Философия ценностей, Р.Г. Лотце, П. Лапи, М.Шелер 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия ценностей, Р.Г. Лотце, П. Лапи, М.Шелер



Г. Лотце о ценностях. "Ценность" как философская категория вошла в философию в качестве самостоятельной категории в 60-х годах XIX века. Этот процесс соотносится с трактатом немецкого философа Г. Лотце "Основания практической философии" и с его сочинением "Микрокосм". По его мнению, надо четко разграничивать мир явлений и мир внутренних ценностей. Добро, например, нельзя включать в круг природно-естественных явлений. Лишь "царство целей" есть обитель ценностей. Мир ценностей обладает не просто действительным существованием как нечто достодолжное, но является "самым действительным из всего на свете". Пытаясь, по-видимому, снять выступившую у него явно противоположность мира фактов и мира ценностей, он указывал также на собственную ценность вещей, улавливаемую нашей способностью чувствовать. Заслуга его в постановке (а не решении) вопроса о соотношении объективного и субъективного в ценностях, а главное - в возведении понятия "ценность" в круг основных категорий философии.

В «Метафизике» (поздний вариант — 1879) метафизика членится Л. традиционно (при отвлечении от филос. теологии) на онтологию, космологию, психологию. Л. в общем и целом принимает механическую интерпретацию природы. Он отказывается признавать какой-то особый виталистский принцип, обусловливающий функционирование организма. Механическая интерпретация природы предполагает существование отдельных вещей, находящихся во взаимодействии. Но, по Л., взаимодействие возможно только между членами органического единства. А постоянство каждой вещи по отношению к своим изменчивым состояниям можно постичь по аналогии с отношением души, или единства сознания — к своим состояниям. Можно поэтому говорить не только о концепции природы как органического целого, но и об идее вещей как в некотором отношении психических или духовных сущностей. Механическая каузальность, воспринимаемая наукой как таковая, есть в действительности Божественная деятельность. Но личностный Бог — это не Абсолют, в отношении к которому вещи суть лишь модификации Божественной субстанции. Каждая вещь есть центр деятельности и существует «для себя». Бог выражает себя в мире путем реализации ценностей, реализации морального идеала. Мы можем приобрести знание этих ценностей опытным путем. Даже наша вера в бытие Бога зиждется в конечном счете на моральном опыте и постигаемых в этом опыте ценностях. Этот же опыт лежит в основе нашего убеждения, что мир не может быть лишь механической системой. Т.о., метафизическая интерпретация мира должна опираться на опыт, а не на последние основания мышления или какие-то самоочевидные истины. Философия отказывается от возможности последнего постижения мира и довольствуется реакцией всего человека на «чудо действительности».

Г. Лотце возвел по нятие «ценность» в ранг философской категории и четко обозначил область философии, которую он определил как «мир внутренних ценностей», проти- вопоставив его «миру явлений»: «Для человеческого разума пропасть разде- ляет мир ценностей от мира явлений Притом, следуя за Кантом, он утверждает, что «неколебимое убеждение в существо- вание неразрывного единства между обоими мирами сочетается у нас с осознанной верой в невозможность его познания». Такое деление соответствует у Г. Лотце делению на «царство средств» и «царство целей. Таким образом, в понимании «мира ценностей» он ис- ходит из Канта, у которого «царство целей» и есть обитель ценностей: «В царстве целей всё имеет или цену, или достоинство». По взглядам Лотце, все ценности представляемых предметов «мы схва- тываем только чувством удовольствия или неудовольствия». В этой связи нельзя не вспомнить, что чувство удовольствия или неудовольст- вия, с точки зрения Канта, — способность души, лежащая в основе одной из высших познавательных способностей — способности суждения, имеющей априорный принцип «целесообразность».

«Материалистическая этика ценностей» Макса Шелера ( 1874 - 1928) является подтверждением связи аксиологии и философии, - она предстает органичной частью оригинального философского учения, сочетающего в себе идеи феноменологии, антропологии, философии жизни.

Уже в ранний период творчества М. Шелер не удовлетворялся теистическими идеями какой-то одной христианской конфессии, и это стимулировало его к разработке собственной точки зрения на Бога, на соотношение Бога и человека, что наиболее ярко проявляется во втором периоде его деятельности.

По Шелеру ценности есть специфические сущности. В мире первоначально выделяются два рода бытия – бытие вещей и бытие благ, и лишь затем мы открываем, чувствуем в них ценности.

Остановимся более подробно на данном утверждении философа. Его позиция не совсем ясна, и это порождает возможности различных интерпретаций. Так, Н. Лосский считал, что М. Шелер под ценностями понимал качества, но «это качество не вещи (как, например, голубость есть качество неба), а качество блага

 

53. Антропология философская, культурная и медицинская. Трактовка человека в научной и философской традициях.

Философская антропология — философская концепция, опирающаяся на труды Макса Шелера, которая охватывает реальное человеческое существование во всей его полноте, определяет место и отношение человека к окружающему миру.

Человек является сложной целостной системой, которая, в свою очередь, является компонентом более сложных систем — биологической и социальной. Смысл проблемы антропологии можно охарактеризовать вопросом: «Как же исторически формировался человек как существо биосоциальное?»

Философская антропология является весьма влиятельным течением философской мысли в XX в. В центре внимания этого течения — проблема человека, а основная идея — создание интегральной концепции человека.

Яркие представители:

— М. Шелер;

— А. Гелен;

— Г. Плеснер;

— Э. Ротхаккер.

Философская антропология, объявив себя основополагающей философской дисциплиной, пытается на основе тех или иных особенностей человека найти способы постановки и решения всех философских проблем.

В отличие от рационалистических учений, философская антропология вовлекает в сферу исследования душевно-духовную жизнь человека (эмоции, инстинкты, влечения), что зачастую приводит к иррационализму: представители данного направления абсолютизируют эту сторону внутреннего мира человека, умаляя разумное начало.

Основная линия этого течения — поиски антропо-биологических оснований человеческой жизнедеятельности, культуры, нравственности, права, социальных институтов. Общественная жизнь сводится к межличностным отношениям, которые основаны на естественных симпатиях людей.

Культурная (социальная, социально-культурная) антропология – это наука, изучающая культуру и структуру первобытных, традиционных и современных обществ.

Культурная антропология является одним из основных направлений системы знаний, объединенных общим названием «антропология», наряду с физической, философской, религиозной и др. В центре внимания культурной антропологии, как и других направлений антропологии, находится человек, который рассматривается в контексте культуры. Логика культур-антропологического исследования такова: чтобы познать человека американского общества, необходимо изучить американскую культуру; чтобы познакомиться с японским национальным характером, надо освоить японскую культуру. Название «культурная антропология» в большей степени связано с американской научной традицией, в Великобритании эта область научных знаний носит название «социальная антропология». В некоторых европейских странах, в том числе и в России, ее называют этнографией (этнологией). В последние годы все больше утверждается точка зрения о близости социальной и культурной антропологии и этнологии. Часто используется понятие «социально-культурная антропология». Между этнологией и культурной антропологией упор делается не на том, что их разделяет, а на том, что их объединяет.

Предметом культурной антропологии являются закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культуры. Более конкретно основные предметные области культурной антропологии можно сформулировать следующим образом:

взаимодействие культуры и природы;

взаимодействие культуры и общества;

взаимодействие культуры и личности;

взаимодействие между культурами.

В зависимости от выделенных областей формируются различные направления культурной антропологии. Первое направление – экологическое – изучает влияние природных условий, а также природы самого человека на культуру. Второе направление – социальная антропология – рассматривает культуру в социальном контексте, при этом исследуется культура различных социальных общностей и групп, социальных институтов и социальных организаций. Данное направление культурной антропологии сближается с социологией, но сохраняет свою специфику

Третье направление, носящее название психологической антропологии, изучает закономерности и механизмы овладения человеком культурой, проблемы социализации и инкультурации личности в различных обществах, измененные состояния сознания; этнографию детства и др. Четвертое направление – символическая антропология – изучает проблемы межкультурного общения, межкультурной коммуникации, особенности социокультурной адаптации человека к чужой культуре и др.

Медицинская антропология - это область знания, возникшая на границах социальной, культурной и биологической антропологии, чтобы объяснить те факторы, которые влияют на здоровье и благополучие индивидов и социальных групп, а также сделать очевидными те культурные различия, которые существуют в разных человеческих обществах по поводу представлений о болезнях и способах их распространения, практик их лечения и профилактики, а также социальных институтов, которые возникают в связи с этим.

Корни медицинской антропологии уходят в исследования медицинских культур (культур врачевания и охраны здоровья), предпринимавшихся еще первыми социальными антропологами конца XIX в.

Медицинская антропология представляет собой междисциплинарную область знания о социокультурных аспектах здоровья и болезни. В качестве университетской учебной дисциплины в странах Северной Америки и Западной Европы она развивается уже с 1970-х гг. К концу ХХ в. медицинская антропология пришла в университеты стран Австралии, Латинской Америки, Азии и Африки. С первых лет XXI в. она появилась и в некоторых российских университетах. Как правило, изучение медицинской антропологии наиболее актуально для медиков, социальных антропологов и социальных работников, но в той или иной форме такого рода знания актуальны и для других студентов, обучающихся на социальных и гуманитарных факультетах.

Медицинская антропология, как и «общая», включает гуманитарное и естественнонаучное направления.

Предметом гуманитарного направления является проблема «тела, нормы, патологии, здоровья, болезнь и лечение в различных этнических, исторических, социальных и культурных обществах».

Теоретическим стержнем естественнонаучного направления является конституциология - учение о конституции человека как совокупности свойств организма, определяющих его реактивность и особенности индивидуального развития.

Естественнонаучное направление включает:

анатомическую антропологию,

физиологическую антропологию,

биохимическую антропологию,

психологическую антропологию.

Направления:

Биомедицинская антропология - основа профилактической медицины, изучающая изменчивость в границах нормы, факторы благополучия и риска.

Клиническая антропология - основа клинической медицины, изучающая изменчивость этиологии и патогенеза заболеваний в связи с изменчивостью конституциональных факторов. Ее приоритетами являются связи конституции и болезни.

В настоящее время в медицинской антропологии много внимания уделяется проблемам здоровья в связи с поиском грани «нормальное - патологическое». Все признаки нормального строения встречаются во множестве вариаций и определяют разную степень изменчивости в зависимости от пола, возраста и социального статуса. Поэтому задачей медицинской антропологии является всестороннее изучение нормальной изменчивости признаков морфологического типа человека, строения и закономерности их развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.017 с.)