Вопрос 5. Социальная ценность права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 5. Социальная ценность права



 

При ответе обучающийся должен обязательно отразить следующие основные аспекты и привести их расширенное обоснование:

- ценность права для общества состоит в том, что оно яв­ляется нормативной основой существования и развития об­щества. Право упорядочивает общественные отношения, вво­дит их в определенные рамки, приемлемые для всех членов общества, придает общественным отношениям слаженность, регулярность, определенность;

- важно подчеркнуть роль права в отношении общества и государства. Здесь роль права, его ценность проявляются в том, что с помощью права общество подчиняет себе государ­ство, заставляет его функционировать в своих интересах, ибо с помощью права ставятся рамки деятельности государства, определяются его задачи, компетенция государственных ор­ганов. Основополагающая роль здесь принадлежит конститу­ции и другим основным законам, которые принимаются представителями общества. Этот аспект соотношения обще­ства и государства, подчиненности второго первому особенно важен в правовом демократическом государстве;

- ценность права для личности видится в том, что право способствует созданию и существованию условий для нормальной жизни любого члена общества, условий для всесто­роннего развития личности.

Ценность права для личности состоит в том, что оно за­крепляет различные права и свободы личности (личные, социаль­но-экономические, политические, культурные), которые выступают как средство удовлетворения тех или иных потреб­ностей и интересов личности (потребность в труде - право на труд, потребность в образовании - право на образование и т. д.), устанавливает систему их гарантий;

- вывод о том, что в ходе осуществления своих функций государство издает законы в той или иной сфере деятельности, принимает меры к их исполнению, в том числе и путем правоприменения, т. е. принятия конкретных индивидуальных решений на основе закона. Например, осуществляя правоохранительную функ­цию, государство устанавливает с помощью законов опреде­ленный правопорядок, в частности определяет перечень пра­вонарушений и меры принуждения за их совершение, опре­деляет систему правоохранительных органов и их компетен­цию, устанавливает с помощью закона процедуру применения принудительных мер.

 

Заключение

1. Право (в объективном смысле) - это система общеобязательных формально определенных норм - правил поведения общего характера, исходящих от государства или санкционированных им, направленных на регулирование общественных отношений и обеспеченных в своей реализации возможностью государственного принуждения.

2. Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).

3. Функции права непосредственно связаны с его действием, с реализацией свойств официально-властного регулятора общественных отношений.

4. Ценность права для личности видится и в том, что право охраняет личность и от самого государства, обладающего ог­ромной силой, ставит преграды неоправданному вмешатель­ству государства в личную жизнь гражданина (неприкосно­венность личности, жилища, тайна личной жизни и т. д.). Право ограждает личность от произвола государства, как ука­зано выше, даже в случаях совершения личностью правона­рушений путем установления различного рода процессуаль­ных гарантий, порядка уголовного преследования и т. д.

Заключительная часть семинарского занятия

 

В заключительной части занятия обобщаются результаты проведенной работы, отмечаются наиболее удачные ответы обучающихся, анализируются общие и частные недостатки, даются рекомендации по их устранению.

При оценке результатов работы обучающихся особое внимание обращается не только на правильность изложенного материала, но и на уровень общей эрудиции, корректность, умение участвовать в дискуссии, аргументировать свою позицию.

 

После объявления результатов занятия обучающиеся могут:

- уточнить теоретическое и прикладное значение изучаемой темы;

- выяснить, на совершенствование каких аспектов полученных теоретических знаний следует обратить внимание;

- определить, какие нормативные акты по изученной теме следует изучить максимально полно и точно;

- задать вопросы по пройденному материалу преподавателю;

- записать, какой основной и дополнительный материал по пройденной теме, а также по теме, предлагаемой для обсуждения на следующем занятии, необходимо изучить самостоятельно.

 

Темы для научных сообщений и докладов:

1. Право и мораль: аспекты взаимосвязанности и взаимовлияния.

2. Корпоративные нормы в системе социальных норм.

3. Соотношение обычаев и права.

 

Тестовые задания

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.005 с.)