Курс лекций по «истории педагогики» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Курс лекций по «истории педагогики»



Курс лекций по «Истории педагогики»

Разработчик к.п.н., доцент Савенко Т.Н.

Содержание

 

Тема 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах. 1

Тема 2. Школа и педагогическая мысль в средние века. 15

Тема 3. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XVII в. 23

Тема 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII век. 31

Тема 5. Школа и педагогика в странах Западной Европы в 17 – 18 вв. 41

Тема 6. Школа, педагогическая мысль России в XVII – XVIII вв. Ошибка! Закладка не определена.

Тема 7. Классики западноевропейской педагогики. 86

Тема 8. Становление системы образования в России и Беларуси в первой половине 19 века. 105

Тема 9. Педагогическая мысль в России и Беларуси во второй половине 19 в. 114

Тема 10. Движение за реформу школьного образования в Западной Европе и США в конце XIX – начале XX в. Ошибка! Закладка не определена.

Тема 11. Педагогические течения начала XX века. 124

Тема 12. Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 – 1945 гг. 134

Тема 13. Развитие системы народного образования в СССР с 1945 по 1991 г. 146

Тема 14. Школа и педагогика в Западной Европе и США во второй половине XX века. 155

Тема 15. Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века и на современном этапе. 162

 

 

Дидактика Я.А. Коменского

В отличие от дидактики как теории обучения свою «Великую дидактику» чешский педагог определяет как универсальное искусство всех учить всему, учить с верным успехом, быстро, основательно, приводя учащихся к добрым нравам и глубокому благочестию [7].

«Великая дидактика» выходит за рамки теории обучения, это, по сути, есть вся педагогика, включающая и образование, и воспитание. Основные педагогические положения книги необходимы родителям и учителям, ученикам и школам, государству и церкви.

Я.А. Коменский называет школу «мастерской человечности, мастерской гуманизма» [7]. Обучать детей целесообразнее в школах, а не в семье. «Как для рыб должны быть предназначены садки, для деревьев — сады, так для юношества — школы» [7]. Основное назначение школы состоит в том, чтобы распространить всеобщую мудрость. В школе всеобщей мудрости обучаются все всему, что нужно для настоящей и будущей жизни, в ней молодежь совершенствуется нравственно, поэтому школа является мастерской гуманности и истинной человечности. Это учреждения, где учащиеся готовятся к труду, к жизни, это «мастерские трудолюбия».

Однако для того, чтобы школа стала такой мастерской, в ней следует обучать не только наукам, но и нравственности, благочестию. Научное образование одновременно совершенствует разум, язык, руки человека.

Я.А. Коменский определил те конкретные принципы, которые нужно учесть при создании школ.

«Мы обещаем такое устройство школ, благодаря которому:

1. Образование должно получить все юношество, за исключением разве тех, кому Бог отказал в разуме.

2. Юношество обучалось бы всему тому, что может сделать человека мудрым, добродетельным, благочестивым.

3. Образование должно быть закончено еще до наступления зрелости.

4. Образование должно происходить весьма легко и мягко, как бы само собою — без побоев и суровости или какого-либо принуждения.

5. Юношество должно получить образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное.

6. Образование не должно требовать больших усилий, а должно быть чрезвычайно легким» [7, гл. XII, С. 2].

Должен быть установлен и внешний порядок в воспитании. Весь цикл воспитания и образования человека, по замыслу автора, должен распределяться на четыре периода по шесть лет каждый.

Ступени школьной системы:

1) материнская школа — для детства (до 6 лет);

2) школа родного языка, элементарная школа — для отрочества (до 12 лет);

3) латинская школа — для юношества (до 18 лет);

4) академия — для зрелости (до 24 лет) [7].

Материнская школа должна быть в каждом доме. Для нее Я.А. Коменский составил методическое руководство «Материнская школа» — наглядное наставление о том, как благочестивые родители частью сами, частью с помощью нянек должны заботиться о детях.

Второй ступенью системы школ, предложенной Коменским, является школа родного языка, которая должна быть в каждой общине.

В школе родного языка каждого нужно учить тому, без чего нельзя обойтись в жизни: уметь бегло читать на родном языке печатный или рукописный текст, уметь писать, считать и производить простейшие измерения; уметь петь. Ребенок будет усваивать этику, изложенную в виде подкрепленных примерами правил, которые он должен научиться применять; должен узнавать важнейшие исторические факты и элементарные сведения о государственной и экономической жизни. Дети здесь познакомятся с различными ремеслами.

После школы родного языка, обязательной для всех детей, Я.А. Коменский определил латинскую школу, которая должна быть в каждом городе. Здесь обучение следует начать также с родного языка, затем дети должны изучать еще какие-либо иностранные языки, физику, географию, естествознание, математику, традиционные «семь свободных искусств», мораль – все это составляло программу латинской школы. Каждый из шести классов имел свое название: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.

Самые одаренные выпускники латинской школы завершали свое образование в академии, которая имела обычные для того времени три факультета: богословский, юридический и медицинский.

Новое решение предложил Я.А. Коменский для организации обучения. Если в школе на протяжении веков с каждым учеником учитель занимался индивидуально, учащиеся приходили учиться, в разное время года и оставались в школе столько времени, сколько хотели, то Коменский нашел иную форму организации обучения – классно-урочную система, которая предполагала:

Ø неизменный состав учащихся одного возраста;

Ø проведение занятий в точно определенное время по расписанию;

Ø одновременную работу учителя со всем классом по одному предмету.

Занятия необходимо проводить ежедневно по 4—6 часов, после каждого часа – перерыв. «В предобеденные часы должны упражнять преимущественно ум, суждения, память, а в послеобеденные — руки, голос, стиль и жесты» [7].

Начинать обучение нужно в детстве: «образование человека нужно начинать в весну, т.е. в детстве, ибо детство изображает собой весну, юность — лето...» и т.д.

Я.А. Коменский рекомендует заниматься только в школе. По его мнению, на дом ничего не следует задавать, кроме того, что имеет отношение к развлечениям, так как школа называется «учебной мастерской», именно здесь и следует добиваться успехов в науке.

В «Великой дидактике» определены четыре основных общих требования к обучению:

1. Успешность обучения достигается при условии, если учить вещам раньше слов; начинать учить от простейших начал, доходя до сложных; учить по книгам, предназначенным для данного возраста

2. Легкость обучения достигается, если обучение начнется в раннем возрасте; учить следует от более легкого – к более трудному, от более общего – к более частному; ученики не должны быть перегружены знаниями, должны продвигаться вперед не спеша; изучаемое в школе нужно увязывать с жизнью.

3. Основательность обучения предполагает, что ученики станут заниматься действительно полезными вещами; последующее будет основываться на предыдущем; все материалы изучения должны быть взаимосвязаны, и все изученное будет закрепляться постепенными упражнениями.

4. Быстрота обучения возможна тогда, когда все преподается основательно, кратко и ясно; все происходит в неразрывной последовательности, когда сегодняшнее закрепляет вчерашнее, а занятия в классе ведет со всеми один учитель.

Одним из важнейших звеньев дидактики Коменского являются дидактические принципы, т.е. те положения общего характера, на которые

опираются обучение и учение и диктуют применение в обучении конкретных приемов и методов. Это следующие принципы:

· наглядность обучения;

· последовательность и систематичность обучения;

· прочность усвоения учебного материала;

· самостоятельность и активность учащихся в процессе обучения.

Наглядность обучения предполагает усвоение учащимися знаний путем наблюдений за предметами и явлениями, т.е. благодаря чувственному восприятию. Этот принцип вытекает из понимания Я.А. Коменским процесса познания вообще: начало познания — в ощущениях, в уме нет ничего, чего ранее не было в ощущениях. Сформирован принцип наглядности так: «...пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствам, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания» [7, Гл. XX, с. 6]. Для наглядности рекомендуется использовать прежде всего реальные предметы, организовав над ними наблюдение. Когда же это невозможно, нужно предложить учащимся или модель, копию предмета, или картинку, рисунок с его изображением. Итак, золотое правило дидактики — наглядность обучения.

По мнению великого дидакта, «ум в познании вещей идет постепенно», поэтому «обучение должно вестись последовательно» [7]. Это значит, что все последующее в обучении необходимо основывать на предыдущем, соединяя эти части раскрытием причины связей. Все, что запланировано, должно выполняться в свой срок, ведь «чтобы быстро попасть туда, куда хотят прийти, не столько необходимо бежать, сколько не отставать» [7]. Занятия должны быть заранее продуманы и спланированы на долгий срок.

В обучении следует соблюдать последовательность, продвигаясь:

· от более общего к более частному;

· от более легкого — к более трудному;

· от известного — к неизвестному;

· от более близкого — к далекому.

Учебный материал необходимо подавать в строгой системе, а не прерывисто и эпизодически. Пример такой подачи материала для обучения дан Я.А. Коменским в его учебниках.

Принцип прочности усвоения учебного материала не является новым в педагогике, еще Конфуций и древние греки считали необходимым добиваться прочности изучаемого в школе, для чего нужны постоянные упражнения и повторения. Отсюда известное еще с античных времен положение: повторение — мать учения. Но в средние века оно сводилось к зубрежке и формализму, а упражнения имели механический характер, напоминая дрессировку.

Я.А. Коменский считал упражнения полезными тогда, когда материал понят учеником: «Основательно внедряется в ум только то, что хорошо понято и тщательно закреплено памятью», «Ничего нельзя заучивать, кроме того, что хорошо понятно». А понятно будет то, что прошло через чувства: «Для ума чувства есть путеводитель к науке» [7]. Чувственное познание обеспечивает и прочность усвоения. Таким образом, добиваясь прочности знаний, учителю, прежде всего, нужно обеспечить возможность эффективного чувственного восприятия учебного материала.

Следующим условием, обеспечивающим прочность усвоения, являются упражнения в практической деятельности: «Тому, что следует выполнить, нужно учиться на деле». В то же время «правила должны поддерживать и закреплять практику» [7].

Для проверок того, насколько прочно усвоены знания, учителю следует проводить в четверти и в конце учебного года публичные испытания, на которых бы в соревнованиях определялись наиболее способные ученики.

Я.А. Коменский большое внимание в своей дидактике уделял самостоятельности и активности детей в учении. Обучать юношество – это не значит вбивать в головы учеников знания, нужно раскрывать способности понимать вещи. Автор этого дидактического принципа видел, что школа стремится к тому, чтобы научить ученика «смотреть чужими глазами», «думать чужим умом». Так, физику преподают, не демонстрируя эксперименты и выводя на их основании законы науки, а читая тексты, которые потом ученики зазубривают. По Коменскому, нужно чтобы «каждый ученик все изучал сам, собственными чувствами», обдумывал самостоятельно и применял знания на практике. Все, что изучается, должно приниматься учеником, как полезное для него. «Ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его ни 'учил, покажешь ему, какую это приносит пользу...» [7, гл. XVII, с. 44].

Самостоятельность ученика развивается тогда, когда он проникается серьезной любовью к предмету, а возбудить эту любовь предстоит учителю. Так как «семена знания» присущи всем людям от рождения, остается только побудить ученика к самостоятельности и руководить им.

Основные работы

1631 — «Открытая дверь к языкам».

1657 — «Материнская школа» (написана в 1628 г.).

1657 — «Великая дидактика» (написана в 1632 г.).

1658 — «Мир чувственных вещей в картинках».

 

 

5.3. Школьное образование в XVII – XVIII вв. в Англии. Педагогические взгляды Джона Локка. Чтобы раскрыть специфику школьного образования в Англии в эпоху Просвещения, следует досконально изучить педагогическую систему Джона Локка (1632—1704) — известного английского философа и педагога, оказавшего серьезное влияние на последующее развитие философии и педагогики не только в Европе, но и во всем мире.

Философ жил в эпоху английской революции, означавшей переход от доиндустриального к индустриальному типу производства, время глубинных перемен в жизни европейских народов, характеризующееся появлением новых условий для развития личности.

Джон Локк родился в семье провинциального адвоката, участника революции. В школе получил схоластическое образование, потом в Оксфордском университете увлекся естественными науками, медициной, философией. По окончании университета стал домашним врачом и воспитателем внука лорда А. Шефтсбери — известного либерального политического деятеля.

Основной педагогический труд Дж. Локка — «Мысли о воспитании», в котором автор рассматривал одну из важнейших проблем философии — сенсуализм, имеющую прямое отношение к педагогике. В своем труде «Опыт о человеческом разуме» философ выступил против концепции врожденности идей, которую провозглашали и пропагандировали церковь и философы-метафизики, концепции, имевшей большую поддержку в обществе. Дж. Локк, утверждая, что в душе человека нет врожденных идей, доказывал, что знания, идеи, принципы люди приобретают благодаря взаимодействию с предметами и обществом — средой, окружающей каждого человека.

Источниками познания являются ощущения, т.е. впечатления, получаемые благодаря органам чувств. Это самая объективная ступень знания, исключающая сомнение. Знания, полученные человеком, не являются простым отражением окружающего мира. Знания вырастают из осмысления опыта, опыт является источником познания. Эти утверждения философа выразили новый и прогрессивный для его эпохи взгляд на человека и его воспитание.

Если идеи врожденны, то ими предопределяется вся будущая жизнь ребенка, а воспитание ничего не в состоянии изменить. Отрицая врожденность идей (у новорожденных, например, пишет Локк, нет ни малейших признаков каких-либо идей), он отводил решающую роль в развитии человека воспитанию. Душа ребенка есть чистый лист бумаги, на котором можно написать все, что угодно, воск, из чего можно вылепить все. «Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, — добрыми или злыми, полезными или бесполезными — благодаря своему воспитанию. Именно оно и создает большие различия между людьми», — пишет Джон Локк [7].

Необходимо отметить еще одну особенность его рассуждений: философ никогда не считал воспитание способным изменить мир, как, например, французские просветители XVIII в. Существующий строй он считал вполне рациональным и нужно лишь укрепить его, дав разумное воспитание добродетельному буржуа.

В области морали Джон Локк выступал с отрицанием врожденных нравственных принципов, справедливо утверждая, что человек не родится ни нравственным, ни безнравственным. Нормы морали приобретаются человеком в процессе жизни. Таким образом, не существует и врожденной порочности человека — излюбленного утверждения, насаждаемого церковью в эпоху Средневековья. Так как правила морали начинают внушать ребенку с самых ранних лет, создается впечатление, что они врождены. Взрослые, воспитываясь с детства в почтении к определенным принципам, считают, что они были наделены нравственными принципами от рождения, эти принципы являются вечными и неизменными. По мнению Дж. Локка, нравственные принципы возникают в результате опыта и воспитания и основным их критерием является полезность. Главным принципом нравственности является добродетель. Поэтому нравственный человек добродетелен, а добродетельный человек счастлив.

В «Опыте о человеческом разуме» Дж. Локк предпринял попытку определить сущность добра и зла. По его мнению, «добром» мы называем то, что может принести удовольствие или продлить его, уменьшить страдания, а «злом» — то, что приводит к страданию, уменьшает удовольствие, лишает какого-то блага. «Счастье или несчастье человека является делом его собственных рук» и происходит от того, чего он предпочитает придерживаться в жизни — добра или зла.

Отрицая врожденность идей, Локк в то же время признавал некоторое влияние на человека врожденных способностей: «Мы рождаемся на свет с такими способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь, но только упражнения этих сил могут сообщить нам умение и вести нас к совершенству» [7].

По мнению мыслителя, человек не может рассчитывать на то, чтобы полностью искоренить врожденные особенности ребенка, «сделать веселого человека задумчивым», «меланхолика веселым человеком». «Бог наложил определенную печать на душу» каждого ребенка, которая может быть слегка исправлена.

Локк утверждал, что среда также влияет на развитие человека, но она неизменна, к тому же выход из определенной среды в другую нежелателен. Люди из народа, например, не могут себя, хорошо чувствовать в среде богатых, так как у них нет необходимого такта и манер. Люди приспособлены к условиям жизни, менять эти условия — дело ненужное и вредное

Таким образом, не отрицая некоторого влияния наследственности и среды, Локк считал решающим в становлении ребенка как личности воспитание, оно преодолевает и влияние наследственности, и влияние среды. Первые два фактора признаются им пассивными, а воспитание, по его мнению, активно.

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

(по Джону Локку).

Философ рассуждал о том. Что воспитание способно сформировать особую «породу» людей — джентльменов. Основная цель воспитания — счастье человека, основывающееся на добродетели, «добродетель в прямом смысле является высокой и трудно достижимой целью воспитания». Она возникает не только под воздействием наставлений и бесед воспитателя, «весь труд и все искусство воспитания должны быть направлены к тому, чтобы вооружить душу добродетелью», до тех пор, пока молодой человек «органически не полюбит ее», тогда он будет видеть в ней свою славу и получать от нее удовольствие [7]. Воспитание добродетели дает возможность человеку достичь личного счастья и не препятствовать в этом другим. В душе ребенка следует закрепить понятие о Боге, делающем добро всем, кто Его любит и почитает.

Так Локк связывал цели воспитания с сугубо земными делами, а не небесными, определяя счастье человека целью его жизни. Если счастье есть цель жизни человека, то оно должно быть и целью воспитания.

Препятствием для достижения этой цели являются: телесное чувство неприятного; неверные, ложные суждения.

Отсюда вытекает логичный вывод, что первой задачей педагога становится достижение крепкого физического здоровья воспитанника, умеющего разумно рассуждать и делать необходимые для жизни выводы.

По мнению Дж. Локка, физическое воспитание имеет первостепенное значение, так как оно обеспечивает здоровье, которое необходимо для ведения дел и достижения благополучия. «Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире» [7].

Заботиться о здоровье нужно с раннего возраста ребенка; закаливать его, приучать не бояться холода. для этого обмывать его ноги ежедневно холодной, даже ледяной водой, не бояться, что обувь промокнет от луж. Пища должна быть самой простой, следует избегать пряностей; постель ребенка должна быть жесткой и здоровой, без изысков. Физическое здоровье поддерживается упражнениями в соблюдении режима жизни, благодаря спортивным занятиям и прогулкам. Хорошо поставленное физическое воспитание способствует выработке мужества и настойчивости.

Важнейшими задачами воспитания педагог признавал выработкау характера, воли, нравственности, умственное развитие. Он давал родителям совет: «Ищите человека, который знал бы, как можно благоразумно сформировать характер мальчика; отдавайте его в такие руки, которые смогут... охранять его невинность, любовно поддерживать и развивать в нем хорошие начала» [7]. В воспитании характера особенно важны упражнения, опыт, положительный личный пример воспитателей и родителей.

По мнению Дж. Локка, не стоит удовлетворять все желания ребенка, но нельзя и отказывать ему в естественных «законных» требованиях. Направлять поведение ребенка помогут в первое время «страх и уважение», а в более поздние годы воспитатель сможет влиять на поступки воспитанника благодаря любви и дружбе с ним.

Рассуждения и поучения приносят мало пользы в воспитании; более действенными средствами являются упражнения и окружение ребенка. «Детей нельзя воспитывать правилами», приучение их делать что-то осуществляется практически, как только представится случай, «если возможно, сами создайте случай». Воспитателю необходимо помнить о том, что грубость и насилие следует исключить из обращения с ребенком. Кроткое, как бы случайное внушение, ласковый тон и добрые слова, не приказ, а напоминание помогут добиться результатов в воспитательной деятельности. Телесные наказания нежелательны, так как «рабская дисциплина создает и рабский характер»; они возможны лишь в исключительных случаях.

Джентльмен, по мнению Локка, должен иметь твердую волю и сильный характер, но они должны быть подчинены разуму. «Высшая инстанция, к которой человек прибегает, определяя свое поведение, есть его разум... Поэтому в высшей степени важно тщательно заботиться о разуме, заботиться о том, чтобы правильно вести его в поисках знания и суждений» [7].

Цели воспитания определяют в развитии ребенка роль и место умственного образования. Ведь, по мнению Локка, мешает личному счастью человека ложное суждение. Автор трактата «О воспитании» резко критикует те знания, которые получили юноши в школьном и домашнем обучении, — схоластические, оторванные от жизни. Нужны такие знания, которые помогут воспитаннику успешно вести свои дела, устраивать личное счастье.

Какие научные знания следует сообщать детям? Задача воспитания состоит не в том, чтобы дать основательное знание в любой науке, а в том, «чтобы дать такое развитие и предрасположение уму, которое в наибольшей мере сделало бы их способными к любой науке, когда они самостоятельно ею займутся» [7]. Это поможет подготовить воспитанника к самостоятельному добыванию знаний.

Локк считал, что джентльмену необходимо изучение таких предметов, как чтение, письмо, рисование, родной и французский языки, география, математика, астрономия, хронология, этика, история, законоведение. Словесной форме обучения, по мнению философа, следует предпочесть обучение с опорой на чувственный опыт, ведь чувственные представления составляют основу для возникновения сложных понятий. Для получения верных суждений требуются нормально развитые чувства, что возможно при физическом здоровье. Здоровое тело — залог полноценного умственного развития.

В методе обучения он предложил соблюдение определенных правил:

1. Ни один предмет, который дети должны изучить, не следует навязывать им, как нечто обязательное, не нужно превращать его в бремя. Все, что навязывается, становится тут же скучным для детей, даже если раньше это казалось им приятным. Детям хочется показать, что они свободны, «что их хорошие поступки исходят от них самих, что они самостоятельны и независимы». Если же они сами не проявляют такой готовности, следует их вначале расположить к труду и возбудить охоту к предстоящим занятиям, тогда «ребенок усвоит в три раза больше» того, что он делает неохотно или по принуждению. «Добейтесь того, чтобы не воспитателю приходилось звать учиться, а чтобы 'они сами просили его поучить их», тогда они станут чувствовать себя свободными в выборе и будут увлечены учебой так же, как игрой.

2. Нужно приучить детей господствовать над собою, чтобы они были способны в случае необходимости легко и с удовольствием переключаться на занятия новым предметом, даже если сильна увлеченность прежним. Ребенку нужно научиться «стряхивать с себя вялость и энергично приниматься за то, что указывает разум», перейти от интересного – к менее привлекательному. Нельзя давать ребенку привыкать к лени из-за нерасположения к какому-то предмету [7].

Важной стороной воспитания Джон Локк считал овладение ребенком ремеслами, трудовую закалку. Живопись, токарное, плотничное, столярное дело, садоводство и другие полезные ремесла заслуживают усвоения и совершенствования в них. Ручной труд, ремесло укрепляют здоровье, развивают ловкость и сноровку, а также служат развлечением после занятий умственным трудом. Люди, ведущие сидячую или кабинетную жизнь, должны иметь какое-нибудь упражнение, которое могло бы одновременно развлекать их душу и давать занятие телу. Отдых заключается не в безделье, а в перемене занятий. Копание земли, посадка деревьев и другие подобные и полезные занятия могут быть не меньшим развлечением, «чем любой праздный модный спорт».

При выборе ремесла или другого ручного труда для воспитанника следует избегать принуждения, «ибо приказание и насилие часто вызывают отвращение». Нелюбимое дело ребенок захочет бросить, а если и будет заниматься им, оно принесет мало пользы.

Дж. Локк считает необходимой частью обучения и воспитания джентльмена изучение бухгалтерии: хотя бухгалтерия не поможет нажить состояния, она нужна, чтобы его сохранить. Умение вести счета потребуется человеку в течение всей жизни.

Таким образом, Локк развил новые педагогические идеи, которые могут быть кратко представлены следующим образом:

— ребенок от рождения не несет в себе никаких врожденных идей и пороков;

— все, что есть в сознании человека, получено им благодаря ощущениям и собственному опыту;

— воспитание всесильно, только от него зависит, каким вырастет ребенок;

— основная цель воспитания — счастье человека, опирающееся на добродетель;

— здоровье ребенка — первая задача воспитания;

— пример окружающих, упражнения ребенка действеннее всяких слов;

— следует отказаться от принуждения в воспитании;

— польза — вот принцип, которым следует руководствоваться в воспитании и обучении.

Локк внес в педагогику новые принципы:

· опыт как основа воспитания;

· практицизм и рационализм в воспитании.

Педагогические идеи Локка были изучены, критически осмыслены и развиты в работах французских просветителей XVIII в.

Основные работы

1690 — «Опыт о человеческом разуме».

1693 — «Мысли о воспитании».

5.1. Движение просвещения во Франции. Педагогическое наследие Клода Адриана Гельвеция, Дени Дидро, Жан-Жака Руссо. «Ни одно имя не было окружено уже в XVIII в. таким ореолом славы, как имя Руссо. Он был самым знаменитым писателем Франции, Европы, мира. Все, что сходило с его пера, немедленно издавалось и переиздавалось, переводилось на все основные языки», — писал известный отечественный историк А.З. Манфред. Несмотря на такую широкую прижизненную известность Жан-Жака Руссо (1712 – 1778),

трудно назвать еще человека, который не только при жизни, но даже столетия спустя продолжал бы вызывать такие ожесточенные споры. Его объявляли опасным смутьяном, проповедником свободы, бунтарем, родоначальником всех революционных брожений, ниспровергателем устоев общества и т.д. и т.п. И в то же время великим гуманистом, великим педагогом, титаном мысли.

Руссо жил во Франции в эпоху, когда наступал закат королевской власти, но в народе еще жила вера в доброго и справедливого короля. Росло всеобщее недовольство мастеровых, бедноты городов; толпы их выходили с угрожающими возгласами на городские площади. Это было время накануне революции, вызванной определенными объективными причинами.

Крестьянство в XVIII в. составляло большую часть населения Франции, но оно было задавлено огромными налогами. В стране активно развивались мануфактуры, промышленность с преобладанием ручного труда. Франция находилась постоянно в состоянии войны с другими государствами, стремясь добиться гегемонии. Возрастали траты на содержание королевской власти: торжественный придворный церемониал, огромная свита, бесконечные празднества, пышность королевского двора, возвеличивание особы короля — все это было символом торжества абсолютизма. Народ стонал от произвола господ, поборов и повинностей, от беззаконий королевских чиновников: ни справедливости, ни правды нельзя было добиться в судах. Огромными были сословные привилегии, все это вызывало всеобщее недовольство. Вторая половина XVIII в. прошла в борьбе против абсолютизма. Народные массы, парламенты городов, часть аристократии выступили с требованием ограничения королевской власти. Все эти исторические реалии в полной мере находили отражение в деле образования, в развитии педагогических идей.

Школьное дело в XVIII и даже в начале XIX столетия все еще сохраняло черты Средневековья, и не только во Франции. В европейских странах школы были убогими и далекими от своего назначения. Школы для народа обычно не имели специальных зданий, а помещались на дому учителя или в мастерской ремесленника, который совмещал учительство и ремесло. В учителях были деревенский сторож, каменщик, токарный мастер, сапожник, которым нужен был приработок. При выборе учителя из подобных кандидатов предпочтение отдавалось тому, кто имел подходящее помещение для школы. Такому учителю и не требовались особые познания, гак как учение ограничивалось приобретением учеником навыков чтения и заучивания текстов катехизиса.

Известный педагог XVIII в. А. Дистервег так описывал методы школьного обучения в этот период: ученики один за одним подходили к учителю, он указывал букву и называл ее, ученик повторял название и т.д., так он постепенно за несколько лет выучивался чтению. Дети протяжно повторяли за учителем тексты из Священного Писания. Это было чисто механическое заучивание. Так же обучали пению: учитель пел псалмы несколько раз, потом их повторяли дети. В школьном образовании преобладали догматические методы.

Отсюда — невежество самых широких народных масс, даже обычная безграмотность была нередкой. О воспитании в школах просто не задумывались. Все это вызывало резкую критику состояния просвещения со стороны общественных деятелей, осознававших особую роль просвещения в судьбе всего общества.

Весь XVIII в. прошел в Европе под знаком идей Просвещения. Просвещение — широкое идейное течение, зародившееся во Франции, отражавшее интересы широких масс. Инструментом улучшения общества деятели Просвещения считали воспитание.

В XVIII в. появилось множество словарей по разным отраслям наук. Среди них – «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» Д Дидро. В ней впервые объяснялись такие слова, как «депутат», «деспотия», «конституция», «привилегия» и др. Чиновники, даже ремесленники, а не только аристократы, стали собирать библиотеки, книги. Начали читать даже кучера и горничные. Книги печатали в Голландии и Швейцарии и тайно перевозили во Францию. Запрещенную литературу власти сжигали, но она продолжала ввозиться и распространяться во Франции, что оказало существенное влияние на приближение революции. Крупнейшие представители французского Просвещения: Вольтер, Руссо, Монтескье, Гельвеции, Дидро. Они восприняли некоторые идеи Локка и дали им свое толкование и дальнейшее развитие. Просветители боролись за установление «царства разума», основанного на «естественном равенстве», за политическую свободу. Большое место в достижении этих целей, установлении нового общественного порядка отводили распространению знаний. Они мечтали о создании такого идеального общества, в котором не будет пороков, угнетения и насилия, резко критиковали существующую форму правления, церковь, мораль. Эта критика и превратила просветителей в идеологов французской революции конца XVIII в., хотя они не призывали к революционным действиям. Средством установления справедливого порядка, преобразования общества деятели Просвещения считали воспитание, просвещение.

Самым ярким и блестящим писателем и публицистом в замечательной плеяде просветителей был Жан-Жак Руссо.

Этот индивидуалист, сторонившийся людей, стал после смерти учителем восставших народных масс, их идеологом. Мысли философа и писателя были взяты на службу как революционными вождями, так и их противниками.

Жан-Жак Руссо родился в 1712 г. в Женеве (Швейцария) в семье французов. Он был выходцем из народных низов, его предками были крестьяне и ремесленники, а отец — часовых дел мастером. Рано лишившись матери, Жан-Жак рос как сирота, отец мало занимался им. Предоставленный самому себе, он увлекся чтением, «поглощая» книгу за книгой.

В 13 лет Руссо отдали обучаться ремеслу: вначале он был учеником клерка, но, оказавшись неспособным к этому делу, стал учеником в мастерской гравера, где тоже задержался ненадолго. На него кричали, не скупились на подзатыльники и однажды он решил покинуть мастерскую.

С 1728 г. начинается долгий период скитаний. Пешком, с посохом в руках, по проселочным дорогам юный Руссо обошел Швейцарию, Францию, Италию. Эти путешествия дали ему знание жизни, хотя и странствовал юный путешественник без определенной цели. Он был полон доверия к людям, улыбчив, пел, смеялся и необыкновенно быстро располагал к себе окружающих. Помогал ему и удивительный дар красноречия. В эти годы он перепробовал занятия самого разного рода.

Эта десятилетняя школа странствий определила многое в судьбе философа. Он познал жизнь не из книг, которых и до, и после своих путешествий прочел много, он познал реальную жизнь. В европейских государствах Руссо видел низкие, вросшие в землю хижины, где часто находил приют, измученных крестьян, чахлые посевы, бедность и убогость, но также видел и великолепные дворцы вельмож, которые он обходил стороной.

Крестьянская нужда, народные бедствия, сословное неравенство, то есть, сама жизнь, виденная им, стали основным источником его общественно-политических идей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 755; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.084 с.)