Смысл и назначения человеческой жизни. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Смысл и назначения человеческой жизни.



Сущность человека определяет смысл человеческого существования. Понятие смысла жизни выражает сущность человека и осознание человеком этой сущности. Разумеется, че- ловеческая жизнь имеет свой реальный смысл, если человек и не осознает его. Однако чело- век всегда, так или иначе, правильно или неправильно, осознает суть своего существования, что придает этому существованию определенную осмысленность. Понимание реального, действительного смысла человеческого существования – необходимое условие действитель- но человеческой жизни, человеческого счастья. Философы по-разному видели смысл жизни. Так идеалистическая философия видит смысл жизни во внутренних переживаниях, изменениях, происходящих во внутреннем мире человека (субъективные и объективные идеалисты). Порой религиозная философия объявляет человеческое существование бессмысленным. Религиозная философия связывает смысл жизни с Богом, видя цель и оправдание земной жизни в потустороннем, в «вечной жизни» после смерти. Религиозный смысл жизни заклю- чается в достойном приготовлении и переходу в вечность. Земная жизнь сама по себе оказы- вается лишенной какого-либо другого смысла, она дана человеку в качестве испытания. Вы- держав испытание, станешь бессмертен в потустороннем прекрасном мире. Таким образом, цель существования – спасение бессмертной души. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подка- пывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут... Ищите же прежде царства божия и правды его...» - утверждает Евангелие от Матфея. «...В самом зените материального прогресса находить под- линный смысл своей жизни все-таки за гробом, а не здесь», - советовал патриарх Сергий1. С точки зрения А.Шопенгауэра, жизнь «существует не затем собственно, чтобы ею наслаж- даться, а чтобы ее переносить, отбывать»2. Светская философия либо подчиняет индивидуальное существование внеличностным целям, либо ищет смысл в проявлениях самой жизни. В первом случае жизнь личности под- чинена задачам общества, а смысл жизни человека выводится из общего исторического смысла существования общества. Такой вариант имеет место у Платона, Гегеля, Маркса и др. Другой вариант предпочли экзистенциальная школа и персонализм. Они настаивают на первичности индивидуального бытия и ищут смысл жизни в ней самой. Камю выразил кредо экзистенциализма так: «либо мы несвободны и ответ за зло лежит на всемогущем Боге, либо мы свободны и ответственны, а Бог не всемогущ». Порой экзистенциализм рассматривает человеческое существование как бессмыслен- ное, лишенное логики и разумности, случайное и преходящее. Венцом этих взглядов являет- ся заключение Э.Фромма о внутренней смерти живущего ныне человека. С точки зрения научного гуманизма, человек – это высший цвет материи, наиболее сложная из всех существующих в мире реальностей. Смысл его существования, поэтому на- ходится не в неких стоящих над человеком силах – идее, боге и т.п., а в самом человеческом существовании.

Важнейшая обобщенная потребность человека, человечества в целом – сохранение и всестороннее развитие его социальной жизни. Смысл человеческого существования поэтому - в преодолении всех препятствий к последовательному и полному развертыванию всех сто- рон человеческой природы, в том социальном устройстве общества, которое бы способст- вовало максимальному раскрытию и развертыванию всех «сущностных сил» (К.Маркс) каждого отдельно взятого индивида. Всеобщее в человеческой сущности придает космический, всеобщий характер смыслу человеческой жизни. Человек действует на арене бесконечного мира. Преобразующий способ его существования, являющийся высшей формой активности материи, ставит человека в практическое отношение не только к вещам, с которыми он непосредственно взаимодействует, но и к бесконечному миру как целому. Животное приспосабливается к среде и тем самым не противопоставляет себя бесконечному миру, человек преобразует мир и поэтому противо стоит бесконечному миру. Бесконечное и вечное в человеке проявляется, таким образом, через творческую деятельность человека. Человек становится в отношение к бесконечному как особенное, социальное существо, как субъект труда, общения, сознания. Его всеобщая творческая природа выражается, прежде всего, через социальную деятельность общественного существа, непрерывно создающего свою общественную жизнь, осуществляющего социальную историю. Наконец, человек всегда есть также индивидуальное существо, индивидуум, наиболее индивидуальное из всех материальных образований в мире. Человек – конкретное единство всеобщего, особенного и индивидуального, неповторимая и уникальная в этом единстве живая человеческая личность. Индивидуальность человека – сложная и интереснейшая философская проблема. Субъективный идеализм и религия, абсолютизируют индивидуальность человека, превращают ее в некую перегородку между людьми, полностью изолирующую людей друг от друга. С точки зрения экзистенциализма и религиозной философии человек – замкнутая духовная монада, открытая только Богу. С точки зрения научного гуманизма индивидуальность – это не только и не просто своеобразие, несходство человеческих существ. Абсолютизируя индивидуальность, идеа- лизм и религия тем самым превращают ее в нечто бессодержательное и пустое. Индивиду- альное и неповторимое – это, прежде всего, аккумулят всего особенного и всеобщего. Богат- ство человека как индивида возникает и формируется не вопреки общему социальному опы- ту, а прежде всего благодаря его усвоению и личному вкладу в его обогащение. Величие ин- дивидуальности великих художников, музыкантов, композиторов, поэтов, писателей заклю- чается не в каком-то их абсолютном несходстве с другими людьми, а, прежде всего, в том, что человеческий труд, ум, страсть, любовь, гуманизм, воля были выражены в них в наи- большей степени. Значение индивидуальности великих людей состоит в том, что они выра- жают исторически конкретные потребности, интересы, чувства, взгляды людей, классов, со- циальных групп, тенденцию социального прогресса. Индивидуализация бытия – это всеобщая закономерность развития, обусловленная за- кономерностью аккумуляции результатов предшествующего развития; индивидуализация бытия является прямым, а не побочным продуктом развития всего особенного и всеобщего содержания бытия. Итак, одного ответа на вопрос о смысле жизни не существует. Каждая эпоха и каждая культура предлагают свой вариант ответа, свой идеал человека и совершенной, осмысленной жизни. Несмотря на богатство культурного опыта предшествующих поколений, каждому человеку приходится самостоятельно искать ответ на этот вопрос. Чаще всего философские рассуждения о смысле жизни связаны с понятием свободы. В современной культуре ценность свободы признается как одна из фундаментальных. Однако, признавая свободу человека в теории, на практике современная цивилизация отрицает ее. Свобода налагает определенные обязательства, она сопряжена с трудностями, поэтому чело- век часто не хочет быть свободным. Современный человек действует ради успеха, власти, денег, но только не ради самого себя и своей свободы. Он бежит от свободы в царство сурро- 119 гатов, а его подлинная личность заменяется псевдоличностью. Выбирая суррогаты, человек думает, что свободен, но на деле, напротив, удаляется от свободы. Феномен «бегства от свободы» в современном мире описал ученик Фрейда Э.Фромм (1990-1980). Несмотря на то, что современная философия центрирована на идее свободы, она по- прежнему остается величайшей проблемой. То, во что превращен человек реальной социаль- ной практикой ХХ в., совершенно противоположно идеалу, задаваемому культурой. Только в философских размышлениях человек предстает творцом самого себя, маленьким богом в собственном мире. Такой гуманистический взгляд на самого себя и определяет самопережи- вание человека XXI в. Ты есть то, что ты о себе думаешь, твоя мысль творит твою действительность. Еще Н.А.Бердяев писал, опережая свое время: «Свобода есть мощь творить из ничего, мощь духа творить не из природного мира, а из себя». Свобода есть внутренняя творческая энергия человека – такова бердяевская трактовка свободы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.005 с.)