Капп о предмете философии техники. Круг проблем фт. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Капп о предмете философии техники. Круг проблем фт.



Философия техники — направление философских исследований, в центре которого находится всесторонний, философско-методологический и социокультурный анализ техники как сложного, целостного, динамического и противоречивого феномена современной цивилизации Впервые словосочетание "философия техники" появилось в 1877 г. в книге германского географа и философаЭрнста Каппа (1808—1896) "Основания философии техники. Новый взгляд на историю возникновения культуры". В центре внимания Каппа находится принцип органопроекции, согласно которому человек во всех своих созданиях бессознательно воспроизводит свои органы и сам познает себя, исходя из этих искусственных созданий. Формулируя свой антропологический критерий, Э. Капп подчеркивает: каковы бы ни были предметы мышления, то, что мысль находит в результате всех своих исканий, всегда есть человек, и ни что иное. Поэтому содержанием науки в исследовательском процессе вообще является возвращающийся к себе человек. 1. Онтологические проблемы:

• Техника и природа. Мир естественный и мир искусственный. Техносфера как особая форма бытия.

• Природа, сущность и виды техники. Техника, технология и инженерная деятельность в общественном бытии.

• Генезис и развитие техники, технологии и инженерной деятельности в человеческой истории. Технические и технологические революции.

• Научно-техническая и компьютерно-информационная революция. Новые информационные технологии. Компьютерная виртуальная реальность и ее философская интерпретация. Проблемы и перспективы нанотехнологий.

• Техника, технология и космос. Техника, социальное пространство и социальное время. Пределы расширения техносферы.

•Технико-технологическое и инженерное отношение человека к миру как интегральная характеристика его бытия.

2. Гносеологические проблемы:

• Философско-методологические вопросы техники, технологии, технических наук и инженерной деятельности.

•Техника, технология и инженерная деятельность как объекты и предметы исследования философии, естественных, технических и социально-гуманитарных наук.

• Техника и наука. Техника как "овеществленное" научное знание. Особенности технического, технологического и инженерного знания. Классические и неклассические научно-технические дисциплины.

• Специфика технического, технологического и инженерного творчества. Проблема инноваций.

• Инженерное мышление, его сущность, структура и функции.

• Когнитивное и ценностное в технических науках и инженерной деятельности.

3. Социокультурные проблемы;

• Техника, технология, техническая наука и инженерная деятельность как социокультурные феномены, их место и роль в обществе и культуре. Социальные функции техники. Связь техники с другими феноменами культуры (наукой, моралью, искусством, образованием и др.)

•Технологический и информационно-технологический детерминизм. Техницизм и антитехницизм.

• Социокультурные основания технической и инженерной деятельности. Социотехническое проектирование. Оценочные критерии. Критерии новой техники и технологии. Необходимость гуманистической диагностики и экспертизы. Этика научно-технического специалиста. Инженерная этика.

• Кризис современной техногенной цивилизации. Техника и будущее человечества. Технические утопии и антиутопии. Концепция "информационного общества".

• Проблемы гуманизации техники, технологии, технических наук, инженерной деятельности, высшей технической школы и инженерного образования.

• Место и роль научно-технических специалистов в современном обществе и культуре.

4. Антропологические проблемы:

• Философский смысл проблемы "Человек — техника": гуманизм, техносфера, формы и границы воздействия техники и технологии на человеческое бытие. Реальная угроза сущности и существованию человека в современном информационно-технологическом мире. Процессы дегуманизации, роботизации, киборгизации человеческого индивида. Негативные явления в биологической, генетической, телесно-физической и интеллектуальной организации человека. Грозящая антропологическая катастрофа и пути ее недопущения.

• Место и роль эстетической экологии, дизайна, технической эстетики, инженерной психологии, эргономики, экономической этики и культуры делового общения в процессе гуманизации природной, социальной и производственной среды обитания человека.

• Культурно-гуманистическая, антропологическая парадигма высшего технического образования и ее личностный, креативный потенциал. Техническое и инженерное творчество как способ и мера реализации сущностных сил технических специалистов (духовного потенциала, способностей, знаний и т.д.) в их профессиональной деятельности и ее результатах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.65.189 (0.015 с.)