слова» посвящена задачам, которые стоят перед русским государством. Главная - обеспечение мира. Князь обязан не развязывать войны, которые могут принести страдания русскому народу.

По́весть временны́х лет (др.-рус. Повѣсть времѧньныхъ лѣтъ, также называемая «Первоначальная летопись» или«Несторова летопись») — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в Киеве

Поуче́ние Влади́мира Монома́ха» (в некоторых источниках — «Поучение Владимира Всеволодовича», «Завещание Владимира Мономаха детям», «Поучение детям»[1]) — литературный памятник XII века,написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом. Это произведение называют первойсветской проповедью

До нас дошли три произведения Владимира Мономаха. Первое — «Поучение», второе — рассказ о «путях исловах» (автобиография), третье — письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу.

 

26.Философия русского Просвещение (18-нач.19вв).В.Н.Татищев(1686-1750) Ф.Прокопович (1677-1736) А.Н Радишев (1749-1802)

Русское Просвещение охватывает период с середины XVII века до первой трети XIX века и характеризуется становлением светской философии: зарождениесекуляризма, петровское западничество и просвещённый абсолютизм Екатерины II. Представителями русского Просвещения являются: Ф. Скорина (1490-1551), А. Курбский (1528-1588), Феофан Прокопович (1681-1736), В.Н. Татищев (1628-1750). Последние два являются идеологами «Учёной дружины» Петра I, которые разрабатывали идею абсолютизма и идеологию западничества и рассматривали философию в качестве науки наук.

Классический период русского Просвещения характеризуется философией М.В. Ломоносова (1711-1765), который не сводил познание природы к эмпирической систематизации объектов и явлений, а шёл от теории, логического обобщения. Будучи материалистом, Ломоносов разработал идею единства мира и идею о всеобщей взаимосвязи и развитии в природе.

В вопросе о конечных причинах мира М. В. Ломоносов не отвергал идею Бога. Он видел в Боге тот перводвигатель, который привел в движение мир. Однако этим, по сути дела, роль Бога и ограничивалась. Дальше, по мнению, ученого вступали в действие естественные законы. И нужно было не уповать на Бога, а стремиться постичь саму природу. Тем самым М. В. Ломоносов выступал сторонником теории двух истин. Согласно ей, наука и вера – две родные сестры, которые не могут противоречить друг другу.

У истоков радикально-демократического направления русской мысли стоят Д. Фонвизин, А. Галич, А. Радищев. Просветительская философия общественного договора А. Радищева, власть закона и гражданское единство являются основами его социальной философии. Радищев создал традицию русской философской антропологии, ключом к которой он ставит «правило сходственности»: всё, что можно сказать о животных, можно сказать и о человеке.

Радищев писал: «Паче всего сходственность человека примечательна с животными»[. Это сходство он видел в физиологии и психологии. А если так, то человек принадлежит к живой природе. Важность такой постановки вопроса была связана с возможностью научного подхода к изучению человека. Человек как часть природы, своим телом связан с ней. Следовательно, он должен быть изучен как природное образование, существующее в природе

В вопросе о смерти А. Н. Радищев видел задачу философии в том, чтобы ослабить «страх смерти». Он полагал, что эту задачу можно решить, если исходить из того, что смерти не существует в природе, а существует разрушение. Разрушение не есть полное уничтожение человека. Оно есть распад целого на части. Поэтому человек не умирает, (в том смысле, что не уничтожается), а лишь распадается на части, которые продолжают существовать в том же мире. «Вещество» человека, писал он, присутствует в мире и никогда не покидает его. Более того, эти части тела могут «по среде быть земля, растение в снедь живому, которое будет в снедь человеку»[. Иначе говоря, части умершего человека станут частями земли. Их впитают в себя растения. Животное, съев растение, впитает в себя эти части. Человек, съев животное, вберет в себя части другого человека. А раз так, считал философ, то не следует бояться смерти. Она не стирает с лица земли человека. Она есть иная форма его существования.

Исходя из этого, решался и вопрос о бессмертии. Оно есть существование нетленных частиц человека. Душа, кстати сказать, также остается бессмертной, поскольку она есть «нечто материальное», «вещественное». Так же, как и тело, душа полностью не уничтожается. Она присутствует в мире в виде частей «вещества душевного». Понятно, что эти представления во многом «механистичны».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.161 (0.007 с.)