Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные даты жизни и деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1592 — Ян Амос Коменский родился в Нивнице — Чехия. 1611—1614 — обучение в университетах. 1614—1620 — деятельность в Пршерове и Фульнеке, 1621—1628 — жизнь вне закона. 1628—1641 — первое пребывание в Лешно. 1641—1648 — путешествие в Англию и работа для Швеции. 1648—1650 — второе пребывание в Лешно. 1650—1654—деятельность в Венгрии. 1654—1656 — третье пребывание в Лешно. 1656—1670 — деятельность в Голландии. 1670 — Ян Амос Коменский скончался.
Основные работы 1631 — «Открытая дверь к языкам». 1657 — «Материнская школа» (написана в 1628 г.). 1657 — «Великая дидактика» (написана в 1632 г.). 1658 — «Мир чувственных вещей в картинках».
5.3. Школьное образование в XVII – XVIII вв. в Англии. Педагогические взгляды Джона Локка. Чтобы раскрыть специфику школьного образования в Англии в эпоху Просвещения, следует досконально изучить педагогическую систему Джона Локка (1632—1704) — известного английского философа и педагога, оказавшего серьезное влияние на последующее развитие философии и педагогики не только в Европе, но и во всем мире. Философ жил в эпоху английской революции, означавшей переход от доиндустриального к индустриальному типу производства, время глубинных перемен в жизни европейских народов, характеризующееся появлением новых условий для развития личности. Джон Локк родился в семье провинциального адвоката, участника революции. В школе получил схоластическое образование, потом в Оксфордском университете увлекся естественными науками, медициной, философией. По окончании университета стал домашним врачом и воспитателем внука лорда А. Шефтсбери — известного либерального политического деятеля. Основной педагогический труд Дж. Локка — «Мысли о воспитании», в котором автор рассматривал одну из важнейших проблем философии — сенсуализм, имеющую прямое отношение к педагогике. В своем труде «Опыт о человеческом разуме» философ выступил против концепции врожденности идей, которую провозглашали и пропагандировали церковь и философы-метафизики, концепции, имевшей большую поддержку в обществе. Дж. Локк, утверждая, что в душе человека нет врожденных идей, доказывал, что знания, идеи, принципы люди приобретают благодаря взаимодействию с предметами и обществом — средой, окружающей каждого человека. Источниками познания являются ощущения, т.е. впечатления, получаемые благодаря органам чувств. Это самая объективная ступень знания, исключающая сомнение. Знания, полученные человеком, не являются простым отражением окружающего мира. Знания вырастают из осмысления опыта, опыт является источником познания. Эти утверждения философа выразили новый и прогрессивный для его эпохи взгляд на человека и его воспитание. Если идеи врожденны, то ими предопределяется вся будущая жизнь ребенка, а воспитание ничего не в состоянии изменить. Отрицая врожденность идей (у новорожденных, например, пишет Локк, нет ни малейших признаков каких-либо идей), он отводил решающую роль в развитии человека воспитанию. Душа ребенка есть чистый лист бумаги, на котором можно написать все, что угодно, воск, из чего можно вылепить все. «Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, — добрыми или злыми, полезными или бесполезными — благодаря своему воспитанию. Именно оно и создает большие различия между людьми», — пишет Джон Локк [7]. Необходимо отметить еще одну особенность его рассуждений: философ никогда не считал воспитание способным изменить мир, как, например, французские просветители XVIII в. Существующий строй он считал вполне рациональным и нужно лишь укрепить его, дав разумное воспитание добродетельному буржуа. В области морали Джон Локк выступал с отрицанием врожденных нравственных принципов, справедливо утверждая, что человек не родится ни нравственным, ни безнравственным. Нормы морали приобретаются человеком в процессе жизни. Таким образом, не существует и врожденной порочности человека — излюбленного утверждения, насаждаемого церковью в эпоху Средневековья. Так как правила морали начинают внушать ребенку с самых ранних лет, создается впечатление, что они врождены. Взрослые, воспитываясь с детства в почтении к определенным принципам, считают, что они были наделены нравственными принципами от рождения, эти принципы являются вечными и неизменными. По мнению Дж. Локка, нравственные принципы возникают в результате опыта и воспитания и основным их критерием является полезность. Главным принципом нравственности является добродетель. Поэтому нравственный человек добродетелен, а добродетельный человек счастлив. В «Опыте о человеческом разуме» Дж. Локк предпринял попытку определить сущность добра и зла. По его мнению, «добром» мы называем то, что может принести удовольствие или продлить его, уменьшить страдания, а «злом» — то, что приводит к страданию, уменьшает удовольствие, лишает какого-то блага. «Счастье или несчастье человека является делом его собственных рук» и происходит от того, чего он предпочитает придерживаться в жизни — добра или зла. Отрицая врожденность идей, Локк в то же время признавал некоторое влияние на человека врожденных способностей: «Мы рождаемся на свет с такими способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь, но только упражнения этих сил могут сообщить нам умение и вести нас к совершенству» [7]. По мнению мыслителя, человек не может рассчитывать на то, чтобы полностью искоренить врожденные особенности ребенка, «сделать веселого человека задумчивым», «меланхолика веселым человеком». «Бог наложил определенную печать на душу» каждого ребенка, которая может быть слегка исправлена. Локк утверждал, что среда также влияет на развитие человека, но она неизменна, к тому же выход из определенной среды в другую нежелателен. Люди из народа, например, не могут себя, хорошо чувствовать в среде богатых, так как у них нет необходимого такта и манер. Люди приспособлены к условиям жизни, менять эти условия — дело ненужное и вредное Таким образом, не отрицая некоторого влияния наследственности и среды, Локк считал решающим в становлении ребенка как личности воспитание, оно преодолевает и влияние наследственности, и влияние среды. Первые два фактора признаются им пассивными, а воспитание, по его мнению, активно.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ (по Джону Локку). Философ рассуждал о том. Что воспитание способно сформировать особую «породу» людей — джентльменов. Основная цель воспитания — счастье человека, основывающееся на добродетели, «добродетель в прямом смысле является высокой и трудно достижимой целью воспитания». Она возникает не только под воздействием наставлений и бесед воспитателя, «весь труд и все искусство воспитания должны быть направлены к тому, чтобы вооружить душу добродетелью», до тех пор, пока молодой человек «органически не полюбит ее», тогда он будет видеть в ней свою славу и получать от нее удовольствие [7]. Воспитание добродетели дает возможность человеку достичь личного счастья и не препятствовать в этом другим. В душе ребенка следует закрепить понятие о Боге, делающем добро всем, кто Его любит и почитает. Так Локк связывал цели воспитания с сугубо земными делами, а не небесными, определяя счастье человека целью его жизни. Если счастье есть цель жизни человека, то оно должно быть и целью воспитания. Препятствием для достижения этой цели являются: телесное чувство неприятного; неверные, ложные суждения. Отсюда вытекает логичный вывод, что первой задачей педагога становится достижение крепкого физического здоровья воспитанника, умеющего разумно рассуждать и делать необходимые для жизни выводы. По мнению Дж. Локка, физическое воспитание имеет первостепенное значение, так как оно обеспечивает здоровье, которое необходимо для ведения дел и достижения благополучия. «Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире» [7]. Заботиться о здоровье нужно с раннего возраста ребенка; закаливать его, приучать не бояться холода. для этого обмывать его ноги ежедневно холодной, даже ледяной водой, не бояться, что обувь промокнет от луж. Пища должна быть самой простой, следует избегать пряностей; постель ребенка должна быть жесткой и здоровой, без изысков. Физическое здоровье поддерживается упражнениями в соблюдении режима жизни, благодаря спортивным занятиям и прогулкам. Хорошо поставленное физическое воспитание способствует выработке мужества и настойчивости. Важнейшими задачами воспитания педагог признавал выработкау характера, воли, нравственности, умственное развитие. Он давал родителям совет: «Ищите человека, который знал бы, как можно благоразумно сформировать характер мальчика; отдавайте его в такие руки, которые смогут... охранять его невинность, любовно поддерживать и развивать в нем хорошие начала» [7]. В воспитании характера особенно важны упражнения, опыт, положительный личный пример воспитателей и родителей. По мнению Дж. Локка, не стоит удовлетворять все желания ребенка, но нельзя и отказывать ему в естественных «законных» требованиях. Направлять поведение ребенка помогут в первое время «страх и уважение», а в более поздние годы воспитатель сможет влиять на поступки воспитанника благодаря любви и дружбе с ним. Рассуждения и поучения приносят мало пользы в воспитании; более действенными средствами являются упражнения и окружение ребенка. «Детей нельзя воспитывать правилами», приучение их делать что-то осуществляется практически, как только представится случай, «если возможно, сами создайте случай». Воспитателю необходимо помнить о том, что грубость и насилие следует исключить из обращения с ребенком. Кроткое, как бы случайное внушение, ласковый тон и добрые слова, не приказ, а напоминание помогут добиться результатов в воспитательной деятельности. Телесные наказания нежелательны, так как «рабская дисциплина создает и рабский характер»; они возможны лишь в исключительных случаях. Джентльмен, по мнению Локка, должен иметь твердую волю и сильный характер, но они должны быть подчинены разуму. «Высшая инстанция, к которой человек прибегает, определяя свое поведение, есть его разум... Поэтому в высшей степени важно тщательно заботиться о разуме, заботиться о том, чтобы правильно вести его в поисках знания и суждений» [7]. Цели воспитания определяют в развитии ребенка роль и место умственного образования. Ведь, по мнению Локка, мешает личному счастью человека ложное суждение. Автор трактата «О воспитании» резко критикует те знания, которые получили юноши в школьном и домашнем обучении, — схоластические, оторванные от жизни. Нужны такие знания, которые помогут воспитаннику успешно вести свои дела, устраивать личное счастье. Какие научные знания следует сообщать детям? Задача воспитания состоит не в том, чтобы дать основательное знание в любой науке, а в том, «чтобы дать такое развитие и предрасположение уму, которое в наибольшей мере сделало бы их способными к любой науке, когда они самостоятельно ею займутся» [7]. Это поможет подготовить воспитанника к самостоятельному добыванию знаний. Локк считал, что джентльмену необходимо изучение таких предметов, как чтение, письмо, рисование, родной и французский языки, география, математика, астрономия, хронология, этика, история, законоведение. Словесной форме обучения, по мнению философа, следует предпочесть обучение с опорой на чувственный опыт, ведь чувственные представления составляют основу для возникновения сложных понятий. Для получения верных суждений требуются нормально развитые чувства, что возможно при физическом здоровье. Здоровое тело — залог полноценного умственного развития. В методе обучения он предложил соблюдение определенных правил: 1. Ни один предмет, который дети должны изучить, не следует навязывать им, как нечто обязательное, не нужно превращать его в бремя. Все, что навязывается, становится тут же скучным для детей, даже если раньше это казалось им приятным. Детям хочется показать, что они свободны, «что их хорошие поступки исходят от них самих, что они самостоятельны и независимы». Если же они сами не проявляют такой готовности, следует их вначале расположить к труду и возбудить охоту к предстоящим занятиям, тогда «ребенок усвоит в три раза больше» того, что он делает неохотно или по принуждению. «Добейтесь того, чтобы не воспитателю приходилось звать учиться, а чтобы 'они сами просили его поучить их», тогда они станут чувствовать себя свободными в выборе и будут увлечены учебой так же, как игрой. 2. Нужно приучить детей господствовать над собою, чтобы они были способны в случае необходимости легко и с удовольствием переключаться на занятия новым предметом, даже если сильна увлеченность прежним. Ребенку нужно научиться «стряхивать с себя вялость и энергично приниматься за то, что указывает разум», перейти от интересного – к менее привлекательному. Нельзя давать ребенку привыкать к лени из-за нерасположения к какому-то предмету [7]. Важной стороной воспитания Джон Локк считал овладение ребенком ремеслами, трудовую закалку. Живопись, токарное, плотничное, столярное дело, садоводство и другие полезные ремесла заслуживают усвоения и совершенствования в них. Ручной труд, ремесло укрепляют здоровье, развивают ловкость и сноровку, а также служат развлечением после занятий умственным трудом. Люди, ведущие сидячую или кабинетную жизнь, должны иметь какое-нибудь упражнение, которое могло бы одновременно развлекать их душу и давать занятие телу. Отдых заключается не в безделье, а в перемене занятий. Копание земли, посадка деревьев и другие подобные и полезные занятия могут быть не меньшим развлечением, «чем любой праздный модный спорт». При выборе ремесла или другого ручного труда для воспитанника следует избегать принуждения, «ибо приказание и насилие часто вызывают отвращение». Нелюбимое дело ребенок захочет бросить, а если и будет заниматься им, оно принесет мало пользы. Дж. Локк считает необходимой частью обучения и воспитания джентльмена изучение бухгалтерии: хотя бухгалтерия не поможет нажить состояния, она нужна, чтобы его сохранить. Умение вести счета потребуется человеку в течение всей жизни. Таким образом, Локк развил новые педагогические идеи, которые могут быть кратко представлены следующим образом: — ребенок от рождения не несет в себе никаких врожденных идей и пороков; — все, что есть в сознании человека, получено им благодаря ощущениям и собственному опыту; — воспитание всесильно, только от него зависит, каким вырастет ребенок; — основная цель воспитания — счастье человека, опирающееся на добродетель; — здоровье ребенка — первая задача воспитания; — пример окружающих, упражнения ребенка действеннее всяких слов; — следует отказаться от принуждения в воспитании; — польза — вот принцип, которым следует руководствоваться в воспитании и обучении. Локк внес в педагогику новые принципы: · опыт как основа воспитания; · практицизм и рационализм в воспитании. Педагогические идеи Локка были изучены, критически осмыслены и развиты в работах французских просветителей XVIII в.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.130.228 (0.012 с.) |