Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимодействие общества и техникиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Многие исследователи в области философии всерьез заинтересованы такими проблемами, как социальные последствия технического развития, формирование системы ценностей в индустриальном и постиндустриальном обществе, техническим образованием и воспитанием, взаимодействием общества и техники. Сегодня эти проблемы затрагивают интересы всего человечества. Французский социолог Ж. Эллюль в работе “Другая революция" так представляет себе влияние техники на жизнь человека: "Мы живем в техническом и рационалистическом мире. Природа уже не есть наше животное окружение. По сути дела, среда, мало-помалу создающаяся вокруг нас, есть прежде всего Вселенная Машины. Техника сама становится средой в прямом смысле этого слова. Техника окружает нас как сплошной кокон без просветов, делающий природу совершенно бесполезной, покорной, вторичной, малозначительной. Что имеет значение - так это техника. Природа оказалась демонтированной науками и техникой, техника составила целостную среду обитания, внутри которой человек думает, живет, чувствует, приобретает опыт. Все глубокие впечатления, получаемые им, приходят от техники. Можно сказать, что, по мнению французского социолога Эллюля и его сторонников, технический прогресс оказывает негативное воздействие и на окружающую среду, и на восприятие человеком окружающей среды. Техника, превращаясь в самостоятельную целостную среду обитания, преобразуя наше восприятие мира, вторгается даже в область искусства. Противоположную точку зрения занимает Х. Ортега-и-Гассет. В своей работе "Размышления о технике" он указывает: "жить - значит производить, творить, и, лишь постольку, поскольку последние действия невыполнимы без теории, созерцания, только в силу этих причин и только вследствие последних жизнь так же есть мысль, теория, наука..." [2, c.47]. С точки зрения Ортеги-и-Гассет назначение техники состоит в освобождении человека, которое позволит ему всецело быть самим собой. Взаимодействие техники и общества в своих работах рассматривал и М. Хайдеггер. В его работах техника представляет собой величайшую опасность для общества. Этот вопрос рассматривал также и немецкий философ К. Ясперс. Главными темами его философских размышлений являлись вопросы, связанные с изменением облика природы под воздействием техники, влияние технической деятельности человека на самого человека. По его мнению: "техника радикально изменила повседневную жизнь человека в окружающей его среде, насильственно переместила трудовой процесс и общество в иную сферу, сферу массового производства, превратила все существование в действие некоего технического механизма, всю планету - в единую фабрику". Техника направлена на то, чтобы в ходе преобразования всей трудовой деятельности человека, преобразовать и самого человека. Человек уже не может освободиться от воздействия созданной им техники. Эти концепции можно квалифицировать как негативные и пессимистичные. Диаметрально противоположную позицию по отношению к технике занимает В. И. Ленин. Прогресс техники, по мнению Ленина, в конечном итоге приводит к социальным преобразованиям. Техника оказывает воздействие на общество различными путями в различных формах. В зависимости от социально-экономических условий ее применения это воздействие претерпевает модификации - смягчается, амортизируется, или наоборот, усиливается, усугубляется. Само развитие техники испытывает мощное влияние экономических, политических и идейных институтов общества, которое может или стимулировать научно-технический прогресс, или тормозить его, модифицируя технические формы и задерживая их развитие в соответствии с экономическими или политическими целями того или иного класса. Техника воздействует на общество главным образом через повышение производительности труда, которое обуславливается развитием технических средств. Рост производительности труда привел к росту общественного богатства, к возникновению некоторого излишка совокупного общественного продукта, к частной собственности, а затем к общественному неравенству и классовому расслоению. Другим направлением воздействия техники на общество является специализация средств труда, служащая технической основой разделения труда. Третьим направлением воздействия техники на общество является мера замещения техническими средствами трудовых функций человека. Помимо основных факторов влияния техники на общество можно назвать так же и некоторые другие: форму технических средств, их структуру, материал, технологические методы воздействия. Все эти факторы, вместе взятые, характеризуют тот или иной уровень развития производительных сил общества. В значительной мере под воздействием техники преобразуется искусство, культура, быт. Техника влияет на мировоззрение человека, его психологию, мышление. С другой стороны и техника испытывает воздействие со стороны общества. Это воздействие определяется технологическим уровнем развития производства, организацией производства, социально-экономическими отношениями, хозяйственной политикой государства, экономическими и политическими отношениями между государствами и международным разделением труда. Техника развивается под воздействием общественных, в том числе и производственных потребностей, то есть переход от орудий ручного труда к машинной производственной технике диктовался всей совокупностью производственных, социально-экономических, технологических, научных предпосылок и требований. Можно сказать только то, что техника является только средством, а не способом, сама по себе она не является ни «хорошей», ни «плохой». Все зависит от того, что из нее сделает человек, чему она служит, на какие цели он ее направляет. Влияние техники на общество происходит в наше время не только через сферу материального производства. В значительной мере под непосредственным ее воздействием преобразуются система образования, искусство, культура, быт. Техника программированного обучения, например, обуславливает переворот в методах преподавания. Кино, радио, телевидение создали новые возможности для распространения культуры, вызвали к жизни новые виды и жанры искусства, оказали глубокое воздействие на всю духовную жизнь общества. Техника революционизирует и условия быта, влияет на мировоззрение человека, его психологию, мышление и т. д. С другой стороны и техника испытывает воздействие со стороны общества. Это воздействие определяется: · Технологическим уровнем развития производства; · его организацией; · социально-экономическими отношениями; · хозяйственной политикой государства; · экономическими и политическими отношениями между государствами и международным разделением труда. Техника развивается под воздействием общественных, в том числе и производственных потребностей, то есть переход от орудий ручного труда к машинной производственной технике диктовался всей совокупностью производственных социально-экономических, технологических, научных предпосылок и требований
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1093; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.65.198 (0.008 с.) |