Вопрос 2. Понятие, признаки, структура правопонимания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Понятие, признаки, структура правопонимания



При ответе обучающийся должен обязательно отразить следующие основные аспекты и привести их расширенное обоснование:

- право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо смыслом;

- правопонимание - это процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающей в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению (В.И. Леушин, В.Д. Перевалов);

- субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек;

- объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного государства и общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы;

- содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым. Правопонимание может быть полным или ограниченным, правильным или искаженным, положительным или отрицательным;

- причины большого количества теорий (школ) права следующие:

- правопонимание как результат целенаправленной мыслительной деятельности человека субъективно. Поэтому процесс познания права и его восприятия может приводить и приводит к различным положениям;

- теории о праве связаны с различными философскими воззрениями;

- теории о праве возникают на различных этапах развития общества, каждый из которых выдвигает свои проблемы, отражаемые к теории;

- теории отражают мнения различных социальных сил, у которых свои представления о правовом регулировании общественных отношений;

- на правопонимание значительное влияние оказывают национальные, религиозные и иные традиции, существующие в той или иной стране;

- тип правопонимания - это определенный образ права, характеризуемый совокупностью наиболее общих теоретических признаков права и наиболее общих признаков практического (ценностного) к нему отношения (А.В. Поляков);

- вывод о том, что с точки зрения нормативной концепции право есть содержащаяся в текстах законов и подзаконных актов система норм, установленных и охраняемых от нарушений государственной властью.

Социологическая концепция права, по мнению Лейста, основана на понимании права как «порядка общественных отношений в действиях и поведении людей». То есть, в социологической концепции акцент переносится с содержания юридических правил на практику их действия и практическую реализацию.

С позиций философской школы право рассматривается как форма общественного сознания. Слова закона остаются на бумаге, если они не вошли в сознание и не усвоены им. Закон не может воздействовать на общество иначе как через сознание (массовое правосознание, официальное правосознание). Поэтому право (в соответствии с данной концепцией) - не тексты закона, а содержащаяся в общественном сознании система понятий об общеобязательных нормах, правах, обязанностях, запретах, условиях их возникновения и реализации, порядке и формах защиты.

 

Вопрос 3. Общая характеристика

Основных концепций правопонимания

Теории естественного права

При ответе обучающийся должен обязательно отразить следующие основные аспекты и привести их расширенное обоснование:

- идея естественного права возникла еще в Древней Греции и в Древнем Риме и связана с именами Сократа, Платона, Аристотеля, греческих и римских стоиков, Цицерона, Ульпиана и других римских юристов. В эпоху средневековья она получила развитие в богословских сочинениях Фомы Аквинского;

- основные тезисы концепции естественного права:

1) естественно-правовая школа в своих воззрениях исходила из существования двух систем права - естественного и позитивного.

Признаки естественного права:

• принадлежность человеку с момента его рождения;

• неотчуждаемость (неотъемлемость) от человека;

• выражение наиболее существенных социальных возможностей человека.

В числе естественных разные авторы называют:

• право на жизнь (В.А. Кучинский, М.И. Ковалев, В.М. Чхиквадзе и др.);

• право на свободу (И.Л. Петрухин);

• право на равенство (А.Б. Венгеров);

• право на достоинство личности (Ф.М. Рудинский);

• право наличную неприкосновенность (К.Б. Толкачев);

• право на охрану здоровья (Н.С. Малеин);

• право на неприкосновенность частной жизни, на благоприятную окружающую среду (В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева);

• право на общение с себе подобными, на продолжение рода (В.К. Бабаев);

• право на собственность (А.О. Хармати);

• право на индивидуальный облик (М.Н. Малеина);

• право на безопасность, на сопротивление угнетению (B.C. Нерсесянц);

• право на добровольное объединение в союзы, на справедливый судебный процесс (Ю.И. Гревцов);

• право народов на определение своей судьбы: право наций на самоопределение, право прийти на помощь народу - жертве агрессии, право на эквивалент в экономических отношениях (С.С. Алексеев).

2) естественное право выступает критерием права позитивного,

3) по мнению представителей теории, такие нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права.

4) при реализации естественных прав имеются свои особенности: -естественные права реализуются непосредственно, т. е без какого бы то ни было правоприменительного акта; - реализация естественных прав осуществляется объективно, независимо от воли людей.

 

Историческая школа права

При ответе обучающийся должен обязательно отразить следующие основные аспекты и привести их расширенное обоснование:

- историческая школа сложилась в первой трети ХIХ века в Германии. Эта школа, наиболее крупными представителями которой были Г. Гуго, Г. Пухта и Ф. Савиньи, явилась выражением реакции на идеи естественной школы права и потерпевшей к тому времени поражение Великой французской буржуазной революции;

- основные идеи исторической школы права:

1) право - историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, стихийно;

2) право - это, прежде всего, правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от обычного права, которое произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания»;

3) представители этой теории, возникшей во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие «естественные» права человека.

 

Реалистическая школа права

При ответе обучающийся должен обязательно отразить следующие основные аспекты и привести их расширенное обоснование:

- реалистическая школа права возникла во второй половине ХIХ в. в Германии. Создателем этого направления является немецкий правовед Рудольф Иеринг (1818-1892);

- основные тезисы реалистической школы права:

1) право возникает и развивается под влиянием внешних факторов. Этими факторами являются интересы, двигающие человеком, заставляющие его ставить цели;

2) данные цели достигаются при посредстве права. Право существует только в виде позитивного. Государство есть сознательный творец права. Поэтому право есть защищенный государством интерес. Право как средство достижения цели выступает необходимым инструментом организации и развития общества;

3) в праве нет ничего неизменного, вечного. Оно постоянно меняется в соответствии с влиянием новых внешних факторов (интересов человека);

4) данная теория отрицает произвол. Только государственная власть на основе права (а это есть защищенный государством интерес) может применять принуждение по отношению к человеку;

5) в то же время каждый человек должен отстаивать свои интересы, права. Защита права - обязанность не только по отношению к себе, но и к обществу, государству. Отстаивая свои права, отстаиваешь тем самым нормы права, т.е. защищенный государством интерес.

Позитивистские теории права

При ответе обучающийся должен обязательно отразить следующие основные аспекты и привести их расширенное обоснование:

- одной из первых позитивистских теорий права в истории человечества считают легизм (это слово производно от слова закон). Легизм появился в Китае в IV-III вв. до н.э. Основателем и главным теоретиком легизма считают Шан Яна. Его философия управления базировалась на трех принципах: страна должна управляться по строгим и ясным законам; выполнение законов должно быть обеспечено; власть должна иметь возможность проводить законы в жизнь;

- основные положения нормативистской школы права:

нормативистская (абстрактно-нормативная) теория права является одной из разновидностей правового позитивизма. Она берет свое начало от «категорического императива» И. Канта как общеобязательного требования «чистой» воли, независимой от каких-либо внешних явлений. Под воздействием философии Канта она выступала в ХIХ в. как либеральная нормативная теория, использующая идеи естественной школы права и выводившая право из нравственности. Она способствовала упрочению законности и ограничению судейского усмотрения, выдвинула идею правового государства в смысле самоограничения власти законом;

- достоинства нормативистского подхода состоят в том, что он:

- фиксирует посредством норм права границы дозволенного и запрещенного поведения;

- указывает на прямую связь государства и права и на его общеобязательность;

- подчеркивает формальную определенность права, т.е. закрепление правил поведения в нормативно-правовых актах государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 2661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.012 с.)