Вопрос 5. Понятие пробелов в праве и способы их устранения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 5. Понятие пробелов в праве и способы их устранения



При ответе обучающийся должен обязательно отразить следующие основные аспекты и привести их расширенное обоснование:

- пробел в законодательстве - это полное или частичное отсутст­вие нормы права, необходимой для урегулирования общественных отношений, нуждающихся в правовом опосредовании, а также неопределенность норм права;

- способы устранения пробелов в законодательстве:

1. восполнение - принятие нормы права, устраняющей пробел;

2. преодоление - через использование аналогии (не допускается в уголовном и административном законодательстве), субсидиарного применения права;

- аналогия закона - решение конкретного дела (спора) при наличии пробела на основании сходной, наиболее близкой по содержанию нормы;

- аналогия права - решение конкретного неурегулированного пра­вом случая на основании общих начал и смысла законодательства (принципов права);

- вывод о том, что аналогия, используемая в правоприменительной деятельности, не ликвидирует пробелы в законодательстве. Решение дела по аналогии является обязательным для данного дела (для правовых систем, признающих прецедент источником права, ситуация вы­глядит более благоприятной и не применима к таким случаям).

Устранение пробела становится возможным лишь правотворческим путем. В то же время наивно полагать, что можно добиться беспробельного законодательства, к тому же, в условиях предос­тавления гражданам и их объединениям возможности действовать в соответствии с общедозволительным принципом правового ре­гулирования это оказалось бы излишним.

 

Заключение

1. Осуществляя управление обществом, государство издает нормы права. Но после правотворческой деятельности в правовом регулировании общественных отношений акцент переносится на реализацию права.

Реализация права - это осуществление правовых предписаний в правомерном поведении граждан, их организаций, органов государства.

3. Без процесса реализации право утратило бы смысл, поскольку предписания, содержащиеся в нормативных актах, относятся к сфере должного; а действительность, сущее - это то, каким образом и насколько полно правовые нормы проведены в жизнь.

Подвергая изучению правовую действитель­ность страны, внимание следует обращать не только на законодательство, но и на степень его реализации.

4. Применение права -это деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкрет­ных предписаний.

5. Все формы реализации права, так или иначе, связаны с толкованием, по­скольку правовые нормы носят общий, абстрактный характер, а применяются к конкретным ситуациям.

 

Заключительная часть семинарского занятия

 

В заключительной части занятия обобщаются результаты проведенной работы, отмечаются наиболее удачные ответы обучающихся, анализируются общие и частные недостатки, даются рекомендации по их устранению.

При оценке результатов работы обучающихся особое внимание обращается не только на правильность изложенного материала, но и на уровень общей эрудиции, корректность, умение участвовать в дискуссии, аргументировать свою позицию.

 

После объявления результатов занятия обучающиеся могут:

- уточнить теоретическое и прикладное значение изучаемой темы;

- выяснить, на совершенствование каких аспектов полученных теоретических знаний следует обратить внимание;

- определить, какие нормативные акты по изученной теме следует изучить максимально полно и точно;

- задать вопросы по пройденному материалу преподавателю;

- записать, какой основной и дополнительный материал по пройденной теме, а также по теме, предлагаемой для обсуждения на следующем занятии, необходимо изучить самостоятельно.

Темы для научных сообщений и докладов:

1. Понятие механизма правового регулирования.

2. Способы устранения пробелов в праве.

3. Аналогия закона и аналогия права.

4. Субсидиарное применение норм права.

 

Тестовые задания

1. Особой формой реализации права является его:

а) соблюдение;

б) исполнение;

в) использование;

г) применение.

 

2. Запрещающие нормы права реализуются в форме:

а) исполнения;

б) соблюдения;

в) использования;

г) применения.

 

3. На первой стадии применения права происходит:

а) юридическое квалифицирование;

б) установление фактических обстоятельств дела;

в) исполнение решения по делу;

г) вынесение решения по делу.

 

4. Отсутствие юридической нормы, регулирующей такие общественные отношения, которые по своему характеру не являются правовыми, называется:

а) мнимым пробелом;

б) первоначальным пробелом;

в) непростительным пробелом;

г) верно все вышеперечисленное.

 

5. Укажите, какой из ниже перечисленных признаков отличает акт применения права от иных видов нормативно-правовых актов:

а) его законность;

б) его письменная форма;

в) то, что он издается государственным органом;

г) то, что он имеет силу только для конкретного случая и на сходные случаи не распространяется.

 

6. К юридическому квалифицированию фактических обстоятельств дела не относится:

а) оценка установленных фактов на основе правовых норм;

б) выбор правовой нормы;

в) анализ правовой нормы;

г) вынесение решения по делу.

 

7. В зависимости от причин появления пробелы в праве подразделяются:

а) на действительные и мнимые;

в) на простительные и непростительные;

г) на объективные и субъективные.

 

8. Деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм в конкретных жизненных обстоятельствах путем вынесения индивидуальных правовых предписаний называется:

а) применением права;

б) использованием права;

в) соблюдением права;

г) исполнением права.

 

9. Укажите, с каким из утверждений вы согласны:

а) аналогия в уголовном праве допустима;

б) аналогия в гражданском праве допустима;

в) в форме исполнения реализуются управомочивающие нормы;

г) истечение срока действия правового акта называется косвенной отменой.

 

10. Укажите неверное утверждение. Непосредственной формой реализации права является:

а) использование права;

б) соблюдение права;

в) исполнение права;

г) применение права.

 

Задачи

Задача 1

Студентка Белова отметила, что соблюдение, исполнение и использование права относятся к формам реализации права. Студентка Попова - к видам (типам) реализации права, а студент Сидоренко сказал, что они относятся к видам правовых велений. Кто из студентов прав?

 

Задача 2

Студент Иванов сказал, что запрет, обязывание и дозволение относятся к видам реализации права. Студент Петров - к формам реализации права, а студент Сидоров сказал, что они относятся к видам правовых велений. Кто из студентов прав?

 

Задача 3

Кто является субъектом применения права: 1) дееспособное физическое лицо; 2) государственный орган или государственное должностное лицо; 3) только правоохранительные органы.

 

 


ЗАНЯТИЕ 10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 2509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.127 (0.015 с.)