Русский космизм» как философское направление: Федоров, Циолковский, Чижевский, Вернандский. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русский космизм» как философское направление: Федоров, Циолковский, Чижевский, Вернандский.



Название «космизм русский» возникло в 60-е годы, когда народ бурно ликовал по поводу освоения космоса и обращения к практически забытому наследию К. Э. Циолковского. Тогда оно охватило собой широкую область русской культуры конца 19 – начала 20 века. Его наиболее яркими представителями были: в поэзии – Брюсов, Тютчев; в музыке – Скрябин; в живописи – Нестеров. А философское направление формировалось вокруг идей К. Э. Циолковского (которого поддержали такие крупные учёные, как В. И. Вернадский и А. Л. Чижевский) и трудов Н. Ф. Фёдорова.

Космизм русский впервые обосновал идею объединения всех людей, основываясь не столько на политических и идеологических причинах, сколько на нравственных и экологических.

Основателем космизма и его крупнейшим представителем является Николай Фёдорович Фёдоров. - Многие идеи русского космизма были сформулированы Фёдоровым в его труде «Философия общего дела». Он считал, что причина дисгармонии в отношениях природы и человека кроется в неустройстве жизни последнего. А природа из-за своей бессознательности выступает в качестве враждебной силы. Только эту силу можно подчинить при помощи человеческого разума. Философ считал, что «люди должны вносить в мир гармонию и наводить в нём порядок». Благодаря этому эволюция природы превратится из стихийной в сознательно-регулируемую.

Русская философия, русский космизм были бы немыслимы без идеи Фёдорова об осуществлении всеобщей регуляции. Она необходима для преодоления разрыва между природой и человеком. При этом психофизиологическая регуляция подразумевает управление нашей внутренней силой. Внешняя же развёртывается от нашей планеты к Вселенной и охватывает несколько ступеней: Метеорическая регуляция (объект – Земля). Планетарная астрорегуляция (объект – Солнечная система). Космическая (объект – Вселенная). При прохождении этих ступеней человечество сможет объединить все существующие звёздные миры. Кстати, русский космизм как философское направление зародился именно благодаря этой идее. Так что Николая Фёдоровича можно с уверенностью назвать гением.

Существенное влияние на космизм в русской философии оказал Константин Эдуардович Циолковский. Он известен как оригинальный мыслитель, писатель-фантаст и провозвестник астронавтики и ракетодинамики. Константин Эдуардович считал, что наш мир можно объяснить лишь с космической точки зрения. Будущее мира – это освоение космоса людьми. Вся наша деятельность должна сосредоточиться на совершенствовании взаимодействия космоса и человека. Освобождение разумных организмов от зависимости в отношении их среды обитания – одна из главных задач эволюции. Константин Эдуардович думал, что освоение космоса сможет объединить людей в цельное государство. Существует ряд философских принципов, на которые опирался Циолковский. Русский космизм до сих пор их исповедует. Таких принципов четыре. Рассмотрим их в порядке важности: Панпсихизм (признание чувствительности Вселенной). Монизм (материя едина, и её свойства одинаковы). Принцип бесконечности (сила космического разума и Вселенная бесконечны). Принцип самоорганизации (Вселенная сама выстраивает собственную структуру).

Ноосфера Вернадского Многие идеи русского космизма были сформулированы Владимиром Ивановичем Вернадским. Он был не только выдающимся естествоиспытателем, но и значительным мыслителем, а также основателем учения о биосфере и её переходе в ноосферу. В. И. Вернадский и другие представители такого направления, как космизм русский, считали, что с помощью науки человечество сможет подчинить себе вселенную и стать ответственным за её судьбу. Это можно объяснить тем, что «научная работа станет проявлением геологической деятельности человека, а это создаст особое состояние биосферы и подготовит её к переходу в ноосферу». Последнюю мыслитель понимал как сферу расширения разумной деятельности людей, направленной на поддержание жизни на планете в рамках биосферы, затем в околосолнечном пространстве и в итоге уже за его пределами. По мнению В. И. Вернадского, сама эволюция подготовила вступление человечества в эпоху ноосферы. А главное условие этого перехода – объединение созидательных условий для повышения общего уровня благосостояния людей.

Солнечная активность Чижевского Русская философия, русский космизм получили существенный толчок в развитии благодаря работе Александра Леонидовича Чижевского, в которой речь шла о влиянии солнечной активности на историю человечества. Учёный считал, что революционные потрясения происходили в периоды наибольшей активности Солнца. Это явление повторяется с интервалом в 11 лет. В свою очередь, одиннадцатилетний цикл состоит из 4 периодов: Минимальная возбудимость (3 года). Рост возбудимости (2 года). Максимальный подъём возбудимости (3 года). Понижение возбудимости (3 года). Теории Чижевского о влиянии солнечных бурь на поведение конкретных людей и социальные явления и сейчас имеют очень широкое распространение.

 

33. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ СОВЕТСКОГО И ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДОВ:Флоренский, Шпет, Гумилев.

XX век – очень сложный для России период, в течение которого она пережила многочисленные потрясения. По этой причине и история русской философии XX века неоднородна. В соответствии с периодами истории России принято выделять философию Серебряного века, советскую и постсоветскую философию.

Несмотря па господство марксизма, в Советской России, разу­меется, существовали и иные философские учения. Но их сторон­никам приходилось либо скрывать свои убеждения, либо распла­чиваться за них долгими годами гулаговской каторги.

Яркий пример — судьба религиозного философа П.А. Фло­ренского (1882—1937). Церковь понимала, что большевизм — это реальность и пе считаться с этим невозможно. Так, священник и профессор Павел Флоренский после закрытия Московской ду­ховной академии начинает заниматься наукой — исследовать электрические поля и диэлектрики па службе в Главэлектро. Но от сапа священника, несмотря па требования властей, он не отка­зывается. Несколько раз его сажали в тюрьму — безрезультатно. В конце концов в 1934 (1935?) г. он получает десять лет лагерей, где его жизнь трагически обрывается.
В философии, как и в жизни, Флоренский был приверженцем церкви. Его учение восходило к идеям восточных христианских мистиков. Он выступал против рационализма в богословии. Разум считал противоречивым и ограниченным. Основу ограни­ченности разума составляет логический закон тождества, от ко­торого Флоренский предлагает отказаться. Одна из главных при­чин — то, что данный закон утверждает самотождествепность человеческого «Я». А значит — и его самодостаточность. Следст­вие этого — атеизм и эгоизм. В целом Флоренский выделял два типа познания — духовное и плотское. Первое, в отличие от вто­рого, пе нуждается пи в какой логике. Оно основано па вере (т.е. «выходе из себя» и «вхождении в Бога»), Вера выше разума. В ГУЛАГе Флоренский написал социологическую работу «Предполагаемое государственное устройство в будущем» (1933 г.). Ее основные идеи: отрицание демократии и формального равенст­ва; отрешение народных масс от политики, которая предназначена для избранных, отказ от многопартийности; лучшая форма прав­ления — монархия, где правитель — человек «пророческого скла­да», которому не надо быть «ни гениально умным., ни нравственно возвышаться над всеми», главное — создавать новый обществен­ный строй

JI.H. Гу­милева (1908-1992) - сына двух известных поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой. Ему, как и Л.Н. Гумилев обо­сновывает прин­цип культурного полицентризма, со­гласно которому в истории существо­вали и существуют, кроме европейско­го, и иные центры развития.
многим другим ученым, пришлось раз­мышлять о научных проблемах па холод- пых лагерных парах. Гумилев поддержи­вает евразийский принцип культурного полицентризма, согласно которому кроме европейского в истории существовали и существуют иные центры развития. Его теория основана па двух базовых идеях:
«этноса» и «пассионарности». Этнос — это любая историческая, национальная, родовая общность, имею­щая свое начало и конец. Этносы избирательно взаимодействуют между собой, что зависит от некой «комплементарности». У рус­ских она свободно складывалась с азиатами и крайне ослож­нение — с европейцами. И тут появляется главный вопрос: от чего зависит та или иная комплементарпость? По мнению Гумилева, от энергети­ческого влияния космоса, импульсы которого вызывают повы­шение активности этноса, что приводит к генетическим мута­циям и появлению «пассионариев» — особо одаренных людей. Эти люди вдохновляют нацию к созданию могущественных эт­носов и государственных образований. В России такое случи­лось в VIII—IX вв. (Киевская Русь) и XIII в. (Московская Русь). Вероятно, пе все положения теории Гумилева имеют равно­значную научную ценность. Но в свете открытий Чижевского ряд его идей приобретает особую значимость, в частности идея влия­ния космоса па социальные процессы.

Шпет Густав Густавович -(26.03[7.04].1879—16.11.1937), философ, историк, психолог. Родился в Киеве. Учился в Университете св. Владимира. Преподавал в Московском университете и др. высших учебных заведениях. В 1921 избран действительным членом Российской академии художеств. В 1923—1929 — вице-президент этой академии. В 1935 арестован, через 2 года приговорен к расстрелу за принадлежность к «офицерской кадетско-монархической повстанческой организации». Он был создателем Ин та научной философии,Вольной философской ассоциации творческой и вузовской интеллигенции (1919, Петроград), Кабинетаэтнической психологии, совместно с Г.Челпановым – Московского психологического ин-та. Им опубликованцелый ряд значительных исследований по истории западноевропейской философии; ему принадлежатисторико-философские очерки мировоззрения П.Д. Юркевича, П.Л. Лаврова, А.И. Герцена

 

Философское учение о бытии.

Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.

Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй – как идеальные.

Можно вычленить несколько периодов в трактовке бытия. Первый период – мифологическое истолкование бытия.

Второй этап связан с рассмотрением бытия «самого по себе» (натуралистическая онтология).

Третий период начинается с философии И. Канта. Бытие рассматривается как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека. В ряде направлений современной философии делается попытка переосмыслить онтологический подход к бытию, который исходит уже из анализа человеческого существования.

В истории философии первую концепцию бытия дали древнегреческие философы 6 – 4 веков до нашей эры – десократики. Для них бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом.

Небытие — отсутствие, отрицание бытия, несуществование вообще, несуществующая реальность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.008 с.)